Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


Приложение

к Положению о Территориальной системе

экологического мониторинга

Республики Саха (Якутия), утвержденному постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 23 ноября 2009 года № 499



Государственное учреждение

«Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга» Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)

Научное обоснование ведения

Территориальной системы

экологического мониторинга

Республики Саха (Якутия)

СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

1. Введение




1.1 Основные понятия

3

1.2. Основы экологического мониторинга

3

1.3. Особенности физико-географических условий Республики Саха

(Якутия)


5

2. Основные цели, задачи и принципы экологического мониторинга

6

3. Территориальная система экологического мониторинга Республики Саха

(Якутия)


8

3.1. Системные требования

8

3.2. Принципы построения территориальной системы экологического мониторинга

9

3.3. Основные задачи ТСЭМ РС(Я)

9

3.4. Основные функциональные подсистемы ТСЭМ РС(Я)

10

4. Субъекты отношений и объекты экологического мониторинга

11

4.1. Субъекты экологического мониторинга

11

4.2. Объекты экологического мониторинга

12

4.3. Основные компоненты природных экосистем

12

4.4. Техногенные воздействия на структуру и функционирование экосистем

14

4.5. Здоровье человека как отражение качества среды

19

5. Информационно-управляющая подсистема экологического мониторинга

21

5.1. Управление данными

22

5.2. Представление информации

23

5.3. Управление качеством

23

6. Программно-целевой принцип функционирования Территориальной системы

экологического мониторинга. Документальное оформление результатов



реализации программ экологического мониторинга

24

7. Методические основы ТСЭМ РС(Я)

25

7.1. Базовые задачи и параметры среды

25

7.1.1. Перечень базовых компонентов оценки состояния экосистем

25

7.1.2. Показатели состояния

25

7.1.3. Показатели воздействия

26

7.2. Региональные особенности ТСЭМ на территории РС(Я)

28

7.3. Методики оценки состояния среды

29

7.4. Организации и ведомства – исполнители разделов ТСЭМ РС(Я)

29

7.5. Координация работы и централизация данных в ТСЭМ РС(Я)

31

7.6. Функции и результаты ТСЭМ РС(Я)

31

Заключение

32

Показатели

34-51


1. Введение


    1. Основные понятия


Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) – деятельность по наблюдению, оценке и прогнозу состояния отдельных компонентов окружающей природной среды, природных территориальных комплексов (экосистем), природных и природно-антропогенных объектов, факторов естественного и антропогенного воздействия на них и формирующих их источников.

Государственный экологический мониторинг - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в соответствии с их компетенцией.

Система экологического мониторинга – многоцелевая и многокомпонентная информационная структура, формирующаяся посредством объединения отдельных подсистем, информационно-измерительных и информационно-вычислительных комплексов, взаимосвязанных друг с другом общностью целей, общими требованиями к организации и проведению наблюдений, к обобщению и интерпретации получаемых данных.

Подсистема экологического мониторинга – составная часть системы экологического мониторинга, осуществляющая мониторинг в отношении отдельных ее объектов и располагающая собственными органами управления.

Экологическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от опасностей, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий.

Антропогенное воздействие – сумма прямых и опосредованных влияний человеческой деятельности на окружающую среду.

Техногенное воздействие – изменение природных комплексов, возникающее вследствие совокупности геохимических процессов, связанных с технической и технологической деятельностью человека.

Природопользователи – физические и юридические лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью в соответствии с законодательством.
1.2. Основы экологического мониторинга
Согласно Международной Программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера», принятой в 1974 году, мониторинг определяется как «система регулярных длительных наблюдений, измерений и оценки состояния окружающей среды в соответствии с заранее подготовленной и научно обоснованной программой, позволяющей прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества».

Основная задача глобальной системы мониторинга, согласно Программе ООН, состоит в раннем предупреждении о наступающих естественных или антропогенных изменениях состояния природной среды, которые могут нанести прямой или косвенный ущерб здоровью или благосостоянию людей.

В задачи экологического мониторинга входит:

сбор данных о состоянии всех компонентов экосистемы на момент регистрации (контроль динамики качественных и количественных изменений в ретроспективе);

наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия;

наблюдение за состоянием здоровья населения;

создание информационного банка данных компонентов экосистемы;

анализ и прогноз дальнейшего изменения природного баланса;

разработка систем управления и оптимизации антропогенного воздействия на окружающую среду.

Стратегической целью экологического мониторинга является обеспечение экологической безопасности.

Экологический мониторинг включает звенья разного уровня:

глобальный (биосферный) мониторинг, осуществляемый на основе международного сотрудничества;

национальный мониторинг, организуемый в пределах государства специально созданными органами;

региональный мониторинг, действующий в пределах отдельных крупных районов, интенсивно осваиваемых комплексов;

локальный мониторинг – учитывающий изменения качества среды в пределах населенных пунктов, промышленных центров, непосредственно на предприятиях, в пределах ареалов обитания животных и растений.

Объектами мониторинга являются природные, антропогенные или природно-антропогенные экосистемы.

Общая технология мониторинга предусматривает:

1) получение комплекса материалов исследований;

2) целевую обработку материалов с составлением карт, моделей объектов, банков информационных данных и др.;

3) выявление источников загрязнения;

4) установление форм нахождения токсичных веществ;

5) выработку рекомендаций по рекреации территорий и акваторий.

Методология мониторинга включает:

а) выбор объектов мониторинга;

б) оценку и фиксацию современного состояния объектов окружающей среды;

в) комплексный анализ полученной информации;

а) оперативное картографирование состояния геоэкосистем;

б) моделирование типовых экологических ситуаций;

в) прогноз дальнейшего изменения в экосистемах и природного баланса в целом.

Таким образом, систему экологического мониторинга можно отобразить в виде схемы (рис. 1), в которой все звенья мониторинга представляют собой компоненты системы, обеспечивающей наблюдение за текущим фактическим состоянием окружающей среды, его оценку и прогноз.



1.3. Особенности физико-географических условий Республики Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) – самый крупный регион России, ее общая площадь составляет 3103,2 тыс. км².

Якутия характеризуется многообразием природных условий и ресурсов, что обусловлено физико-географическим положением её территории.

Большую часть занимают горы и плоскогорья, на долю которых приходится более 2/3 её поверхности, и лишь 1/3 расположена на низменности.

Более 2/5 территории Якутии находится за северным полярным кругом.

Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца — января и самого теплого — июля составляет 70-75 °С. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах — котловинах, впадинах и других понижениях до −70 °С) и по суммарной продолжительности периода с отрицательной температурой (от 6,5 до 9 месяцев в году) республика не имеет аналогов в Северном полушарии.

Якутия - один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озёрных (свыше 800 тыс.) регионов России. Общая протяженность всех рек составляет около 2 млн. км, а их потенциальные гидроэнергоресурсы оцениваются почти в 700 млрд. кВт.

Почти вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, которая только на крайнем юго-западе переходит в зону ее прерывистого распространения. При этом почти 50 % территории находится в зоне опасных сейсмических явлений, от 6 до 10 баллов по шкале MSK-64. Средняя мощность мерзлого слоя достигает 300-400 м, а в бассейне реки Вилюй - 1500 м. В горах Северо-Восточной Якутии имеется 485 ледников общей площадью 413 км² и с запасом пресной воды около 2 тыс. м³.

Территория Якутии входит в пределы четырех географических зон: таёжных лесов, тундры, лесотундры и арктической пустыни. Причем почти 80 % площади приходится на таежную зону, характеризующуюся богатой охотничье-промысловой фауной. Эксплуатационные запасы лесных ресурсов республики оцениваются в 10,3 млрд. м³.




  1. Основные цели, задачи и принципы экологического мониторинга

Экологический мониторинг на территории Республики Саха (Якутия) проводится в рамках единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 «Положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)», статьей 1 Закона об экологическом мониторинге Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года № 251-З № 509-III, пункта 3.10 Положения о Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2009 года № 78 «О Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) и его Коллегии» экологический мониторинг Республики Саха (Якутия) осуществляется в целях:

1) наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

2) оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

3) обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды;

4) выработки рекомендаций для принятия своевременных управленческих решений органами исполнительной власти и муниципальными образованиями по снижению негативного воздействия на окружающую природную среду.

Основные задачи экологического мониторинга:

1) ведение регулярных наблюдений за состоянием объектов экологического мониторинга;

2) создание информационного банка данных о состоянии объектов наблюдения;

3) оценка показателей состояния и функциональной целостности природных комплексов, среды обитания и состояния здоровья человека;

4) выявление причин изменений состояния объектов экологического мониторинга и оценка последствий таких изменений;

5) прогнозирование изменений состояния объектов наблюдения;

6) разработка программ, предложений и мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятных воздействий на окружающую среду;

7) информирование органов местного самоуправления, организаций и граждан о состоянии окружающей среды.

Основными принципами ведения экологического мониторинга являются:

1) непрерывность наблюдений, проводимых в необходимом и достаточном объеме;

2) оперативность наблюдений в чрезвычайных ситуациях;

3) системность организации наблюдений и контроля;

4) единство, комплексность и сопоставимость методов наблюдений и контроля сбора, обработки, хранения и распространения полученной информации;

5) научная обоснованность и единое методическое обеспечение;

6) достоверность информации о состоянии объектов экологического мониторинга и ее доступность для потребителей;

7) коллегиальность в прогнозе результатов экологического мониторинга при подготовке проектов управленческих решений;

8) учет данных экологического мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии развития Республики Саха (Якутия);

9) ведение экологического мониторинга при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, строгое соблюдение требований по обеспечению экологического мониторинга всеми субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Основу единой Территориальной системы экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) составляют функциональные и локальные подсистемы экологического мониторинга, создаваемые на базе государственных органов, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга.


3. Территориальная система экологического мониторинга

Республики Саха (Якутия)
Территориальная система экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) осуществляет процесс получения данных и сведений об окружающей природной среде и преобразует их в информацию для принятия решений в области управления природоохранной деятельностью и обеспечения экологической безопасности, а также объединяет на основе системных принципов функционирования государственные и негосударственные учреждения и предприятия, осуществляющие наблюдение или измерение параметров объектов мониторинга.
3.1. Системные требования
Система экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) (далее – ТСЭМ РС(Я)) относится к категории территориальных подсистем Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), строится и функционирует в соответствии с принятыми в ЕГСЭМ принципами и правилами.

Правовые основы ведения государственного экологического мониторинга изложены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно статье 5 установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды изложены в ст. 6 и определяются как участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

ТСЭМ РС(Я) образуется совокупностью взаимосвязанных в информационном плане, но обособленных в организационном и функциональном отношении элементов (подсистем), осуществляющих измерения параметров, характеризующих состояние объектов мониторинга (природных сред, природных объектов, природных территориальных комплексов, антропогенных источников воздействия на них), сбор, передачу и хранение полученных данных, а также различные виды их обработки.


3.2. Принципы построения Территориальной системы экологического мониторинга


    1. информационная направленность (получение данных и сведений для формирования необходимой для принятия решений информации);

    2. ориентация на применение единых лабораторных, телекоммуникационных, компьютерных и информационных технологий реализации всего процесса получения, сбора, передачи, обработки и распределения данных экологического мониторинга;

    3. обеспечение работы всех структурных элементов системы;

    4. использование при организации наблюдений и оценке состояний объектов мониторинга методов математического моделирования;

    5. ориентация баз и банков данных на их использование в геоинформационных системах (ГИС).

Обязательным условием функционирования системы экологического мониторинга является существование звеньев разного уровня и централизация данных.
3.3. Основные задачи, решаемые ТСЭМ РС(Я)


  1. обеспечение сбора данных о состоянии основных компонентов природной среды;

  2. обеспечение согласованной деятельности функциональных подсистем;

  3. обеспечение согласованного информационного обмена между функциональными подсистемами мониторинга данными о состоянии природных сред, природных и природно-техногенных систем, источников антропогенного воздействия на них;

  4. создание и совершенствование нормативной базы ТСЭМ РС(Я);

  5. разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению достоверности и сопоставимости данных и оценок показателей состояния экологической обстановки;

  6. организация и ведение специализированных банков интегрированных показателей, полученных в результате комплексного анализа информации функциональных подсистем и моделирования экологической обстановки в целом;

  7. интегральная оценка состояния и прогнозирования изменения природной среды.


3.4. Основные функциональные подсистемы ТСЭМ РС(Я)
Функциональная часть ТСЭМ РС(Я) состоит из комплекса организационных, информационных, и измерительных методов, обеспечивающих технологическую цепочку получения совокупности параметров, характеризующих объект мониторинга, а также позволяющих получить оценку текущего состояния и выполнить прогноз его изменения на определенный период времени.

Подсистемы, входящие в функциональную часть системы, носят название функциональных подсистем, выполняют объем наблюдений за объектами.

Функциональные подсистемы экологического мониторинга включают информационно-аналитические центры для сбора, обработки и хранения данных измерений или наблюдений, средства измерения или наблюдения, средства передачи данных от измерительной части подсистемы к ее информационно-измерительным центрам.

В ТСЭМ РС(Я) к функциональным подсистемам относятся следующие элементы:




Функциональные подсистемы экологического мониторинга



Абиотическая составляющая экосистем




Мониторинг сейсмической опасности




Мониторинг геокриологических систем




Мониторинг других природных явлений: наводнения, ураганы, сели, пожары.






















Мониторинг загрязнение атмосферы




Мониторинг загрязнения подземных вод




Мониторинг загрязнения поверхностных вод






















Биотическая и биогенная составляющая экосистем




Мониторинг состояния почвы




Мониторинг растительного покрова




Мониторинг состояния животного мира






















Здоровье человека и окружающей среды




Мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки




Мониторинг здоровья среды (благоприятности для жизни человека)




Мониторинг здоровья человека (по медико-биологическим показателям)






















Источники загрязнения




Мониторинг источников загрязнения атмосферы




Мониторинг источников загрязнения водных объектов




Мониторинг источников образования отходов производства и потребления

Виды загрязнений




Организованные выбросы

Неорганизованные выбросы




Организованные сбросы

Диффузные

сбросы





отходы производства

отходы потребления

Таким образом, функциональные подсистемы ТСЭМ РС(Я) обеспечивают мониторинг состояния основных компонентов экосистем, а также источников загрязнения.

Объединение видов мониторинга в единую систему экологического мониторинга носит системный характер путем формирования между ними связей организационного, методологического, информационного и технологического характера.

Методологические связи в системе экологического мониторинга определяют общность подходов к внутренней структуре ее подсистем, к их логической организации, методам и средствам их деятельности.

Организационные связи определяют административный характер взаимодействия между подсистемами экологического мониторинга, механизмы координации их деятельности и способы управления Территориальной системой экологического мониторинга в целом. Административные связи отражаются в нормативных документах, регламентирующих порядок функционирования Территориальной системы экологического мониторинга в целом и отдельных ее элементов.

Информационные связи определяют характер информационного взаимодействия между подсистемами экологического мониторинга.

4. Субъекты отношений и объекты экологического мониторинга


следующая страница >>

Смотрите также:
Государственное учреждение
189.85kb.
1 стр.
Государственное природоохранное учреждение «Мосэкомониторинг»
39.33kb.
1 стр.
Государственное учебно-научное учреждение
162.02kb.
1 стр.
Доклад Компьютер Проектор Другое оборудование 1
289.7kb.
1 стр.
Технические рекомендации по внедрению светодиодных и люминесцентных энергоэффективных светильников
77.27kb.
1 стр.
Государственное учреждение
786.57kb.
5 стр.
Онтологическая структура сознания как предмет философско-культурологического анализа
633.15kb.
3 стр.
Отчет фгу «саратовская мвл»
1914.5kb.
15 стр.
Пфр объявляет конкурс «Доверие» среди журналистов на лучшее освещение социальной и пенсионной тематики
23.88kb.
1 стр.
Диагностика, прогнозирование и тактика хирургического лечения билиарного сепсиса 14. 01. 17 хирургия
654.68kb.
4 стр.
Федеральное государственное научное учреждение
1782.9kb.
8 стр.
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова» Информационный сборник
655.04kb.
4 стр.