Главная страница 1
Контрольные вопросы по курсу «Основы нейропсихологии».

I. Общие вопросы.

Предмет и задачи нейропсихологии.

Нейропсихология – область науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности. Сформировалась в 30-40 гг. 20 века.

Изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Рассматривает соотношение мозга и психики.


 Основоположнник отечественной нейропсихологии - А. Р. Лурия, развивая идеи Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов - теоретическую основу нейропсихологии.

Синдромный анализ включает в себя как бы ряд этапов:


1. Выявление  симптомов нарушения разных психических функций.
2. Квалификация симптомов, то есть поиск той причины или того нейропсихологического фактора, который  лежит за этими симптомами.
Первичных нарушений функциональной системы - как нарушение функциональной системы, связанной с выпадением конкретного звена этой функциональной системы. Первичным нарушением при поражении ТПО будет нарушение движения из-за потери пространственной ориентировки.
Вторичными или системными расстройствами функциональной системы называется расстройство функциональной системы в целом.
Третичные нарушения работы функциональной системы связаны с компенсационными перестройками, то есть при поражении определенного звена функциональной системы, возможна ситуация спонтанной перестройки, тогда функциональная система пытается заместить или заменить чем-то пораженное звено.
Итак, нейропсихология использует синдромный анализ для классификации этих нарушений и диагноза поражения мозга. Методы анализа представляют собой набор специальных проб, адресуемых к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы - закономерные сочетания нарушений высших психических функций при поражениях различных мозговых структур.
   Нейропсихология играет большую роль в развитии общих методологических и теоретических основ психологии, в диагностике локальных поражений головного мозга и восстановлении его нарушенных функций.

В связи с этими определениями предмета и задачи нейропсихологии возникают проблемы.



Проблемы нейропсихологии:

   1. Проблема локализации - основная проблема, она связана с выявлением и классификацией зон и областей мозга, отвечающих за отдельные стороны психических функциональных систем. Квалификация всех зон мозга с точки зрения их участия в протекании психических процессов.


   2. Проблема метода. С помощью каких методов можно исследовать психические функции. Лурия разработал нейропсихологическую методику их изучения больных - набор тестов, зрительных, речевых, двигательных и построена она таким образом, чтобы исследовать разные психическиефункции. Но они не адекватны новым данным.
   3. Проблема объекта. Первоначальным объектом нейропсихологии были больные с локальными поражениями мозга. Но последние исследования показали, что нейропсихологические методы применимы для исследования совершенно, казалось бы здоровых людей, детей, людей в возрасте эволюции. Изучаются мозговые структуры.

2. Методы нейропсихологии.

Теоретические представления отечественной нейропсихологии определяют и общую методическую стратегию исследований. В соответствии с представлением о системном строении ВПФ, согласно которому каждая из них являет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих звеньев, нарушения одной той же функции протекают по-разному в зависимости от того, какое звено (фактор) оказывается пораженным. Поэтому центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

Качественный анализ нарушения ПФ («качественная квалификация» симптома) проводится с помощью специального набора методов с опорой на клинические данные.

После ВОВ возникла необходимость в окончательной разработке методов нейропсихологической диагностики локальных поражений ГМ и нейропсихологических принципов восстановления нарушенных психических функций.

А.Р.Лурия разработал нейропсихологические методы изучения ВПФ, ставшие основным инструментом клинической диагностики локальных поражений мозга. Эти методы направлены на изучение:




  • познавательных процессов (речь, восприятие, память, мышление)

  • произвольных движений и действий (элементарных и сложных)

  • личностных характеристик, проявляющихся в поведении.

Методы Лурия позволяют охарактеризовать состояние изучаемых функций и тем самым – состояние тех мозговых структур, которые обеспечивают их протекание. В основу этих методов была положена теория системной динамической организации ВПФ. Использование данных методов позволяет давать точную квалификацию особенностей (т.е. качественной специфики) нарушений ВПФ и выделять фактор (или факторы) , нарушение которого лежит в основе нейропсихологического синдрома (т.е. определять зону поражения мозга).

Это методы более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур ответственных за эти функции.



Применение в клинике:

Сначала они использовались только для изучения травматических и опухолевых поражений мозга, позже – для изучения его сосудистых поражений. Тут-то и выяснилось, что эти методы выявляют не только грубые изменения мозговой ткани, но и сравнительно тонкие изменения, связанные с нарушением кровотока. Эти методы распространены в клинике инсультов, стереотаксической клинике (контроль за эффективностью операций и выбора хирургической тактики), клинике локальных поражений мозга у детей (известно, что нейропсихологическая симптоматика в детском и взрослом возрасте различна), оценка динамики состояний в до- и послеоперационный период, клинике психических заболеваний,(старческая деменция, психозы, заболевания, имеющие органическую основу), в целях контроля за ходом лекарственной терапии, ну и т.д.

Т.о. важнейшим направлением практического применения различных нейропсихологических методов исследования (клинических и аппаратурных, в том числе и психофизиологических) является диагностическое направление.

Его цели- определение зоны поражения мозга и оценка динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационный период заболевания.

Реабилитационное направление- восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений мозга.

Нейропсихологический подход к изучению здорового человека.

Итак, современная отечественная нейропсихология для решения практических задач пользуется широким набором различных методов – как клинических неаппаратурных, так и сложных аппаратурных (компьютерных, ЭЭГ и др.). Применяются как старые (классические) так и новые методы.

3. Синдромный подход к нарушениям ВПФ.

Системный принцип динамического строения ВПФ и их системная мозговая динамическая организация являются причиной того, что при локальных поражениях головного мозга (преимущественно корковых структур) нарушается не одна какая-либо психическая функция (или «психическая деятельность»), а целая совокупность функций, составляющих единый нейропсихологический синдром.



НПСиндром - закономерное сочетание нейропсихологических симптомов (нарушений ПФ), основой которых является нарушение (выпадение) определенных нейропсихологических факторов.

Важнейшим принципом нейропсихологического изучения нарушений ВПФ у больных с локальными поражениями мозга является синдромный (факторный или системный) анализ этих нарушений.

1. Одна и та же психическая функция может нарушаться при поражении разных  участков мозга. Но по-разному, т.к. нарушается работа разных звеньев функциональной системы соответствующей психической функции.
2. Патология той или иной мозговой зоны может привести к нарушению целого ряда психических функций. Тогда мы имеем дело со случаем, когда одна мозговая зона является общим звеном для разных функциональных систем, соответствующих разным психическим функциям.

Синдромный анализ. 3 основных положения:
1. С.А. предполагает тщательную качественную квалификацию характера нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), а не просто их констатация. Качественный анализ – определение формы нарушения ПФ (т.е. первичного дефекта или первичного нарушения).

2. С.А. заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру НПС в целом, что дает основание для топического диагноза.

3. С.А. заключается в необходимости изучения не только нарушенных, но и сохраненных функций. При любом ограниченном корковом очаге поражения одна группа психических функций нарушается, другие остаются сохранными (принцип двойной диссоциации - Тойбер).

Т.о., качественная квалификация нарушений психических процессов, выделение как основного дефекта (т.е. первичных нарушений), так и вторичных нарушений, анализ состава не только нарушенных, но и сохраненных психических функций и составляет сущность синдромного анализа, направленного на топическую диагностику локальных поражений ГМ.

Далее говорите про «Луриевские методы».

Лурия нередко использовал выражение «факторный анализ» как синоним «синдромного» . Понятие «фактор» - основное теоретическое понятие, на котором построен синдромный анализ нарушений ВПФ. НПС формируется как результат нарушения определенного фактора, поиск и нахождение этого фактора- цель С.А.

Т.о., определение пораженного фактора – конечная цель С.А., сам фактор – объяснительная причина НПС в целом, центральное понятие теории системной динамической локализации ВПФ.

Под фактором Лурия понимал «собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип (или способ) ее работы. Каждая зона мозга, входящая в функциональную систему ответственна за тот или иной фактор. Его устранение (или патологическое изменение) приводит к нарушению работу соответствующей ФС в целом. =>ФС может нарушаться при поражении большого числа мозговых зон, но при разных по локализации поражениях мозга оно нарушается по-разному.



Т.о. фактор- структурно-функциональная (или морфофизиологическая) единица работы мозга, определяющая характер НПС. Далее можно наговорить кучу всего про фактор, но это уже другой вопрос .

Принципы системного анализа
1. Принцип качественной квалификации симптомов нарушений психических функций. Качественная квалификация предполагает выяснение того, какой характер носят наблюдаемые расстройства, т. е. в силу какой причины, в силу какого нейропсихологического фактора проявляются выявленные нарушения психической функции или симптома. 
Мы предъявляем больному тест на счетные операции 100-7. Больной выполняет этот тест.  С количественной точки зрения мы видим, что  одним больным сделано 2 ошибки и другим сделано 2 ошибки, т.е. эти два больных как бы идентичны.  Но в первом случае проявляется симптом инертного стереотипа, когда больной инертно выполняет одну и ту же операцию. В другом случае нарушение связано с другим симптомом - пространственные нарушения. То есть, мозговые поражение находятся в разные отделах мозга.  И только после качественной оценки можно проводить количественную оценку и ставить балл больному
2. Сопоставление всех симптомов, которые наблюдались при поражении  одного участка мозга. С одной стороны это выявление функций, которые оказались нарушенными, т.е. выявление негативных симптомов. Выясняется, для каких психических функций длинный участок является основой. С другой стороны нужно выявлять такие психические функции, какие оказались сохранными, для каких психических функций этот участок мозга не является основой. Поражение зоны ТПО приводит в нарушению пространственного типа в различных психических функциях. Сравнение сохранный и нарушенных функций позволяет нам понять структуру психической функции и выделить те факторы, которые являются общими для одних процессов и не входят в другие процессы.
3. Выявление нейро-психологического фактора. Выделение того общего, что лежит в основе наблюдаемых симптомов. В каждом синдроме симптомы сочетаются друг с другом закономерно.
4. Принцип выделения первичный, вторичный, третичных  следствий поражения участка мозга. Первичными являются нарушения, которые связаны с нарушением того звена психической функции, которое прямо соотносится с работой данного участка мозга. Нарушение речепонимания, письма под диктовку. Это вторичные следствия поражения определенного участка мозга.  В то же время функциональная система, которая связана с речепониманием и речепроизводством производит функциональные перестройки, которые связаны с этим дефектом, которые возникают у больного. Когда больной говорит, он слышит неправильно, и в этой ситуации больной переходит от плавной развернутой речи к использованию в речи слогов отдельных эмоциональных восклицаний и т.д. Больной понимая, что он не может сказать так как он хочет пытается сократить плавное речевое высказывание. Это компенсаторная перестройка.


4. Основные направления в структуре нейропсихологии.

Современные отрасли нейропсихологии:

1) клиническая нейропсихология - изучение симптомов, синдромов и диагностика при поражении мозга. Основной материал - больные с локальными поражениями мозга. Также рассматривают и соматических больных.

2) нейропсихология детского возраста - формирование мозговой организации психических процессов, взаимосвязь развития мозга и психики.

3) экспериментальная нейропсихология

4) психофизиологическое направление - изучение мозговой организации психических процессов с помощью физиологических процессов

5) нейропсихология индивидуальных развитий - нейропсихология нормы (моторная сфера, эмоционально-личностная...)

6) нейропсихология старческого возраста.

В настоящее время отечественная нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов.

 

1)Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием "луриевские методы".



Принципиально новым было введение в клиническую нейропсихологию представлений о высших психических функциях как сложных функциональных системах, различные звенья которых связаны с разными аспектами психической функции, а также представлений о факторах как об определенных физиологических закономерностях работы тех или иных участков мозга, нарушение которых лежит в основе нейропсихологических синдромов. Таким образом, в отечественно нейропсихологии создана принципиально новая, основанная на новых теоретических положениях клиническая нейропсихология с разработанным методическим аппаратом.

2)Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (в том числе аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. В трудах А. Р. Лурия была разработана экспериментальная нейропсихология познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления), а также произвольных движений и действий. Изучению нейропсихологии речи А. Р. Лурия посвятил несколько десятилетий. Начиная с "Травматической афазии", и кончая монографией "Язык и сознание", он последовательно разрабатывал различные проблемы афазии и нейропсихологии речи. В результате им была создана новая классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как о сложной, но единой функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев. Им был предпринят систематический анализ афазий, а также изучение псевдоафазических расстройств, возникающих при поражении глубинных отделов мозга. Было начато исследование специфики речевых нарушений при поражении конвекситальных отделов правого полушария, изучение нейрофизиологической природы различных афазических симптомов (забывания, семантических расстройств речи, речевых персевераций и др.). А. Р. Лурия был разработан новый нейролингвисти-ческий подход к афазиям. Значительных успехов достигла школа А. Р. Лурия в изучении нейропсихологии памяти. А. Р. Лурия и его сотрудниками описаны модально-неспецифиче-ские нарушения памяти, связанные с поражением неспецифических срединных структур разных уровней, а также нарушения памяти как мнестической деятельности, характерные для больных с поражением лобных долей мозга. Проведено исследование нарушений модально-специфической слухоречевой памяти, нарушений семантической памяти, т. е. памяти на понятия, составляющие единое логическое целое.

 

3) Одним из важнейших направлений современной отечественной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.



 

Советская нейропсихология раскрыла новые возможности для такой важнейшей области практики, как восстановление функций, нарушенных после локальных поражений мозга. Данное направление, исходя из общих нейропсихологических представлений, разрабатывает принципы и методы восстановительного обучения больных, перенесших мозговые локальные заболевания. Эта работа началась в годы Великой Отечественной войны

В эти годы было выдвинуто центральное положение нейропсихологической реабилитации о том, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового "набора" психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

   


4) В нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия было создано еще одно новое направление, которое можно обозначить как психофизиологическое. Начиная с самых ранних работ в клинике локальных поражений головного мозга А. Р. Лурия стремился использовать различные объективные психофизиологические методы исследования. Им первым была применена "сопряженная моторная методика", направленная на объективизацию аффективных комплексов. Позже он и его сотрудники постоянно использовали в своих исследованиях различные физиологические показатели психической деятельности: механограмму и миограмму - для исследования произвольных движений, плетизмограмму - для изучения ориентировочного рефлекса как основы внимания и т.д. А. Р. Лурия считал важнейшей задачей - создание "психологически ориентированной физиологии", т. е. психофизиологии, изучающей сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности, а не только элементарные сенсорные и моторные. Он рассматривал это направление исследований как естественное продолжение экспериментальной нейропсихологии методами электрофизиологии.

 

5) В 70-е годы по инициативе А. Р. Лурия начало складываться еще одно новое направление - нейропсихология детского возраста. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей. Как показывают клинические наблюдения, в раннем детском возрасте поражение коры левого полушария, как правило, не сопровождается характерными для взрослых нарушениями речевых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы поражения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения "детских" нейропсихологических симптомов и синдромов, накопления и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследования и их стандартизации.



 

 

6)Со временем будет (я хз, может, уже создали, - не знаю) создана и нейропсихология старческого возраста.



 

7) Наконец, за последнее время все более начинает утверждаться нейропсихологический подход в психодиагностике, т. е. применение иейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т. п. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение у нормы вариантов межполушарной асимметрии мозга ("профилей латеральности") и сопоставления их с различными познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками. В настоящее время установлены корреляции между типом межполушарной асимметрии и успешностью в решении наглядно-образных и вербально-логических задач, особенностями произвольной регуляции интеллектуальной деятельности, рядом эмоционально-личностных характеристик и еще всякая чушь. Все равно это никто не запомнит, а я задолбалась печатать. 

Подводя итоги анализу основных направлений современной нейропсихологии, можно сказать, что центральная теоретическая проблема нейропсихологии - проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека -остается главной для всех нейропсихологических направлений. Она изучается лишь разными методами и на разном "материале". В целом отечественная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы "мозг и психика". От простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, советская нейропсихология перешла к их систематизации, т. е. к научному знанию. А. Р. Лурия, развивая идеи Л. С. Выготского, создал научно обоснованную систему знаний в области нейропсихологии, способствуя ее выделению в самостоятельную научную дисциплину. Именно в этом состоит главная заслуга А. Р. Лурия перед мировой психологической наукой.

 

 



5. Значение нейропсихологии для клинической практики.

Говоря о задачах клинической психологии в контексте решения диагностических вопросов, следует отметить, что их спектр, особенно на сегодняшнем уровне развития медицины, гораздо шире, чем только дифференциальная диагностика топики локальной мозговой патологии. В клиническую практику вошли такие объективные методики оценки локализации патологического очага как ангиография и компьютерная томография в различных ее вариантах. Задачи собственно топической диагностики по-прежнему остаются в сфере клинической нейропсихологии. В частности, дисфункция мозговых систем не всегда совпадает с локализацией очага поражения мозга. В ряде случаев верифицированный контрастными и рентгенографическими методиками очаг обнаруживает себя нейропсихологическими симптомами не только по месту своей локализации, но и симптомами "по соседству", что свидетельствует об изменении функционального состояния прилежащих к зоне локального поражения структур и дает сведения о возможном направлении роста опухоли.

Помимо решения вопросов, касающихся собственно дифференциальной топической диагностики перед нейропсихологическим обследованием стоят и другие диагностические задачи. К ним относятся оценка состояния психических функций у больного в процессе фармакологического лечебного воздействия на мозг и восстановления функций после направленного оперативного вмешательства. В ряде случаев сведения о нейропсихологическом синдроме дают основания для выбора тактики операционного воздействия на структуры мозга. Так, например, изучение нейропсихологических синдромов поражения мозолистого тела в различных его отделах способствовало разработке тактики трансколлозального подхода к удалению базально расположенных опухолей мозга. Особое значение для характера операционного вмешательства имеет нейропсихологический синдром при компенсированном состоянии психических процессов и в случаях установленного топического диагноза с помощью объективных методов. Речь идет об очаговых поражениях мозга, дающих минимальные неврологические нарушения в сочетании с отсутствием видимых нарушений психических функций. Тщательное нейропсихологическое обследование, направленное на оценку нарушения психических процессов, которое должно иметь место при данной локализации поражения мозга, позволяет установить степень их компенсации и дать прогноз о возможной структуре синдрома в случаях декомпенсирующих послеоперационных последствий, степени его выраженности и характера обратного развития. Чувствительность нейропсихологического метода к возможному изменению функционального состояния мозга в целом и отдельных его систем позволяет описывать структуру синдрома нарушений психических функций не только в динамике течения собственно локальной мозговой патологии.

Находки последних лет, связанные с изучением избирательного влияния различных препаратов на структуры мозга и, соответственно, на различные составляющие психических процессов (факторы), получают все большее внедрение в клинике мозговых дисфункций. Корректное применение этих препаратов требует не только знания о том, на какие структурно-функциональные зоны мозга они могут оказывать терапевтический эффект. Направленное фармакологическое воздействие в данном случае возможно при понимании специфики психического дефекта, нейропсихологического синдрома и нарушения факторов, лежащих в его основе. Только в этом случае можно прогнозировать не только прямое влияние препарата, но и те перестройки в системе психики, которые при этом могут произойти.

Таким образом, задачи клинического нейропсихологического обследования больного можно объединить в два связанных между собой класса: 1) дифференциальная топическая диагностика и 2) описание структуры нарушений психических функций на основе синдромообразующей составляющей в виде указания на нарушение фактора (факторов), лежащего в основе их дефицитарности и функциональных перестроек. Возможность решения второго класса задач обеспечивает перспективу выхода нейропсихологической клинической диагностики за пределы собственно локальной мозговой патологии в широкую сферу заболеваний, следствием которых являются нарушения психической деятельности, требующие терапевтического воздействия, коррекционных и реабилитационных мероприятий. Обобщение и осмысление получаемых при этом данных создает новые предпосылки для дальнейшего развития представлений о связи психических процессов с мозговым субстратом, т.е. для развития теоретической нейропсихологии в её диалектическом единстве с практикой.

Из концепции системной динамической локализации ВПФ вытекает ряд следствий, лежащих в основе нейропсихологической диагностики и значимых для клинической нейропсихологии. Изменения в работе мозга обычно приводят к нарушению лишь отдельных мозговых зон или взаимодействия между ними, в связи с чем психический процесс страдает не глобально, а избирательно, в пределах его различных составляющих. Существенно подчеркнуть, что при этом остаются сохранные звенья, обеспечиваемые работой интактных мозговых зон или систем. Естественно, при этом происходит перестройка всего психического процесса, а степень дефицитарности определяется ролью пострадавшего звена в целостной системе психической функции. Показателями такой перестройки функции могут быть ее развернутое, неавтоматизированное выполнение, переход с непроизвольного уровня реализации на произвольный, диссоциация между сохранным выполнением заданий на непроизвольном уровне с недоступностью или затрудненностью произвольного осуществления деятельности. Сюда же относятся такие проявления, как сохранность выполнения действия в одной модальности и нарушение – в другой, замедление или неравномерность темпа деятельности, латентность включения в нее, чувствительность психических функций к условиям их реализации (шум, помехи, одновременная нагрузка на несколько психических процессов).

Вместе с тем, поскольку, как уже говорилось выше, различные психические функции содержат в своей структуре общие звенья, выпадение одного из них, как правило, может приводить к нарушению "набора" психических процессов при поражении одного определенного участка мозга, обеспечивающего реализацию данной общей составляющей. На этих основных следствиях из теории системной динамической локализации психических функций базируется метод синдромного анализа их нарушений при локальных поражениях мозга. В концепции данного метода представлены три основных понятия клинической нейропсихологии: фактор, синдром и симптом.

6. Значение нейропсихологии для общей психологии.

Помимо непосредственной ценности нейропсихологических знаний как таковых для решения ее собственных задач, нейропсихология как новая научная дисциплина имеет большое значение для решения проблем общей психологии. Этот аспект составляет как бы второй "контур" проблем, постоянно разрабатываемых нейропсихологией. Как указывал А. Р. Лурия, нейропсихология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура высших психических функций, ибо, как известно, в патологии обнажается то, что скрыто в норме. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения высших психических функций, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их замены, переделки, пластичности. Все эти вопросы имеют принципиальное значение для построения общепсихологической теории, в которой в настоящее время - в разных отраслях психологии - разрабатывается системный подход к анализу психических явлений. К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие, как 1)уровневая (произвольная и непроизвольная) организация высших психических функций,

2)структура межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром или плеяду функций),

3)особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других.

Изучение этого круга вопросов имеет большое значение для дальнейшего продвижения в исследовании проблемы генеза и строения высших психических функций человека - проблемы, которая была поставлена Л. С. Выготским и плодотворно разрабатывается многими ведущими советскими психологами. Можно сказать, что в любую из общепсихологических проблем нейропсихология может внести (и вносит) весомый вклад, так как исследование нормальных закономерностей психики через патологию (как и через анализ процессов ее развития) является одним из генеральных путей изучения психических явлений.

 Таким образом, связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода "приложением" общепсихологических представлений к анализу работы мозга, с другой стороны, на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения, общепсихологических проблем. Союз нейропсихологии с общей психологией тесен и весьма плодотворен, что является залогом успешного развития нейропсихологии как отрасли психологической науки.

 
7. Мозговая организация психических функций.

Основная проблема (когда речь идет о мозговой организации) - локализация высших психических функций. Мозг связан с психикой. Мозг - субстрат психической деятельности. Каждая зона мозга вносит свой вклад в осуществление психической деятельности.

Существовало 2 исторических точки зрения - в 20-30 годы:

Узкий локализационизм (Брока)

Эквипатенциализм - Шеррингтон - мозг в целом вносит вклад в каждую психическую функцию. Антилокализационизм.

Лурия пересмотрел понятия - высшая психическая функция - это не некоторая неделимая способность к чему-то - это целая система, состоящая из различных звеньев. ВПФ - еще и опосредованы. Локализация - это понятие было пересмотрено - локализуется не ВПФ в целом, а лишь звенья ПФ. Соотносить эти звенья или факторы не непосредственно с морфологическим субстратом (мозговой тканью), а с теми психическими процессами, которые в мозгу протекают.

Локализовать функцию - значит понять строение этой функции, разбить на звенья, и понять какие физиологические процессы обеспечивают этот фактор, звено. Мозг - не совокупность нервных центров, которые жестко выполняют ту или иную функцию. Мозг работает как единое целое, каждая зона мозга вносит свой вклад в осуществление психических функций. Сама локализация не является жестко закрепленной. Например, у человека пулевое ранение в левый висок. Речь нарушена. При специальной работе логопед и нейропсихолог могут восстановить речь. Возможно, не так чисто. Следовательно - локализация изменилась. Локализация является динамической, а не закрепленной.

При поражении правого полушария у детей до 12 лет речь нарушалась, а при поражении левого полушария - речь не нарушалась - следовательно - локализация динамическая.

Лурия предложил структурно-морфологическую модель.

3 блока мозга. Динамическая локализация только внутри блоков.

Структурная модель мозга Лурии.

1-ый блок мозга. Энергетический или блок регуляции тонуса и бодрствования. Анатомические структуры первого блока мозга:

ствол мозга - ретикулярная формация ствола

лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус)

диэнцефальные ядра (подкорковые ядра). Стволовые и подкорковые структуры.

кора - медиабазальная кора лобных и височных отделов ( в середине между полушариями, базальная база, посередине внизу).

Функции первого блока мозга.

1. основная функция - активация больших полушарий - поддержание определенного уровня бодрствования.

Активация временная - смена периодов сна и бодрствования, кратковременная активация - для поддержания внимания.

2. модально неспецифическая память - эпизодическая, личностная, память на события.

3. обеспечение базальных эмоций - страх, удовольствие. Отрицательных центров больше, чем положительных.

4. функция поддержания жизни в организме - витальная функция. Нейрогуморальная регуляция, эндокринная система - на уровне гипофиза, гипоталамуса; регуляция в деятельности внутренних органов (сердечно-сосудистные сокращения), регуляция таких функций как дыхание, терморегуляция, иммунитет и прочее...

5. регулятор (инстинктивных) генетически-закрепленных форм поведения. Например, поведение в ситуации стресса, аффекта, половое поведение, регулятор систем зависимости.

6. регуляция мышечного тонуса (для двигательной активности).

2-ый блок мозга. Блок приема, переработки и естественно хранения экстероцептивной информации - извне от рецепторов, органов чувств, а также от проприоцепторов - изнутри.

Повреждение органов - работа 2 блока мозга. Проприоцепторы - отвечают за положение частей тела, о состоянии мышц.

Анатомически во 2 блок мозга входят: конвекситальная (поверхностная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. Корковое звено анализаторной системы, висок слуховой системы, затылок зрительной системы, темя кожно-кинестетической системы.

Функция - обработка информации.

Поля второго блока мозга делятся на:

первичные

вторичные

третичные

1. Первичные поля - первичная обработка импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора. При разрушении первичных полей наступает корковая слепота.

2. Вторичные поля - отвечают за дальнейшую обработку информации: форма, глубина, анализ полученной информации.

При разрушении вторичные полей возникают агнозия, апраксия - нарушение предметности восприятия. Слуховой анализатор во вторичных полях: анализ фонем, звуков.

3. Третичные поля - ассоциативные - отвечают за самый высокий уровень переработки информации.

Функция - синтез информации. Ассоциативные зоны в верхней теменной коре. Отдельные участки нижней теменной коры. Зона TPO относится также к третичным полям. Это зона перекрытия височной, теменной и затылочной области.

3-ий блок мозга. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Конвекситальная кора лобных долей.

Третичная кора - ассоциативная. одна треть мозга - лобная часть. У животных одна шестая или одна десятая часть. Именно поэтому возможны ВПФ у человека.

Функции третьего блока мозга - обеспечивает серию движений. Например, письмо. Плавное переключение с одного действия на другое. Целеполагание, контроль за всеми функциями психической деятельности.

Моторная кора - прецентральная кора, моторая кора, проекционная кора.



Концепция Лурии - концепция системной динамической локализации ВПФ
Итак, всякая психическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена в составе функциональной системы. В соответствии с иерархическим строением функции определенные структуры мозга имеют различное значение для обеспечения психических процессов. В связи с этим аномальное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к более или менее существенному дефициту в психических процессах, затрагивая различные уровни и звенья в их обеспечении. При реализации того или иного вида психической деятельности в нее не всегда включены все структурные единицы мозга, связанные с исчерпывающей представленностью психических процессов. В зависимости от степени сформированности, интериоризации или автоматизации функции происходит "свертывание" количества необходимых афферентных и эфферентных звеньев как в ее внешнем развертывании, так и в отношении обеспечивающих их протекание мозговых зон. Концепция системной динамической локализации функций предполагает своеобразное их "пересечение" между собой в тех звеньях, которые являются общими для различных видов психической деятельности.


Смотрите также:
Контрольные вопросы по курсу «Основы нейропсихологии»
245.03kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий по курсу «Теоретические и практические основы квалификации преступлений» 14 Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по курсу «Теоретические основы квалификации преступлений» 16
215.98kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по курсу для самостоятельной работы 12 2 Контрольный тест по курсу для самостоятельной проверки полученных знаний в рамках дисциплины «Экономическая история» 13
508.11kb.
3 стр.
Контрольные вопросы по курсу «криминология»
27.45kb.
1 стр.
Тема лекции концептуальные основы ос» 1 Концептуальные основы ос 1 Контрольные вопросы 12
188.79kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по курсу «информатика»
25.45kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по курсу для самостоятельной работы 10 2 Контрольный тест по курсу для самостоятельной проверки полученных знаний в рамках дисциплины «История экономики» 11
481.02kb.
3 стр.
Контрольные вопросы по курсу Экономическая мысль Древнего Китая и Древней Индии
25.82kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «Основы экономической теории»
30.82kb.
1 стр.
Методические указания по курсу "Философия" Новосибирск сгга
374.94kb.
3 стр.
Вопросы к экзамену к курсу «Методологические основы психологии»
15.04kb.
1 стр.
Программы учебной дисциплины «Основы нейропсихологии»
23.67kb.
1 стр.