Главная страница 1
Круглый стол «Философско-методологические проблемы когнитивных и компьютерных наук»

Игнатов С.А., г. Жуковский, Маклашевская Н.В., Морозов В.Е., г. Москва, А.К. Тумасян, Мюнхен (Германия)

К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕСТОВ ТЬЮРИНГА

Доклад посвящен юбилею – 55 лет назад А.Тьюринг предложил тест, ставший сегодня методологической базой искусственного интеллекта и, в целом, компьютационалистской парадигмы сознания. Тесту Тьюринга (ТТ) посвящены тысячи теоретических публикаций и программно-инженерных разработок. Авторы многих из них предлагают модификации и версии ТТ. Несомненный интерес представляет классификация этих версий.

В честь пятидесятилетнего юбилея группа исследователей предложила обширную диахроническую классификацию, раскрывающую особенности версий ТТ в ходе выделения различных аспектов тестирования [1], попавших в поле зрения учёных. На наш взгляд, данную классификацию существенно дополняет синхроническая классификация, предложенная Стивеном Харнадом [2]. Классы С. Харнада удобно закодировать позиционным кодом: 1-ая позиция обозначает – «любая доступная область знаний», 2-ая – «символьный уровень функциональной неотличимости», 3-я – «сенсомоторный уровень функциональной неотличимости», 4-ая – «нейромолекулярный уровень функциональной неотличимости». Образуем иерархию кодов ТТ:

Т1 (код класса «0000») характеризует уровень т.н. «игрушечных моделей», которые воспроизводят частные аспекты интеллектуальной деятельности в узких предметных областях.

Т2: («1100») – данный тест принято называть «друг по переписке». Интеллектуальные способности «друга» на протяжении всей жизни респондента не должны отличаться от человеческих. Экспертный метод символической репрезентации всех возможных знаний любой предметной области представляется крайне ограниченным, особенно если диалог ведётся о реальных предметах и событиях.

T3: («1110») – это роботизированная версия T2, исправляющая недостаток предыдущего теста. Система проходит тест за счет способности манипулировать внешними физическими объектами и, на основе этого, возможности самообучаться. Тест Т3 должны проходить системы, которых сегодня называют «гуманоидными роботами». Отличимость проявляется на уровне «вскрытия внутренностей» (принцип «Вскрытие покажет»).

Т4: («1111») – данный тест устраняет недостаток предыдущего. Теперь неотличимым становится и микрофункциональный уровень.

Т5: С. Харнад предлагает ещё один класс ТТ, основанный на некой гипотетической единой теории «всего сущего». Данная теория, по замыслу автора, призвана описывать и обеспечивать моделирование любых интеллектуальных (не только человеческих!) феноменов.

Возникает вопрос – к какому классу ТТ относятся сегодняшние разработки ИИ? Несомненно, к Т1 – к классу «игрушечных моделей».
Литература

1. Saygin, A. P., Cicekli, I. & Akman V. 2000. Turing test: 50 years later. Minds and Machines 10:463-518.



2. Harnad, S. (2001) Minds, Machines and Turing: The Indistinguishability of Indistinguishables. Journal of Logic, Language, and Information (special issue on "Alan Turing and Artificial Intelligence") http://www.wkap.nl/journalhome.htm/0925-8531


Смотрите также:
В мире искусственных интеллектуальных систем
19.34kb.
1 стр.
Феномены субъективной реальности и искусственный интеллект
12.85kb.
1 стр.
Круглый стол «Философско-методологические проблемы когнитивных и компьютерных наук»
19.87kb.
1 стр.
Круглый стол «Философско-методологические проблемы когнитивных и компьютерных наук»
17.71kb.
1 стр.
Диплом в кармане, а где работа?
42.78kb.
1 стр.
Комплекс городского хозяйства города москвы гу «центр реформы в жкх»
661.97kb.
6 стр.
Правовые аспекты формирования и проблемы реализации
1032.34kb.
5 стр.
Доклад Круглый стол «Научное знание и власть: социологические исследования и политическая практика»
490.13kb.
3 стр.
Круглый стол «Наркомания: проблема личности и общества»
46.37kb.
1 стр.
Ю. В. Олейников Философско-методологические основы экологического знания
76.92kb.
1 стр.
Заседание круглый стол «О проблемах в научно-инновационной деятельности в Кузбасском регионе»
87.53kb.
1 стр.
Российское философское общество секция «теория и методология творчества» методологические проблемы науки
2262.98kb.
10 стр.