Главная страница 1
Как известно, одним из опаснейших стихийных бедствий является наводнение. Каждый год в том или ином регионе происходят, особенно в весенний период, сильные разливы рек.

Ежегодно в Российской Федерации затапливается до 50 тысяч квадратных километров территории. Средний многолетний ущерб от всех видов наводнений в действующих ценах составляет около 42 миллиардов рублей.

Ни в настоящее время, ни в обозримом будущем предотвратить наводнения целиком не представляется возможным. Их можно только прогнозировать, локализовать, ослабить их последствия.

Учитывая необходимость проводить комплекс противопаводковых мероприятий, с большой актуальностью становится вопрос обучения действиям в условиях наводнения людей, как проживающих в зоне затопления, так и задействованных в организации и проведении противопаводковых мероприятий. В первую очередь эта нагрузка выпадает на органы власти муниципальных образований, руководителей объектов экономики, организаций и учреждений, само население, проживающее в районах затопления.

И, конечно же, ведущая роль в решении этой задачи подготовки и обучения руководителей всех уровней и населения действиям в условиях паводка принадлежит территориальным органам МЧС Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

Как организовать эту работу?



Во-первых, необходимо заблаговременно определить круг лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по обучению населения в предпаводковый и паводковый период, распределив между ними обязанности и закрепив их за конкретными районами.

Сюда должны войти специалисты территориальных органов МЧС Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, занимающиеся вопросами подготовки и обучения населения действиям в условиях ЧС, представители учебно-методических центров и курсов ГО, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, МВД (участковые уполномоченные), представители средств массовой информации, спасатели, сотрудники ГПС МЧС России.



Во-вторых, Организовать проведение сборов, дополнительных занятий и инструктажей с руководящим составом администраций, органов местного самоуправления, руководителями служб предприятий, организаций и учреждений, с личным составом нештатных аварийно - спасательных формирований с целью напомнить и обучить их действиям в условиях наводнения, оказания помощи пострадавшему населению.

Используя возможности средств массовой информации (печать, радио, телевидение) организовать информирование населения, проживающего на территориях предполагаемого затопления о мерах, принимаемых администрациями областей, городов, районов по защите этих территорий и населения, проживающего на них от воздействия предполагаемого паводка. Необходимо напомнить и разъяснить населению порядок действий по сигналам оповещения, действиям в случае внезапного подъема воды, рекомендации специалистов по оказанию само- и взаимопомощи, указать границы возможного затопления, местонахождение возвышенных, редко затапливаемых мест, расположенных в непосредственной близости от мест проживания, кратчайшие пути движения к ним. Важно ознакомить жителей с правилами поведения при организованной и индивидуальной эвакуации из мест затопления.

Население должно быть информировано и знать места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления, а также должно быть обучено способам и приемам самостоятельного изготовления спасательных средств из подручных материалов, правилам поведения на воде, в спасательных средствах.

С целью более массового охвата обучением населения можно рекомендовать через ТСЖ, УКП подобрать наиболее активную часть населения из числа людей не занятых в сферах производства и обслуживания, предварительно проведя с ними занятия на УКП (курсах ГО, в УМЦ).

Используя сотрудников администраций, территориальных органов МЧС Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, спасателей общественников, наиболее активную часть населения необходимо организовать обход территорий, домов, квартир, частного сектора, начиная с наиболее опасных участков возможных затоплений с целью сверки списков (особенно больных, инвалидов и престарелых) попутно разъясняя и напоминая жителям, порядок и правила поведения в условиях наводнения, в случаях вынужденной эвакуации.

Люди должны знать примерный перечень документов, имущества и медикаментов, которые необходимо иметь при себе на случай эвакуации, а также заранее подготовить необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды, медикаментов.

Кроме населения (людей) воздействию паводка подвергаются домашние животные, скот, движимое и недвижимое имущество. Поэтому заблаговременно жители должны быть ознакомлены с перечнем мероприятий, которые необходимо провести в предпаводковый период с целью максимально возможного сохранения имущества, места эвакуации домашнего скота и животных, места вывоза и организацию хранения наиболее ценных вещей, имущества, места эвакуации престарелых людей и малолетних детей.

Какие мероприятия можно рекомендовать к проведению с целью обучения населения действиям в условиях наводнения?



  1. С работающим населением:

В предпаводковый период с личным составом внештатных аварийно-спасательных формирований объектов экономики, организаций и учреждений необходимо планировать проведение занятий по специальной программе по месту работы, по изучению порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках с отработкой практических вопросов эвакуации, доставки продовольствия и оказания медицинской помощи пострадавшим.

С работающим населением, не входящим в состав формирований, также необходимо организовывать проведение занятий, в процессе которых информировать о ходе подготовки к паводку, правилах поведения в районах подтопления, оказания необходимой само- и взаимопомощи.

Помимо теоретических занятий и практических тренировок необходимо организовывать распространение среди рабочих и служащих, заранее подготовленных памяток и брошюр с информацией о безопасных правилах поведения в районах наводнения, сигналах оповещения, способах оказания помощи пострадавшим. В целях максимального охвата информированием рабочих и служащих о паводковой обстановке, принимаемых противопаводковых мерах целесообразно использование возможностей внутренней радиотрансляционной сети. Кроме того, может дать положительный результат организация проведения бесед, инструктажей рабочих и служащих специалистами ГО, руководителями внештатных аварийно-спасательных формирований на рабочих местах во время перерывов в работе, перед началом или в конце работы.


  1. Неработающее население:

Подготовка этой группы населения может быть организована по различным направлениям. Одним из них является организация обучения неработающего населения в учебно-консультационных пунктах, созданных при ЖКХ. Инструкторы УКП, персонал ТСЖ – это категория работников, наиболее приближенная к населению не занятому в сферах производства и обслуживания, имеющая больше возможностей для общения с неработающим населением, доведения до граждан знаний необходимых в условиях приближающегося паводка. Именно поэтому с этой категорией работников в подготовительный предпаводковый период необходимо организовать проведение дополнительных занятий и инструктажей, с тем, чтобы они эти знания распространяли среди населения.

В период угрозы паводка для неработающей части населения необходимо организовать чтение лекций, проведение бесед и выступлений по противопаводковой тематике, информирование населения о мероприятиях по оказанию помощи людям, попавшим в зону затопления. Для проведения этой работы необходимо привлекать руководителей и специалистов территориальных органов МЧС Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, руководителей служб органов исполнительной власти, инструкторов УКП при ТСЖ, активистов общественников из числа наиболее подготовленных лиц.

В случае необходимости проведения в предпаводковый период занятий с большим количеством неработающего населения можно использовать материальную базу и помещения клубов, кинотеатров, организаций и учреждений. Здесь уже появляется возможность использования технических средств обучения, демонстрации учебных видео и кинофильмов.

Одним из направлений образовательной деятельности с неработающим населением в предпаводковый период является разработка, выпуск и распространение среди населения брошюр, памяток, листовок по вопросам ЧС.

Одним из наиболее массовых и доступных для неработающего населения средств обучения является радио и телевидение. Организация тематических радио- и телепередач, демонстрация по местным каналам телевидения информационных и учебных программ и фильмов дадут большой положительный результат в деле подготовки населения к паводку

В организации специальных радио- и телепередач по вопросам паводковой обстановки необходимо задействовать специалистов и руководителей ГОЧС, гидрометслужбы, служб спасения, должностных лиц областных и местных администраций.



  1. Лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проходят подготовку по месту учебы.

Образовательные программы для учащихся и студентов по предметам ОБЖ и БЖД предусматривают изучение обширного круга вопросов по безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций.

В городах и районах, предположительно попадающих в зону подтопления, в учебных заведениях необходимо проведение дополнительных занятий с обучаемыми по вопросам безопасности во время паводка.

Большое значение для выработки у учащихся самообладания, навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, оказания само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях имеют практические занятия (в рамках, например, подготовки к итоговым занятиям «День защиты детей» или проведению соревнований «Школа безопасности»), которые должны ежегодно проводиться с учебными заведениями на всех уровнях – вплоть до Всероссийских. Этапы преодоления водной преграды, оказание помощи пострадавшим на воде, умение обращаться с плавсредствами и средствами спасения на воде, значительно снижают риск неблагоприятного исхода для человека, попавшего в необузданную водную стихию.

В то же время, если обучение учащихся в ходе подготовки и проведения соревнований «Школа безопасности» рассчитано на длительный, перспективный период, то в ходе подготовки к паводку можно рекомендовать учебным заведениям организовать проведение специальных занятий – например: на занятиях по курсу ОБЖ – правилам поведения при наводнениях, на занятиях по физкультуре – правилам оказания само- и взаимопомощи на воде, на уроках труда – правилам использования в качестве плавсредств имеющихся под рукой подручных материалов – бревен, досок, бочек, автокамер и т.п.

Одним из направлений подготовки обучающихся, в частности студентов ВУЗов, является Всероссийское движение по созданию отрядов и ассоциаций студентов добровольных спасателей. Члены добровольных студенческих спасательных отрядов – это люди, прошедшие определенную подготовку, как теоретическую, так и практическую, поэтому их можно активно использовать для проведения пропагандистской и разъяснительной работы среди студентов и населения, проведения информирования жителей районов предполагаемого наводнения о паводковой обстановке и правилах поведения в условиях ЧС.


  1. В период подготовки к паводку необходимо организовать подготовку и обучение действиям в условиях наводнения руководителей и работников исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, работников органов управления по делам ГО, ЧС и ЛПСБ. С этой целью с данными категориями руководителей и специалистов нужно планировать и организовывать проведение специальных занятий, сборов, семинаров, к проведению которых привлекать специалистов Гидромета, службы медицины катастроф, служб спасения, других организаций в подготовке и реализации противопаводковых мероприятий.

Одной из наиболее доступных для всех категорий населения форм обучения действиям в предпаводковый и паводковый период, является подготовка, издание и распространение среди населения наглядных пособий, памяток, листовок, брошюр, где в виде картинок, текстовой форме разъясняется порядок действий в различных ситуациях, наиболее безопасные от наводнения места в данной местности и маршруты движения к ним, порядок организованной и самоэвакуации населения в случае возникновения критической ситуации. В подготовленных заранее и распространяемых в этот период листовках и памятках необходимо показать людям, какие документы и имущество нужно подготовить и иметь при себе на случай эвакуации, а также способы оказания само- и взаимопомощи.

В целях подготовки и информирования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности в паводковый период можно рекомендовать проведение таких мероприятий, как:

- организация пресс-конференций для средств массовой информации с участием руководящего состава территориальных органов МЧС Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, представителей органов исполнительной власти, центров мониторинга и прогнозирования ЧС по паводковой ситуации;

- ежедневное направление пресс-релизов о паводковой ситуации на текущий момент в республиканские, областные, городские и районные СМИ;

- организация выступлений специалистов ГОЧС по вопросам паводка на республиканском, областном и местном радио и телевидении;

- демонстрация видеосюжетов и фильмов по проблемам паводка, обучению населения действиям в экстремальных ситуациях в условиях наводнения на местном, субъектовом телевидении;



- разработка и выпуск брошюр, памяток, листовок для населения по паводковой тематике, размещение их в местах массового скопления населения, общественном транспорте, жилых домах, в организациях и учреждениях.


Смотрите также:
Как организовать эту работу?
86.8kb.
1 стр.
Памятка первокурснику Как организовать свою самостоятельную работу
430.38kb.
3 стр.
Организация труда руководителей
280.08kb.
1 стр.
Техническое задание для профильных министерств. При грамотном подходе всю эту работу можно уложить в несколько месяцев
173.68kb.
1 стр.
Предварительные указания
537.72kb.
4 стр.
Чтобы приобрести эту готовую работу напишите нам на
30.58kb.
1 стр.
Директорам образовательных учреждений Об участии в конференции
91.9kb.
1 стр.
Первый этап тренировочное занятие
50.96kb.
1 стр.
Т. Ф. Пухова Изучение фольклора и этнографии в Воронежском крае
306.26kb.
1 стр.
Железная дорога
537.95kb.
4 стр.
Учебной мотивации. Рекомендации для учителя
383.26kb.
3 стр.
Первые вычислительные устройства. Расцвет компьютерной техники. Компьютерная техника в России
100.03kb.
1 стр.