Главная страница 1
Использование нетрадиционных технологий

в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дома и в группах детского сада
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

Детский сад, так же как и школа входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни и здоровья и гигиенического воспитания. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности детского сада.

Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в работе всех участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

Педагоги детского сада реализуют следующие здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:



  • корригирующая гимнастика

  • комплексы упражнений на развитие мелкой моторики

  • гимнастика для глаз

  • пальчиковая гимнастика

  • дыхательная гимнастика

  • физкультминутки

  • минуты тишины

  • психогимнастика

  • релаксация

и закаливание по методу М.А.Маханевой, в сочетании с «тропой здоровья» (корригирующей дорожкой).

Особое значение в укреплении здоровья детей, координации всестороннего физического и психического развития, придается построению двигательной предметно - развивающей среды. Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор физкультурного оборудования и спортивного инвентаря.

Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Конечно! Немного фантазии и… можно что-то изготовить своими руками.

В групповых комнатах  имеются спортивные уголки, оснащенные  не только традиционным спортивным инвентарем. Можно обновить ярким нетрадиционным оборудованием и пособиями, изготовленными из бросового материала, привлекающими глаз ребенка для того, чтобы он хотел с ним заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого рекомендуется изготовить: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов»; поролоновые ласты, массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и мн. др.

Такие снаряды научат детей сохранять равновесие, развивают координацию движений, быстроту реакции, ловкость, глазомер, меткость; способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие, а так же используются для профилактики и коррекции плоскостопия.

Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению, снизилась простудная заболеваемость, повысилась посещаемость. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

Таким образом, правильно организованная воспитательно – образовательная и систематическая физкультурно-оздоровительная работа в детском саду положительно влияет на физическое развитие детей, способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.



ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!!!!
Уважаемы родители! Показанные ниже комплексы упражнений очень полезны для профилактики и здоровья ваших детей. Не ленитесь, уделите несколько минут в день этим несложным упражнениям. Вы почувствуете пользу для физического здоровья детей и для эмоциональной близости с ребенком, пользу от общения с детьми.
Главный закон зрения – это движение. Когда глаз перемещается, он лучше видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет.

Укрепляем зрение!

Упражнения на укрепление глазных мышц

  1. Моргайте и двигайте глазами: непрерывно и автоматически.

  2. Часто закрывайте глаза, чтобы дать им отдых.

  1. Не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол. Повторить 5-8 раз. Потом в обратном порядке.

  2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали, диагонали.



Жмурки

Поиграйте в жмурки – зажмуривание глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшает кровообращение.



Физкультминутки

Жук

В группу жук к нам залетел,


Зажужжал и запел- ЖЖЖ. (сидя, ноги скрестно, грозить пальцем)
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел. (отвести руку вправо, проследить глазами за

Жук на нос к нам хочет сесть, направлением руки, то же в другую сторону)


Не дадим ему присесть. (указательным пальцем правой руки

совершить движение к носу)
Жук наш приземлился, (направление рукой вниз сопровождает

глазами)
Зажужжал и закружился- ЖЖЖ. (стоя, ноги врозь, делать вращательные

движения руками и встать)
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко. (отвести руку в правую сторону,

проследить

глазами, то же в другую сторону)
Жук наверх полетел,
И на потолок присел. (поднять руки вверх, посмотреть вверх)
На носочки мы привстали,
Но жучка мы не достали. (подняться на носки, смотреть вверх)
Хлопнем дружно,
Хлоп-хлоп-хлоп.                                            
Чтобы улететь он смог. (хлопки в ладоши)
Массаж

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Массаж ушных раковин - показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Игровой вариант массажа лица

(после обучения может проводить ребенок)

Для здоровья, настроения.

Делаем мы упражнения.

Лоб погладим вправо-влево

(движения выполняются в соответствии с текстом)

Щечки хлопнем смело-смело.

Ушки мы помнем, потрем

И пошире разведем.

Нос не пустит нас гулять,

Нужно нам его помять:

Сверху вниз и покрутить

Точки нужные найти.



(растирать крылья носа)

Грудь похлопать нам не сложно.

И гулять идти нам можно.

Чтобы горло не болело,



(движения выполняются в соответствии с текстом)
Мы его погладим смело.
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошку ставим козырьком.
Вилку пальчиками делай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем, да-да-да,
Нам простуда не нужна!"
Игровой вариант массажа ушных раковин.

(после обучения может проводить ребенок)

Подходи ко мне дружок

И садись скорей в кружок!

Ушки ты свои найди



(движения выполняются в соответствии с текстом)

И быстрее их потри

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз,

Ушко ты не отвались.

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно (упражнение «Погреем ушки»)

- Раз, два. Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра.

Наступила тишина!


Игровой вариант массажа кистей рук

(после обучения может проводить ребенок)

Эй, ребята, все ко мне

Кто стоит там в стороне!

Легко, весело, без напряженья

Начинай игру — массаж!

Разотру ладошки сильно



(движения выполняются в соответствии с текстом)

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду



(кончики пальцев нажимают друг на друга)

С ноготками поиграю.

Друг об друга их потру.

3атем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики

Превращу их в зайчики.

Раз - два, раз - два, вот и кончилась игра.

Отдыхает детвора.
Игровой вариант массажа

Зайкин огород (выполняется в паре)

Игра, весёлая игра, игрой довольна детвора!

А ну быстрей лови кураж,

ведь впереди у нас массаж!

Был у зайки огород
Ровненьких две грядки. (Плотное поглаживание от плеча до кисти)
Там играл зимой в снежки (легко стучит пальцами по раскрытым в

сторону рукам)
Ну а летом в прятки. (прячет кулачки под ладонь партнера)
А весною в огород,

Зайка с радостью идет! ("Пружинки", "Зайчик" прыгает на месте)


Но сначала все вскопает, (вращательные движения кулачками по спине)
А потом все разровняет, ("Расчесывать" спину сверху вниз)
Семена просеет ловко (берет "зайчика" за кисти и трясет)
И пойдет сажать морковку. ("Пружинки")
Ямка - семя, ямка - семя, (собирает в щепотку кожу на спине одной

рукой, а в центре нее ставит "точку" другой

рукой)
Закопает, разровняет
И глядишь, на грядках вновь

Вырастут горох, морковь. (поднимает свободно опущенные руки за второй,



третий и т.д. пальцы по очереди)
А как осень подойдет,

Урожай свой соберет. (ребром ладоней гладит спину сходящимися движениями рук)


Все собрал.

И как раз –

Здесь закончился рассказ! (плотно проводит руками по контуру тела от

макушки до щиколоток)
Дыхательная гимнастика

Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время большое распространение получила дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаются расстроенные функции дыхания, устраняются имеющиеся изменения в бронхолегочной системе следствием которых бывают явления кислородной недостаточности.



Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Комплекс дыхательной гимнастики № 1
для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания.

  • Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).

  • Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).

  • Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).

  • Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.

  • Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).

  • "Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.

  • "Кто лучше надует игрушку? - вдох носом, медленный выдох через рот,  в отверстие игрушки.

  • Дать понюхать цветок, духи, фрукты. 



Комплекс дыхательной гимнастики № 2

  • "Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так.

  • "Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф.

  • "Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука:   "М-м-м.
Комплекс дыхательной гимнастики № 3

  • "На турнике - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф.  

  • "Ежик - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: "Ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох.

  • "Гребля на лодке (сидя, ноги врозь): вдох - живот втянуть (руки вперед), выдох - живот выпятить (руки в стороны).
Комплекс дыхательной гимнастики № 4

  • "Журавли - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у.

  • "Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

  • "Дровосек. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х.                                               
Комплекс дыхательной гимнастики № 5

  • "Вырастем большими. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х.

  • "Гуси гогочут. И.п.: сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад - длительный выдох с произнесением слова: "Га-а-а. Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение - вдох.

  • "Маятник. И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох.

  • "Заканчиваем гимнастику. Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох.

Дыхательные упражнения для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

 Вырастем большими

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

Дровосек

Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.



Гуси шипят

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.



Косарь

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.



Пилим дрова

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж».

Паровоз

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутых в локте рукам и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!»



Надуй шар

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар.



Спускай воздух

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!».



Подуй на свечку

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос; «три, четыре» — продолжительный и медленный выдох через рот, имитирующий задувание свечи.


Минуты тишины

Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом «тишина» и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Дети обычно бывают удивлены тому обилию звуков, которые они слышат во время «минуты тишины» и на которые они не обращали внимания в обстановке городского шума. «Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров.


Смотрите также:
Использование нетрадиционных технологий в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дома и в группах детского сада
127.71kb.
1 стр.
Положение о методическом объединении учителей начальных классов моу степановской сош и педагогических работников мдоу №11 детского сада
30.4kb.
1 стр.
Рекомендации по проведению музыкальных занятий с детьми в группах ципр
30.8kb.
1 стр.
Вопросы по курсу «Теория и методика экологического образования детей»
102.93kb.
1 стр.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в моу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа детский сад компенсирующего вида 140»
56.12kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
267.46kb.
1 стр.
Экологическое воспитание дошкольников в Центре раннего развития Дома детского творчества
43.96kb.
1 стр.
«Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы»
23.34kb.
1 стр.
«Использование нетрадиционных видов гимнастик при оздоровлении детей дошкольников»
135.22kb.
1 стр.
Публичный доклад Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
176.35kb.
1 стр.
Отчет по работе с детьми группы социального риска моу в-вознесенской сош за 2010-2011 учебный год
84.06kb.
1 стр.
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего
1010.82kb.
6 стр.