Главная страница 1страница 2
Исследовательская работа

по мировой художественной культуре:

«Государственный музей-заповедник «Царское село» - дело всей жизни Ивана Петровича Саутова»

Выполнил: Виноградов Роман

Ученик 11 «Б» класса

Руководитель: Сибакина Светлана Валентиновна

Г. Пушкин

2009 год

Содержание

Введение…………………………………………………………….. стр.2


Глава 1. Биография………………………………………………. стр.7
Глава 2. Заслуги Ивана Петровича Саутова в области деятельности реставрации памятников Санкт-Петербуга и его окрестностей…. стр. 9

    1. Момент истины……………....................................... стр. 13

    2. Экономическое ноу-хау…………………………….. стр. 16

    3. Культуртрегер……………………………………….. стр. 24

    4. Милосердие………………………………………….. стр. 26

    5. Кремлевская прелюдия……………………..………. стр. 29

    6. Маэстро риска………………………………………... стр. 31

    7. Учитель………………………………………………...стр. 34

Глава 3. Почетный житель Царского Села. ГМЗап «Царское Село» - воплощение идей Ивана Петровича Саутова……………………… стр. 37


Заключение…………………………………………………………….стр. 42
Использованные источники………………………………………… стр. 44

Введение
Есть люди, которые соединились и срослись с делом своей жизни. Вот и для директора Государственного музея заповедника «Царское Село» Ивана Петровича Саутова alter ego (вторым «я») стал этот блистательный памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII-XX вв. ( бывшая летняя официальная резиденция императоров).

Первого августа 2008 года Ивана Петровича не стало, его уход стал огромной потерей в Российской культуре. Сегодня его дело продолжает Ольга Владиславовна Таратынова. Общественность города, которому Иван Петрович отдал всю свою жизнь, выступает с предложением дать его имя одной из улиц. [10, c.3]

Иван Петрович Саутов и Царское Село теперь уже по отдельности не существуют. Как стихи – у поэтов, музыка – у композиторов, так Царское Село у И.П. Саутова.

После войны Царское Село было, по существу, полностью разрушено. Специалисты знают, что восстанавливать из руин сложнее, чем строить заново. Между тем история восстановления анонимна. К сожалению, фамилии реставраторов не так известны, как знаменитые архитекторы – создатели великолепного ансамбля. Так вот, когда мы любуемся сегодня едва ли не самой яркой жемчужиной Петербурга, не худо бы знать, что автор ее современной отделки – Иван Петрович Саутов. Это он придал многократное ускорение реставрационным работам. Это продукт его творчества, вдохновения, энергетических и волевых усилий. Это он в новейшее время вдохнул в него новую жизнь. Такими людьми и складывается духовная история нации. [11, c.2]

Концепцией программы подготовки музея – заповедника к 300- летию Царского Села является не только возрождение исторических традиций резиденции российских императоров, но прежде всего – восстановление памятников дворцово-паркового ансамбля с их дальнейшей музеефикацией, расширение экспозиционной зоны и числа туристических маршрутов, организации новых выставок, тематика которых свяжет различные аспекты прошлого и настоящег8о Царского Села. Дальнейшее развитие получат такие направления музейной деятельности как научно – исследовательская и просветительская, организация новых эксклюзивных культурно – художественных программ, которые помогу проникнуть в сущность феномена Царскосельского дворцово–паркового ансамбля.

К юбилею города предстоит выполнить огромный объем реставрационных работ, среди которых приоритетными являются работы, инициированные бывшим президентом Росси, ныне премьер – министром президента В.В. Путиным – золочение архитектурного декора фасадов Екатерининского дворца. Для этого музею – заповеднику передано 137 кг высокопробного золота в слитках. Эта уникальная работа отражена в «Комплексной программе реставрации объектов ГМЗ «Царское Село» к 300 – летию основания Царского Села на 2005 – 2010 г.г.) и федеральной адресной программе на 2005 год.

Реализацию всей программы к 300 – летию Царского Села предполагается осуществить за счет бюджетного финансирования, направляемого на капитальный ремонт в реставрацию объектов ГМЗ «Царское Село», финансовых средств, выделяемых Всемирным банком реконструкции и реставрации и развития, а также внебюджетных финансовых средств, включая спонсорскую, инвестиционную и благотворительную поддержку с максимальным использованием внутренних резервов Музея – Заповедника «Царское Село».

Планы, по истине, грандиозные…Их воплотить мог только талантливый архитектор, незаурядный организатор. Таким являлся И.П. Саутов – директор Государственного музея – заповедника «Царское Село», избранный единогласно на эту должность на общем собрании коллектива сотрудников в 1987 году.

С приходом И П. Саутова ГМЗ «Царское Село» становится одним из крупнейших объектов российской культуры по объему реставрационно – восстановительных работ, концепцией которых является музеефикация отреставрированных объектов, развитие инфраструктуры сложного музейного комплекса.

О целенаправленной деятельности И.П. Саутова по сохранению и восстановлению памятников музея – заповедника свидетельствуют такие международные проекты как реконструкция архитектурного комплекса «Китайская деревня», выполненная в соответствии с контрактом, заключенным между ГМЗ «Царское Село» и компанией «ТК Девелопмент» Пушкин А\С (Дания); восстановление Янтарной комнаты Екатерининского дворца в рамках трехстороннего соглашения между Минкультуры России, немецкой фирмой «Рургаз АГ и ГМЗ «Царское Село». Среди специалистов стоявших у истока возрождения Янтарной комнаты, - архитектор И.П. Саутов, который внес большой вклад в реализацию проекта, особенно на его завершающей стадии.

Активная позиция архитектора И.П.Саутова, который будучи начальником Государственной инспекции по охране памятников (ГИОП) в 1979 году вошел в состав первого научно – художественного Совета по воссозданию Янтарной комнаты в качестве заместителя Председателя, во многом определила работу реставраторов. Необходимо было решиться на дерзкий реставрационный эксперимент и выполнить задачу восстановления Янтарной комнаты, являющейся одновременно дворцовым залом и произведение декоративно – прикладного искусства, отличающимся от всех прочих изделий из янтаря своими грандиозными размерами. Мировых аналогов этой работе не было, как и не было авторских чертежей и каких - либо изображений Янтарной комнаты, кроме фотографических.

Целенаправленная деятельность И.П.Саутова по привлечению дополнительных источников финансирования работ по воссозданию Янтарной комнаты увенчалась успехом в 1999 году, когда было подписано трехстороннее Соглашение, в соответствии с которым немецкий газовый концерн «Рургаз АГ» стал эксклюзивным спонсором завершения работ по воссозданию Янтарной комнаты, выделив на эти цели 3,5 млн. дол. США. Этому событию предшествовала большая работа по нахождению спонсора, который бы предоставил финансовые средства именно в объеме, позволяющим завершить начатые 20 лет назад восстановительные работы. Используя обширные международные и дипломатические контакты в своей профессиональной деятельности, И.П.Саутов блестяще решил эту задачу, а затем на протяжении 3,5 лет в рамках реализации проекта всегда снимал остроту возникающих проблем и находил неординарные выходы их сложных ситуаций.

Для осуществления контроля за ходом этих работ и целевым использованием средств, направляемых на приобретение янтарного сырья и оплату работы мастеров – реставраторов, в рамках данного Соглашения 7 сентября 1999 года был создан Экспертный Совет, заместителем председателя с российской стороны стал И.П.Саутов.

Во многом благодаря незаурядным организаторским способностям И.П.Саутова, его таланту архитектора и руководителя, было выполнено жесткое условие поэтапного финансирования проекта: неукоснительное соблюдение графика производства работ, которые должны были завершиться в мае 2003 года к 300 – летнему юбилею Санкт – Петербурга.

Екатерининский дворец в дни празднования 300 –летия Санкт – Петербурга стал местом встречи 45 глав государств мирового сообщества, когда собравшимся была продемонстрирована Янтарная комната – свидетельство достижений российских реставраторов.

Ныне одна тема – возрождение традиций, оживляющих время и связь и историческим прошлым России, объединяет все программы пребывания гостей в Екатерининском дворце. Заслуга И.П.Саутова в том, что в последние годы Музей – Заповедник «Царское Село» стал неотъемлемой частью официальных визитов мировых политиков и общественных деятелей, местом проведения масштабных культурно – художественных программ и других событий, подтверждающих особый интерес к этому памятнику отечественной истории и культуры.



Глава 1. Биография.
Хорошее начало – половина дела

Гораций
Саутов Иван Петрович родился 16 сентября 1947 года в Эстонской ССР в городе Таллине. Между прочим, в том же микрорайоне прошло детство будущего Патриарха Всея Руси Алексея. И.П.Саутов видит в том знак судьбы. Деловые и духовные связи крепко соединили позже И.П.Саутова с православным миром и лично с Патриархом.
Проводите ,проводите меня к нему

Я хочу видеть этого человека

Есенин

Мать Ивана Петровича – архитектор. Отец военный моряк, капитан первого ранга. Военные редко бывают прикованы к одному месту. Как правило это передвижное племя. Так Иван Петрович оказался в Санкт– Петербурге. Здесь он окончил школу.

От матери он унаследовал способность к черчению, макетированию. И потому девятиклассником, стал вести занятия по черчению в кружке макетирования Ленинградского Дворца пионеров имени Жданова. Так что трудовой стаж у него исчисляется с последних классов школы.

Здесь обнаруживается важная черта характера Ивана Петровича. Он всегда стремился выйти за пределы чистого знания, соединить теорию с практикой. Он певец прикладной науки. И в этом есть, конечно, высший смысл. Знание – не самоцель. Оно средство изменения и совершенствования бытия.

После школы, по стопам мамы в 1966 году Иван Петрович пошел в Ленинградский Инженерно – строительный институт. Он и здесь оставался верен сам себе: параллельно с учебой в институте работал макетчиком, архитектором, старшим архитектором «ЛенНИИпроекта».

Из института Саутов перешел работать в Государственную инспекцию по охране памятников по истории и культуре Ленинграда. Здесь работали сливки архитектурной интеллигенции Петербурга. Это была удивительная среда, настоянный на совести интеллект. Иван Саутов как губка впитывал культуру и ценностные ориентации нового для него мира. Он оказался талантливым учеником. В его плоть и кровь вошло убеждение, что всякую перестройку надо начинать с себя. Пока мы сами не переменились, не переменится и общество. Нужна не физическая, а нравственная революция. Теперь, каждый его шаг, каждое его слово, каждый поступок были пронизаны неписанным кодексом чести.

Учителя заметили и оценили профессиональный и нравственный рост ученика, увидели в нем такие черты характера, как умение убеждать и его настойчивость в достижении цели. Они рекомендовали его вначале на должность архитектора, а потом, присмотревшись повнимательнее, поняли, что воспитали надежную молодую смену, и выдвинули его своим руководителем – начальником ГИОПа. [8, c.2]

- Пожалуй, главная черта Саутова – его влюбленность во все, что он делал. Будучи начальником ГИОПа Ленинграда, он был довольно жестким в работе, - вспоминает главный архитектор Эрмитажа Валерий Павлович Лукин. – Кроме, пожалуй, тех моментов, когда соприкасался с реставрацией. Большие живописные работы осматривались им самим, мастера непременно поощрялись за качество реставрации.


ГИОП – Государственная инспекция охраны памятников.

Глава 2.
Заслуги Ивана Петровича Саутова в области деятельности по охране и реставрации памятников Санкт – Петербурга и его пригородов.
36 лет трудового стажа И.П.Саутова относятся к теоретической и практической деятельности в области охраны и реставрации памятников Санкт – Петербурга и его пригородов.

Возглавляя в течение 13 лет Государственную инспекцию по охране памятников Ленинграда, И.П.Саутов внес значительный вклад в увеличение списка, охраняемых государством памятников города, в разработку охранных зон, зон регулирования застройки, визуальных зон влияния высотных доминант, в совершенствований законодательной базы по охране российских памятников архитектуры.

Наиболее полно талант архитектора и незаурядные организаторские способности И.П Саутова проявились на посту директора Государственного Музея – заповедника «Царское Село», когда в 1987 году на общем собрании коллектива сотрудников он был единогласно избран на эту должность.

С приходом Саутова Музей – заповедник «Царское Село» становится одним из крупнейших объектов российской культуры по объему реставрационных работ, концепцией которых является музеефикация отреставрированных объектов, развитие инфраструктуры сложного музейного комплекса.

О целенаправленной деятельности И.П.Саутова по сохранению и восстановлению памятников Музея – заповедника свидетельствуют такие международные проекты как реконструкция архитектурного комплекса «Китайская деревня», выполненная в соответствии с контрактом, заключенным между ГМЗ «Царское Село» и Компанией «ТК Девелопмент Пушкин А\С (Дания); восстановление Янтарной комнаты Екатерининского дворца в рамках трехстороннего соглашения между Минкультуры России, немецкой фирмой «Рургаз АГ и ГМЗ «Царское Село». Среди специалистов, стоявших у истоков возрождения Янтарной комнаты, архитектор И.П.Саутов, который внес большой вклад в реализацию проекта, особенно на его завершающей стадии.

Во многом благодаря новаторству и организаторским способностям И.П.Сутова обеспечивалась жизнедеятельность сложного музейного комплекса. Одним из приоритетных видов музейной деятельности остается реставрация объектов Музея – заповедника, которая всегда находилась в центре внимания И.П. Саутова. В 2005 году завершилось восстановление еще трех залов Екатерининского дворца – Антикамер, продолжаются работы в Южном Камероновом и Церковных флигелях; в результате реконструкции Зубовского флигеля Екатерининского дворца значительно расширилась экспозиционная зона Музея – заповедника. Завершена реставрация парковых павильонов «Верхняя ванна», «Грот», «Башня – руина».

Авторские программы И.П. Саутова «Поедем в Царское Село» и «Петербургские салоны» успешно прошли на канале «Культура» в 2005 – 2007 годах. Публикации И.П. Саутова в журнале «Наше наследие» в 2005 – 2006 годах продолжили серию творческих работ, посвященных основателям ленинградской школы реставрации.

Деятельность И.П.Саутова отмечена многими высокими отечественными и зарубежными наградами.

В 1996 году И.П.Саутов стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

В 1997 году он был награжден медалью «В память 850 – летия Москвы»

В 1996 награжден юбилейной медалью «В память 300 – летия Российскому флоту»

В 2003 году награжден медалью «В память 300 – летия Санкт – Петербурга».

В 2006 году в составе творческого коллектива И.П. Саутов стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры за воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

В 2007 году Президиум Российской Академии худржеств избра И.П. Саутова члено – корреспондентом Академии – художественного центра страны.

Деятельность И.П. Саутова отмечена государственными наградами, том числе «За заслуги перед Отечеством ШМЭ степени (2006год).

И.П. Саутов удостоен высоких наград Русской православной церкви – орденов «Благоверного князя Даниила Московского» II степени и «Святого князя Владимира».

В 2006 году И.П. Саутов стал первым в Росси кавалером Ордена Отто фон Бисмарка за заслуги в развитии российско – германских связей и сохранении мирового культурного наследия. А также ему вручены награды Санкт – петербургского Морского собрания. [9, c.3]

И.П. Саутов являлся: Членом Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству по вопросам сохранения культурного наследия; членом Совета по сохранению культурного насления при Правительстве Санкт – Петербурга; Советником Российской Академии архитектуры и строительных наук – с 1994 года; Действительным членом Академии Архитектурного наследия (академиком) – 1997 года; Члено – корреспондентом Российской Академии художеств – 2007 года; Заслуженным работником культуры Российской Федерации – 1993 года; Членом правления Санкт – петербургского Союза архитекторов – региональной творческой общественной организации Союза архитекторов России; Членом российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ); Членом Союза музеев России; Членом Межрегионального творческого Союза музейных работников Санкт – Петербурга и ленинградской области; Старшиной Совета старшин Санкт – Петербургского Морского собрания.

- У Ивана Петровича было такое выражение, - вспоминает пресс – секретарь ГМЗ «Царское Село» Татьяна Зиновьевна Жаркова. – «Камни помнят тепло человеческих рук, и после реставрации оно не должно исчезнуть». [10, c.1]

Момент истины.
Но пораженье от победы

Ты сам не должен отличать.

Б. Пастернак
Иван Петрович Саутов работал неистово. Он добился увеличения списка охраняемых государством памятников города, охранных зон и зон регулирования застройки. Он ввел новые категории учетных зданий до их принятию под охрану. Он один из первых в стране начал работать над совершенствованием законодательной базы по охране российских памятников архитектуры. Его плодотворная энергетическая деятельность была замечена. В 1984 году он был награжден медалью ВДНХ.

Совсем еще молодым человеком Иван Петрович Саутов стал одной из ключевых фигур Петербурга.

Испытание властью едва ли не самое тру3дное. Существует устойчивое мнение, что друг достигший власти, потерянный друг. Соблазнов было действительно много В Петербурге чуть ли не каждое учреждение расположено в здании, имеющую историческую ценность и охраняемым государством. Ведомство И.П.Саутова и следило за тем, как чиновники хозяйничают в памятниках истории и культуры. Без его согласия нельзя было ни гвоздь вбить, ни перегородку поставить. К сожалению, личные удобства сотрудников не всегда совпадали с установленными правилами эксплуатации памятников. Разрешалось это бытовое противоречие испытанным путем. В человеческом характере находили уязвимое звено – страсть к застолью, слабость к прекрасному полу, ненасытную жажду наживы, болезненную потребность в лести, да мало ли какими пороками страдали люди. Ну а потом обнаруженную брешь с избытком заполняли. [2, c.8]

Вот и вся хитрость стоит только хранителю древности клюнуть на наживку, как он сразу оказывался на коротком поводке. Дерни поводок покрепче» - и «охранная грамота» на безобразия в охраняемой государственной зоне будет выдана.

Но на И.П.Саутове, десятилетиями отработанные приемы, стали давать сбои. Он оказался из тех, кто раньше думал «об отеческих гробах, и родном пепелище», а потом уже о себе. Такие особи вопреки сложившимся обстоятельствам нет – нет да и появляются на свет Божий.

Строптивого начальника пытались осадить. Но он искусно держал оборону. Его вообще всякие внешние воздействия никогда особенно не волновали. Но он не мог не понимать, что своим неуступчивым поведением как бы сам себя вытесняет из обетованной бюрократической среды со сложившимися правилами игры.

В минуты высшего напряжения всего заметнее растет Человек. О самостоятельной, бескомпромиссной позиции И.П.Саутова складывались легенды. Многие коллективы хотели видеть его своим руководителем.

На юбилейном для себя 40 – м году жизни Иван Петрович оказался в Царском Селе. Как раз там шло отчетно – выборное собрание. В заповеднике все было плохо, а конструктивной программы у кандидатов в руководители не было. Неожиданно прозвучала фамилия Саутова. Это был выход из тупика. Надежда на прорыв, на разумно организованное будущее. За Саутова заочно проголосовали единогласно и просили его прислушаться к мнению коллектива. Едва ли в российской истории найдется еще один случай заочного избрания руководителя. [1, c.17]

Вопрос доверия всегда был для Ивана Петровича принципиальным. И все – таки многое смущало, Царское село в то время представляло собой вариант провинциального парка культуры и отдыха. Однодневная база отдыха, прокат лыж и саней, катальные горки, массовики – затейники, разрушенный дворцовый ансамбль, мизерное бюджетное финансирование – вот и се. Что там было. Идти в Царское село равносильно было карьерному самоубийству. Но русский человек всегда готов бросится с головой в омут. Его захватила превратить хаос в гармонию, руины – в восьмое чудо света. А главное испытать себя. «Иду в Село» - твердо сказал он себе. В его личной судьбе это был момент истины.

Экономическое ноу – хау.
И старался приманить

Толстого банкира

Н.А. Некрасов

Кто не родился новатором, тот не станет им. Природа щедро одарила Саутова генами нестандартных решений.

Нужны были деньги. Много денег. Размышляя о способах их добычи, Иван Петрович пришел к выводу, что у музея должна быть многомерная жизнь.

- В Царском Селе Иван Петрович словно, парил, - делится своими воспоминаниями Валерий Павлович Лукин.- Он как будто чувствовал, что надо делать. Даже люди далекие от идеала менялись, соприкасаясь с ним, как будто соглашаясь с его установкой на человеческую порядочность.

Пусть первая половина дня останется такой, какой она сложилась: туристские группы, экскурсоводы, обзоры картин, экспонатов. Но почему надо отдавать музейным сторожам и служебным собакам вторую половину дня, когда дворец отработал в своем привычном режиме? Саутов был убежден, что реставрация должна была охватывать не только материальную, но и духовную культуру. Это значит, что должны быть возрождены (если угодно реставрированы) те формы общения, которые были свойственны дворцу. И вот уже Иван Петрович представлял, что за последним посетителем в шесть часов вечера закрывались двери, а в семь вечера они снова распахиваются, и публика в вечерних платьях попадает в XIII век. Она проходит через анфиладу позолоченных комнат: горят канделябры, звенит хрусталь, звучит музыка. И вот какaя-то современная Наташа ждет своего князя Андрея, что бы закружиться в вихре вальса. А на следующий день хозяйка гостиных знакомит гостей с интересным человеком. Но тут же И.П. Саутов слышал грозный окрик: не превращайте музей в дискотеку или ночной клуб.

Его величество случай идет в руку тем, кто психологически созрел, чтобы благоразумно им распорядиться. Иван Петрович уже давно подыскивал достойную фирму, которой музей мог бы предложить новый перечень эксклюзивных услуг. И вдруг мэр города, точно догадываясь, какие мысли бродят в голове Саутова, предложил ему провести презентацию компании «Тетрапак». Не всякий глава государства проводит прием на таком уровне блеска и красоты, на каком И.П.Саутов организовал презентацию компании. Ее имидж многократно повысился. И Саутов не остался в накладе. За один вечер он пополнил казну на 200 тысяч долларов.

За счет «второй жизни» музея отреставрирован и позолочен не один квадратный метр музейной площади. И.П.Саутов, конечно, не запатентовал авторскую идею на новую форму работы. У российских интеллигентов нет западного практицизма. Тем важнее сохранить в памяти имя духовного Кулибина – Ивана Петровича Саутова.

Эпохальной в плане привлечения инвестиций из – за рубежа стала для Царского села «Китайская деревня». Она была построена двести с лишним лет назад в царствование Екатерины Великой выдающимися архитекторами Камероном и Нееловым. То была мода на что – нибудь китайское. Вот и строили гостевые и жилые апартаменты под «а- ля китайские домики» с садиками для отдыха. Жили, правда в них, люди именитые. В последние годы жизни с весны до глубокой осени работал здесь над «Историей государства российского», например, Н Карамзин. С тех пор от домиков осталось одно воспоминание. И надо было либо их окончательно выветрить из памяти, либо, по существу, заново выстроить по сохранившимся чертежам.

Иван Петрович считал, что едва ли не главная наша проблема – отречение или беспамятство. Мы все время от чего - то отрекаемся. Сам он, как когда – то А.С. Пушкин, всегда готов поклясться честью, что не хочет иметь другой истории, кроме той которую нам дал Бог. И эту историю надо беречь. В этом, если хотите, он и видел свое предназначение. И потому, гамлетовского вопроса «быть или не быть» применительно к «Китайской деревне» просто не существовало. [6, c.4]

Когда Иван Петрович принимает какие – то решения, его уже ни что остановить не могло. Первые прикидочные расчеты показали, что речь идет о миллионах долларов. Началась долгая, изнурительная работа с потенциальными партнерами, способными поднять из руин «Китайскую деревню». И П Саутов вышел на одну датскую компанию. Чутье подсказало ему. Что он вышел на верный след.

Только на рациональном уровне не объяснить, как ему удалось убедить компанию вложить огромные средства в российскую непредсказуемую действительность. У И.П. Саутова открылись дипломатические способности, священный дар внушения, неотразимая логика убеждения, личное обаяние и авторитет опытнейшего музейного менеджера международного уровня. Так или иначе, но лед тронулся. И.П.Саутов получил 12 миллионов долларов! Такую сумму коммерческой строительной фирме доверили датские банки под 100% гарантии датского правительства. На возрождение «Китайской деревни» не было затрачено ни одного российского рубля. Такого наша страна еще не знала. Да что там Россия, для Дании это беспрецедентный случай!

Лиха беда начала! Саутов накопил опыт общения с западными инвесторами, а с отдельными странами разработал долгосрочные программы взаимодействия. Так, например, с Германий в начале 90-х гг. он организовал в качестве пробного шага выставку «Янтарь – гордость царей». Успех ее был столь велик, что было принято предложение И.П.Саутова показать ее еще в 21 городе. Просветительское слово Саутова при открытии выставки, ну и, конечно сама выставка вызвали волну народной реституции. Жители Германии добровольно возвращали экспонаты Царского Села, вывезенные во время Второй мировой войны. Частные лица сохранили эти ценности. Они не стали дожидаться межгосударственных отношений, а, повинуясь внутреннему чувству, голосу совести, стали передавать их музею. Саутову запомнился совсем уж состарившийся человек, который принес завернутую в рулон линогравюру коронации Александра III. Когда – то он вывез ее из Царского Села, бережно хранил как трофей, но вот время, годы, размышления взяли свое. И он принял решение добровольно и безвозмездно вернуть дорогую реликвию. [6, c.4]

Однажды в кабинет Саутова прошел молодой немец со свитком в руках. Его отец воевал, вывез из Царского Села фарфоровую вазу, умирая, завещал сыну вернуть ее. Тому удалось беспрепятственно, минуя таможенные посты и контроль, провести вазу и положить ее перед Саутовым. На ней даже сохранился инвентарный номер Царского села.

Вот это движение «снизу» не могло не оказать влияние на позицию «сверху». В зашедшем, было, в тупик вопросе о возвращении культурных ценностей забрезжил просвет. Немецкая сторона обнаружила и добровольно передала два фрагмента Янтарной комнаты.

С руководителями культурного объединения Замок Бритц (Берлин) Саутову удалось договориться о целой серии выставок: «Немецкие принцессы на русском троне», «Царские дети – королевские внуки», «Увлечения, слабости, наслаждения» (мужчины и женщины в стародавние времена).

Добрые отношения Царское Село и Замок Бритц закрепили памятным знаком. К десятилетию сотрудничества с Царским Селом и 200 – летию со дня рождения принцессы Шарлоты (жены Николая I Александры Федоровны) Саутов, от имени своего музея, подарил Замку Бритц копию скульптуры «Девушка с кувшином» в своем парке. Парк Замка Бритц и Екатериниский парк стали парками – побратимами.

Но подлинный взлет дипломатических отношений и культурных инициатив с деловым и культурным миром Германии связан с Янтарной комнатой.

Ее насыщенную остросюжетными приключениями историю хорошо знают и у нас в стране, и за рубежом.

Янтарная комната – дипломатический подарок прусского короля Фридриха Вильгельма Петру I. Петр I не остался в долгу и презентовал короля кубком собственной работы и …55 гренадерами. Деталь замеченная. Россия всегда расплачивалась сырьем: соболями, лесом, зерном…гренадерами. Кабинет при Петре I собрать то ли не смогли, то ли не успели. Да и место ему не сразу присмотрели. И только при дочери Петра Елизавете архитектор Ф.Б. Растрелли завершил отделку Янтарной комнаты в Екатериниском дворце Царского Села.

Во время войны немцы демонтировали панели и вывезли янтарное богатство в Кенигсберг. Дальнейшие следы Янтарной комнаты затерялись. Поиски пока не дали результатов.

А у И.П. Саутова не было времени ждать и надеяться на чудо. И вот при энергичной поддержке реставраторы Царской янтарной мастерской воссоздали первую панель. С одной стороны это был праздник, прорыв. С другой стороны, И.П.Саутов подсчитал, что если такими темпами и дальше будет идти работа, нынешнее поколение так и не увидит Янтарную комнату.

Выручил, как всегда, случай.

У Ивана Петровича сложились великолепные отношения с генеральным консулом Германии в Санкт – Петербурге Дитером Боденом. Они подружились, когда тот был консулом по культуре, а Саутов начальником ГИОПа.

Так вот, позвонил как – то Дитер Боден из Москвы Саутову и сказал, что подписан хороший контракт между «Газпромом» и «Ругазом». Для «Рургаза» сделка оказалась выгодной. В таких случаях руководство компании делает красивый благотворительный жест. Дитер Боден и подсказал направить своих представителей в Царское Село.

В пакете «Рургаза» было не мало заманчивых предложений. Саутову надо было переиграть всех и убедить «Рургаз», что самое святое и ответственное дело в современной России – возрождение Янтарной комнаты. Он уловил, что немцев интересует техническая сторона работы. Саутов привел их в янтарную мастерскую, и ионии воочию могли убедиться, что методика, технология обработки янтаря отработана в совершенстве, что к работе готовы уникальные мастера. Нужно только финансирование работы. Немцы посовещались и сообщили, что выделяют 2,5 миллиона долларов. Но эта эксклюзивная помощь, никакие другие финансовые влияния быть не должны.

Иван Петрович поблагодарил делегацию. Но у него были свои расчеты, и он сказал, что сумма не покрывает необходимых зхатрат.

Немцы взяли тайм – аут. Началась психологически напряженная полоса выжидвния. И вот однажды, когда Саутов находился с выставкой в Германии, представители «Рургаза» нашли его. Они хорошо пообедали, и договор на необходимые три миллиона долларов был подписан Минкультуры России, Музеем – Заповедником «Царское Село» и немецким газовым концерном «Рургаз Акценгезельшафт». Соглашение взяли под контроль главы государств Германии и России. В программу официального визита канцлера ФРГ Генриха Шредера в Санкт – Петербург в апреле 2001 года вошло посещение совместно с президентом Росси В.В.Путиным Музея – Заповедника «Царское село». Главы обоих государств ознакомились с ходом реставрационных работ в Екатериниском дворце и осмотрели Янтарную комнату с полностью восстановленным декором Северной стены.

К 300 – летнему юбилею Санкт – Петербурга Янтарная комната предстанет перед посетителями во всем блеске былого величия.

С годами накопил Саутов и опыт общения с первымип руководителями государств. Хлопот, правда, эти посещения доставили музею не мало, охрана безопасности монархов и вождей – дело не шуточное. И нештатных ситуаций хватает.

Английская королева заслушалась. Видно, Саутова - и…споткнулась. Бросился, было, Саутов подставить ей локоть, да сам чуть не споткнулся о жесткий взгляд спецслужбы – нельзя дотрагиваться до английской королевы. Высокая гостья мизансцену заметила, нравственный порыв рыцаского сердца хозяина дворца оценила. Но что делать, казалось, говорил ее смущенный взгляд, протокол, есть протокол. Расставаясь, королева презентовала музею 10 тысяч стерлингов.

Пакистанского президента захватило проповедническое слово И.П. Саутова. Они вошли в парк. Взгяд президента упал на Турецкую баню. Надо сказать, что композиция ее воспроизводила мечеть с куполом, минаретом, шпилем с полумесяцем. Может быть, он и принял ее за мечеть. Во всяком случае, деньги на реставрацию этого памятника он выделил.

Но более всего Саутов любит работать с рядовыми туристами. И редко кто после общения с ним не выделит какую – либо сумму в фонд музея.

Читатель скучает, когда перед глазами скачут цифры. Но вот цифры, которые наверняка вызовут интерес. Для «Китайской деревни» Саутов привлек 12 миллионов долларов, для Янтарной комнаты – 3 миллиона долларов, для Александровского дворца – 200 тысяч долларов, Янтарной коллекции – 150 тысяч долларов, парадного вестибюля Большого дворца – почти 900 тысяч долларов, кладбища царских лошадей – 14.5 тысяч долларов.

Конечно, Иван Петрович действовал не в одиночку. Он по природе человек своей команды. Но главное, что он сумел сделать – сформировать в Царском Селе команду единомышленников. Он высмотрел и сумел опереться на профессионалов высшей пробы –таких, как главного архитектора музея Александра Александровича Кедринского. Он с гордостью называл его своим УЧИТЕЛЕМ.

Ларису Валентиновну Бардовскую, главного хранителя фондов, Бориса Даниловича Подольского, своего заместителя по реставрации. И, конечно, на своего первого заместителя Николая Викторовича Нагорского, в которого вложил самого себя, с которым вместе прошли огонь и воду, и медные трубы.

- Иван Петрович всегда производил на меня впечатление фигуры державной, значимой и был абсолютно адекватен музею, который возглавлял, - высказывает свое мнение сопредседатель ВООП и К Александр Данилович Марголис. – В Петербурге с его музеями велика потребность в людях такого калибра. [11, c.7]



Культуртрегер
Культурный человек – главный итог и результат деятельности музея. Конечно экскурсия, продолжает оставаться ведущим видом культурной деятельности. Но Саутов считает, что музей в современных условиях – новый субъект культурной деятельности. И он должен резко и энергично выходить за рамки традиционной музейной деятельности.

Ныне каждый новый год начинается с цикла зимних праздников «Царскосельская зима». Она включает в себя экскурсии по Екатеринискому дворцу, плац – концерт, катания на тройках лошадей, игры и забавы в Александровском парке, развлекательно – спортивные состязания.

Если у человека чуткое ухо, он не может не услышать, что дворцы и парки насыщены, наполнены музыкой. Музыка, считал И.П. Саутов, должна царствовать в Царском селе. Да это и отвечает историческим реалиям. Прежние хозяева Царского Села ценили и любили музыкальные вечера. Саутов принял решение о проведении и организации в Екатерининском парке субботних и воскресных вечеров духовой музыки. Пришлось заново сформировать их на базе музея. Оркестр дает не менее 120 концертов в год.

Ежегодные международные царскосельские фестивали «Город Муз» посвящены празднику основания Царского Села. Еще один международный фестиваль – «Петербургские салоны» раскрывал историю и культурные традиции Северной столицы.

Сама Майя Плисецкая проводит здесь свои балы. Особая сторона деятельности ГМЗ «Царское село» – посвящение в студенты. Свои пути в профессиональный мир в самом прекрасном и величественном зале мира – Большом Тронном зале Екатерининского дворца начинают студенты Петербургского гуманитарного университета Профсоюзов, учащиеся Российского Лицея традиционной культуры. Здесь же проводится бал для молодых офицеров – выпускников военных училищ. В торжественной обстановке им вручат погоны и кортики. Такое запоминается на всю оставшуюся жизнь.

Юбилейные мероприятия, фиксирующие знаменательные события в истории и культуре России (тысячилетие Русской православной церкви, трехсотлетие Российского флота, столетие кино и т. д) проводились в нашем родном городе.

К великому сожалению, главная в нашей жизни дата, которую так ждал Иван Петрович Саутов – 300 – летие Царского Села, отметится в 2010 году без него. Но тот огромный вклад, который внес этот легендарный человек в процветание Царского Села останется для нас и наших потомков навсегда.

За большую и плодотворную социально – культурную деятельность

И.П.Саутову присуждено почетное звание заслуженного работника культуры России. [4, c.4]

Милосердие
Каждый милосердный поступок –

это ступень лестницы,

ведущей к небесам

Бичер Стоу
Милосердие и сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. В конечном счете подлинно человеческое в человеке наиболее глубоко и полно раскрывается в доброте, любви, сострадании, милосердии. По Тютчеву, каждому из нас сочувствие дается как благодать. Небо сполна наделило И.П.Саутова даром милосердия.

Весь большой гонорар, полученный за государственную премию, Саутов передал Софийскому собору в Пушкине. Вдумаемся в этот факт, чиновничий аппарат погряз в коррупции, воруют, открыто берут взятки или слегка подрумянивают их в виде невиданно высоких гонораров, неслыханных подарков к бесконечным событиям жизни. И вдруг на этом – то фоне появляется человек, который, не делая никаких громких заявлений, не устраивая шоу, не собирая журналистов, молча передает деньги в собор. Может быть потому и живет еще Россия, что есть такие вот Саутовы?

У И.П.Саутова вообще как у подлинно русского человека сложились добрые отношения к русской православной церкви.

Он почетный ктитор храмов Царского Села. Иван Петрович Саутов стал первым деятелям российской культуры, удостоенным высокой награды Русской православной церкви – ордена Благоверного Московского князя Даниила II степени.

В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что отдаем. И.П. Саутов, в этом смысле, едва ли не самый богатый человек. Куда нашим олигархам до И.П.Саутова. Подлинное милосердие всегда анонимно. Поэтому не хочется здесь называть имена тех, кому щедро помог И.П.Саутов.

Милосердные люди разделяют учесть тех, кого они любят. Не менее важно помочь человеку обрести свой профессиональный статус.

Надежным и испытанным помощником Ивана Петровича Саутова, его заместителем все эти годы был Николай Викторович Нагорский. Саутов безмерно доверял ему, любя его как близкого друга. Они, что называется духовно срослись, были единым целым. Но И.П.Саутов не мог не видеть, что Николай Викторович давно уже вырос в крупномасштабного руководителя, самостоятельного музейного менеджера, и его, как это не больно, не жалко, надо было отпускать в самостоятельное плавание. [4, c.5]

Когда город рассматривал кандидатуру нового руководителя музея «Исаакиевский собор», Иван Петрович предложил губернатору обратить внимание на Нагорского. И.П.Саутов был убежден, что масштабный комплекс соответствует таланту его бессмертного напарника.

И.П.Саутов в Царском Селе создал условия, что бы подлинные мастера, даже в приклонном возрасте, чувствовали, что они нужны людям.

Николая Викторовича Нагорского, тоже уже нет в живых. Но не вспомнить его имя вместе с Иваном Петровичем нельзя.

Когда саутов впервые пришел в Царское Село, еще не успел застать мэтра реставрации А.А. Кедринского, когда он успел выпустить прекрасную книгу «Основы реставрации».

Старейший сотрудник музея Ирина Николаевна Бенуа, человек с невероятно сложной судьбой и с каким – то удивительным жизненным стержнем. Она до сих пор помогает музею. И.П. Саутов оказывал ей всестороннюю поддержку, чтобы она ощущала всю полноту жизни.

Иван Петрович Саутов хорошо улыбался. И есть любопытное наблюдение Достоевского, что полнее всего проявляется человек в том, как он смеется, улыбается. Гадко смеется – гадкий человек. Хорошо смеется – хороший человек.

И.П. Саутов любил утром обходить Царское Село, встречаться с сотрудниками, не зависимо от их должности. Они обсуждали свои дела, радовались утру, смеялись. Он оставил после себя флюиды добра и любви. Может быть, в этом и есть смысл жизни – оставить после себя вселенную добра и любви. [4, c.5]



Кремлевская прелюдия

Москва, Москва, люблю тебя как сын.

М.Ю. Лермонтов
О Питерской команде в Кремле наслышан каждый. А вот что даже апартаменты для высшего руководства создаются питерцами, знают не все. Между тем И.П. Саутов был - автор визитной карточки государства - Президентского дворца.

Дело было так. Идея создать дворец родилась, разумеется, в Кремле. Ее с ходу пытались решить москвичи. У президента московский вариант энтузиазма не вызвал. Вот тут-то И.П.Саутов и предложил свое ведение проекта. И попал, как говорят, в десятку. Ему предложили продолжить работу. Он собрал группу архитекторов, работали круглосуточно. В декабре 1994г. привезли эскизные планшеты в Москву. Их снова ждала удача. Они еще кое-что подкорректировали, и, наконец, 17 января следующего года Саутов доложил Ельцину о своем видении предстоящих работ. Ельцин дал проекту зеленый свет. С тех пор И.П. Саутов не ночевал ни одну ночь дома. Он ночью спал в поезде, а днем работал или в Москве, или в Петербурге.

Наконец, дворец был сдан, а И.П. Саутова и его команду зафрахтовали снова. Их пригласили в Большой Кремлевский дворец, и они работали в Андреевском и Александровском залах.

Дело в том, что московские реставраторы не владели методикой ускоренной позолоты, а в Царском Селе она применялась на практике уже шесть лет. В тех залах - огромные двери, тридцать четыре квадратных метра. Их необходимо было позолотить, а время как всегда, подпирало. Питерские мастера и на этот раз справились с заданием и в срок сдали правительственные объекты.

Главы государств, бывая в Кремле, не скрывают своего восхищения перед ни с чем не сравнимым великолепием и роскошью Кремлевских дворцов. И.П. Саутов за эту работу получил звание лауреата государственной премии.

Маэстро риска
Был человек этот авантюрист,

но самой высокой и чистой марки.

С.Есенин.

Иван Петрович Саутов – фаталист. Он верил в удачу. И потому постоянно играл ва-банк.

-90-е годы были очень не простые - вспоминает Борис Даниилович Подольский. – Мы получали письма из Комитета по культуре с указанием прекратить реставрационные работы в связи отсутствием финансирования. А он говорил: “Работайте, работайте, деньги будут”. И.П. Саутов все-таки находил эти деньги. А как он уговорил датчан выделить 9милн. $ на восстановление комплекса Китайской деревни в Царском Селе! “В России же были датские принцессы, существуют вековые связи России и Дании, в тяжелой ситуации надо помочь России восстановить памятник”. В результате 50% финансирования обеспечил датчанин- меценат, который взял под это кредит в банке, 25% перечислил пенсионный фонд Дании, 25% дал Фонд поддержки развивающимся европейским странам. За этой внешней беззаботностью огромное нечеловеческое психологическое напряжение. Саутов знал, что ему придется платить своей головой. Правда, по обязательствам музея отвечает Министерство культуры. Но это слабое утешение. Министерство, конечно, найдет средства, чтобы расплатиться по долгам музея, но работать они уже будут с другим директором. И.П. Саутов однажды задолжал подрядчику 15милн. Рублей. Денег не было, но И.П. Саутов не прекращал работы и даже требовал наращивать темпы. Все чувствовали приближение беды, банкротства, административно-финансовой катастрофы. Но И.П. Саутов и на этот раз выпутался из, казалось бы, уже наглухо захлопнувшегося капкана. И снова втянулся в очередной авантюрный проект. А иначе ничего не получиться. Не будет риска- не будет прогресса. Теперь вот и новая научная дисциплина появилась – рисковедение. Иван Петрович мог бы быть живым пособием по этому предмету и не одну талантливую главу вписать в учебное пособие. Вот только времени на все не хватает.

Редко какой проект Ивана Петровича не вызывал дискуссии, а то и просто скандала. Так повелось буквально с первых его шагов. Какой же нужно было иметь твердый характер и крепкие нервы!

Его только что назначили директором. Он огляделся окрест, душа его пришла в содрогание. Двадцать тысяч уникальных предметов искусства в устрашающей тесноте под протекающей кровлей. От неисправной проводки было несколько возгораний, горел даже Тронный зал. Нужен был капитальный ремонт, иначе бы дворец просто бы погиб. А куда вывозит фонды из аварийных комнат из тех, что попадали под ремонт? Между тем в церковном флигеле Екатерининского дворца на правах аренды разместил свою литературно-монографическую экспозицию Всесоюзный музей А.С.Пушкина. Это было изначально не самое мудрое решение, потому что нарушало цельность эксплуатации Екатерининского дворца, но теперь беспросветная нужда заставляли И.П. Саутова пойти на смелый шаг и расторгнуть аренду. Поступок Ивана Петровича расценили ни много не мало, как акцию, направленную против Пушкина. Хотя экспозицию Пушкинского музея на улицу не выбрасывали. Престижных вариантов размещения было более чем достаточно. В дележ церковного флигеля был втянут весь город: Пушкинский дом, Союз писателей, Музейный совет, постоянная комиссия по культуре Ленгорисполкома, комиссия Министерства культуры. Не было газеты, журнала, которые бы не обсуждали эту проблему. Дело дошло до того, что музей Пушкина объявил закрытие экспозиции национальной трагедией и вышел митинговать на улицы.

Твердая позиция Ивана Петровича, его безупречная логика, убедили всех в целесообразности принятого им решения. Ну а, сколько нервных клеток стоила их шумиха Ивану Петровичу, знал лишь он один.

Уже говорилось, что вечерняя жизнь дворца вдохнула в него новую жизнь и немалые средства. Но, боже мой, с какой же мощной обструкцией прессы и проклятием коллег он столкнулся. Он в одночасье стал изгоем, персоной non grata, его многие вычеркнули из профессиональной музейной среды за покушения святая святых. Главным козырем адвокатов было преждевременное ветшание здания от несвойственной музею эксплуатации. Но И.П. Саутов все предусмотрел и разработал своеобразные правила использования помещений. К примеру, в большом зале дворца на войлок положен паркет, чтобы не портить паркет музейный. Есть десятки инструкций для тех, кто готовит и подает пищу, убирает посуду и т.д. Что же возразить на это? Увы, человечество не благодарное сообщество. Вчера оно еще азартно предавало своих лучших сынов анафеме, а сегодня поет им аллилуйя. Сегодня оно обогащается тем, что еще вчера отвергало. Сегодня приемами презентациями крупных фирм, компаний в ведущих музеях города никого не удивишь. Они стали общепризнанной нормой. Чем яростней отвергалась какая-то идея И.П. Саутова вчера, тем бесспорнее она становится сегодня. [5, c.4]

Учитель
Учитель, воспитай ученика,

чтобы было, у кого учиться.

Евений Винокуров.

Высшая аттестационная комиссия Министерства образования России присвоила И.П. Саутову ученое звание профессора. Иван Петрович Саутов - почетный профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Он научный консультант, советник управляющего делами президента России, советник Российской академии строительства и архитектурных наук.

За этим высоким статусом признания И.П. Саутова как ученого стоит его ежедневная многогранная научная деятельность. И.П. Саутов считает не корректным вопросы о том, что превалирует в бюджете его времени: наука или практика. И вот почему. Науку он рассматривает неотрывно от практики, не как роскошь интеллектуальной забавы, а как средство достоверного обоснования практики.

В самом деле, концепция развития музея-заповедника такого ранга не может осуществляться на основе интуиции или здравого смысла. Здесь нужна не одна ученая голова, необходимы столкновения мнений как способ поиска истины. Наконец, как-то (а кто же, как не Саутов) должен взять на себя ответственность принятия решения. Ответственность, считал Саутов, может быть только личной.

Иван Петрович Саутов, конечно же, музейный человек. Тем интереснее его представление о музее. Он не уставал повторять, что музей- это не только и не столько дворцовые интерьеры, парки, архитектурные ансамбли, но и сформированная ими общность людей. Дальше - больше. Зачем, говорил он, вся наша деятельность по возрождению музея, если этим чудом света мы не будим оказывать воздействие на людей, изменять их отношение к истории, к жизни, воздействовать на их чувства и сознание. Люди должны выйти из музея другими, нежели вошли в него. Царскосельская общность (или, если хотите, - собранность) духовными путями связывает людей друг с другом. А ведь уже на многие миллионы счет пошел. И если Царскосельский музей заложил в них доброе семя, оно прорастет - в этом и состоит суть того, что называется музейной педагогикой, у истоков которой стоял И.П. Саутов. Саутов следил за динамикой посещения. Вопреки расхожему мнению об упадке интереса к музею постсоветское время у И.П. Саутова происходило то, что можно было бы обозначить, как Царскосельский бум. Или Царскосельский аншлаг. Потоки туристов растут из года в год. И.П. Саутов досконально знал своих посетителей- их возраст, социальное положение, мотивы посещения. Интегральный показатель для него -степень удовлетворения посещением музея. Если люди остались довольны - значит, направление движение выбрано верное. Слава Богу, считанные единицы уходят не довольными, но и мотивы их негативной оценки подвергались тщательной экспертизы.

Специфика научной компетентности И.П Саутова состояла в том, что он одновременно должен был быть и историком, и архитектором, и строителем, и реставратором, и педагогом, и ... многое что должен был держать в уме.

А как же? В летней парадной резиденции проживали почти все императоры, здесь творилась реальная история, здесь закончился путь последнего императора, и при нынешней разноголосице мнений от И.П. Саутова шли обоснованные и извещенные ответы посетителям разного уровня – от глав государств до рядового школьника.

Иван Петрович Саутов способствовал организации и проведению съемок в Царском Селе 23 художественных, 69 научно популярных и документальных фильмов. Фильмы все известные:”Пиковая дама”, “Агония”, “Молодая Екатерина”, “Царская охота” и т.д. И, кажется, не было такого режиссера-постановщика, оператора, которые не обращались бы к И.П. Саутову за научной консультацией. Ну а реставрация или строительство требует уже совсем других знаний. Вот, к примеру, совсем честный (прозаический, не возвышенный, но тем не менее принципиально важный) вопрос об охране объекта. Между тем И.П. Саутов придумал и внедрил новую систему охранной сигнализации.

Музей заповедник постоянно проводит научные конференции, занимается издательской деятельностью (публикует материалы конференций, каталоги, путеводители, буклеты, открытки, альбомы).

Сам Саутов опубликовал около 200 научных и методических работ, 60 публикаций в России, США, Германии, Франции, Японии, других странах.

Каждый выставке и экспозиции в России ли или за рубежом предшествует научно выверенная концептуальная идея. Конечно, И.П. Саутов не один, у него по каждому вопросу была команда профессионалов, но повторяю, персональную ответственность всегда и за все И.П. Саутов брал на себя, потому, что он голова всему, с него все начиналось и на нем все замыкалось.

У И.П. Саутова был и опыт педагогической деятельности. Когда он чувствовал, что нужны ученики, нужна школа, он набирал учебную группу, оплачивал стоимость пятилетнего обучения и на базе Царского Села преподавал сам с лучшими членами своей команды. [9, c.3]

Иван Петрович Саутов абсолютный научный и человеческий авторитет. И потому он Учитель в высоком и многогранном смысле этого слова. А вся команда его единомышленников его любимые ученики.

Учитель всегда должен иметь учеников, чтобы было, у кого учиться.





следующая страница >>

Смотрите также:
Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» дело всей жизни Ивана Петровича Саутова»
444.63kb.
2 стр.
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
263.91kb.
1 стр.
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века
106.02kb.
1 стр.
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
87.5kb.
1 стр.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
148.06kb.
1 стр.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
240.56kb.
1 стр.
Городская семья в XIX в. (На материалах городов ярославской губернии)
333.31kb.
1 стр.
Государственный музей л. Н. Толстого
21.26kb.
1 стр.
Программа летнего профильного лагеря для учащихся 10 (социально-гуманитарного) класса «Интеллектуал»
30.6kb.
1 стр.
Государственный музей истории космонавтики имени
108.66kb.
1 стр.
Павловский парк вернется в прошлое 02. 07. 2011 11: 00 Государственный музей-заповедник
19.04kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ «Гайдар. Время. Мы»
500.41kb.
3 стр.