Главная страница 1
К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Абдулова Руфина Фатыховна

студентка, Оренбургский Государственный Институт Менеджмента, г. Оренбург

Майборода Ярославна Фёдоровна

студентка, Оренбургский Государственный Институт Менеджмента,

гОренбург

E-mail: angel91-14@mail.ru

Шнарбаева Асель Аймуратовна,

студентка, Оренбургский Государственный Институт Менеджмента,

г. Оренбург

Колмыкова Марина Александровна

к.с.н., старший преподаватель кафедры Управления Персоналом, Оренбургский Государственный Институт Менеджмента, г. Оренбург

E-mail: mari_kol@mail.ru
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека [1, c. 145].

Понятие мотивации в экономическом смысле появилось в связи с необходимостью стимулирования более производительной работы и обозначает определенную ступень демократизации производства. Понятие мотивации широко употребляется в педагогике, психологии, в промышленной социологии и теории управления. Некоторые авторы понятие мотивации приравнивали к экономическому стимулированию. Такой подход ограничивает мотивационную часть поведения работника, не стимулирует потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.

В настоящее время, с точки зрения теории управления, мотивация рассматривается как процесс формирования у работников стимулов к деятельности по достижении личных целей и целей предприятия [2, c. 346].

Управление мотивациями основано на тесной связи управленческого и индивидуально психологического содержания мотивации, на том, что управление социальной системой и человеком содержит в себе элемент согласования целей объекта и субъекта управления.



Экономические способы мотивации

Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми — денежный доход, и косвенными, облегчающими получение прямых.

Прямая экономическая мотивация выражается в форме денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью: заработная плата, прибыль, различного рода выплаты и льготы. По форме она может быть повременной и сдельной.

Повременная зависит от количества затраченного времени и применяется для руководителей, служащих, специалистов, а также рабочих, результаты деятельности которых не поддаются точному учету и измерению, либо не требуют его вовсе. Мотивирующими факторами в рамках повременной заработной платы являются ее величина и наличие в необходимых случаях премий [2, c. 347].

Сдельная форма оплаты труда применяется в основном по отношению к рабочим, конкретные результаты деятельности которых легко измеримы.

Кроме заработной платы и премий получает распространение еще один вид денежного вознаграждения — участие в прибылях.

При регулярном осуществлении таких выплат люди видят конкретные результаты своей работы. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует у них приверженность к организации, привлекает к ней новых членов. Косвенная экономическая мотивация основана на мотивации свободным временем.

Не экономические способы мотивации

К неэкономическим способам мотивации относятся организационные и моральные.



Организационные способы включают мотивацию целями, привлечением к участию в делах организации, обогащением труда. Мотивация целями должна побудить в сотруднике сознание того, что достижение этих целей принесет всему коллективу организации или подразделения определенные блага. Мотивация участием в делах организации предполагает, что работникам предоставлено право голоса при решении ряда проблем и прежде всего социального характера; они вовлекаются в процесс коллективного творчества, консультирования по специальным вопросам; им делегируются определенные права и ответственность. Мотивация обогащением труда заключается в предоставлении работникам более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность осуществлять контроль над ресурсами и условиями труда.

К моральным методам мотивации относится, прежде всего, признание, которое бывает личным и публичным. Смысл личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в докладах высшему руководству организации, представляются ему, получают право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие, им предоставляется право постановки личного клейма, они персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат. Публичное признание состоит в широком распространении информации о достижениях работников через различные средства пропаганды, награждения и внесение их в специальные книги. Специфическими моральными методами мотивации являются похвала и критика.



Похвала должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей. К ней предъявляются такие требования, как дозированность, последовательность, регулярность, контрастность. Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, неискренняя похвала — демотивируют. Поэтому необходимо разрабатывать объективные критерии. Критика тоже должна быть неотвратимой, т.е. следовать за допущенными ошибками. Она должна быть конструктивной, стимулировать действия работника, направленные на устранение ошибок, и указывать на их возможные варианты.

К правилам критики относятся: конфиденциальность, доброжелательность, создаваемая за счет снижения обвинительного акцента, внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему, высказывания замечаний иносказательно, в косвенной форме; аргументированность; подчеркивание возможности устранения недостатков и демонстрация готовности прийти на помощь. Любая критика должна восприниматься как форма помощи в деле устранения недостатков.

Комплексным показателем мотивации может служить повышение по службе, так как дает: более высокую заработную плату (экономический мотив), более интересную работу (организационный мотив), признание заслуг и авторитета личности (моральный мотив).

Однако этот способ имеет естественные ограничения, связанные как с самим субъектом, так и с возможностями организации, в которой он работает.

Мотивация действительно повышает базовую производительность труда. Высокомотивированный сотрудник на самом деле лучше работает. Организации, чьи сотрудники хорошо работают, в целом показывают лучшие результаты, а изменение отношения работников к труду повышает прибыльность компании [2, c. 349].

Примеры самых оригинальных способов мотивации

Пока большинство руководителей ломают голову над тем, как недорого и эффективно мотивировать своих сотрудников, самые прогрессивные компании уже используют оригинальные и креативные решения.

Одним из самых неожиданных способов мотивации пользуются некоторые японские компании. Никаких объективных и субъективных оценок, все просто и зависит только от личного везения. Одна компания по предоставлению интернет-услуг еще десять лет назад решила прекратить все споры по поводу ежегодной прибавки к зарплате, с помощью... игральных костей. Сотрудники просто бросают кости наудачу: прибавка к зарплате может составлять от 1 до 6%, в зависимости от цифры, которая выпадет на костях.

Компания Japan General Estate Co. недавно объявила о том, что каждый менеджер фирмы, которому удалось установить хорошие отношения со своими подчиненными, получит надбавку к зарплате в размере 300 тыс. иен в месяц (чуть более $3 тыс.).

Производитель продуктов питания Nihon Shoken поощряет браки сотрудников компании друг с другом ежемесячным бонусом в размере 1 тыс. иен ($10), который выдается каждому молодожену.

Рекрутинговое агентство Recruit Agent предлагает своим сотрудникам ежегодную премию, составляющую 100 тыс. иен ($1 тыс.), если они согласятся взять отпуск продолжительностью не менее четырех дней. Кроме того, агентство поощряет работника, успешно выполнившего поставленную перед ним задачу, бонусом в размере 250 тыс. иен ($2,5 тыс.).

Маркетинговая компания Hime & Co., между тем, разрешает брать своим сотрудникам отгулы на полдня в случае распродаж в магазинах и отгулы на целый день, если у них произошел разрыв отношений.

Производитель ветеринарного оборудования Kyoritsu Seiyaku Corp. выдает деньги работникам, имеющим кошек или собак.


Список литературы:

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник / — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. —670 с. : ил.

  2. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 440 с. — (Высшее образование»).

  3. Сообщество HR-менеждеров [электронный ресурс] – Режим доступа. - www.hr-portal.ru: published by JobsMHR (дата обращения: 31.03.2011).


Смотрите также:
1. Теоретические основы мотивации персонала 9 Сущность, задачи и значение мотивации персонала 9
919.77kb.
10 стр.
К вопросу о мотивации персонала
66.7kb.
1 стр.
«Совершенствование системы мотивации персонала»
87.95kb.
1 стр.
Опыт оценки системы мотивации персонала
131.21kb.
1 стр.
Семинар тренинг: «Управление мотивацией персонала»
16.4kb.
1 стр.
Мотивация и механизмы стимулирования персонала. Содержание: 4 Внешнеорганизованная мотивация 4
334.21kb.
1 стр.
Практика разработки и внедрения систем оплаты труда и мотивации персонала
99.55kb.
1 стр.
Эффективная нематериальная мотивация подчиненных
29.62kb.
1 стр.
Тренинг нематериальной мотивации
18.97kb.
1 стр.
Формирование у учащихся мотивации к изучению иностранных языков
98.21kb.
1 стр.
Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства
96.02kb.
1 стр.
Условия эффективности материальной мотивации персонала
69.08kb.
1 стр.