Главная страница 1страница 2страница 3


­На правах рукописи


КОТРУЦА Лилия Николаевна


ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
13.00. 01. – Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Майкоп – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении профессионального образования

“Адыгейский государственный университет”




Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Хакунов Нурбий Хасанбиевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Галустов Роберт Амбарцумович
кандидат педагогических наук, доцент

Красноок Зинаида Павловна

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение

профессионального образования

Кубанский государственный университет
Защита состоится «29» мая 2009 года в ___ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 при Адыгейском государственном университете по адресу:

385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.
Текст автореферата размещен на сайте Адыгейского государственного университета: http://www.adygnet.ru

Автореферат разослан «29» апреля 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Е.В. Демкина



Актуальность проблемы исследования. В настоящее время наша страна, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. В контексте выхода России на общемировое рыночное пространство в настоящее время возникла необходимость формирования патриотического сознания россиян как фактора конкурентоспособности страны в мировом сообществе. В связи с этим национальная безопасность, взятая во всех ее аспектах (оборонном, информационном, производственном и др.), не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознание миллионов россиян.

Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения в последние годы решались в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Настоящие документы предусматривают, что конечным результатом их реализации должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения Российской Федерации, положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом.

В ходе реализации этих Программ в большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания детей и молодежи. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, которые полнее учитывают фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур.

Воспитание социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, невозможно без систематической целенаправленной работы по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения в период обучения в общеобразовательной школе.

Вместе с тем в настоящее время мы еще не можем утверждать, что созданная система формирования патриотического сознания у школьников эффективно функционирует. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Это свидетельствует об актуальности проблемы формирования патриотического сознания у молодого поколения и необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания.

Ежедневные наблюдения за подрастающим поколением в процессе обучения, изучение круга интересов, запросов, анкетирование с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о низком уровне сформированности патриотического сознания у школьников. Новое поколение демонстрирует поверхностное знание истории Отечества, национальных обычаев, традиций, культуры, мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но и на постоянное место жительства. Под сомнение большинством из них ставится необходимость защиты Отечества, то есть выполнение одной из важных конституционных обязанностей граждан, а служба в Российской Армии не воспринимается молодежью как почетная обязанность.

Приходится констатировать, что наблюдается несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность школьной системы воспитания по формированию патриотического сознания у учащихся; образовательные учреждения испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Значит, необходимы изменения в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений, создание целостной системы формирования патриотического сознания у учащихся. Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования патриотического сознания у школьников в период обучения их в общеобразовательных учреждениях.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о ее всестороннем изучении в прошлом и осмыслении ее важнейших сторон в последние десятилетия. Нами отмечено, что достаточно полно определены понятия «патриот» и «патриотизм» (В. Г. Белинский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, А. С. Калюжный и др.), описано когнитивно-эмоциональное содержание патриотического сознания (В. Г. Белинский, И. А. Еремин, А. С. Калюжный, В. И. Ленин и др.); активно осуществляется философско-исторический анализ сущности и содержания патриотизма как общественного явления (Н. А. Баранов, В. И. Лутовинов, В. Ю. Микрюков, Л. Й. Хен и др.), изучаются вопросы формирования гражданственности (Е. В. Бондаревская, В. Е. Гурин, А. А. Зиновьев, А. И. Кочетов, И. С. Марьенко и др.), гражданского сознания (И. С. Артюхова, Л. И. Карцева, Н. И. Лапин, Н. А. Масюков, Г. Б. Скок и др.), гражданской позиции у различных слоев населения в контексте патриотического воспитания (Д. В. Кириллов, З. П. Красноок и др.), разрабатывается теория патриотического воспитания военнослужащих (А. С. Калюжный, Г. А. Кочколда, А. А. Крупник, В. Ю. Микрюков, П. И. Образцов и др.)

Нами выявлено, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики патриотического сознания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Заметим, в настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий формирования патриотического сознания у школьников, не создана универсальная воспитательная система, которую можно было бы применять в учебных заведениях различного уровня.

В этой связи можно констатировать противоречия:

- между потребностью государства и общества в высоконравственных гражданах-патриотах и уровнем сформированности патриотического сознания значительной части населения, в том числе у школьников;

- между сущностью патриотического сознания и его содержанием;

- между осознанной на государственном уровне необходимостью формирования патриотического сознания у граждан и отсутствием целостной системы формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе воспитания.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, сущность которой заключается в выявлении и научном обосновании процесса формирования патриотического сознания у учащихся старших классов в школьной системе патриотического воспитания.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования - «Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания».



Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование условий повышения эффективности формирования патриотического сознания у учащихся 9-11 классов.

Объект исследования: школьная система формирования патриотического сознания у старшеклассников.

Предмет исследования: педагогические условия организации процесса формирования патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания.

В основу исследования положена гипотеза о том, что школьная система формирования патриотического сознания у старшеклассников будет более эффективной, если:

- определить содержание и структуру процесса формирования патриотического сознания у школьников с позиций нравственного, патриотического, гражданского воспитания и с учетом конкретной исторической основы, патриотических и культурных традиций;

- при формировании патриотического сознания у учащихся учитывать единство мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сфер личности, основываясь на аксиологическом, активно-деятельностном и системном подходах в воспитании;

- в основу формирования патриотического сознания школьников будет положено активное использование различных форм, методов и средств обучения и воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить структуру и содержание процесса формирования патриотического сознания у старшеклассников, определить критерии и уровни его сформированности.

2. Обосновать процесс формирования патриотического сознания у учащихся с позиций нравственного, патриотического и гражданского воспитания, обеспечения интериоризации их пропатриотических ценностей, идеалов, норм.

3. Разработать модель школьной системы формирования патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания и экспериментально проверить эффективность ее функционирования.

Общеметодологическую основу исследования составляют концепции гуманистической педагогики, раскрывающие понятия самоценности личности; положения о диалектическом единстве социального и индивидуального; учения о сущности и закономерностях развития личности и формировании ее сознания, о формировании опыта социального поведения и деятельности; идеи патриотического, нравственного и гражданского воспитания. Методологическими ориентирами явились системный, аксиологический, активно-деятельностный, деятельностно-отношенческий подходы к воспитательному процессу.

Теоретическую основу исследования составили Концепция и Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации, идеи аксиологического подхода в воспитании и формировании сознания (Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, В. И. Додонов, М. С. Каган, Б. Г. Лихачев, В. А. Сластенин и др.), концептуальные идеи целостного педагогического процесса (В. С. Ильин, В. В. Краевский, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев), деятельностный подход к развитию и обучению школьников (К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер и др.), исследования, посвященные сущности патриотизма (Н. А. Баранов, В. Г. Белинский, Н. А. Бердяев, А. С. Калюжный, Л. П. Карсавин, В. И. Лутовинов и др.), сознания (Н. А. Асташова, М. Аргайл, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Г. А. Нуждин, С. М. Рубинштейн, Л. Д. Столяренко и др.), патриотическому воспитанию (М. П. Будский, А. Н. Выдрин, А. А. Глебов, В. Н. Лутовинов, Р. Л. Рожденственская и др.), военно-патриотическому воспитанию школьников (Н. Ю. Аванесов, Ю. С. Васютин, Л. Б. Железнова и др.), патриотическому воспитанию военнослужащих(А. С.Калюжный,Г. А. Кочколда, А. А. Крупник), положения о нравственном воспитании (Н. И. Болдырев, С. П. Волохов, Л. С. Выготский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и др.), о гражданском воспитании (А. В. Беляев, Е. И. Известнова, Д. В. Кириллов, А. Н. Медушевский, Е. В. Протасов, И. В. Суколенов, В. А. Сухомлинский и др.)

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и документов по проблеме исследования, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования);

- эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования).



Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 города Ейска Краснодарского края (МОУ СШ № 2). За весь период опытно-экспериментальной работы было задействовано 245 человек, в их числе - учащиеся 9-11 классов, их родители, классные руководители, учителя-предметники.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2008гг. и включало три этапа.

I этап (2003-2004 гг.) – предусматривал теоретический анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Была предпринята оценка ее современного состояния, определены основные направления работы. Сформулированы тема, цели, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат; разработана программа педагогического эксперимента.

II этап (2004-2006 гг.) – предусматривал проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности патриотического сознания у учащихся, на основании чего были обоснованы направления педагогической деятельности и разработаны критерии оценки уровня сформированности патриотического сознания. Сконструирована модель школьной системы формирования патриотического сознания старшеклассников в школьной системе воспитания, осуществлено пилотажное исследование, внесены коррективы в содержание патриотического воспитания школьников.

III этап (2006-2008 гг.) - был посвящен организации и проведению формирующего эксперимента, обработке и анализу полученных данных, систематизации и обобщению результатов исследования, их внедрению в практику школьной системы воспитания. Сформулированы выводы и практические рекомендации.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

- выявлена структура и содержание патриотического сознания (интеллектуальный, эмоциональный, мотивационный, аксиологический и поведенческий компоненты), разработаны критерии и уровни его сформированности;

- формирование патриотического сознания у старшеклассников рассмотрено как целостный педагогический процесс, включающий систематическую работу с учащимися в новых социально-экономических и политических условиях;

- выявлены содержательные направления педагогической деятельности в соответствии со структурой и содержанием патриотического сознания (интеллектуальное, мотивационное, эмоциональное, аксиологическое, практическое);

- уточнены методологические подходы, способствующие формированию патриотического сознания у школьников как социально активной личности.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в разработку теоретико-методологических основ формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания. Конкретизирована значимость патриотического сознания личности на современном этапе развития российского общества; описаны структура, содержание, критерии и уровни сформированности данного личностного образования у школьников. Определены и обоснованы педагогические принципы, методы и формы, выступающие теоретико-методической основой эффективной организации школьной системы формирования патриотического сознания у старшеклассников.

Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут служить теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования учебно-воспитательного процесса по формированию патриотического сознания у учащихся в образовательных учреждениях различного уровня.



Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что рекомендована система педагогической работы (учебной, внеурочной/внеклассной, внешкольной) учителей-предметников и классных руководителей по формированию патриотического сознания у учащихся в новых социально-экономических и политических условиях. Результаты исследования могут быть использованы при планировании воспитательной работы в образовательных учебных заведениях различного уровня, учителями при организации урочной и внеурочной работы на уроках истории, обществознания, права, кубановедения, литературы, классными руководителями во внеклассной работе, в системе внешкольного дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, применением исследовательских методов и процедур, адекватных цели, задачам работы, достаточным объемом выборки в проведении эксперимента и статистической значимостью полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Патриотическое сознание представляет собой отражение субъектом значимости феномена Родины, включающее его готовность предпринять необходимые действия по защите ее интересов.

2. Структура патриотического сознания включает следующие компоненты: интеллектуальный, объединяющий когнитивно-содержательный и мыслительно-операциональный элементы; мотивационный, объединяющий совокупность нравственно-нормативных, эмоционально-отношенческих и социально-личностных мотивов; эмоциональный, включающий систему позитивных и негативных эмоций, связанных с отношением личности к своей Родине; аксиологический, исследующий ценность Родины и ценность патриотизма; поведенческий, объединяющий волевой, деятельностный и потенциальный компоненты.

При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

3. Эффективность процесса воспитания патриотического сознания у учащихся обеспечивается совокупностью используемых средств, методов и форм обучения и воспитания, способствующих формированию системы знаний, взглядов и убеждений, потребностей и мотивов патриотического поведения.

4. Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой описание системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников, порядок диагностики критериальных уровней сформированности исследуемого феномена.



Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на всех этапах научного поиска по нескольким направлениям: в ходе проведения автором диссертационного исследования уроков по истории России, праву и обществознанию, при организации внеклассной работы; в форме выступлений на научно-практических конференциях различного уровня (2003-2008 гг.), на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, профессионального сообщества учителей истории и обществознания, обобщения и распространения опыта по формированию патриотического сознания у школьников на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, путем публикаций докладов и статей.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации подчинена логике проблемы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания» проанализирована философская, государственно-нормативная, психолого-педагогическая, историческая и научно-методическая литература по проблеме исследования; раскрыты сущность и содержание понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическое сознание»; выделены критериальные уровни сформированности патриотического сознания; описана характеристика и обоснованы требования к социально-педагогическим условиям формирования патриотического сознания школьников.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что во всех цивилизованных странах патриотизм является обязательным элементом индивидуального и общественного сознания. Исторически формирование патриотической идеи совпадает с возникновением Русского государства; Отечество у наших предков почиталось как высшая святыня, защита которой – честь. Нравственно-идеологическая основа существования российского общества в течение многих столетий формировалась как Русская идея, в основе которой было самосохранение народа, развитие у него национального самосознания, высших патриотических чувств.

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона патриотизм трактуется как любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или представителей данной нации. Данное понятие связывается с ценностным отношением к Родине, включает соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение. Патриотизм – это нравственное качество личности, основа духовности человека, и его можно рассматривать как нравственный принцип отношения человека к своей Родине. Именно патриотизм, включающий знание истории и культуры Отечества, чувства любви и преданности ему, сопереживание духовной связи с Отчизной, потребность практически содействовать ее благополучию и процветанию, лежит в основе патриотического сознания.

Заметим, что под сознанием нами понимается свойственная только человеку форма субъективного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Значит, патриотическое сознание можно представить как содержательный пласт общего сознания личности, имеющий свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения феномена Родины, осмыслением его, определением своего отношения к Родине. Основной функцией патриотического сознания является целеполагание в отношении Родины, планирование и регулирование собственного поведения и деятельности, связанных с Родиной. К свойствам патриотического сознания относим познание всех аспектов, охватывающих многообразие мира Родины.

Известно, что сознание начинается с познания, то есть с восприятия знаний, информации. В состав патриотического сознания включены знания об истории Родины, ее культуры, традиций, моральных норм отношения к ней.

Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа – это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции. Человек, находясь в состоянии целенаправленной активности, познает каждую область взаимодействия с окружающим миром, в том числе феномен Родины в различных его проявлениях. Освоение и принятие ценностей, связанных с Родиной и патриотизмом, - важнейший элемент патриотического воспитания.

Отношения, установки, ценностные ориентации личности - регуляторы поведения, которые выступают как мотивы, побуждают человека к тому или иному виду активности. В качестве таких побуждений выступают потребности, интересы, убеждения. Человека как зрелую личность характеризует наличие духовных потребностей, которые обусловливают возникновение просоциальных мотивов, в том числе мотивов патриотического поведения. Кроме того, действенный патриотизм реализуется человеком только при наличии у него внутренних патриотических убеждений.

Формирование патриотического сознания предусматривает воспитание таких личностных качеств, как альтруизм, мужество, ответственность, независимость суждений и взглядов, убежденность, гражданственность.редусматривает м понимания феномена "свидетельствовал об актуальности проблемы формирования патриотического сознания россиян и

В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений можно судить только в условиях патриотической деятельности на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения - сознательной, целеустремленной деятельности человека или общества, направленной на объекты, процессы и явления Родины с целью принести благо, пользу своему народу, стране. Именно характеристики поведения и деятельности школьников, на наш взгляд, следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания.

В структуре патриотического сознания мы выделяем следующие компоненты: интеллектуальный (когнитивно-содержательный и мыслительно-операциональный элементы), мотивационный (нравственно-нормативные, эмоционально-отношенческие и социально-личностные мотивы), эмоциональный (система позитивных и негативных эмоций, связанных с отношением личности к своей Родине), аксиологический (ценность Родины и ценность патриотизма), поведенческий (волевой, деятельностный и потенциальный компоненты).

Нами выделены четыре критериальных уровня сформированности патриотического сознания у старшеклассников: начальный (ни один из компонентов патриотического сознания практически не сформирован, либо сформирован на низком уровне); низкий – умозрительный (сформированы необходимые знания о нормах патриотического поведения, представления о пропатриотических личностных качествах, но не наблюдается патриотического поведения, патриотические мотивы не обусловливают поведение человека); средний – формально- либо пассивно-поведенческий/неосознанный (патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих, внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы патриотического поведения: знания, ценности, эмоции не осознаются личностью в полной мере); высокий – убежденческий (патриотическое поведение и деятельность основаны на пропатриотических мотивах, пропатриотические знания носят системный характер).

Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогического процесса.

Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания. Нами отмечено, что патриотическое воспитание - это многоплановая, систематически осуществляемая целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Однако на становление и развитие личности (равно как и общества) влияют различные факторы: макросреда (господствующая идеология, политика, экономика, право, мораль, различные социальные институты); микросреда (семья, школа, трудовой коллектив, ближайшее окружение); природная среда (географические особенности, экология); характер ведущей деятельности. Все это – объективные условия, имеющие опосредованно-воспитательный характер, поскольку их воздействие на личность осуществляется не напрямую, а посредством иных условий и факторов.

Заметим, что микросреда включает совокупность прямовоспитательных условий (организованных, частично организованных или организуемых, неорганизованных или трудноорганизуемых) и, соответственно, в разной степени управляемых факторов. Главным воспитательным компонентом микросреды является школьная воспитательная система, представленная совокупностью таких элементов, как цели и задачи воспитания, субъекты воспитательного процесса, их деятельность и общение, отношения, особенности жизненного пространства. Совокупное воспитательное воздействие школьной воспитательной системы определяется деятельностью педагогов (выбором средств, методов, форм, содержания, общей организацией деятельности учащихся) и взаимодействием, общением старшеклассников в рамках ученического коллектива.

Эффективное формирование нравственных качеств личности учащихся возможно только на основе глубокой интеграции воспитательной системы образовательного учреждения с условиями и факторами социальной среды. Несомненно, базовым звеном государственной системы патриотического воспитания граждан должна стать школьная система патриотического воспитания, цель которой - формирование патриотического сознания у учащихся.



Во второй главе «Школьная система формирования патриотического сознания у учащихся» реализуются на практике изложенные в первой главе работы научно-теоретические аспекты формирования патриотического сознания у школьников.

Исходя из цели, задач и сущности формирования патриотического сознания, основываясь на государственные концептуальные положения (принципы системно организованного, адресного подхода в формировании патриотизма, активности и наступательности, универсальности основных направлений патриотического воспитания, учета региональных условий в пропаганде патриотизма), мы считаем, что в основу функционирования школьной системы формирования патриотического сознания должны быть также положены: принцип комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания у школьников; принцип системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; принцип развития пропатриотических качеств личности; принцип практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания школьников; принцип историзма в патриотическом воспитании; принцип учета возрастных особенностей школьников.

Анализ опыта организации воспитательной работы по формированию патриотического сознания учащихся в период их обучения в общеобразовательной школе, проведенный нами ранее, способствовал созданию модели, реализация которой обеспечила эффективность функционирования школьной системы формирования патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе патриотического воспитания.

Разработанная нами процессуально-содержательная модель школьной системы формирования патриотического сознания у старшеклассников представлена на рисунке 1.

Настоящая модель разработана в условиях реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», полностью соответствует ей, определяет содержание, основные пути совершенствования системы патриотического воспитания учащихся и предусматривает дальнейшее формирование патриотического сознания граждан как одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Школьная система формирования патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания


следующая страница >>

Смотрите также:
Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования
449.6kb.
3 стр.
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
349.38kb.
1 стр.
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
349.27kb.
1 стр.
Формирование ценностного сознания будущего учителя в аксиологическом педагогическом пространстве 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
735.77kb.
4 стр.
Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
747.88kb.
4 стр.
Формирование гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
401.28kb.
3 стр.
Формирование экогуманистического мировоззрения студента как человека культуры в педагогическом вузе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
412.98kb.
2 стр.
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
364.22kb.
2 стр.
Формирование готовности студентов к художественному образованию учащихся (на материале татарского декоративно прикладного искусства) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
395.31kb.
1 стр.
Становление и развитие благотворительности в системе отечественного образования (на примере Нижегородской губернии конца XIX начала XX веков) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
285.65kb.
1 стр.
Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
474.23kb.
2 стр.
Научно-образовательный потенциал художественной педагогики фрг 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
852.93kb.
4 стр.