Главная страница 1
Информация

о преподавании Всемирной истории, история Казахстана,

«Правоведения», «Обществоведения», «Религиоведения»

в общеобразовательных школах города Усть-Каменогорска

В основу работы по методическому обеспечению преподавания общественных дисциплин были положены следующие нормативно- правовые документы:

- Конституция Республики Казахстан;


- Послание Президента Республики Казахстан от 28.01.2011 года «Построим будущее вместе»;

- Закон Республики Казахстан « Об образовании»;

-Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы;

- Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года;

- Государственные стандарты образования, ГОСО - 2010 и проект стандартов 12-летней школы;

-Государственная программа патриотического воспитания в Республике Казахстан;

- Приказы МОН Республики Казахстан «О начале 2010-2011 учебного года»;

-Решения советов городского отдела образования и совещаний при начальнике, рекомендации методических советов последних трех лет.

Содержание образовательной области «Человек и общество» реализуется в учебных предметах: история Казахстана, Всемирная история, Основы обществознания, Основы правоведения и факультативного курса

«Религиоведение».

На начало 2011-2012 учебного года преподавание общественных дисциплин осуществляют 132 учителя, что говорит о стабильности кадров.
КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПЕДАГОГОВ


Всего

Высшая категория

Первая категория

Вторая

категория



Без категории

132

52

27

22

31
















РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Всего:

Высшее образование

Высшее педагогическое

132

132

132

Кадровый ресурс городского методического объединения учителей общественных дисциплин отвечает современным требованиям и может удовлетворить запросы потребителей: учащихся и их родителей. В то же время следует отметить, что 22% учителей, работающих без категории, нуждались в оказании методической помощи. На начало 2010-2011 учебного года преподавание общественных дисциплин осуществляли 132 учителя, что говорит о стабильности кадров. По итогам аттестации 2011 года получили: высшую категорию -4, первую -7 учителей; подтвердили высшую категорию – 7, первую- 3 учителя.

Так как 22% учителей не имеют категории, необходимо оказывать им методическую помощь; а также продолжить работу Школы молодого учителя. Для более эффективной работы Школы молодого учителя истории назрела необходимость закрепить в 2010-2011 учебном году базовую школу № 35, официально руководителя ШМУ – Таимову А.М. В течение года на заседаниях Школы молодого учителя прошел фестиваль творчества молодых учителей с Презентацией портфолио – как формы творческого отчета учителя». Свои отчеты представили учителя истории: Шаймурат А. – школа № 1, Мусралинова У.- Ахмеровская школа, Жаксыбаева М.С. – школа № 43.

В августе 2011 года проведено стартовое заседание ГМО учителей общественных дисциплин на тему: «Повышение качества исторического образования как условие формирования казахстанского патриотизма», на котором выступили: Тыдыякова И.Ф. и Недосекова И.Ю.- школа № 37, Грохотова И.О.- школа № 26. Ими был представлен опыт работы по повышению качества исторического образования в условиях реализации задач городской поисковой темы «Совершенствование качества образования в современной школе как условие развития субъектов образовательного процесса», а также обобщен опыт творческой группы учителей общественных дисциплин «Использование регионального компонента в преподавании истории Казахстана». Опыт учителей был представлен в электронной картотеке передового педагогического опыта учителей истории, презентация картотеки прошла на базе школы № 4, в ней размещены электронные портфолио 21 учителя. Лучшие методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории, представленные в картотеке, в 2010-2011 учебном году были направлены на экспертизу и опубликованы в республиканских научно-методических журналах по истории, что соответствует задачам формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

В течение 2010-2011 года на областных, городских семинарах – практикумах был представлен опыт учителей истории: Шаймурат А.Ш.- школа № 1, Ждановой И.С.-школа №2, Кашигиной Т.Г., Ушаковой С.В.- школа № 4, Ивановой В.П.-школа № 9, Плотниковой И.А., Мацковской Е.Н.- гимназия № 10, Ларионовой Е.В., Чаймордановой Л.С.-школа № 14, Крючковой И.С.-школа № 17, Юровой Ю.В.-школа № 19, Захаржевской С.С., Полковниковй А.Ф., Гусевой И.О.- КРГ.

Профессионализм учителей должен подтверждаться качеством знаний выпускников на ЕНТ и экзаменах. Индикатором результативности работы учителей общественных дисциплин являются показатели ЕНТ.

Проблемам повышения качества исторического образования были посвящены вопросы, заслушанные 24 сентября 2010 года на совете отдела образования: «Результаты ЕНТ по истории Казахстана в классах общественно-гуманитарного направления как показатель качества образовательной деятельности школы» по итогам проверки школ № 14,15,18,32,45 и 23 сентября 2011 года «Динамика результатов ЕНТ по общественным дисциплинам как показатель качества образовательной деятельности школы (сш№4,5,13,14,15)».



Результаты единого национального тестирования

по истории Казахстана и всемирной истории за 2011 год.

В 2011 году историю Казахстана сдавали 1525 выпускников школ города, что составило 81,9 % от общего количества выпускников 2011 года.

Средний балл по истории Казахстана – 17,8 баллов, это на 0,2 балла ниже, чем в прошлом году, но качество знаний составило 86 %, в целом показатели стабильны.

Среднегородской и выше среднегородского балла показатели в школах № 1, 2, 3, 5 каз, 7, 10, 11, 14 каз, 15 каз, 16, 20, 22каз,22 рус, 23 каз, 24,27 каз, 29,32 каз, 35, 38, 39, 43, 44,45, «Исток», «Бриг», Меновное, Ахмеровская каз., что составляет 53% от общего количества сдающих выпускников, по сравнению с прошлым годом на 6% больше.

С целью повышения качества знаний по истории Казахстана и улучшения уровня подготовки к ЕНТ:

- с сентября 2010 года работала творческая группа учителей 11-х классов, целью которой являлся отбор оптимальных форм подготовки учащихся 11 классов к ЕНТ. Учителя создали банк тестовых заданий по 30 разделам курса истории Казахстана, примерные опорные конспекты.

- 28 октября 2010 года с творческим отчетом и обменом опыта по подготовке к ЕНТ выступила учитель истории Асанова З.К. – частная школа « Бриг», учителем был представлен богатый дидактический, раздаточный материал по истории Казахстана и всемирной истории;

С целью выявления проблемных вопросов при подготовке к ЕНТ и западающих тем, с 20 по 25 декабря 2010 года во всех школах города была проведена полугодовая контрольная работа по истории Казахстана в 9-11 классах, которая показала усвоение программного материала, знание хронологии и опорных понятий. Ежемесячно преподаватели проводили пробные тестирования в школах, с помощью мониторинга отслеживали результативность подготовки к ЕНТ. А также 3 февраля 2011 года на базе школы № 38 прошло заседание творческой группы по выявлению проблем и путях их решения при подготовке к ЕНТ, на котором выступили Жданова И.С.- школа № 2, Кашигина Т.Г. - № 4, Демчева З.Д.- № 9, Ларионова Е.В.- № 14, Зюбенко А.Н.- № 36, Орлова О.М.- № 38. Было вынесено решение: в каждой школе завести на сдающих ЕНТ учащихся индивидуальные карточки, где можно было бы отследить прохождение программного материала и степень готовности выпускника. Во время заседания 17 марта 2011 года « Круглого стола» по теме «Динамика результатов ЕНТ по всемирной истории и истории Казахстана- как показателя качества преподавания общественных дисциплин» был дан мастер-класс по систематизации материала и проведению уроков по подготовке к ЕНТ учителями Тыдыяковой И.Ф. из школы № 37, Поповой Н.И. из школы № 7. В течение мая методистом отдела образования были организованы выездные дни с целью оказания методической помощи в подготовке к ЕНТ в школах №: 4, 5, 6, 9, 14, 15, 32, 36, 39.

С целью повышения познавательного интереса и мотивации учащихся к ЕНТ, 25 ноября 2010 года проведены дебаты: «ЕНТ- качественный показатель знаний учащихся» среди учащихся 11 классов школ № 31 и 24, подготовленные учителями Воробьевым Б.Б. и Шешуковой Н.Н.,

В разрезе школ результаты ЕНТ по истории Казахстана приведены в таблице:



Результаты ЕНТ по истории Казахстана 2011 год

школа

Сдавали

ЕНТ


«

«4»

«3»

Средний балл

% кач-ва

учитель

№ 1

86

48

38

-

21

100 %

Кентпаева Ф.С.

Шаймурат А.Ш.



№ 2

30

12

16

2

19,3

93%

Жданова И.С.

№ 3

71

63

8

-

23

100 %

Адикова Г.А.

Камбасова М.М.



№ 4

67

17

41

9

17,1

84%

Кашигина Т.Г.

Ушакова С.В.



№ 5к

6

3

3




20,3

100 %

Аринова Н.Е.

№ 5 р

6

2

3

1

17,2

83%

Шушакова Т.П.

№ 6 к

7

1

5

1

17,4

86%

Жайлаубаев С.Г.

№ 6р

12

-

5

7

13,3

42%

Кондаурова Л.В.

№ 7

43

12

26

5

18,4

91 %

Курбатова О.Б.

№ 8

5

1

2

2

16,4

75 %

Ларионов А.В.

№ 9

36

3

16

17

14

51%

Демчева З.Д.

№ 10

60

20

36

4

19

93%

Плотникова И.А.

№ 11

62

34

25

3

20,2

98 %

Степанищева О.Б.

№ 12

13

3

9

1

17,1

93%

Сазонова А.Ю.

№ 13

13

2

6

5

15

62%

Сапаров Р.К.

№14к

8

5

3

0

21

100 %

Чайморданова Л.С.

№14р

10

-

5

5

12,3

50 %

Ларионова Е.В.

№ 15к

10

3

6

1

18,4

90%

Шалаханова А.М.

№15р

35

5

15

15

15

56 %

Копылова Т.В.

№ 16

77

53

24

--

21,4

100 %

Раимханова А.М.

Туражанова А.М.



№ 17

52

11

22

19

16

63 %

Крючкова И.А.

№ 18

9

1

5

3

15

66 %

Акименко Н.Н.

№ 19

34

6

20

8

16

76%

Елагина Н.В.

№ 20

42

17

20

5

19

88 %

Масалимов М.М.

№ 22к

10

6

3

1

20,1

90 %

Сулейменова А.Д.

№22р

10

2

7

1

19

80%

Купиев Р.К

№23к

9

2

6

1

19

90 %

Ескендирова К.А.

№23р

24

1

11

12

14,1

50%

Турко В.С.

№ 24

66

18

39

9

18,1

86 %

Леоненко А.А.

№ 26

35

7

20

8

16,1

77 %

Барабаш Л.И.

№ 27к

5

1

4

-

18,7

100 %

Калиякпарова Т.К.

№27р

15

2

10

3

16,5

80 %

Шелеп Н.А.

№ 29

32

12

17

3

18,4

91 %

Ганнова О.Н.

КРГ

32

8

19

5

17,6

84,4 %

Гусева И.И.

Полковникова А.Ф.



№ 31

23

7

12

4

17,4

83 %

Миханцева Е.Н.

№32р

11

1

6

4

15

64 %

Даниленко С.Н.

№32к

14

7

5

2

18,5

86%

Жарылкапова А.Д.

№ 35

34

12

20

2

19

94%

Таимова А.М.

№ 36

26

3

22

1

16,4

96 %

Зюбенко А.Н.

№ 37

40

4

29

7

16,5

82,5 %

Тыдыякова И.Ф.

№ 38

25

17

6

2

21

92 %

Орлова О.М.

№ 39

42

14

22

6

18,4

86 %

Зинченко О.М.

№ 40

28

-

19

9

15

68 %

Важенина Г.А.

№ 42к

11

2

7

2

18

82 %

Байдрахманова Д.Б.

№42р

15

2

10

3

16

80 %

Фроимчук С.А.

№ 43

60

29

26

5

19

92 %

Орамалова А.Ж.

Жаксыбаева М.М.

Чекетаева Р.С.


№ 44

49

35

14

-

21,4

100 %

Уябасаров Е.Б.

№ 45

54

22

32

-

19,6

100%

Насикова С.С.

Шайморданова Г.С.



Менов. рус.

2

1

1

-

19,5

100%

Березовикова И.Д.

Менов.

Каз.


6

1

5

-

18,3

100 %

Кайсабаева А.Р.

Н-Явл.к

3




3

-

17,3

100 %

Ахметжанова А.Р.

Ахм.к

14

3

9

2

18

86 %

Мусралинова У.С.

Ахм.р

5

-

5

-

16,4

100%

Мадиярова Л.М.

Исток

6

5

1

-

22

100 %

Жунусова К.У..

Бриг

15

3

10

-2

18

87 %

Асанова З.К.

итого

1525

549

759

207

17,8

86 %




Результаты ЕНТ по всемирной истории 2011 год

Всемирную историю как предмет по выбору сдавали 90 человек из 31 школы, качество знаний составило 75,5 %. Это говорит о повышении качества знаний по всемирной истории по сравнению с прошлым годом на 3,5% и о росте интересов учащихся к предмету. Вместе с тем надо отметить, что есть и одна « 2» в школе № 40. Школы №1, 3, 7, 10, 16, 27, 29,31,32 рус, 35, 42 каз, 43, 44, 45 набрали средний балл выше среднегородского, это 45,1 % от общего количества сдающих; школы № 4,9,13,15, 17, 20, 22,23,24, 26, 36,37,38, 39, 40, Ахмер, Меновное (54 %) набрали средний балл ниже среднегородского. Наивысшие показатели (по 23-25 баллов) в школах

№ 4,7,16,20,27,42,43,44.

Результаты ЕНТ по всемирной истории

школа

Сдавали

ЕНТ


Средний балл

% кач-ва

учитель

№ 1

5

19

100 %

Шаймурат А.Ш.

Кентпаева Б. С.



№ 3

2

19

98 %

Адикова Г.А.

№ 4

6

14,3

67 %

Кашигина Т.Г.

Ушакова С.В.



№ 7

3

19,6

100%

Курбатова О.Б.

№ 9

3

15

66%

Демчева З.Д.

№ 10

1

18

100%

Плотникова И.А.

№ 13

1

16

100%

Сапаров Р.К.

№ 15

4

13

50 %

Копылова Т.В.

№ 16

3

20,6

100 %

Раимханова А.М.

Туражанова А.М.



№ 17

3

14

100 %

Крючкова И.А.

№ 20

6

15,3

50 %

Масалимов М.М.

№ 22к

3

17,2

75 %

Сулейменова А.Д.

Купиев Р.К.



№ 23

2

15

50%

Ескендирова К.А

Турко В.С..



№ 24

3

16,3

60 %

Леоненко А.А.

№ 26

2

15,5

67 %

Барабаш Л.И.

№ 27

1

23

100%

Шелеп Н.А.

Калиякпарова Т.К.



№ 29

4

18

100 %

Ганнова О.Н.

№ 31

1

20

100%

Миханцева Е.Н.

№ 32р

2

19

40 %

Даниленко С.Н.

№ 35

3

19,5

100%

Таимова А.М.

№ 36

1

17

100%

Зюбенко А.Н.

№ 37

2

15

100 %

Тыдыякова И.Ф.

№ 38

1

16

100%

Орлова О.М.

№ 39

5

15

40 %

Зинченко О.М.

№ 40

4

13

75 %

Важенина Г.А.

№ 42к

1

24

100 %

Байдрахманова Д.Б.

№ 43

4

20

100 %

Орамалова А.Ж.

Жаксыбаева М.М.



№ 44

5

23

100 %

Уябасаров Е.Б.

№ 45

3

18

75 %

Насикова С.С.

Шайморданова Г.С.



Ахм.к

4

17,2

100 %

Мусралинова У.С.

Меновное

2

16

50 %

Кайсабаева А.Р.

Итого

90

17,3

75,5%




Выводы: результаты ЕНТ по истории Казахстана и всемирной истории в 2011 году ниже по среднему баллу и выше по качеству знаний, чем в 2010 году.

В 2010-2011 учебном году особое внимание было уделено повышению качества работы школьных методических объединений ГЭЦ через реализацию избранных направлений ОЭР.

Для руководителей ШМО учителей гуманитарных предметов проведено 3 занятия по поисковым темам: в декабре 2010 года -практикум для руководителей ШМО школ № 2, 4, 9, 11,19, 36, интерната имени Крупской «Роль МО в совершенствовании образовательной среды школы»; в феврале 2011 года - школа ППО для руководителей ШМО школ № 1, 3, 16, 20, 43, 44, 45«Из опыта работы МО учителей общественных дисциплин по реализации школьной поисковой темы на этапе формирующего эксперимента», в мае 2011 года заседание руководителей ШМО, руководителей творческих групп «Управленческий аспект в деятельности ШМО». Перечисленные мероприятия способствовали целенаправленной деятельности ШМО учителей общественных дисциплин по созданию базы формирующего эксперимента.

Важнейшим резервом повышения качества ЗУН по общественным дисциплинам является внедрение ИКТ. С целью глубокого освоения ИКТ на базе школы № 31 работала творческая группа по обучению учителей практическим навыкам работы с интерактивным оборудованием. Ее посещали 14 учителей. С творческим отчетом, по применению ИКТ на уроках общественных дисциплин 26 октября 2010 года выступила учитель истории Жданова И.С.-гимназия № 2, Лобачева О.Д.-гимназия № 10, Бублик Г.А. – школа № 36.

В связи с ведением факультативного курса « Религиоведение» и с целью создания методической базы по данному курсу, 9 ноября 2010 года на базе школы № 19 была создана творческая лаборатория преподавателей курса

« Религиоведение». На заседаниях преподавателей творческой лаборатории 2010-2011 года были составлены рекомендации по планированию курса с учетом новой программы, проведены открытые уроки, мастер-класс учителями-религиоведами Рытовой Т.Д.-школа № 9, Тормашевой И.В.- школа № 17, Юровой Ю.В.- школа № 19, Захаржевской С.С.- КРГ. Задачами курса является правильное объективно-научное понимание внутреннего смысла религиозных учений, их генезиса и роли в истории развития общества; выработка устойчивых объективных научных знаний понятий и категорий, умение свободно оперировать правильно понимаемыми терминами, выработка умения различать смысл, особенности, положительные и негативные стороны в формальных религиозных учениях, понимание символики, их влияния особенностей развития и роли в современном мире, формирование глубоких убеждений недопущение религиозного экстремизма и терроризма в молодежной среде и обществе. Преподавание курса осуществляют учителя истории, владеющие знаниями о мировых религиях как части духовной культуры народов мира. Для учащихся старших классов с помощью общественного объединения «Единство» создано электронное пособие по религиозным сектам. Главное назначение пособия – уберечь старшеклассников от попадания в религиозные организации деструктивного характера.

15 октября 2010 года в режиме он-лайн проведены открытые уроки по религиоведению: Рытова Т.Д.- школа № 9, Орамалова А.Ж – школа № 43;

С целью методического обеспечения учитель школы № 9 Рытова Т.Д. разработала рабочую тетрадь по религиоведению, которая прошла областной КЭС и рекомендована к применению в других школах.

Повышение научно-методического уровня педагогов является неотъемлемым следствием повышения познавательной активности учащихся, ежегодно возрастает количество старшеклассников, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.

В 2010-2011 учебном году в различных формах работы отдела образования с одаренными детьми было занято около 150 детей- 1-8 классы и 600 учащихся 9 -11 классов. Среди них участников научно-практической конференции по истории Казахстана и краеведению, которая состоялась 5 ноября 2010 года - 62 человека, в областном конкурсе приняли участие 24 ученика, призовые места заняли учащиеся школ № 3, 38.

В декабре 2010 года прошли олимпиады по истории Казахстана и основам Права, в котором приняли участие 160 учащихся 9-11 классов. Научно-практическая конференция младших школьников по истории Казахстана и краеведению состоялась 29.04.2011 года в ГУ «Средняя школа № 15», всего участвовало 45 учащихся.

Дистанционный интеллектуальный Проект по истории Казахстана, проводимый Ресурсным центром пользуется заслуженным вниманием и с высокой степенью заинтересованности. В ноябре 2010 года запущен 6-ой Проект « Процветай, мой Казахстан», посвященный 20-летию Независимости Республики Казахстан, в нем участвуют 16 школ, всего 80 учащихся.

На базе Международной школы творчества Евроталант-Фиджип 11 декабря 2010 года прошла городская интеллектуально- творческая олимпиада по всемирной истории « По следам Аттилы», в которой приняли участие 250 учащихся из 15 школ города. Второй этап пройдет с 12 по 21 января 2011г. в форме тура по Европе «По следам Аттилы», формируется группа из учащихся- победителей олимпиады. В рамках празднования 19-й годовщины Независимости Республики Казахстан в школе № 32, 14 декабря 2010 года прошла научно-теоретическая конференция « Рассвет Независимости» для учащихся и педагогов-историков, в которой приняли участие 14 учителей и 15 учащихся школ № 1, 3, 16, 20, 22, 32, 42, 42, 44, 45 , Ахмеровской, в школе № 20, 15 декабря 2010 года был открыт Клуб интернациональной дружбы. Оба мероприятия прошли на высоком уровне, подтверждая мастерство педагогов и высокий познавательный интерес учащихся. С учетом рекомендаций центральных исполнительных органов « Концептуальные основы празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан» в каждой школе составлена и в течение года была реализована Программа по празднованию юбилея Независимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что ГМО учителей общественных дисциплин целенаправленно и плодотворно решало задачи методического обеспечения преподавания общественных дисциплин. Проведенные мероприятия носили системный и обучающий характер.



Задачи на 2011 -2012 учебный год:

1.Внедрять ГОСО – 2010 г. в преподавание общественных дисциплин, как базовое содержание исторического образования.

2.Сохранять положительную динамику качества исторического образования средствами повышения уровня профессионального мастерства педагогов и позитивной мотивацией учащихся;

3.Заложить технологические основы в преподавание общественных дисциплин, в том числе с использованием электронных учебников;

4. Обеспечить внедрение оптимальной модели преподавания общественных дисциплин в условиях предпрофильной и профильной подготовки учащихся 10 –11 классов, стимулировать учителей профильных классов к разработке авторской продукции, направленной на повышение качества исторического образования;

5. Продолжить работу по модернизации форм и методов методической работы на принципах современного менеджмента качества образования через распространение ППО педагогов;

6. Формировать основы правовых знаний средствами обществоведческих дисциплин, продолжить работу по созданию методической базы курса

« Религиоведение».



7.Продолжить работу по воспитанию казахстанского патриотизма на основе широкой пропаганды успехов Казахстана и празднования 20 - летия Независимости Республики Казахстан.
Методист

по общественным дисциплинам Л.Сапарова


Смотрите также:
Информация о преподавании Всемирной истории, история Казахстана
323.96kb.
1 стр.
Деятельность государственных органов Казахстана по охране окружающей среды Прииртышья в 1980-2000 годы 07. 00. 02 Отечественная история
459.34kb.
2 стр.
Изменения в этнической и социальной структуре населения Казахстана в условиях суверенитета (1991-2009 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история
482.39kb.
2 стр.
История краеведческого движения в Восточном Казахстане в ХХ веке 07. 00. 02 Отечественная история
389.65kb.
3 стр.
Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории, 10 класс, базовый уровень. Умк н. В. Загладин, Н. А. Симония. «Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ века»
357.06kb.
1 стр.
Тесты ент история Казахстана
209.08kb.
1 стр.
День Независимости Республики Казахстан
31.72kb.
1 стр.
Урок по всемирной истории в 11 классе Причины и начало Второй мировой войны. События 1939-1941 г г
107.88kb.
1 стр.
История казахстана
653.89kb.
3 стр.
История становления и развития информационных процессов в современном Казахстане 07. 00. 02 Отечественная история
506.85kb.
3 стр.
Тематическое планирование По истории Класс 11 Учитель Дадыкина Ирина Николаевна
673.57kb.
4 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Новая история Казахстана» специальность 050114 «История» форма обучения дневная, заочная
1848.79kb.
8 стр.