Главная страница 1
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования

«Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году»
1. Введение. Нормативная правовая основа воспитательного процесса в учреждениях образования

В учреждениях образования проводится последовательная работа по формированию у детей и молодежи ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Современные подходы в воспитании основаны на управлении инициативой самого воспитанника в процессе педагогических взаимоотношений, что предусматривает всестороннюю поддержку, создание условий для его самореализации, самоопределения, успешной социальной адаптации.

Одним из главных условий эффективности воспитательного процесса учреждений образования является его нормативное правовое обеспечение. Правовую основу воспитательного процесса составляют: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «О профессионально-техническом образовании», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», «Об общем среднем образовании», другие нормативные правовые акты. В настоящее время Министерством образования разрабатывается Кодекс об образовании, в котором впервые на законодательном уровне будут целостно и комплексно отражены вопросы воспитания и социальной за щиты обучающихся, особенности работы учреждений внешкольного воспитания и обучения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении.

В свете важнейших общественно-политических событий 2006 года (выборов Президента страны, Всебелорусского народного собрания) и перспектив социально-экономического развития перед системой образования поставлены новые задачи. Указами Главы государства утверждены три социально значимые программы: «Молодежь Беларуси», «Молодые таланты Беларуси» и «Дети Беларуси». Принята Программа развития системы образования на период до 2010 года. В этих документах объемно представлен воспитательно-идеологический блок, в котором сформулированы фундаментальные ценности и направления деятельности, составляющие основу системы воспитания в нашей стране.

В президентской программе «Дети Беларуси на 2006-2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 года №318) особое внимание уделено государственной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих на территориях, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, а также поддержке детей в семьях, находящихся в социально опасном положении. Впервые в программу «Дети Беларуси» включена отдельная подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности», в которой основные акценты направлены на социальную реабилитацию детей, которые вступили в конфликт с законом либо страдают от разных типов зависимостей.

В рамках реализации программы «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 года №200) предусмотрено решение таких задач, как повышение образовательного уровня молодежи, ее готовности к труду; патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них правовой и политической культуры, мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественной жизни; развитие позитивных молодежных инициатив, формирование здорового образа жизни и др.

Основной целью Государственной программы «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 года №310) является создание целостной системы выявления, поддержки и развития творческого потенциала талантливой молодежи в Республике Беларусь, обеспечение ее самореализации и участия в создании сильной и процветающей Беларуси.

Министерством образования в 2006 году разработана новая Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – основной документ, раскрывающий цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях, закрепляющий приоритеты воспитания в учреждениях образования. В ней отражены основополагающие идеи государственной идеологии, концептуальные подходы к процессу воспитания, представлены основные направления воспитания детей и учащейся молодежи. Программа требует со стороны педагогов творческого подхода и предоставляет организаторам и участникам воспитательного процесса возможность выбора с учетом конкретных условий целесообразных форм и методов педагогического взаимодействия. Реализация Программы предполагает использование региональных и локальных условий: воспитательных возможностей социума, местных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащейся молодежи, консолидацию действий педагогов и таких социальных институтов, как семья, общественные объединения, учреждения культуры и спорта и т. д. В ближайшее время новая Программа будет опубликована в сборнике нормативных документов Министерства образования.

Министерство образования полагает возможным использовать в новом учебном году методические рекомендации «Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в 2005/2006 учебном году», которые не утратили своей актуальности и содержат рекомендации по организации воспитательной деятельности для всех уровней образования (Сборник нормативных документов Министерства образования №19, 20 за 2005 год). Вместе с тем в предстоящем учебном году считаем необходимым акцентировать внимание на следующих направлениях, формах и методах воспитательной работы, которую следует ориентировать на решение конкретных задач, а ее эффективность должна определяться не только качеством проведенных мероприятий, а прежде всего – качественными изменениями в развитии обучающихся, их личностном росте. Сегодня в должностные обязанности всех, от учителя, преподавателя, классного руководителя и куратора до министра, введена ответственность за проведение идеологической и воспитательной работы.
2. Гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание

Приоритетным направлением воспитательной работы в учреждениях образования в 2006/2007 учебном году по-прежнему остается гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся. Анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что усилия педагога как субъекта воспитательной деятельности по формированию гражданско-патриотических и идейно-нравственных качеств у воспитанников в первую очередь направлены сегодня на понимание потребностей и интересов обучающихся, помощь и поддержку, педагогическое управление процессом развития личности, организацию активной жизнедеятельности класса (группы), учреждения образования.

В процессе всех мероприятий, проводимых в учреждениях образования по формированию у обучающихся гражданственности и патриотизма, необходимо акцентировать внимание на том, что основная цель такой деятельности – воспитание гражданина, живущего в правовом государстве, который должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать и др.), ценностными ориентациями (уважение прав человека, способность к компромиссу, достоинство, гражданское самосознание и др.), а также желанием участвовать в общественно полезной деятельности, обладать навыками здорового образа жизни.

Современная молодежь должна уметь давать нравственную оценку событиям, происходящим в жизни общества. В связи с этим педагогам нужно помочь каждому воспитаннику обрести себя как личность, стать полноценным участником социальной, экономической, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания у обучающихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.

Важнейшим условием гражданско-патриотического воспитания обучающихся является приобретение ими опыта и навыков гражданского поведения. При этом необходимо выбирать педагогически целесообразные формы работы с обучающимися, исходя из особенностей и возможностей учреждения образования, ученического коллектива, образовательной и социальной среды. Перспективным является системный подход, который позволяет повысить роль воспитательной составляющей образования и сделать формирование гражданственности и патриотизма обучающихся единой линией деятельности педагогических коллективов, способствует созданию необходимой воспитывающей среды.

В новом учебном году при организации воспитательной работы с учащимися и студентами по данному направлению необходимо шире использовать возможности акций гражданско-патриотической и историко-краеведческой направленности.

Министерство образования выступило инициатором и координатором республиканской акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся», которая стартовала 7 июня 2006 года в Кричеве Могилевской области. Ее целью является совершенствование деятельности учреждений образования по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи посредством их активного всестороннего изучения истории, культуры и природы своей малой родины, родного края. Акция продлится до мая 2008 года и будет включать отдельные конкурсы по созданию комплексных природно-культурных, информационных карт-схем, конкурсы любительских видеофильмов, фотографий, рисунков, литературных работ, буклетов о родном крае, разработку новых экскурсионных и туристских маршрутов и другие мероприятия (Инструкция о проведении республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» опубликована в Сборнике нормативных документов Министерства образования №5, 6 за 2006 год).

Педагогическим коллективам следует уделить должное внимание организации традиционных в учреждениях образования первого урока (лекции) и мероприятий, посвященных Дню письменности, празднование которого в текущем году будет проводиться в Поставах Витебской области. Рекомендуется провести данные мероприятия под общим названием «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся», что придаст им особое патриотическое звучание.

Продолжается республиканская патриотическая акция «Мы – наследники Победы», посвященная трудящимся Республики Беларусь, принявшим участие в восстановлении и развитии народного хозяйства в послевоенные годы. В ходе акции: встречи учащихся с ветеранами труда, местными жителями – участниками восстановления разрушенного войной хозяйства, изучение истории предприятий послевоенного времени, работа в архивах, библиотеках, музеях, пополнение экспозиций краеведческих музеев дополнительными материалами, освещающими события в стране во второй половине ХХ века.

В 2006/2007 учебном году следует вернуться к истории партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, пройти по местам дислокации партизанских отрядов, бригад, соединений, по местам крупных партизанских сражений, встретиться с участниками белорусского партизанского движения, изучить неизвестные и малоизвестные страницы истории партизанской славы. Эта работа завершится республиканским звездным походом по местам партизанской славы, в котором примут участие лучшие поисковые отряды учащейся и студенческой молодежи учреждений образования страны.

Одно из главных направлений патриотического воспитания детей и молодежи – организация шефской помощи ветеранам войны и труда, прежде всего одиноким и проживающим в домах-интернатах. Особое внимание необходимо уделить вопросам подготовки и проведения празднования 63-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 62-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В настоящее время в учреждениях образования проводится большая работа по реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Анализ проведенной работы показывает, что в наши дни взаимодействие школы и Церкви становится все более последовательным и плодотворным. При этом учреждения образования в процессе организации духовно-нравственного воспитания, основываясь на принципе светскости характера образования, не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии, а, опираясь на многообразие мировоззренческих подходов, способствуют реализации права учащихся и их родителей на свободный выбор взглядов и убеждений.

Сотрудничество учреждений образования с Белорусской Православной Церковью должно продолжиться по таким направлениям, как: духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся; милосердие и благотворительная деятельность; ознакомление с историческим и культурным наследием; забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры; поддержка семьи, детства; профилактика правонарушений, девиантного поведения учащихся и студентов; работа с неблагополучными семьями, сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми.

Значимым направлением воспитательной работы по реализации Программы в настоящее время является православное краеведение, которое способствует формированию национального самосознания, и патриотических чувств детей и молодежи, активизации их гражданской позиции. При организации этой работы целесообразно уделить серьезное внимание изучению храмов и монастырей, расположенных в районе или городе; биографии земляков – известных деятелей государства и церкви; созданию летописей, восстановлению и реставрации памятников исторического прошлого, уходу за могилами и местами захоронения воинов; организации экскурсий к святым местам, таким, как Жировичский монастырь, Свято-Евфросиниевский монастырь и Софийский собор, Музей книгопечатания и библиотека Симеона Полоцкого, Богоявленский собор в Полоцке, Коложская церковь, кафедральный собор в Гродно и др. Работу по реализации программы рекомендуется осуществлять в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 9 сентября 2005 года №21-12/193-2 «О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов управления образованием Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности». Для руководителей учреждений образования готовится к зданию сборник нормативных правовых документов «Правовое регулирование взаимоотношений учреждений образования с религиозными организациями».

Сегодня важно обеспечить педагогическими средствами грамотное информационно-методическое сопровождение процесса формирования гражданственности у обучающихся, воспитания уважения к праву, институтам государственной власти, противодействия вовлечению учащихся и студентов в деятельность незарегистрированных радикальных молодежных группировок. В связи с этим важно задействовать все имеющиеся медиаресурсы: средства массовой информации, телевидение, радио, Интернет и др.

Обращаем внимание всех педагогических работников, что на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by) регулярно размещается информация воспитательного характера (о проведении конкурсов, семинаров, республиканских акций и др.); на сайтах областных управлений учреждений образования – информация о проводимых на областном и республиканском уровнях конкурсах, фестивалях, смотрах и др.; а также материалы фотосъемок, видеосъемок о жизни района, города, села и др.

Министерство образования сообщает, что с 1 октября по 1 ноября 2006 г. состоится Интернет-форум «Моделирование и методическое обеспечение идеологической работы в учреждениях обеспечивающих получение общего среднего образования», подробную информацию о котором можно найти на сайте cit@academy.edu.by.

Стало хорошей традицией ежегодно проводить на базе Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» республиканские выставки научно-методической литературы и педагогического опыта по проблемам воспитания, накопленного в системе образования. В апреле 2006 года состоялась ІХ республиканская выставка по теме «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни учащихся и студентов». Выставка показала, что имеется значительный позитивный опыт развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни учащихся и студентов, что подтверждают представленные к участию в ней работы, количество которых превысило 3500. Среди них региональные и комплексно-целевые программы по формированию здорового образа жизни, материалы из опыта физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей работы, методические рекомендации об использовании современных здоровьесберегающих подходов и методик, эффективных форм и методов воспитания культуры здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, приобщения детей и учащихся к активным формам организации досуга, занятиям физкультурой и спортом, а также диагностическое и спортивное оборудование и др.

Учитывая накопленный положительный опыт проведения республиканских выставок, их значимость в активизации конкретных направлений деятельности и пропаганде передового опыта работы, Министерство образования приняло решение о проведении в апреле 2007 года Х республиканской выставки научно-методической литературы и педагогического опыта по теме «Воспитание гражданственности патриотизма у детей и учащейся молодежи», в которой могут участвовать авторы, авторские коллективы, учреждения образования и органы управления образованием. Обращаем внимание руководителей органов управления образованием и учреждений образования на необходимость организации работы по подготовке и качественному отбору материалов для представления их на выставку.
3. Социальная защита детства. Профилактика социального сиротства

Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав обучающихся на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, создание необходимых условий для реализации семьей ее основных функций. Решение этих задач осуществляется, прежде всего, посредством действия правовых нормативных документов в сфере социальной защиты и поддержки семьи и детства. К ним относятся Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.

За последние годы нормативная правовая база по обеспечению данных направлений деятельности значительно расширилась и усовершенствовалась. Министерство образования обращает внимание на то, что для реализации Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление министерства образования от 28.08.2004 №47), в управления образования облисполкомов и Комитет по образованию Мингорисполкома направлено информационно-методическое письмо Министерство образования от 17.11.2005 №21-12/346 «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении», в котором приводится определение и рекомендованы основные критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего.

С целью совершенствования работы органов опеки и попечительства по объявлению несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация) Министерством образования разработано «Положение о порядке рассмотрения органами опеки и попечительства обращений граждан об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации)» (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2006 г. №326).

Улучшению работы с обращениями граждан по имущественным сделкам, затрагивающим интересы несовершеннолетних, и защите прав детей призвано способствовать постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. №121 «О некоторых вопросах согласования сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, а также иных имущественных сделок, затрагивающих интересы несовершеннолетних».

В последнее время удалось достичь некоторых позитивных тенденций в решении проблем семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение приоритетного права каждого ребенка на воспитание в семье сегодня является важнейшей задачей деятельности органов опеки и попечительства, органов охраны детства, управлений (отделов) образования и социально-педагогических учреждений.

Нормативная правовая база и практика социально-педагогической работы дают возможность широко использовать различные формы устройства детей в замещающие семьи, на усыновление, опеку и попечительство. С целью оптимизации данного процесса в последнее время разработан и утвержден ряд нормативных документов: «Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условия жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики. Беларусь» (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. №290), «Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2006 г. №637) и др.

Активно развивается институт приемной семьи. За 5 лет на воспитание в приемные семьи передано 4450 детей-сирот преимущественно школьного возраста, которые ранее не были востребованы для семейных форм устройства.

Однако органам управления и учреждениям образования следует усилить работу по организации учета детей, подлежащих усыновлению, а также лиц, желающих усыновить детей, улучшить делопроизводство по подготовке документов в суд, наладить качественный контроль за условиями жизни и воспитания детей, воспитывающихся в замещающих семьях.

Правовую основу воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительно расширяют Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. №565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений», Положение о детском доме, детской деревне (городке) (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2006 г. №47). Этим Положением закреплен новый юридический статус детского дома семейного типа (раньше – учреждение, теперь – семья) и детской деревни (раньше – объединение семей, теперь – учреждение образования). Подчеркнем также, что принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 года №840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Важным приоритетом в работе коллективов интернатных учреждений остается социализация воспитанников, подготовка их к самостоятельной жизни, выбор профессии, постинтернатная адаптация и сопровождение после вы хода из интернатного учреждения.

С деятельностью социально-педагогических учреждений (социально-педагогических центров, детских социальных приютов) связана и наметившаяся с 2002 года тенденция стабилизации социального сиротства, дальнейшего развития семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижения уровня правонарушений несовершеннолетних. Детские социальные приюты в целом решают возложенную на них важную социальную задачу, предоставляя несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в государственной защите, временное место проживания и государственное обеспечение до возвращения их в семьи или определения других форм жизнеустройства, осуществляя психолого-педагогическую и социальную реабилитацию.

Названные учреждения решают сегодня важнейшие государственные задачи:

предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье;

защита прав и законных интересов детей;

социально-педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в социально опасном положении;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие семейных форм устройства детей и их сопровождение.

Значительная часть детей в результате работы социально-педагогических учреждений не пополняет контингент детских интернатных учреждений, благодаря проводимой работе удается избежать детской беспризорности.

Вместе с тем выявлены недостатки и упущения в работе социально-педагогических учреждений, деятельность которых по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства еще должным образом не скоординирована. Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних не содержат комплекса согласованных действий всех заинтересованных органов, учреждений и иных организаций по устранению причин и факторов неблагополучия ребенка, а результативность работы по оказанию несовершеннолетним социальной помощи и их реабилитации недостаточна. При наличии большого количества проблемных семей и детей, находящихся в условиях неблагополучия, наполняемость детских социальных приютов остается низкой.

В целях повышения эффективности работы профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства и усиления контроля за деятельностью социально-педагогических учреждений Министерством образования принят приказ от 16.05.2006 №300 «О совершенствовании работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства», выполнение которого должно постоянно анализироваться управлениями образования облисполкомов и Комитетом по образованию Мингорисполкома. Разрабатываются методические рекомендации по работе детских социальных приютов. Запланировано также проведение коллегии Министерства образования по вопросам социальной защиты детства.

В этой связи под особым контролем органов и учреждений образования должно находиться выполнение мероприятий Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы и обеспечение защиты прав и законных интересов детей. Необходимо значительно улучшить информирование детей и их родителей об основных положениях Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и их реализации. Целесообразно содействовать созданию общественных приемных по правам ребенка и условий для их работы с учетом доступности и открытости для обучающихся и их законных представителей. Проведенный в текущем году национальный детский форум подтвердил актуальность расширения взаимодействия с детьми и их участия в обсуждении решений, касающихся их обучения, здоровья и развития. Министерство образования рекомендует органам управления и учреждениям образования проанализировать состояние работы органов самоуправления учащейся молодежи, принять меры по их активизации, всемерной поддержки и включении в реальный процесс принятия решений. В практику работы коллективов учреждений образования должны войти обязательные встречи руководителей с учащейся молодежью, органами самоуправления и другими самодеятельными инициативами по обсуждению наиболее важных и актуальных проблем жизнедеятельности коллективов, проектов планируемых к принятию решений по организации учебного и воспитательного процесса, бытового устройства учащихся и студентов. Расширение участия – наиболее эффективная форма формирования социальной активности, социальной ответственности и гражданской позиции.


4. Особенности социально-педагогической и психологической деятельности. Профилактика девиантного поведения учащихся и студентов

В воспитательном процессе, усиление его практико-ориентированного и профилактического характера, возрастает роль социальных педагогов и педагогов-психологов учреждений образования. В целях активизации социально-педагогической и психологической деятельности, ее систематизации и нормативного правового урегулирования Министерством образования утверждено «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.06 №42). Положение определяет цели, задачи и функции службы, категории лиц, нуждающихся в социально-педагогическом и психологическом сопровождении, организационные основы работы специалистов службы, их взаимодействие с заинтересованными ведомствами.

Социально-педагогическая и психологическая служба должна стать полноценным структурным элементом воспитательной системы учреждений образования и обеспечивать эффективное выполнение возложенных на нее функций. В этой связи еще раз следует обратить внимание на анализ качественного состава специалистов службы и их профессиональную подготовку, создать условия социальным педагогам и педагогам-психологам для повышения квалификации и изучения передового опыта социально-педагогической и психологической работы. К сожалению, в учреждениях общего среднего образования только соответственно 3,0 и 3,4 процента работающих социальных педагогов и педагогов-психологов имеют высшую квалификационную категорию, не имеют категории соответственно 40,8 и 43,5 процента специалистов.

Увеличение количества проблемных семей, многоаспектность проявлений неблагополучия детей и необходимость долгосрочных мер по оказанию помощи и поддержки не снижают профессиональной нагрузки на каждого социального педагога и педагога-психолога. Обращаем внимание руководителей органов управления образованием и учреждений образования на необходимость создания соответствующих условий для специалистов социально-педагогической и психологической службы: оборудование кабинетов, обеспечение канцелярскими принадлежностями, определение оптимального для выполнения должностных инструкций режима работы. Недопустимо привлечение специалистов социально-педагогической и психологической службы к выполнению несвойственных им обязанностей.

Главные усилия в социально-педагогической и психологической работе учреждений образования, активность социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов и др. должны быть направлены на защиту прав и интересов детей и учащейся молодежи, исключение случаев ненадлежащего обращения со стороны педагогов, родителей и социального окружения, предупреждение социального сиротства, противоправного поведения и вредных привычек, формирование здорового образа жизни, а также своевременное выявление всех нуждающихся в тех или иных видах профессиональной помощи и ее оказание.

Каждое учреждение образования должно стать комфортным и безопасным для пребывания детей и учащейся молодежи, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом и культурой поведения, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил. Необходимость наращивания усилий в этом направлении работы диктуется случаями травматизма и гибели учащихся и студентов в учреждениях образования. Их анализ свидетельствует о приниженной ответственности руководителей органов управления образованием, учреждений образования и педагогов за сохранность жизни и здоровья учащейся молодежи в период учебно-воспитательного процесса, незнании требований соответствующих приказов и инструкций. Совершенно оправданной в такой ситуации является налаживание систематического обучения детей и учащихся правилам и культуре поведения в учреждениях образования, в которых должен быть главным тезис «не подвергай опасности себя и окружающих тебя людей».

Безусловно, в каждом учреждении образования необходимо обеспечить выполнение требований по исключению курения и употребления спиртных напитков, по превращению их по сути, традициям и укладу в образцовые зоны здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Утверждение здорового образа жизни остается одним из приоритетных направлений социально-воспитательной работы органов управления и учреждений образования. Особое внимание следует обратить на повышение роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья учащейся молодежи.

В истекшем учебном году впервые в истории белорусской школы учащимся 11-х классов было предоставлено право сдавать по выбору экзамен по физической культуре. Его успешно сдали свыше трех тысяч выпускников средней школы. С 28 июня по 12 июля текущего года в Бресте на высоком организационном и спортивном уровне проведена первая спартакиада школьников Беларуси по 19 видам спорта. Названные и многие другие мероприятия способствуют росту престижности физкультурно-спортивных занятий среди детей и учащейся молодежи, как в учебное, так и во внеучебное время. Подробные рекомендации по повышению качества физкультурно-массовой и спортивной работы будут опубликованы в ближайшее время в «Настаўніцкай газеце».

Впервые за последние годы в состоянии детской преступности наметилась тенденция к снижению. За 6 месяцев 2006 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года ее уровень в целом по стране снизился на 16 процентов, а количество участников преступлений – на 17,9 процента. При этом самые высокие показатели снижения наблюдаются в Минске (19,6 процента), Гродненской (24,1) и Гомельской (28,2) областях. В Брестской области отмечен рост преступлений несовершеннолетних на 2,7 процента. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общей структуре преступности страны снизился за указанный период с 8,7 до 7,6 процента.

В настоящее время осужденные, совершившие преступления в возрасте до 18 лет, содержатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Для данной категории несовершеннолетних созданы условия для получения общего среднего и профессионально-технического образования, формирования позитивных ценностных ориентаций, жизненных планов, умений правомерно решать жизненные проблемы. Результатом проводимой воспитательной работы и достигнутых положительных изменений личности является рост количества досрочно освобожденных воспитанников. Важно закрепить имеющуюся в стране положительную динамику по снижению уровня противоправного поведения учащихся и студентов, предпринять все необходимое по реальному снижению детской и молодежной преступности в тех регионах и учреждениях образования, в которых она пока наблюдается. Следует обратить особое внимание на реабилитацию несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений.

Важнейшим направлением деятельности учреждений образования по-прежнему должна быть систематическая работа по выполнению государственных программ профилактической направленности, в ходе которой необходимо совместно с органами внутренних дел и другими заинтересованными службами реализовать предусмотренные мероприятия. Требует особого внимания организация работы по профилактике противоправного поведения учащихся и студентов в соответствии с совместным методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь №12-01-68/3884-1 от 4.02.06 «Об активизации воспитательно-профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся учреждений образования».

Существенным фактором эффективности работы по профилактике девиантного поведения учащихся и студентов является организация их свободного времени. В ходе проведения профилактических мероприятий необходимо учитывать, что в настоящее время ценностные ориентации молодежи изменились и, в частности, в сфере досуга. Учащиеся и студенческая молодежь используют свободное время не только для отдыха и развлечений, но и воспринимают его как возможность реализовать свои способности. Досуг молодежи отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей учащихся и студентов и социально-психологических особенностей молодежного сознания: повышенной эмоциональности восприятия и реакций; высокой физической подвижности, динамичной смены настроения, зрительной и интеллектуальной восприимчивости.

Оптимальными организационными формами культурно-досуговой деятельности учащихся и студентов являются активные формы, в основе которых инициатива и практическое участие каждого учащегося: творческие клубы, кружки и студии; волонтерские акции; дни милосердия, здоровья, спорта и туризма; различные аукционы, ярмарки – интеллектуальные, идей, мнений, потребностей; образовательные мини-проекты, часы информирования и общения; самопрезентации; праздники, вечера, дискотеки, конкурсы, концерты, игры и состязания; встречи с известными соотечественниками, с творческими людьми, организация культпоходов в театры, музеи, проведение встреч с ветеранами, знакомство с культурными центрами, историческими местами и др.


5. Приобщение учащихся и студентов к семейным ценностям

Особый приоритет государственной социальной политики – решение демографических проблем, укрепление семьи, повышение престижа семьи в обществе, сохранение и укрепление семейных ценностей.

В настоящее время подготовлены к утверждению проекты Национальной про граммы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 годы и Национального плана действий по достижению гендерного равенства на 2006-2010 годы. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 годы ставит своей целью создание условий, направленных на предотвращение дальнейшего ухудшения демографической ситуации и формирование предпосылок ее улучшения в Республике Беларусь и предусматривает решение следующих задач: поддержка семьи и ее укрепление, улучшение охраны репродуктивного здоровья населения; формирование у молодежи установок здорового образа жизни, самосохранительного и ответственного репродуктивного поведения; обеспечение приоритета в социальной политике интересов полной среднедетной семьи и др.

Важным компонентом проекта Программы является подпрограмма «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи», направленная на создание условий, способствующих возрастанию роли семьи и ее престижа в обществе; повышению ответственности отцов и матерей за воспитание детей; укреплению нравственных основ семьи; эффективности системы предупреждения и разрешения проблем семейного неблагополучия, возрастанию культуры брачно-семейных отношений, информированности населения по вопросам, связанным с формированием семьи, семейной жизнью, супружескими взаимоотношениями, воспитанием детей.

Проект Национального плана действий по достижению гендерного равенства предусматривает конкретные меры по исключению в общественном сознании гендерных стереотипов, искоренению насилия в отношении женщин и детей в семейно-бытовой сфере, повышению роли женщин в социально-экономической жизни страны и управленческой сфере.

В новой Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь подчеркнута актуальность и необходимость активизации работы по формированию культуры семейных отношений, гендерной культуры и навыков ненасильственного поведения и разрешения конфликтов в процессе учебной и внеучебной деятельности учреждений образования. Анализ педагогической практики показывает, что имеет место невысокая готовность педагогических кадров к работе по этим направлениям, непонимание проявлений гендерных стереотипов и отсюда терпимое отношение к их проявлениям и неосознанное транслирование как нормы. В издаваемых учебно-методических пособиях также не удается избежать отмеченных недостатков. В связи с этим в содержание программ обучения на всех уровнях образования и издаваемых учебно-методических пособий будет включаться информация по проблемам формирования культуры семейных отношений и гендерной культуры, подготовке учащейся молодежи к семейной жизни; предотвращения насилия в отношении женщин и детей, торговли людьми.

2006 год в нашей стране объявлен Годом матери. Главная цель его проведения – привлечь внимание широкой общественности к проблемам такого социального института, как семья. Мероприятия, проводимые на основании плана Министерства образования в рамках Года матери должны способствовать решению проблем семьи и материнства, возрождению в обществе традиционных духовных и нравственных ценностей, укреплению института семьи, повышению авторитета и социальной роли женщины. В этой связи учреждениям образования необходимо уделить особое внимание организации соответствующих воспитательных мероприятий в течение года, а также в рамках Недели матери (традиционно проводимой в учреждениях образования в октябре каждого года) и приуроченных ко Дню семьи (15 мая).

Важно поддержать и оказать необходимую помощь молодым семьям из числа учащейся молодежи, особенно тем, в которых воспитываются дети, обеспечивать их общежитием, содействовать устройству детей в дошкольные учреждения. Целесообразно ввести в практику встречи руководителей учреждений образования с такими семьями, обсуждать волнующие их проблемы и создавать условия для успешного сочетания учебы с семейно-родительскими обязанностями. Не должны остаться без внимания и многодетные семьи педагогических работников. Их положительный опыт воспитания детей и семейных традиций следует использовать в воспитательной практике.

Результативность воспитательных усилий во многом будет определяться характером взаимодействий с семьей. В учреждениях образования накоплен значительный опыт работы с родителями и лицами, их заменяющими, созданы условия для расширения участия семьи в организации учебной и воспитательной деятельности. Семья – главный социальный институт и наиболее естественная среда для полноценного развития и социализации детей. Этическими принципами педагогов в работе с семьей должны оставаться партнерство, уважение и приоритет интересов ребенка. Привлечение и вовлечение родителей в решение воспитательных задач, в совместную общественно значимую деятельность должно стать постоянным и системным, носить комплексный характер, основываться на действующей нормативной правовой базе.

Работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей необходимо значительно разнообразить и строить ее дифференцированно с учетом потребностей конкретной категории родителей и имеющихся проблем. Важно добиться того, чтобы из поля зрения педагогов, социально-педагогической и психологической службы не выпала ни одна семья, ни один ребенок, находящийся в условиях семейного неблагополучия. Обращаем внимание на то, что классный руководитель должен посещать и знать положение каждой семьи своих воспитанников в целях принятия наиболее ранних мер по выявлению семейного неблагополучия, ухудшающего положение детей. Работа с родителями «группы риска» должна быть направлена на формирование осознанного отношения взрослых к воспитанию детей, созданию соответствующих условий для реализации их потенциала, воспитания внутренней дисциплины, умения контролировать эмоции и поступки.

В связи с этим повышается, как уже отмечалось, роль социально-педагогических учреждений и социально-педагогической и психологической службы, которые призваны помочь в организации сотрудничества с семьей, в совершенствовании культуры взаимодействия специалистов с родителями. Социально-педагогические центры и социально-педагогическая и психологическая служба призваны обеспечить должную рекламу предоставляемых услуг и возможностей, гарантировать высококвалифицированную социально-педагогическую и психологическую помощь. Необходимо своевременно и регулярно информировать семью о существующей практике социальной поддержки со стороны государства (получение адресной, различных видов материальной помощи малообеспеченными, многодетными и неполными семьями, семьями инвалидов с несовершеннолетними детьми, средств на содержание детей, находящихся под опекой, в приемных семьях и семьях усыновителей). Важно акцентировать внимание педагогических коллективов школ на более глубоком изучении социальных процессов, влияющих на жизнь ребенка, практиковать проведение благотворительных акций. По-прежнему актуальны «телефоны доверия» для родителей и детей, консультации по психолого-педагогическим, медицинским, правовым проблемам и иным вопросам.

В большей системности и планомерности, содержательном обновлении нуждается работа по подготовке учащейся молодежи к семейной жизни, ответственному родительству. В этой связи будет оправданным введение курсов, спецкурсов, курсов по выбору, факультативов на всех уровнях образования с учетом особенностей конкретных категорий обучающихся и морально-нравственных традиций. Учащаяся молодежь должна осознанно понимать роль семьи, материнства и отцовства в жизни каждого человека и общества, отрицательные последствия таких явлений как социальное сиротство, отказ от детей, ранняя беременность, лишение родительских прав, семейное неблагополучие.

Следует продолжить использование и таких традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов работы, как просветительские лекции и заседания дискуссионных клубов, клубов молодых семей; семейные чтения, круглые столы, родительские собрания на темы брачно-семейных отношений и роли родителей в воспитании детей; конкурсы сочинений, рисунков, плакатов на темы «Моя семья», «Наши семейные традиции», «Портрет моей семьи», «Лучший семейный праздник» и т.п.; концерты с выступлениями творческих семей, спортивные мероприятия, конкурсы семей, чествование династий, выдающихся представителей семей; практические семинары, тренинги эффективного общения, консилиумы по проблемам семейного воспитания; проведение праздников, тематических недель («Неделя семьи», «Неделя матери») и др.
6. Особенности организации воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня

За прошедшие несколько лет накоплен немалый опыт по работе в субботние дни, которые в учреждениях образования в большинстве своем стали днями развития, позволяющими актуализировать творческие способности обучающихся, сформировать у них устойчивый интерес к познавательной деятельности, целенаправленно и систематически укреплять физическое и психическое здоровье детей.

С переходом на 5-дневную учебную неделю у школьников появилось больше свободного времени, а перед учреждениями образования встал вопрос, как это время использовать с максимальной пользой для ребенка. Решение данной проблемы требует более тесной совместной деятельности школ с учреждениями внешкольного воспитания и обучения, социокультурной сферы, общественными организациями. Позитивным является тот факт, что педагогические коллективы учреждений образования, специалисты управлений образования понимают, что организацией досуга детей и подростков должны заниматься не только учебные заведения. На сегодняшний день это общая проблема всех заинтересованных организаций – от исполнительной власти до каждого субъекта социума, включая семью. Поэтому во многих районах страны созданы и успешно реализуются комплексные программы по организационно-содержательному наполнению шестого дня учебной недели, утверждаемые на уровне гор(рай)исполкомов.

Практика показала, что наибольшей популярностью среди школьников пользуются спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, туристские походы, экскурсии, велопробеги, краеведческая и эколого-натуралистическая работа. Субботний день стал органичной частью воспитательных систем учреждений образования. Сегодня необходимо еще шире привлекать к его организации и проведению родителей, более тщательно проводить с ними информационно-просветительскую работу. Педагогам не следует забывать, что задача школы – не освободить семью от заботы о воспитании ребенка, а напротив, приблизить родителей к школьной жизни, к их собственным детям.


7. Особенности организации свободного времени учащихся сельских учреждений образования

Сельские регионы занимают около 90 процентов территории страны. В них проживает около 30 процентов населения. Село – источник и хранитель национальных традиций, белорусского языка, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник – важная государственная задача.

Реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы позволит повысить качество образования в сельской местности; охватить не менее 85 процентов сельских детей дошкольным образованием; развивать физическую культуру, спорт и туризм на селе; открыть при сельских общеобразовательных школах филиалы детско-юношеских спортивных школ, развивать агро- и экотуризм; развивать культурно-досуговую деятельность, сохранять и развивать традиционную культуру регионов. Одной из основных задач Программы является возрождение и развитие социальной сферы белорусского села, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе.

Проводниками социальных стандартов на селе определены агрогородки. На их основе предполагается устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, направленное на формирование необходимых условий для жизни населения.

Сегодня при организации досуга сельских учащихся следует уделить особое внимание интенсификации совместной деятельности учреждений образования и внешкольных учреждений по решению этой задачи. Совместная работа в данном направлении может осуществляться через:

* расширение основных направлений внеучебной и внешкольной деятельности учащихся (художественная самодеятельность, техническое творчество, журналистика, спорт), создание гибкой системы планирования работы кружков по интересам; школ здоровья, этикета, бизнеса, народных ремесел и промыслов и др.;

* создание условий для изучения школьниками духовных и культурных традиций жителей своего села, региона;

* повышение воспитательного потенциала шестого школьного дня (развитие сети клубов выходного дня; центров неформального общения детей, педагогов, жителей села; проведение «тематических» суббот: фольклорной, театральной, спортивной, игровой и др.);

* организация совместно с общественным объединением «БРСМ» выездных творческих бригад выходного дня с участием учащейся молодежи вузов, ссузов, ПТУ для проведения концертных шоу-программ, выставок, патриотических акций, видеолекториев;

* повышение роли учреждений внешкольного воспитания и обучения в методическом сопровождении информационно-идеологической и воспитательной работы на селе и др.


8. Роль классного руководителя (куратора учебной, академической групп) в организации воспитательной работы

Заметно обновилась за последние годы воспитательная деятельность классных руководителей (кураторов) учреждений образования. Данную тенденцию подтвердил проведенный в декабре 2005 года на базе Академии последипломного образования республиканский конкурс педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе, в номинации «Педагог-воспитатель года», цель которого – стимулирование профессионального и личностного роста педагогических работников учреждений образования, повышение престижа классного руководства и кураторства, поощрение лучших специалистов в сфере воспитания, пропаганда передового опыта воспитательной и идеологической работы, содействие внедрению в педагогическую практику эффективных методик в области воспитания. Конкурс показал, что лучшие педагоги стремятся к созданию воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и поддерживаются процессы самоопределения, самоутверждения и самореализации обучающихся, что говорит об использовании ими личностно-ориентированного подхода.

Министерством образования в ноябре 2006 года планируется проведение республиканского конкурса в номинации «Педагог-организатор года». В связи с этим особую актуальность приобретают методические рекомендации по работе педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, которые будут подготовлены к новому учебному году.

В целях повышения роли кураторов студенческих групп Министерством образования подготовлена Инструкция об организации деятельности куратора студенческой группы учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, утвержденная постановлением Министерства образования от 26.04.2006 №41. Инструкция определяет порядок организации, обязанности, права и основные направления, систему взаимодействия, принципы деятельности и функции куратора, его место в структуре идеологической и воспитательной работы вуза. В частности, предусматривается еженедельное проведение куратор информационных часов по вопросам государственной внутренней и внешней политики, ежемесячное – воспитательных часов, а также организация и осуществление культурно-досуговых и других мероприятий.

Несмотря на имеющийся положительный опыт, немалая часть педагогов испытывает сегодня серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Проблема поиска классными руководителями (кураторами) адекватных современной

Эффективность воспитательной работы может быть достигнута при следующих условиях:

* применение системного подхода в организации воспитательного процесса: моделирование и построение воспитательных систем, объединение отдельных воспитательных дел и мероприятий, по определению В.А. Караковского, в более «крупные дозы воспитания» (ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты);

* использование личностно-ориентированного подхода, усиление индивидуальной работы, направленной на самопознание, саморазвитие и самореализацию каждого обучающегося (циклы тематических классных часов «Познай себя», «Сотвори себя сам», тренинги саморазвития и личностного роста, мастерские самопроектирования, бенефисы и самопрезентации учащихся, персональные выставки и т.п.);

* взаимодействие в процессе воспитательной работы с семьей и другими социально-воспитательными институтами;

* соблюдение в процессе воспитания традиций классного коллектива;

* развитие коммуникативной культуры (тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры и др.);

* проведение мониторинга воспитательной деятельности.


9. Планирующая и учетная документация по организации воспитательного процесса

В организации воспитательного процесса в учреждении образования важную роль играет планирование.

План идеологической и воспитательной работы определяет цели, задачи на планируемый период, содержание этой работы (основные направления, формы, методы работы, порядок мероприятий воспитательной и идеологической направленности, сроки, место их проведения, участников и ответственных). Назначение плана идеологической и воспитательной работы – упорядочить деятельность всех частников образовательного процесса по указанным направлениям, обеспечить его организованность, согласованность, скоординированность, системность, логику и последовательность реализации задуманного, соответствие форм и методов содержанию, а также единство и взаимосвязь с учебным процессом.

Принципы планирования идеологической и воспитательной работы: целенаправленность, системность, управляемость процессов и результатов, учёт возрастных особенностей, интересов обучающихся, преемственность запланированных мероприятий, последовательность, реалистичность.

Для обеспечения соответствия плана идеологической и воспитательной работы перечисленным принципам необходимо соблюдать следующие требования:

соответствие целей, содержания плана нормативным и иным документам Министерства образования, организационно-распорядительной документации учреждения образования, в частности, должностным обязанностям педагогических работников, планам учебно-воспитательной, идеологической и воспитательной работы и др.;

актуальность – отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на решение социально-личностных задач;

целенаправленность – психолого-педагогическая обоснованность мероприятий, их соответствие целям;

разнообразие форм, методов идеологи ческой и воспитательной работы, деятельностный, системный, перспективный характер мероприятий;

учет особенностей, традиций и возможностей учреждения образования, его социального окружения;

конкретность плана – указание конкретных мероприятий, сроков проведения, участников и организаторов; исключение общих формулировок, которые являются серьезным недостатком плана и должны корректироваться; персональная ответственность лиц, разрабатывающих и реализующих план;

реалистичность плана, предусматривающая педагогически целесообразный отбор и равномерное по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач;

преемственность, обеспечиваемая стабильность различных видов и организационных форм деятельности при вариативности их реализации;

логическая последовательность изложения, точность и аргументированность оценок, доказательность выводов;

хронологическая последовательность мероприятий в плане.

Рекомендуется использовать перспективные планы идеологической и воспитательной работы сроком на 5 лет, на очередной учебный год для решения стратегических и тактических целей; планы работы педагогов и специалистов на год. Возможна разработка стратегического плана на более длительные сроки. Как правило, планы работы содержат вводную часть в текстовой форме и план мероприятий в форме таблицы.

В целях совершенствования воспитатель ной деятельности, более детального ее планирования наряду с перспективными планами идеологической и воспитательной работы могут составляться оперативные – рассчитанные на месяц, неделю, день. Такие планы разрабатываются в форме таблицы, графика – планы-графики, планы-сетки мероприятий, что позволяет более рационально планировать и без перегрузок реализовывать предстоящую работу с учетом возможностей подготовки конкретных мероприятий.

В учреждении образования должны быть:

план идеологической и воспитательной работы учреждения образования, утверждаемый его руководителем;

планы работы и учетная документация педагогов, осуществляющих воспитательный процесс;

план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

программы и расписание работы клубов, кружков, секций;

план работы и протоколы заседаний методического объединения классных руководителей (кураторов);

план работы Совета профилактики, совместный план работы учреждения образования с инспекциями по делам несовершеннолетних, планы работы органов самоуправления, общественных организаций, комиссий, штабов;

сценарии воспитательных мероприятий;

информационно-аналитический банк результатов мониторинговых исследований воспитательного процесса;

годовой отчет.

В приложении к годовому плану, исходя из задач деятельности учреждения образования, также могут быть комплексно-целевые программы, проекты, планы по различным направлениям воспитания обучающихся и другая учетная и планирующая документация в соответствии со спецификой учебного заведения.



Системность в планировании идеологической и воспитательной работы позволяет объединить усилия всех педагогических работников для реализации запланированного, эффективно использовать разнообразные формы и методы этой работы, способствует более качественному решению постав ленных задач с оптимальными затратами средств, сил и времени.

Министерство образования обращает внимание педагогических коллективов на то, что в сборнике нормативных документов за сентябрь текущего года будут опубликованы подробные методические рекомендации, отражающие особенности организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году в учреждениях образования различных уровней.


Смотрите также:
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году»
368.65kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2006-2007 учебном году
1929.4kb.
9 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
323.75kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2008-2009 учебном году
236.32kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебного предмета «Биология» в 2009/2010 учебном году
273.28kb.
1 стр.
Методические рекомендации «Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году»
466.31kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году»
1201.59kb.
5 стр.
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году
1500.5kb.
8 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в 10 классе общеобразовательных школ Ярославской области в 2006-2007 учебном году
231.4kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
687.74kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
610.35kb.
5 стр.
Анализ итогов работы педагогического коллектива за 2007-2008 г. В 2007-2008 учебном год
765.07kb.
5 стр.