Главная страница 1страница 2страница 3


На правах рукописи

Валиева Регина Завдатовна




Формирование эстетических представлений

студентов художественно-графического факультета

(на материале национального орнамента)

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Нижний Новгород – 2011

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Набережночелнинский филиал Нижегородского государственного

лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова»
Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор



Маликов Рустам Шайдуллович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор



Лагунова Марина Викторовна,
доктор педагогических наук, профессор

Голошумова Галина Семеновна

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

Защита состоится 23 мая 2011 г. в 1200 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, 31, ауд. 215.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».
Автореферат разослан 22 апреля 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент



Н.Ф. Комарова




Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Одним из основных целей Национальной доктрины образования в Российской Федерации является реализация исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Главным среди задач государства в сфере образования ставится гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, что подразумевает повышение уровня культуры и искусства в образовании, сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования. Исходя из этого, художественное образование призвано обеспечить подготовку творческих специалистов в сфере искусства, педагогов для системы художественного образования, а также приобщить граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

Проблема формирования эстетических представлений студентов является одним из важнейших пунктов теории и практики художественного образования. Тем не менее, исследования последних лет свидетельствуют о наличии определенных противоречий в данной области: с одной стороны, количественные показатели взаимодействия человека с искусством, а именно частота и продолжительность контактов вполне благополучны и не вызывают особой тревоги; с другой – уровень художественной воспитанности населения, особенно детей и молодежи, на протяжении последних лет не только не повышается, но и имеет тенденцию к снижению. В частности, наблюдается однообразие художественных интересов, преобладание интереса к видам и жанрам, не требующим интеллектуальных усилий. Отчасти причины сложившейся ситуации заключаются в существующей системе и способах художественно-эстетического воспитания.

Формально наиболее острыми недостатками в развитии эстетических представлений являются: снижение уровня художественной культуры молодежи, что проявляется в неразвитости художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления; невостребованность потенциала художественного профессионального и традиционного народного искусства как средства эстетического развития личности; недоступность для городского населения народных художественно-эстетических ценностей в результате сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры, а для населения регионов – богатств мировой и отечественной культуры (в музеях, по данным Министерства культуры России, экспозиции составляют не более 7% фондов); падение интереса к народному художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания; ориентация учреждений профессионального искусства на коммерцию; невосполнимая утрата художественных ценностей, предметов народного творчества, религиозной утвари (разрушение, кража и вывоз за рубеж); утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества; превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий; снижение уровня эстетического воспитания детей и подростков вследствие резкого сокращения дополнительного художественного образования в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи.

Художественные традиции каждого народа представляют собой самостоятельную область эстетической культуры и являются основой для развития национального художественного творчества как индивидуального, так и профессионального. Изучение формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента особо актуально тем, что этническая художественная культура тюркских народов как метаэтническая общность содействует построению «диалога» культур разных народов, выявлению общего и особенного в их традиционных художественно-эстетических представлениях.

Отсутствие полноценных базовых знаний в области художественных традиций народа, обеспечивающих формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета, объясняется разрозненностью и отсутствием целостности в знаниях из области ИЗО как своего народа, так и народов, генетически близких ему. Татарский орнамент в системе традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства позволяет иметь представление об особенностях национального колорита, символики предков тюркских народов. Этот эстетически богатый вид искусства призван выработать у студентов ценностные ориентации в художественно-культурном наследии родного края.

Естественно, что орнамент, являясь частью декоративно-прикладного искусства, должен изучаться комплексно как элемент целостного явления всего наследия тюркских народов с его символико-поэтическим содержанием, обрядами, обычаями, а также соблюдаться преемственность на всех этапах обучения, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. Выпускники художественно-графических факультетов педагогического и художественного образования призваны реализовать эти условия в изучении национального орнамента.

Несмотря на определенную изученность Р.Р. Султановой (живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура), Ф.Х. Валеевым и Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой (древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья и Татарстана), С.М. Червонной (история изобразительного искусства и архитектуры) искусствоведческую и историческую сторон татарского изобразительного искусства; Л.Х. Кадыйровой (художественно-эстетическое воспитание учащихся средней общеобразовательной школы) и А.Р. Гатиной (формирование готовности студентов к художественному образованию учащихся на материале татарского декоративно-прикладного искусства) методического и воспитательного аспектов преподавания изобразительного искусства, вне поля зрения оставалась задача формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента.

Исходя из вышесказанного, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента и недостаточной разработанностью теории и практики рассматриваемой проблемы в его сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие выявило несоответствие между:

– повышенными требованиями общества и государства, предъявляемыми к системе художественно-эстетического образования, и отсутствием исследований по формированию эстетических представлений молодежи на материале национального искусства;

– потребностями современных вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса художественно-эстетического обучения и воспитания и наличием пробелов в целостной системе вопроса формирования эстетических представлений студентов на материале национального орнамента;

– необходимостью установки на качественно новые направления образования и воспитания молодого поколения с учетом исторического опыта народа и недостаточной исследованностью задачи формирования эстетических представлений студентов на материале национального орнамента.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы педагогический потенциал национального орнамента, методы и организационно-педагогические условия формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента?

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета (на материале национального орнамента)».

Объект исследования: процесс художественного образования.

Предмет исследования: процесс формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента.

Цель исследования: раскрытие педагогического потенциала национального орнамента, выявление методов и организационно-педагогических условий формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента.

В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить содержание и дать определение понятия «эстетические представления студентов».

2. Выявить и обосновать педагогический потенциал национального орнамената как части народного художественного изобразительного искусства в формировании эстетических представлений студентов художественно-графического факультета.

3. Раскрыть методы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета в процессе изучения национального орнамента.

4. Определить организационно-педагогические условия формирования эстетических представлений студентов средствами национального орнамента.



Методологическую основу исследования составляют системный подход, ориентированный на выделение, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или второстепенным; личностный подход, обращенный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; антропологический подход, отмечающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания; культурологический подход, предполагающий художественно-эстетическое развитие личности.

Теоретической базой исследования проблемы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета явились теории личностно-деятельностного подхода к воспитанию (Н.М. Борытко, М.А Викулина, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.), воспитательные системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова и др.), дидактические концепции формирования личности (Д.В. Вилькеев, В.Ф. Габдулхаков, Е.М. Ибрагимова, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов и др.), формирования гуманистического мировоззрения (Р.А. Валеева, А.Г. Козлова, Р.Ш. Маликов, Г.В. Мухаметзянова и др.), обучения и воспитания студентов вуза (Г.В. Ахметжанова, В.П. Ковалев, М.В. Лагунова, И.В. Непрокина, Г.В. Палаткина, Ф.В. Повшедная, Н.Я. Сайгушев, М.Г. Харитонов и др.)

Исследование художественного образования выполнялось с опорой на теорию и практику, выдвинутую Ю.Б. Алиевым, А.И. Буровым, С.А. Герасимовым, Ш.М. Германом, Г.С. Голошумовой, Б.Т. Лихачевым, И.Л. Любинским, Б.М. Неменским, В.К. Скатерщиковым и др.

В раскрытии проблемы использовались также труды по татарскому национальному искусству Ф.Х. Валеева, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, Р.Р. Султановой, С.М. Червонной, методики преподавания национального искусства А.Р. Гатиной, Л.Х. Кадыйровой и др.

Источниковедческой базой исследования послужили Законы об образовании РТ и РФ, Концепция художественного образования, Концепция воспитания учащейся молодежи РФ и РТ о необходимости обогащения учебно-воспитательного процесса элементами национальной культуры, искусства и широкого использования народных традиций, постановления государства и Правительства в области художественного образования, программно-методические документы, учебники и учебно-методический комплекс, передовой опыт художественных учебных заведений и отдельных учителей республики по художественному образованию учащихся, татарское декоративно-прикладное искусство, материалы педагогической и общественной периодики.

В процессе исследования использовался комплекс методов: теоретическое изучение орнамента как исторического источника с привлечением памятников духовной и материальной культуры, обобщение передового опыта художественных учебных заведений и отдельных учителей республики по художественному образованию, педагогический эксперимент, наблюдение, диагностика, математическая статистика, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, экспертная оценка, контроль и коррекция.



Экспериментальной базой исследования стали Набережночелнинский государственный педагогический институт, Бугульминский, Лениногорский, Мензелинский и Нижнекамский педагогические колледжи Республики Татарстан.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2004–2006 гг.) включал изучение соответствующей психолого-педагогической, философской, культурологической литературы; идей художественного образования; инновационной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в общеобразовательных школах, средних и высших специальных учебных заведениях; организацию эмпирического исследования по художественному образованию студентов; подготовку учебно-методического комплекса для студентов, художественных руководителей и учителей по художественному образованию средствами татарского декоративно-прикладного искусства.

Второй этап (2007–2009 гг.) состоял в сущностном изучении проблем формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета. На данном этапе также сформулирована гипотеза и началась подготовка к апробации результатов исследования, проведен педагогический эксперимент со студентами по формированию эстетических представлений средствами национального орнамента.

Третий этап (2010–2011 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено содержание и сформулировано определение понятия «эстетические представления студентов», которое следует понимать как многокомпонентное явление, включающее знания в области художественного творчества, развитие эстетических чувств (понимание прекрасного и усвоение эстетических оценок содержания и форм объектов), формирование на его основе умений и навыков по созданию произведений искусства, в частности, национального орнамента, что представляет собой сложный психолого-педагогический процесс.

2. Выявлен педагогический потенциал национального орнамента как части народного художественного изобразительного искусства в формировании эстетических представлений студентов художественно-графического факультета, что заключается в ознакомлении с историей народа в общем и историей художественного творчества в частности, обновлении художественной памяти народа; воспитании патриотических чувств, гордости за прошлое своего народа; экологическом воспитании путем ознакомления с фауной и флорой родного края; пробуждении интереса к орнаментальному творчеству других народов, в результате чего воспитываются интернациональные чувства и толерантность; организации мышления пространственными образами, ознакомлении с законами ритма и симметрии; воспитании художественного вкуса; пробуждении чувств и эмоций, обогащении духовности; расширении художественных способностей студента и т.д. Общеобразовательная, аксиологическая, гносеологическая, семиотическая, гедоническая, социальная и познавательная, воспитательная, идеологическая и эстетическая функции орнамента носят педагогизированный характер.

3. Раскрыты методы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета в процессе изучения национального орнамента, в частности, объяснение для первичного восприятия орнамента (словесные), показ и демонстрация изучаемого материала (наглядные), практическая деятельность и творческое применение знаний (практические), обратная связь, диагностика и контроль знаний, умений, навыков, коррекция недостатков (тесты, упражнения, практические задания воспроизводящего и творческого характера).



4. Определены организационно-педагогические условия формирования эстетических представлений студентов средствами национального орнамента, куда следует отнести учет возрастных особенностей и потребностей; организация процесса обучения на основе интенсивной творческой деятельности и учет принципа развивающего обучения, обеспечивающего наиболее эффективное усвоение исторических и культурологических понятий, связанных с предметом изучения; переосмысление первоисточника (национального орнамента) и создание нового художественного произведения, орнаментальной композиции на основе системно-комплексного подхода к содержанию дисциплины; разработка методики формирования эстетических понятий; обеспечение учебно-воспитательного процесса специальным учебно-методическим комплексом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы научно-методические основы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента, что подразумевает глубокие знания национального декоративно-прикладного искусства и умение применять эти знания на практике; нацеленность содержания учебного материала на национально-региональный компонент. Разработан новый учебно-методический комплекс по формированию эстетических представлений студентов на материале национального орнамента, доказана возможность использования национального орнаментального искусства в целях формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система формирования эстетических представлений студентов на материале национального орнамента может быть использована при организации учебно-воспитательного процесса в художественно-педагогических вузах и училищах, осуществляющих подготовку кадров по специальности 050602 (030800) «Изобразительное искусство»; в процессе преподавания на художественно-графическом факультете в рамках учебных дисциплин национально-регионального компонента «Основы декоративно-прикладного искусства», «Художественное оформление в школе»; учебно-методический комплекс спецкурса «Орнамент в традиционной системе татарского декоративно-прикладного искусства» может быть использован в процессе подготовки студентов, а также на курсах повышения квалификации учителей, художественных руководителей общеобразовательных и художественных школ; методические рекомендации могут быть использованы родителями, заинтересованными в художественно-эстетическом воспитании своих детей, органами управления образованием, учеными-методистами, широкими слоями педагогических работников с целью научной организации художественно-эстетического образования учащихся на материале национального орнамента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкими методологическими позициями; адекватной целью, задачами и логикой исследования комплексного научно-исследовательского инструментария; целостным и системным подходами к исследованию проблемы; опорой на исследования о сущности человека и его формирования в деятельности; синтезом и сопоставлением данных педагогики, философии, психологии, социологии и художественной культуры; научной апробацией основных идей и полученных результатов в практике среднего специального и вузовского образования и использованием их в научных трудах автора.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, проведенных в гг. Санкт-Петербург, Казань, Набережные Челны, Менделеевск и др.

Внедрение результатов исследования осуществлялось соискателем в процессе педагогической деятельности в качестве старшего преподавателя художественно-графического факультета Набережночелнинского государственного педагогического института.



Положения, выносимые на защиту:

1. Уточненное определение понятия «эстетические представления студентов». Эстетические представления студентов, сформированные на основе изучения национального орнамента, – это развитие орнаментальных образов или связанных с ними явлений, которые способствуют формированию более устойчивого личностного качества как эстетическое восприятие. Являясь по своему содержанию частью художественных, эстетические представления студентов формируются в процессе изучения духовного содержания национального орнамента, в свою очередь, возникающие эстетические чувства в данном процессе способствуют наиболее эффективному формированию сознательных и четких эстетических представлений. Эстетические представления студента художественно-графического факультета являются своеобразной внутренней моделью ожидаемых условий профессиональной деятельности, оказывающей влияние на процесс обучения. Для успешного развития полноты, правильности, ясности эстетических представлений в процессе изучения национального орнамента необходим интерес, в частности, к художественной деятельности (созданию орнаментальных композиций). Представления об орнаменте, его эстетических качествах тем прочнее и ярче, чем чаще он является объектом внимания и действий студентов. Пассивное повторное восприятие орнаментального образа в национальном искусстве не формирует эстетические представления о нём.

2. Выявленный педагогический потенциал национального орнамената как средства формирования эстетических представлений личности, что заключается в ознакомлении с историей народа, в том числе и с национальным художественным творчеством; обновлении художественной памяти; воспитании чувств гордости; вооружении знаниями о живом и неживом мире родного края; пробуждении интереса к художественно-эстетическому творчеству других народов, что реализует интернациональное воспитание и толерантность; пространственном мышлении; чувстве законов ритма и симметрии; воспитании вкуса; развитии чувств и эмоций; духовном обогащении; расширении способностей студентов.

3. Методы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета в процессе изучения национального орнамента: словесные, наглядные, практические, обратная связь, диагностика и контроль и коррекция.

4. Организационно-педагогические условия формирования эстетических представлений студентов средствами национального орнамента, т.е. учет возрастных особенностей и потребностей; обеспечение интенсивного творчества и развивающего обучения; усвоение исторических и культурологических понятий; переосмысление национального орнамента и создание новых произведений искусства; разработка методики; использование специального учебно-методического комплекса.


следующая страница >>

Смотрите также:
Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета (на материале национального орнамента) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
447.31kb.
3 стр.
Формирование готовности студентов к художественному образованию учащихся (на материале татарского декоративно прикладного искусства) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
395.31kb.
1 стр.
Формирование гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
401.28kb.
3 стр.
Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
747.88kb.
4 стр.
Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
474.23kb.
2 стр.
Голямхусейн роль традиционных обучающих игр в социальном развитии детей дошкольного возраста (на материалах дошкольных учреждений Ирана) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
293.96kb.
1 стр.
Народная игра как средство социально нравственного воспитания младших школьников и подростков (на материале традиционных игровых практик Кубани) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
491.44kb.
3 стр.
Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования
449.6kb.
3 стр.
Формирование экогуманистического мировоззрения студента как человека культуры в педагогическом вузе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
412.98kb.
2 стр.
Формирование представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
306.2kb.
1 стр.
Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза средствами игрового моделирования 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
451.33kb.
3 стр.
Научно-образовательный потенциал художественной педагогики фрг 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
852.93kb.
4 стр.