Главная страница 1
Игра – важное средство воспитания
Ковалёва Н.А.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже важно, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и по- своему полезны детям, все должны быть использованы учителем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Результаты проведённых исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребёнка. Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Материал родительского собрания по теме «Давайте играть» адресуется учителям начальных классов.



Цели:

1) показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка;

2) познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях.

Участники: родители учащихся первого класса и классный руководитель.

Подготовка.

1. Учащиеся вместе с классным руководителем готовят красочные открытки – приглашения для родителей.

2. Проводится предварительное анкетирование родителей:

1) Любит ли ваш ребенок играть?

2) В какие игры вы играете с детьми дома?

3) Чему могут научить ребенка эти игры?

3. Проводится исследование игровых интересов детей и родителей с помощью методики «Незаконченное предложение». Детям предлагается завершить написание следующих предложений:

1) Моя любимая игра - это…

2) Дома я люблю играть…

3) С папой мы играем в …

4) С мамой мы любим играть в …

4. Подготовка выставки книг и статей по теме: «Развивающие детские игры».



Оформление, оборудование и инвентарь:

1.На доске оформлен девиз собрания: «С детьми играть – ум - разум развивать!», выделены цветными мелками ключевые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие».

2.На столе лежит красочно оформленный «конверт дружеских вопросов».

3.Подготовлена книжная выставка «Для вас, родители. О развивающих играх детей».



Ход проведения.

1. Вступительное слово учителя: Тема родительского собрания выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ваш ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Антон Семёнович Макаренко говорил: «Какой ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Поэтому нередко подчёркивается, что игра – дело серьёзное. На классной доске написаны следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры. А они огромны: игры развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение; тренируют наблюдательность и ум; развивают творческие способности детей; формируют эмоционально – чувственную сферу личности младшего школьника; способствуют познанию самого себя и побуждают его к самосовершенствованию. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

Наши дети любят играть. Об этом помнит учитель при подготовке и проведении учебных занятий. Игровые ситуации на уроках – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами. Давайте посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли играть с детьми? Находим ли время для этого? Считаем ли важным организовать такой досуг с детьми?



2. Родителям сообщаются результаты анкетирования родителей и выполнения учащимися заданий методики «Незаконченное предложение».

3. Выступление классного руководителя, в котором предусмотрены паузы для сообщений родителей и их ответов на вопросы, для выполнения игровых заданий:

Научитесь играть в шахматы и в шашки. Эти игры являются инструментом для развития логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора. Шахматы – это целый мир со своими законами. Они всегда были во всех образованных семьях. Ребёнок, который умеет играть в шахматы, обычно хорошо учится в школе. То же самое можно сказать и об игре в шашки. Учить детей играть в эти игры можно уже с дошкольного возраста. Немало замечательных книг написано для родителей по этой теме.( Классный руководитель обращает внимание родителей на подготовленную выставку литературы и делает краткий обзор представленных на ней книг об играх в шахматы и шашки. Рассказы родителей из опыта воспитания и развития детей.)

Прививайте детям любовь к игровым развлечениям – шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум. Играйте вместе с детьми, собирайте интересные книги по этой теме, придумывайте свои игры, создавайте семейную игротеку. ( Учитель показывает представленные на выставке книги с кроссвордами, ребусами, шарадами и головоломками. Организуется игровая пауза для участников собрания. Им предлагается решить две – три головоломки.)

Используйте в играх с детьми русский народный фольклор: считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Она развивает ум, приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость.

Не забывайте о спортивных и подвижных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение. ( Для создания игротеки подвижных игр на улице родителям предлагается назвать те игры, которые они знают и используют в развитии своих детей, сформулировать основные правила и условия их проведения.)

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать и это время для общения с ребёнком. Например, если вы готовите ужин, и ваш школьник крутится возле вас, предложите ему поиграть в слова, сочинить вместе с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в произнесении скороговорок, сочинении стихов.

Обогащайте совместные «вылазки» на природу или прогулки по родному посёлку, селу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми: историю улиц и названий, особенности флоры и фауны. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите детей быть наблюдательными.

Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной – составления генеалогического древа. Это поможет расширить знания ребёнка об истории семьи и будет способствовать формированию у него чувства чести рода и ответственности за свою фамилию, заботы о сохранении и приумножении добрых семейных традиций.



4. «Конверт дружеских вопросов». Родителям представляется красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию участники собрания берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.

Примерные вопросы на карточках:

1. Можно ли играть с детьми в карты?

2. Что делать, если ребёнок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

3. Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребёнка угнетённое состояние или слёзы?

5. Заключительный этап. Родителям вручаются памятки со следующими советами:

1.Целесообразно начинать играть с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания и не спеша переходя к более трудным играм.

2.Не следует разучивать сразу очень много игр, ведь ребёнок должен «наиграться».

3.Необходимо поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценками, баллами, очками, распределением призовых мест и т. п.

5.Надо приучать детей хранить игровые предметы аккуратно, в специально отведённом для них месте.

Учитель зачитывает текст памятки, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.



6. Минута благодарности. Классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей. Отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нём опытом семейного воспитания.


Смотрите также:
Игра важное средство воспитания Ковалёва Н. А
64kb.
1 стр.
Народная игра как средство социально нравственного воспитания младших школьников и подростков (на материале традиционных игровых практик Кубани) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
491.44kb.
3 стр.
Русская народная игра – основа нравственного воспитания школьников
40.87kb.
1 стр.
Семейные традиции как средство нравственного воспитания в педагогической деятельности учителей ( н а материалах Хатлонской области Республики Таджикистан ) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
360.65kb.
1 стр.
Дидактическая игра, как средство обучения младших школьников с нарушением интеллекта устному счету на уроках математики
56.36kb.
1 стр.
Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих специалистов высшей квалификации
1925.01kb.
8 стр.
Методическая разработка Детский музыкальный театр как средство художественно-эстетического воспитания детей
287.37kb.
1 стр.
Уроки домашней логопедии Тема: Игра и речь Цели: расширить знания родителей о видах игровой деятельности детей как метод коррекции речевых нарушений
105.45kb.
1 стр.
«Театрализованные игры как средство эмоционально нравственного воспитания детей»
138.41kb.
1 стр.
Доклад: «Игра как средство интерактивного обучения»
63.66kb.
1 стр.
Г. П. Щедровицкий Схема мыследеятельности – системно-структурное строение, смысл и
383.83kb.
1 стр.
«искусство как средство эстетического воспитания младших школьников»
274.73kb.
1 стр.