Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель министра

образования

Республики Беларусь

__________К. С. Фарино

«____» ________ 2011 г.



Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь
«О преподавании учебного предмета

«Всемирная история. История Беларуси»

в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» установлено следующее количество учебных часов по классам:

Вид

учреждения общего среднего образования


Количество учебных часов в учебную неделю по классам

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Базовая школа, средняя школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторная школа-интернат, учебно-педагогический комплекс

2

2

2

2

2

2

2

Кадетское училище


2

2

2

2

2

2

2

Гимназия, гимназия-интернат

2

2

2

2

2

2 (4 — для обществовед-ческого направления)

2 (4 — для обществовед-ческого направления)

Суворовское училище,

специализированный лицей



2

2

2

2

2

2

2

Лицей

2

2

2

2

2

2 (4 — для обществовед-ческого направления)

2 (4 — для обществовед-ческого направления)

Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» установлено следующее количество учебных часов по классам:

Количество учебных часов в учебную неделю по классам

X

XI

XII

2

1

1

Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» в Х—XI классах обществоведческого направления (4 часа в неделю), предназначены для отработки способов деятельности, определённых учебной программой.

В своей деятельности учителя истории руководствуются:

Образовательным стандартом учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси», который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников устанавливает нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;

учебной программой для общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения «Всемирная история. История Беларуси» (Минск: НИО, 2009);

примерным календарно-тематическим планированием «Всемирная история. История Беларуси. VI–XI классы» (Минск: НИО; Аверсэв, 2010);

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь, согласно которым:

домашние задания должны задаваться учащимся с учётом возможности их выполнения в V–VI классах за 2 часа, VII–VIII классах — 2,5 часа, IX—XI классах — 3 часа (временные нормы указаны с учётом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна быть на 30 минут меньше;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

Информируем, что указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by) и на сайте Национального института образования (www.adu.by).



Разрешается учителям истории при необходимости перераспределять отведённое в примерном календарно-тематическом планировании количество учебных часов между темами, не нарушая логику изучения предмета.

Обращаем внимание на то, что календарно-тематическое планирование является примерным. Учитель может вносить в него изменения с учётом познавательных особенностей учащихся того или иного класса, собственного опыта преподавания учебного предмета.

В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуем учителям истории:

проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

использовать в V–VI классах выразительное чтение вслух как один из приёмов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитатный материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т. д.;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с исторической терминологией;

формировать умения составлять аналитические и обобщающие таблицы, диаграммы, схемы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.

Для выполнения всех видов учебных работ, включая самостоятельные работы, в V–XI классах по всемирной истории и истории Беларуси ученикам необходимо иметь 1 тетрадь для всех видов учебных работ.

Позволяется использовать для учебных работ на уроках всемирной истории и истории Беларуси тетради на печатной основе. Использование рабочих тетрадей и опорных конспектов на печатной основе является необязательным.

При оформлении надписи на обложке тетради указывается, для чего предназначена тетрадь (для работ по истории Беларуси (всемирной истории), класс, краткое наименование учреждения общего среднего образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже). При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения общего среднего образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.
Например:


Тетрадь

Сшытак




для работ по всемирной истории

для работ

ученика 5 ”Г“ класса

па гісторыі Беларусі

гимназии № 61 г. Минска

вучня 8 ”А“ класа

Лавренко Дмитрия

сярэдняй школы № 2




г. Наваполацка

 

Фёдарава Аляксандра

Все записи в тетрадях ученики должны делать с соблюдением следующих требований:

сохранять красную строку;

писать аккуратно, разборчивым почерком;

пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета;

подчёркивания, условные обозначения, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки выполнять аккуратно карандашом или ручкой, при необходимости — с применением линейки;

поля в тетрадях отводятся по усмотрению учителя, когда они используются для рабочих заметок.

Основными видами классных и домашних работ учеников по всемирной истории и истории Беларуси являются учебные работы, которые проводятся в письменной форме. К ним относятся:

задания, в том числе тестовые, работа с историческими документами;

письменные ответы на вопросы, помещённые в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах;

составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем;

задания с использованием контурных карт, атласов.

Дата выполнения учебной работы записывается цифрами на полях тетрадей. При выполнении классных учебных работ слова «Классная работа» не пишутся, а сразу записывается тема урока на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения учебной работы.

Запись в тетрадях оформляется следующим образом:
Беларусь в период Отечественной войны 1812 года. 12.04.2012 г.
Тетради учеников, в которых выполняются учебные работы, проверяются во всех классах выборочно, не реже чем один раз в месяц.

При проверке тетрадей учителем исправляются допущенные учениками ошибки (орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, ошибки в содержании).



Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий и познавательных задач, тестирования, эссе, реферата, зачёта и др.

Итоговая аттестация по завершению обучения на ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования включает в себя выставление отметок за год (годовая отметка) с учётом результатов промежуточной аттестации и динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Учащиеся IX класса сдают обязательный выпускной экзамен по истории Беларуси за период обучения на уровне общего базового образования по билетам, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь (Минск, 2011). За выпускной экзамен по истории Беларуси выставляется отдельная отметка. Итоговая отметка за период обучения на уровне общего базового образования по истории Беларуси выставляется с учётом годовой и экзаменационной отметок.

За период обучения на уровне общего среднего образования (XI класс) учащиеся могут сдавать выпускной экзамен по всемирной истории или истории Беларуси (по выбору). Выпускной экзамен по всемирной истории или истории Беларуси проводится как в устной форме, так и в форме защиты реферата.

Итоговые отметки по завершению обучения на уровне общего среднего образования учащимся, которые сдавали выпускные экзамены по всемирной истории или истории Беларуси, выставляются также с учётом годовой и экзаменационной отметок.

Классные журналы заполняются на том языке, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования (в учреждении общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания — на белорусском, в учреждении общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания — на русском, в учреждении общего среднего образования с двумя языками обучения и воспитания — в зависимости от языка преподавания учебных предметов в классах — на белорусском и (или) русском языках).

Названия учебного предмета пишутся с маленькой буквы — всемирная история, история Беларуси. Для предмета «Всемирная история. История Беларуси» отводятся разные страницы журнала на «Всемирную историю» и «Историю Беларуси».

На левой странице классного журнала учитель записывает дату урока, отмечает буквой "н" учеников, которые отсутствуют на уроке, а также выставляет в баллах отметки, которые получили ученики.

На правой странице классного журнала записываются тема, которая изучалась на уроке, и домашнее задание.

Каждая тема урока и домашнее задание записываются с большой буквы.

При заполнении графы «Что пройдено на уроке» необходимо осуществлять запись вида работы и её темы. Запись в журнале оформляется следующим образом:

Тематический контроль «…» или Тем. к. «…».

В X—XI классах учащимися могут выполняться рефераты. Реферат — это краткая передача содержания статьи или исследования. Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, которая делится на главы, разделы, подразделы, заключение, список литературы в алфавитном порядке, приложение (при необходимости).



Объём учебного и экзаменационного рефератов

Реферат

Классы

Объём реферата

при компьютерном наборе

Объём реферата

при написании от руки

Учебный

Х

12—14 страниц

14—15 страниц

Учебный

ХІ

15—17 страниц

17—19 страниц

Экзаменационный

ХІ

15—17 страниц

17—19 страниц

На титульном листе указывается название учреждения общего среднего образования, фамилия, имя, отчество автора, название работы, место нахождения общеобразовательного учреждения, год.

Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами.

Во введении дается краткая характеристика темы реферата, обосновывается её актуальность, раскрываются цели и задачи работы, даётся список литературы и основных источников, на основе которых подготовлен реферат.

В основной части реферата коротко, но полно подаётся материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый содержательный блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заглавие.

При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники, откуда взят материал, в квадратных скобках указывать номер по списку литературы и страницу. Ссылки в тексте могут быть тоже приведены в виде подстрочных замечаний, нумерация которых осуществляется на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания.

Заключение должно быть кратким, конкретным, в нём должны содержаться выводы по итогам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Заключение не должно превышать по объёму введение.

При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15 пт, интервал — 1,5.

Структура реферата:

Содержание (размещается после титульного листа)

Введение

Основная часть

Название главы

Название раздела

Название подраздела

Название главы

Название раздела

Название подраздела

Заключение

Список литературы

Приложение

Оформление титульного листа:

Название учреждения общего среднего образования

Название реферата
Выполнил (ла)

Фамилия, имя

Ученик (ца) ___ класса
Место нахождения учреждения общего среднего образования, год написания реферата

Информируем, что в соответствии с новыми правилами белорусской орфографии и пунктуации в учебных изданиях выпуска 2010, 2011 годов изменилось правописание на белорусском языке определенных слов. Необходимо писать: прафкам, гаркам, абкам, цяньшанскі, ва ўніверсітэце, Статут Вялікага Княства Літоўскага, Рэфармацыя, Першая сусветная вайна, Другая сусветная вайна, Савет Міністраў Рэспублікі Беларусь, Канстытуцыйны Суд Рэспублікі Беларусь, Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь, Прэм’ер-міністр Рэспублікі Беларусь, Мітрапаліт Мінскі і Слуцкі, Патрыяршы Экзарх усяе Беларусі, Палата прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь і г.д.



Обращаем внимание на следующие особенности организации образовательного процесса в 2011/2012 учебном году.

В новом учебном году предусматривается следующий порядок изучения истории:



Класс

Название курса

V

История Древнего мира с древнейших времён до V в. н.э.

VI

История Средних веков, V–XІІІ вв.

История Беларуси с древнейших времён до середины XІІІ в.

VII

История Средних веков, XIV–XV вв.

История Беларуси, вторая половина ХІІІ — первая половина ХVІ в.

VIII

Всемирная история Нового времени, XVI–XVIII вв.

История Беларуси, вторая половина XVI–XVIII в.

IX

Всемирная история Нового времени, XIX – начало XX в.

История Беларуси, конец XVIII – начало XX в.

X

Всемирная история Новейшего времени, 1945 – начало XXI в.

История Беларуси, 1945 – начало XXI в.

XI

Всемирная история, XIX – начало XXI в.

История Беларуси, XIX – начало XXI в.

следующая страница >>

Смотрите также:
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
323.75kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
610.35kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
687.74kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебного предмета «Биология» в 2009/2010 учебном году
273.28kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году»
368.65kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2008-2009 учебном году
236.32kb.
1 стр.
Начальникам отделов, управлений образования
24.82kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2006-2007 учебном году
1929.4kb.
9 стр.
«актуальные проблемы здорового образа жизни в современных условиях»
34.61kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета
587.98kb.
3 стр.
Письмо национального банка республики беларусь 3 апреля 2006 г. N 21-20/367 о направлении рекомендаций
260.39kb.
1 стр.
Органов государственного надзора республики беларусь, дающих заключения при вводе в действие объектов
15.51kb.
1 стр.