Главная страница 1
Крымский этнографический музей и

современные образовательные процессы
Лаптев Ю. Н.
С середины 80-х гг. ХХ в. в обществе значительно возрос интерес к изучению этнической истории, культуры, быта, традиций. Активизировалась общественная деятельность, что привело к созданию этнических организаций, научных и просветительских объединений, и нашло свое отражение в культурно-творческой деятельности и национально-политических движениях.

В мире уже давно признана ценность и значение народной (традиционно-бытовой) культуры, существует разветвленная сеть этнографических музеев и музеев под открытым небом. В Украине существует ряд таких учреждений (в Киеве, Львове, Ужгороде), этнографические разделы имеются во многих краеведческих музеях, однако Крымский этнографический музей (далее - КЭМ) по своему направлению работы является единственным на юге Украины. Он был основан в 1992 г. в г. Симферополе на правах филиала Крымского республиканского краеведческого музея (далее - КРКМ), и с первых же дней своего существования находился в здании бывшего приюта для девочек графини Адлерберг по ул. Пушкина, 18. Сегодня КЭМ, несмотря на свою молодость, является одним из ведущих научных и культурно-просветительских учреждений Крыма.

С момента основания музея, его сотрудниками начала активно проводиться собирательская, выставочная, научно-исследовательская и просветительская работа. Начиная с 1993 г., с целью сбора экспонатов и этно­графического материала нашими специалистами было исследовано более 130 крымских сел, а также население городов полуострова, совершены поездки за пределы региона (в Донецкую и Херсонскую обл.), и даже зарубежные командировки (в Республику Армения). В 2001–2002 гг. были проведены экспедиции по изучению русской (поддержана Фондом «Москва — Крым» и Русским культурным Центром) и немецкой культур (поддержана Институтом культуры и истории немцев в Северо-Восточной Европе (Люнебург/Геттинген, Германия)). Формирование коллекции проходило в период экономического и культурного кризиса, но, несмотря на это, 80% ее было подарено жителями Крыма. Самая многочисленная группа экспонатов - это ткани 80-х гг. XIX в. — 60-х гг. ХХ в., медная и керамическая посуда разнообразных форм и различного назначения, хозяйственная утварь. Должного внимания заслуживает коллекция ювелирных украшений, музыкальных инструментов. Редкие экспонаты хранятся и в коллекции фотографий конца XIX в. — 40-х гг. ХХ в. Фотоснимки несут очень важную историческую и этнографическую информацию — ведь на них изображены типажи, одежда, занятия, обряды и праздники определенной эпохи. Особо ценны для этнографического музея сохранившиеся образцы традиционной одежды (80-е гг. XIX в. — 40-е гг. ХХ в.) и ее элементы. Все это вызывает живой интерес у посетителей наших выставок. Сегодня в фондах музея насчитывается более 6 тыс. экспонатов. 1

Следует подчеркнуть, что в системе музейных учреждений АРК КЭМ играет особую роль. Это единственное место, где ныне сосредоточена наиболее полная информация по этнографии и культуре этнических групп Крыма. КЭМ объективно представляет своего рода «модель» многонационального во все эпохи Крыма, и служит уникальным путеводителем по истории и культуре этнических групп, проживающих на нашем полуострове. Находясь в столице АРК, КЭМ призван стать своего рода визитной карточкой Крыма, «витриной» его культуры и символом отношения к прошлому, которое господствует в обществе. В то же время он является важным информационным и воспитательным центром. Кроме общих для музея задач собирания, хранения, изучения и популяризации памятников исторического и культурного наследия, на КЭМ, как на центральное учреждение этого профиля в Крыму, ложится и ряд дополнительных функций. В числе наиболее важных из них — работа с культурно- национальными обществами и объединениями, а также с учреждениями системы образования.

Сотрудниками музея подготовлены более 100 стационарных и ряд передвижных выставок, которые экспонировались в музеях Крыма и за его пределами (в гг. Симферополь, Алушта, Саки, Феодосия, Одесса, Киев) на праздниках и фестивалях национально-культурных объединений, различных конференциях и семинарах, а также школах, ПТУ, ВУЗах. Проводимые выставки объединены в циклы «Славянский узор», «Крымские мотивы», «Азбука народных традиций».

Музей также старается проводить историко-этнографические выставки в сотрудничестве с другими музеями Крыма и Госархивом АРК. Один из примеров - экспонировавшаяся в 2004 г. в Симферополе и Одессе выставка «Греки Крыма в XVIII-XXI вв.».2

КЭМ является консультационным центром для учебных заведений, где преподаются такие дисциплины как «Этнография Крыма», «Краеведение», «Народознавство». В то же время сотрудниками проводятся мероприятия в школах, средних специальных и высших учебных заведениях с показами экспонатов и чтением лекций. На базе этнографического музея проводятся практики студентов ТНУ им. В. И. Вернадского и Крымского государственного инженерно-педагогического университета.

На наш взгляд одним из перспективных направлений работы этнографического музея является просветительская, которая должна проводиться не только в форме посещения музея, чтения лекций, но и развития «живой этнографии». В последние годы под влиянием экономических, политических, социальных и культурных изменений музеи претерпевают столь быструю трансформацию, что многие виды деятельности, которые ранее в них не практиковались, теперь стали для них привычными. Уже несколько лет нашими сотрудниками организовываются познавательные мероприятия на базе созданных выставок, как собственными силами, так и с привлечением специалистов, не работающих в музее. Стоит подробнее остановиться на празднике «Здравствуй, Масленица!», который в первый раз проводился сотрудниками музея для детских садов, школьников младших, средних и старших классов с 18 по 25 февраля 2001 г. Теперь же он стал традиционным мероприятием, которое музей проводит в конце зимы. Главными действующими лицами представления были «хозяйка» (экскурсовод, одетый в театральный русский народный костюм), «Крошка — Масленица», скоморохи — потешники, «Масленица — Авдотья Изотьевна» и «Семик — крестьянский сын», он же «Четверг масленичной недели». В ходе представления действующие лица рассказывали об истории самовара, читали русские легенды, фольклорные произведения, проводили различные игры, традиционные обряды, разыгрываемые в течение масленичной недели. Все театрализованное представление с экскурсионным рассказом длилось 1 час 10 мин.3 Посетители выставки имели возможность увидеть более 40 самоваров и аксессуары сервировки стола: бульотки, молочники, конфетницы, сахарницы, чайные сервизы, скатерти, салфетки и другие предметы, используемые в чайной церемонии. Все предметы были объединены в несколько групп: формы и типы самоваров; церемония чаепития с выделяемыми экспозиционными комплексами — семейное чаепитие, трактирное чаепитие и чаепитие на лужайке, а также декоративно-прикладное искусство современных украинских и российских мастеров.

В 2002 г. главными действующими лицами Масленичного представления были скоморохи и Петрушка. В разыгрываемых сценках («Театр Петрушка») активное участие принимали дети. Это мероприятие проводилось параллельно с выставкой, рассказывающей о художественных российских народных промыслах и произведениях декоративно-прикладного искусства. Были представлены изделия мастеров из Палеха, Павлово-Посадской платочной мануфактуры, а также Жостовские подносы, Семикаракорский фаянс и другое. Экспонаты были представлены Севастопольским художественным музеем, частными коллекционерами и Ассоциацией заповедников и музеев Крыма.

Коллекция по истории и культуре русского народа, собранная сотрудниками музея,4 позволила создать выставку «Русские Крыма. Традиционная культура», открывшуюся на базе Российского культурного центра 24 ноября 2001 г. К данному мероприятию был создан мультимедийный проект по истории русских и отчет о деятельности экспедиции по изучению этой наиболее многочисленной этнической группы Крыма. В декабре 2002 г. перед днем Св. Николая этот мультимедийный проект был показан учащимся общеобразовательной школы с. Мазанка Симферопольского р-на — одного из старейших русских поселений в Крыму.

В разнообразной выставочной работе сотрудники музея уделяют внимание культурам всех народов, проживающих на полуострове. Во время выставок мы стараемся проводить зрелищные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди детей. Например, особенностью выставки «Хоро красок в убранстве болгар» (15–27 мая 2001 г.) стало проведение культурной программы: встреча с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни, и показ театрализованного представления болгарского праздника «Георгиев день», в исполнении самодеятельного коллектива семейного клуба «Мартеничка» (г. Симферополь).

В рамках выставки «А музыка звучит» (традиционные народные музыкальные инструменты народов Крыма), прошедшей в сентябре 2001 г., проходили встречи школьников с самодеятельными исполнителями крымскотатарской народной музыки - семьей Шерфединовых и Рустем-ага Муратовым, которые рассказывали о производстве музыкальных инструментов и играли на них.

Кроме этого, формирующиеся разнообразные тематические коллекции в фондах музея позволяют проводить различные открытые уроки, лекции, специализированные практики. Примером такого сотрудничества музея с системой высшей школы служит чтение лекции по этнографии восточных славян сту­дентам исторического факультета ТНУ им. В. И. Вернадского и проведение студенческой практики студентов II курса КГИПУ по традиционной одежде народов Крыма.5

В 2005 году КЭМ реализовал несколько проектов, касающихся непосредственно системы образования.

3 февраля 2005 г. в Симферополе состоялось официальное открытие Информационно-методического центра межкультурного просвещения и толерантности. Центр создан по инициативе Крымского этнографического музея и общественной организации Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие» (далее - Центр) в рамках реализации проекта «Мультикультурное образование как основа толерантных межкультурных отношений в Крыму», при поддержке Международного фонда «Відродження» и Министерства образования и науки АРК. Деятельность центра направлена на распространение идей толерантности в обществе, межкультурного просвещения и сотрудничества различных этнических и конфессиональных групп.

Совместная деятельность КЭМ и Центра, который обслуживается сотрудниками музея, направлена на взаимодействие и развитие конструктивного сотрудничества с учебными заведениями Крыма. Создаваемая информационная (библиотека, электронная база данных) и материально-техническая база позволит учителям, воспитателям, методистам, преподавателям декоративно-прикладного искусства готовить тематические уроки на качественно новом уровне, проводить занятия совместно с сотрудниками музея и учеными. В настоящее время уже используется накопленный ресурс музея и центра. Кроме традиционных обзорных экскурсий проводятся тематические экскурсии, уроки-лекции в экспозиционных залах или на базе центра, осуществляется показ этнографических кинолент и мультфильмов. Большой интерес вызывают и встречи с представителями национально-культурных обществ, специалистами в области этнографии и этнологии, а также организуемые в музее выставки. Возможно проведение на базе музея различных кружков, мастер-классов мастеров народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Площадка музея и центра должна стать местом обсуждения новых программ, выработки общих подходов в их реализации. Кроме того, музей обладает значительным опытом и потенциалом в области разработки инсценировок народных праздников для детских садов, школьных учреждений.

Заслуживает внимания опыт музея по созданию на базе школьных учреждений музеев и образовательных выставок. В мае 2005 г. в рамках празднования 57-ой годовщины независимости государства Израиль состоялось открытие передвижной выставки «Холокост и героизм еврейского народа в Крыму в 1941–1944 гг.». Выставка создана КЭМ, совместно с Государственным архивом в АР Крым и Благотворительным еврейским центром «Хесед Шимон» при финансовом содействии Крымского представительства Еврейского агентства «Сохнут-Украина». Тема выставки тяжелая, но историческую правду знать нужно. 20 октября 2004 г. Верховная Рада Крыма приняла Постановление № 1093-4/04 «О дне памяти крымчаков и евреев Крыма — жертв нацизма» и теперь ежегодно 11 декабря на территории автономии проходят траурные мероприятия.

17 сентября 2005 г. в Крыму в с. Золотое Поле Кировского района при поддержке и участии Посольства Швейцарии в Украине торжественно отмечалось 200-летие основания колонии Цюрихталь и переселения швейцарцев в Крым. В настоящее время на территории полуострова проживают единицы потомков швейцарских переселенцев, этнически самоидентифицирующие себя как немцы. Тем не менее, история этой небольшой группы людей, живущих в Крыму, заслуживает внимания. Одним из центральных событий праздника стало открытие на базе Золотополенской общеобразовательной школы I–III ступени музея «Цюрихталь. История и культура швейцарцев в Крыму». Разработку структуры музея, сбор материала, художественно-технические работы осуществляли сотрудники Крымского этнографического музея при поддержке сотрудников Государственного архива в АРК. Музей был открыт на средства Посольства Швейцарии в Украине. Хотелось бы отметить, что музей такого направления единственный не только в Крыму, но и в Украине.

В 2002 г., когда КЭМ отмечал свое десятилетие, была организована научная конференция, в которой среди актуальных проблем этнической истории и культуры современного населения Крыма были представлены доклады, посвященные вопросам сотрудничества нашего учреждения со школами и вузами АРК, а также создания школьных музеев. 6

КЭМ и его сотрудники оказывают методическую помощь культурно-этнографическим центрам Крыма. В частности, сотрудниками отдела фондов было осуществлено описание коллекции музея Греческого культурно-этнографического центра «Карачоль» (с. Чернополье Белогорского района), изданы методические пособия по этнографическому туризму, 7 которые могут использоваться при создании и в организации работы школьных музеев.

Сотрудники КЭМ консультируют авторов серии Историко-этнографических альбомов «В Крымском доме»,8 их презентации традиционно проходят в стенах музея. В подготовке иллюстраций к этим и некоторым другим изданиям, были задействованы фондовые коллекции музея. Нашими сотрудниками были подготовлены и выпущены в свет буклеты по истории и культуре эстонцев, болгар, швейцарцев, которые могут служить учителям справочным материалом при подготовке уроков.

Хотелось бы отметить, что уже несколько лет сотрудники этнографического музея оказывают методическую помощь учащимся-членам Малой академии наук Украины в АРК, являются рецензентами работ по этнографии, а также принимают участие в жюри Всеукраинских конкурсов научно-исследовательских работ.

В настоящее время перед КЭМ стоит задача активизировать работу с учреждениями образования, которая может проходить в различных формах. Накопленный музеем опыт, а также реализация разработанной нами концепции развития позволит КЭМ стать:

v одним из центров научно-исследовательской работы в области этнографии и национальных культур Крыма;

v центром сбора, сохранения, изучения материальных и духовных памятников народов Крыма;

v центром по оказанию методической помощи создаваемым культурно-этнографическим объединениям.

v центром культурно-просветительской работы среди всех социальных и возраст­ных групп;

v универсальным центром детского национального и эстетического воспитания.



В частности, Концепция развития КЭМ предполагает:

1. Завершение создания полнопрофильной музейной экспозиции.

Создаваемая в КЭМ экспозиция, рассказывающая об этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре народов Крыма (армян, белорусов, болгар, греков, евреев, итальянцев, караимов, крымских татар, крымчаков, немцев, поляков, русских, украинцев, французов, цыган, чехов и эстонцев), а также о современных этнокультурных процессах и объединениях (азербай­джанцев, венгров, грузин, молдаван, корейцев, татар Поволжья и др.) пока является единствен­ной в Крыму и на юге Украины.

Прологом всех тематических экспози­ционных разработок является вводный зал, который был торжественно открыт 4 июня 2004 г. В нем в оригинальной форме показана этническая история Крыма. Главным акцентом архитектурно-художественного замысла является карта, выполняющая научную, информационную и иллюстративную функции. Этно­графическая карта дает возможность показать процессы миграции этносов в географическом аспекте, отразить историческую последовательность их появления в Крыму, а также проследить формирование местной бытовой культуры. При всем том, что мы рассматриваем этнографическую карту, как географический способ плоскостного отображения территории и отдельных объектов, несущих функциональные нагрузки, художественное решение предполагает интерпретацию на ней этнических событий в объемном решении. То есть, территориально представлены культурные и экономические центры, доминировавшие в различные периоды времени, а пространственно — уровни, отражающие пос­ледовательность появления этносов на исторической арене Крыма, с акцентом на три периода — античность, средневековье, новое время.

Как правило, в любой экспозиции особое значение имеет подлинный экспонат. Большое количество подлинников утверждает ценность экспозиции. Но иногда приходится художнику создавать все заново, и в музейной практике встречается этот способ. Во вводном зале мы вынуждены воспользоваться этим. Экспонаты не просто хорошо технически исполнение, а созданы с исторической точностью и в уникальном художественном решении. Наглядно, в пределах экспозиционного пояса, располагаются по уровням комплексы керамических фигур, выполненных в соответствии с реконструкциями, предлагаемыми специальной научной литературой. Фигуры отражают внешний облик и традиционную одежду представителей народов, исторически населявших Крым, динамично передают характер хозяйственной и культурной деятельности каждого народа, зрелищно воспроизводят жанровые сцены быта или досуга и пр.

Компоновка фигур на этнографической карте выполнена в соответствии с местами компактного проживания народов в различные исторические периоды. В качестве вспомогательного материала в экспозиции использованы увеличенные копии литографий, изображающих различные исторические страницы жизни народов Крыма.

В настоящий момент коллекция музея насчитывает 62 керамические фигуры, вы­полненные художником-керамистом А. В. Бо­род­киным. В общем объеме предполагается 150 фигур (идея вводного зала принадлежит ведущему научному сотруднику, экспозиционеру Ю. С. Вайсенгольц). Реализованный проект этнической карты позволяет расширить работу музея с дошкольными учебными заведениями.

Экспозиция должна рассказывать посетителям музея информационно об этнической истории и культурах народов Крыма, т. е. комплексы должны дополнятся фотоальбомами, аудиозаписями фольклора и различным видеоматериалом, возможностью просмотра компакт-дисков.

2. Создание галереи народных ремесел и декоративно-прикладного искусства народов Крыма (в соответствии с Законом Украины «О народных промыслах» от 18 июня 2001 г. и Постановлении Совета министров АР Крым № 222 от 12 июня 2001 г.). Среди мастеров декоративно-прикладного творчества на полуострове особо выделяются следующие направления: художественная обработка дерева, керамика, вышивка. Хотелось бы отметить возрождающуюся традиционную вышивку у крымских татар золотом и серебром, а также ткачество и ювелирное искусство. Отличительной чертой Крыма является многонациональность декоративно-прикладного искусства и мастеров. Площадь галереи более 130 кв. м. Помимо этого на первом этаже располагаются 2 выставочных зала. Основное направление выставочной деятельности — история, этно­графия, культура народов Крыма.

3. Оборудование конференц-зала для проведения семинаров, встреч, конфе­ренций и др. мероприятий национально-культурных обществ и объединений.

Выставочные залы, галерея народных ремесел и конференц-зал будут представлять собой комплекс для научно-просветительской работы учреждений системы образования и национально-культурных объединений. Для последних материально-техническая база и площади музея будут являться уникальным местом сохранения и популяризации своих национальных культур. При должном техническом оснащении (компьютеры, проекторы, видео-, телеоборудование) данный комплекс будет нести в себе важную функцию сбора, сохранения и оперативного распространения ин­формации.



4. Создание в музее этнографического класса. Музеям принадлежит важная функция работы с дошкольными учреждениями, школами, ВУЗами. Разработка досуговых и позна­вательных программ, «детских студий», проведение встреч, мини концертов, фольклорных инсценировок позволят этнографическому музею активными формами пропагандировать и популяризировать культуры народов Крыма, а также выполнять роль методического центра. Одним из перспективных направлений работы является программа «Музей и ВУЗ», т. е. дальнейшая организация и проведение практик.

5. Создание комплекса во внутреннем дворе «Этнографический дворик», включающего в себя творческие мастерские мастеров народного творчества, лапидарную коллекцию, сценическую площадку для выступления фольклорных коллективов, кафе национальной кухни народов Крыма, сувенирную лавку по продаже изделий народных промыслов.

6. Создание на базе КЭМ структурных подразделений с целью сохранения народных культур, а также оказание научно-методи­ческой помощи культурно-этнографическим центрам Крыма и школьным этнографическим музеям.

7. Осуществление компьютеризации и создание сайта о народах Крыма (история и современность), обеспечение его доступности для посетителей, выверенности информации и размещение различных теорий, точек зрения.

8. Проведение научных конференций, издание этнографической литературы.


1 Науменко Л. А. Крымский этнографический музей: первые десять лет // Этнография Крыма XIX–XX вв. и современные этнокультурные процессы. Материалы и исследования.— Симферополь, 2002.- С.355-362.

2 Греки Крыма в XVIII — начале XXI вв. Историко-этнографическая выставка. Путеводитель. — Симферополь, 2004. — 48 с.

3 Сценарий этого праздника представлен выше, в этом разделе сборника.

4 Величко Т. В., Савинова О. В. Научный отчет о проведении первого этапа комплексной экспедиции по этнографическому изучению русского населения Крыма// Этнография Крыма XIX–XX вв. и современные этнокультурные процессы. Материалы и исследования.— Симферополь, 2002.- С.417-421

5 Бородина Е. Е. Сенсорный профиль музея (об этнографической студенческой практике КГИПУ) // Этнография Крыма XIX–XX вв. и современные этнокультурные процессы. Материалы и исследования.— Симферополь, 2002.- С.279-282.

6 Захарова Т. М. З досвіду створення Кабінету українського народознавства та його використовування в навчальному процесі загальноосвітньої школи // Этнография Крыма XIX–XX вв. и современные этнокультурные процессы. Материалы и исследования.— Симферополь, 2002.- С.310-316.

7 Лаптев Ю. Н., Савинова О. В. Этнографический туризм в Крыму: состояние и перспективы развития. Научно-методическое пособие. Изд. 2-е. — Симферополь, 2003.— 74 с.; Культурно-этнографический туризм в Крыму: Справочное научно-методическое пособие. — Симферополь, 2004.— 356 с.

8 См. например, Араджиони М. А., Лазариди О. А. В Крымском доме. Часть 3: Греки.- Симферополь, 2001.- 40 с.; Андрющенко И. А., Недева В. Б., Салистая-Григорян Т. А. В Крымском доме. Часть 4: Болгары.- Симферополь, 2002.- 42 с. и др.


Смотрите также:
Крымский этнографический музей и современные образовательные процессы
150.58kb.
1 стр.
Музейный век в россии
549.48kb.
4 стр.
«государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник
112.11kb.
1 стр.
Информация о внешкольной деятельности начальной школы
13.05kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы по курсу «Общая психология и педагогика»
15.62kb.
1 стр.
Департамент образования Владимирской области
931.2kb.
5 стр.
Современные российские женщины в сфере труда и занятости 22. 00. 04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»
436.99kb.
2 стр.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
41.22kb.
1 стр.
Экскурсия в музей
11.68kb.
1 стр.
1. Что такое мини-музей
118.32kb.
1 стр.
Государственный музей л. Н. Толстого
21.26kb.
1 стр.
Программные средства моделирования систем, интегрирующих процессы проектирования и производства
96.69kb.
1 стр.