Главная страница 1

1821

Государственное и муниципальное управление

Развитие рынка коммунальных услуг в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства на примере

Диплом

МГПУ

80

2008




3800

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru

Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

Содержание



Введение 1

1. Сущность жилищно-коммунального хозяйства и коммунальных услуг 4

1.1. Социально-экономическая сущность реформы ЖКХ 4

1.3. Проблемы развития и понятия рынка жилищно-коммунальных услуг 9

2. Анализ рынка коммунальных услуг на материалах города Москвы 17

2.1. Цели и задачи деятельности города Москвы 17

Заключение 20

Список литературы 25




Введение


Актуальность исследования обусловлена тем, что состояние и устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса имеют большое значение для социально-экономического развития России, поскольку оказывают прямое влияние на уровень и качество жизни всех граждан страны. Трансформация российской экономики в рыночную обусловила необходимость формирования нового хозяйственного механизма в жилищно-коммунальной сфере. Эти преобразования должны обеспечивать естественный режим вхождения жилищно-коммунального хозяйства в рыночную среду, а населению - предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальные услуги - услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Жилищно-коммунальные услуги создают комфортность проживания, способствуют осуществлению жизнеобеспечения и поддержания необходимого санитарного состояния городов и иных поселений.

Социальная значимость жилищно-коммунальных услуг предопределяет необходимость обеспечения эффективного воспроизводственного процесса в отрасли. Однако в современных реалиях этот процесс фокусирует наиболее острые и болезненные проблемы развития этого сектора: нарастающий износ основных фондов системы ЖКХ, снижение качества услуг, увеличение доли расходов населения на их оплату и др. Эти проблемы указывают на необходимость реформирования жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающего необходимые условия жизнедеятельности людей, и формирования нового рынка жилищно-коммунальных услуг.

Цель данной работы – исследовать развитие рынка коммунальных услуг в условиях реформы ЖКХ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть социально-экономическую сущность реформы ЖКХ;

2. рассмотреть нормативное обеспечение реформы ЖКХ;

3. исследовать проблемы развития и понятия рынка жилищно-коммунальных услуг;

4. проанализировать рынок коммунальных услуг;

5. определить направления развития рынка коммунальных услуг.

Объектом исследования дипломной работы является города Москвы. Предметом исследования является рынок коммунальных услуг.

Исследование опиралось на Законо­дательство РФ в области развития социальной сферы, Жилищный кодекс РФ; Концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, а также использовались основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, официальные материалы статистических органов.

Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения методических задач, выводы и рекомендации, а также основные теоретические положения, полученные в ходе исследования могут быть использованы в практической работе по обеспечению эффективной политики развития ЖКХ. Практическая значимость работы заключается также в возможности использования предложенных методических разработок для непосредственного решения практических задач по повышению эффективности управления сферой жилищно-коммунальных услуг.

Дипломная работа включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.


1. Сущность жилищно-коммунального хозяйства и коммунальных услуг

1.1. Социально-экономическая сущность реформы ЖКХ


Государственная политика в жилищной отрасли не раз подвергалась "переосмыслению", и неизбежные в этом случае шатания вызывали у тех, кто занят в ней, и у жильцов стойкое убеждение, что реформа в ЖКХ дальше разговоров не пойдет. Принятый Жилищный кодекс РФ развеял подобные убеждения. Он призван установить качественно новые отношения в отрасли, которые должны соответствовать рыночной экономике. Кодекс при всех недостатках способен реализовать на деле принцип "кто платит, тот и заказывает музыку", отвечающий новой экономической ситуации и насущным потребностям населения.

Новый свод законов устраняет муниципальную монополию на управление организациями ЖКХ, оставшуюся нам в наследство от прежних времен и которая существует и поныне. Она создавала такие условия ценообразования, налогообложения и финансирования отрасли, что граждане, вместо того чтобы нормально жить в своих квартирах, вынуждены были выживать. Например, можно ли рассчитывать на достойное качество услуг, если существовала огромная задолженность бюджетов всех уровней перед предприятиями ЖКХ по погашению льгот? На этой почве даже возникали конфликты между поставщиками энергоресурсов и властями. Особенно в тяжелом положении оказались жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья, которым власти не считали нужным платить деньги за ветеранов и инвалидов, пользующихся льготами согласно федеральному законодательству. Почти 50% людей, проживающих в ТСЖ, - ветераны и льготники. И получилось так, что органы власти фактически переложили свои обязательства по выплате льгот на собственников жилья, так как ТСЖ и ЖСК обязаны рассчитывать суммы льгот и перечислять платежи за ЖКУ в указанный срок и в полном объеме. В результате недостающие средства выплачивались за счет затрат на содержание дома и техобслуживание. Собственники жилья, таким образом, кредитовали государство.

При 100%-ной оплате ЖКУ населением в отрасли затраты на них возмещаются значительно ниже. Происходит это и потому, что льготы и субсидии тем категориям граждан, которым они положены в соответствии с законодательством, до сих пор "виртуальные", тогда как поставщики услуг ЖКХ вправе требовать реального наполнения платежа. Положение усугубляется тем, что население, которому и положена государственная поддержка, проверить поступление сведений и средств не в состоянии. Исправить положение поможет введение такого порядка, когда льготы и субсидии в денежном выражении будут поступать на банковские счета граждан. О необходимости введения персонифицированных счетов вопрос поднимался в феврале 2004 г. Таким образом решились бы несколько проблем, в том числе и задолженность за поставленные услуги перед населением. В некоторых территориальных образованиях такая задолженность достигает десятков миллионов рублей. Рост тарифов на ЖКУ ставит малообеспеченных граждан в безвыходное положение: они не могут рассчитаться с поставщиками услуг потому, что государство своевременно не компенсировало им положенные льготы, а если и компенсировало, то местные органы власти нашли этим средствам иное применение.

Качество услуг, предоставляемых организациями ЖКХ, не соответствует требованиям населения и значительно отстает от роста тарифов. Это вызывает негативное отношение к работникам ЖКХ в целом. Сложился даже некий стереотип вечно пьяного и вымогающего деньги у жильцов слесаря-сантехника. Но, откровенно говоря, трудно себе представить, чтобы четыре миллиона человек, которые заняты в этой отрасли, были такими.

Средства на содержание и ремонт жилья собираются с собственников квартир организациями, уполномоченными на это органами власти, тарифы утверждаются органами местного самоуправления, служба единого заказчика уполномочивается тоже ими. При этом большая часть средств граждан, предназначенных на оплату жилья, используется органами власти на иные цели. Жильцы законно задают вопрос: в "платежке" имеется графа "Капитальный ремонт". Почему же нет ремонта? Жильцы остаются бесправными перед административно-командной системой и получают мизерную часть положенных услуг, так как муниципальные власти самостоятельно формируют спрос на жилищные услуги. Такое положение может изменить утверждение тарифов: без решения уполномоченного органа субъекта Федерации муниципалитет не вправе изменить их самостоятельно.

Парадокс: 70% жилья находится в частной собственности, жильцы оплачивают фактически 100% затрат на производство ЖКУ, а определяют управляющую компанию муниципальные власти, сколько и какие средств куда направить - администрация. Когда уровень оплаты населением затрат на ЖКУ был незначительным, такое положение дел не вызывало вопросов. Но сегодня ситуация в корне изменилась: не бюджет рассчитывается за население, а население полностью оплачивает потребляемые им услуги. Это основное противоречие, которое устраняет реформа.

Реформа ЖКХ призвана обеспечить учет расходов и доходов, а также ежегодную отчетность управляющей организации перед собственниками жилья. Перечень работ, которые будут выполняться в доме, и перечень услуг, которые должны предоставляться жильцам, будут утверждаться на общем собрании жильцов. Таким образом можно регулировать и ограничивать рост тарифов - предоставленный жильцам выбор сделает конкуренцию между поставщиками услуг не виртуальной, как сейчас, а реальной.

Также основной задачей преобразований в сфере ЖКХ является создание условий для развития частной инициативы и конкурентной среды в сфере управления жильем, ухода органов государственной и муниципальной власти из жилищного сектора. Первый шаг к этому был сделан 10 лет назад, когда начали проводить конкурсы на техническое обслуживание жилого фонда. Но что характерно: рыночные принципы регулирования отношений в этой отрасли чиновники "адаптировали" под свои нужды и цели. Со временем и конкурсы превратились в формальность, предоставлявшую "неоспоримые" преимущества муниципальным предприятиям, которые, несмотря на поддержку администраций муниципальных образований, оставались убыточными. И органам местного самоуправления выгодно было иметь такие предприятия - они сохраняли рычаги влияния не только на эти предприятия, но и на население.

Верным признаком того, что ситуация начала меняться, можно считать интерес, проявляемый частным капиталом, в том числе такими крупными компаниями, как РАО "ЕЭС", РАО "Газпром" в лице дочерних фирм. Их привлекает наполняемость платежа, новые условия, позволяющие и на дотационной отрасли "зарабатывать" деньги. У некоторых это вызывает панические настроения: дескать, теперь эти компании выжмут из отрасли и населения "последние соки", никто их не сможет "придержать за рукав" в стремлении к постоянному повышению тарифов. Не будем делать поспешных выводов. Это хорошо, что частный капитал стал смотреть на ЖКХ как на потенциальный источник извлечения прибыли. Неслучайно эти фирмы настойчиво ставят вопрос о долгосрочной аренде имущества и коммуникаций. Извлекать из них в том состоянии, в котором они находятся, какую-то прибыль просто невозможно: колоссальные потери тепла, воды свидетельствуют о крайней изношенности основных фондов. Некоторые специалисты даже поговаривают о неизбежной техногенной катастрофе. С приходом в отрасль крупного капитала можно рассчитывать на то, что эти компании начнут вкладывать средства в реконструкцию изношенного жилищно-коммунального хозяйства.

Частные предприятия, которые первыми пришли в ЖКХ, тоже были готовы вкладывать средства в ремонт внутридомовых сетей, подъездов, кровель с тем, чтобы не было дальнейших проблем с содержанием жилья. И на первых порах ряд предприятий так и поступали, устанавливая металлические двери на подъездах, меняя сгнившие трубы в подвалах, закупая необходимую технику. Например, был разработан проект облегченной скатной металлической крыши, которую вместо плоской кровли сделали на одном из многоквартирных домов обслуживаемого жилого фонда и которая благополучно выдержала несколько зим. Строительство ее, как показывают расчеты, намного эффективней капитального ремонта традиционными кровельными материалами. Но, к сожалению, дальше эксперимента дело не сдвинулось. Непоследовательная политика, проводимая в сфере ЖКХ в последние годы, отбила у частных предприятий охоту вкладывать свои деньги в отрасль, которая является инструментом манипуляций власти. Для тех, кто работает в этой отрасли, нужны понятные и четкие правила "игры", которые гарантировали бы возврат вложенных инвестиций, стимулировали бы стремление к повышению качества предоставляемых ЖКУ и защищали бы потребителя от командно-административного произвола. И такие правила теперь устанавливает Жилищный кодекс РФ.

Но граждан Кодекс пугает прежде всего тем, что теперь на бесплатное жилье рассчитывать не приходится. Ситуация, когда резко сократилось жилищное строительство, не повлияла на существующую очередь на квартиры.

Жилищно-коммунальное хозяйство непосредственно влияет на качество жизни населения. Но сегодня как раз тот редкий случай, когда жильцам дано право определить судьбу отрасли. Наблюдая за тем, как пассивно население относится к реализации открывшихся для них новых прав, приходится сомневаться в успешности первых шагов в ее преобразовании. Но это не вина, а, скорее всего, беда граждан, которые долгие годы были отчуждены от собственности и управления своим жильем. Сегодня и местные власти, на плечах которых лежит основная тяжесть проведения реформы, в свою очередь не горят желанием заниматься преобразованиями. ………….


1.3. Проблемы развития и понятия рынка жилищно-коммунальных услуг


В рамках проводимой реформы ЖКХ предусмотрено создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). При идеальных условиях функционирования товариществ имеется ряд преимуществ для собственников квартир. Так, с созданием ТСЖ:

  • появляется возможность иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности (технический этаж, подвал, колясочная и т.п.), рационального использования земельного участка, предоставления рекламных площадей и др.;

  • возникают условия для экономного расходования воды, тепла, электрической энергии за счет установки узлов учета и применения энергосберегающих технологий;

  • смета ТСЖ на год утверждается общим собранием, что позволяет установить размер ежемесячной квартплаты для каждого домовладельца. Следовательно, члены товарищества могут проконтролировать как стоимость, так и качество оказываемых услуг. Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрена форма контроля за финансовой деятельностью правления или управляющей структуры - проведение ревизионной проверки.

Результат перечисленных преимуществ при профессиональном управлении ТСЖ - отсутствие роста квартплаты при качественном обслуживании дома. К сожалению, на практике таких ТСЖ очень мало. Основные причины - низкая активность собственников квартир на собраниях, отсутствие профессионалов по управлению, отсутствие должного финансового контроля за деятельностью ТСЖ со стороны собственников.

Право на информацию рядового члена ТСЖ сегодня определяется личностью председателя и ревизора. Даже если ревизор грамотный, проверка иногда может потребовать значительных затрат времени. Может просто не оказаться членов ТСЖ, желающих войти в состав ревизионной комиссии. При существенных нарушениях в деятельности ТСЖ лучше привлечь экспертов-аудиторов с целью подтверждения данных бухгалтерского учета на соответствие действующему законодательству, смете доходов и расходов. При необходимости можно провести аудит платежей и взносов членов ТСЖ с целью экономической обоснованности статей расходов, обеспечения платежеспособности, формирования оптимальной платы за жилье при конкретном финансовом положении ТСЖ.

Как показывает практика, многие ТСЖ используют муниципальные тарифы. Данные тарифы, являются обязательными для муниципальных квартир, и согласно п. 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 392, эти правила не обязательны для домовладений, в которых созданы ТСЖ. Даже при отсутствии у ТСЖ коммерческой деятельности образуется экономия средств примерно в размере 10% от годовой совокупной платы жильцов. Для дома в 450 квартир это примерно 800 000 руб. Данные средства должны числиться на расчетном счете ТСЖ и должны работать - приносить доход. Тогда есть основания для установления оптимальной платы для собственников жилья.

Выбирать новое правление или оставлять старое - это решение можно принять только на основе отчета финансовой деятельности и доступа ко всей информации. Деньги, как говорится, "любят счет", а при рыночных отношениях - тем более. Вместе с тем давать свободу рядовым членам контролировать правление также нецелесообразно, проводить проверки должны независимые профессионалы. Они проверят бухгалтерскую отчетность, осуществят экспертизу платежей и взносов членов ТСЖ на предмет экономической обоснованности статей расходов, консультации по бухгалтерскому, налоговому, управленческому учету, правовым вопросам.

Основной проблемой жилищно-коммунальных услуг является также кадровое обеспечение рынка ЖКХ.

Результативность проводимых мероприятий в рамках реформирования отрасли в значительной степени определяется уровнем развития ее кадрового состава. Кадровый потенциал отрасли ЖКХ формировался в условиях постоянного бюджетного дефицита, вызванного практикой остаточного финансирования отраслей социальной сферы.

Низкая культура коммунального обслуживания населения, сформировавшаяся в условиях постоянного дотирования отрасли, привела к тому, что муниципальные службы в ЖКХ потеряли интерес к развитию в своей сфере новых взаимоотношений и конкуренции в ходе изменившихся условий внешней среды, в сфере новых ценностей.

Решая задачу повышения качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, 1 марта 2005 г. государство передало функции управления жильем непосредственно в руки собственников жилых домов. По новому Жилищному кодексу до 1 марта 2006 г. жители могли самостоятельно выбрать способ управления своим домом. За счет этого власти рассчитывали качественно изменить эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Однако недостаточная квалификация персонала, проводившего мероприятия, не обеспечила результативность процесса передачи части жилищного фонда в управление собственникам жилья. Поэтому проблема ЖКХ на нынешнем этапе развития России - это проблема социальной политики, социокультурная по содержанию, но ни в коем случае не техническая.

Сформированная в прежнее время культура управления отраслью является препятствием при проведении реформы в отрасли ЖКХ ввиду недостаточно эффективной системы подготовки специалистов, востребованных в настоящее время в этой сфере. Как известно, результативность проводимых изменений определяется эффективностью взаимодействия всех субъектов реформирования. Поэтому основной задачей муниципальных структур, ответственных за реализацию реформы, становится проведение организационно-просветительной работы с населением силами муниципальных служащих и СМИ. Следствием проводимой работы станет осознание гражданами своей роли в управлении собственностью и активное участие в проводимой реформе. Однако практика свидетельствует об обратном.

В результате массовой приватизации жилья в стране появился новый слой собственников недвижимости, сформировался свободный рынок жилья. Однако к существующим проблемам добавилось много новых, поскольку участники рынка еще не в полной мере обладают рыночным мышлением и навыками самоорганизации.

Исследования показывают, что, став собственниками квартир, бывшие квартиросъемщики не стали владельцами домов, в которых находятся их квартиры, и не ощутили в полной мере преимуществ своего нового положения. У каждого собственника свое понимание того, где начинается его дом. Кто-то включает в это понятие двор, подъезд, лестничную площадку, а для кого-то, кроме квартиры, все остальное общее, то есть ничье, отсюда и равнодушие в решении вопросов самоорганизации жильцов домов.

Проведенный нами анализ показывает, что большинство собственников до сих пор не имеют представления о том, как практически решаются жилищные проблемы. Они не знают действующих законов, плохо осведомлены о собственных правах в этой области и фактически не имеют навыков по управлению жилищной собственностью, чтобы обеспечить соответствующее содержание домов в исправном состоянии.

Еще одна причина заключается в том, что собственники жилья, будучи субъектом рыночных отношений, часто не обладают культурой и навыками совместного решения проблем. Причем отсутствуют у них не только навыки самоорганизации, но и опыт регулирования взаимоотношений с предприятиями, оказывающими услуги в области ЖКХ. Однако не существует программ обучения культуре управления собственностью, а также нет специалистов в системе ЖКХ, готовых к работе с новыми собственниками, что, очевидно, приводит к неудовлетворительным результатам реализации конкретных мероприятий в рамках реформирования отрасли. Анализ эффективности мероприятий по передаче жилищного фонда в управление непосредственно собственникам жилья, проведенный автором в Калуге, свидетельствует о низкой результативности последних. В рамках проведенного анализа стало ясно, что муниципальные органы власти, ответственные за реализацию поставленных задач, недостаточно эффективно используют имеющиеся в своем распоряжении ресурсы. Например, в городе около двух лет назад появился институт специалистов по работе с населением города. Однако не ориентированная на социальную работу существующая система подготовки и переподготовки данных специалистов, слабая степень их методической оснащенности - все это препятствует эффективному выполнению данными специалистами своих задач (часть задач указанных специалистов связана с реализацией задач по передаче жилищного фонда в управление собственникам жилья).

Для изменения текущей ситуации необходима смена всей концепции управления ЖКХ, которую нужно развернуть в сторону человека. Житель, гражданин, собственник, а также условия его развития должны стать целью реформы, а не средством.

По нашему мнению, реформирование сферы ЖКХ необходимо проводить на базе социокультурной концепции менеджмента (СККМ), в основе которой лежит установка нового типа работника-гражданина на ценности самоорганизации, самоуправления, саморазвития на всех уровнях общества (семья, дом, город, государство). Именно самоорганизация граждан-собственников становится базисом устойчивого развития общества.

С позиций самоорганизации государство рассматривается в качестве ведущей социально-экономической системы, создающей необходимые и достаточные условия для устойчивого развития своих подсистем (регионов и муниципалитетов). Субъекты развития - муниципальное самоуправление и экономические институты, которые обеспечивают развитие самоуправленческих начал, гражданских прав и свобод на низовых уровнях административно-территориальной организации - становятся идеологической основой, определяющей процессы самоорганизации граждан. Поэтому государство не должно вмешиваться в те процессы развития нижних уровней, которые уже имеют потенциал саморазвития и саморегулирования на основе новой культуры деловых и трудовых отношений, новых ценностных ориентиров и творческого, заинтересованного отношения к труду.

Именно эта роль государства как публичного сектора экономики и источника новой движущей силы экономики и общества способна обеспечить его устойчивое развитие путем формирования новой культуры взаимоотношений управления и ее ценностного ядра.

На уровне муниципалитета, где происходит реализация конкретных мероприятий в рамках реформирования отрасли, должны быть созданы все необходимые и достаточные условия для достижения успеха от проведения запланированных мероприятий. В частности, необходимо наличие профессионально подготовленного персонала, способного применять современные инструменты управления в рамках решения задач по реформированию подсистемы ЖКХ муниципального городского хозяйства.

Как свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в 2006 г. в рамках Всероссийского форума по ЖКХ, наиболее востребованными специалистами в настоящее время становятся "профессиональные управленцы в сфере управления многоквартирными домами", а также специалисты по работе с гражданами (социальные технологи, социологи, психологи).

Реформирование сферы ЖКХ необходимо проводить на базе серьезной методической и кадровой подготовки как стратегического проекта, рассчитанного на ряд лет. Необходима более значительная работа с населением, направленная на его ознакомление с новыми институтами - правами собственности, возможностями рынка, ограничениями экологии, а также установление с гражданами новых социальных ориентиров (жизненного уровня, степени благоустройства жилья, развития инфраструктуры), достижение которых невозможно без привлечения граждан к самоуправлению. Эту работу должны проводить структуры, ответственные за проведение реформы отрасли ЖКХ, а также профессионально подготовленные кадры.

Рост уровня взаимного доверия между муниципальной властью и населением как результат проведения данной работы станет источником ускорения процессов самоорганизации и самоуправления граждан принадлежащей им жилой собственностью, а также придаст дополнительный синергетический эффект изменениям, происходящим в отрасли ЖКХ.

Внедрение в практическую деятельность новых методов работы неизбежно сталкивается с проблемой обучения персонала, ответственного за проведение изменений. Поэтому необходимым становится создание в рамках муниципального образования обучающей подсистемы (см. рис. 1), за которой будет закреплено решение следующих задач:

- закрепление и развитие у специалистов муниципальных структур навыков, требуемых для решения поставленных перед отраслью задач;

- информационная работа с населением территориального образования, проводимая в целях формирования у граждан города чувства сопричастности к решению задач в рамках реформирования отрасли ЖКХ;

- содействие саморазвитию структур, ответственных за реализацию реформы ЖКХ на муниципальном уровне, за счет разработки и внедрения в практику новых инструментов управления.

……………


Рис.1. Возможная организационная структура учебно-консалтингового центра (УКЦ)

Обучение основам управления изменениями необходимо проводить на основе социокультурного подхода, подразумевающего поиск и нахождение путей дальнейшего развития социально-экономической системы с учетом потребностей и интересов всех заинтересованных участников. Именно сочетание социокультурного подхода к управлению изменениями и знаниевой компоненты менеджмента в процессе подготовки специалистов муниципальной сферы придаст дополнительный синергетический эффект процессам изменений в сфере ЖКХ.

………..

2. Анализ рынка коммунальных услуг на материалах города Москвы

2.1. Цели и задачи деятельности города Москвы


Целями и предметом деятельности города Москвы являются: управление жилым фондом и нежилыми помещениями, выполнение работ, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

Рассмотрим цели деятельности предприятия более подробно.



Целями города Москвы являются:

  • исполнение полномочий города Москвы как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в
    государственной собственности города Москвы, а также в отдельно стоящих нежилых строениях в части функций, переданных Учреждению Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Департаментом имущества города Москвы, в установленном порядке для обеспечения надлежащего содержания и ремонта объектов государственного имущества;

  • исполнение полномочий наймодателя, арендодателя, владельца жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в государственной собственности города Москвы для осуществления обязательств собственника по управления многоквартирным домом, договоров на предоставление услуг но содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных договоров или решений общих собраний собственников помещений (членов ТСЖ, ЖСК, ЖК) в таком доме, а также в отдельно стоящих нежилых строениях, в части функций, переданных Учреждению Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Департаментом имущества города Москвы, в установленном порядке;

  • содействие защите прав и законных интересов нанимателей, арендаторов, владельцев на ином праве, иных пользователей помещений в многоквартирном доме, а также в отдельно-стоящих нежилых строениях, находящихся в собственности города Москвы;

  • создание равных условий организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами па основании договоров управления с собственниками помещений в таких домах или в соответствии с их уставами (управляющие организации) для получения средств из бюджета города или иной помощи в установленном порядке;

  • обеспечение исполнения бюджетного процесса в части выполнения обязанностей города как собственника помещений в многоквартирных домах, в отдельно стоящих нежилых помещениях, а также территории района, реализации городских целевых программ, социальной зашиты собственников одного и единственного жилья, приватизированного помещения;

  • организация и осуществление начисления и учета платежей за жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма,
    арендаторам, прочим владельцам помещении, находящимся в собственности города Москвы, и собственникам па основании договоров, заключенных с управляющими организациями в соответствии с предоставленными такими организациями договорами управления многоквартирным домом или иными договорами и основаниями, а также организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждения социальной сферы, которые расположены в отдельно стоящих нежилых строениях;

  • доведение информации о начисленных платежах за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги, пени за просрочку платежей или платеж в неполной сумме до плательщиков посредством предоставления им надлежащих платежных документов;

  • повышение собираемости платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги, а также участие в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйство города;

  • реализация принципа «одного окна» при обслуживании физических и юридических лиц по вопросам начисления платы, перерасчета и произведенных платежей за помещение, коммунальные и прочие услуги, а также при обслуживании или пребывания, при формировании, выдаче необходимых документов (выписок, справок и т.п.) на основании ведения книги регистрационного учета (домовой книги) по многоквартирному дому и выполнения иных, возложенных нормативными правовыми актами Правительства Москвы, функций;

  • обеспечение приема и выполнения заявлений физических и юридических лиц на: устранение аварийных ситуаций в жилых и нежилых помещениях, элементах общего имущества; сбоев в предоставлении коммунальных и прочих услуг, оказываемых по договорам с организациями, управляющими многоквартирными домами;

  • обеспечение принятия мер пи защите правопорядка, безопасности граждан и сохранности объектов общего имущества от вандальных действий;

  • участие в совершенствовании системы контроля, расчетов и обслуживания в жилищно-коммунальной сфере;

  • создание необходимых условий для проживания граждан и функционирования, расположенных в нежилых помещениях, организаций;

  • унификация, оптимизация и внедрение процессов, связанных с осуществлением энергосберегающих, мероприятий, созданием единого информационного пространства, охватывающего всех участников системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги (ресурсы), прочие услуги в многоквартирном доме или отдельно-стоящем нежилом здании;

  • оказание содействия при осуществлении функций, установленных Правительством Москвы в повышении и эффективности работы городских структур и организаций Москвы.

  • …………..

Заключение


Подводя итоги дипломной работы, можем сделать следующие выводы:

1. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг.

2. В целом за последние годы была проведена значительная работа по формированию и обновлению системы правового регулирования в жилищно-коммунальном комплексе. В настоящий момент реформирование комплекса осуществляется на основе принятых в 2004-2006 годах федеральных законов. В том числе, были приняты новый Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, федеральные законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О концессионных соглашениях». А новые редакции федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» позволили снять многие неопределенности в вопросах ответственности различных уровней власти за состояние жилищно-коммунального хозяйства. За последние время был принят также ряд важных постановлений Правительства РФ, в том числе, «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» (от 29.08.2005), «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (от 14.12.2005), «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» (от 21.01.2006), «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (от 23.05.2006), «О6 утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (от 13.08.2006).

3. Анализ рынка коммунальных услуг был проведен на материалах города Москвы. Государственное унитарное предприятие Дирекция единого заказчика района Алтуфьевского района - это самостоятельная хозяйствующая организация отрасли ЖКХ г. Москвы по выполнению задач городского заказа на уровне района города. Целями и предметом деятельности города Москвы являются: управление жилым фондом и нежилыми помещениями, выполнение работ, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.



4. Были выделены следующие проблемы города Москвы

  • фактические затраты по содержанию жилищного и нежилого фонда не соответствовали запланированным;

  • существующие принципы финансирования деятельности ДЕЗ не стимулируют руководство к повышению эффективности собственной деятельности;

  • население систематически не полностью оплачивает начисленные суммы жилищно-коммунальные услуги;

  • из-за  отсутствия   необходимых (стабильных) доходов от результатов своей деятельности не может полностью и своевременно расплачиваться с подрядчиками и коммунальными организациями по своим обязательствам;

  • практикуется централизованное нормирование затрат на оплату труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих ДЕЗ и определение их нормативной численности. Кроме того, при заключении договоров действует единый порядок определения «норматива средств на оплату труда работников ремонтно-эксплуатационных предприятий независимо от их форм собственности.

5. Среди причин, препятствующих эффективному осуществлению ДЕЗ своих функций по управлению жилищным и нежилым фондом в Москве были выделены:

  • по сути дела, ДЕЗ в их нынешнем состоянии не являются полноценными хозяйствующими субъектами, способными самостоятельно определять порядок осуществления своей хозяйственной деятельности, имеющими собственную прибыль и возможность эффективно ею распоряжаться, нести ответственность за выполнение своих обязанностей, определять численность и заработную плату своих работников;

  • у ДЕЗ практически отсутствуют возможности по использованию широкого круга полномочий по владению и пользованию городским имуществом, переданным им на праве хозяйственного ведения;

  • в настоящее время самостоятельность хозяйственной деятельности ДЕЗ ограничена административными указаниями органов исполнительной власти города.

6. Для решения указанных проблем ДЕЗ и совершенствования оказания коммунальных услуг было предложено:

  • разработать и внедрить мероприятия по сокращению дебиторской задолженности, используя для этого все методы воздействия на неплательщиков (отработка на обслуживании и ремонте объектов жилищного фонда, взыскание через суд, оказание помощи в обмене жилья, выселение);

  • разработать и ввести в действие новые договора с потребителем на поставку жилищно-коммунальных услуг, предусмотрев в них жесткую ответственность потребителей за неплатежи;

  • разработать и ввести в практику предоставление потребителям дополнительного набора жилищно-коммунальных услуг с оплатой по договорным ценам;

  • ввести в практику оказание помощи жителям и арендаторам нежилых помещений обслуживаемых домов в проведении ремонта квартир и арендуемых ими помещений;

  • предусмотреть возможность оказания других платных услуг.

Первоочередные действия должны включать:

  • осуществление эффективной договорной политики с подрядчиками (каждый рубль, отданный подрядчику должен быть подкреплен реально выполненной работой);

  • проведение переговоров с подрядчиками о реструктуризации имеющейся задолженности;

  • пересмотр (ревизия) структуры себестоимости (цены), выполняемых подрядчиками работ, с исключением из нее всех непроизводительных расходов и суммы завышенных накладных расходов;

  • пересмотр (ревизия) структуры себестоимости работ, выполняемых персоналом собственной компании и ее дочерних предприятий, разработка и внедрение мероприятий по сокращению затрат;

  • внедрение прогрессивных технологий, эффективных материалов, оборудования, техники, инструмента, обеспечивающих экономию трудовых, материальных и энергетических ресурсов при выполнении работ по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда;

  • внедрение прогрессивных форм организации производства на основе углубления хозяйственного расчета, арендного и коллективного подряда внутри предприятий, организация системы малого предпринимательства в сфере содержания и технической эксплуатации жилищного фонда, обеспечивающих снижение себестоимости и повышение качества выполняемых работ;

  • оптимизация структуры и численности дочерних предприятий с целью получения возможности перевода их на упрощенную систему налогообложения;

  • привлечение финансовых ресурсов в форме лизинга техники и оборудования;

  • введение в практику материально-технического обеспечения механизма товарного кредита, рассрочки платежа по поставленным материалам и т.д.

  • по согласованию с Департаментом государственного и муниципального имущества Москвы и Управой района привлечение банковских кредитов с целью пополнения оборотных средств;

  • оптимизация финансовых потоков компании с целью повышения скорости оборота денежных средств, снижения налоговой нагрузки на компанию и ее дочерние предприятия в рамках действующего законодательства.


Список литературы


  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

  2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

  3. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"

  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

  5. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «О6 утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

  6. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

  7. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»

  8. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".

  9. Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»

  10. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

  11. Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 № 541 "О Федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".

  12. Постановление Правительства РФ от 26.09.1994 № 1099 «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов».

  13. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

  14. Методические рекомендации по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. – Утв. Роспотребнадзором 28.12.2004

  15. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51929-2002 "Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 20 августа 2002 г. № 307-ст)

  16. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 320с.

  17. Давыдова О.В. Развитие коммунальной инфраструктуры // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2006. - № 7. – с.47-51.

  18. Денисова М.О. Целевое финансирование // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2006. - №10.

  19. Ермакова М. ДЕЗы будут приравнены к частным управляющим компаниям // Российская газета. - №4502 от 25 октября 2007г. – с.15-18.

  20. Ермолаева Е.В. Договор управления многоквартирным домом // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2006. - №4. – с.30-35.

  21. Кирпичникова Г. Финансовый контроль в ТСЖ // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2006. - №48. – с.45-49.

  22. Кокурина М.А. Слагаемые домашнего уюта // Главная книга. – 2006. - №15. – с.36-40.

  23. Косовских А.А. Жилищная реформа стала реальностью // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2006. - №1. – с.42-46.

  24. Лубенец Г.А. Рыночные механизмы развития конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.Н. Герцена. Аспирантские тетради. - №17.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.Н. Герцена, 2007. – 21с.

  25. Лубенец Г.А. Анализ проблем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып.8. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 35с.

  26. Лубенец Г.А. Особенности развития рынка жилищно-коммунальных услуг в условиях рыночной экономики: Препринт. – СПб.: Изд-во: ГОУ ВПО СПбГУЭФ, 2007. – 200с.

  27. Отчет по социологическому опросу // VII Всероссийский форум ЖКХ. 14 - 15 марта. Центр "Энтер-Полит", 2006.

  28. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. докт. юрид. наук П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2007. – 653 с.

  29. Пузанов А.С. Лекция 8. Жилищная экономика и жилищная политика // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. – 264с.

  30. Сафаров С.М. Социокультурные основы управления развитием кадрового потенциала (на примере реформы ЖКХ) // Управление персоналом. – 2007. - №15. – с.29-35.

  31. Сиваев С.Б. Реформа жилищного сектора. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2005. - 127 с.

  32. Смирнов С.В. Оплата труда на предприятиях ЖКХ: особенности расчета и налогообложения // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2006. - №2. – с.31-36.

  33. Сорокин К.Ю. Предоставление гражданам коммунальных услуг // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2006. - №7. – с.26-32.

  34. Титова Г. Практика применения жилищного законодательства // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2006. - № 13. – с.36-38.

  35. Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности: Нормативные документы. – М.: МЦФЭР, 2007. – 150с.

  36. Чернышев Л.Н. Формирование рыночных отношений в ЖКХ. – М.: МЦФЭР, 2006. – 180с.

  37. Ясин Е. Политическая экономия реформы ЖКХ // Экономическая политика. - 2006. - № 2. – с.. 95-119.

  38. Крыленко А. Жилищное самоуправление: проблемы и перспективы // http://www.gkh-reforma.ru/notices_340.html

  39. Реформа ЖКХ: что нас ожидает в 2007 - 2008 гг.? // http://www.gkh-reforma.ru/news_2463.html

  40. Шахова Л. Коммунальная реформа, которой не было // http://www.gkh-reforma.ru/notices_347.html

  41. Шерова Л. Печальные последствия жилищно-коммунальной "экономии" // http://www.gkh-reforma.ru/notices_332.html

  42. http://zhku.ru – информационный портал ЖКХ РФ

  43. http://www.gkh-reforma.ru - информационный портал реформы ЖКХ







Смотрите также:
Программа дисциплины Управление общественными отношениями для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
186.63kb.
1 стр.
Государственное и муниципальное управление: выпускная квалификационная работа
649.04kb.
6 стр.
Высшая школа экономики
348.01kb.
1 стр.
Программа дисциплины Современная экономическая политика государства для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление»
231.09kb.
1 стр.
Вопросы государственного экзамена по специальности «Государственное и муниципальное управление»
52.19kb.
1 стр.
Методические указания по экономической практике студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
128.81kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»
342.95kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и прохождению преддипломной практики студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
135.4kb.
1 стр.
Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности»
288.97kb.
1 стр.
«Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
234.14kb.
1 стр.
Программа дисциплины Философия для специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление подготовки дипломированного специалиста
175.49kb.
1 стр.
Темы дипломных работ по специальности (080504. 65) – «Государственное и муниципальное управление»
55.24kb.
1 стр.