Главная страница 1


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 23 г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район.

Классный час « Вежливость».

(Из опыта работы классного руководителя 7 класса

Е.В. Саркисовой)

Классный час « Вежливость».
Цель:

развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.


Оформление:
1) Книжная выставка:
- “Вежливость на каждый день”.
2) На стенах плакаты с высказываниями:
- “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик”. И.Гёте.
- “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”. Сервантес.
- “Вежливость порождает вежливость”. Э.Роттердамский.
- “Остерегайся сам того, что не одобряешь в других”.
- “Не делай другому того, чего не желаешь себе”.
“Золотое правило”.
- “Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой”. Фидроусл.
- “У человека нет выбора – он должен остаться человеком”.
- “Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть”.

Ведущий. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить и поддерживать контакт. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

- Спасибо за доброе слово.

- Спасибо за слово добра.

- Счастливей, чем счастья подкова

- Дороже, чем горсть серебра.

Не надо скупиться на добрые слова. Надо стараться не огорчать людей своим невниманием.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.


Ведущий: Какие же вежливые слова рождает тепло души?

(спасибо; будьте добры; будьте любезны; пожалуйста; извините)



Ведущий: Умеете ли вы благодарить родителей (библиотекаря; продавца; друга) за выполненную просьбу, оказанную услугу, подарок?

Слово «спасибо» известно в русском языке с 16 века. Оно произошло от слов «спаси бог». Теперь «спасибо» - новое слово. В конце второго слова исчезла буква «г», и из двух слов образовалось слово «спасибо», которое обозначает «Я вас благодарю и желаю вам всех благ».

Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только, по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, мимике и жестам – 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесённых слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка.

Ведущий: В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику?

(приветствие; в гостях; извинения; просьба)



Ведущий: От чего у вас портится настроение? От чего оно может подняться?

Задание: назовите синонимы (слова близкие по значению) и антонимы (слова с противоположным значением) к слову: вежливость.

синонимы

антонимы

Учтивый, корректный, уважительный, предупредительный, любезный, галантный.

Грубый, невежливый, дерзкий, хам, неприятный.

Послушайте стихотворение В.Бокова «Доброе слово».

- А вы седой! – сказали мне при встрече.

- А были чёрный!

- Был, ответил я.

И что-то мне тотчас легло на плечи.

И придавило камнем бытия.

- А ты не старый! – как-то мне сказали

Мои друзья за праздничным столом

И мне как будто крылья развязали.

И туго свистнул воздух под крылом.

И полетел я в облачные выси,

И был я очарован красотой.

Дремавшие во мне доселе мысли

Заволновались нивою густой.

- Друзья мои, внушайте людям веру.

И чаще говорите: «Добрый день»,

И следуйте хорошему примеру –

Продляйте добрым словом жизнь людей.
Ведущий: Какие слова испортили настроение пожилому человеку? Какие слова «окрылили» его?

Ведущий: Из стихотворения выпишите слова, с которыми взрослые обращаются к мальчику, т как он на них отвечает. Вежливы ли слова мальчика?
С.Михалков «Лапуся».

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Скажет папа: - Дверь открой!

Притвори её герой!

Я ему в ответ сердито

Отвечаю: - Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю,

Всё равно и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю…

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне: - Голубчик!

Ешь скорее, стынет супчик!

А они ко мне: - Внучок!

Ляг, лапуся, на бочок!

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

И киплю от возмущенья

И поэтому грублю.
Задание:

Б. Заходер «В гостях у Иа-Иа».

Выделить слова, с которыми ослик встретил и проводил гостей. Как они характеризуют хозяина дома?

«-А-а, заблудились. Безусловно, вы заблудились, иначе ведь никто бы не зашел в эту глухую часть леса, где только колючки, сырость и старый ослик Иа-Иа.

Да, будущую пятницу исполнится семнадцать дней с тех пор, как со мной последний раз кто-то разговаривал. Я не жалуюсь, я просто отмечаю факт.

Ну что же, пришли, так заходите, можно полюбоваться моим домом. Внутри не хуже, чем с наружи. И самое главное - это построил я сам. Да, вот что значит добросовестная работа и смекалка.

Некоторые, вроде разных Пухов и Пяточков, рассказывают, что они построили мне дом на Пуховой опушке. Смешно слушать.

Я думаю, каждому понятно, что замечательный, дом мог построить только, осел.

По-моему, вам пора домой. Всего хорошего. Спасибо, что случайно проходили мимо».
В обиходе есть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте вспомним эти волшебные слова.

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).

5. Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожайлуста).

6. И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания).
Ведущий: мальчик крикнул прохожему: «сколько время?» Какие ошибки он допустил?

(нельзя кричать, неуважительно относиться к взрослому человеку).



Ведущий: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11?

(тот, кто вежливее).



Задание: Вспомните вежливые слова, которые вы скажите другу или подруге. Запишите 10 таких слов.

Задание: Вспомните грубые слова, которыми можно обидеть человека. Запишите 10 слов.

Ведущий: На какие слова у вас ушло больше времени?
Ведущий: Давайте поиграем в речевой этикет.
(Каждому раздаются карточки)
1. Назовите слова приветствия.
2. Выскажите просьбу.
3. Какими словами лучше всего начать знакомство?
4. Как принято извиняться в культурном обществе?
5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе?
6. Слова благодарности.
7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?
9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга?
10. Тебя обозвали. Твоя реакция?

Ведущий: Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: “В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”, “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”, “К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”, “Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”, “В гости ходить – надо и к себе водить”, “Умей в гости звать, умей и встречать”, “Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте. “У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

Ведущий: А как поступите вы в следующих ситуациях.
(Раздают карточки)
1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?
2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?
3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.
4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.
5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?
6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?
7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:
8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?
9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1 уч. - А теперь посмотрите сценку.


После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе фотки свои покажу и новую музыку послушаем.”.
- Ладно, - ответила Таня. – Приду.
Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.
- Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:
- А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.
- Это мама из Сочи привезла. На память.
- Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.
Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на

полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.


- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась.
- Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев.
Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр.
Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.
- Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.
И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку.
- Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя два диска взяла, посмотрю дома. Отдам как – нибудь, - и она побежала по лестнице.
А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы услышите только хорошее.







Смотрите также:
Классный час «Вежливость»
85.73kb.
1 стр.
Классный час "Конфликты в нашей жизни"
75.44kb.
1 стр.
Классный час "Вирус сквернословия"
99.45kb.
1 стр.
Классный час по теме «Мои увлечения»
35.06kb.
1 стр.
Классный час «Звуки музыки этой прекрасные»
40.18kb.
1 стр.
Классный час. «Счастье когда тебя понимают»
40.35kb.
1 стр.
Классный час в 6 классе Час общения «Еще раз о вежливости»
92.64kb.
1 стр.
Сочинение. Что такое словесный мусор?
32.51kb.
1 стр.
Классный час «Государственная символика чр»
96.14kb.
1 стр.
Классный час о толерантности в 8 – 9 классах
416.24kb.
1 стр.
Классный час "церковь и культура"
122.09kb.
1 стр.
Классный час «Твой профессиональный выбор»
89.03kb.
1 стр.