Главная страница 1страница 2страница 3
На правах рукописи

ШАПИРОВА Раиля Равилевна



ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Уфа - 2011

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Елабужский государственный педагогический университет»





Научный руководитель:

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор



Гаязов Альфис Суфиянович


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Гревцева Гульсина Якуповна
доктор педагогических наук,

профессор



Амиров Артур Фердсович


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Защита состоится «16» ноября 2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы по адресу: 450000, г.Уфа, ул.Октябрьской революции, 3а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».

Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» www.bspu.ru


Автореферат разослан « » октября 2011 г.

Уrectangle 2ченый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Г.И. Гайсина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Усиление интеграционных процессов в современном мире актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…». В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) сформулирован социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённой системы общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Этот социальный заказ должен быть учтен в образовательном процессе педагогического вуза, направленного на формирование будущего учителя-профессионала. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования, отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Наша страна вступила на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. Успехи в этом зависят не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях. Не случайно в обществе, в том числе и в системе образования, происходит переоценка сложившейся системы ценностей, определяющий общественные воспитательные идеалы, пересмотр традиционных форм воспитания и социализации личности.

Ситуация, в которой оказалось молодое поколение в современной России, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, общечеловеческой идеей гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру и другим людям.

Решение многих актуальных проблем современного общества существенным образом зависит от уровня сформированности гражданственности подрастающего поколения, поэтому гражданское развитие личности представляет важнейшую составляющую образовательного процесса. В государственной политике России в области образования произошли существенные изменения оценке места и роли гражданского образования в ряде документов Министерства образования и науки Российской Федерации. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Федеральная программа развития образования акцентирует внимание на возвращении вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивает актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования, в том числе и в вузе. Одним из основных направлений развития системы образования является «восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом... создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов».

Успешное решение задач, стоящих перед отечественным гражданским образованием, видится в повышении роли человеческого фактора, в необходимости формирования личности, обладающей активной гражданской позицией и в то же время имеющей глубокие и прочные знания основ наук и высокую профессиональную компетентность. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Однако сформировать такую личность может только педагог, который сам имеет четкую гражданскую позицию. Это обстоятельство выдвигает перед педагогическими вузами задачу формирования гражданственности будущих педагогов. Решение этих задач возможно лишь на основе реализации педагогических принципов гуманизации и демократизации, личностно-ориентированного и субъектного подходов к построению образовательного процесса на всех его этапах. Наряду с этими приходится констатировать, что большая часть общеобразовательных учреждений не оказывает существенного воспитательного влияния на подрастающее поколение, в то время как средства массовой коммуникации, среда общения, молодёжная субкультура, общесоциальный негатив и иные факторы отрицательно сказываются на становлении гражданских качеств молодёжи. Многие исследователи (А.В. Беляев, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачёв) указывают на выявленную ими неустойчивость, несамостоятельность взглядов молодых людей, бессистемность их мнений и оценок по принципиальным проблемам проявления гражданственности в различных сферах социальной жизни.

Данная проблема в педагогической науке и практике нашла отражение: при разработке теоретических основ гражданского воспитания (А.С.Гаязов, А.Н.Авдеев, А.М.Бабаев, И.В.Сукаленов); систем ценностных ориентаций личности (Е.В.Бондаревская, Г.В. Игонина, Н.Д. Никандров, В.М. Пустовалов, И.П. Селезнёва, А.Н. Сергеев); принципов формирования гражданственности и уровней гражданской воспитанности молодежи в целом (А.В.Беляев, О.С.Газман, Е.В.Известнова, В.И. Кожокарь, Н. А. Савотина); механизмов формирования личности (Л.И. Божович, И С. Кон, А.С. Макаренко, А.Г. Маслоу, Н.С.Пряжников, Г.Н. Филонов, Е.А.Ямбург).

В последние годы внимание уделялось отдельным социальным и политическим аспектам гражданского воспитания молодежи и различным подходам к нему в современных условиях (А.М. Бабаев, Г.Я. Гревцева, Н.Д.Никандров, Г.Н.Филонов), а также проблемам эволюции идеи гражданского воспитания на разных этапах развития педагогических знаний (О.И. Волжина, В.В.Крамник, Е.Ю.Кривошеина, А.Ф. Никитин, О.Н. Полухин, М.И.Шилова).

Выполнен ряд исследований, в которых рассматриваются условия формирования гражданственности школьников (А.Н.Копыл, Е.В Бондаревская, Т.М. Иванова, Л.И. Карцев, Н.И. Лапин, О.П. Песоцкая, Н.Д.Сорокина, В.В.Чечет, А.М.Шаленов); формирование гражданственности молодежи в условиях общественного молодежного объединения и организации (В.И. Загвязинский, И.Я. Копылов, В.А. Сластенин, Ю.П. Строков, Е.Н. Титова).

В последние десятилетия развертываются исследования теоретического и прикладного характера по гражданскому образованию. Различные аспекты этой проблемы освещаются в работах современных философов, психологов, педагогов (А.Г. Асмолов, И.Д. Фрумин, А.Н. Тубельский, В.А. Караковский, Я.В. Соколов, З.К. Шнекендорф, Е.А Ямбург).

Высшие учебные заведения всегда являлись социокультурными центрами исторического процесса формирования гражданственности. Следуя этой исторической традиции, вузы обучают и воспитывают будущих специалистов, независимо от их профессиональной направленности, способными рассматривать свою профессиональную деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур. Но, прежде всего, образовательное пространство высших учебных заведений должно быть насыщено общенациональными приоритетами: идеями патриотизма, высокой духовности, ценности труда и служения на благо Отечества. Формирование гражданственности студентов в педагогических вузах должны быть органичным единым процессом целенаправленного развития личности гражданина.

Однако до сих пор ощущается дефицит теоретических и практических исследований педагогического аспекта проблемы формирования гражданственности студентов в педагогическом вузе, тех, кто в будущем будет формировать гражданственность подрастающего поколения. Проблема формирования гражданственности в педагогической литературе рассматривается исследователями в основном только относительно школьников. В тоже время проблема формирования гражданственности студентов, будущих педагогов, часто декларируется и недостаточно исследуется, что и определяет актуальность исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы, опыта подготовки педагогических кадров в педвузах позволяет выявить противоречие между потребностью государства в педагогах, обладающих высоким уровнем сформированности гражданствен­ности как интегративного качества личности и неэффективной системой формирования гражданственности в высших педагогических образовательных учреждениях. Таким образом, высокая социальная значимость, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, нарастающие потребности практики в формировании гражданственности студента педагогического вуза позволили выделить тему исследования.

Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании, опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих эффективному формированию гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза.

Объект исследования: образовательный процесс педагогического вуза.

Предмет исследования: формирование гражданственности студентов педагогического вуза в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: процесс формирования гражданственности студентов педагогического вуза будет результативным, если:

- образовательный процесс педагогического вуза направлен на формирование гражданственности как интегративного качества личности студента, содержание которого определяется реалиями современной жизни;



  • разработана, теоретически обоснована и реализована структурно-функциональная модель формирования гражданственности студента педагогического вуза как интегративного качества личности;

  • определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования гражданственности студенческой молодёжи;

  • реализована система самовоспитания студентов по овладению по­веденческим аспектом гражданственности, включающая разработанные и апробированные критерии и уровни ее формирования.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены и решались следующие задачи:

  1. Осуществить теоретико-методологический анализ состояния изученности проблемы формирования гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза и на основании этого уточнить понятие «формирование гражданственности студентов», определить его значение в педагогической теории и практике на современном этапе развития общества.

  2. Выявить и охарактеризовать возможности образовательной среды педагогического вуза в формировании ценностных ориентаций современной студенческой молодёжи.

  3. Разработать, теоретически обосновать и апробировать модель формирования гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза, учитывающую потребности современного этапа развития общества.

  4. Определить уровни и критерии сформированности гражданственности студентов педагогического вуза.

Методологическую базу исследования составили концептуальные положения философии, психологии, педагогики и социологии. Они заключаются в системно-целостном (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.Г. Маслоу) и личностно-деятельностном (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) подходах, идеях о противоречивости и единстве научного познания, основу чего составляет диалектическая интеграция и дифференциация знаний о влиянии общественных процессов на развитие теоретических основ обучения. При изучении и анализе педагогических явлений использовались идеи культурологического (В.Л. Бенин, О.С. Газман, А.В. Мудрик), аксиологического (Н.А. Бердяев, В.В. Давыдов, В.А. Караковский, И.С. Кон) подходов.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, моделирование); диагностические (анкетирование, тестирование); эмпирические (изучение опыта работы учреждений ВПО, нормативной и учебно-методической документации, педагогическое наблюдение); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); методы математической статистики и графического отображения результатов.



Организация и база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет» (на основании Приказа от 2 февраля 2011г. № 156 Министерства образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет» реорганизован в форме присоединения к ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и преобразован в филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Елабуга). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 480 студентов первых курсов различных факультетов Елабужского государственного педагогического университета, 37 преподавателей названного вуза.

Исследование проводилось в четыре этапа:



I этап (2007 - 2008 гг.) - изучение и теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме и выявление разработанности проблемы формирования гражданственности студентов педагогического вуза в современной России.

II этап (2008 - 2009 гг.) - систематизация и осмысление теоретического материала, организация констатирующего эксперимента с целью проверки и корректировки рабочей гипотезы, определение и отбор содержания факультативного курса «Основы педагогического общения в гражданском обществе» с целью формирования гражданственности студентов педагогического вуза, конструирование педагогической модели, разработка программы формирующего эксперимента.

III этап (2009 - 2010 гг.) - проведение формирующего эксперимента с целью формирования гражданственности студентов педагогического вуза, сбор промежуточных и итоговых данных, обработка и анализ данных эксперимента.

IV этап (2010 - 2011 гг.) - анализ и обобщение результатов исследования, подготовка рекомендаций для преподавателей на основе результатов эксперимента, оформление работы в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

- разработана структурно-функциональная модель формирования гражданственности студентов педагогического вуза, детерминированная реалиями современной жизни, объединяющая целевой (цель, задачи, принципы формирования гражданственности), содержательный (направления деятельности, их содержание), технологический (формы и методы, средства формирования гражданственности) и контрольно-оценочный (уровни, критерии и показатели сформированности гражданственности) компоненты;

- выявлены педагогические условия формирования гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза (осуществление формирования гражданственности не только в виде специальной учебной дисциплины, но и выделяя соответствующие аспекты в дисциплинах, изучаемых студентами в рамках учебного плана; рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе изучения различных дисциплин; использование интерактивных методов обучения и воспитания в образовательном процессе вуза);

- определены критерии и уровни сформированности гражданственности студентов педагогического вуза.



Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- проанализирован материал по проблеме формирования гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза;

- уточнено понятие «формирование гражданственности студентов», определяемое как активная, целенаправленная деятельность, в ходе которой вырабатывается адекватная ценностно-мировоззренческая позиция будущего педагога;

- расширены теоретические представления о формировании гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза;

- определены уровни (низкий, средний, высокий), критерии (деятельностный, эмоциональный, волевой) и показатели сформированности гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выработанные на их основе рекомендации, созданный комплект учебно-методических материалов, разработанный и апробированный факультативный курс для студентов «Основы педагогического общения в гражданском обществе» могут быть использованы в образовательной практике педагогических вузов и педагогических колледжей России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование гражданственности студентов педагогического вуза выражается в том, что это активная, целенаправленная деятельность, в ходе которой вырабатывается адекватная ценностно-мировоззренческая позиция будущего педагога. Результатом этой деятельности является формирование гармонически сочетающихся компонентов гражданственности: честь и достоинство, совесть и справедливость, внутренняя дисциплинированность и свобода, толерантность, уважение и доверие к другим гражданам, патриотизм и интернационализм, долг и ответственность перед собой, своей семьёй, городом, страной, планетой.

2. Структурно-функциональная модель формирования гражданственности студентов педагогического вуза, определенная взаимосвязью компонентов: целевой (цель, задачи, принципы формирования гражданственности), содержательный (направления деятельности, их содержание), технологический (формы и методы, средства формирования гражданственности) и контрольно-оценочный (уровни, критерии и показатели сформированности гражданственности).

3. Комплекс педагогических условий, способствующих формированию гражданственности студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: осуществление формирования гражданственности не только в виде специальной учебной дисциплины, но и выделяя соответствующие аспекты в дисциплинах, изучаемых студентами в рамках учебного плана; рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе изучения различных дисциплин; использование интерактивных методов обучения и воспитания в образовательном процессе вуза.



Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его предмету и задачам, репрезентативностью объема выборок, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных с использованием методов математической статистики, личным участием автора на всех этапах исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения, ход и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях «Инновации и традиции в решении проблем модернизации современного образования» (Елабуга, 2010), «Актуальные проблемы современного образования» (Ульяновск, 2009), «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2007, 2009), «Школа, государство и общество» (Пенза, 2009); на всероссийских научно-практических конференциях «Наука и образование» (Томск, 2005), «Национальная идентичность России и демографический кризис» (Москва, 2009), «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи» (Рязань, 2010), «Наука и молодежь» (Елабуга, 2010).

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (248 источников) и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы; определяются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и теоретико-методологическая основа исследования; описываются этапы его проведения и экспериментальная база; формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора; приведен анализ понятия «гражданственность студентов педагогических вузов», выделяются его отличительные характеристики, критерии, рассматриваются формы, методы; изучены ценностные ориентации современной молодежи; описывается модель формирования гражданственности студентов педагогических вузов.

Анализ педагогической, психологической, философской, социологической, отечественной и зарубежной литературы, изучение процесса формирования гражданственности студенческой молодёжи подтверждает важность исследуемой проблемы и позволяет сделать определённые выводы. Проблема формирования гражданственности прошла исторический путь от первоначального публицистического описания личностных качеств, необходимых хорошему гражданину, до понимания необходимости осмысления её с помощью сложного комплекса философского, социологического и психологических подходов. Формирование гражданина как главная цель воспитания и образования включает в себя две группы задач: 1) создание условий для самореализации личности, развитию ее духовной культуры; 2) формирование готовности к выполнению социально значимых функций. Решение этих задач создает предпосылки для сочетания в облике гражданина социально-типических и индивидуальных качеств, гармонизации в его жизнедеятельности личных и общественных интересов. Как уже отмечалось, в гражданское просвещение как элемент гражданской культуры входят экономическое, политическое, правовое, нравственное просвещение, включающее студента в соответствующие отношения. Возникает проблема интеграции перечисленных областей знаний в целостную систему знаний об обществе. Одним из путей ее решения является создание интегративных курсов, изучающих человека и общество. Главный недостаток понимания сущности гражданственности и гражданского воспитания до 90-х годов XX столетия заключался в том, что эти понятия рассматривались в парадигме воспитания личности, в первую очередь, полезной обществу и государству.

С середины 90-х годов исследование данной проблемы вступает в качественно новый этап, характеризующийся появлением реальных предпосылок для возникновения гражданского общества. Гражданственность студенческой молодёжи формируется и совершенствуется в образовательном процессе вуза во взаимосвязи с профессиональным самоопределением, жизненным самоопределением, в этом процессе отражаются все перемены, происходящие в современном российском обществе.

Сложность и многообразие задач, возникающих перед сегодняшним российским обществом, требуют формирования у выпускников высшей школы современных механизмов профессиональной деятельности: здоровое чувство конкурентоспособности, активность, мобильность и автономность, предприимчивость, острое мышление, умение быстро реагировать и принимать самостоятельное решение, быть готовым к различным инновациям, отстаивать гражданскую позицию, а потому необходим индивидуальный подход, использование форм и методов работы в вузе, раскрывающих и поддерживающих творческий потенциал конкретного человека. В своём исследовании мы рассматриваем проблему формирования гражданственности студенческой молодёжи во взаимосвязи с профессиональным самоопределением (готовность к овладению профессией), жизненным самоопределением. В этом процессе отражаются перемены, происходящие в современном российском обществе. В студенчестве отражаются многосторонние социальные процессы, происходящие в нашей стране. Студенческая молодёжь, как наиболее восприимчивая, подвижная часть общества, в первую очередь, ощутила на себе кризисность современной ситуации. Это сказалось на её ценностных ориентациях, гражданской позиции и уровне гражданственности, активно формирующихся в этот период жизни человека. Нами были изучены ценностные ориентации современной молодежи. Был проведен опрос среди студентов первого курса ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет». В опросе приняли участие 480 респондентов. Среди основных в «первую тройку» ценностей студентов вошли: самостоятельность, трудолюбие, порядочность. Второе место - полезные связи и взаимопомощь. Низкий индекс у студентов занимает ценность «Отечество». 45 % опрошенных считают, что такие понятия как «патриотизм», «честь», «долг» ушли в прошлое и лишены смысла, а быть патриотом сегодня наивно, непопулярно и немодно. Свыше 35 % студенческой молодёжи заявляют о готовности покинуть Россию, а свыше 70 % о ненужности воинской службы.

Формирование гражданственности – процесс непрерывный, сложный, начинающийся в семье, продолжающийся в школе и в последующих учебных заведениях и проходящий через всю жизнь человека. Сформированный уровень гражданственности не является постоянным, он может изменяться.

Моделирование образовательного процесса предполагает построение системы, функционирующей аналогично исследуемому процессу. Педагогическая модель формирования гражданственности студентов является комплексом процессов формирования и удовлетворения познавательных, духовных, эмоциональных потребностей студентов, развития их общих и индивидуальных способностей, моделирования и экспериментальной апробации процесса и результата формирования гражданственности (Рис.1). Структурно-функциональная модель формирования гражданственности студентов педагогического вуза отражает поэтапную деятельность студентов в аудиторное и внеаудиторное время и включает следующие компоненты: целевой (цель, задачи, принципы формирования гражданственности студентов педвуза), содержательный (направления деятельности, их содержание), технологический (формы и методы, средства формирования гражданственности студентов педагогического вуза) и контрольно-оценочный (критерии, уровни и показатели сформированности гражданственности студентов педагогического вуза).

Цель формирования гражданственности студентов педагогического вуза определяется общей потребностью россиян в правовом государстве и заключается в воспитании гражданина своей страны, обладающего не только профессиональными знаниями и навыками, но будущего учителя, обладающего гражданской позицией, гражданской убежденностью, гражданской ответственностью, чувством гражданского долга, гражданской активностью, а также в подготовке его к ответственной, осмысленной жизни и самостоятельной деятельности в демократическом государстве, гражданском обществе, способного к формированию гражданственности учащихся.

Данная цель достигается путем решения задач, отвечающих социаль­но-экономическим, духовным условиям развития общества. Среди задач обучения нами выделены образовательные, воспитательные и социальные.

Образовательные задачи в аудиторной деятельности заключаются в том, чтобы способствовать усвоению студентами профессиональных знаний и умений в процессе обучения в вузе и знаний, необходимых учителю, гражданину. Образовательные задачи решаются в процессе усвоения студентами ценностей отечественной и мировой духовной


следующая страница >>

Смотрите также:
Формирование гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
401.28kb.
3 стр.
Педагогические условия развития рефлексивной культуры курсантов в образовательном процессе военного вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
375.12kb.
1 стр.
Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
474.23kb.
2 стр.
Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза средствами игрового моделирования 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
451.33kb.
3 стр.
Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
747.88kb.
4 стр.
Формирование готовности студентов к художественному образованию учащихся (на материале татарского декоративно прикладного искусства) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
395.31kb.
1 стр.
Становление и развитие педагогического образования в зауралье во второй половине XIX начале XX вв. 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
396.14kb.
1 стр.
Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета (на материале национального орнамента) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
447.31kb.
3 стр.
Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования
449.6kb.
3 стр.
Педагогические условия развития мотивационно-потребностной сферы личности студентов вуза 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
401.21kb.
3 стр.
Формирование экогуманистического мировоззрения студента как человека культуры в педагогическом вузе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
412.98kb.
2 стр.
Научно-образовательный потенциал художественной педагогики фрг 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
852.93kb.
4 стр.