Главная страница 1
Программа интегрированного элективного курса

«Музыка в жизни и творчестве русских поэтов 19-20-го веков»
Желябовская Татьяна Олеговна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 города Кирсанова

Тамбовской области

Пояснительная записка

Интегрированный элективный курс (литература и музыка) рассчитан на учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля. Он призван сопровождать углубленное изучение курса литературы на историко-литературной основе.

Цели и задачи курса:

- показать учащимся роль и значение музыки в жизни и творчестве некоторых писателей и поэтов 19-20-го веков;

- изучить литературно-музыкальные параллели этого периода, помогающие более глубокому и эмоциональному раскрытию художественного образа, формировать навыки комплексного анализа явления жизни, представленного в разных видах искусства;

- развивать нравственные, культурные, творческие способности учащихся, прививать чувство прекрасного, пробуждая интерес к различным видам искусства.

Курс создан на основе двух дисциплин: гуманитарной (литературы) и эстетической (музыки). Необходимость в интеграции предметов, имеющих общегуманистическую основу, вызвана тем, что одной из задач современного гуманитарного образования является формирование у обучающихся целостного мировосприятия. Кроме того, интеграция способствует развитию творческого потенциала учащихся, а также помогает учителю более эффективно и разумно воздействовать на школьников. Данный элективный курс пре6дполагает обучение двум учебным дисциплинам с выявлением их глубокой связи.

Литературный компонент программы курса связан с изучением музыкальных впечатлений русских поэтов, значения музыки в их жизни и творчестве.

Компонент музыки в программе курса связан с рассмотрением и анализом музыкальных произведений, созданных на тексты русских поэтов, особенностей воплощения литературного сюжета в музыке, его переосмысления.

Данный элективный курс предполагает разнообразие видов деятельности учащихся: восприятие материала, составление таблиц, опорных конспектов, анализ поэтических текстов и их исполнение, создание сочинений на основе восприятия лирических произведений, прослушивание и анализ музыкальных произведений, созданных на тексты русских поэтов, сопоставление поэтических и музыкальных произведений, анализ особенностей воплощения литературного сюжета в музыке и его переосмысления, исполнение музыкальных произведений учащимися, занимающимися в музыкальной школе.

Основной формой организации занятий является классно-урочная, предполагающая коллективную, групповую и индивидуальную деятельность учащихся. Система уроков дополняется внеклассными занятиями в форме посещения, по возможности, концертов классической музыки и внеклассным итоговым мероприятием в форме вечера для старшеклассников.

Контроль деятельности учащихся проводится по итогам их творческих работ.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны

знать и понимать:

- основные биографические факты жизни русских поэтов 19-20-го веков, этапы их творчества, роль и значение музыки в их жизни и творчестве;

- музыкальные произведения русских композиторов, созданные на сюжеты и тексты поэтов, их особенности;

уметь:

- анализировать лирическое произведение и его музыкальную интерпретацию, особенности воплощения литературного сюжета в музыке.



Тематическое планирование (17 часов)





Название темы

Количество часов

Виды деятельности учащихся

1
2
3

4
5


6

7


Александр Сергеевич Пушкин и музыка

Михаил Юрьевич Лермонтов и музыка

Николай Алексеевич Некрасов и музыка
Сергей Александрович Есенин и музыкальное искусство

Владимир Владимирович Маяковский и музыкальное искусство

Творческая работа

Внеклассное мероприятие (или посещение концерта)



3

3
2


2
2

2

3



Прослушивание музыкальных отрывков из опер, романсов; сравнительный анализ романсов разных композиторов

Анализ музыкальных образов в художественных произведениях, сравнительный анализ лирического и музыкального произведения

Анализ поэтических особенностей, музыкальных произведений

Анализ поэтики, прослушивание песен

Изучение поэтики, прослушивание музыкальных произведений
Исполнение поэтических и музыкальных произведений




Содержание программы

Тема 1. А.С. Пушкин и музыка

Музыкальные впечатления Пушкина. Музыка - источник поэтического творчества.Детство, песня – первый источник музыкальных интересов. Лицейская жизнь. Знакомство с оперой, первые встречи с композиторами (Н.А. Корсаков, М.Л. Яковлев). Петербургский период, театральные впечатления, концерты (Фильд, Верстовский, Алябьев, Улыбышев). Южная ссылка, музыкальные впечатления, поэма «Цыгане». Знакомство с народной песней Грузии, Бессарабии. Музыкальная жизнь Одессы (Россини, итальянская опера). Село Михайловское, записи текстов народных песен. Петербург и Москва, яркие музыкальные впечатления. «Дон Жуан» Моцарта, либретто «Русалки». Пушкин и Глинка. Пушкин – «музыкальный рецензент». Пушкин и русский оперный театр. Лирика Пушкина в произведениях Глинки, Даргомыжского, Бородина, Рахманинова, Римского-Корсакова. Сравнительный анализ романсов “Ночной зефир” и “Не пой, красавица, при мне” разных композиторов. Рассмотрение оперных произведений, созданных на тексты Пушкина («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Евгений Онегин»). Особенности воплощения литературного сюжета в музыке. Переосмысление их, особенности музыкального воплощения образов. Краткий разбор оперных сочинений, выявление музыкальных особенностей драматургии. Произведения Пушкина в музыке 20-го века.


Тема 2. М.Ю. Лермонтов и музыка

Музыкальные впечатления Лермонтова. Народная песня в жизни поэта, занятия музыкой, концертные впечатления. Музыкальные образы в произведениях Лермонтова (упоминание легендарных певцов, старинные инструменты, народные инструменты, песня в стихах и поэмах, образы поющих и слушающих героев (Арбенин, Печорин, Лугин – автобиографические черты). Упоминание и характеристика произведений и композиторов. Музыкальные произведения на тексты Лермонтова. Романсы Варламова, Даргомыжского. Опера Рубинштейна «Демон». Особенности воплощения образа Демона в музыке. Народность музыкального языка, восточный элемент.


Тема 3. Н.А. Некрасов и музыка

Музыкальность поэзии Некрасова, связь с русской народной песней. Детские и юношеские впечатления. Петербургские музыкальные встречи. Некрасов – музыкальный критик. Характеристика явлений музыкальной жизни в произведениях поэта (итальянская и русская оперы, балет, инструментальная музыка, водевиль). Посещение музыкальных собраний М.Ю. Вильегорского и В.Ф.Одоевского. Некрасов – летописец музыкального быта старого Петербурга. Музыка в произведениях Некрасова (близость к композиционным формам в музыке, музыкальность стихосложения и звучания речевых оборотов). Музыкальные произведения на тексты поэта. Даргомыжский и Некрасов, Мусоргский и Некрасов. Танеев, Рахманинов и тексты Некрасова. Народные песни на тексты поэта. Сценические произведения на тексты Некрасова.

  Тема 4. С.А. Есенин и музыкальное искусство

Музыкальные впечатления Есенина. Народная песня в творчестве поэта. Музыкальность есенинского стиха, музыкальные структуры в произведениях поэта, близость музыкальным формам в композиции, песни Есенина в народе. Есенинская поэзия в произведениях советских композиторов. Поэма “Памяти Сергея Есенина” Г. Свиридова



Тема 5. В.В. Маяковский и музыкальное искусство

Проблемы воплощения текстов Маяковского в музыке. Типы мелодики в произведениях на тексты Маяковского, музыкальные впечатления поэта. Отношение Маяковского к музыке. Мысли поэта о месте музыки в жизни, о призвании композитора, о борьбе с пошлостью в бытовой музыке. Новаторство поэтики В. Маяковского. Музыка (песни, танец, марш) в поэзии Маяковского. Отражение поэзии Маяковского в композиторском творчестве. Г.Свиридов “Патетическая оратория”, ее особенности.


Смотрите также:
Желябовская Татьяна Олеговна, учитель русского языка и литературы моу сош №1 города Кирсанова Тамбовской области пояснительная записка Интегрированный элективный курс
61.39kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе с использованием Интернет ресурсов Цель: Систематизация знаний о славянской мифологии
233.53kb.
1 стр.
Иван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона и Лисица»
40.58kb.
1 стр.
Текстоцентрический подход как необходимое условие формирования коммуникативной компетентности у учащихся
44.09kb.
1 стр.
Решение проблемы: «Внедрение технологии компетентностно-ориентированного подхода в преподавание русского языка и литературы»
656.32kb.
3 стр.
«кубановедение»
253.89kb.
1 стр.
Литература: Вадим Валерьевич Кожинов «Николай Рубцов»
13.35kb.
1 стр.
Аналитическая справка результатов деятельности И. В. Декиной, учителя русского языка и литературы моу сош №6 города Амурска Хабаровского края
562.59kb.
2 стр.
Диплом I степени: Жаркова Алена, моу №82, Зв класс, учитель Захарова св. Диплом II степени
191.16kb.
1 стр.
Андрианова М. В., заместитель директора по вр, учитель русского языка и литературы моу «Старицкая сош»
47.65kb.
1 стр.
Наше здоровье в наших руках
52.44kb.
1 стр.
Существа и духи славянской мифологии из раздела «Славянская мифология в литературе Зауралья»
38.11kb.
1 стр.