Главная страница 1

Конспект урока литературы в 11 классе

Учитель Зайцева Л.И.




Тема урока:

серебряный век русской поэзии


Тип урока:


урок-объяснение, урок-презентация

Педагогическая технология:


проблемная

Методика:


полное обучение

Методы:


частично- поисковые, проектный, методы погружения в текст, беседа.

Оценка педагогической ситуации.

Класс разноуровневый: есть сильные и слабые дети. Класс физико-математический, поэтому не у всех учащихся сформирован стойкий интерес к чтению художественной литературы.

Я думаю, что тема русского модернизма, содержательная, яркая, противоречивая, способна увлечь каждого учащегося, вызвать неподдельный интерес к различным явлениям русского модерна, закрепить на практике знания литературоведческих понятий и терминов, позволить глубже всмотреться в поэтическое слово, увидеть авторскую позицию мастеров серебряного века.



Оборудование:

экран, мультимедийный проектор, колонки, раздаточный материал со стихами поэтов серебряного века, репродукциями художников.


Цели урока:


образова-ния

  • Познакомить учащихся с философскими исканиями Вл.Соловьева, его концепцией духовного преображения мира на основе Истины, Добра и Красоты.

  • Углубить и расширить знания учащихся о поэтах серебряного века, полученные на обзорном уроке в начале первой четверти.

  • Дать представление о новаторских открытиях русского модернизма в области живописи (Врубель, Кандинский, Малевич) и музыки (Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Прокофьев).

развития

  • Развивать образное мышление учащихся при анализе стихотворений поэтов серебряного века.

  • Развивать умение учащихся готовить мини-проекты на литературные темы и их презентацию на уроке.

  • Развивать умение ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах, связанных с поэтикой модернизма.

воспита-ния

  • Воспитывать любовь к поэзии, глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям, уникальным, неповторимым.

  • Воспитывать эстетическое чувство, тонкий вкус на произведениях русского модернизма.

Структурные элементы (этапы) урока



Содержание взаимодействия с учащимися

Организационный момент (1 мин)

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

- Ребята, сегодня мы продолжим разговор о модернизме и его течениях, начатый в начале учебного года на обзорном уроке. Записываем в тетрадях число и тему урока: «Поэзия серебряного века». Ваша задача на уроке – в ходе объяснения нового материала заполнить в тетради небольшую таблицу «Особенности русского модернизма», в конце урока мы ее проверим.



Мотивация (2 мин)

В сентябре мы говорили о том, что литература рубежа эпох - очень сложное явление. С одной стороны, продолжал развиваться критический реализм (Бунин, Куприн, Вересаев, Аверченко и др.) С другой стороны, в 90-х годах 19 века в России появилось новое литературное направление – модернизм, представленный такими течениями, как символизм, акмеизм и футуризм.

Каждый образованный человек 21 века должен иметь представление не только о Северянине и Брюсове, Бальмонте и Гумилеве, но и о Малевиче, Скрябине, Врубеле… Творчество выдающихся модернистов – часть русской национальной культуры. Задача урока – приобщиться к великим открытиям модернизма.



Повторение пройденного

(3 мин.)

Диктант по литературоведческим терминам и понятиям:

  • литературное течение, основанное на философии двоемирия (символизм);

  • литературное течение, представители которого называли себя «будетлянами» (футуризм);

  • литературное течение, цель которого – глубокое освоение достижений классической литературы, расцвет поэтического творчества в новое время (акмеизм).

  • Кто ввел в русскую литературу понятия «золотой век» и «серебряный век» поэзии? ( Символист Николай Оцуп)

  • Кто лишний: Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гумилев, А.Белый? (Акмеист Гумилев).

  • Кто лишний: Ахматова, Гумилев, Городецкий, Брюсов? (Символист Брюсов).

  • Кто лишний: Бурлюк, Хлебников, Крученых, Каменский, Гиппиус, Северянин, Маяковский?(Символист Зинаида Гиппиус)

Листы с ответами отдаются 2 экспертам из числа учащихся.

Объяснение нового материала

( 34 мин)
Слово учителя (2 мин)

Мини-проект №1

(4 мин.)

Слово учителя

(1 мин)
Мини-проект №2

(4 мин.)


Слово учителя

(2 мин).


Мини-проект №3

(4 мин.)

Слово учителя

(2 мин.)

Мини-проект №4

(4 мин.)

Мини-проект №5

(4 мин.)

Мини-проект №6

(4 мин.)

Слово учителя

( 3 мин.)

Обеспечение осознанности усвоения материала

(4 мин)



Задача урока - исследовать проблему: «Серебряный век русской поэзии – это классическая поэзия в новое время или это качественно иное поэтическое творчество?» Полный ответ на этот вопрос мы сможем дать только после того, как познакомимся с поэзией модернизма подробно.

Несомненно, новой является философия модернизма, связанная с именем поэта Владимира Соловьева (портрет на экране). Его заслуга заключается в том, что он одним из первых русских мыслителей обратился к анализу духовного состояния русского общества в конце 19 века, когда ощущение катастрофы было всеобщим. Настроение упадничества он объяснял тем, что люди, поддавшись соблазнам и искушениям капитализма, забыли в душе Бога. Соловьев видел два способа духовного спасения России: религию и искусство. Он утверждал: надо модернизировать религию на основе идей Истины, Добра и Красоты; сделать эти идеи привлекательными в обществе; искусство же своими художественными средствами должно взывать к божественным началам в жизни человека


С презентацией мини-проекта «Владимир Соловьев - мыслитель и философ» выступит Богатова Марина.
Его называли гением. Доктор философских наук, блестяще защитивший диссертацию «Кризис западной философии». Доцент Московского университета. Поэт-символист, связавший поэзию с мистикой.

Наружность его поражала: высокий-высокий, хилый, бесплотный. Прозрачно-бледный, восковой лик в длинной, рано поседевшей бороде, пряди седые до плеч. Ему только 43 года, а увидишь и подумаешь: подвижник, дряхлее не бывает.

Именно он заразил поэтов 19 века мечтой о преображении мира, о грядущей эпохе Красоты. Ведь Бог когда-то создал Землю прекрасной, и эта красота была святой, божественной. Реальный же мир - это мир хаоса. Как спасти человечество? Эта задача под силу поэтам, которые чудо творят, тайнодействуют, намекают в стихах с помощью символов на небесный мир. Вечная жизнь познается не разумом, а интуицией. Идея двоемирия и была положена в основу символизма как течения.

Послушайте стихотворение Вл.Соловьева « Милый друг, иль ты не видишь…»(чтение наизусть)


Вопросы по презентации.

1.Если все существующее – это тени, как говорится в

стихотворении, значит, мы живем в мире теней и реальности

не знаем?

2.Что имеет в виду поэт, когда пишет: «Одно на целом свете –

только то, что сердце к сердцу говорит в немом привете»?



  1. Можно ли сказать, что мистицизм свойствен символистской

поэзии?

Философию начала 20 века представляет целая плеяда русских мыслителей: Розанов, Флоренский, Ильин, Бердяев, Булгаков, Мережковский. Их идеи бурно обсуждали и символисты, и акмеисты, и футуристы. Проследим, как концепция двоемирия отразилась в стихах Федора Сологуба.


Слово имеет Долгих Гена. Его мини - проект – «Недотыкомка серая» Федора Сологуба».
Представляю вам символиста старшего поколения Федора Сологуба (портрет на экране). Настоящая фамилия его – Тетерников. «Вид он имел весьма патриархальный: лысый дед с седой бородой»,- вспоминал его современник Добужинский.

Поэзия Сологуба пленяла читателей, это была музыка медленного и тяжелого стиха. Он создавал мир над действительностью, где мечта хотела быть настоящей реальностью.

Центральным образом Сологуба стал образ двоемирия: безрадостная, унылая земная жизнь противопоставлялась иному миру – поэтической стране Ойле. Вот как он пишет в стихотворении «Недотыкомка серая» о страшном мире, окружающем его (чтение наизусть)
Вопросы по презентации.


  1. Как ты представляешь образ «нетыкомки серой»?

  2. Есть ли подобные образы в устном народном творчестве?

  3. Можно ли сказать, что словотворчество свойственно поэтам - модернистам?

  4. Поэты какого направления особенно увлекались словотворчеством?

Модернизм затронул не только литературу, но и другие виды искусства. Символизм в музыке представляют такие композиторы, как Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев (портреты на экране).

Рахманиновские «Весенние воды» - это гимн обновлению мира, музыка Стравинского передает жизнь улицы, пеструю, балаганную, шумную, что было новым в искусстве.

Скрябин уходит в микромир чувств и пытается соединить музыку с цветом. Совершенно поразительна его «Поэма экстаза». Это прославление высшего разума, космической энергии, гимн беспредельному миру. Послушаем отрывок из «Поэмы экстаза» Скрябина и немного отдохнем.

(2 мин. музыки)
Символиста Константина Бальмонта (портрет на экране) представит Лазуткина Катя.
Константин Бальмонт – «старший» символист, незаурядная личность. У него длинные рыжеватые волосы, красная, как огонь, бородка. Карие глаза, пенсне. Бледное лицо.

Символизм для Бальмонта – это тонкий способ выражения чувств и мыслей. Бальмонт считал, что реалисты рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели: аккуратно передают форму предметов, цвет, отношение к ним человека. Бальмонта же интересовало сложное впечатление от мира вещей, не сам предмет, а намек на него звуком, тонким штрихом. Он писал, что поэтом его сделали своим шелестом камыши, вечно шуршащие над озерным затоном.

Бальмонт очень любил Россию, но умер вдали от нее, в приюте «Русский дом» французского городка Нуази-ле-Гран.

Послушайте его стихотворение «Песня без слов» (чтение наизусть).

Вопросы по презентации.


  1. Как называется художественный прием, использованный Бальмонтом в стихотворении?

  2. Можешь ли ты привести примеры использования звукописи в произведениях поэтов 19 века?

  3. Характерно ли для модернистов широкое использование музыкальных возможностей стиха?

За счет чего возникают зрительные впечатления от стихов Бальмонта? Внутренняя выразительность стихотворения «Песня без слов» заключается в динамичном, беспрерывно меняющемся потоке образов: ландыши, лютики, ласточки, луг, ручей…

Почему стихотворение называется «Песня без слов»? Потому что Бальмонту важно создать прежде всего звуковую картину мира. Он использует аллитерацию: ландыши, ласки, ласточки…

Иногда сложно сказать, о чем говорится в том или ином стихотворении Бальмонта. Ему хочется передать читателю свежее, новое впечатление от чего-либо, околдовать его звуками, ритмами, рифмами. Природный мир олицетворяется, живет своей тайной жизнью: лепечет ласточка, лучи солнца целуют землю, роща о чем-то шепчет, вздыхает ветер. Запечатлен миг жизни, образы которой словно дрожат, вибрируют в воздухе. Так рождается легкость, воздушность, свобода, а жизнь становится песней без слов.

Такие стихи, передающие мгновение жизни, называют импрессионистическими. Импрессионисты дорожат первым впечатлением от жизни, стремятся передать его полноту, новизну. Воображение поэта словно обретает крылья.
Модернизм ярко проявил себя и в живописи. Один из выдающихся художников символизма – Врубель. Посмотрим его картины (демонстрация картин Врубеля). Остановимся подробнее на картине «Царевна-Лебедь» и послушаем Зинину Наташу, ее мини-проект «Царевна-Лебедь»
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Глядя на картину Врубеля, мы вспоминаем «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина.

Не живую женщину из плоти и крови писал здесь художник. Писал фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Красота героини рождена морской стихией , соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя… Затягивает, манит ее томный, прощальный взор. Сколько в нем тоски по земной любви и радости! Жест руки призывает к молчанию, предостерегает. Сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката. Какие-то недобрые красные огоньки мерцают вдалеке. Царевна уплывает во тьму…

Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе. Трепещуще-перламутровое, с отблесками заходящего солнца оперение Лебедя написано так мастерски, что ты буквально слышишь его. Холодные, ровные удары прибоя о берег усиливают, подчеркивают ощущение безнадежности и грусти. Еще миг – и потухнет полоска зари, исчезнет красавица Царевна…Только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах…

Лебедя Врубель рисовал со своей жены, певицы Надежды Ивановны Забелы. Она блестяще исполнила партию Лебедя в опере Римского- Корсакова.

Поближе познакомимся с одним из акмеистов – Николаем Гумилевым (портрет на экране). Его вам представит Зайченко Надя.


Николай Гумилев вначале был очарован символизмом, но отвлеченное содержание поэзии его не устраивало, отсутствие логики, связи между предметами в стихах символистов беспокоило. Акмеисты отказались от символов, намеков и обратились к прошлому, к античности. Гумилев много путешествовал, трижды был в Африке, экзотика которой отразилась в его стихах.

Свою задачу как поэта он видел в насыщении стихотворения реальным содержанием, в использовании всего богатства языка. Не случайно «акмэ» в переводе с греческого –расцвет. Сейчас вы услышите стихотворение Гумилева «Мечты» и поймете, что у него другой подход к лирике, чем у символистов. (Чтение наизусть стих. « Мечты»)

Вопросы по презентации.

1. Есть ли в этом стихотворении черты реального мира?

2. О чем говорит нам название стихотворения? К каким

стихам его можно отнести?

3Похожи ли стихи Гумилева на классическую поэзию?

Поэта-футуриста Велимира Хлебникова вам представит Ильина Марина.

Велимир Хлебников – футурист. Он мало кому был известен, хотя впоследствии его называли гениальным поэтом, смелым экспериментатором в области языка. Именно Хлебников со своими товарищами Крученых, Маяковским, Бурлюком провозгласил: «Мы – лицо нашего Времени», «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности».

Хлебников придумал и русское название футуристов – «будетляне». Он разработал интонационный стих, широко использовал словотворчество. Хлебников считался открывателем словесных «Америк». Он постоянно вел поиск новых слов. Так, от глагола «любить» он создал 400 новых слов, вошедших в поэму «Любхо». Вот одно из его стихотворений – «Заклятие смехом» (чтение наизусть)

Вопросы по презентации.


  1. Понятно ли содержание стихотворения? Какие неологизмы создает Хлебников, чтобы получилось «заклятие»?

  2. Чего добивались футуристы, занимаясь словотворчеством?

  3. Можно ли сказать, что излишний интерес футуристов к форме стиха вредил его содержанию?

В живописи модернизм особенно ярко проявился в творчестве таких художников, как Кандинский, Малевич, Чюрленис, Шагал и др. Картины русского авангарда сегодня бесценны. Давайте познакомимся с картинами художников и убедимся в том, что они очень далеки от реалистического искусства, что это совершенно другое видение мира (просмотр слайдов).


А теперь давайте посмотрим, какая таблица получилась у нас в результате знакомства со стихами модернистов. Попробуем сформулировать, каковы же особенности стихов поэтов серебряного века.
Особенности русского модернизма


1. Символизм

«Мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» (Мережковский);

«более утонченные способы выражения чувств и мыслей», «новые сочетания мыслей, красок, звуков» (Бальмонт); «постижение мира нерассудочными путями» (Брюсов)



2. Акмеизм

«Гармония с собой и с миром», «прекрасная ясность стиха, а не хаос и его язвы» (Кузмин);

3. Футуризм

Словотворчество, формализм, эпатажность.

Каков же итог урока? Почувствовали ли вы, что русский модернизм отличается от классической поэзии? Окончательный вывод мы сможем сделать после более подробного изучения лирики Бальмонта, Гумилева, Брюсова и др.






Домашнее задание

(1 мин.)

1. Познакомьтесь в хрестоматии со стихами поэтов

серебряного века

2. Определите, какое стихотворение вам понравилось больше

всего. Выучите его наизусть.



3. Приготовьте мини-презентацию поэта и стихотворения.



Смотрите также:
Конспект урока литературы в 11 классе Учитель Зайцева Л. И. Тема урока: серебряный век русской поэзии Тип урока: урок-объяснение, урок-презентация
138.65kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
229.24kb.
1 стр.
Урок физики в 11 классе Тема урока: Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц Тип урока: Урок изучения нового материала
26.46kb.
1 стр.
Программа: Модальные глаголы и глаголы to be и to have. Тема: «Продукты» Тип урока: Урок-закрепление Вид урока: Урок-игра
195kb.
1 стр.
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.8kb.
1 стр.
Конспект урока по информатике в 8 классе тема урока: «Программное обеспечение компьютера». Тип урока: изучение нового материала
40.93kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературе для 11-го класса гуманитарного профиля. № урока Тема урока Урок 1
202.48kb.
1 стр.
Вид урока : урок закрепление изученного материала. Тип урока : урок дискуссия Тема урока: Роль страха в комедии Н. В. Гоголя
66.4kb.
1 стр.
Урок по литературе в 5 «А» классе 2006-2007 учебный год Учитель: Шевцова С. А тема урока: История, рассказанная в. Г. Короленко, урок милосердия и любви
127.95kb.
1 стр.
Урока: "Путешествие по дорогам сказок". Тема урока: Числа от 1 до 8 (закрепление). Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков
47.19kb.
1 стр.
Проект урока геометрии в 7 классе Тип урока: урок изучения н/м Тема : Аксиома параллельных прямых Цели : ввести понятие аксиомы
41.86kb.
1 стр.
Тип Плоские черви. Белая планария. (с использованием цор и средств икт)
71.73kb.
1 стр.