Главная страница 1
Тема: «Используем средства языка при общении».

Урок презентация группового проекта.

Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».

4 класс. УМК «Планета знаний».

Руководитель проекта: Т.П.Митрофанова,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.
Последовательность выполнения проекта.

1-этап. Мотивационный.

Детям была предложена необычная творческая работа «Слово – дело великое»- составить своеобразный словарик этнокультурной лексики «Русская изба».

Обсудили, чем будет отличаться наш словарик от известных словарей.

Определили по каким темам можно распределить слова в словарике.

Какие разделы, рубрики могут в нём быть. Уместно ли будет привести краткое толкование слов (лексическое значение, этимология), примеры из речи литературных персонажей, использование этих слов в пословицах, загадках, потешках, сказках.

2-этап. Планирующий. Подготовительный.

Дети решили, что словарик этнокультуроведческой лексики

« РУССКАЯ ИЗБА» будет активно -деятельностного типа. Будет создан способом творческого проектирования.

Это живая занимательная книжка для детей, вступающих на путь лингвистических открытий.


Тема проекта «Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».

Цель проекта: Рассмотреть тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую, показать её роль в этнокультуроведческом образовании.

Выделить в ней разделы:


  1. Дом и мир вокруг дома.«Опустись ведро низёхонько…»

  2. В доме.«Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы».

  3. У печки – матушки.

Задачи, реализуемые при работе над проектом: 1.Совершенствовать детские учебные взаимодействия. 2.Стимулировать познавательный интерес учащихся, их творческое мышление и воображение. 3.Воспитывать уважительное отношение к традициям народа,

любви к природе, почитания её законов.

4.Воспитывать через систему этнокультуроведческих понятий духовно- богатую, нравственно – ориентированную личность. 5.Формировать умение самостоятельно искать пути решения проблемы.

3- этап. Информационно- оперативный.

На этом этапе дети делятся на группы. Каждая группа будет оформлять один из разделов «Словарика».

Роли: редактор, составители «Словарика», художники, изготовители(издатели).

4- этап.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, с помощью какого средства языка « всему название дано»?

Дети. С помощью слова.

Учитель. Решим анаграмму.

ЕЛИКСАК.

Это слово обозначает – весь словарный запас русского языка.

Дети. Лексика.

Учитель.Что значит узнать лексическое значение слова?

Ученик. Определить его смысловое значение.

Учитель. Но не всегда мы знаем лексическое значение. А что же нам поможет?

Ученик. На помощь нам придут толковые словари, в которых определено значение слов.


  1. Учитель. Ребята, в течение двух недель вы исследовали тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую,

при этом вам приходилось обращаться к разным словарям. Сегодня мы подведем итог вашей творческой деятельности.

Жюри будет оценивать ваши проекты по номинациям: «Самый научный проект», «Самый красочный проект», «Самый оригинальный проект». И так, вам слово, ребята.

Дети:

Тема проекта «Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».



Цель проекта: Рассмотреть тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую, показать её роль в этнокультуроведческом образовании.

Финальный продукт проектной деятельности : Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».

Разделы «Словарика»: 1.В доме.«Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы». 2.У печки – матушки. 3.Дом и мир вокруг дома.«Опустись ведро низёхонько…»

Наш групповой проект составлен на основе индивидуальных проектов, над которыми мы работали,используя следующую схему- план.


Схема-план

исследования.

1.Слово-и его лексическое значение.(В толковом словаре)

2.История происхождения слова ( в этимологическом словаре.)

3.Слово и слова родственники ( однокоренные)

4. Слово в произведениях русского народного творчества.(Загадка, закличка, пословица, поговорка.)

5.Слово в произведениях поэтов, писателей.

6.Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, загадки, синквейн и т. д.)

Дети. .Наш «Словарик» предназначен для широкого круга читателей, для всех, кто интересуется богатством русского языка, историей нашей страны, кто почитает традиции народа.

Словарный состав русского языка непрерывно меняется: одни слова исчезают, появляются другие. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой- нибудь предмет (например ушат, лохань и другие) , вместе с ним уходит и слово. Такие слова называются историзмами.

Не секрет, что правильно употреблять и понимать историзмы в речи представляет значительную трудность. Поэтому наш «Словарик» мы старались создать, как живую, занимательную книжку. Пользуясь ей, дети узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), а также выполнят ряд игровых упражнений развивающего характера. Сюда вошли ребусы, анаграммы, слова- шифровки, кроссворды со словами тематической группы « Русская изба».

Учитель.


Я даю слово ребятам 1 группы.

Мы представляем Раздел «Словарика»- «КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ». МЫ исследовали слова, связанные с трудом наших предков: КУДЕЛЬ, ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО, ЛАПТИ, РУШНИК.

Дима.

Много знаний мы почерпнули, работая с народными частушками,пословицами.(слайд).



С Покрова пряхи по ночам засиживаются. Покров — время начала посиделок. Юля. «Прясть собирались все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам. Девки собираются и прядут при лучинах до полночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следят, потому как они работают». Парни нередко тоже приходили с работой — лапти плели, вили веревки, «а кто просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой самопряху».

Слово «кудель» в моём речевом творчестве: Солнце светит – лён растёт- Большую пользу он несёт. Он ранним летом зацветёт, А человек всё соберёт. Из льна ведь делают кудель, Она нужна нам каждый день. Ткачихи ковры и полотенца из кудели ткут, А в голове смелые идеи плывут. Ковры узорчатые яркие, полотенца пушистые, жаркие. Юбки ворсистые, рубахи цветистые. ЛИАНА. А я, исследуя слово «ЛАПТИ», нашла в разных источниках много загадок, их мы включили в наш раздел.Я ещё раз убедилась, как богат наш русский язык , сколько образных сравнений использует народ, описывая только одно слово лапти. Это и дырявые корыта, и два котика- четыре хвостика, два боровка, четыре хвоста. Я попробовала сочинить свои стихи про лапти. Давным- давно на свете Про туфли и не знали.
Простые люди в прошлом Носили только лапти.
Лапти- лопоточки, Белые носочки. Лёгкие, удобные, Лапти скороходные. Про вас мы не забыли. Спасибо, лапти вам. Лапотки плетёные- Обувь немудрёная. Но зато народная И душе угодная. Работая с земледельчиским календарём «Круглый год», я узнала много народных традиций, поверий, легенд, связанных с русскими лаптями. Вот некоторые из них: Во многих местах раньше особенно уважали старые, изношенные лапти, которые считали верным средством от сглаза.

Учитель.


Я даю слово ребятам 2 группы. ДЕТИ: ( льназ)

Мы представляем раздел: «В доме.У печки- матушки. Мы исследовали слова: изба,печка, кочерга, ухват,полати.

Алёна. Исследуя слово «изба»и «печка» , мы узнали, что оказывается у этих двух разных по смыслу слов имеется общий исторический корень.

На Руси дом называли избой. От слова «истопа» появилось слово «истьба», а потом «изба». В каждой избе была печь. Она занимала главное место в доме. Её топили. Отсюда появилось слово «истопа».

Печь – подтопок – истопа – истьба – изба. (Слайд).

Ильназ: Топили печь дровами, а чтобы они хорошо горели, их перемешивали кочергой. Это железный прут для перемешивания углей, согнутый на конце. Из этимологического словаря я узнал, что у слово «кочерга»- происхождение неясно.Возможно образовано оно с помощью суффикса – га от слова коряга(суковатое дерево), известного в диалектах и представляющего собой видоизменения, общеслов. Регина: А мне понравилась творческая работа. Я составила рассказ по пословицам: Сейчас ребята нашей группы его проинсценируют.

СЦЕНКА «НА УРОКЕ».
ВЕДУЩИЙ(Вова).

Вера Павловна стала объяснять про корень слова, а Алёша Строкин,_ ученик 4а класса, не сводил глаз с окна. А там серый дождь пошёл, Витя Галочкин со всех ног побежал домой, мокрые троллейбусы едут, люди идут с мокрыми зонтиками. Алёша смотрел, смотрел в окно, а потом начал носом клевать.


УЧИТЕЛЬНИЦА(Маша).

Алёша, в чём дело? Почему ты не слушаешь?


ВЕДУЩИЙ:

Вздрогнул от неожиданности Алёша, смотрит на Веру Павловну и молчит.

УЧИТЕЛЬНИЦА:

Ты что язык проглотил? Найди , пожалуйста, корень в слове «печка»?


АЛЁША:(Артём).

Корень…, печка?…


УЧИТЕЛЬНИЦА:

Да, что с тобой ?У тебя что-то, мой друг, язык заплетается.

АЛЁША:(радостно) А у печки нет корней.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Как нет корня? Что называется корнем?

АЛЁША:

Корень- это то, на чём деревья держатся.



ВЕДУЩИЙ:

Все засмеялись,

А Алёша покраснел, как рак и голову повесил.

УЧИТЕЛЬНИЦА:

Да, мой друг,плохи у тебя дела. Запомни: « Хочешь есть калачи,не лежи на печи».

АЛЁША:(радостно)

Я всё понял: «На полатях лежать, так и хлеба не видать»

Учитель : Назовите фразеологизмы, которые Регина включила в свой рассказ.

Учитель.

Я даю слово ребятам 3 группы.

Ученик.(Владик).

А вы знаете, ребята, какая птица раньше на Руси всю деревню поила?

Дети.

Колодец- журавель.



Дети.

Мы представляем последний раздел словарика. Мы работали со словами: Колодец, ушат, лохань, рукомойник, самовар.

Ученик..Марина.

Я исследовала слово «КОЛОДЕЦ».

Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, от которых они образовались. У этих слов есть общий исторический корень.

Есть ли среди исторических родственников проверочное слово для непроверяемой безударной гласной в словарных словах? Сейчас я постараюсь ответить на этот вопрос в своём проекте- исследовании.


Марина.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:

« Имеется ли историческое родство между словами колодец, колокольчик, колобок, кольчуга»?

ГИПОТЕЗА:

Все эти слова имеют общий исторический корень в значение «круглое»

Вопросы исследования.

1.Каково лексическое значение этих слов?

2. Откуда пришли к нам эти слова?

3. Есть ли у них ещё исторические родственники?

4. Есть ли среди исторических родственников проверочное слово для безударных гласных в слове колокольчик?

5. Какие однокоренные слова есть в современном русском языке у слова колодец?

6. Слово колодец в моём речевом творчестве.

Доказательство гипотезы. 1. Лексическое значение слов.


  1. КОЛОДЕЦ. Первоначально родник, обложенный колодой, выдолбленной из круглого бревна.

КОЛОКОЛЬЧИК. (многозначное слово) 1.Маленький круглый колокол, преимущественно подвешиваемый к упряжи, к дуге.



  1. Звонок в форме маленького колокола для подачи различных сигналов.

  2. Травянистое растение с лиловыми или тёмно- голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола. КОЛОБОК. Небольшой круглый хлебец. КОЛЬЧУГА. Старинный воинский доспех в виде рубашки из круглых металлических колец. 2. Откуда слово пришло? Колодец- глубокая узкая яма, одетая срубом или камнем, а иногда и цельной, дуплистой колодой. КОЛОКОЛЬЧИК. Происходит от латинского слова колокол, по форме венчика, круга. В народе издревле любили этот цветок, о чём говорят ласковые названия , которыми наделяли его в разных местностях: пичужницы, чоботки, звоночки, синельки. И по народному поверью , звенят лишь раз в году- в волшебную ночь накануне праздника Ивана Купалы. КОЛОБОК. Исконно русское слово, производное от КОЛОБ- круглый хлебец с уменьшительно ласкательным суффиксом. КОЛЬЧУГА. Как вид защитной одежды пришло от немцев. Буквально – состоящая из металлических круглых колец. 3.Исторические родственники . КОЛОДА. Общеславянское слово. Что- либо расколотое; «чурбак» или « что- либо выдолбленное из круглого бревна». . 4.Исторические родственники- проверочные слова для безударных гласных в слове колокольчик. КОЛОКОЛ.-толстенный круглый колпак с развесистым раструбом. Околица- ограда, плетень –вокруг деревни. 5.В современном русском языке активно употребляются следующие однокоренные слова у слова « колодец» -колода, подколодная, колодезный, колодезник(человек, промышляющий рытьём колодцев). 6. МОЁ ТВОРЧЕСТВО. Коромысло. Коромысло новое С крючками на концах. Его мне сделал дедушка, Я удивилась: «Ах»! Теперь пойду я с вёдрами К колодцу у реки. И принесу их полные Колодезной воды. Доказательство гипотезы. Слова КОЛОДЕЦ,КОЛОКОЛЬЧИК, КОЛОБОК, КОЛЬЧУГА объединяет их общий исторический корень –КОЛО- в значение «круглое» Зная исторический корень, можно найти проверочное слово для непроверяемой безударной гласной. КОЛОДЕЦ- кОлокол,околица. ГИПОТЕЗА ДОКАЗАНА.

Ученик. Вадим.

А я узнал, что слова наушники, которые я часто надеваю себе на уши, и ушат тоже объединяет общий исторический родственник-УХО.

УШАТ-согласно словаря Даля-Это обручная посудина для носки вдвоём воды с ушами, с проёмами в двух супротивных клёпах.

Исследуя слово,я нашёл с ним 2 фразеологических оборота:.

1. Ушат холодной воды вылить- на кого-

неприятно поразить, отрезвить.

2. Ушат грязи вылить на кого-

оклеветать, оскорбить.

В своей творческой работе с исследуемым мною словом я дал краткое толкование поговорки.

Радуга ушат воды выпила.

Был ясный солнечный день. И вдруг неожиданно небо стало хмуриться. Загромыхали раскаты грома. Через несколько минут полил такой сильный дождь, что по улицам быстро понеслись потоки мутной воды. Поднявшийся сильный ветер, быстро унёс тучу, и через несколько минут также ярко, как и раньше, засветило солнышко. А вдалеке над лесом я увидел разноцветную радугу. Все цвета у радуги были сочные, насыщенные. Я смотрел на неё и не мог оторвать взгляда. Подошла мама и сказала:«Радуга ушат воды выпила». Да, а ведь и на самом деле такая яркая радуга бывает только после ливневого дождя.

«Радуга ушат воды выпила». Да, а ведь и на самом деле такая яркая радуга бывает только после ливневого дождя. (слайд)

Учитель. Может ли быть слово без корней?

Дети.


Учитель. Бескорневой язык- это беда. Лишая наш язык родных корней, мы обрываем нити с нашей историей. . Вместо того, чтобы назвать несчастных, обездоленных людей, как раньше их называли на Руси,-бездомными, бродягами, мы их называем- бомжами, словом, у которого нет русских корней. Или попечителя, благодетеля- называем заморским словом- спонсор.

ЗАПОМНИТЕ: БУДУЧИ ЛИШЕНО РУССКИХ КОРНЕЙ, СЛОВО ЛИШАЕТСЯ СМЫСЛА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО НА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА!

6.Рефлексия.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы представили презентацию своего проекта, мы сделали экспертизу некоторых заданий из «Словарика», а сейчас вам нужно будет сделать самооценку процесса и результатов собственной деятельности.

1.Что в твоём проекте удалось лучше всего?

2.Что для тебя было самым трудным в работе над проектом?

3.Какую пользу ты извлек (ла)для себя, работая над проектом?

4.Доволен (льна) ли ты презентацией своего проекта?

5.Хотел (а) бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время?
Учитель: Сейчас я передаю слово жюри, которое оценивало ваш групповой проект.

Жюри. Вручают группам медали «Самый оригинальный проект»,



«Cамый научный проект», «Самый дружный проект».


Смотрите также:
«Используем средства языка при общении»
110.26kb.
1 стр.
Руководство для нпо группа по Правам Меньшинств, 1999 г. Все права защищены
487.11kb.
3 стр.
Классическая музыка для малышей
29.93kb.
1 стр.
Классный час по теме: "Язык, мимика, жесты как средства общения"
38.87kb.
1 стр.
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів
394.73kb.
1 стр.
Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других
5789.91kb.
37 стр.
Практическая характерология
2032.29kb.
12 стр.
Занятие в 10 классе Изобразительно-выразительные средства языка Учитель русского языка и литературы Орлова Антонида Михайловна
110.11kb.
1 стр.
Лекции по спецдисциплине «Типология локативных конструкций в тюркских языках»
491.71kb.
2 стр.
9 классы кейс к разделу «Сложносочиненное предложение»
88.23kb.
1 стр.
Зависимость мотивации при выборе и изучении иностранного языка от образа страны изучаемого языка
519.22kb.
5 стр.
Микробостатические средства, которые применяются при холодильном хранении пищевых продуктов
90.98kb.
1 стр.