Главная страница 1




Утверждаю

Заместитель

Министра образования Республики Беларусь К.С.Фарино


Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебного предмета «Биология»

в 2009/2010 учебном году
Организация образовательного процесса.

Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях предусмотрено следующее количество часов в неделю по классам:




Тип общеобразовательного

учреждения



Количество часов в неделю по классам

VI

VII

VIII

IX

X

XI'

Школа



1

2

2

2

2

3

Гимназия

1

2

2

2

2 (4 для химико- биологического направления)


3


Лицей

-

-

-

-

2 (4 для химико-биологического направления

3



В своей деятельности учителя биологии руководствуются:

Учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. «Биология. VI - XI классы». - Мн.:НИО, 2009.

Учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. «Биология. VI - XI классы». - Мн.:НИО, 2008.

Примерным календарно-тематическим планированием. «Биология. VII - XI классы». - Мн.:НИО, 2008, 2009.

Інструкцыяй аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукцыйных установах Рэспублікі Беларусь, зацверджана пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13.08.2008 № 65. Сборнік нарматыўных дакументаў Міністерства адукацыі Рэспублікі Беларусь - 2007г. № 17.

Правилами проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений, утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1.12.2006 № 108. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь - 2007г. № 3.

Учебные программы по биологии для всех классов общеобразовательных учреждений утверждены Министерством образования, изданы и будут доведены до учреждений образования. В соответствии с внесенными в программы изменениями откорректировано календарно-тематическое планирование. На сайте Академии последипломного образования (www.adu.edu.by) размещены поурочные планы для 11΄ класса, методические разработки по преподаванию биологии и организации методической работы с учителями.

Пересмотрено содержание образования и в учебные программы прошлого учебного года по предмету «Биология» внесены изменения.
VI КЛАСС

На изучение темы «Живая природа и методы ее изучения» добавлен 1 час.

Лабораторные работы 1 и 2 объединены в одну: «Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) и правила работы с ними».

Исключена лабораторная работа: «Деление клеток в кончике корня лука».

На 1 час уменьшено учебное время, отведенное на изучение темы «Многообразие живых организмов».

Исключены практические работы: «Выращивание плесени на хлебе (опыт в домашних условиях)», «Подкармливание птиц».

Из темы «Виды, сообщества живых организмов» исключен материал об ареале вида, пищевых связях, непищевых взаимоотношениях организмов в биоценозах.

Исключен весь материал, который касался биосферы.

В теме «Экосистемы» исключен материал об условиях стабильности экосистем, связях организмов в экосистемах, общих закономерностях формирования лесной экосистемы. «Пресноводная экосистема – пруд» заменена на «пресноводную экосистему – озеро».

Название темы «Человек и его роль в биосфере» изменено на «Человек и его роль в природе».


VII КЛАСС

Содержание программы переструктурировано.

Название экскурсии «Растения разных мест обитания. Осенние явления в жизни растений» изменено на «Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений».

На изучение темы «Протисты» добавлен 1 час, в нее введена лабораторная работа: «Изучение строения спирогиры».

В тему «Грибы. Лишайники» введена практическая работа: «Выращивание плесневых грибов на разных субстратах (опыт в домашних условиях)».

На изучение темы «Вегетативные органы растений» добавлен 1 час.



VIII КЛАСС

Исключена тема «Одноклеточные, или простейшие».

В тему «Тип Кишечнополостные» включен материал о коралловых полипах.

Тема «Тип Кольчатые черви» изучается 3 часа, добавлен демонстрационный опыт: «Наблюдение за движением и реакциями на раздражение дождевого червя».

Изменено название лабораторной работы 1 на «Изучение строения раковины беззубки и прудовика».

На изучение темы «Тип Членистоногие» добавлен 1 час.

Тема «Тип Хордовые» будет изучаться 32 часа.

Из демонстраций темы «Общие признаки хордовых животных» исключен препарат ланцетника.

В тему «Надкласс Рыбы» добавлены для изучения отряды Костных рыб: Кистеперые, Лососеобразные, Осетрообразные.

На изучение темы «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» добавлен 1 час,

включен материал – «Ящерица прыткая. Строение и процессы жизнедеятельности».

На изучение темы «Класс Млекопитающие, или Звери» добавлено 2 часа.

Исключена тема «Строение и жизнь животных», вместо нее включена тема «Эволюция систем органов животных», изучается 4 часа.
IX КЛАСС

В тему «Введение» в перечень наук о человеке добавлена психология; включен материал о методах изучения организма человека.

На изучение темы «Общий обзор организма человека» добавлен 1 час, в нее включена практическая работа: «Строение тканей человеческого организма».

Название темы «Организм человека» изменено на «Регуляция функций в организме», включен материал о гомеостазе.

Из темы «Нервная система» исключен материал об организации и значении коры больших полушарий, включены вопросы, касающиеся гигиены нервной системы, демонстрационный опыт «Коленный рефлекс».

Из темы «Эндокринная система» исключен материал о влиянии гормонов на процессы жизнедеятельности.

В тему «Опорно-двигательная система» включены вопросы о строении костей, демонстрационный опыт «Первая помощь при переломе конечностей»; практическая работа «Строение и функции скелета человека».

На изучение темы «Внутренняя среда организма» добавлен 1 час.

В тему «Сердечно-сосудистая система» включены вопросы об автоматии; нейрогуморальной регуляции кровообращения, демонстрационные опыты: «Первая помощь при кровотечениях (артериальных, венозных и капиллярных)», «Измерение кровяного давления в покое и после физической нагрузки».

В теме «Дыхательная система» будут изучаться вопросы о дыхательных движениях, нейрогуморальной регуляции дыхания. Внесен демонстрационный опыт: «Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца».

В тему «Выделительная система» включено понятие нефрон, образование мочи.

В тему «Покровная система» внесен демонстрационный опыт: «Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах».

На изучение темы «Репродуктивная система. Индивидуальное развитие человека» отводится 5 часов вместо 6.

Из темы «Сенсорные системы» исключен материал об органах чувств, коррекции зрения.

На изучение темы «Поведение и психика» отводится 3 часа вместо 5.

Включена новая тема «Основы здорового образа жизни» (2 часа).


X КЛАСС

Из темы «Химические компоненты живых организмов» исключен материал о свойствах аминокислот, линейной и циклической формах молекул сахаров, особенностях гормонов их высокой биологической активности, высокой специфичности, дистанционном действии.

В теме «Химические компоненты живых организмов»: лабораторная работа 1 заменена на: «Выявление активности каталазы», включен материал о многообразии и свойствах белков, функциях углеводов метаболической и запасающей, ферромонах. Внесена практическая работа: «Решение задач на строение и свойства белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот (определение последовательности нуклеотидов ДНК, исходя из принципа комплементарности; определение содержания нуклеотидов во фрагменте молекул ДНК, если известно содержание одного из них)».

Из темы «Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов» исключен материал о развитии цитологии, создании клеточной теории, бинарном делении, новых комбинациях генетического материала при мейозе. Включен материал о вакуолях растительных клеток и их функциях, сократительных вакуолях, биологическом значении деления. Определена тема практической работы.

В тему «Обмен веществ и превращение энергии в организме» включены практические работы: «Решение задач на энергетический и пластический обмен» и «Решение задач на транскрипцию и трансляцию».

Название темы «Структурная организация живых организмов» изменено на «Структурная организация и регуляция живых организмов» и на ее изучение отводится 8 часов.

Из темы «Наследственность и изменчивость организмов» исключен материал о гипотезе чистоты гамет.

В тему «Наследственность и изменчивость организмов» добавлены практические работы: «Решение задач на моногибридное скрещивание», «Решение задач на дигибридное скрещивание», «Решение задач на сцепление генов и кроссинговер», «Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом».

Тема «Селекция и биотехнология» переструктурирована.

XI КЛАСС

В теме «Организм и среда» исключен материал о гидросфере, экологический фактор «тепло» заменен на «температуру».

На изучение темы «Вид и популяция» отводится 5 часов вместо 4.

В теме «Экосистемы» не изучается смена биоценозов во времени. В тему включены практические работы: «Решение задач на составление и анализ цепей питания», «Решение задач на построение и анализ экологических пирамид, правило 10 %», «Решение задач на балансовое равенство в экосистеме».

В теме «Эволюция органического мира» не будет изучаться коацерватная теория А. И. Опарина - Дж. Б. Холдейна, понятие биологической эволюции, научные и общественно-экономические предпосылки возникновения теории эволюции Ч. Дарвина, формы изменчивости, открытые Ч. Дарвиным, изоляция - эволюционный фактор, происхождение вирусов.

Из темы «Происхождение и эволюция человека» исключен материал о социал-дарвинизме.

Внесены изменения в тему «Поведение как результат эволюции», тема будет изучаться 4 часа.

Уменьшено на 1 час количество часов, отведенных на изучение темы «Биосфера - живая оболочка планеты».


В лицеях и гимназиях учащиеся X класса химико-биологического направления осваивают содержание образования программы по биологии с выделением дополнительного времени (2 часа) на отработку основных понятий, теоретических и практических умений, творческого применения знаний.

В целях удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов учащихся разработаны программы факультативных занятий, которые размещены на сайте Министерства образования и Национального института образования (www.adu.by) и в сборнике «Программы факультативных занятий по естественно-математическому направлению для общеобразовательных учреждений». -Мн.:Национальный институт образования, 2009.

Факультативные занятия должны быть направлены в первую очередь на углубление содержания разделов, тем, предусмотренных основной учебной программой для каждого класса. Разрешается использовать учебные программы факультативных занятий, которые разработаны в прошлом учебном году методическими объединениями учителей биологии и утверждены руководителем общеобразовательного учреждения. При необходимости в них можно внести изменения и дополнения.

Разработано и опубликовано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Биология» для VI - XI классов. Обращаем внимание учителей, что данные методические рекомендации не являются обязательными, учитель может внести коррективы в планирование или написать собственный вариант календарно-тематического планирования. Учителя, работающие в школах с белорусским языком обучения, могут использовать календарно-тематическое планирование, изданное на русском языке без перевода его на белорусский язык, но в классном журнале все записи выполняются на белорусском языке.

Для формирования целостного естественнонаучного мировоззрения учащихся и развития познавательного интереса при организации образовательного процесса по биологии необходимо учитывать межпредметные связи с другими естественнонаучными предметами, а также предметами гуманитарного цикла. Например, при изучении темы «Химические компоненты живых организмов» следует помнить, что такие понятия, как глюкоза, фруктоза, целлюлоза, полисахариды, аминокислоты, белки уже рассматривались в курсе химии при изучении темы «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения». При изучении тем «Организм и среда», «Экосистемы» понятия: окружающая среда, экосистемы, структура биосферы, агроэкосистемы, экологические факторы изучались в курсе географии. При изучении темы «Сенсорные системы» вопросы о близорукости, дальнозоркости и способах их устранения рассматривались в курсе физики при изучении темы «Световые явления». В процессе изучения тем и разделов по биологии следует опираться на личный опыт учащихся, приобретенный ими в процессе изучения физики, химии, математики и других предметов.

Требования к проведению обучающих и контрольных работ, которые проводятся в письменной форме

 Основными видами классных и домашних работ учеников по биологии являются работы, которые проводятся в письменной форме. К ним относятся:

–упражнения, задания, в том числе тестовые, задачи, диктанты, письменные ответы на вопросы, содержащиеся в учебных пособиях, дидактических материалах;

–составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем, алгоритмов;

–оформление отчетов по результатам лабораторных опытов, практических работ, экскурсий;

– рефераты.

Виды, содержание и объем обучающих работ определяются учителем на основе учебных программ, а также заданий из учебных пособий, дидактических материалов и учебно-методических пособий.

По учебному предмету «Биология» проводятся контрольные работы в письменной форме.



Количество контрольных работ по классам

VІ VІІ

VІІІ

ІХ

Х

ХІ

(ХІ’)


1 2

2

2

2

2

Примерное количество и назначение ученических тетрадей


–Для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по биологии рекомендуется иметь две тетради: 1 тетрадь для демонстрационных опытов, обучающих, лабораторных и практических работ и 1 тетрадь для контрольных работ.

–Разрешается использовать для выполнения демонстрационных опытов обучающих, практических, лабораторных работ тетради на печатной основе. 

–Тетради для контрольных работ по учебному предмету «Биология» в течение года хранятся в общеобразовательном учреждении и выдаются учащимся для выполнения соответствующих видов работ.

Порядок проверки обучающих, практических, контрольных работ и работ над ошибками.

–Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие работы по биологии, проверяются во всех классах выборочно, но тетрадь каждого ученика должна быть проверена не менее чем один раз в месяц.  

При проверке тетрадей исправляются допущенные учениками ошибки (орфографические, грамматические, пунктуационные, языковые, ошибки содержания). При этом учитель подчеркивает, зачеркивает ошибку и пишет правильный вариант.

–Отчеты по результатам контрольных, практических и лабораторных работ по биологии проверяются у каждого ученика к следующему уроку и отметки в баллах выставляются в тетрадях. Эти отметки заносятся в классные журналы. Демонстрационные опыты проверяются по усмотрению учителя.



Организация методической работы с учителями биологии

В государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» предполагается проведение республиканского семинара «Система работы с одаренными учащимися при организации образовательного процесса по биологии» (ноябрь), семинара-практикума «Научное, учебное и методическое обеспечение факультативного курса «Дикая природа Беларуси» (август), целевых курсов руководителей методических формирований учителей биологии «Управление профессиональным ростом учителя биологии» (ноябрь).

В областных (Минском городском) институтах развития образования на курсах повышения квалификации учителей биологии следует уделить внимание следующим вопросам:


  • Современная нормативная правовая база, учебно-методическое, методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Биология»;

  • Содержательные и организационно-методические особенности образовательного процесса по биологии в 2009/2010 учебном году;

  • Современные образовательные технологии и их роль в овладении учащимися предметными знаниями, умениями и ключевыми компетенциями;

  • Программы факультативов по биологии, их методическое сопровождение.

Методическая работа в межкурсовой период в 2009/2010 учебном году должна обеспечить освоение учителями содержания и требований уточненных школьных программ по биологии, концепции, стандарта, организационно-методических особенностей образовательного процесса в новом учебном году, отработку наиболее сложных для преподавания тем, согласование подходов и накопление дидактических материалов для проведения практических, лабораторных контрольных работ. Большое значение в решении поставленных перед школьной биологией задач имеет освоение учителями современных образовательных технологий, в том числе информационных.

Рекомендуем на базе областных (Минского городского) институтах развития образования провести следующие межкурсовые мероприятия:



  1. Областной обучающий семинар «Особенности преподавания биологии в Х классе» по следующим вопросам:

  • Анализ учебной программы по общей биологии для Х класса, выделение ведущих биологических идей и понятий в содержании курса;

  • Организационно-методические особенности преподавания биологии в Х классе, планирование образовательного процесса, выполнение практической части программы;

  • Особенности изучения биологии в классах химико-биологического направления лицеев и гимназий.

  1. Областной семинар (конференция) ««Использование современных образовательных технологий для повышения качества школьного биологического образования»:

  • определение эффективности использования современных образовательных технологий в преподавании биологии;

  • повышение качества биологического образования школьников на основе практического использования предметно-ориентированных технологий учителями области;

  • опыт использования интерактивных методов, личностно-ориентированных моделей обучения в образовательном процессе по биологии.

В течение года рекомендуется провести 4 заседания методического объединения учителей биологии, организовать работу творческих и проблемных групп, школ совершенствования педагогического мастерства. Примерная тематика заседаний районных (городских) методических объединений учителей биологии на 2009/2010 учебный год:

I. На августовском инструктивно-методическом совещании учителей биологии (заседании предметной секции) района предлагаем рассмотреть следующие вопросы:

Нормативное и правовое обеспечение образовательного процесса по биологии в 2009/2010 учебном году: концепция, стандарт и учебные программы по предмету «Биология»; учебные и учебно-методические пособия по предмету; инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2009/2010 учебном году».

Организация образовательного процесса по биологии в 2009/2010 учебном году: анализ результатов образовательного процесса по биологии за 2008/2009 учебный год; организационно-методические особенности преподавания биологии в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году; особенности организации образовательного процесса в классах химико-биологического направления лицеев и гимназий.

Определение основных целей и задач методического объединения на текущий учебный год, обсуждение структуры и содержания методической работы, тем методических заседаний, семинаров, состав и направлений деятельности творческих групп.

II. Оптимизация учебной нагрузки учащихся при изучении биологии. Пути рационализации деятельности учащихся на уроке биологии. Способы активизации познавательной деятельности, освоение общеучебных умений, организация и управление самостоятельной работой учащихся. Дозировка и дифференциация домашнего задания по биологии. Создание здоровьесберегающей среды при изучении биологии. Санитарные требования и правила безопасности при организации образовательного процесса по биологии. Правила безопасного поведения при проведении лабораторных, практических работ, экскурсий. Технологические резервы организации здоровьесберегающего педагогического процесса при изучении биологии.

III. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в условиях реализации базового уровня обучения в общеобразовательном учреждении. Реализация требований внутренней дифференциации в обучении на уроке в общеобразовательной школе, гимназии, лицее. Современные средства обучения биологии. Возможности информационных и образовательных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развитии творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе. Роль факультативных занятий в реализации образовательных запросов и познавательных интересов учащихся.

IV. Выполнение практической части программы по биологии. Планирование проведения занятий на основе системного подхода к формированию практических умений учащихся. Содержание и проведение демонстрационных опытов, лабораторных работ по биологии. Оценивание владения учащимися практическими умениями и выставление отметок за лабораторные и практические работы. Практические работы по биологии. Типы биологических задач и подходы к их решению. Методические приемы обучения учащихся решению биологических задач. Роль кабинета биологии в повышении качества образовательного процесса по биологии.



Рекомендации по использованию учебных изданий по биологии в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях


Класс

Авторы

Название

Издательство

Год изда

ния

Учебные пособия


6

Лисов Н.Д.

«Природоведение. 5 класс»

Беларусь

2003

6

Лисов Н.Д.

«Биология 6 класс»

Народная

асвета


2009

7

Мартыненко В.П. и др.

«Биология. 7 класс»

Издательский центр БГУ

2003

2004


7

Лисов Н.Д., Лемеза Н.А.

«Биология. 7 класс»

Народная асвета

2004

8

Камлюк Л.В. и др.

«Биология. 8 класс»

Народная асвета

2004 2005

8

Конюшко В.С. и др.

«Биология. 8 класс»

Народная асвета

2004 2005

9

Мащенко М.В., Борисов О.Л.

«Биология. 9 класс»

Народная асвета

2005

2006


10

Лисов Н.Д., Лемеза Н.А., Шевердов В.В Гончаренко Г.Г.

«Биология 10 класс»

Народная асвета



2009

11

Лисов Н.Д. и др.

«Общая биология. 10 класс»

Ураджай

2001

11

Лисов Н. Д. и др.

«Общая биология. 11 класс»

Беларусь

2002

Пособия для учащихся


6

Лисов Н.Д. и др.

Рабочая тетрадь по биологии для 6 класса

Аверсэв

2008 2009

7

Лисов Н.Д. и др.

Рабочая тетрадь по биологии для 7 класса

Аверсэв

2007- 2009

7



Хруцкая Т.В.

Тетрадь для лабораторных работ по биологии для 7 класса

Аверсэв

2005- 2009

7



Солтан Т. Н.

Тетрадь для лабораторных работ по биологии

ТетраСистемс

2008

7


Солтан Т. Н.

Рабочая тетрадь по биологии для 7 класса

ТетраСистемс

2006 -2008

7

Опарина В.В.

Биология 7 класс

Новое Знание

2006

8



Лисов Н.Д., Шелег З.И.

Тетрадь для практических заданий и лабораторных работ по биологии для 8 класса

Аверсэв

2005-

2009


8

Солтан Т. Н.

Рабочая тетрадь по биологии для 8 класса

ТетраСистемс

2008

8


Солтан Т. Н.

Тетрадь для лабораторных работ по биологии

ТетраСистемс

2008

9

Мащенко М.В. и др.

Тетрадь для практических заданий и лабораторных работ по биологии для 9 класса

Аверсэв

2006 -

2009


11



Лисов Н. Д., Шелег З.И.

Тетрадь для лабораторных работ и практических заданий по биологии для 10 класса

Аверсэв

2007-2009

11


Лисов Н. Д. и др.

Тетрадь для лабораторных работ и практических заданий по биологии для 11 класса

Аверсэв

2007 2008

Учебно-методические пособия для учителей


6-11

Лисов Н.Д.

Теоретические основы построения школьного курса биологии

Ураджай

2000

6-11

Богачева И.В.

Десятибалльная система оценки результатов деятельности учащихся по биологии

Сэр-Вит

2003

6


Лисов Н.Д.

Тесты по природоведению для 6 класса

Аверсэв

2005


6


Логинова Т. Н., Вербицкий О В.

Планирование уроков природоведения. 6 класс

Аверсэв

2004

7


Опарина В. В.

Биология. 7 класс. Тематический контроль.

Новое Знание

2004

7-11

Рогожников О.Н., Колян Н.К.

Технологические карты проведения лабораторных работ по биологии

Зорны верасень

2006

6-11

Богачева И.В. и др.

Разноуровневые задания для организации контроля результатов обучения

Сэр-Вит

2004




Маглыш С.С.

Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе

ТетраСистемс

2008

7-8

Камлюк Л.В., Мицкевич Л.С.

Тесты и разноуровневые задания по биологии

Юнипресс

2005

7

Солтан Т.Н.

Тесты по биологии. Растения

Издательский центр БГУ

2001

7

Лисов Н.Д.

Тесты по биологии 7 класс

Сэр-Вит

2002

7

Маглыш С.С., Солтан Т.Н.

Экологическое воспитание на уроках в 7 классе

ТетраСистемс

2006

8

Рогожников О.Н., Вараксина Л.М.

Поурочный, тематический и промежуточный контроль учебных достижений учащихся на уроках зоологии

Сэр-Вит

2004

8

Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Байчорова Т.А.

Изучение зоологии в 8 классе

Народная асвета

2006

8

Шалапенок Е.С.

Тесты по биологии 8 класс

Аверсэв

2007

2008


8

Опарина В.В.

Биология 8 класс. Тематический контроль

Новое знание

2004

8

Конюшко В.С., Лешко А.А., Чубаро С.В..

Мир животных. 1 000 задач и тестов

Белый ветер

2001

8

Маглыш С.С., Черняк Л.В.

Экологическое воспитание на уроках в 8 классе

ТетраСистемс

2006

9

Мащенко М.В. и др.

Изучение биологии в 9 классе

Народная асвета

2005

9

Рогожников О.Н., Пекарчик М.А.

Задания для текущего контроля по биологии. 9 класс

Сэр-Вит

2003

2005


9

Солодовникова И.И., Сандаков Д.Б.

Тесты по биологии 9 класс

Аверсэв

2008

9

Опарина В.В.

Биология 9 класс. Тематический контроль

Новое знание

2005

9


Маглыш С.С., Черняк Л.В.

Экологическое воспитание на уроках в 9 классе

ТетраСистемс

2006

9

Маврищев В. В.

Экология в терминах и понятиях

Аверсэв

2002

10

Опарина В.В.

Общая биология 10 класс. Тематический контроль

Новое знание

2006

10

Маглыш С.С., Черняк Л.В.

Экологическое воспитание на уроках в 10 классе

ТетраСистемс

2003


10

Песецкая Л.Н.

Практикум по генетике

Сэр-Вит

2005 2007

10

Песецкая Л.Н.

Тесты и контрольные задания по генетике

Сэр-Вит

2005

10

Песецкая Л.Н.

Сборник задач по генетике

Сэр-Вит

2008

11

Опарина В.В.

Общая биология 11 класс. Тематический контроль

Новое знание

2006

11

Лемеза Н.А.

Тесты по биологии

Юнипресс

2004

11

Левэ О.И., Андреев В.П.

Биология. Подготовка к тестированию

Сэр-Вит

2005

11

Левэ О.И., Андреев В.П.

Открытые тесты по биологии

Сэр-Вит

2006

11

Маглыш С.С., Черняк Л.В.

Экологическое воспитание на уроках в 11 классе

ТетраСистемс

2006


Главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования Г.С.Романовец
Начальник управления учебно-методической работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

И.В.Богачева
Методист отдела методического обеспечения естественно-математического образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» О.Н.Рагожников


Смотрите также:
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебного предмета «Биология» в 2009/2010 учебном году
273.28kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
323.75kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году»
1201.59kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
610.35kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
687.74kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета
587.98kb.
3 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
630.53kb.
4 стр.
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2008-2009 учебном году
236.32kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году»
368.65kb.
1 стр.
Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура»
470.18kb.
2 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения
264.77kb.
1 стр.
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году
1500.5kb.
8 стр.