Главная | страница 1 Е. Бурбо, Таллинн
Интегрированный урок : «Тема милосердия в еврейской литературе 20 века» Цели урока:
1-й урок Вступление: 1. Слово учителя - рассказ о нищих в московском метро. Чтение отрывка из рассказа Я.Шехтера «Сюжет, продиктованный чаем»: «... и неисчеслимое количество старушек , молящих о милосердии, предлагающих в переходах три морковинки, кучку яблок. У бабок нормальные лица и усталые от многолетней работы руки...». (Можно прочитать «Отрывок о нищем» или «Разговор между двумя друзьями»).
Выполнение заповеди Унижение берущего Доброта Тщеславие дающего Благодарность нуждающегося Развращение деньгами Чистая совесть и т.д. и т.д.
Предварительное деление на группы: кто «за» и кто «против» помощи ближнему ( учащиеся высказывают свое мнение) 4. Какая заповедь приводит к мысли о необходимости помощи ближнему? (Возлюби ближнего как самого себя»). 5. Чтение отрывка рабби Ш. Р. Гирша «Неопубликованные письма»: «Бесконечный круговорот объединяет и связывает между собой все сотворенное… Все что-то отдают от себя и получают что-то взамен, ничто и никто не живет ради себя….Мудрецы сказали: «Бог есть любовь». Любовь – основа мироздания. Вся вселенная нашептывает тебе: « Любовь, любовь, любовь…». Возможно прочитать отрывок из рав И.Д.Соловейчика «Община и индивидуум»: «Когда «я» осознает свою ответственность за благополучие «ты» …Это означает общину совместной боли, общего страдания». (Чтение отрывков на выбор и с комментариями учителя).
Цдака: чтение определений Цдаки в классических текстах : глава «Дары беднякам» и глава «О милосердии». Какое значение еще имеет это слово? Почему «цдака» обозначает и справедливость? (Дополнение ассоциативного ряда справедливость, праведность, благодеяние). Комментарии учителя 7. Вопрос к классу: Какие примеры из классических текстов вы знаете? (Положительные и отрицательные примеры: Авраам и ангелы, сдомовцы - Тора). Основная часть урока: 1. Слово учителя: Как в литературе раскрывается тема «цдаки»? Обратимся к новелле Якова Шехтера «Признание сумасшедшего» (2- 3 предло- жения о творчестве Я.Шехтера). Шехтер о себе: ...и вообще, чем писатель отличается от обыкновенного враля? Старый – престарый вопрос, и ответ на него давно найден. «Выходящее из сердца всегда доходит до других сердец, а враньё неизбежно повисает в воздухе. «Верю!» читателя превращает вымысел автора в правду такой мощи, что подлинные события немеют перед придуманной истиной». (В.Сердюченко «Адрес прописки: Израиль»). 2. Прочтение текста до заключительной «Прошло несколько минут и вдруг странная мысль остановила меня у привычного входа в состояние молитвы…» 3. Анализ литературного текста (вопросы к классу):
отделяющую его от истины»). Можно прочитать отрывок из главы «О милосердии: Тот, кто отворачивается от нищего, просящего милостыню, нарушает заповедь Торы…не ожесточи сердца своего не сожми руку свою перед нуждающимся братом твоим» (Дварим ,15:7).
зал о случившемся реб Берлу?*Почему Янкл ничего не рассказал о случившемся реб Берлу?*ысл?* Тщеславие дающего 2–ой урок В начале урока на доске вновь написаны ассоциативные ряды: «Положительные и отрицательные стороны помощи ближнему». 1. Ученики рассаживаются по группам - группа «за» и группа «против». 2. Несколько слов учителя о Рамбаме. 3. Учитель раздает карточки : «Ступени цдаки» (Рамбам, Мишна Тора, Законы о подарках бедным, гл.10) . Задание ученикам: распределить карточки в правильной последовательности -от наиболее высокого нравственного уровня до самого низкого. Следующий этап: отчет каждой группы о разделении «ступеней цдаки». Затем дискуссия по результатам каждой из групп. В конце дискуссии учитель раздает листки с оригинальным текстом Рамбама .
Можно прочитать в заключении отрывок из рассказа Я.Шехтера «Сюжет, продиктованный чаем» (читает учитель) : «...Увидев нищего, мы невольно ставим себя на его место, жалеем себя и подаём, по существу, самим себе...»). Р.S. Эти уроки, по моему мнению, могут быть проведены в 11-ом классе. Использованная литература: 1. Я.Шехтер: « Признание сумасшедшего» (http://www.lechaim.ru/ARHIV/137/shehter.htm) 2. Я.Шехтер: «Сюжет, продиктованный чаем» (http://club.sunround.com/journals/7shechter.htm) 3. Раввин Израэль – Меир Лау: «Практика иудаизма» (В свете устной Торы) Изд-во «Массада» 1991 г. (Глава «Дары бедным»). 4. «Быть евреем» (раздел «Повседневная жизнь еврея», часть II, глава «О милосердии». 5. Рабби Ш.Р.Гирш: «Неопубликованные письма» 6. Рамбам «Ступени Цдаки». Мишна. Тора. Законы о подарках бедным. Гл. 10.
7. Валерий Сердюченко: «Адрес прописки: Израиль». (http://club.sunround.com/22/serduch_shehter.htm) 8. Рав И.Д.Соловейчик «Община и индивидуум». Смотрите также: Интегрированный урок : «Тема милосердия в еврейской литературе 20 века»
61.1kb.
1 стр.
Урок по литературе в 5 «А» классе 2006-2007 учебный год Учитель: Шевцова С. А тема урока: История, рассказанная в. Г. Короленко, урок милосердия и любви
127.95kb.
1 стр.
Интегрированный урок экономики, географии и информатики "Глобальные проблемы человечества" Пояснительная записка Интегрированный урок (экономика, информатика, география) по теме "
109.23kb.
1 стр.
Свечникова Наталья Николаевна моу «Ртищевская средняя образовательная школа Саратовской области Ртищевского района» интегрированный урок
374.2kb.
3 стр.
Тематическое планирование по литературе для 11-го класса гуманитарного профиля. № урока Тема урока Урок 1
202.48kb.
1 стр.
Интегрированный урок «Сказки Х. К. Андерсена и современные экологические проблемы»
18.85kb.
1 стр.
Интегрированный урок литературы и истории в 5 и 10 классах «Правда в истории и вымысел литературы»
152.28kb.
1 стр.
Интегрированный урок добра «Сердце матери»
13.79kb.
1 стр.
Урок по русской литературе XX века серебряный век русской поэзии
59.2kb.
1 стр.
Урок композиция по литературе в VII классе. Тема урока: Внеклассное чтение. Урок композиция
113.98kb.
1 стр.
Интегрированный урок в 9 10-ых классах, посвящённый 300-летию великого учёного-энциклопедиста М. В. Ломоносова. Тема урока: М. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
95.82kb.
1 стр.
Интегрированный урок-презентация по химии, биологии, географии. Тема урока : «Нефть, состав нефти и экологические проблемы, связанные с ней» Урок в 10 классе, рассчитан на 2 часа 132.18kb.
1 стр.
|