Главная страница 1


Механизмы бродяжничества.

(Лекция для педагогов и родителей.)
Дромомания (от греч. мания – страстное влечение и дромос – дорога, путь) – расстройство психики, различного происхождения, проявляющееся побегами из дома и школы. Развивается оно в сочетании с другими нарушениями влечений, обычно это последствие ушибов головы, сотрясений мозга, воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом периоде.

Побеги за редким исключением бывают только у детей и подростков; у взрослых дромомания встречается как продолжение тех нарушений, которые начались в детском и подростковом возрасте. Практически все расстройства, проявляющиеся в побегах, к взрослому возрасту проходят, либо становятся скрытыми.

Выделяется несколько основных механизмов бродяжничества у детей и подростков. Важнейший из них – так называемая сенсорная жажда, т.е. потребность во множестве новых и ярких впечатлений.

Подвержены подобного рода бродяжничеству дети инфантильные, безудержные фантазеры, любители приключений. Они и сами увлекаются игрой, теряя чувство меры и реальности, ответственности перед ближними, и способны увлечь других, более слабых и внушаемых детей (вспомнили «Приключения Тома Соера»?). В наше время такими детьми движут в основном романтические порывы. Начитавшись приключенческих книг, переполненные романтическими настроениями, они бегут из дома, так сказать из лучших побуждений. Один из них, подговорив несколько приятелей, пытался бежать на Таймыр, чтобы «наконец-то решить, есть ли «Земля Санникова» или нет».

«Идейный» характер побегов инфантильных детей и подростков встречается не так уж часто; несравненно чаще они бродяжничают в поисках новых впечатлений и при нежелании заниматься учебой, требующей от них определенной усидчивости и трудолюбия. В школе и дома скучно, но определить свои интересы они не могут, поэтому бесцельно слоняются по улицам, разглядывают витрины магазинов, рекламные щиты и афиши, ночуют на чердаках, в подвалах, на стройках, вокзалах и т.д. Разумеется, что некоторые из таких детей и подростков довольно быстро оказываются в компании с пьяницами и преступниками и сами начинают курить и употреблять алкоголь, хулиганить и воровать. Рано ли поздно, но большинство из них попадают в милицию, их ставят на учет, приводят домой, заставляют посещать школу, но далеко не всегда удается перестроить психику подростков, которых неудержимо влечет на улицу, в бесконечно приятную им свободную жизнь, лишенную всяких ограничений. Чаще всего это дети и подростки из неблагополучных семей. Сбегают они из дома, как правило, неоднократно.

Эти типы бродяжничества, в отличие от истинной дромомании, скорее являются результатом педагогической запущенности и у большинства людей по мере душевного созревания и приобретения жизненного опыта, существенно смягчаются, а после 18 – 20 лет уже редко дают о себе знать. Однако важно вовремя понять таких детей, уделить им своё время, отучать от бессмысленной страсти, увлечь их интересным делом, помочь найти подходящее хобби, а это уже дело педагогов и родителей. Если же страсть к бродяжничеству – отражение глубокого нарушения влечений вследствие органического заболевания головного мозга, шизофрении, эпилепсии, психопатии и прочих психических расстройств, то никогда не удается избежать вмешательства психиатра и специального лечения.

К подобным проявлениям относится и так называемый амбулаторный автоматизм в состоянии сумеречного расстройства сознания у некоторых больных шизофренией и истерией. Поступки таких людей внешне не всегда бывают необычными или странными, но сами больные не отдают себе отчета в своих действиях и по выходе из состояния помраченного сознания ничего о них не помнят. Во время такого изменения сознания больные могут сутками, иногда неделями бродяжничать, не понимая, что с ними происходит, полностью забывая, что с ними было.

Несравненно чаще обнаруживаются дети, у которых ведущим механизмом бродяжничества являются реакции протеста против несправедливого, по мнению подростка, отношения к нему сверстников и взрослых. В результате ребенок убегает из дома и из школы. Такие протестные реакции могут, закрепившись, часто повторяться уже в ответ на незначительные замечания, укоры, требования. У таких детей часто меняется настроение: они становятся хмурыми, недоброжелательными, капризными. У некоторых детей и подростков развивается чрезмерная подозрительность, обостренное восприятие любой несправедливости, стремление во все видеть и фиксировать плохое отношение к себе. Итак, под влиянием длительных психотравмирующих ситуаций и обостренного переживания реальных, а чаще мнимых, несправедливостей у таких подростков постепенно меняется характер, деформируется личность, они становятся трудными в общении. Если этим детям удается вовремя пройти психотерапевтическое лечение (иногда даже в лечебном учреждении), то их состояние улучшается и характер становится более гармоничным. Не всегда таким детям удается помочь: из-за несвоевременного лечения, невозможности ликвидировать психотравмирующие условия в семье и в школе и многих других причин. В таких случаях «трудное» поведение еще больше усиливается, появляется агрессивность, конфликтность. Побеги из дома перестают быть более или менее изолированным симптомом и уходят на задний план, оказываясь, все менее и менее психологически понятными, мотивированными и больше не увязываются с неблагоприятной ситуацией. Наступает глобальное изменение личности человека, во многих случаях уже не обратимое.

Нередко дети и подростки не могут приспособиться к школе и семье из-за рано приобретенной недостаточности центральной нервной системы, вследствие родовых травм, врожденных нарушений здоровья, наследственных болезней и травм головы в детском возрасте. Такие дети плохо учатся, имеют низкую учебную мотивацию и школьную дезадаптацию. Они часто лгут. Родителям говорят, что к ним плохо относятся в школе: наказывают, бьют, плюют в глаза и т.п. Учителям рассказывают том, что дома их избивают, выгоняют, что «к маме приходят чужие дяденьки, а к папе – чужие тетеньки». Помогают таким детям и подросткам врачи, но эта помощь будет тем более эффективна, если «трудных» подростков будут по направлению врача помещать в специальные школы в системе Министерства просвещения. Но и врач может быть не компетентен: психиатр дал заключение, что «ребенок здоров и может обучаться в обычной школе»; невропатолог сказал, что «мало ли что там напишут (о статье в журнале), все это еще плохо изучено, я и сам люблю побродить – ребенок ваш здоров»; ребенок родился с дефектом головки, но врачи сказали «что не нужно волноваться, со временем все якобы пройдет».

Таким образом, побеги из дома и школы требуют внимательного к ним отношения. Склонность к бродяжничеству имеет, как уже было показано, разное происхождение, различную динамику и требуют неодинаковой помощи. Но какова бы ни была причина этих нарушений, большая (быть может, основная) роль в профилактике этих явлений и излечений уже имеющихся нарушений принадлежит социальному окружению. Пьянство, употребление наркотиков и безобразное отношение родителей к своим детям приводят к тяжким душевным отклонениям у детей и подростков.



Разновидности бродяжничества и их коррекция.


Механизмы возникновения бродяжничества

Причины

Помощь

1) сенсорная жажда

инфантилизм, педагогическая запущенность

воспитательное воздействие педагогов и родителей

2) амбулаторный автоматизм

психические болезни: шизофрения, истерия

специальное лечение

3) реакции протеста

длительные психотравмирующие ситуации и обостренное переживание несправедливости

психотерапевтическое лечение

4) недостаточность центральной нервной системы

родовые травмы, врожденные и наследственные болезни и травмы головы в детстве

лечение и обучение в специальных школах




20.04.2003

Материалы лекции подготовила педагог-психолог Иванова Е.Э.





Смотрите также:
Лекция для педагогов и родителей.) Дромомания
55.37kb.
1 стр.
Методические рекомендации для учителей и родителей
117.43kb.
1 стр.
Лекция для родителей «спид и его профилактика»
165.64kb.
1 стр.
Паямятка для педагогов и родителей
22.26kb.
1 стр.
Молодежные субкультуры
15.77kb.
1 стр.
Методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений Организация индивидуального
1084.2kb.
7 стр.
Методические рекомендации для педагогов и родителей. Подборка демонстрационного материала
83.49kb.
1 стр.
Работа с родителями по зож
30.65kb.
1 стр.
Основные направления и содержание деятельности школьного психолога
19.9kb.
1 стр.
Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики
74.07kb.
1 стр.
Лекция 1 Вторая лекция 43 Третья лекция 65 Четвертая лекция 85
2203.12kb.
9 стр.
Лекция для родителей Махлес Е. В., Налимова Н. Г., социальные педагоги цппмсп индустриального района
56kb.
1 стр.