Главная страница 1страница 2страница 3страница 4



«Допущено МО РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебников Л.И.Анциферова «Физика-10», «Физика-11» для 10-11 классов ОУ при организации изучения физики на базовом и профильном уровнях» 02.04.2004
М.Ю. Демидова В.А. Коровин



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИКИ В 10-11 КЛАССАХ

2004


Аннотация

Сборник содержит методические рекомендации по преподаванию курса физики по учебникам Анциферова Л.И. «Физика: Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10 кл.» и «Физика: Электродинамика и квантовая физика. 11 кл.» в рамках широкомасштабного эксперимента по переходу к профильной школе. В него включены программа курса, примерное поурочное планирование, а также рекомендации по изучению материала, включенного в проект Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение …………………………..

  2. Соответствие обязательной компоненты курса проекту Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) …………………

  3. Программа курса физики для 10 – 11 классов …………………………..

  4. Примерное поурочное планирование, 10 класс …………………………..

  5. Примерное поурочное планирование, 11 класс …………………………

ВВЕДЕНИЕ

Комплект учебников Л.И. Анциферова «Физика: Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10 кл.» и «Физика: Электродинамика и квантовая физика. 11 кл.» предназначен для преподавания физики в классах естественнонаучного профиля (в которых профильными предметами являются те или иные естественные науки, например, химия, биология, экология, физическая география и т.п.), в разнообразных технологических профилях (в которых профильными предметами являются, например, информационные технологии, электро-и радиотехника, сельскохозяйственная техника и т.д.), а также оборонно-спортивном профиле (профильный предмет — ОБЖ).

В таких классах содержание школьного курса физики тесно связано с профильными предметами, а прочные знания по физике являются необходимым условием успешного усвоения профильных курсов. В этом случае курс физики преподается как отдельный предмет в течение двух лет обучения, причем объем материала и глубина его изучения должны выбираться с учетом профилизации и быть не ниже предусмотренного базовым уровнем федерального компонента государственного стандарта.

В учебном плане на изучение физики целесообразно выделять не менее 3 учебных часов в неделю, добавляя к базовой составляющей (2 учебных часа в неделю) дополнительное время за счет часов компонента образовательного учреждения.


Программой и учебником предусмотрено два уровня обуче­ния:

  • 1-й уровень — это обязательный для всех учащихся компонент;

  • 2-й уровень — это компонент, содержащий материал повы­шенной трудности.

Обязательный материал можно изучать, пропуская материал по­вышенной трудности. Право выбора работы на любом уровне предоставляется уче­нику.

Обязательный материал курса немного превышает содержание базового компонента стандарта по физике. Более подробно о соотношении программы курса и федерального компонента государственного стандарта по физике смотрите в следующем разделе сборника.

В обязательной части курса учащиеся изучают основы физических тео­рий с необходимым минимумом законов физики. Уровень обу­чения позволяет рассмотреть структуру физической теории, основные положения, следствия и практическое применение тео­рии, границы ее применимости.

Уровень повышенной трудности в большинстве своем содер­жит вопросы, входящие в профильный уровень федерального компонента стандарта образования по физике. Материал здесь изучается более глубоко и с бóльшим привле­чением математического аппарата. Кроме того, учащиеся подробнее знакомятся с идеей фундаментальности за­конов двух типов: жестко детерминированных и статистических, с новыми представлениями о пространстве-времени, структуре материи.

Двухуровневое построение программы и учебника позволяют использовать учебный комплект Л.И. Анциферова в классах, не имеющих единого для всех учащихся профиля обучения. В этом случае можно организовать работу двух групп учащихся, изучающих физику на различных уровнях: в соответствии с обязательной компонентой курса и в соответствии с компонентой повышенного уровня.
Кратко остановимся на основных идеях построения курса физики Л.И. Анциферова, особенностях отбора и структурирования содержания физического образования.

В содержание курса включены следующие теории: механика, термодинамика, молекулярно-кинетическая теория, электродинамика, теория относительности, квантовая физика. В основу отбора содержания поло­жены следующие принципы:



  1. Физическая теория как высшая форма организации науч­ных знаний является основой курса, а следовательно, ведущей формой физического знания.

  2. В содержании курса отражены фундамен­тальные законы двух типов: жестко детерминированные и ста­тистические.

  3. Содержание включает сведения о становлении фи­зических теорий и фундаментальном физическом эксперименте, основные задачи, решаемые теорией, и применение теории.

  4. Содержание курса способствует формированию знаний:

  • системных;

  • методологических;

  • о физической картине мира;

  • о месте физики в современном мире.

    1. Структура и обучающая последовательность курса физики носят циклический характер, отражающий диалекти­ческий путь познания.

    2. Структура курса обеспечивает возможность объеди­нения материала в достаточно большие блоки, изучение кото­рых способствует оптимальному развитию школьников.

    3. Структура и содержание курса ориентируются на возможность реализации разноуровневого обучения, приме­нения новых информационных технологий в преподавании физики.

Физическая теория занимает центральное место в содержании курса. Изучение теории построено таким образом, чтобы знания усваивались учащимися не как рядорасположенные, а с учетом существующих между ними связей и иерархии.

Методо­логические знания включены в канву предметных зна­ний, что позволяет осуществить процесс обучения в соответствии с циклами экспериментального и теоретического познания.

Изучение материала осуществляется крупными блоками. Блок представляет собой дозу учебного материала, обеспечиваю­щую знания учащихся по логически законченному вопросу. Блок включает систему понятий и связей (а не отдельные понятия или законы),
т.е. представляет собой более крупные структуры по сравнению с традиционными вопросами (параграфами учебни­ка). Объединение материала в блоки позволяет организовать обу­чение, при котором учащиеся осознают необходимость введения понятий и их генетически исходную всеобщую связь. Здесь лег­че воспроизвести связи и свойства объектов в моделях. Блочное построение учебного материала позволяет показать роль и место отдельных понятий в изучаемой области знаний, обобщить то, что уже изучено, и применить к тому, что будет изучаться. В этом случае понимание общих принципов стимулирует позна­вательную активность школьников.

Программа и учебник ориентируют на понимание учащими­ся изучаемых понятий, на их умение раскрывать содержание по­нятий по обобщенному плану. Обобщенные планы включены в консультацию 1 учебника для 10-го класса.

В учебнике имеются задачи разных типов. Фронтальные ла­бораторные работы, являющиеся составной частью отдельных параграфов, включаются в канву предметных знаний. Преду­смотрено проведение фронтальных лабораторных работ как ил­люстративным, так и эвристическим приемами.

В связи с наличием двух уровней обучения предусмотрены два уровня обработки учащимися экспериментальных данных при выполнении лабораторных работ и решении эксперименталь­ных задач. Сведения об измерениях и обработке эксперименталь­ных данных приведены (подробно, с примерами) в консульта­ции 3 учебника для 10-го класса.




Соответствие обязательной компоненты курса проекту федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
В приведенной ниже таблице указаны главы и параграфы учебников 10 и 11 класса комплекта Л.И. Анциферова, в которых даны наиболее важные определения указанных в стандарте элементов содержания.

В комплект учебников 2001-2003 годов издания не охватывает следующие разделы стандарта: «Методы научного познания» (частично) и «Элементы астрофизики». Для этих разделов приведены дополнительные источники информации.




Содержательные элементы, входящие в базовый уровень государственного стандарта по физике

Представление соответствующих содержательных элементов в учебниках физики Л.И. Анциферова 1

Дополнительные источники информации для изучения вопросов, не вошедших в учебники Л.И. Анциферова



ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания.

Горелов А.А. Концепция современного естествознания. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000, глава 3, стр. 47-50.

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов

Метод измерения – учебник 10 кл., консультация 3.

Горелов А.А. Концепция современного естествознания. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000, глава 3, стр. 38-46.



Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

Введено в содержание курса. Научные гипотезы, физические законы и теории рассматриваются в различных разделах курса в рамках изучения основных теорий

Границы применимости физических законов и теорий.

Введено в содержание курса. Границы применимости рассматриваются в тексте учебника для всех основных законов.

Принцип относительности.

Учебник 11 кл., § 14.1

Основные элементы физической картины мира.

Учебник 11 кл., стр 343 - 345

Горелов А.А. Концепция современного естествознания. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000, глава 3, стр. 52-54.



МЕХАНИКА

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение.

Учебник 10 кл., глава 1, § 3.1, 3.2, 3.4.

Принцип относительности Галилея.

Учебник 11 кл., § 14.1

Законы динамики

Учебник 10 кл., § 4.1, 4.3, 4.6,

Всемирное тяготение.

Учебник 10 кл., § 4.5

Законы сохранения в механике.

Учебник 10 кл., § 5.1, 5.3

Предсказательная сила законов классической механики.

Учебник 10 кл., глава 7-9

Успехи механики в изучении движения небесных тел и развитии космонавтики

Учебник 10 кл., § 14.1,14.2, 14.3

Границы применимости классической механики.

Учебник 10 кл., глава 6

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА



Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

Учебник 10 кл., глава 17

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества

Учебник 10 кл., §19.1, 27.2

Модель идеального газа. Давление газа.

Учебник 10 кл., §27.1

Уравнение состояния идеального газа.

Учебник 10 кл., § 20.1

Первый закон термодинамики.

Учебник 10 кл., §23.1

Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.

Учебник 10 кл., §23.2, глава 28

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Учебник 10 кл., §33.1-33.5.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

Учебник 11 кл., §2.1, 2.8, 2.9

Электрическое поле.

Учебник 11 кл., §2.2, 2.3

Электрический ток.

Учебник 11 кл., § 4.1

Носители электрического заряда в различных средах.

Учебник 11 кл., § 6.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1

Магнитное поле тока.

Учебник 11 кл., §2.4, 2.5

Явление электромагнитной индукции.

Учебник 11 кл., § 2.6

Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Учебник 11 кл., § 2.10

Электромагнитные волны.

Учебник 11 кл., § 12.1, 12.2

Волновые свойства света.

Учебник 11 кл., § 12.3, 12.4, 12.5

Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Учебник 11 кл., § 12.6, 12.9, 13,4, 13.5

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ



Гипотеза Планка о квантах. Фотон.

Учебник 11 кл., § 18.1, 18.2,

Фотоэффект.

Учебник 11 кл., § 17.5

Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Учебник 11 кл., § 18.3, 18.5

Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Учебник 11 кл., § 18.4

Планетарная модель атома.

Учебник 11 кл., § 17.2

Квантовые постулаты Бора

Учебник 11 кл., § 17.3

Лазеры.

Учебник 11 кл., § 18.7

Модели строения атомного ядра.

Учебник 11 кл., §19.2

Ядерные силы.

Учебник 11 кл., §19.5

Дефект массы и энергия связи ядра.

Учебник 11 кл., §19.1

Ядерная энергетика.

Учебник 11 кл., §20.1

Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.

Учебник 11 кл., §20.4, 20.5

Закон радиоактивного распада и его статистический характер.

Учебник 11 кл., §19.4

Элементарные частицы.

Учебник 11 кл.,.1, 21.2

Фундаментальные взаимодействия.

Физика. 11 кл./ под ред А.А. Пинского — М.: Просвещение, 2002, § 91

Солнечная система.

Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 16, 19, 20

Звезды и источники их энергии

Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 22 (1, 2, 3, 4), 23.3

Гипотезы о происхождении и эволюции звезд.

Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 27, 31

Галактика. Вселенная.

Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 32

Современные представления о строении и развитии Вселенной.

Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 34

Кроме приведенных в таблице источников информации можно использовать следующую литературу:



  1. Карпенков С.Х. Основные концепции современного естествознания. — М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

  2. Рузавин Е.А. Основы современного естествознания. — М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1997.

  3. Солопов Е. Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 1998.

  4. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики, 1999.

  5. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997.

  6. Концепции современного естествознания / под ред. С. И. Самыгина. – Ростов/нД: «Феликс», 1997.

  7. Левитан Е.П. Астрономия. 11 кл. — М.: Просвещение, 2002.

  8. Порфирьев В.В. Астрономия. 11 кл. — М.: Просвещение 2000.


ПРОГРАММА КУРСА ФИЗИКИ

105 /175 часов, 3/5 часов в неделю
105 часов /3 часа в неделю/ — обязательная компонента;

175 часов /5 часов в неделю/ — компонента повышенного уровня.2
10 класс

ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 ч)

Физика как одна из естественных наук. Научные методы познания и их отличия от других методов познания. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование в физике. Понятие о научных гипотезах, физических законах и физических теориях.



МЕХАНИКА

  1. Основные понятия кинематики (12/15 ч)

Задачи механики. Механические явления. Повторение основных понятий механики из курса основной школы.


Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Система отсчета. Проекции скорости и перемещений. Относительность скорости.

Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Ускорение свободного падения.


Фронтальные лабораторные работы


1) Изучение равноускоренного движения.
2. Основы динамики. Законы сохранения в механике (16/20 ч)

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила упругости. Закон Гука. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Равнодействующая сила, сложение сил.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Упругое и неупругое взаимодействие тел.

Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Механическая работа.

Границы применимости законов Ньютона.

Фронтальные лабораторные работы


  1. Измерение жесткости пружины.

  2. Изучение правила сложения сил.

  3. Изучение неупругого взаимодействия.


3. Применение законов механики (30/45 ч)

Движение тала под действием силы тяжести.

Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение. Угловая скорость. Тангенциальное ускорение.

Механические колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Графическая интерпретация гармонических колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.



Центр масс. Аналитическое определение центра масс. Движение тела при действии силы трения. Коэффициент трения. Природа сил упругости и трения. Движение по наклонной плоскости. Движение связанных тел.

Статика. Равновесие тел с закрепленной осью. Виды равновесия.

Вращение твердого тела. Кинематика и динамика вращательного движения. Законы сохранения при вращательном движении.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. Зависимость скорости звука от упругих свойств и плотности жидкостей и твердых тел. Энергия волны.

Звуковые волны. Скорость звука, высота тона. Инфразвук, ультразвук.

Дифракция волн. Когерентные волны. Интерференция. Закон отражения волн. Преломление волн на границе раздела двух сред, закон преломления. Стоячие волны. Резонанс. Запись и воспроизведение звука. Ультразвук и его применение.

Искусственные спутники Земли. Космические скорости. Реактивное движение. Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость.

Движение жидкостей и газов. Зависимость давления жидкости от скорости ее течения. Уравнение Бернулли. Подъемная сила крыла самолета. Понятие о вязкости. Измерение вязкости жидкости.

Фронтальные лабораторные работы


  1. Сравнение энергии в двух состояниях.

  2. Определение периода обращения тела по окружности.

  3. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

  4. Определение периода колебаний пружинного маятника.

  5. Определение центра масс.

  6. Изучение зависимости силы трения от силы нормального давления, от площади соприкасающихся поверхностей и от рода поверхности, по которой движется тело.

  7. Изучение условия равновесия диска, вращающегося на закрепленной оси.

  8. Определение угловой скорости и углового ускорения блока.

  9. Изучение звука.


ТЕРМОДИНАМИКА И МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

  1. Термодинамика (11/16 ч)

Тепловые явления. Повторение основных понятий термодинамики из курса физики основной школы.

Термодинамическая система. Параметры состояния. Температура как характеристика термодинамического равновесия.

Измерение температуры. Термометры. Законы Гей-Люссака и Шарля. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Закон Бойля-Мариотта. Квазистатические процессы.

Работа газа при расширении. Опыты Дж. Джоуля. Эквивалентность количества теплоты и работы.

Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. КПД идеальной тепловой машины. Цикл Карно.


  1. Основы МКТ (8/13 ч)

Масса и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса.

Фундаментальные опыты: броуновское движение, опыты О. Штерна и Ламмерта по определению скоростей молекул. Распределение молекул по скоростям (распределение Максвелла).

Основное уравнение МКТ. Постоянная Больцмана. Связь температуры с микроскопическими параметрами.



Статистическое истолкование второго закона термодинамики.

Фронтальные лабораторные работы


  1. Определение размеров молекул олеиновой кислоты (или другой маслянистой жидкости).

  2. Определение частоты появления «орла» при бросании монеты 10 и 50 раз.

  3. Определение частоты появления любой грани кубика.




  1. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. Практическое использование газов, жидкостей и твердых тел. (19/32 ч)

Зависимость объема газа от давления при постоянной температуре. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Критическое состояние жидкости.

Относительная влажность воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха.


Внутренняя энергия реальных газов. Теплоемкости газов при постоянном объеме и при постоянном давлении.

Расширение жидкостей при нагревании. Явление поверхностного натяжения. Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления. Кипение жидкостей.

Кристаллические тела. Понятие о дальнем и ближнем порядке. Моно- и поликристаллы. Структура кристаллов.



Типы связей в кристалле. Симметрия кристаллов. Дефекты в кристаллической решетке. Анизотропия кристаллов.

Использование сжатого газа. Разделение изотопов. Сжижение газов. Применение монокристаллов.

Тепловые двигатели. Паровая турбина, устройство и принцип действия. Двигатель внутреннего сгорания, устройство и принцип действия. Реактивный двигатель. Воздействие тепловых двигателей на окружающую среду.


Фронтальные лабораторные работы


  1. Определение поверхностного натяжения воды.

  2. Изучение кристаллических тел.

  3. Наблюдение роста кристалла из раствора.




следующая страница >>

Смотрите также:
Л. И. Анциферова «Физика-10», «Физика-11» для 10-11 классов оу при организации изучения физики на базовом и профильном уровнях» 02. 04. 2004 М. Ю. Демидова В. А. Коровин методические рекомендации
869.56kb.
4 стр.
Xvi научная конференция
13.52kb.
1 стр.
Сош №365, г. Санкт-Петербург Методика организации работы в группах. 10-й класс. Молекулярная физика Физика одна из самых древних интересных и увлекательных наук. Физика в переводе с греческого означает природа
81.85kb.
1 стр.
Программа производственной педагогической практики для специальностей 1- 02 05 04- 01 "Физика. Математика", 1- 02 05 04- 02 "Физика. Информатика", 1- 02 05 04- 04 "Физика. Техническое творчество" Минск 2008 г
210.85kb.
1 стр.
Молекулярная физика и термодинамика статистический и термодинамический методы Молекулярная физика и термодинамика
12.67kb.
1 стр.
Лазеры терагерцового диапазона частот на примесных центрах в кремнии и германии 01. 04. 07 физика конденсированного состояния 01. 04. 10 физика полупроводников
429.71kb.
1 стр.
Программа государственного экзамена по физике Специальность 010400 -физика. Общая физика и теоретическая физика. Механика
73.18kb.
1 стр.
Основные методические требования и рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по дополнительной квалификации
481.74kb.
2 стр.
«Физика и техника»
166.69kb.
1 стр.
Горение гранулированной железоалюминиевой термитной смеси при получении железа и его композита с карбидом титана
353.66kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации по проведению семинарских занятий
381.86kb.
4 стр.
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины «социальная психология»
419.88kb.
5 стр.