Главная страница 1


УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРОЕКТ



КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ДО 2020 ГОДА

Барнаул 2009


Авторы- составители:

Ю.Н. Денисов- начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, к.х.н., профессор, руководитель работ


Ю.Г. Абдуллаев – и.о. заместителя начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

Л.В. Багина – заместитель начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи

С.В. Агарков – начальник отдела начального профессионального образования;

Е.Е. Соловьева – начальник отдела по работе с педагогическими кадрами;

А.В. Максимов –начальник отдела информации и информационного обеспечения образования;

В.В. Улезько – начальник отдела среднего и высшего профессионального образования, науки и международных связей;

Е.Г. Комлева, заместитель начальника отдела экономики образования;

В.И. Матис – ректор АКИПКРО, д.п.н., профессор;

Н.Г. Калашникова, проректор по НМР АКИПКРО, д.п.н., профессор;

Е.Н. Жаркова - проректор по УМР АКИПКРО, к.п.н., доцент;

Ю.А.Иванов - проректор по информатизации образования АКИПКРО, к.п.н., доцент;

З.П. Горбенко - зав. кафедрой культурологи и иностранных языков АКИПКРО, к.п.н., доцент;

А.Ю. Муратов – зав. кафедрой информатики и ИКТ АКИПКРО, к.п.н., доцент;

А.Н. Свиридов – зав.кафедрой развития воспитательных систем АКИПКРО, к.п.н., профессор;

Е.М. Белорукова – зав. кафедрой начального образования АКИПКРО, к.п.н., доцент;

В.Е. Морозова – зав. кафедрой дошкольного образования АКИПКРО, к.п.н., доцент;

Т.М. Гозман- зав. кафедрой акмеологии и антропологии АКИПКРО, к.п.н., доцент;

В.Ф. Лопуга - зав. кафедрой здоровьесберегающих технологий АКИПКРО, к.п.н., доцент.


© Управление Алтайского края

по образованию и делам молодёжи

© АКИПКРО

Введение
Взятый Алтайским краем курс на инновационное развитие ставит в качестве приоритетной задачу модернизации образования как основы формирования интеллектуального капитала нации.

К характеристикам инновационной экономики можно отнести1:

-максимальную гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы;

-включение процессов получения и обновления знания во все про­изводственные и общественные процессы;

-опору на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;

-многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;

-смену основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии - к социальному капиталу и способности к адаптации;

-системностью и многовекторностью инновационных процессов.

Для корректировки целей и задач модернизации образования представляется целесообразным выявить отличия новой модели образования от существующей, заявленной в Программе развития образования в Алтайском крае на 2008–2010 гг., проанализировать результаты уже проведенной работы по модернизации системы образования края и определить приоритетные направления деятельности на долгосрочную перспективу.


  1. Принципиальные отличия новой модели образования

от существующей
1. Смена ориентации базовых уровней образования с фундаментальных знаний на потребности инновационной экономики. Это будет обеспечено в том случае, если в сфере образования будут адекватно реализованы те же характеристики, на которых устроена современная инновационная экономика и информационная цивилизация.

Важным становится переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Перечень компетентностей можно продолжить, но очевидно, что основными становятся компетентности, связанные с самоактуализацией личности (самоконтроль, самоорганизация, самообразование), то есть ставится задача формирования активной, творческой позиции.

Из вышесказанного следуют новые требования к результатам образования, важнейшим из которых является запрос на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению, которые до сих пор рассматривались как элитарные. Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления.

2. Важной отличительной характеристикой новой модели образования становится ориентация на обеспечение права выбора каждым человеком своего образовательного и профессионального пути.

3. Ещё одним отличием новой модели от прежней является направленность на необходимость образования в течение жизни. В новой модели образование принципиально понимается как незавершенное. В результате происходит индивидуализация образовательных траекторий.

К 2012 году предполагается создать условия для участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году - предоставить возможность всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку. В системе непрерывного образования ключевым фактором становится самостоятельная работа учащихся, а, следовательно, должен быть обеспечен их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям образования.

Для этого ставится задача обеспечить доступ к образовательным ресурсам на всех уровнях образовательной системы. В первую очередь - к общедоступным национальным библиотекам цифровых образовательных ресурсов, основу которых составляют лучшие отечественные и зарубежные разработки. Одновременно с усилением вариативности образовательных траекторий это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя, к резкому расширению его профессиональной способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.

Профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения обучающимся индивидуальных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий. Профильное обучение сделает возможной разгрузку детей, в том числе, на основной ступени школы. Свободное от уроков время становится для ребенка ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования, тем самым расширяется пространство его инициативного действия.

Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров включает:

-создание системы независимой сертификации специалистов;

-создание системы поддержки потребителей образовательных услуг;

-создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественное профессиональное образование.

Решению данной задачи будет способствовать модернизация системы повышения квалификации и, в целом, дополнительного профессионального образования, как наиболее гибкого инструмента реагирования на изменения в социокультурной ситуации и на рынке труда.

4. Принципиальным отличием новой модели, которое, по сути, может считаться новым социальным стандартом образования является социально обязательное высшее образование широкого профиля (бакалавриат), дающее базовые компетентности для профессиональной деятельности вместо социально обязательного среднего образования. Программы бакалавриата будут также реализовываться и на базе профессиональных колледжей. Ядром образовательной системы становится бакалавриат, который дополняется систематически обновляемыми магистерскими программами и программами профессиональной общекультурной подготовки и переподготовки.

5. Признание высокой ценности таланта. Наиболее существенными ресурсами образования признаются мотивация, интерес, склонности обучающихся. Поэтому вместо системы, которая в основном только декларирует равный доступ к образованию для всех слоёв населения, должен сформироваться новый механизм, который, с одной стороны, высоко соревнователен и поддерживает таланты, а, с другой стороны, оказывает адресную поддержку талантливым детям из «нижних» слоёв для восходящей социальной мобильности. Это ещё раз подчеркивает необходимость многообразия форм и содержания образования для развития разных типов одаренности и склонностей, поскольку стандарты образования не могут быть едиными для образовательных учреждений, реализующих программы массового уровня, и ориентированных на индивидуальность, на развитие таланта.

6. Ориентация на подлинную открытость системы, на формирование её сетевого взаимодействия с другими институтами индивидуального, экономического и социального развития. Открытость системы образования обеспечивается посредством развития институтов общественного участия в управлении образованием (попечительские, наблюдательные и управляющие советы) наряду с подготовкой высококвалифицированных управленцев для всех уровней системы образования. Изменения касаются принципов управления в системе образования, обеспечивающих:

-участие общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и краевом уровнях;

-регулярное информирование образовательным учреждением потребителей и общественности о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте;

-усиление роли профессионального (академического) самоуправления как одного из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования.

Реализация принципа открытости требует и обновления роли государства в образовании, усиления его функций как регулятора взаимодействий между участниками образовательной деятельности, как источника средств, которыми они наделяются с целью стимулирования спроса и выравнивания финансовых возможностей. В свою очередь это приведет к возникновению институциональных механизмов диалога с потребителями, включающих удовлетворенность потребителей как важнейший индикатор успешности и результативности.

И, несомненно, последовательная реализация принципа открытости означает, что краевая система образования станет частью глобальной сферы образования. Это предполагает регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, активное использование лучших не только российских, но и зарубежных разработок в области содержания и технологий образования, создание стимулов и инфраструктуры импорта и экспорта образовательных услуг.


2. Основные результаты модернизации системы образования края: на пути к становлению современной модели образования.

Развитие системы образования должно быть тесно увязано с направлениями долгосрочного социально-экономического развития страны и Алтайского края.

Обобщая все приоритеты современной модели образования, можно выделить основные:

-обеспечение доступности качественного образования;

-кардинальное обновление организационно-экономических и управленческих механизмов системы образования;

-создание современной системы непрерывного образования.

Именно в рамках этих приоритетов сегодня реализуется модернизация системы образования края.
2.1. Обеспечение доступности современного качества образования.

Современное понимание качества образования в отношении индивидуальных достижений учащихся включает не только учебные достижения, но и степень их социализации, внеучебные достижения. Позиция, когда качество образования приравнивается к качеству жизни, уже давно никем не оспаривается.

На протяжении последних лет базовой процедурой оценки учебных достижений является единый государственный экзамен, который проводится в крае по 13 предметам. Однако результаты итоговой аттестации выпускников средней школы свидетельствуют о том, что качество обучения желает быть лучше, особенно в малокомплектных сельских школах.

Оценка учебных достижений учащихся осуществляется не только по результатам единого государственного экзамена, кроме этого:

-53% выпускников IX классов общеобразовательных учреждений края прошли в 2008 г. государственную (итоговую) аттестацию в новой форме по русскому языку и алгебре;

-периодически проводится независимая внешняя экспертиза учебных достижений обучающихся 4 классов.

Актуальными задачами остаются проведение ежегодного мониторинга учебных достижений обучающихся 4 классов; обучающихся в 5 классах по русскому языку; готовности детей 1-х классов к обучению в школе, а в конце учебного года – мониторинг учебных достижений этих же детей с целью обследования результатов адаптации к обучению в школе. Начата апробация различных форм и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся, таких как портфолио, участие в творческих конкурсах, исследовательских проектах и др. Требуется провести институтализацию механизмов учета этих достижений. Таким образом, оценка учебных достижений должна приобрести систематический, планомерный и целенаправленный характер.

Совершенно очевидно, что если образование выстраивается на основе компетентностного подхода, то в первую очередь этим требованиям должны отвечать педагоги и руководители образования всех уровней. Новые образовательные цели не обеспечены в полной мере качеством педагогических кадров. Этот вывод базируется на анализе профессиональной деятельности учителей, изучавшейся в процессе их аттестации, аккредитации образовательных учреждений, экспертизы материалов, поступавших на различные конкурсы профессионального мастерства, промежуточной и итоговой аттестации в период курсовой подготовки.

Однако такой вывод – это не признание профессиональной несостоятельности всего педагогического корпуса, это констатация ситуации, в которой оказались педагоги вследствие динамично меняющихся требований к результатам их труда, то есть к качеству образования.

Одним из объектов региональной системы оценки качества образования является профессиональная компетентность педагогических работников и руководителей образования. В целях реализации новой модели аттестации разработана необходимая нормативная правовая база, методическое обеспечение. Основное отличие новой модели аттестации от действовавшей прежде заключается в том, что она базируется на компетентностном подходе, более технологична, в ней максимально снижен риск субъективного подхода к оценке профессиональной компетентности педагога. Значительное внимание уделяется материалам самоанализа педагога, что является крайне актуальным в современных условиях.

Вместе с тем, анализ результатов аттестации свидетельствует в частности о том, что у педагогов, да и у руководителей образовательных учреждений слабо сформированы компетенции в области аналитико-прогностической и проектной деятельности. Предстоит работа по корректировке нормативной базы, инструментария. По сути, запущен механизм государственной сертификации педагогических и руководящих работников, создана и развивается база сертифицированных экспертов.

Одной из составляющих качества образования является качество условий. Для создания условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в 2008 году только из средств федерального бюджета в рамках КПМО были направлены средства в размере более 350 млн. рублей. Доля краевого бюджета, направленная на развитие, составила в 2008 году более 1.3 млрд. руб. В результате в 2008 г. доля школьников, обучающихся в современных условиях, составила 54% (до начала комплексной модернизации образования, в 2007 г. – 45%).

Сегодня подлинно высокое качество образования не может быть обеспечено за счет потенциала отдельного учреждения. Организация сетевого партнерства и взаимодействия различных организаций, не только школ, но и других образовательных учреждений самого разного уровня, предприятий и структур бизнеса представляет ученику несравненно более широкие возможности. Особенно это важно на старшей ступени школы, когда учащиеся готовы определиться с интересующим их профилем обучения.

Однако организовать профильное обучение невозможно в средних малокомплектных и малочисленных школах, где отсутствуют параллели на старшей ступени. А таких в сельской местности около 80%. Сегодня не надо никому доказывать, что средняя малочисленная школа не сможет решать такие задачи, как обеспечение требуемого качества образования, подготовка молодого человека к жизни в современном обществе, не сможет дать полноценные знания по информатике, иностранному языку, праву, экономике, дать начальную профессиональную подготовку. Кроме того, малочисленная школа не решит проблемы высокой заработной платы учителей. Разработанная и согласованная с муниципалитетами программа развития сети, обеспечение транспортной доступности (более 300 школьных автобусов приобретено в крае за 3 года реализации ПНП «Образование») позволили достичь в 2008 г. средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях в городской местности 23,0 человека, против 22,1 человека в 2007 году, в сельской местности 11,3 человека против 11,1 соответственно. Хотя процессы реструктуризации сети сельских школ были запущены ещё в 2006 году, до настоящего времени в целом ряде территорий эти процессы идут очень медленно, что не позволяет создать условия для получения качественного образования.

Полное среднее образование стало всеобщим и обязательным, поэтому актуальной становится модель школьного образования, предлагающая разделение по возрастам – школы-ступени. В этой связи важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях.

Уже в краткосрочной перспективе необходимо принять все меры, связанные с развитием сети общеобразовательных учреждений. Обеспечение «стандарта» условий реально при реализации следующих механизмов:

-развитие базовых школ и межшкольных округов с широким распространением сетевых технологий взаимодействия, включая Интернет, обеспечение транспортной доступности к современным образовательным учреждениям;

-открытие краевой школы дистанционного обучения, в первую очередь - для детей из удаленных населенных пунктов и детей с ограниченными возможностями;

-поддержка развития сельских социокультурных комплексов.
2.2. Модернизация организационно-экономических и управленческих механизмов системы образования

Обновление организационно-экономических механизмов должно обеспечить соответствие системы образования перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысить практическую ориентацию отрасли, её инвестиционную привлекательность. Такими организационно-экономическими механизмами выступают:

-нормативное подушевое финансирование всех видов образовательных учреждений;

-новая система оплаты труда, стимулирующая качество работы учителей по её результатам;

-переход части образовательных учреждений в статус автономных, что расширит их экономические возможности, позволит более гибко использовать ресурсы, но вместе с тем усилит ответственность за результаты.

Перевод системы общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование явился первым и основным шагом в рамках работы по переводу всей системы предоставления образовательных услуг на финансирование по принципу «деньги следуют за учеником».

Законом Алтайского края от 14.11.2007 года № 125-ЗС «О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» утверждены нормативы расходов на 1 учащегося в год в общеобразовательных учреждениях края и объемы субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на общее образование, рассчитанные на основе данных нормативов. 99% общеобразовательных учреждений края получают финансирование по нормативу. При этом учтена специфика края, в котором 84% школ – малокомплектные. В целях недопущения снижения их финансирования законом Алтайского края от 12.11.2007 № 124-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» установлены критерии отнесения школ к малокомплектным и закреплен механизм финансирования данных учреждений по нормативам, рассчитанным на класс.

Основным ресурсом образования был и остается кадровый. Но для реализации новой модели в 2010-2020 гг. в системе образования края должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя на рынке труда должно привести к притоку в систему образования новых высокоэффективных и профессиональных работников. Одним из условий повышения конкурентоспособности учителя является высокий уровень заработной платы.

С 1 сентября 2008 г. на новую систему оплаты труда (НСОТ) перешли 256 общеобразовательных учреждений края. В них работает 14438 человек, в том числе 7675 учителей (30% от общего числа учителей края). Итоги выплаты заработной платы за декабрь 2008 г. показали, что средняя заработная плата учителей пилотных общеобразовательных учреждений с учетом выплат стимулирующего характера увеличилась в среднем на 33% по сравнению с предыдущим периодом (январь-август). При этом увеличение заработной платы произошло у 74% учителей, не увеличилась заработная плата у 26%. Минимальная заработная плата учителя при полной учебной нагрузке составила 3342 рубля, максимальная – 28241 рубль. Таким образом, реализован один из основных принципов НСОТ – дифференцированный рост заработной платы учителей в зависимости от интенсивности, напряженности и качества, результативности труда. С 1 января 2009 г. на новую систему оплаты труда перешли все общеобразовательные учреждения края.

В крае происходит обновление управленческих механизмов, вместе с тем реагирование на изменяющиеся образовательные потребности общества, обусловленные социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране, не происходит или происходит несвоевременно в первую очередь вследствие недостаточной профессиональной подготовки управленческих кадров. Для того чтобы адекватно и своевременно реагировать на социальный заказ образованию, управлению необходимо усилить общественный характер. Общественность должна принимать участие в решении не только финансовых вопросов, но и в принятии управленческих решений стратегического характера, для этого система образования должна стать открытой для общества.

В этом направлении сделано достаточно много, в первую очередь благодаря тому, что усиление общественной составляющей стало одним из приоритетов комплексного проекта модернизации образования. Так, на настоящий момент во всех общеобразовательных учреждениях созданы и действуют органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда.
Принцип открытости образовательных учреждений достигается путем подготовки ежегодных публичных докладов. На региональном уровне разработано и утверждено Положение о публичном докладе ОУ и муниципалитета. В общеобразовательных учреждениях имеются опубликованные (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. В 84% общеобразовательных учреждений имеются свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет.

С момента реализации КПМО началась активная работа по обучению школьных управляющих. В 2008 году обучено 195 человек и эта работа продолжается. Все школьные управляющие обеспечены методическими рекомендациями по организации деятельности школьных управляющих советов, примерными нормативными актами муниципального уровня и школьными локальными актами.


2.3. Создание современной системы непрерывного образования.

В новой модели образования значительная роль отводится системе непрерывного образования. Отмечается, что обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Всё большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде.

Предполагается, что к 2020 г. система неформального образования будет характеризоваться:

-многообразием поставщиков образовательных услуг;

-наличием механизма подтверждения результатов неформального образования через экзамены и сертификацию;

-наличием института образовательных консультантов и тьюторов, которые оказывают поддержку в выстраивании образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и неформальные институты.

Начальным звеном системы непрерывного образования можно считать дошкольное образование. Самостоятельными элементами современной модели образования становятся система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) и предшкольное образование (от 4 до 6 лет). Уже к 2010 г. предполагается создать специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания, поддерживать многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. Будет поддерживаться государственно-частное партнерство путем подушевого финансирования программ дошкольного образования, что предоставляет возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями.В рамках программ дошкольного образования особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии, что должно повлиять на снижение числа детей, обучающихся по коррекционным программам, обеспечить высокую готовность детей к школьному обучению, их раннюю социализацию, снижение случаев асоциального поведения.

Предстоят содержательные изменения дошкольного образования. Поскольку уже в этом возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества как креативность, способность к поиску знаний, необходимым становится использование современных технологий развития воображения, решения творческих задач. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов. Таким образом, в короткое время необходимо провести модернизацию технологий дошкольного образования и переподготовку воспитателей. Следует отметить, что с 2007 года предшкольная подготовка финансируется по нормативному принципу.

В период школьного обучения, как уже было сказано выше, формальное образование должно сочетаться с неформальным, что требует расширения сферы дополнительного образования. В соответствии с новой моделью образования предполагается к 2012 году финансировать на каждого школьника не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 году – не менее 6 часов.

В крае проводится планомерная работа по развитию дополнительного образования, причем акцент сделан на усилении дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Неформальное образование станет важной составляющей не только для школьников, студентов, но и для педагогических работников и возможным только при резком расширении круга поставщиков образовательных услуг.

Предполагается, что расширится использование некоммерческих организаций для реализации государственных функций в области образования посредством размещения государственного заказа. В центр образовательной политики переместится задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Эту задачу предполагается решать через:

-создание общедоступного краевого центра цифровых образовательных ресурсов;

-модернизацию работы библиотек образовательных учреждений;

-государственную поддержку услуг дистанционного образования и самообразования через формирование общедоступных сервисов сети Интернет на основе новых технологий работы;

-развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая будет включать центры консультирования по получению дополнительного образования и организации, предоставляющие услуги карьерного консультирования в школах и других образовательных учреждениях.

В этой связи предъявляются новые требования к системе повышения квалификации. Обновленная модель системы повышения квалификации должна обеспечивать:

-выявление и удовлетворение перспективных образовательных потребностей работников образования в повышении квалификации с выходом на формирование специальных компетенций, востребованных современностью;

-предоставление широкого спектра программ повышения квалификации для различных целевых групп путем формирования базы образовательных программ, развития форм сетевого взаимодействия;

-накопительный характер повышения квалификации, обеспечивающий проектирование индивидуальных образовательных маршрутов;

-использование опыта и потенциала инновационных школ и лучших учителей;

-прямую зависимость с результатами аттестации, новой системой оплаты труда.

Кроме этого, в системе повышения квалификации должны начать работать эффективные финансово-экономические механизмы (формирование заказа на повышение квалификации, нормативное финансирование, выделение грантов), что обеспечит создание конкурентной среды. В целом, обновленная система повышения квалификации должна отвечать принципам открытости, мобильности и вариативности, содержательно включать в себя освоение новых принципов, стратегий и практик образования в целях развития отрасли.

Таким образом, сутью системы дополнительного образования является переход от централизованных и жестко организованных траекторий профессиональной подготовки к свободной встрече широкого предложения образовательных услуг и многообразных потребностей в повышении квалификации, в освоении новых знаний и технологий.


  1. Приоритетные направления деятельности

региональной системы образования
3.1. По обеспечению доступности современного качества образования в целом предстоит:

-осуществить своевременный переход на новый стандарт образования (по мере введения), обеспечивающий компетентностный подход, расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий на основе развития профильного обучения;

-перевести в штатный режим механизмы итоговой аттестации на ступени основного общего образования с использованием заданий стандартизированной формы, мониторинга учебных и внеучебных достижений;

-разработать систему развития детей раннего возраста (до 3-х лет), обеспечить внедрение современных моделей образования детей старшего дошкольного возраста;

-разработать целевую программу образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

-продолжить формирование инфраструктуры оценки качества образования и новых принципов управления школой на основе показателей качества;

-осуществить переход от лекционно-семинарских и классно-урочных к деятельностным, сетевым, проектным образовательным технологиям, формирующих запрос на знания и умения их применять;

-расширить общественное участие в управлении образованием и обеспечить независимую общественную экспертизу качества образования.



3.1.1. По созданию условий для получения качественного образования:

1. Продолжить комплексную работу по развитию сети общеобразовательных учреждений, для чего:

-содействовать созданию сельских социокультурных комплексов;

-развить сеть из не менее 250 базовых школ, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса;

-активизировать сетевое взаимодействие в рамках образовательных округов Алтайского края, сделав акцент на горизонтальном (межмуниципальном) взаимодействии.

2. Довести долю школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, до значения не менее 70% уже в 2012 г.;

3. Довести долю обучающихся на старшей ступени, которые имеют возможность выбора профиля обучения, до 90% в 2012 г.;

4. Обеспечить среднюю наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях городской местности к 2012 г. до 25 чел., в сельской местности – до 14 чел.;

5. Продолжить практику первоочередного направления средств на ремонт и оснащение крупных городских и сельских базовых школ, школ-ресурсных центров и социокультурных комплексов.

3.2. По кардинальному обновлению организационно-экономических и управленческих механизмов системы образования:

-осуществить перевод на новую систему оплаты труда всех образовательных учреждений края (дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования), распространить НСОТ на все категории работников отрасли;

-обеспечить к концу 2009 г. планомерное повышение абсолютного значения средней заработной платы работников образования на 55% к уровню 2006 года;

-осуществить перевод на нормативное подушевое финансирование всех муниципальных учреждений дополнительного и дошкольного образования детей;

-довести долю общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, до 100%;

– разработать и утвердить на уровне региона нормативы финансирования расходов на реализацию госстандарта общего образования в областных учреждениях интернатного типа (общеобразовательных и коррекционных);

-довести долю учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений до 10%;

-разработать модели финансирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня;

-усилить общественную составляющую в распределении стимулирующего фонда, сделать данный процесс гласным, ещё более прозрачным и объективным.

3.3. По созданию современной системы непрерывного образования:

-обеспечить интеграцию программ профильного обучения, начального, среднего и высшего профессионального образования, программ дополнительного профессионального образования на основе модульного подхода;

-создать региональную сеть дистанционного образования, телекоммуникационных и мультимедийных методических центров, обеспечивающих формирование нового качества педагогической компетентности;

-продолжить работу по модернизации повышения квалификации работников образования;

-совершенствовать компетентностную модель аттестации педагогических и руководящих работников образования, основанную на сочетании государственно-общественной и профессиональной экспертизы.

Управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи ставится амбициозная цель: создать качественно новую систему образования инновационного уклада. Новая модель образования, базируясь на жизнеспособных традициях отечественного образования, осваивая лучшие образовательные практики, ориентирована на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века. Предлагаемая модель – основа для общественного и профессионального обсуждения, дискуссии с участием всех заинтересованных сторон.



При подготовке Концепции использовались материалы:

  1. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (проект) / Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26.

  2. Доклад «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» / Под ред. Я.Кузьминова, И.Фрумина. М. :Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

  3. Состояние и развитие системы образования Алтайского края / Информационно-аналитический доклад. Барнаул, 2009. 51 с.

1 Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. – М. :Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 39. – С.11.





Смотрите также:
Концепция современной модели образования алтайского края
240.11kb.
1 стр.
Концепция информационного обеспечения молодежной политики Алтайского края
126.94kb.
1 стр.
Развития алтайского края
1836.08kb.
9 стр.
Постановление №27 зато сибирский о мерах по профилактике проявлений экстремизма и национализма
35.27kb.
1 стр.
Алтайского края управление алтайского края по образованию и делам молодежи
60.15kb.
1 стр.
Администрация алтайского края управление алтайского края по строительству и архитектуре
1075.43kb.
6 стр.
Алтайского края управление алтайского края по образованию и делам молодежи
97.18kb.
1 стр.
Заместитель Губернатора Алтайского края
133.03kb.
1 стр.
Муниципального образовани немецкий национальный район алтайского края
902.35kb.
7 стр.
Сочинение-описание «Моя родина»
8.24kb.
1 стр.
Инвестиционный
1731.34kb.
17 стр.
Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края»
805.77kb.
3 стр.