Главная страница 1
Грабарь И. «Февральская лазурь»
Почетное звание Заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 году, и первым из художников его получил Игорь Эммануилович Грабарь. Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Замечательный художник и выдающийся реставратор, неутомимый исследователь и активный организатор Общества по охране памятников старины, музейный деятель - таков далеко не полный перечень той деятельности, в которой проявился талант И. Грабаря. Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда".

И. Грабарь служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик. Путь его как живописца очень длинен, и немного найдется художников, которые могут показать свои работы, написанные на протяжении более чем шестидесяти лет. А И.Э. Грабарь на своей юбилейной выставке в 1951 году продемонстрировал и произведения конца прошлого века, и те, на которые были положены последние мазки перед самым вернисажем.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра - пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им был написана "Крыша со снегом". Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря - тему русской зимы и русских снегов.

Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие нашего века, да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к "объективной правде в живописи"; ставил перед собой как учебную задачу "передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью".

Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. Особенно успешным для художника оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как "Грачиные гнезда", "Мартовский снег" и "Февральская лазурь". Именно эти пейзажи прежде всего и останавливали внимание зрителей на выставке "Союза русских художников" в 1904 году. Полотна И. Грабаря критика называла "едва ли не лучшими на выставке", ибо редко у кого встречается такая, "как у него, передача натуры". А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.

Успех у публики и у критиков был особенно важен еще и потому, что "Союз русских художников" был в то время ведущим выставочным объединением, включавшим в свои ряды наиболее одаренных художников.

А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого пол отца. "Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.

На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью".

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".

В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

И. Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении И. Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.

Уже не раз повторялось, что И. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы (хотя он писал и весну, и осень). Но зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.


"Сочинение по картине

И. Грабаря «Февральская лазурь»"

во 2-м классе с использованием ИКТ

2011 г
Цели урока:


1. Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.

2. Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.

3. Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор,

2. Слайды с изображением художника И.Грабаря, картин “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”,

3. Музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

Ход урока
1. Организационный момент
-Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.
(Портрет художника. 1слайд).
-Кто из вас слышал о таком художнике?
2. Подготовительная беседа
Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга.

Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”.

(2, 3 слайд).


Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.
-Что означает слово “портретист”?

-Что означает слово пейзаж?

- Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).
- И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.
3. Знакомство с картиной
Отгадайте загадку.
Ветви белой краской разукрашу

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

-Какое это время года?

(Зима).
-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней.

(Снегопад).
-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели

По ночам мороз силён,

Днём метели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль).
-А какой сейчас идёт месяц?
-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.
В старину этот месяц называли даже так: ветродуй.
- Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.
- В старину февраль называли Лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.
- Именно февральские краски природы стали для И. Грабаря волнующими и привлекательными.
4. История создания картины
Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).
(4 слайд.)
-Автор писал: “Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”. И это видение изобразил художник на картине “Февральская лазурь”.

( 3 слайд.)


5. Беседа по содержанию картины.
-Объясните значение слова лазурь.

(Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).


-Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.

-Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.


- Когда такое небо бывает в природе?

(-В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день.)


- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный?

( – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца.)


- Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?
Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.
-Рассмотрите берёзы, как они расположены?

(- На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.)


- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный?

( – тёплый, уже пригревает солнышко)


- Какими бы тонами изобразил художник стужу?

(– белыми, серыми, синими тонами.)


-Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.
-И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года

(на доске):


Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.
- Какие слова помогают увидеть февральский день?
- Изображено ли всё это на картине?
- А как выглядит берёза на переднем плане?

(– она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.)


- А на заднем плане, какие берёзы?

(– там одна старая берёза и много молодых.)


- Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом?

( – красивый, морозный узор на окне, кружево.)


- А почему именно берёзу выбрал художник?

(– символ русской зимы.)


Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...”
(Читает ученик)
-С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.


6. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.
- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.
День – морозный, солнечный, ясный.

Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.

Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.

Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.

Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
7. Составление плана.
1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.

2. Описание картины

3. Впечатление, произведённое картиной.
8. Пример сочинения ученицы 3-го класса.
И.Э.Грабарь – певец русской природы, пейзажист. С раннего детства художник любил рисовать.
Передо мной картина под названием “Февральская лазурь”. День – морозный, ясный, солнечный. На небе ни одного облачка. Небо – голубое, лазурное, чистое, высокое. Воздух – свежий, прозрачный. А снег такой белый, пушистый, что глаза ослепляет.

Вот берёза. Она такая стройная, кудрявая, белоствольная, красивая и прекрасная! Она стоит, как фонтан, и его брызги застыли в воздухе. А вот её подружки: молоденькие берёзки. Все эти берёзки улыбаются солнышку.

Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!
9. Написание сочинения (под музыку П.И.Чайковского). Редактирование. Анализ сочинений.
10 .Итог урока.

( 5 слайд.)


-Сегодня вы писали сочинение по картине И.Грабаря “Февральская лазурь”. С этой картиной вы встретитесь и в старших классах. Послушайте стихотворение
Суровая пора зима.

Природа спит, морозу покорилась

Зелёных листьев шумная толпа

С берёзок белых удалилась.

И стал безмолвным хоровод

Берёзок стройных,

И звонкий птичий хор умолк

В обледеневших кронах

Художник, взяв мольберт и краски, днём ясным,

Между зимних бурь

Картину написал прекрасно «Февральскую лазурь
11. Домашнее задание
Творчески оформить сочинение (с рисунками берёз, в компьютерном варианте).
ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ СОЧИНЕНИЙ
На этой картине изображена березовая роща в конце февраля. Небо ясное, нет ни облака. На ветках у берез нет снега. За березовой рощей большой лиственный лес.

Светит солнце, и от берез падает тень. Наверное, это последние дни зимы.

На этой картине изображена березовая роща в конце февраля. Небо ясное, нет ни единого облака. На ветках у берез нет снега. Когда березовая роща заканчивается, начинается большой лиственный лес.

Светит солнце, и от берез падает тень. В роще есть маленькие березки и большие, которые раскинули свои ветви, на которых еще прошлогодние листья. Наверное, это последние дни зимы. Зимой такой хорошей погоды не бывает. Наверное, дня через два снег растает.
Небо светит лазурным цветом, а вдалеке оно становится белее. Бело-синий снег покрывает землю.

От этой картины у меня остались хорошие впечатления.



Февраль – последний зимний месяц. Начинает пригревать солнышко, небо становится теплее, голубее. Но зима крепко держит свои позиции. Ночью - сильный мороз, днем – немного теплее. В феврале еще идет снег, а сильный ветер сдувает его, наметает так, что не проехать, не пройти. Не зря в народе говорят: «Февраль – кривые дороги».
Вспомнил я это, когда посмотрел на картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Художник изображает февральское утро, прозрачный морозный воздух, лазурное небо, глубокие голубые сугробы, березовую рощу в один из прекрасных февральских утренников. Изогнутые тоненькие стволы берез замерли в ожидании тепла, ветви покрыты инеем и тянутся к солнцу. У корней, там, где лежат сугробы, - образовались проталины.
Вдалеке едет повозка, пробираясь сквозь забитые снегом дороги.
Небо светло-голубого цвета, такого прохладного, значит, уже теплеет, но еще есть морозец.
На веточках видны чуть зеленоватые побеги. Тени от стволов и ветвей становятся длиннее. Это значит, что солнышко стало выше. Заканчивается зима!
Сразу видно, что художник – мастер своего дела. Ему удалось передать ощущение февральского утра, прозрачного морозного воздуха и благоухания природы, застывшей в ожидании жизни.


Смотрите также:
Грабарь И. «Февральская лазурь»
105.96kb.
1 стр.
Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
93.49kb.
1 стр.
Февральская революция: провинциальное измерение
375.84kb.
3 стр.
Тематический план изучения дисциплины № п/п Тема Лекции, час. Семинарские (лабораторные) занятия, час. Самостоятельная и индивидуальная работа, час
119.11kb.
1 стр.
Февральская революция и нэп: взгляд из 20 Х гг. ХХ столетия Изучение связи между этими двумя периодами в истории России представляет несомненный интерес. По словам В. А. Мау
123.18kb.
1 стр.
Сочинение, посвящённое 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, ученицы 8 класса а моу «Февральская сош №2» Селемджинского района Саломатовой Анны «Война в судьбе моей семьи»
22.43kb.
1 стр.