Главная страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова


Утверждаю:

Ректор МГГУ им. М.А. Шолохова

Нечаев В.Д.

______________

«____»__________20__ г.


Основная образовательная программа
высшего профессионального образования


Направление подготовки

___________________050100 Педагогическое образование_________________
050122 Музыкальное образование________________

(профиль)

_____________________________Бакалавр_______________________________

(Квалификация, степень выпускника)

________________________________заочная________________________________

орма обучения)

СОГЛАСОВАНО:



Проректор по УР




Замолоцких Е.Г.

«_____»____________2012 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Декан факультета




Рапацкая Л.А.

«_____»____________2012 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Заведующий кафедрой




Рапацкая Л.А.

«_____»____________2012 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Заведующий кафедрой




Беляков С.В.

«_____»____________2012 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Заведующий кафедрой




Кудрявцев Б.Н.

«_____»____________2012 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Заведующий кафедрой




Овсянникова В.А.

«_____»____________2012 г.



личная подпись
          1. расшифровка подписи
          1. дата

Москва, 2012

1. Общие положения

1.1. Социальная роль (миссия), цели и задачи ООП. Профили
Конечным результатом освоения ООП является подготовка выпускника по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль 050122 «Музыкальное образование» к продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.
В рамках освоения ООП 050100 «Педагогическое образование» профиль 050122 «Музыкальное образование» нужно реализовать следующие задачи:

  1. вооружить выпускника знаниями в профессиональной области

  2. познакомить с современными информационными технологиями

  3. подготовить к применению инноваций в профессиональной деятельности

  4. научить осуществлять процесс обучения и воспитания учащихся как субъектов образовательного процесса средствами искусства.


1.2. Сроки освоения ООП по данному направлению
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль 050122 «Музыкальное образование» при очной форме обучения составляет 4 года. Для студентов, имеющих среднее профессиональное образование, срок освоения ООП при очной форме обучения составляет 3 года.
1.3. Трудоемкость ООП
Трудоемкость основной образовательной программы при очной форме обучения за учебный год равна 240 зачетным единицам.

Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавли­вается в объеме 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и вне­аудиторной (самостоятельной) учебной работы, а также факультативных дисциплин. Объем факультативных дисциплин не превышает 10 зачетных единиц за весь период обучения.

Объем аудиторных занятий студента при очной форме обу­чения не должен превышать в среднем за период теоретического обу­чения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и заня­тия по факультативным дисциплинам.

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не менее 7 -10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.


1.4. Требования к абитуриенту
Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное (музыкальное, музыкально-педагогическое) образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном (музыкальном, музыкально-педагогическом) образовании.

Он должен владеть необходимым объемом знаний и умений, соответствующих объему начального профессионального (музыкального) образования (ДМШ, ДШИ и др.) или среднего профессионального (музыкального, музыкально-педагогического) образования.

При приеме на ООП подготовки бакалавра Университет проводит вступительные испытания профильной творческой направленности. Перечень вступительных творческих испытаний включает творческий экзамен, позволяющий определить уровень подготовленности абитуриента в области владения навыками исполнительства: на музыкальном инструменте.


1.5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: образование, социальная сфера, культура.

Выпускник может осуществлять профессиональную деятельность с учетом профиля подготовки в следующих типах организациях и учреждений:


  • общеобразовательные учреждения (школа, гимназия, лицей)

  • дополнительного образования детей профильной направленности

  • средние профессиональные учреждения

  • структурные подразделения в учреждениях управления музыкальной культурой и искусства, в организациях сферы музыкальной культуры и искусства


Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: обучение; воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы


Виды и задачи профессиональной деятельности

Бакалавр по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль «Музыкальное образование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:



  • педагогической

  • культурно-просветительской

  • организационно-управленческой

  • художественно-творческой

  • научно-исследовательской

Бакалавр по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль «Музыкальное образование» должен решать следующие профессиональные задачи:

  • в области педагогической деятельности

  • преподавание в общеобразовательных учреждениях предметов в области музыкального искусства и культуры; преподавание в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе детских школах искусств предметов в области теории и истории музыкального искусства, ритмики, игры на музыкальном инструменте, хорового исполнительства; преподавание предметов в области теории и истории музыкального искусства и культуры, игры на музыкальном инструменте, хорового исполнительства в учреждениях среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также образовательных учреждениях педагогического профиля;

  • изучение образовательного потенциала обучающихся, их культурного и творческого развития, работа над профессиональным и личностным ростом обучающихся;

  • развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности и инициативы в процессе профессионального развития, способности к самообучению;

  • планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

  • применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически-сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий.

  • в области культурно-просветительской

  • изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности

  • организация культурного пространств

  • разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

  • популяризация знаний о музыкальной культуре, музыкальном образовании

  • в области организационно-управленческой

  • осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления образования и культуры, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих союзах и обществах;

  • участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов и др.).

  • в области художественно-творческой деятельности

  • участие в культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности;

  • овладение навыками репетиционной работы с творческими коллективами;

  • выстраивание драматургии концертной программы.

  • в области научно-исследовательской деятельности

  • в составе исследовательской группы или самостоятельно выполнение научных разработок в области музыкального образования, культуры и искусства ;

  • осуществление авторской деятельности в коллективных сборниках и монографиях;

  • выявление исследовательской задачи в области музыкального образования и культуры, проектирование основных этапов ее решения на основе научных методик;

  • использование ресурсного обеспечения научных исследований, овладение основными приемами нахождения и научной обработки данных;

  • использование результатов исследования в профессиональной деятельности.



Компетенции, формируемые в результате освоения ООП
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно-значимые философские проблемы;

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

способен логически верно строить устную и письменную речь

готов к взаимодействию с коллегами, в работе в коллективе

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, политической организации общества
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- педагогическая деятельность:




Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ПК ПедБ-00-М01

Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

ПК ПедБ-00-Н01

Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

ПК ПедБ-00-И01

Способен применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

ПК ПедБ-00-И02

Способен развивать у учащихся мотивацию к самостоятельной деятельности.

ПК ПедБ-00-И03

Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников.

ПК ПедБ-00-И04

Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

ПК ПедБ-00-И05

Способен осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

ПК ПедБ-00-И11

Готов анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования и просвещения, ориентироваться в вопросах развития и значения музыкально-образовательных учреждений, общественных музыкальных организаций для развития музыкальной культуры и образования;

ПКПедБ-22-М02

Готов внедрять прогрессивные достижения отечественной и зарубежной музыкально-образовательной теории, методики и практики в учебно-воспитательный процесс

ПКПедБ-22-И01

Способен разбираться в специфике различных видов музыкальной и художественной деятельности, направленной на развитие музыкальных и художественно-творческих способностей учащихся

ПКПедБ-22-И02

Способен разбираться в психологических механизмах творчества личности учащихся; в структуре музыкальных способностей, психолого-педагогических аспектах музыкально-исполнительской деятельности детей

ПКПедБ-22-И03

Способен реализовывать формы и приемы развития музыкального слуха, музыкального мышления и памяти, навыки музыкального интонирования, формировать основы нотной грамоты учащихся

ПКПедБ-22-И04

Способен к освоению основных компонентов художественно-педагогической деятельности учителя музыки, к реализации принципов, форм и методов музыкального и художественного образования, разбираться в методологических подходах к музыкальному образованию

ПКПедБ-22-И09

Способен к реализации содержания и методов музыкального образования в учебном процессе, к освоению средств и методов организации учебно-воспитательной работы со школьниками, к организации контроля за музыкальным развитием учащихся

ПКПедБ-22-И10

Готов к реализации содержания, форм и методов преподавания музыки в различных видах музыкальной деятельности

ПКПедБ-22-И11

культурно-просветительская



Знает отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности

ПК ПедБ-00-М02

Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности

ПК ПедБ-00-И08

Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

ПК ПедБ-00-И09

организационно-управленческая деятельность




Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

ПК ПедБ-00-И06

Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

ПК ПедБ-00-И07

Способен организовывать сотрудничество обучающихся или воспитанников

ПК ПедБ-00-И10

Готов управлять музыкальным коллективом (хором, оркестром, камерным, фольклорным ансамблем); понимать сущность, организационные формы и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в музыкальном коллективе

ПКПедБ-22-И07

художественно-творческая деятельность




Готов осуществлять на достойном художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность (сольную, хоровую, ансамблевую), создавать индивидуальную художественную интерпретацию произведения; разбираться в вопросах подготовки произведения к концертному исполнению;

ПКПедБ-22-И05

Готов к мобильному освоению разнообразного классического и современного репертуара, к постижению закономерностей исполнительской работы над произведениями различных эпох, стилей, жанров и форм

ПКПедБ-22-И06

Способен анализировать явления и произведения музыкального искусства в контексте культуры, разбираться в проблемах взаимодействия (диалога) и взаимовлияния культур

ПКПедБ-22-И08

Способен осмысливать развитие музыкального искусства в культурологическом контексте, во взаимосвязи со смежными видами искусства, литературы, общим развитием гуманитарного знания, в его отношениях с другими сферами человеческого бытия

ПКПедБ-22-М01

Способен разбираться в проблемах формирования и эволюции различных направлений, жанров, стилей, отечественной и зарубежной музыкальной культуры, средств музыкальной выразительности; разбираться в индивидуальных особенностях стиля ведущих композиторов

ПКПедБ-22-И12

Готов к освоению современных направлений отечественной и зарубежной музыки, новых систем композиторской техники; постижению стилевого многообразия музыки XX века и современности,

ПКПедБ-22-И13

Готов актуализировать значение народного музыкального творчества как значимой сферы духовной культуры народа, разбираться в стилях, жанрах, средствах выразительности музыкального фольклора, расшифровывать музыкально-фольклорные записи

ПКПедБ-22-И13

Готов использовать знания о гармонии и полифонии как значимых средствах музыкальной выразительности; разбираться в особенностях, теории и практике построения гармонических моделей (аккомпанемента к песням, распевкам, иллюстрации музыкальных фрагментов)

ПКПедБ-22-И14

Способен ориентироваться в вопросах строения музыкальных произведений, проблемах выявления соотношения формы и содержания сочинений, вопросов влияния образной стороны произведения на его структуру, применять методику анализа на примере образцов классического и современного музыкального искусства

ПКПедБ-22-И15

Способен глубже овладевать культурой инструментального исполнительства, разбираться в различных приемах звукоизвлечения, этапах работы над произведением; развитию артистических качеств; способами анализа и самоанализа исполнительской деятельности

ПКПедБ-22-И16

Готов к расширению навыков игры на дополнительном музыкальном инструменте, овладению произведениями различных эпох, стилей и жанров

ПКПедБ-22-И17

Способен выполнять функции концертмейстера, владеть навыками аккомпанимента, транспонирования, чтения с листа, разбираться в специфике сопровождения вокальных, хоровых и инструментальных произведений

ПКПедБ-22-И18

Разбирается в истории развития хоровых жанров, в специфике, функциях и художественно-выразительных средствах вокально-хорового исполнительства, его значения для формирования музыкальной культуры, музыкального-эстетического вкуса учащихся; способен применять методы хоровой аранжировки в работе с хоровым коллективом

ПКПедБ-22-И19

Способен дирижировать произведениями различных стилей, жанров, читать и исполнять различные типы и виды хоровых партитур; работать с партитурой для разных типов и видов хоров

ПКПедБ-22-И20



2. КМВ по данному направлению подготовки (см. приложение)

  1. БКУЗ (см. приложение)




  1. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

4.1. Учебный план подготовки бакалавров, составленный по циклам дисциплин, включает базовую и вариативную части (в соответствии с профилем подготовки), перечень дисциплин, их трудоемкость и последовательность изучения. Все модули учебного плана взаимосвязаны между собой (см. приложение).

4.2. Годовой учебный график (см. приложение)

4.3. Рабочие программы учебных дисциплин/ модулей (см. приложение)

4.4. Программы практик (см. приложение)


  1. Ресурсное обеспечение

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью. Преподаватели дисциплин направления и профильных дисциплин имеют ученые степени докторов и кандидатов наук, а также звания заслуженных артистов России, являются докторантами и аспирантами. Общее количество ППС -71 человек. Из них с учеными степенями 25 , с учеными звания -22. Все педагоги имеют опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Основная образовательная программа обеспечивается соответствующей учебно-методической документацией и необходимыми материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям). Внеаудиторная работа обучающихся по данной образовательной программы сопровождается требуемым государственным стандартом методическим обеспечением.

Каждый студент, обучающийся по ООП направления «Педагогическое образование» профиль «Музыкальное образование», обеспечен необходимыми учебно-методическими пособиями, а также доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.


6. Характеристика среды, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций выпускника.
Учебно-воспитательная среда МГГУ им. М.А. Шолохова обуславливает

  • лидерство в сфере гуманитарных технологий;

  • практическую реализацию концепции современного гуманитарного образования;

  • формирование универсальных компетенций;

  • обеспечение конкурентоспособности за счет развития методик, направленных на культивирование качеств процессуального (функционального) лидерства, которое обеспечивает развитие:

- инициативности;

- ответственности;

- мотивации достижений;

- высокой коммуникативной компетентности;

- организованности;

- навыков самоорганизации и самомотивации.


Основными инструментальными средствами решения поставленных задач являются:

  • процессуально-целевой метод;

  • развитие волонтерского движения в Университете;

  • развитие системы подготовки педагогов и организаторов (вожатых), способных самостоятельно разрабатывать программы профильных смен.

Стержневой составляющей внедрения современных методов воспитания в образовательный процесс является реализация курса «Жизненная навигация» с последующим сопровождением работы студентов над планом персонального саморазвития на протяжении всего срока обучения.
7. Нормативно – методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения ООП.

Оценка качества освоения основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование» профиль «Музыкальное образование» включает текущий и промежуточный контроль и итоговую государственную аттестацию студентов.

Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разработаны факультетом в соответствии с требованиями МГГУ им. М.А. Шолохова. Их перечень и содержание своевременно доводятся до сведения обучающихся.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям данной ООП кафедрами факультета созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, материалы для тестирования, контрольные работы, репертуарные списки музыкальных произведений, а также соответствующие методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.


Итоговая государственная аттестация включает:


  1. защиту выпускной квалификационной работы, выполненной на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в течение всего срока обучения;

  2. государственный творческий экзамен (на выбор): Класс основного музыкального инструмента, Класс сольного пения, Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур.


Программа и требования к государственному экзамену разработаны выпускающими кафедрами (см. приложение).


Смотрите также:
Личная подпись
192.12kb.
1 стр.
С. Г. Тер-Минасова подпись 2007 г
348.54kb.
1 стр.
Условия осуществления электронного документооборота в зао «ик «Энергокапитал»
174.53kb.
1 стр.
Из книги "Религиозно-Философские Основы Истории"
4549.95kb.
26 стр.
Предмет экономической теории и методы экономического анализа
591.44kb.
5 стр.
Личная жизнь Екатерины II
135.87kb.
1 стр.
Повышение мотивации обучения немецкому языку. Мотивация в изучении немецкого языка
83.58kb.
1 стр.
Тезисы доклада "О форме несказанного: личная история молчания в ссср"
21.11kb.
1 стр.
Центр развития образования огу оренбургское региональное отделение общероссийского общественного движения творческих педагогов «исследователь»
291.92kb.
1 стр.
Утверждена Советом Факультета 2011 г. Председатель. [подпись] Санкт Петербург 2011 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа
524.35kb.
5 стр.
Методические указания по подготовке и защите выпускных работ по специальности 608000 (кажись так) за 2004год. В приложении методички если пример как правильно заполнять задание
11.13kb.
1 стр.