Главная страница 1


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

К.С.Фарино

«4» июня 2011 г.



Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2011/2012 учебном году»
На изучение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на I, II, III ступенях общего среднего образования Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования предусматривают 2 часа в учебную неделю.

Учителя, реализующие учебные программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», в своей деятельности руководствуются:



  • образовательными стандартами учебного предмета «Физическая культура и здоровье», в которых установлены требования к организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовленности учащихся, содержанию учебно-программной документации общего среднего образования, а также нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;

    • учебными программами для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения «Физическая культура и здоровье. I–IV классы». – Минск: НИО, 2009. – С. 198–239;

    • учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения «Физическая культура и здоровье. V–XI классы». – Минск: НИО, 2009;

    • учебной программой для специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Физическая культура и здоровье. I–XII классы». – Минск: НИО, 2007;

    • примерным календарно-тематическим планированием «Физическая культура и здоровье. I–IV классы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

    • примерным календарно-тематическим планированием «Физическая культура и здоровье. V–IX классы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

    • примерным календарно-тематическим планированием «Физическая культура и здоровье. X–XI классы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

    • положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь;

    • санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации спортивных сооружений», утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

    • требованиями к мерам безопасности при организации образовательного процесса, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь;

    • правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными Министерством спорта и туризма Республики Беларусь;

  • правилами проведения аттестации обучающихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь;

    • другими нормативными правовыми документами, регулирующими вопросы получения общего среднего образования.

Перечисленные нормативные правовые документы размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь (www.minedu.unibel.by) и на сайте Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (www.adu.by).
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (IIV КЛАССЫ)

С 1 сентября 2011 года аттестация учащихся I, II и III классов по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предусматривает словесную оценку результатов учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

Текущая и промежуточная аттестация учащихся IV классов при освоении содержания учебной программы «Физическая культура и здоровье» осуществляется с использованием отметок в баллах по 10-балльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Промежуточная аттестация учащихся IV классов с выставлением отметок за четверть проводится по среднему баллу с учетом всех текущих отметок, независимо от того, за изучение каких видов учебной деятельности они выставлены.

Учащиеся I–IV классов проходят ежегодное медицинское обследование в организациях здравоохранения, по результатам которого приказом по учреждению образования распределяются в основную, подготовительную, специальную медицинские группы и группу лечебной физической культуры.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, осваивают содержание учебной программы «Физическая культура и здоровье» в полном объеме за исключением противопоказанных им упражнений и видов деятельности.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, в первой и последней четвертях выполняют тестовые упражнения для определения уровня развития отдельных физических качеств. Следует помнить, что учащиеся I класса в I четверти не тестируются.

На I ступени общего среднего образования итоговый уровень физической подготовленности учащихся не определяется. Результаты каждого из шести тестовых упражнений и соответствующий им уровень развития отдельных физических качеств (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) заносятся в классный журнал в соответствующие графы. Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)», а графа «уровень развития физических качеств» остается не заполненной.

У каждого учителя, проводящего учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», должны быть следующие документы планирования учебного материала:

календарно-тематические планы;

планы-конспекты уроков.

Календарно-тематические планы согласовываются заместителем директора учреждения общего среднего образования на каждый учебный год.

Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», как правило, проводятся раздельно для мальчиков и девочек.

В целях повышения у учащихся интереса к учебному предмету «Физическая культура и здоровье», формирования основ здорового образа жизни, разностороннего полноценного физического развития в I–IV классах могут организовываться факультативные занятия спортивной направленности.



ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» НА II И III СТУПЕНЯХ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (VXI КЛАССЫ)

Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач, изложенных в пояснительной записке учебных программ.

Преподавание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в V–XI классах в новом учебном году включает в себя:

формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;

создание условий и содействие учащимся в сохранении и улучшении здоровья средствами физической культуры и спорта;

подготовку учащихся выпускных классов к сдаче выпускного экзамена по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учетом их ориентации на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта.

У каждого учителя, который проводит учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», должны быть следующие документы планирования учебного материала по параллелям классов:

годовой план-график распределения учебного материала;

календарно-тематические планы;

планы-конспекты уроков.

Перечисленные документы ежегодно обновляются с внесением в них необходимых изменений или дополнений согласно изменениям содержания и требований учебных программ, введения в действие новых нормативных правовых документов. Годовой план-график и календарно-тематические планы согласовываются директором (заместителем директора) учреждения общего среднего образования на каждый учебный год.

Планы-конспекты уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» должны включать в себя дату и место проведения урока, систему соподчиненных учебных задач, соответствующих этапам формирования двигательных умений и навыков, перечень используемого на уроке оборудования и инвентаря, методы организации и проведения занятий, дозировку физических нагрузок, формы, методы и критерии контроля учебных достижений учащихся и др.

Все перечисленные документы планирования должны храниться у учителя физической культуры в учреждении общего среднего образования в течение всего учебного года.

При изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» во внеурочное время могут проводиться факультативные занятия спортивной направленности. Количество часов на проведение факультативных занятий определяется и распределяется педагогическим советом учреждения общего среднего образования на основании заявлений родителей. При проведении факультативных занятий необходимо учитывать максимальную допустимую нагрузку на одного ученика.

Учреждения общего среднего образования могут планировать и проводить факультативные занятия спортивной направленности с учащимися IX–XI классов в шестой школьный день.

Для проведения факультативных занятий спортивной направленности используются учебные программы, методические и дидактические материалы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь: «Атлетическая гимнастика», «Аэробика», «Основы дзюдо – “Гибкий путь”», «Играем в футбол», «Туризм», «Теннис», «Баскетбол», «Черлидинг», «Основы олимпийских знаний», «Корфбол». Указанные программы размещены на сайтах Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (www.adu.by) и учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПО СПОРТУ КЛАССАХ

В целях создания условий для спортивной подготовки одаренных, способных учащихся в учреждениях общего среднего образования могут создаваться специализированные по спорту классы.

Порядок создания и организации работы указанных классов регламентируется Положением о специализированных по спорту классах, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь.
АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»

Аттестация учащихся учреждений общего среднего образования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

Учащиеся при освоении содержания учебных программ по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям учебных программ учитель проводит текущую аттестацию учащихся по разделам: «Знания», «Основы видов спорта», «Уровень физической подготовленности», «Домашние задания».

При изучении раздела «Знания» оцениваются знания общих теоретических сведений о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физической культуры, спорта и Олимпийских играх; знания теоретических сведений об основных видах движений, правил подвижных, народных и спортивных игр, правил соревнований по видам спорта; соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры, самостоятельных физкультурных занятиях. Учитель физической культуры разрабатывает дидактические материалы для изучения теоретических разделов учебной программы и обеспечивает ими всех учащихся. Контроль усвоения знаний осуществляется только в устной форме.

При изучении раздела «Основы видов спорта» оцениваются не только результаты, но и процесс формирования двигательных умений и навыков (освоение учащимися техники физических упражнений). Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы на этапах ознакомления, разучивания, закрепления, совершенствования и контроля. Отметки за результаты в выполнении учебных нормативов (например, бег 60, 100 м, прыжки в высоту и длину с разбега и т.д.) выставляются в данный раздел.

Учащимся, успешно выполнившим требования Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь и получившим значок и удостоверение соответствующей ступени, может быть выставлена текущая отметка «10» баллов.

Раздел «Уровень физической подготовленности» предполагает использование в образовательном процессе тестовых упражнений, включенных в содержание учебных программ, критериев их оценки и методик тестирования. Наряду с итоговой отметкой за уровень физической подготовленности учащихся учитель может выставлять в классный журнал в качестве текущих отметки за результаты, выполненные в отдельных тестовых упражнениях.

Изучение раздела «Домашние задания» предусматривает выставление учащимся отметок за самостоятельное закрепление и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера. Конкретные домашние задания определяет учитель физической культуры в соответствии с требованиями учебных программ.

Промежуточная аттестация учащихся выражается в выставлении им отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.

Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся, за исключением учащихся I, II и III классов, оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года и выражается в выставлении отметок за год с учетом результатов промежуточной аттестации по предмету «Физическая культура и здоровье». Итоговая аттестация по завершении обучения на III ступени общего среднего образования предусматривает выставление итоговой отметки с учетом годовой и экзаменационной (если учащийся сдавал выпускной экзамен по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»).

В 2011/2012 учебном году сохраняется прежний порядок подготовки к выпускному экзамену по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Методические материалы для организации и проведения указанного экзамена утверждены Министерством образования и размещены на сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое от суммы отметок за все четверти. Аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти. Например, в I четверти ученик получил отметку 9 баллов, во II, III и IV четвертях – «зачтено». Годовая отметка – 9 баллов.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации за год по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или группе лечебной физической культуры, аттестуются в форме «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)».

Учащимся, которые по состоянию здоровья временно или постоянно освобождены от занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», соответственно за четверть, год вносится запись «освобожден(а)».

Виды учебной деятельности учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяются учителем физической культуры в соответствии с медицинскими показаниями. При этом из программы исключаются требования и контрольные нормативы, которые учащимся противопоказаны. Указанные исключения не должны влиять на отметку за четверть и год.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

Порядок ведения и оформления классных журналов определяется в соответствии с указаниями по их ведению.

Запись учебного материала в графе «Что пройдено на уроке» должна соответствовать одной или нескольким образовательным задачам плана-конспекта урока, быть краткой и лаконичной, без указания этапов обучения (ознакомление, закрепление, разучивание, совершенствование и др.). Допускается делать сокращение в отдельных словах.

На первом уроке каждой четверти или раздела учебной программы учитель планирует часть времени для изучения (повторения) с учащимися правил безопасного поведения на учебных занятиях с учетом изучаемого материала учебной программы с обязательной краткой записью в классном журнале. Например, «П. б. на уроках л/атл.».

На первом уроке изучения каждого раздела программы следует указывать соответствующий ему вид спорта, например, «Гимнастика. Два кувырка вперед слитно», «Л/а. Низкий старт. Бег 60 м». Последующие записи содержания уроков производятся без указания вида спорта.

При разработке четвертных календарно-тематических планов предусматриваются домашние задания, которые по своей направленности могут быть трех видов:



  1. Задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;

  2. Задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

  3. Задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной–двух недель (первый и третий виды) до одного–двух месяцев (второй вид). Содержание домашних заданий должно соответствовать требованиям учебных программ.

В графе «Домашние задания» учитель кратко записывает словами само задание или номер карточки (при наличии картотеки) с обязательным указанием сроков контроля этого задания. Например, «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола – до 16.12.2011» или «Упр. № 12 (мальчики), № 9 (девочки) – до 16.02.2012».

Для второго вида домашних заданий учителя могут самостоятельно разрабатывать критерии их оценки (отдельно для мальчиков и девочек) в соответствии с требованиями 10-балльной шкалы оценки уровня физической подготовленности учащихся.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, в первой и последней четвертях выполняют тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности. В конце классного журнала отведены две страницы для определения и записи указанного уровня. Их заполняет учитель, проводящий учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Первая страница должна быть заполнена не позднее конца сентября, вторая страница – не позднее последней учебной недели учебного года.

Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)», а графа «отметка» остается незаполненной.

Учащимся, которые выполнили все тестовые упражнения, в классный журнал записывается словесная отметка уровня физической подготовленности. Цифровая отметка уровня физической подготовленности определяется по среднему баллу, указанному в таблице.



Таблица

Оценка уровня физической подготовленности

учащихся учреждений общего среднего образования


Уровень физической подготовленности

Средний балл

Соответствие

10-балльной шкале

Низкий

0,4 и менее

0

0,5–1,4

1

1,5–2,4

2

Ниже среднего

2,5–3,4

3

3,5–4,4

4

Средний

4,5–5,4

5

5,5–6,4

6

Выше среднего

6,5–7,4

7

7,5–8,4

8

Высокий

8,5–9,4

9

9,5–10

10

Учащимся, не выполнившим по уважительной причине одно или несколько тестовых упражнений, отметка уровня физической подготовленности не выставляется.

В V–VIII классах итоговый уровень физической подготовленности учащихся определяется и заносится в классный журнал, но не учитывается при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

В классных журналах в каждой четверти в V–VIII классах, а также во II и III четвертях в IX, X и XI классах перед четвертной отметкой без указания даты проведения урока учащимся выставляются отметки за освоение содержания разделов учебной программы «Знания» (в графу «Знания»), «Основы видов спорта» (в графу «ОВС»), «Домашние задания» (в графу «Д/з»). В IX, X и XI классах в I и IV четвертях к вышеуказанным разделам добавляется раздел учебной программы «Уровень физической подготовленности» (в графу «УФП»).


ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Администрация учреждения общего среднего образования совместно с медицинскими работниками учреждений здравоохранения систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют медико-педагогический контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.

Ежегодно до 1 сентября на основании результатов медицинского обследования проводится распределение учащихся на медицинские группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры), которое оформляется приказом по учреждению общего среднего образования.

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» не допускаются.

Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, проводятся вместе с учащимися основной медицинской группы согласно рекомендациям врача.

Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее – СМГ), проводятся педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Уроки с учащимися СМГ могут планироваться в расписании учебного дня до или после учебных занятий. При наличии необходимых условий (материальная база, педагогические кадры) уроки с учащимися СМГ могут быть организованы одновременно с уроками по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Например, один учитель проводит урок по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», а другой – урок с учащимися СМГ этого же класса.

Уроки с учащимися СМГ должны быть организованы с начала учебного года и продолжаться в течение всего учебного года. Недопустимо объединять уроки СМГ или проводить их в два дня подряд.

Занятия специальных медицинских групп организуются в соответствии с учебной программой для специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Физическая культура и здоровье. I–XII классы» (Минск: НИО, 2007).

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов предыдущего медицинского обследования учащихся (в прошедшем учебном году) с учетом изменений, произошедших за период летних каникул. Наполняемость СМГ должна быть 8–15 учащихся.

При наполняемости СМГ менее 8 человек учебные занятия с учащимися, как правило, организуются за счет часов учебного плана, выделяемых на проведение факультативных занятий. В исключительных случаях, если в учреждении образования всего 7 и менее учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, они на основании приказа по учреждению образования допускаются к занятиям на уроках физической культуры и здоровья со всем классом и работают под строгим контролем учителя по индивидуальному заданию, составленному согласно вышеуказанной программе.

Количество СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора учреждения общего среднего образования на основании сведений, представляемых медицинским работником. Часы, отведенные на проведение уроков с учащимися СМГ, входят в объем учебной нагрузки учителя физической культуры.

Учет занятий с учащимися СМГ ведется в отдельном журнале или в классном журнале любого класса на страницах, отведенных для факультативных занятий. Все записи делаются в соответствии с правилами по ведению классных журналов. При отсутствии учащихся на занятиях СМГ им в журнале вносится запись «н».

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, проводятся медицинскими работниками в лечебно-профилактическом учреждении.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», присутствуют на них и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.

В классном журнале в начале каждой четверти напротив фамилии учащихся, которые отнесены по состоянию здоровья к СМГ или группе ЛФК, в клеточках для отметок делается запись «СМГ» или «ЛФК».

Учащимся, полностью освобожденным по состоянию здоровья от занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» и не отнесенным ни к одной из указанных медицинских групп, в классном журнале в графах для четвертных, годовых отметок вносится запись «освобожден(а)».

У каждого учителя, который проводит занятия в СМГ, должны быть следующие документы планирования учебного материала:

четвертные (годовой) календарно-тематические планы;

планы-конспекты уроков.

Четвертные календарно-тематические планы согласовываются директором (заместителем директора) учреждения образования на каждый учебный год.

Указанные документы планирования учебного материала хранятся в учреждении образования в течение всего учебного года.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

Двигательный режим учащихся учреждений общего среднего образования обеспечивается системой взаимосвязанных, организованных форм физического воспитания. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают, кроме уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», гимнастику до занятий, физкультурные минутки на уроках и во время выполнения домашних заданий, подвижные и народные игры в перерывах между уроками.

Основной задачей физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня учреждения общего среднего образования является создание условий для восстановления физической и умственной работоспособности учащихся. Решение указанной задачи возможно при полном соблюдении санитарно-гигиенических норм и требований, обеспечивающих оздоровительный эффект каждого мероприятия. Организация каждого физкультурно-оздоровительного мероприятия должна сопровождаться строгим выполнением правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Наиболее оптимальным местом проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися являются пришкольные участки и спортивные игровые площадки.

Недопустимо во время перерывов между уроками привлекать учащихся к спортивным играм, высокоэмоциональным эстафетам с элементами видов спорта, к упражнениям с использованием сложного гимнастического оборудования и отягощений. Запрещается использовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях между уроками игры и упражнения в исходном положении сидя и лежа на полу.

В случае проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьных коридорах, холлах, рекреациях, других приспособленных для физкультурных занятий помещениях необходимо максимально обеспечить выполнение санитарно-гигиенических норм и требований и создать безопасные условия для двигательной активности учащихся.

Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь учителям-предметникам и классным руководителям в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (пункт 1, статья 32) учащиеся учреждений общего среднего образования обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. В этих целях организуются и проводятся спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые являются частью образовательного процесса (пункт 4, статья 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании). Указанные мероприятия призваны решать следующие задачи:

создание условий для оздоровления учащихся средствами физической культуры и спорта;

вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом;

отбор перспективных и талантливых в видах спорта учащихся и передача их в специализированные учебно-спортивные учреждения;

тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, специализированными учебно-спортивными учреждениями по формированию здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта.

Учреждения общего среднего образования обеспечивают охрану здоровья обучающихся, которая, кроме оказания медицинской помощи, включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию оздоровления, создание условий для занятий физической культурой и спортом.

Программами и планами воспитательной работы учреждения образования предусматриваются мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, в том числе и воспитание культуры здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое самосовершенствование.

В 2011/2012 учебном году в учреждениях общего среднего образования рекомендуется проведение следующих физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися:

физкультурные минутки, физические упражнения и игры в перерывах между уроками, физкультурные занятия во время спортивного часа в группах продленного дня;

физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская снежинка», «Хрустальный конек», ежемесячные Дни здоровья (каждую вторую субботу месяца);

участие на первом этапе в республиканских спортивных соревнованиях «Стремительный мяч», «Снежный снайпер», «Золотая шайба», «Кожаный мяч», летнее и зимнее многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста, летнее и зимнее многоборья «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

соревнования по выполнению требований Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси», «Защитник Отечества»;

организация и проведение занятий (в том числе и для учащихся I–IV классов) в секциях, группах и кружках по видам спорта;

участие в республиканских акциях «Олимпизм и молодежь», «Неделя спорта и здоровья», республиканском физкультурном конкурсе «Алiмпiёнiк»;

подготовка и участие сборных команд учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях;

соревнования по видам спорта круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования.

При организации и проведении круглогодичной спартакиады обязательными являются следующие виды спорта и физкультурно-оздоровительные мероприятия:

футбол, баскетбол, волейбол;

гандбол* («Стремительный мяч»);

легкая атлетика;

летнее и зимнее многоборья «Здоровье»;

летнее и зимнее многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

соревнования по видам испытаний на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

лыжные гонки;

детские подвижные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Мама, папа, я – спортивная семья!»;

соревнования по биатлону, лыжным гонкам, пулевой стрельбе «Снежный снайпер».

Кроме указанных, в программу спартакиады с учетом наличия материально-технической базы могут быть включены такие виды спорта, как весенний или осенний кросс, теннис настольный, теннис, аэробика, плавание, конькобежный спорт, туризм.

Участие школьных команд в районных (городских) спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, не вошедших в указанный перечень, согласовывается с региональными органами управления образованием и утверждается Положением о районной (городской) спартакиаде учащихся.

К участию в спортивных соревнованиях допускаются учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, прошедшие медицинское обследование и не имеющие противопоказаний к спортивным занятиям.

В каждом учреждении общего среднего образования к началу учебного года должно быть разработано и утверждено в установленном порядке Положение о круглогодичной спартакиаде учреждения общего среднего образования, которое должно соответствовать примерному Положению о проведении спортивного соревнования, утвержденному Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований следует использовать национальную символику и атрибутику. Все спортивные соревнования в учреждении общего среднего образования должны начинаться с подъема Государственного флага под гимн Республики Беларусь.

Внутришкольные, городские и районные соревнования и мероприятия планируются равномерно в течение учебного года и проводятся во внеурочное время, в том числе во время осенних, зимних и весенних каникул в форме физкультурных праздников, Дней здоровья и спорта, туристских слетов, фестивалей и т.п. В целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися рекомендуется большую часть соревнований и мероприятий проводить в шестой школьный день.

В целях формирования здорового образа жизни учащихся следует проводить в сентябре День здоровья и спорта, посвященный началу учебного года, а в мае – физкультурный праздник, посвященный окончанию учебного года, с подведением итогов круглогодичной спартакиады и награждением ее победителей.

Организационной основой проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях общего среднего образования является наличие следующей документации:

план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий учреждения общего среднего образования (входит в содержание годового плана учреждения образования);

положение о круглогодичной спартакиаде учреждения общего среднего образования;

календарь физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования на учебный год;

приказы об организации и проведении соревнований круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования, о поощрении лучших спортсменов и учителей;

протоколы спортивных соревнований, сценарии физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

план работы коллектива физической культуры учреждения общего среднего образования;

журнал учета материальных ценностей;

акты обследования спортивного оборудования, акт готовности учебно-материальной базы по физической культуре и спорту учреждения образования к новому учебному году.

Министерство образования рекомендует рассматривать многократное привлечение школьников в течение учебного года к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях как один из основных критериев оценки работы учреждения общего среднего образования в вопросах физического воспитания учащихся. Результаты выступления команд учреждений общего среднего образования в районных и городских соревнованиях по видам спорта, количество завоеванных медалей, кубков, занятых призовых мест могут выступать в качестве одного из показателей при подведении итогов региональных смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися.

Для повышения уровня информированности педагогических работников, учащихся и их родителей по вопросам организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях общего среднего образования рекомендуется оформлять следующие стенды наглядной агитации:

календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

экран хода круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования;

10-балльные шкалы оценки уровня развития двигательных качеств учащихся;

10-балльные шкалы оценки учебных нормативов по освоению умений, навыков, развитию двигательных качеств учащихся;

нормативы оценки уровня физической подготовленности учащихся Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

экран хода спартакиады по программе летнего и зимнего многоборий «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

нормативы и требования на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

домашние задания и критерии их оценки;

спортивные рекорды школы;

лучшие спортсмены школы;

спортивная жизнь школы и др.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В целях повышения эффективности системы физического воспитания учащихся в 2011/2012 учебном году необходимо активизировать методическую работу с учителями, которую рекомендуется проводить в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, установленными Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Методическая работа должна быть направлена на:


  • обеспечение качества образования;

  • охрану здоровья школьников;

  • соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

  • создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

Накопление, обобщение и распространение передового педагогического опыта следует рассматривать как одну из основных задач и как результат работы школьных и региональных методических объединений учителей физической культуры. Напоминаем, что Министерство образования Республики Беларусь ежегодно проводит республиканские выставки передового педагогического опыта, республиканские семинары по вопросам пропаганды здорового образа жизни среди учащихся, республиканские научно-практические конференции по вопросам методики преподавания учебных предметов, в которых могут принимать участие учителя, чей опыт рекомендован к распространению.

В целях сохранения здоровья школьников средствами физической культуры и спорта, повышения эффективности образовательного процесса, создания и обеспечения безопасных условий для занятий физической культурой и спортом рекомендуем включить в планы работы методических объединений учителей физической культуры и учителей начальных классов на 2011/2012 учебный год следующий перечень вопросов:

содержание и требования нормативных правовых актов, регулирующих физическое воспитание учащихся учреждений общего среднего образования в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании;

учебно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования;

контрольно-оценочная деятельность в I–III классах на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;

требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;

актуальные направления методической работы с учителями по организации физического воспитания учащихся на I ступени общего среднего образования;

учебно-методическое обеспечение факультативных занятий спортивной направленности;

методы контроля и самоконтроля за состоянием здоровья учащихся во время уроков, физкультурных и спортивных занятий;

роль и место учебного предмета «Физическая культура и здоровье» при использовании в образовательном процессе в учреждениях общего среднего образования здоровьесберегающих технологий;

формы и методы ориентации учащихся на выбор педагогической профессии, связанной с физической культурой и спортом;

использование компьютерных технологий и электронных средств обучения в работе учителя;

организационные основы проведения проверки готовности спортивного оборудования и инвентаря к использованию в образовательном процессе;

подготовка учащихся XI классов к выпускному экзамену по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;

планирование и организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в шестой школьный день;

организация и проведение соревнований по программам Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

организация факультативных занятий спортивной направленности;

агитационно-пропагандистская работа в учреждении общего среднего образования по формированию здорового образа жизни учащихся и их родителей;

занятия туризмом как активный метод формирования здорового образа жизни учащихся;

совместная работа учреждения образования с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, специализированными учебно-спортивными учреждениями, территориальными отраслевыми физкультурно-спортивными клубами «Буревестник» по вопросам физического воспитания учащихся;

методика планирования и организация занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ;

домашние задания: методика, содержание, критерии оценки;

самооценка как форма повышения квалификации в работе учителя.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1. Балябо В.В., Канищев А.Д., Овчаров В.С. Организация и проведение урока футбола (часа футбола) в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. – Минск, 2008.

2. Белявский Г.А., Громыко Д.С., Давидович В.А. Гибкий путь (основы дзюдо). 5–11 классы: учебная программа факультативных занятий: пособие для учителя. – Минск: Асар, 2010.

3. Белявский Г.А., Громыко Д.С., Давидович В.А. Гибкий путь (основы дзюдо). 5–11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

4. Митрахович С.С. Туризм. 8–11 классы: учебная программа факультативных занятий для VIII–XI классов общеобразовательных учреждений: пособие для учителя. – Минск: Асар, 2010.

5. Митрахович С.С. Туризм. 8–11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

6. Овчаров В.С. Настольная книга учителя физической культуры: методическое пособие. – Минск: Сэр-Вит, 2008.

7. Овчаров В.С. Играем в футбол: учебная программа факультативных занятий для V–XI классов общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

8. Овчаров В.С. Играем в футбол. 5–11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Асар, 2010.

9. Овчаров В.С. Играем в футбол. 5–11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

10. Овчаров В.С., Быстрая Т.Ф. Методические материалы для организации и проведения выпускного экзамена по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». – Минск, 2011.

11. Садовникова В.В. Аэробика: учебная программа факультативных занятий для 5–11 классов общеобразовательных учреждений: пособие для учителя. – Минск: Асар, 2010.

12. Садовникова В.В. Аэробика. 5–11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

13. Травин А.В. Атлетическая гимнастика. 7–11 классы: учебная программа факультативных занятий: пособие для учителя. – Минск: Асар, 2010.

14. Травин А.В. Атлетическая гимнастика. 7–11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Минск: Асар, 2010.

15. Храмов В.В. и др. Электронные средства обучения: учебно-методические пособия для учителей физической культуры:

«Баскетбол в школе»;

«Уроки физической культуры и здоровья. Аэробика. 5–11 классы»;

«Уроки физической культуры и здоровья. Легкая атлетика. 1–11 классы»;

«Уроки физической культуры и здоровья. Атлетическая гимнастика. 9–11 классы».
Информацию об указанных электронных учебно-методических пособиях можно получить на сайте факультета физической культуры учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (www.ffc.grsu.by).

Дополнительную информацию об организации физического воспитания учащихся, оперативные сведения об итогах проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий можно найти на сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).



* При наличии в учреждении образования игрового зала, необходимого оборудования и учителя, имеющего специализацию «гандбол».



Смотрите также:
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
323.75kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
610.35kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
687.74kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебного предмета «Биология» в 2009/2010 учебном году
273.28kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году»
368.65kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2008-2009 учебном году
236.32kb.
1 стр.
Начальникам отделов, управлений образования
24.82kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2006-2007 учебном году
1929.4kb.
9 стр.
«актуальные проблемы здорового образа жизни в современных условиях»
34.61kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета
587.98kb.
3 стр.
Письмо национального банка республики беларусь 3 апреля 2006 г. N 21-20/367 о направлении рекомендаций
260.39kb.
1 стр.
Органов государственного надзора республики беларусь, дающих заключения при вводе в действие объектов
15.51kb.
1 стр.