Главная страница 1
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

Тема: «Мышление».

Цель: дать представление учащимся о мышлении. Познакомить с различными уровнями мышления (наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим). С помощью практического материала определить свой интеллектуальный потенциал. Дать рекомендации по развитию мышления.

СОДЕРЖАНИЕ.

1.Разминка: упражнение «Дождь».

2.Основная часть: Мини лекция на тему «Мышление и его основные особенности».

По мнению американского исследователя Коэна, « мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем гениями, - не аномалия, а норма.

В широком смысле мышлением называется способность человека мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы.

В психологии мышление – опосредованное (выраженное посредством уже достигнутых знаний) отражение действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. О том, что на улице холодно и сильный ветер, мы можем узнать, не ощущая холода и ветра в теплой комнате. Нам достаточно увидеть показания термометра, посмотреть на качающиеся верхушки деревьев, тепло одетых прохожих. Информация, полученная через органы зрения, осмысливается – мы делаем определенное заключение.

Явления, события, факты мы осмысливаем благодаря сложному психическому процессу – мышлению.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Речь выступает как носитель мысли и одновременно как средство общения. Таким образом, мышление тесно связано с речью и невозможно без нее.

Как вы считаете, на каком языке думает человек, говорящий по-английски? Вы, вероятно, ответите на английском – и будите правы. Но при одном условии: если английский для этого человека - родной язык.

Каждый человек думает на родном языке и считает, как правило, то же, независимо от того, на каком говорит.

Однако бывают исключения. Вспомним письмо Татьяны к Онегину – оно написано по-французски. Пушкин поясняет:

Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала,

И выражалася с трудом

На языке своем родном…

Татьяна, конечно, владела бытовым русским языком, но не могла по-русски передать оттенки чувств, на языке чужом ей легче было сказать о своей любви. И думала она в тот момент, когда писала письмо, по-французски. (Приведение примеров стр.102, Рогов «Психология познания»).

Мысли «про себя» называются внутренней речью. Передача мыслей одного человека другому или другим называется внешней речью. Внутренняя речь, как и внешняя присуща только человеку. Животные речью не обладают. Как же они общаются друг с другом, предупреждают об опасности? Язык животных конкретен, как мышление, которое, опирается на предметы, находящиеся перед ними, или на информацию о них, полученную через органы чувств. Язык животных сигнализирует о конкретной обстановке или состоянии животных.

Мышление в зависимости от деятельности человека проявляется по-разному, и мы различаем несколько его уровней.

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ: связано с работой, которую мы выполняем руками: что-то строим, прибиваем, копаем землю, собираем или переставляем мебель, шьем и т.д.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ: в большей степени опирается на образы. Человеку не обязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо видеть его или представлять. В процессе наглядно-образного мышления мы сравниваем и анализируем зрительные представления – так мы решаем геометрические задачи.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ: самое сложное мышление, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, например, счастье, честность, гордость, радость, стоимость, и т.д. Попробуйте представить себе счастье. В вашем сознании возникает счастливое лицо, событие, но само счастье вы не можете ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Словесно-логическое мышление неразрывно связано с нашими знаниями и опытом, и вы, опираясь на свой интеллектуальный запас и жизненный опыт, без труда расскажите, что означают эти понятия.

На уроках математики вы решаете задачи, доказываете теоремы, используя математические понятия и доказательства, на уроке химии – химические и т. д., но всегда на помощь вам приходит словесно-логическое мышление.

В познавательном процессе все уровни мышления обычно взаимосвязаны.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах, разобраться в которых, а заодно и проанализировать особенности своего мышления можно с помощью практического задания.

3. Практическая работа.

Символы в каждой строке расположены в определенной последовательности. Поставьте в конце каждой серии следующий элемент, отвечающий предлагаемой закономерности. Например, серия чисел 25, 20, 15, 10 означает, что следующее число должно быть 5. каждый правильный ответ дает вам 4 балла. Общее время решения 10 минут.

4. Заключительная часть.

Советы по развитию мышления.


Смотрите также:
Конспект занятия. Тема: «Мышление». Цель
36.36kb.
1 стр.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
28.66kb.
1 стр.
Практические занятия по дисциплине «криминологиЯ» тема №1: История мировых криминологических теорий
349.98kb.
1 стр.
Конспект урока по математике во 2 классе слайд 1 Тема урока: «Умножение и деление чисел» Форма урока: Путешествие в сказку «Гуси-Лебеди»
66.18kb.
1 стр.
Конспект занятия объединения «Мягкая игрушка»
65.34kb.
1 стр.
Урок-беседа Продолжительность учебного занятия: 45минут Цели и задачи
118.44kb.
1 стр.
Конспект учебного занятия с использованием цор
90kb.
1 стр.
Тема занятия. Основы специальной теории относительности
195.37kb.
1 стр.
Конспект учебного занятия Город: Магнитогорск моу «Гимназия №53» Учитель: Лаптева Наталья Александровна Класс: 8
46.26kb.
1 стр.
План-конспект для проведения занятия по устройству вооружения и его боевому применению. Тема 10: «Приемы и способы ведения огня из со, гранатометов, бмп (бтр) различными способами»
54.88kb.
1 стр.
Урока по мхк в 8 классе. Тема урока: «Дизайн и архитектура сада». Цель: Выполнение групповой творческой работы. Задачи
117.09kb.
1 стр.
Конспект рассмотрен и одобрен Начальник штаба гражданской обороны Г. М. Карташов 20 г. Конспект проведения занятия по гражданской обороне
123.76kb.
1 стр.