Главная страница 1страница 2 ... страница 12страница 13

ХРОНИКА МАПРЯЛ


С 25 по 30 июня 2001 г. в г Москве, в здании Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина прошла Х Международная олимпиада школьников по русскому языку. В ней приняли участие 290 школьников из 39 стран, в том числе юноши и девушки из 10 стран, которые в качестве республик некогда входили в состав СССР. В Х олимпиаде впервые приняли участие школьники Беларуси, Казахстана, Украины, ребята из Турции и Египта; приехали юные русисты из Китая , Южной Кореи, Словении, Швейцарии, Швеции и Мали, которые по различным причинам не участвовали в IХ Международной олимпиаде 1998 года.

В этот раз решение финансовых вопросов благодаря прямому финансированию олимпиады Министерством образования России не вызывало у организаторов такой острой головной боли, как, скажем, на прошлой или позапрошлой олимпиадах, когда приходилось изыскивать средства буквально по крохам, и, если никаких катаклизмов в ближайшие годы не произойдет, а политика правительства в отношении родного языка, то есть русского, к худшему не изменится, можно будет смотреть в будущее с известной долей оптимизма: неловко, мягко говоря ,выступать в роли просителей в великой стране, чтобы поддержать благое дело, из года в год пестуя интерес чужестранцев к не менее великому и прекрасному языку, которым, если верить данным книги «Millennium Family Encyclopaedia» (Darling Кindersley, London, 1997),ныне пользуются 284 млн.человек. (Информация для любознательных: наиболее распространены - китайский (1,2 млрд. говорящих); английский (478 млн.); хинди (437 млн.); испанский (392 млн.); русский (см.выше); арабский (225 млн.); португальский (184 млн.) и французский (125 млн. человек).

Если сравнить количество участников и стран-участниц всех десяти олимпиад, обращая внимание на их итоги, то нельзя не заметить, что вплоть до VII олимпиады число участников и знания, демонстрируемые ими на экзаменах, неуклонно растут .Пик «олимпийского движения» - 80-е годы: IV олимпиада (1981 г.)- 350 школьников из 40 стран; V (1984 г.) -350 из 44 стран; VI (1987 г.) - 405 из 57 стран! И в этом нет ничего удивительного, если знать, сколько сил и энергии в 70-е годы было отдано этому движению и вложено в школьное обучение русскому языку за рубежом и методику его преподавания Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы и ее детищем - Институтом русского языка им. А. С. Пушкина. Сколько совместных с зарубежными коллегами авторских коллективов работало над созданием учебников и учебных пособий для школы.

VII олимпиада проходила в трудное для России время и не через 3, как всегда, а через 4 года (в 1991 г.), и до последнего ее проведение находилось под большим вопросом… впрочем, то же самое можно сказать и о VIII МОШ (1995 г.)

В VII и VIII олимпиадах участвовало всего 197 школьников из 28,и 217 из 23 стран соответственно (в IX олимпиаде - 215 из 28).

Вдвое уменьшилось количество участников олимпиады (прибавление - за счет ребят из стран СНГ и ближнего зарубежья).

Сегодня несомненно одно: вместе со становлением России как политически и экономически стабильной и сильной державы будет расти интерес и к стране, и к русскому языку за ее пределами.

Участники экзаменовались в комиссиях: «Устная речь и чтение», «Страна и культура», по желанию писали сочинения на вольную и предложенные темы.

На Х олимпиаде в качестве гостя побывала и выступила с приветственным словом к ее участникам жена президента РФ Л.Путина, и это наряду с решением проблемы финансирования, безусловно, добрый знак.

Однако вернемся к конкретике нынешней олимпиады. Если сравнить итоговые таблицы результатов 2-х последних олимпиад, то можно заметить, что, к примеру, лучше, чем в прошлый раз, выступили школьники Франции (в IX МОШ 6 участников получили 3 «золотые», 2 «серебряные» и 1 «бронзовую» медали; в Х МОШ 9 участников были награждены 5 «зол.» и 4 «сер.» медалями); Югославии (IX МОШ, 7 участников - 3 «зол.»,1 «сер.»,3 «бр.»; Х МОШ, 11 участников - 5 «зол.», 4 «сер.», 2»бр.»); стабильно высокий результат у ребят из Болгарии (IX МОШ, 10 участников- 5 «зол.», 5 «сер.»; Х МОШ, 10 участников - 8 «зол.»и 2 «сер.»); повторила успех литовская команда (IX МОШ, 4 участника - 4 «зол.», Х МОШ, 5 участников - 5 «зол.»); практически те же , что и на предыдущей олимпиаде, показатели у юных американцев (IX МОШ, 15 участников - 3 «зол.», 3 «сер.», 9 «бр.»; Х МОШ 14 участников - 3 «зол.», 3 «сер.», 8 «бр.»), без изменений у итальянцев (IX МОШ, 5 участников - 2 «зол.», 1 «сер.», 1 «бр.», Х МОШ, 5 участников - 2 «зол.», 1 «сер.», 1 «бр.»), почти те же результаты у австрийцев (IХ МОШ. 7 участников- 2 «зол.»,3 «сер.», 2 «бр.», Х МОШ , 7 участников - 2 «зол.», 2 «сер.,», 3 «бр.»). Несколько хуже выступили венгерские школьники (IХ МОШ, 10 участников - 7 «зол.», 3 «сер.»; Х МОШ, 6 участников - 4 «зол.», 2 «бр.»), школьники из Германии ( IX МОШ, 25 участников - 10 «зол.», 6 «сер.», 9 «бр.»; Х МОШ , 25 участников- 6 «зол.», 5 «сер.», 13 «бр.») и из Монголии (IХ МОШ, 12 участников - 4 «зол.», 4 «сер.», 4 «бр.»; Х МОШ, 11 участников - 2 «зол.», 1 «сер.», 8 «бр.»). Впервые участвовавшие в олимпиаде белорусские школьники (3 участника) увезли на родину 2 «зол.» и 1 бронзовую награды, ребята из Украины (3 уч.) - 1 «зол.», 2 «сер.». Блестяще, по отзывам экзаменаторов, выступили школьники из Казахстана - 3 «зол.», юные швейцарцы (2 участника) получили 1 «золото» и 1 «бронзу». Группу самых сильных, «лучших из лучших», заслуживших тем самым право после окончания школы продолжить обучение в России, составили абсолютные победители олимпиады (100 + 12 баллов) из 6 стран: из Венгрии - Тамаш Бендик, Вьетнама - Чан Ван Линь, Казахстана - Раушан Шотаева, Литвы - Анна Шпикайте, Молдовы - Валерий Сеник, Финляндии - Текла Похьёлайнен. Им будут предоставлены стипендии Министерства образования РФ (5 стипендий) и ГИРЯ им. А. С. Пушкина. Результаты остальных участников смотрите в прилагаемой ниже таблице.



Страна

Младшие

Старшие

Всего участников

Диплом1

Диплом2

Диплом3

Австрия

1

6

7

2

2

3

Азербайджан

3

-

3

1

1

1

Беларусь

-

3

3

2

1

-

Болгария

5

5

10

8

2

-

Великобритания

4

3

7

1

1

5

Венгрия

-

6

6

4

-

2

Вьетнам

1

5

6

3

-

3

Германия

2

23

25

6

6

13

Грузия

1

3

4

4

-

-

Дания

-

4

4

-

-

4

Египет

3

-

3

2

2

-

Израиль

2

3

5

3

1

1

Индия

5

-

5

1

1

3

Италия

1

4

5

2

1

2

Казахстан

2

1

3

3

-

-

Китай

4

3

7

4

2

1

Корея (Южная)

-

3

3

1

-

2

Латвия

1

3

4

3

-

1

Литва

-

5

5

5

-

-

Мали

-

3

3

-

-

3

Молдова

1

2

3

2

-

1

Монголия

7

4

11

2

1

8

Нидерланды

3

2

5

-

1

4

Перу

5

-

5

2

1

2

Польша

5

15

20

10

8

2

Румыния

8

9

17

11

1

5

Словакия

3

7

10

5

3

2

Словения

-

1

1

1

-

-

США

-

14

14

3

3

8

Турция

-

2

2

-

1

1

Узбекистан

3

2

5

4

-

1

Украина

-

3

3

1

2

-

Финляндия

-

6

6

2

1

3

Франция

2

7

9

5

4

-

Чехия

2

9

11

4

2

6

Швейцария

-

2

2

1

-

1

Швеция

-

1

1

-

-

1

Эстония

1

3

4

1

2

1

Югославия

1

10

11

5

4

2

Таким образом, подводя предварительные итоги минувшей олимпиады, можно говорить о том, что прежние фавориты олимпиад, за редким исключением, несколько сдали, а остальные участники выступили кто лучше, кто хуже, кто, как всегда, ровно - средне. Ребята познакомились с Москвой, побывали в Кремле, повеселились на дискотеках. Преподаватели тоже не теряли времени даром - обменивались опытом, встречались за круглым столом, организованным для них методистами ИРЯ им. А.С. Пушкина, на тему «В новый век с новыми идеями». Олимпиада широко освещалась в российской прессе, на телевидении и радио.

®®®


10-12 сентября 2001 года в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби (Алматы, Казахстан) прошла Международная конференция «Русский язык в социально-культурном пространстве ХХI века». Для участия в конференции в Алматы прибыли президент МАПРЯЛ, академик РАН В. Г. Костомаров (Россия), генеральный секретарь МАПРЯЛ, директор Департамента славянских и балтийских литератур профессор А. Мустайоки (Финляндия), член президиума ассоциации Сесилия Оде (Нидерланды), секретарь президиума И. Лопухина (Россия). Особую благодарность казахстанские участники конференции выразили представителю издательства «Златоуст» (Санкт-Петербург) А. Голубеву, который продемонстрировал новинки литературы и пригласил всех к сотрудничеству. Тема конференции оказалась актуальной не только для учёных-лингвистов стран СНГ, но и вызвала огромный интерес ведущих лингвистов мира. Учёные из Нидерландов, Канады, США, Турции, Болгарии, Китая и Вьетнама приехали в Казахстан, чтобы обсудить с коллегами из многих регионов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Барнаула, Казани), Беларуси, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана проблемы функционирования русского языка в социально-культурном пространстве мира. На материале 562 наименований научных работ и публикаций профессором Э. Д. Сулейменовой, председателем Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, был осуществлён анализ основных результатов, полученных казахстанскими лингвистами за последние десять лет в области русского, сопоставительного и общего языкознания. Фундаментальность исследования обеспечила объективность оценки состояния казахстанской лингвистики. Результаты теоретического осмысления были представлены в её пленарном докладе «Актуальные проблемы казахстанской лингвистики: 1991-2001», который с энтузиазмом был воспринят всеми участниками конференции, почувствовавшими себя причастными к научной лингвистической школе Казахстана, имеющей свои плюсы и минусы, но потенциально конкурентоспособной и востребованной в мировой науке. Признание заслуг перед русистикой одного из старейших филологов Казахстана - Нуртазиной Рафики Бекеновны, вручение ей медали А. С. Пушкина стало ещё одним подтверждением того, что науку невозможно закрыть границами, а учёных невозможно разъединить. Интеграция в мировое лингвистическое пространство и единение всех филологов под эгидой МАПРЯЛ стали основным лозунгом конференции. Участниками конференции в трёх секциях: лингвистической, методической и литературоведческой - был поднят большой круг научных и научно-практических проблем, среди которых анализ языковых ситуаций в странах и роль языка в обществе, общетеоретические проблемы языкознания и русистики в частности, проблемы теории и практики перевода, литературоведения и методики преподавания. Такая палитра проблем позволила не только услышать авторитетные мнения учёных-лингвистов, социолингвистов, психолингвистов, когнитологов, литературоведов, но и обобщить богатый практический опыт преподавания языков в вузах и школах. Научный полилог континентов - Азии, Европы и Америки - состоялся. По кругу поднятых вопросов и по общественному резонансу, который вызвала конференция, она явилась событием особой социально-культурной значимости в деле пропаганды и развития идей гуманизации и демократизации общества в Центрально-Азиатском регионе, а также внесла значительный вклад в обмен профессиональными знаниями между Западом и Востоком в области лингвистики, литературоведения и методики преподавания языков.

Э.Сулейменова


(Казахстан)

следующая страница >>

Смотрите также:
Хроника мапрял
1283.57kb.
13 стр.
Конкурс детского рисунка "Мир русского слова"
14.15kb.
1 стр.
Сверхновый литературный журнал «Млечный Путь» Выпуск 7
2176.76kb.
9 стр.
Хроника жизни и творчества В. А. Гринберга
67.5kb.
1 стр.
Летопись гоу нпо пу «Русская булка» Хроника училища
65.37kb.
1 стр.
Потребительская кооперация Кубани (хроника, события, факты)
247.52kb.
1 стр.
Сверхновый литературный журнал «Млечный Путь» Выпуск 5 Содержание: Эльвира Вашкевич «Ваше благородие, госпожа удача…»
1789.56kb.
10 стр.
Урок по истории и литературе Цель урока: дать представление о формировании государства Англия Задачи
47.62kb.
1 стр.
Император иван историческая хроника в стихах. В двух действиях, шести картинах. Действующие лица
1473.3kb.
6 стр.
Знаменательных и памятных дат
588.69kb.
4 стр.
События. Хроника. Информация в ученом совете при Статкомитете СНГ
38.82kb.
1 стр.
Роман хроника «За чертой милосердия» Дмитрия Гусарова
116.63kb.
1 стр.