Главная страница 1
Е. Бурбо, Таллинн
Интегрированный урок :
«Тема милосердия в еврейской литературе 20 века»
Цели урока:

  1. Ученики ознакомятся с понятиями иудаизма – цедака (милостыня), гмилут хасадим (добрые дела).

  2. Ученики ознакомятся с мнением Рамбама об этих понятиях.

  3. Ученики приобретут опыт работы с классическим еврейским текстом.

  4. Ученики познакомятся с творчеством Я. Шехтера на материале рассказа «Признание сумасшедшего».

  5. Ученики разберут различные проблемы, могущие возникнуть при оказании помощи ближнему.

  6. Сформировать у учащихся потребность в оказании помощи ближнему на основе изученных классических и литературных текстов.


1-й урок
Вступление:
1. Слово учителя - рассказ о нищих в московском метро. Чтение отрывка из рассказа Я.Шехтера «Сюжет, продиктованный чаем»:

«... и неисчеслимое количество старушек , молящих о милосердии, предлагающих в переходах три морковинки, кучку яблок. У бабок нормальные лица и усталые от многолетней работы руки...».

(Можно прочитать «Отрывок о нищем» или «Разговор между двумя друзьями»).

2. Постановка проблемы: Нужно ли помогать ближнему? (Вопросы к классу).

3. Построение ассоциативного ряда - отрицательные и положительные стороны помощи ближнему (запись на доске):

« + » « - »

Выполнение заповеди Унижение берущего

Доброта Тщеславие дающего

Благодарность нуждающегося Развращение деньгами

Чистая совесть и т.д.

и т.д.


Предварительное деление на группы: кто «за» и кто «против» помощи ближнему ( учащиеся высказывают свое мнение)
4. Какая заповедь приводит к мысли о необходимости помощи ближнему? (Возлюби ближнего как самого себя»).
5. Чтение отрывка рабби Ш. Р. Гирша «Неопубликованные письма»:

«Бесконечный круговорот объединяет и связывает между собой все сотворенное… Все что-то отдают от себя и получают что-то взамен, ничто и никто не живет ради себя….Мудрецы сказали: «Бог есть любовь». Любовь – основа мироздания. Вся вселенная нашептывает тебе: « Любовь, любовь, любовь…».

Возможно прочитать отрывок из рав И.Д.Соловейчика «Община и индивидуум»:

«Когда «я» осознает свою ответственность за благополучие «ты» …Это означает общину совместной боли, общего страдания».

(Чтение отрывков на выбор и с комментариями учителя).
6. Как называется милостыня в классических текстах иудаизма?

Цдака: чтение определений Цдаки в классических текстах : глава «Дары беднякам» и глава «О милосердии». Какое значение еще имеет это слово?

Почему «цдака» обозначает и справедливость? (Дополнение ассоциативного ряда

справедливость, праведность, благодеяние). Комментарии учителя


7. Вопрос к классу: Какие примеры из классических текстов вы знаете?

(Положительные и отрицательные примеры: Авраам и ангелы, сдомовцы - Тора).



Основная часть урока:
1. Слово учителя: Как в литературе раскрывается тема «цдаки»? Обратимся к новелле Якова Шехтера «Признание сумасшедшего» (2- 3 предло-

жения о творчестве Я.Шехтера). Шехтер о себе: ...и вообще, чем писатель отличается от обыкновенного враля? Старый – престарый вопрос, и ответ на него давно найден. «Выходящее из сердца всегда доходит до других сердец, а враньё неизбежно повисает в воздухе. «Верю!» читателя превращает вымысел автора в правду такой мощи, что подлинные события немеют перед придуманной истиной». (В.Сердюченко «Адрес прописки: Израиль»).



2. Прочтение текста до заключительной «Прошло несколько минут и вдруг странная мысль остановила меня у привычного входа в состояние молитвы…»

3. Анализ литературного текста (вопросы к классу):

  • Куда должен идти еврей,если он сбился с дороги ?

  • Почему рассказывает об этом Янкл,есть ли в этом символический смысл? (нравственный выбор).

  • Почему автор рассказывает легенду о рождении Гаона? Что произошло? (чудо).

  • Какое чувство охватило Янкла перед началом рассказа реб Берла? (предчувствие иной реальности, свершения чуда).

  • Кто спас реб Берла? Что произошло? (пророк Элияу. Произошло чудо)

  • Что вы знаете об этом пророке? (Виленский Гаон) Комментарии учителя: становится понятно, почему рассказ начинается с легенды о Виленском Гаоне.

  • Какую молитву должен читать спасенный мальчик (чтение отрывков молитвы «Шма, Исраэль»).

  • Где сохранена старая Вильна? (в синагоге).

  • Как подают старики цдаку незнакомцу? Помогли ли эти деньги незнакомцу?

  • Как ведут себя старики и реб Берл, слыша повторную просьбу о помощи ?

  • Встретил ли сочувствие незнакомец? Как он ощущал себя? (лишним).

  • Возможные варианты финала рассказа. (Ответы класса).

  • Чтение рассказа до конца. (Учитель).

  • Вопросы по финалу рассказа: В какие моменты приходит пророк Элияу? Для чего он приходит? (Для помощи и проверки).

  • В чем состоит настоящее испытание? (В милосердии).

  • Каковы последствия поступка главного героя? (Получение разрешения на выезд, исцеление).

  • Что произошло с главным героем? Произошло ли чудо, или эти события – случайные совпадения?

  • Почему Янкл ничего не рассказал о случившемся реб Берлу? («…кaждый должен сам пробиваться через толщу,

отделяющую его от истины»). Можно прочитать отрывок из

главы «О милосердии: Тот, кто отворачивается от нищего,

просящего милостыню, нарушает заповедь Торы…не

ожесточи сердца своего не сожми руку свою перед

нуждающимся братом твоим» (Дварим ,15:7).

4. Слово учителя: Постарайтесь определить главную идею рассказа. Вам могут помочь отрывки из классических текстов: «Склонность к добру , к благодеянию (цдаке) присуща потомству Аврагама…(Брейшит, 18:19). Наши мудрецы говорят, что избавление еврейскому народу придет благодаря тому, что евреи будут выполнять заповедь цдаки, как сказано: «Сион будет искуплен правосудием,а раскаявшиеся его Благодеянием» (Йешагу,1:27, глава «О милосердии»). Исходя из вышесказанного, как можно объяснить название рассказа? (Чтение отрывка «В Тель-Авиве и без такого легко прослыть сумасшедшим…» - грешность города).

зал о случившемся реб Берлу?*Почему Янкл ничего не рассказал о случившемся реб Берлу?*ысл?* Тщеславие дающего


2–ой урок
В начале урока на доске вновь написаны ассоциативные ряды: «Положительные и отрицательные стороны помощи ближнему».

1. Ученики рассаживаются по группам - группа «за» и группа «против».



2. Несколько слов учителя о Рамбаме.
3. Учитель раздает карточки : «Ступени цдаки» (Рамбам, Мишна Тора, Законы о подарках бедным, гл.10) .

Задание ученикам: распределить карточки в правильной последовательности -от наиболее высокого нравственного уровня до самого низкого. Следующий этап: отчет каждой группы о разделении «ступеней цдаки». Затем дискуссия по результатам каждой из групп.

В конце дискуссии учитель раздает листки с оригинальным текстом Рамбама .

4. Слеующее задание: определить - к какой ступени цдаки можно отнести пожертвование главного героя рассказа Я. Шехтера и обосновать свое мнение. Учитель: На мой взгляд, поступок главного героя можно отнести к высшей ступени цдаки. (После обсуждения).
5. Дискуссия по группам: обосновать свою позицию («за» и «против» оказания помощи ближнему). Возможно кто-то поменяет свое мение и перейдет после чтения рассказа,обсуждения статьи Рамбама и дискуссии в другую группу.

6. Заключительное слово учителя: «Каждый должен сам пробиваться через толщу, отделяющую его от истины, искать в ней лишь для него предназначенную нишу» (Я.Шехтер «Признание сумасшедшего»), поэтому я даю вам задание на дом – написать эссе «Нужно ли быть милосердным?» (рефлексия на рассказ Я.Шехтера и отрывки из классических текстов о милосердии.)

Можно прочитать в заключении отрывок из рассказа Я.Шехтера «Сюжет, продиктованный чаем» (читает учитель) : «...Увидев нищего, мы невольно ставим себя на его место, жалеем себя и подаём, по существу, самим себе...»).



Р.S. Эти уроки, по моему мнению, могут быть проведены в 11-ом классе.

Использованная литература:

1. Я.Шехтер: « Признание сумасшедшего»

(http://www.lechaim.ru/ARHIV/137/shehter.htm)

2. Я.Шехтер: «Сюжет, продиктованный чаем»

(http://club.sunround.com/journals/7shechter.htm)

3. Раввин Израэль – Меир Лау: «Практика иудаизма» (В свете устной Торы)

Изд-во «Массада» 1991 г. (Глава «Дары бедным»).

4. «Быть евреем» (раздел «Повседневная жизнь еврея», часть II, глава «О

милосердии».

5. Рабби Ш.Р.Гирш: «Неопубликованные письма»

6. Рамбам «Ступени Цдаки». Мишна. Тора. Законы о подарках бедным.

Гл. 10.


7. Валерий Сердюченко: «Адрес прописки: Израиль».

(http://club.sunround.com/22/serduch_shehter.htm)



8. Рав И.Д.Соловейчик «Община и индивидуум».





Смотрите также:
Интегрированный урок : «Тема милосердия в еврейской литературе 20 века»
61.1kb.
1 стр.
Урок по литературе в 5 «А» классе 2006-2007 учебный год Учитель: Шевцова С. А тема урока: История, рассказанная в. Г. Короленко, урок милосердия и любви
127.95kb.
1 стр.
Интегрированный урок экономики, географии и информатики "Глобальные проблемы человечества" Пояснительная записка Интегрированный урок (экономика, информатика, география) по теме "
109.23kb.
1 стр.
Свечникова Наталья Николаевна моу «Ртищевская средняя образовательная школа Саратовской области Ртищевского района» интегрированный урок
374.2kb.
3 стр.
Тематическое планирование по литературе для 11-го класса гуманитарного профиля. № урока Тема урока Урок 1
202.48kb.
1 стр.
Интегрированный урок «Сказки Х. К. Андерсена и современные экологические проблемы»
18.85kb.
1 стр.
Интегрированный урок литературы и истории в 5 и 10 классах «Правда в истории и вымысел литературы»
152.28kb.
1 стр.
Интегрированный урок добра «Сердце матери»
13.79kb.
1 стр.
Урок по русской литературе XX века серебряный век русской поэзии
59.2kb.
1 стр.
Урок композиция по литературе в VII классе. Тема урока: Внеклассное чтение. Урок композиция
113.98kb.
1 стр.
Интегрированный урок в 9 10-ых классах, посвящённый 300-летию великого учёного-энциклопедиста М. В. Ломоносова. Тема урока: М. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
95.82kb.
1 стр.
Интегрированный урок-презентация по химии, биологии, географии. Тема урока : «Нефть, состав нефти и экологические проблемы, связанные с ней» Урок в 10 классе, рассчитан на 2 часа
132.18kb.
1 стр.