Главная страница 1страница 2 ... страница 10страница 11




Исследование систем управления

Введение

Учебный курс "Исследование систем управления" необходим для разви­тия навыков исследовательской деятельности будущих специалистов в обла­сти менеджмента.

В современных условиях развития экономики качество решений, прини­маемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследователь­ского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их ис­токи и последствия.

Но менеджер сталкивается с проблемами не только в объекте управления — процессах развития фирмы или предприятия, но и в процессе управления, который должен совершенствоваться и совершенствование которого сегодня уже не мыслимо без серьезной исследовательской работы.

Идеология специальности "Менеджмент" предполагает воспитание и раз­витие у будущих менеджеров творческого подхода к работе, стремления к поиску новых форм организации управления, осуществления научного под­хода к управлению.

Предыдущий опыт совершенствования управления, а также сегодняшняя практика управления в условиях экономических реформ указывают на ост­рую потребность в исследовательском подходе как к управлению, так и к его совершенствованию и развитию. Методологии и практическим навыкам исследования надо учить, вкус к исследовательской деятельности надо при­вивать, способности к исследовательской работе надо развивать уже в про­цессе подготовки специалистов.

Формирование исследовательской "жилки" менеджера, конечно же, опре­деляется методикой преподавания всех дисциплин экономического и управ­ленческого циклов. Тем не менее практика показывает, что необходим спе­циальный курс, раскрывающий методологию и организацию проведения ис­следовательской работы в процессе управления и показывающий специфику такого предмета исследования, каким является система управления в целом, обладающая определенной совокупностью свойств, характеристик и особен­ностей. Аналогичный курс в том или ином виде существует в большинстве университетов, школ бизнеса и центров менеджмента в развитых западных странах.

Учебный курс "Исследование систем управления" не только формирует научное представление об исследовательской деятельности, но и содержит практические рекомендации по ее методологическому обеспечению, органи­зации и планированию. Он опирается на целый ряд общеэкономических и методологических наук и дисциплин, по наиболее тесно связан с курсами управленческого цикла, такими как "Менеджмент", "Маркетинг", "Разработ­ка управленческих решений" и пр.

Логика построения этого курса предполагает предварительное рассмотре­ние ключевых категорий, связанных с пониманием роли, значения и методо­логии исследовательской деятельности в управлении. Далее рассматриваются специфические методы исследования, наиболее эффективные при изучении систем управления. Курс включает вопросы планирования, организации ис­следования, оценки и использования его результатов, разработки конкрет­ных практических рекомендаций.

При освоении курса "Исследование систем управления" могут быть по­лезны учебные игры и компьютерные тесты, анализ ситуаций и проблемные семинары. Эффективность освоения курса в значительной степени зависит от самостоятельной работы студента или слушателя.

На схеме 4 дается содержание и проблематика курса в структурно-логической последовательности его построения и освоения. Необходимо изучить эту схему, чтобы понимать взаимосвязь всех тем курса, видеть их место и роль в общей структуре знаний. Очень важным является системный подход в самом построении и преподавании курса. Он являет собой обуче­ние практике системного мышления, согласования и увязки всех положений по принципам целостности и взаимодействия.

В первом разделе рассматривается само понятие "исследование", его спе­цифика относительно других понятий и категорий, а также роль исследова­ния в современной практике управления.

Важным моментом освоения курса являются темы из последующих раз­делов, посвященные методологии и организации исследования. Они характе­ризуют два взаимосвязанных и взаимодействующих фактора, определяющих практический результат исследовательской деятельности, конкретизирован­ный далее в разделе "Диверсифицированные методы исследования". Знание всего разнообразия подходов и методов позволяет наиболее удачно выбирать и проводить исследования, учитывать возможные критические факторы, со­ставлять рациональную программу и формировать творческие коллективы.

Заканчивается курс очень важным разделом "Эффективность исследова­ния". Всякая деятельность должна иметь оценку эффективности ее выполне­ния. Это касается и исследовательской деятельности. Не всегда легко оце­нить эффективность исследования, особенно когда речь идет об исследова­нии управления. Но знать подходы к такой оценке необходимо.

Курс "Исследование систем управления" только тогда оказывается полез­ным и значимым в формировании профессионального сознания будущего специалиста в области менеджмента, когда он теснейшим образом связан со всеми дисциплинами менеджмент-подготовки.

На схеме 5 показаны связи данного курса с другими дисциплинами, ко­торые являются необходимым дополнением, предшествующим или последу­ющим. Важно понимать, что данный курс должен преподаваться и воспри­ниматься слушателями или студентами только в этой органичной взаимосвя­зи. Конечно, базой понимания исследования систем управления является курс общего менеджмента, который закладывает фундамент знаний в облас­ти управления.

Но курс "Исследование систем управления" является хорошей предпо­сылкой для более глубокого освоения курсов "Практический менеджмент", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент" и курса "Управление персоналом".

Стремление искать и видеть связи является главным фактором формиро­вания системного мышления, которое весьма необходимо современному ме­неджеру и без которого немыслим и исследовательский подход к управле­нию.



Раздел I Исследования в современном менеджменте

Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

Тема 2. Менеджер исследовательского типа

Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

В чем специфика и практическое значение понятия "исследование"?

Как формируется научная основа совершенствования управления?

Какую роль играют исследования в науке и практике?

Нужны ли исследования повседневной практике управления?

Является ли исследование одной из основных функций управления?

Почему?

1.1. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование — процесс научного изу­чения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его зако­номерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах об­щества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследова­ние научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тен­денции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении но­вых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необхо­димости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — глав­ным фактором повышения эффективности управления (схема 6,7).

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связыва­ется только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фак­тор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование "сле­дующим образом. Исследованиеэто вид деятельности человека, состо­ящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их проис­хождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей ис­пользования новых представлений или знаний о данной проблеме в прак­тике ее разрешения (схема 3).

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определен­ном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и кон­кретные цели и задачи деятельности.

Исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, иссле­дование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование пред­ставляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.



1.2. ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятель­ности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (схема 9). Она представляет со­бой дихотомическое представление различных типов исследований, выде­ленных по различным критериям. Критерии отражают основные характерис­тики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные про­сто для разработки эффективных решений и достижения желаемого резуль­тата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, на­оборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжи­тельные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это поз­воляет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффектив­ные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (ра­зовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характе­ристик являются следующие (схема 10).



А. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориен­тиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Б. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регла­ментах, нормативах и инструкциях.

В. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (на­пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспе­чивающих успешное проведение исследования и достижение его ре­зультатов.

Г. Объект и предмет исследования. Объектом является система управ­ления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Д. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Е. Потребность исследования — степень остроты проблемы, професси­онализма в подходах к ее решению, стиль управления.

Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методи­ка, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

З. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами после­довательной классификации и декомпозиции (схема 5).

1.4. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует ди­намичности и перспективности управления, росту его инновационного по­тенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих ре­шений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный ди­ректор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно та­кого же уровня — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инно­вационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно за­думаться.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления — предвидение (планирование), организация, контроль, ре­гулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей дина­мичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины не­удачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, услож­няется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невоз­можно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие — это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают нео­жиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвое­временное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг­рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития эконо­мики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных измене­ний, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, ко­торый надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенден­ций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само уп­равление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование — это не только функция современного менеджмен­та, но и стиль функционирования всей системы управления, опреде­ленный тип организации деятельности персонала (требования, ответ­ственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусст­во управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении харак­тера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, меха­низмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных техно­логий и т. д. (схема 11). Могут быть комбинации различных проблем. Вы­брать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собствен­ное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традици­онном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых фак­торов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).



Формула современного управления"Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Только исследование управления поможет реализо­вать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, под­ходов.



Вопросы

1. Каково содержание исследования как вида деятельности человека?

2. Какую роль играют исследования в деятельности человека?

3. Почему надо исследовать управление? Что это дает практике управления?

4. Какие существуют типы исследований, и какие из них наиболее харак­терны в исследовании систем управления?

5. Назовите основные характеристики исследования и раскройте их содер­жание.

6. Как реализуются исследования в практике управления?

Tема 2. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Как обычно относится менеджер к исследованию?

Существует ли установка на исследование в деятельности менеджера?

Существует ли исследовательский тип менеджера"?

Какие черты присущи менеджеру исследовательского типа?

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ

Современные тенденции развития управления рождают и новые требова­ния к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководи­тель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведе­ния. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Самосто­ятельность — это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в це­ленаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.

Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа, или креа­тивный менеджер. В чем его особенность?

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью дея­тельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное усло­вие управления — потребность в исследованиях. Эта потребность реализует­ся в самых различных проявлениях — организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формирова­нии человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке уп­равленческих решений.



2.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА

В более детальном представлении можно выделить следующие черты ме­неджера исследовательского типа (схема 12).

А. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

Б. Умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить про­блемы, когда они еще только зарождаются.

В. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

Г. Антиномичность — умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже про­тивоположные им.

Д. Экспрезентность — способность делать верные и удачные заключе­ния при дефиците информации.

Е. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.

Ж. Способность к имитации функций различных членов коллектива.

З. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

И. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

К. Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной дея­тельности, не прибегая к средствам материального или администра­тивного принуждения.

Л. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально но­вых задач.

М. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

Н. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагаю­щему включение людей в деятельность не на формальной суборди­национной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разроз­ненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Имен­но это и характеризует менеджера исследовательского типа.

Вопросы


1. Какие существуют требования к современному менеджеру?

2. Каковы особенности менеджера исследовательского типа?

3. Какова роль исследования в деятельности менеджера?

4. Что исследует менеджер и какие факторы мотивируют исследование?

5. Как формируются качества менеджера исследовательского типа?

Раздел II. Методология исследования систем управления

Тема 3. Роль методологии в исследовании систем управления

Тема 4. Практическая формула диалектического подхода к исследованию управления

Тема 5. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 7. Специфические методы исследования систем управления


следующая страница >>

Смотрите также:
Исследование систем управления Введение Учебный курс "Исследование систем управления"
2314.27kb.
11 стр.
Рефератов по курсу «Исследование систем управления»
15.01kb.
1 стр.
План Введение Причины необходимости исследования систем управления организацией Общая характеристика и классификация исследования систем управления. 8 1Характеристика исследования систем управления Подходы исследования систем управления Заключение
32.8kb.
1 стр.
Учебный план №606. 1 «Эксплуатация автоматических систем диспетчерского контроля и управления технологическими процессами»
26.49kb.
1 стр.
Конспект лекций «Исследование систем управления»
678.5kb.
3 стр.
Исследование систем управления Примерный перечень вопросов к зачету
31.77kb.
1 стр.
«Исследование систем управления»
15.87kb.
1 стр.
Шифр и наименование дисциплины исследование систем управления Статус дисциплины
344.41kb.
1 стр.
Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «исследование систем управления» для студентов заочной формы обучения всех спец
424.74kb.
3 стр.
Индустриального университета в г. Вязьме смоленской области
16.58kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине: цикла опд. Ф. 10 «Исследование систем управления»
189.02kb.
1 стр.
Исследование систем управления (наименование) по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»
23.6kb.
1 стр.