Главная страница 1

«Край мой любимый»

Автор: учитель русского языка и литературы Е.В.Смирнова

г. Мичуринск

2006 г.


Программа элективного курса

«Край любимый мой!» 8 класс (6 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная литература играет важную роль в духовном развитии народа. Изучение литературы как искусства слова предполагает чтение художественных произведений, а чтение произведений наших земляков расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, развивает чувство патриотизма.

Быть патриотом своей земли, своего края – очень актуально.

Элективный курс «Край любимый мой!» (о Никифоровских поэтах) ориентирован на учащихся 8 класса. Целесообразно познакомиться учащимся с данным курсом именно в 8 классе, так как в это время идет формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, идет становление духовного мира человека.

Тема курса «Край любимый мой!» вообще не представлена в программе базового предмета, поэтому имеет цель – обеспечить вхождение ученика в полиокультурную среду региона (района) на основе изучения произведений Никифоровских поэтов, чьё творчество неразрывно связано с нашим краем.

Цель курса определяет характер конкретных задач:


  • расширить и обогатить знания уч-ся о литературе и культуре родного края;

  • сформировать представление о литературе родного края как об одном из важнейших компонентов полиокультурной среды региона;

  • сформировать у уч-ся представление об основных периодах становления и развития литературы родного края;

  • развивать практические навыки исследовательской работы с литературно- краеведческим материалом;

  • воспитать любовь к родному краю, родной культуре.

Ценность курса «Край любимый мой!» заключается в том, что он полезен и интересен для уч-ся 8 класса, т.к. расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, а также подготавливает детей к профильному обучению.

В процессе изучения элективного курса будет использоваться различный учебный материал: сборники произведений Никифоровских поэтов, альбомы, статьи из районных газет «Знамя», «Уездная жизнь», «Бельский городок».

Содержание программы элективного курса «Край любимый мой!» отличается от содержания программы базового предмета, т.к. темы не дублируются.

В ходе изучения элективного курса планирую применять следующие формы учебных занятий:



  • заочные и очные экскурсии;

  • встреча с поэтом;

  • урок-исследование;

  • урок-практикум;

  • урок-лекция с элементами беседы;

  • урок-лаборатория.

Программа элективного курса предполагает виды деятельности учащихся:

  • конспектирование;

  • беседа;

  • составление плана;

  • обсуждение;

  • выразительное чтение стихотворения;

  • письменный и устный отзыв о творчестве поэта;

  • анализ поэтического текста;

  • чтение наизусть.

Создание и написание реферата подтвердит успешность уч-ся в изучении данного курса.

На итоговом занятии уч-ся поделятся собственными впечатлениями о занятиях, составят свои рефераты. Совместно с учителем будет оформлен мини журнал «Поэты Никифоровского края», в котором осветят вопросы элективного курса и продемонстрируют свои рефераты.



Учебно-тематическое планирование


№п/п

Наименование темы

Кол-во

часов


Форма

занятия


Виды деятельности

учащихся


1.

Введение.

Николай


Афанасьевич Кузнецов

1

Лекция с элементами

беседы


Составление плана,

анализ стихотворения,

выразительное чтение

произведений



2.

Иван Васильевич Конобеев

1

Урок- исследование

Записи, выразительное

чтение, анализ

стихотворения,

письм. отзыв

о творчестве поэта


3.

Владимир Иванович

Лорин


1

Заочная экскурсия

в Ярославку



Встреча с интересными

людьми, беседа,

выраз. чтение

стихотворений,

заучивание наизусть.


4.

Наталья Валерьевна

Мельник


1

Встреча с поэтом

Беседа, чтение стих-й,

Обсуждение.



5.

Валентина Андреевна

Попова


1

Урок-практикум

Составление плана

статьи, анализ стих-й.



6.

Виктор Максимович

Ремизов


1

Экскурсия в ЦРБ

Никифоровского

района


Работа с альбомом о

жизни и творчестве

В.Ремизова, чтение и

анализ стих-й, устный

рассказ о поэте.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Николай Афанасьевич Кузнецов.

Край родной – край любимый. Слово о поэтическом сборнике Никифоровских авторов – любителей поэзии «И вновь весна…», о клубе «Вдохновение». Автобиография Н.А. Кузнецова. Тематическое разнообразие его поэзии. Чтение стих-й и их анализ «Вам победители!», «Родимый край», «Матери», «Осеннее» и др.



Тема 2. Иван Васильевич Конобеев.

И.В. Конобеев – поэт фронтовик, заслуженный член клуба «Вдохновение». Анализ стих-й «Ветерану», «Ровеснику», «Труженице тыла Конобеевой».



Тема 3. Владимир Иванович Лорин.

Автобиография В.И. Лорина. Жанровое разнообразие его поэзии. Чтение стих-й «Ветеран», «О Родине», «Афганский синдром», «Урок истории», «Былое и думы», «Про медведя».



Тема 4. Наталья Валерьевна Мельник.

Самый молодой член клуба. Увлечение поэзией. Тематическое богатство творчества Н.В. Мельник.



Тема 5. Валентина Андреевна Попова.

В.А. Попова – врач, поэт, участница Афганской войны, участница хора ветеранов войны и труда «Красная гвоздика». Отражение темы Афганской войны в творчестве В.А. Поповой. Стих-я «Снова вместе», «Ты смело ушил в пучину», «Моя командировка в Джелалобад», «Воспоминание».



Тема 6. Виктор Максимович Ремизов.

Автор поэтических и прозаических произведений. Сборник стихотворений «Я памятник себе не воздвигаю…». Гражданская позиция труженика и поэта.



Автобиографическая основа стих-я «Пролог». Анализ стих-й «Ветеранам войны», «Хоть я родом издалека», «Край любимый мой!».

Методические рекомендации

по преподаванию

курса «Край любимый мой!»
При изучении элективного курса на первом занятии необходимо рассказать о том, что Никифоровская земля богата поэтами, которые несколько лет подряд собираются в Никифоровском районном Доме культуры, чтобы поделиться друг с другом плодами их замечательного хобби – стихами собственного сочинения, услышать о них мнение товарищей. Свой клуб любители поэзии назвали «Вдохновение». Имя Виктора Ремизова известно не только в Никифоровке, но и в Мичуринске и Тамбове. У него есть свои собственные сборники стих-й. К 60-ти летию Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне члены клуба издали коллективный сборник стихов «И вновь весна…». Этот сборник станет основным учебным пособием по курсу, т.к. он дает небольшой справочный материал о жизни и творчестве Н.Кузнецова, И. Конобеева, В.Лорина, Н. Мельник, В. Поповой, В. Ремизова, содержит произведения данных поэтов – любителей. В работе также используются статьи, стихи из местных газет «Знамя», «Бельский городок», «Уездная жизнь». При изучении тем данного курса необходимо обратить внимание уч-ся на автобиографию поэтов, на то, что все они жили и живут на Никифоровской земле. Необходимо обратить внимание на жанровое своеобразие, поэтику, тематику стих-й, предоставить детям самостоятельность в выборе анализируемых произведений.


ТРЕБОВАНИЯ

к уровню подготовки учеников по данному курсу
В результате изучения данного курса ученик должен

знать:

  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

  • характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении;

  • авторов, название и содержание изученных произведений;

  • жанровые особенности изученных произведений;

  • стихотворения для заучивания наизусть.

уметь:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • давать устный и письменный отзыв о произведении;

  • составлять рассказ о поэте;

  • подготовить реферат об авторе и его творчестве;

  • выразительно читать стих-я, в том числе выученные наизусть;

  • делать обзор книг по литературному краеведению.



Список литературы


  1. И. Конобеев, А. Кузнецов и др. И вновь весна… -

Мичуринск, 2005.

  1. Тамбовская энциклопедия/Главный научный редактор Л.Г. Протасов. – Тамбов: Администрация Тамб. обл. – Тамбов, 2004.

  2. В.Ремизов. Я памятник себе не воздвигаю… - Тамбов, 2002.

  3. Альбом центральной районной библиотеки Никифоровского района о жизни и творчестве В. Ремизова

  4. Альбом ЦРБ «Литературная жизнь района»

  5. Газета «Знамя» - от 6 сентября 2002г.,

от 3 сентября 2002г.,

от 3 марта 2002г.,

от 30 декабря 2000 г.,

от 1 марта 1994 г.,



от 6 ноября 1997 г.

  1. Газета «Бельский городок» - от 4 декабря 1993 г.,

от 27 февраля 1993 г.


Смотрите также:
Космос- земля- человек
37.01kb.
1 стр.
Советская Гавань моя Родина
18.15kb.
1 стр.
Тема сочинения: «Мой любимый предмет и мой любимый учитель» Вокуева Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы
21.77kb.
1 стр.
Сочинение. «Мой любимый предмет история»
8.65kb.
1 стр.
Рассказ «Мой любимый литературный герой»
17.45kb.
1 стр.
Методические рекомендации по использованию презентации «М. Шолохов мой любимый писатель»
18.68kb.
1 стр.
Мой родной край
117.28kb.
1 стр.
«Край мой любимый»
87.5kb.
1 стр.
Мой любимый учитель
45.21kb.
1 стр.
Сочинение «Мой любимый учитель»
19.95kb.
1 стр.
Сочинение «мой любимый учитель»
30.2kb.
1 стр.
Сочинение по теме «Мой любимый учитель»
18.31kb.
1 стр.