Главная страница 1страница 2

На правах рукописи



Нестеров Александр Климентьевич

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТов педагогического университета

В ПРОЦЕССЕ освоения ценностного содержания КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики

и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Оренбург 2009

Работа выполнена на кафедре общей педагогики

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»





Научный руководитель:

доктор педагогических наук, доцент

Русакова Татьяна Геннадьевна


Официальные

оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор


Каргапольцев Сергей Михайлович








доктор педагогических наук, профессор

Соколова Людмила Борисовна



Ведущая организация:


ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет»

Защита состоится 4 июня 2009 г. в 9.00 часов на заседании дис­серта­ционного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, Оренбург, ул. Советская, 19, аудитория 333.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Текст автореферата размещен на сайте ОГПУ www.ospu.ru 30 апреля 2009 г.

Автореферат разослан 24 апреля 2009 г.



Ученый секретарь диссертационного совета


доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Духовное возрождение России, выступающее фактором её политической и экономической стабильности, связано с поиском новых механизмов формирования личности. На парламентских слушаниях «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект» (Москва, 2 июня 2008 г.), в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г., Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что одной из важнейших задач воспитания становится формирование духовности, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития достижений культуры.

В данном контексте остро встает проблема формирования духовной культуры педагога, который способен помочь растущей личности осознать и приобщиться к ответственному пониманию смысла человеческого бытия (Д.С.Лихачев, М.Л.Ростропович, А.И.Солженицын). Условием формирования духовной культуры подрастающего поколения может стать постижение нравственных основ жизни, представленных в произведениях искусства.

Исследования (В.П.Бездухов, В.Л.Бенин, Л.П.Гладких, Л.Б.Соколова), посвященные проблеме формирования духовной культуры студентов – будущих педагогов, констатируют недостаточную разработанность ряда аспектов содержания и ценностных доминант высшего профессионального образования. Практически нет работ, исследующих пути и способы формирования духовной культуры будущих педагогов на основе ценностного содержания дисциплин культурологического цикла (история культуры, философия культуры, культурантропология, мировая художественная культура), уникальный ценностный потенциал которых заключается в возможности представлять целостное единство духовных, социальных и технологиче­ских компонентов содержания воспита­ния и обучения; рассматривать процессуальную сто­рону образования как культурный акт (событие), через который осуществляет­ся реализация важных социокультурных функций.

Научную ценность для исследования проблемы формирования духовной культуры студента представляют:



  • идеи философов, составляющие методологическую основу изучения духовной культуры лич­ности (Ф.Аквинский, Г.В.Ф.Гегель, И.А.Ильин, Р.Декарт, И.Кант, Г.Лейбниц, Д.Локк, А.Ф.Лосев, В.Н.Лосский, М.К.Мамардашвили, Б.Спиноза);

  • труды отечественных ученых (Н.А.Бердяев, Н.С.Розов, В.С.Соловьев, А.С.Хомяков), обращенные к важнейшим ценностным доминантам личности – духовности, соборности, всемирной отзывчивости;

  • работы, обращенные к общим закономерностям психического развития личности и её духовного компонента (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, И.С.Кон, Д.А.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков);

  • психолого-педагогические концепции самовоспитания педагога, его духовного развития (Ю.П.Азаров, В.И.Андреев, П.П.Блонский, В.И.Водовозов, Б.З.Вульфов, А.Дистервег, Я.А. Коменский, А.В.Мудрик, В.В.Мурашов, Н.Д.Никандров, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий), становления профессиональной педагогической культуры (Е.П.Белозерцев, Е.Н.Богданов, С.Г.Вершловский, Л.А.Деркач, В.А.Кан-Калик, Ю.В.Троицкий, Е.Н.Шиянов);

  • работы, посвященные изучению духовных потребностей человека (В.Д.Шадриков, Ю.В.Шаров), духовных потребностей и интересов педагога (Е.В.Бондаревская), ценностей образования и воспитания, педагогической деятельности (А.В.Кирьякова, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин); анализу культуры как структурного элемента педагогического образования учителя (С.И.Архангельский, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, Г.С.Саволайнен, Л.Б.Соколова) и духовной культуры как отдельного аспекта педагогической культуры (Н.Е.Щуркова, Б.С.Братусь);

  • вопросы технологичности формирования отдельных и интегративных качеств личности (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К.Селевко, Н.Е.Щуркова).

Особо значимыми для нашего исследования являются диссертационные работы, раскрывающие различные аспекты проблемы формирования духовной культуры: воспитание духовности (А.Н.Сергеев); приобщение к духовным ценностям (Н.И.Миронова); становление духовно-нравственных качеств личности (Л.В.Каршинова) и духовного опыта (Т.Г.Русакова); духовное развитие (Р.М.Салимова); формирование духовных потребностей (В.Н.Никифорова); духовное общение (Т.Н.Панаева), воспитание духовной культуры школьников (Н.М.Романенко), развитие духовной культуры учителя (Е.И.Артамонова).

Нами выявлены противоречия между:



  • объективной востребованностью обществом активной творческой личности с развитой системой духовных ориентиров, способной к духовно-практической деятельности и трансляции духовных ценностей и идеалов, и неразработанностью конкретных путей формирования духовной культуры в период общепрофессиональной подготовки студента педагогического вуза;

  • аксиологическим потенциалом культурологических дисциплин в формировании духовной культуры студента и преобладанием в образовательном процессе знаниевого компонента содержания образования над чувственным;

  • потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении формирования духовной культуры студента и недостаточной разработанностью содержания и условий.

Необходимость разрешения выявленных противоречий определила проблемный вопрос исследования: может ли формирование духовной культуры студента педагогического университета на занятиях культурологического цикла быть технологизировано?

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин».

В диссертации введено ограничение: исследование проводилось на гуманитарных факультетах педагогического университета.

Объект исследования: преподавание культурологических дисциплин в педагогическом университете.

Предмет исследования: формирование духовной культуры студента педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин.

Цель исследования: обосновать педагогическую технологию формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин.

В основу исследования положена гипотеза: освоение ценностного содержания культурологических дисциплин обеспечивает интеграцию знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного взросления в процессе формирования духовной культуры студента при наличии педагогической технологии, согласно которой:



  • духовная культура рассматривается как интегративное профессионально значимое качество личности, выступающее духовным ориентиром личностного и профессионально-педагогического развития;

  • ценностное содержание культурологических дисциплин включает когнитивно-рефлексивный, ценностно-смысловой и деятельно-трансляционный компоненты и обеспечивает формирование культурной компетентности, духовной направленности студента, его включение в духовно-практическую деятельность;

  • процесс преподавания культурологических дисциплин основывается на принципах аксиологического, личностно ориентированного и деятельностного подходов; поэтапно включает студента в ситуации духовного познания, рефлексивного переживания, ценностного взаимодействия и творчества; строится с учетом механизма «самопознание – интериоризация – экстериоризация»; имеет диагностическое сопровождение.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Конкретизировать содержание понятий «духовная культура студента» в контексте психолого-педагогических особенностей развития студента.

2. Раскрыть ценностное содержание культурологических дисциплин в формировании духовной культуры студента.

3. Обосновать последовательную совокупность педагогических действий, обеспечивающую формирование духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин.

4. Создать научно-методическое обеспечение процесса формирования духовной культуры студента.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские идеи о духовности культуры и человека; теории диалогического общения и общения как обмене духовными ценностями; основные положения методологии педагогики и методики исследования; психологические концепции духовного развития личности; теории развития самосознания и саморазвития учителя; концепции формирования культуры педагогической деятельности; теоретические положения о воспитании духовности и формировании духовного опыта личности; концепции личностно ориентированного образования; концептуальные положения теории воспитания духовности в различных видах культуры; педагогические установки на значимость искусства в духовном обогащении личности.

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись методы исследования: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме; эмпирические – наблюдение, опрос, беседа, экспериментальная работа, включенная в естественный образовательный процесс, анкетирование, тестирование, метод незаконченного предложения, методы оценивания, анализ творческих работ студентов; методы математической обработки данных.



Этапы исследования:

Первый этап (2000—2001 гг.) был посвящен изучению теоретиче­ских основ проблемы, обобщению передового опыта, анализу состояния образовательного процесса в педагогических вузах, систематизации личного опыта. Итогом этой работы явилось выдвижение гипотезы, определение методологии и ме­тодов исследования.

На втором этапе (2001—2006 гг.) проводилась опытно-поисковая работа, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректиро­вались методы обучения, анализировались и систематизировались по­лученные данные, разрабатывалась и внедрялась в практику педагогическая технология формирования духовной культуры студента в процессе преподавания культурологических дисциплин.



На третьем этапе (2006—2008 гг.) анализировались результаты опытно-поисковой работы, проводились разработка и внедрение в прак­тику методических рекомендаций, оформлялись материалы диссертаци­онного исследования.

Научная новизна исследования:

  1. Уточнено содержание понятий «духовная культура студента», «формирование духовной культуры» за счет выделения педагогически обоснованных характеристик:

    • духовная культура студента, как профессионально значимое качество личности, интегрирует духовные знания, направленность и опыт, которые выступают внутренним ориентиром и регулятором действий и поступков в педагогическом саморазвитии будущего учителя. Духовная культура проявляется в ситуациях личностного самоопределения, морального выбора и межличностного взаимодействия. В структуре духовной культуры студента выделяются когнитивный, ориентировочный и поведенческий компоненты, которые отражают представление о духовных ценностях культуры и способах их трансляции, направленность на ценностное взаимодействие, опыт духовно-практической деятельности;

    • формирование духовной культуры студента, как процесс интеграции знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного взросления, отражает внутреннюю динамику расширения опыта самопознания и духовного саморазвития индивида (духовный рост) через диалог с Другим и духовно-практическую деятельность и осуществляется на основе поддержки устремленности личности к самосовершенствованию в русле высших ценностей человеческого бытия (истина, добро, красота).

    1. Доказано, что ценностное содержание культурологических дисциплин включает когнитивно-рефлексивный (содержание знаний об истории и закономерностях развития культуры и цивилизации; культурных и ценностных доминантах различных исторических эпох; духовно значимых культурных фактов и событий; произведениях человеческой культуры; роли духовной личности в развитии культуры); ценностно-смысловой (содержание опыта духовных переживаний в произведениях искусства, ценностного отношения к жизни (своей и чужой), природе, искусству; духовного поиска; интенциональной устремленности к духовному идеалу) и деятельно-трансляционный (содержание опыта приобщения к ценностям духовной культуры человечества и способов духовной самодетерминации личности, отраженных в произведениях искусства; способов духовного бытия и духовного творчества, ведущих к созданию ценностей культуры) компоненты.

    2. Разработана педагогическая технология формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин, базирующаяся на совокупности принципов (понимание человека как высшей ценности, ценностное самоопределение личности в процессе образования, ориентация на духовность как цель и ценность образования; учет закономерно­стей природного и социокультурного развития личности, организация образовательного процесса в контексте культуры, удов­летворение интересов и потребностей студента в разнообразных видах духовно-практи­ческой деятельности; отношения на основе другодоминантности, решение жизненных ситуаций на духовно-ценностной основе), раскрывающая последовательность (расширение опыта духовного самопознания в процессе освоения учебного материала, интериоризация духовных ценностей человеческой культуры в процессе изучения культурных текстов и экстериоризация опыта духовного познания, переживания, оценки в професионально-практической деятельности) и логику этапов, методы формирования «живого знания»; конституирования смысла, моделирования ситуаций; традиционные и инновационные формы аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной деятельности студентов, содержание знаний, переживаний и деятельности студента, обеспечивающие готовность будущего учителя к духовному саморазвитию, трансляции духовных ценностей культуры и духовному взаимодействию в профессионально-педагогической деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования:

  1. Результаты исследования обогащают теорию воспитания за счет конкретизации понятий «духовная культура» и «формирование духовной культуры» в контексте психолого-возрастных и социокультурных характеристик студента вуза.

  2. Раскрыты функции духовной культуры студента (интенциональная, рефлексивная, мотивационная, регулятивная, преобразующая), репрезентирующие её как профессионально значимое качество будущего педагога.

  3. Разработанная педагогическая технология формирования духовной культуры студента, отражающая цель, задачи, принципы, методы и формы деятельности преподавателя и студента, выступает методологическим основанием прогнозирования результата освоения ценностного содержания культурологических дисциплин, углубляет теорию воспитания духовности на этапе профессионального становления личности.

Практическое значение результатов исследования:

  1. Обоснование компонентов, показателей, уровневых характеристик, диагностического инструментария обеспечивает объективность, надежность и репрезентативность оценки уровня сформированности духовной культуры студента педагогического университета.

  2. Обоснованы методы формирования «живого знания» (взаимообогащающий и внутренний диалог, стимуляция свободного выражения личной позиции, ретроспективный анализ жизненного опыта), конституирования смысла (глубинный диалог, полилог, художественно-педагогическая драматургия, «погружение» в культуру) и моделирования ситуаций (взаимозависимая деятельность, ролевая игра); инновационные формы аудиторной и внеаудиторной деятельности (лекция-эссе, видеолекция; лекция-экскурсия, лекция-диалог, лекция-дискуссия; лекция-размышление; лекция-концерт, музыкальный лекторий, «музейные понедельники»), самостоятельной работы (дневниковое письмо, рецензирование спектаклей, фильмов; участие в социальных и культурных проектах), которые могут использоваться в системе подготовки педагогических кадров для разработки технологий личностно ориентированного обучения в рамках общей педагогики и педагогики саморазвития.

  3. Создано научно-методическое обеспечение процесса формирования духовной культуры студента в процессе освоения когнитивно-рефлексивного, ценностно-смыслового и деятельно-трансляционного компонентов ценностного содержания культурологических дисциплин в учебной работе, практические рекомендации по организации и технологии воспитательной и культурно-просветительской работы со студентами, обогащающие практику работы преподавателей вузов в процессе подготовки будущего педагога.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены аргументированностью построения его методологических оснований; опорой на достижения отечественной и за­рубежной психолого-педагогической науки; полнотой и непротиворе­чивостью анализа предмета исследования; использованием адекватных специфике каждого этапа исследования методов теоретического и эм­пирического исследования.

На защиту выносятся следующие положения:



  1. Духовная культура студента – интегративное профессионально значимое качество личности, характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии. Критериями и показателями духовной культуры являются культурная компетентность, духовная направленность и включенность в духовно-практическую деятельность (знание духовной составляющей человеческой культуры, умения использовать духовно-культурные знания в собственном саморазвитии, навыки использования духовно-культурных знаний в жизни; представленность духовно-культурных ценностей в аксиологическом потенциале личности, другодоминантность, эмпатийность; целеполагание в сфере духовной жизни, способы достижения поставленной цели, самоанализ результатов деятельности). Формирование духовной культуры студента – процесс интеграции знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного саморазвития личности (духовный рост) на основе расширения опыта духовного познания, надличностного и надситуативного переживания, духовно-практической деятельности.

  2. Ценностное содержание культурологических дисциплин представляет совокупность знаний и представлений о смыслах и значениях культуры и опыта их применения в духовно-практической деятельности. Выделение когнитивно-рефлексивного (содержание духовных знаний), ценностно-смыслового (содержание переживаний) и деятельно-трансляционного (содержание деятельности) компонентов в ценностном содержании культурологических дисциплин обеспечивает реализацию механизма «самопознание – интериоризация – экстериоризация» в процессе поэтапного освоения духовного содержания культурных фактов и событий, осмысления духовного значения личности в культуре.

  3. Педагогическая технология формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин базируется на совокупности принципов аксиологического (понимание человека как высшей ценности; ценностное самоопределение личности в процессе образования; ориентация на духовность как цель и ценность образования), личностно ориентированного (учет закономерно­стей природного и социокультурного развития личности; организация образовательного процесса в контексте культуры; удов­летворение интересов и потребностей студента в разнообразных видах духовно-практи­ческой деятельности) и деятельностного (отношения в социуме на основе другодоминантности; решение жизненных ситуаций на духовно-ценностной основе) подходов; методов (формирования «живого знания»; конституирования смысла, моделирования ситуаций); традиционных и инновационных форм аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной деятельности студентов (лекция, беседа, брифинг, дискуссия; встреча, концерт, конференция; дневниковое письмо, участие в культурных проектах), соответствующих каждому этапу формирования духовной культуры (когнитивно-рефлексивный – расширение знаний о духовных смыслах и значениях в процессе изучения произведений культуры; ценностно-смысловой – осмысление своего духовного Я в процессе интериоризации духовных ценностей культуры через проживание-переживание ситуаций, основанных на нравственной коллизии; деятельно-трансляционный – экстериоризация опыта духовного познания, переживания, оценки в духовно-практической деятельности). Диагностическое сопровождение и отбор произведений по критерию ценностного содержания обеспечивают результативность формирования духовной культуры студента.

Апробация результатов исследования и внедрение их в прак­тику. Основные положения и результаты диссертационного исследова­ния обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр общей педагогики, педагогики высшей школы, теории и истории культуры, художе­ственно-эстетического воспитания Оренбургского государственного педагогиче­ского университета (1999-2009 гг.); международных, российских, межвузовских научных и научно-практических конференциях в Оренбурге (2007-08 гг.), Казани (2007г.), Орске (2007 г.), Самаре (2007 г.), Сургуте (2008 г.).

Полученные в ходе исследования результаты активно внедряются в практику работы высших образовательных учреждений и педагогических колледжей г.г. Оренбурга, Бузулука, Орска, Бугуруслана. Разработанные автором комплексная программа изучения культурологических дисциплин и авторских спецкурсов, методические рекомендации для преподавателей по реализации педагогической технологии в образовательном процессе вуза нашли применение в учебном про­цессе Оренбургского государственного педагогического университета.



Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения (общий объем 164 с.), списка литературы (161 источник), приложений (21 с.); текст иллюстрирован схемами (3) и таблицами (17).

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, представлены предмет, объект, гипотеза, задачи и методы исследования, показывается научная новизна и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин» раскрывается содержание понятий «духовность», «духовная культура», «духовная культура студента» с философской и психолого-педагогической позиций; определяются специфические черты духовной культуры, приобретаемой в юношеском возрасте; обосновывается педагогическая технология формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин в университете; раскрывается ценностное содержание дисциплины.

Во второй главе «Опыт формирования духовной культуры студента в процессе преподавания культурологических дисциплин в педагогическом вузе» освещаются задачи, организация, содержание и результаты опытно-поисковой работы по формированию духовной культуры студента в условиях педагогического вуза, раскрываются критерии, показатели и уровни сформированности духовной культуры будущего педагога, описывается диагностический инструментарий.

В заключении подведены общие итоги исследования и сформулированы основные выводы.
Основное содержание диссертации
Педагогический смысл понятия «духовная культура студента». Решение исследовательских задач потребовало раскрытия сложившейся в науке системы представлений о понятиях «культура», «духовная культура». Теоретический анализ позволил рассматривать культуру как взаимодействие людей, при котором происходит взаимообразное их формирование, где человек познает не некую независящую от него реальность, а себя самого, собственное бытие, объективированное в фактах культуры – культивирует себя как личность. При этом внутренняя сущность культуры личности относится к области духовности, что логически обусловливает понятие «духовная культура». Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, свободе, самоопределении, способности действовать в соответствии со своим целями и ценностями (Н.А.Бердяев); это результат «сознательной работы духа» (А.Ф.Лосев), самосознание (В.В.Зеньковский), чуткость ко всему Божественному, воля к совершенству, любовь и доброта (И.А.Ильин), персональная нравственная культура высокой пробы, источник духовного самовосхождения личности в освоении ею культуры человечества (В.Соловьев).

Термин «духовная культура» философами осмысливается как результат реализации способности переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе (С.Б.Крымский); комплексное образование, основными компонентами которого выступают мировоззренческие, нравственные и эстетические характеристики, представления Истины, Добра и Красоты (А.Брыль); убеждения и ценности (М.К.Мамардашвили); установка на расположение и уважение к каждому (Т. Флоренская); синтез знания и гуманистической этики, вера в человека (Ф.К.Мамедов); культивирование каждым человеком общечеловеческих ценностей в интеллектуальной, этической и эстетической сферах (И.А.Бокачев).

В содержании термина «духовная культура личности» выделяются психологические доминанты: ориентация на смыслы (В.Франкл); саморегуляция (Д.А.Леонтьев); совесть, свобода нравственного выбора и ответственность перед самим собой за этот выбор (Б.Т.Лихачев); рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора (В.Г.Федотова, Л.П.Буева). При этом подчеркивается, что духовность не тождественна религиозности, творчеству, нравственности (Р.Эммонс). Психологическим основанием духовности  являются  специфические функции смысловых образований как основные конституирующие единицы сознания личности, где духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры (Б.С.Братусь); это интегративное качество психической активности человека, выражающее полноту и целостность его внутренней жизни, согласие его разума, воли, чувства, сопряженность его мировоззрения и самосознания (М.С.Каган).

Педагогическое содержание понятия «духовная культура личности» включает совокупность духовных ценностей (Е.И. Артамонова), личностно значимых свойств и ка­честв, имеющих возрастную спе­цифику и связанных с ориентацией личности на духов­ные ценности человечества – Истину, Добро, Красоту (Т.Г.Русакова), активной жизненной позицией, целеустремленностью, приверженностью идеям гуманизации и демократизации, высоким уровнем сознательности и ответственности, сочетанием личных интересов с общественными (Е.В.Бондаревская, Л.М.Митина, Н.Е.Щуркова); способности понимать се­бя, видеть себя в прошлом, настоящем и будущем (К.А.Абульханова-Славская, В.А.Сластенин), мировозренчески-полетного бытия (Л.Б.Соколова), возвышения личности посредством присвоения и реализации духовных ценностей в личностно ориентированной практике – познании, общении и духовной саморефлексии (Н.М.Романенко). При этом высшим уровнем сформированности духовной культуры личности являются мировоззрение и моральные принципы, идейные убеждения, идеалы, соответствующие общечеловеческим и национальным ценностям, составляющим в целом её ядро (В.Г.Пряникова, З.И.Равкин).



Духовную культуру студента мы рассматриваем как интегративное профессионально значимое качество личности, характеризующееся направленностью на духовное саморазвитие, ценностное взаимодействие и духовно-практическую деятельность, которые позволяют ориентировать учителя на приобщение учащихся к духовным ценностям культуры и формирование идеалов, не противоречащих абсолютным ценностям, на основе самостоятельного морального выбора. Структуру духовной культуры студента составляют взаимосвязанные компоненты: когнитивный (знания о духовных ценностях культуры, общечеловеческих, национальных, о нравственных категориях, о нормах этики) – базовый компонент; ориентировочный (отношение к идеалам, духовные интересы, эмоционально-окрашенное отношение к миру) – отражает систему духовных связей и отношений личности в пространстве культуры, основывающуюся на знании духовных ценностей и эталонов взаимодействия; поведенческий (активное самосовершенствование, духовное саморазвитие, следование духовной традиции в жизненных ситуациях) – объединяя духовные знания и ценностные ориентации, определяет поведение, поступки и действия в соответствии с духовной культурой.

Духовная культура в процессе личностного и профессионального саморазвития выполняет ряд функций: интенциональная функция отражает ценностную направленность на идею или на личность; рефлексивная обеспечивает осознание личностно значимых духовных ценностей; мотивационная определяет ответственность за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей; регулятивная позволяет соотносить действия и поступки с духовными идеалами; преобразующая обечпечивает реализацию своего смысла жизни. Реализация функций духовной культуры обеспечивает гуманистическую направленность деятельности будущего педагога, позицию в этой деятельности, выбор им форм совместной деятельности, саморазвитие и развитие учащихся в русле абсолютных ценностей.



Формирование духовной культуры студента педагогического университета. «Формирование» традиционно рассматривается как процесс становления личности и включает: конструирование ситуаций проживания нового опыта; искусственное создание среды, способной оказать определенное влияние; интеграцию внешних и внутренних условий развития; стимулирование действия факторов развития. В научных исследованиях отчетливо прослеживаются две позиции по проблеме формирования духовной культуры, духовности личности: педагогически- пессимистическая, согласно которой духовность дана человеку изначально и не может быть обретена «извне» (Р.Штейнер, К.Н.Вентцель, В.Г.Федотова) и педагогически-оптимистическая, суть которой в том, что духовность личности можно формировать; она столь же исторична и социально детерминирована, как и сам человек (Е.П.Белозерцев, Л.П.Буева, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, Н.Е.Щуркова).

Современная практика формирования духовной культуры учителя детерминирована, с одной стороны, новой парадигмой устойчивого развития общества, акцентирующей экзистенциалы человеческого бытия (духовную свободу, духовность, ответственность), которые мыслятся через идею диалога (взаимоотношения) в сосуществовании человека и современного мира – Природы, общества, другого человека. Базовыми идеями новой модели духовной культуры учителя являются: идея единения мира (В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул); идея вселенского предназначения личности (Л.И.Новикова, М.В.Соколовский, Г.Полде, Г.Шеффер); идея соборности как идентификация человека с целым (Н Д.Никандров, К.Касьянова); идея национального дома (Е.П.Белозерцев); идея ненасилия (Л.Н.Толстой, Г.С.Батищев). С другой стороны, развитие духовной культуры учителя сегодня непосредственно связано с переосмыслением трактовки гуманистического идеала – духовной вертикали в силу особенностей российской культуры (В.С.Соловьев, И.А.Ильин) в условиях информационного общества, которое не только выводит эту вертикаль на космопланетарный уровень, но и определяет ведущую роль самосознания субъекта, утверждает самоценность человеческой индивидуальности. Последняя сегодня понимается через диалог, который выступает единственной возможностью самого её существования и внутренней сущности (В.А.Лекторский).



Формирование духовной культуры личности в педагогических исследованиях рассматривается как расширение жизненного опыта в духовно-культурном пространстве (А.С.Белкин); поддержка саморазвития духовности личности через её устремленность к самосовершенствованию, ориентацию на высшие ценности человеческого бытия (истина, добро, красота) (Е.И.Артамонова, С.В.Кульневич, Н.И.Миронова); содействие саморегуляции в деятельности на основе нравственных доминант (В.И.Андреев, Н.М.Борытко, В.М.Пустовалов, Г.К.Селевко, Н.М.Романенко).

Формирование духовной культуры студента заключается в интеграции знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного саморазвития личности (духовный рост) в процессе расширения опыта духовно- практической деятельности.

Ценностное содержание культурологических дисциплин. Исходя из определения содержания образования как системы (В.В.Краевский, B.C.Леднев, И.Я.Лернер), в диссертации ценностное содержание культурологических дисциплин представлено как система знаний о смыслах и значениях культуры, представлений о ценностном отношении к миру и культуре, опыта применения знаний и умений в духовно-практической деятельности.

Рассмотрение проблемы методического и содержательного наполнения культурологических дисциплин позволяет констатировать, что в принципы отбора содержания образования базируются на историческом и искусствоведческом подходах, которые при всем многообразии учебников и программ не обеспечивают оптимального духовного становления личности.



Анализ ситуации и собственный педагогический опыт показывают, что ценностное содержание культурологических дисциплин включает когнитивно-рефлексивный (содержание духовных знаний об истории и закономерностях развития культуры и цивилизации, детерминирующих определенный тип человека культуры и пути его достиже­ния; культурных и ценностных доминантах различных исторических эпох; духовно значимых культурных фактов и событий; Произведениях человеческой культуры; роли духовной личности в развитии культуры), ценностно-смысловой (содержание опыта духовных переживаний в произведениях искусства, ценностного отношения к жизни (своей и чужой), природе, искусству; духовного поиска; интенциональной устремленности к духовному идеалу) и деятельно-трансляционный (содержание опыта приобщения к ценностям духовной культуры человечества и способов духовной самодетерминации личности, отраженных в произведениях искусства; способов духовного бытия и духовного творчества, ведущих к созданию ценностей культуры) компоненты. Выделение этих компонентов обеспечивает последовательность освоения духовного содержания культурных фактов и событий, осмысления духовного значения личности в культуре.

Педагогическая технология формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин. Ценностное содержание культурологических дисциплин определяет целевые установки формирования духовной культуры студента, так как актуализирует необходимые в профессионально-педагогической деятельности личностно значимые качества (направленность на абсолютные ценности, познавательная активность, духовная самодетерминация, эмпатийность), что является главной целью данной педагогической технологии. Аксиологический, личностно ориентированный и деятельностный методологические подходы определяют в данной технологии ведущие принципы организации деятельности участников образовательного процесса, компоненты и показатели духовной культуры студентов. Расширение изучаемых по учебной программе набора явлений, имен, периодов, эстетических фактов, способов взаимодействия культур различных эпох и народов, отдельных вершинных достижений и объемного творческого фона, культурного контекста, второстепенных фигур, нюансов, необходимых для полноты картины, осуществлялось за счет введения в образовательный процесс наряду с базовым курсом «Культурология» учебного курса «История искусства», спецкурсов «История культур и цивилизаций», «История музыкального образования», «Морфология искусства», факультативных курсов «Психология музыки», «Музееведение», «Искусство книги», программы самостоятельной работы студентов.

Диагностическое сопровождение (комплексное использование методик экспертной оценки и самооценки на основных и промежуточных этапах), логическая последовательность этапов педагогического процесса обеспечивают функциональное единство целей и задач, содержания и методов работы преподавателя по формированию духовной культуры студента на занятиях культурологического цикла (Рис. 1).

Опытно-поисковая работа осуществлялась в условиях естественного учебного процесса педагогического университета и проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В соответствии с этапами, экспериментальная работа началась с изучения уровней сформированности духовной культуры студентов университета (230 человек). В качестве экспериментальной группы были студенты специальностей «Иностранный язык», «Филология» (1-2 курс) – 120 человек 2005 года набора, на которых апробировалась выделенная нами технология формирования духовной культуры. В качестве контрольной группы в эксперименте участвовали студенты тех же специальностей (всего 110 человек) 2004 года набора, обучающиеся по традиционной программе.

На основе определения духовной культуры будущего педагога нами были разработаны критерии её сформированности (культурная компетентность, духовная направленность, включенность в духовно-практическую деятельность) и выделены уровни: целостный (высокий), эклектичный (средний) и фрагментарный (низкий) (Табл.1).

Для получения эмпирической базы данных была про­ведена комплексная диагностика сформированности духовной культуры студента. Уровень сформированности культурной компетентности определялся с помощью тестовых заданий (Бобахо В.А., Левикова С.И., Чучайкина И.Е., Хоруженко К.М.); сочинения-рассуждения на тему «Что такое духовная культура?», диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С.М. Петрова), методики «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский). Духовная направленность изучалась с помощью методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), тестов «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм» и «Диагностика социальной эмпатии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Для диагностирования включенности в духовно-практическую деятельность использовались: вопросник «Духовно-нравственные качества личности», тест «Духовно-нравственное развитие личности» (В.И. Андреев) и результаты интроспекции.

Цель: сформировать духовную культуру студента педагогического университета


Подходы:

принципы:

компоненты

духовной

культуры:

КРИТЕРИИ /
ПОКАЗАТЕЛИ

духовной

культуры

студента:


Аксиологический

Личностно

ориентированный

Деятельностный



понимание человека как высшей ценности; ценностное самоопределение личности в процессе образования; ориентация на духовность как цель и ценность образования

отношения в социуме на основе другодоминантности; решение жизненных ситуаций на духовно-ценностной основе

учет закономерно­стей природного и социокультурного развития личности; организация образовательного процесса в контексте культуры; удов­летворение интересов и потребностей студента в разнообразных видах духовно-практической деятельности


Когнитивный



Ориентировочный

Поведенческий


Духовная направленность: представленность духовно-культурных ценностей в аксиологическом потенциале личности; другодоминантность личности; эмпатийность

Включенность в духовно- практическую деятельность: целеполагание в сфере духовной жизни; способы достижения поставленной цели; самоанализ результа-тов деятельности




Культурная компетентность: знание духовной составляющей человеческой культуры; умения использовать духовно-культурные знания в собственном саморазвитии; навыки использования духовно- культурных знаний в жизни



1 этап - Когнитивно-рефлексивныйрасширение знаний о духовных смыслах и значениях в процессе изучения произведений культуры.

Цель этапа: сформировать живое знание о духовной культуре.

Алгоритм: восприятие – смыслопоиск – смыслопонимание – «живое знание»




Содержание знаний: о культуре как развернутой феноменологии человека; ценностное содержание произведений классической литературы, музыки, изобразительных искусств, содействующее служению высшему духовному началу в человеке, исследованию своего духовного мира, направленности духовных исканий, стремлению к духовному саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию



Методы формирования «живого знания»:

проблемное изложение материала; диалог (взаимообогащающий и внутренний); стимуляции свободного выражения личной позиции (ретроспективный анализ жизненного опыта);– непосредственное (истолкование и воспроизведение событий как «живых») и катарсическое переживание (импрессивный и экспрессивный приемы)



Формы

аудиторной деятельности: лекция (лекция-эссе, видеолекция; лекция-экскурсия); музыкальный лекторий

Формы внеаудиторной деятельности:

встречи с деятелями культуры, представителями религий – носителями высоких духовных ценностей



Формы самостоятельной работы:

письменное решение задач (сочинение-размышление) на исправление нравственных ошибок; ответы на вопросы, требующие установления сходства и различия, содержащие культурную коллизию






Промежуточный результат: целостное знание о сущности духовной культуры

Рис.1. Технология формирования духовной культуры студентов

в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин



2 этапЦенностно-смысловой – осмысление своего духовного Я в процессе интериоризации духовных ценностей культуры через проживание-переживание ситуаций, основанных на нравственной коллизии

Цель этапа: перевод смыслов и значений духовной культуры в ценностные установки.

Алгоритм: познание – переживание – оценка/самооценка



Содержание переживаний: поиск и выбор нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отноше­нии к человеку (а не научной абстракции), чувство общности с другими людьми, осмысление человеческой жизни, в том числе и своей собст­ве­н­ной; сопереживание, эмоциональное потрясение от встречи с образом, созданным искусством, и переживание личного жизненного опыта; переживание, позволяющее в подробностях представить психологическую ткань конфликтов, представленных в произведении, и выявить в них как исходные противоречия, так и ресурсы для развития человека; самостоятельный «труд души», в котором происходит поиск и выбор духовно-нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отноше­нии к человеку, чувственное осмысление сути человеческой жизни



Методы конституирования смысла: глубинный диалог (сократическая беседа, художественное общение); полилог; художественно-педагогическая драматургия, «погружение» в культуру

Формы аудиторной деятельности: лекция (диалог, дискуссия; размышление; концерт); круглый стол

Формы внеаудиторной деятельности: конференция; «музейные понедельники», фестиваль искусств

Формы самостоятельной работы: дневниковое письмо; посещение и рецензирование филь мов, спектаклей; художественный и эстетический анализ произведений искусства






Промежуточный результат: присвоение ценностей духовно-культурного ряда




3 этапДеятельностно-трансляционныйэкстериоризация опыта духовного познания, переживания, оценки в духовно-практической деятельности

Цель этапа: реализация ценностных установок в духовно-практической деятельности.

Алгоритм: целеполагание – действие – поступок



Содержание деятельности: самосозидание, самоопределение, духовный рост; оказание моральной и эмоциональной поддержки окружающим; «добро-деяние»; анализ своей духовно-практической деятельности и её результатов, причин успехов и неудач



Методы моделирования ситуаций:

педагогические ситуации (реальные педагогические ситуации на профессиональной практике); взаимозависимая деятельность (работа в творческих группах), ролевая игра



Формы аудиторной деятельности: проведение уроков и воспитательных мероприятий на педагогической практике, исполнительство (хоровое пение; художественное творчество)

Формы внеаудиторной деятельности: посещение концертов, концертная деятельность, творческие встречи, литературно- музыкальные вечера

Формы самостоятельной работы: составление конспектов; участие в проектах; творчество по законам красоты






Промежуточный результат: проявления духовной культуры в деятельности




Результат: духовная культура как интегративное личностное качество

Рис.1. Технология формирования духовной культуры студентов в процессе освоения

ценностного содержания культурологических дисциплин (продолжение)


Формирующий этап опытно-поисковой работы заключался в реализации педагогической технологии формирования духовной культуры студента. Технологические этапы формирования духовной культуры (когнитивно-рефлексивный, ценностно-смысловой, деятельно-трансляционный) отражают логику действий преподавателя и студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин, во внеаудиторной работе (экскурсии, посещение театров, концертов, лекториев, рецензирование фильмов, разработка проектов), на педагогической практике студентов (подготовка и проведение уроков и воспитательных мероприятий). Изучение учебного материала базировалось на принципах историзма, единства теории и практики, согласованности и преемственности тем, взаимосвязи между предметами, композиционных принципах хронологичности, региональности и морфологичности.

Таблица 1.



Показатели сформированности духовной культуры студента


Критерии

Показатели

Уровневые характеристики

1

2

3

Культурная компетентность

  • Знание духовной составляющей человеческой культуры;

  • умения использовать духовно-культурные знания в собственном саморазвитии;

  • навыки использования духовно-культурных знаний в жизни

Целостный (высокий): наличие системных знаний о сущности и содержании духовной составляющей человеческой культуры; умение использовать духовно-культурные знания для саморазвития; привнесение опыта жизни, представленного в произведениях духовной культуры, в собственный жизненный опыт;

эклектичный (средний): наличие базовых знаний о сущности и содержании духовной культуры, эпизодическое использование духовно- культурных знаний для саморазвития; опыт жизни, представленный в произведениях духовной культуры, не всегда переносится в собственный жизненный опыт;

фрагментарный (низкий): знания о сущности и содержании духовной культуры фрагментарны; отсутствуют умения использовать духовно-культурные знания в собственном саморазвитии; опыт жизни, представленный в произведениях духовной культуры, не отражается в собственном жизненном опыте.

Духовная направленность

  • Представленность духовно-культурных ценностей в аксиологическом потенциале личности;

  • другодоминантность личности;

  • эмпатийность




Целостный (высокий): духовно-культурные ценности доминируют в аксиологическом потенциале личности; в отношениях с окружающими проявляется стремление к другодоминантности; эмпатийность выступает постоянной характеристикой личности;

эклектичный (средний): духовно-культурные ценности не доминируют в аксиологическом потенциале личности; стремление к другодоминантности в отношениях с окружающими отмечается не всегда; эмпатийность проявляется эпизодически;

фрагментарный (низкий): духовно-культурные ценности в аксиологическом потенциале личности отражены фрагментарно; стремление к другодоминантности в отношениях с окружающими проявляется ситуативно; эмпатийность не является постоянной характеристикой личности.




1

2

3

Включенность в духовно-практическую деятельность

  • Целеполагание в сфере духовной жизни;

  • способы достижения поставленной цели;

  • самоанализ результатов деятельности




Целостный (высокий): имеется опыт самостоятельной постановки целей духовного саморазвития; владение способами достижения поставленных целей, не противоречащими нравственным принципам и нормам морали; способность нести ответственность за результат практической деятельности;

эклектичный (средний): опыт самостоятельной постановки целей духовного саморазвития имеется, но проявляется эпизодически; способы достижения поставленных целей не всегда соотносятся с нравственными принципами и нормами морали; ответственность за результат практической деятельности проявляется ситуативно;

фрагментарный (низкий): опыт самостоятельной постановки целей духовного саморазвития фрагментарен; способы достижения поставленных целей редко соотносятся с нравственными принципами; не проявляется способность нести ответственность за результат практической деятельности.

Формирование знаний о духовной культуре в процессе изучения учебного материала и культурных текстов когнитивно-рефлексивном этапе осуществлялось в соответствии с положениями теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина: целостное эмоциональное восприятие произведения; осмысление формы и содержания произведения в контексте имеющегося опыта (соотнесение с личностной системой ценностей, выявление аналогий и противоречий); рефлексия ощущений, переживаний, мыслей и т.д. по поводу воспринимаемых художественных и культурных событий и явлений; формирование «смысла для себя» – создание идеально-чувственного образа переживаемого события.

На лекциях активно использовался метод проблемного изложения материала, постановка проблемных вопросов. Взаимообогащающий диалог основывался на жизненном опыте студентов, активизировал стремление к самопознанию, анализу собственной судьбы (в частности, при изучении вопросов, связанных с феноменом «совесть», студенты обращались к работам В. Франкла, слушали арии «Страстей» И.-С. Баха, анализировали произведения И. Босха, А. Дюрера, Рембрандта, П. Рубенса, посвященные евангельской притче о блудном сыне («История искусства»). В результате анализа происходило различение точек зрения автора, героев и самого студента). Стимуляция свободного выражения личной позиции обеспечивала перевод студента от стихийного стремления к идеалам к сознательному выбору позиции – на основе ретроспективного анализа жизненного опыта. С целью приращения понятия «человек» духовными смыслами, развития нравственных мотивов поведения на занятиях использовались произведения культуры, основанные на библейских сюжетах: «Изгнание торгующих из храма», «Давид и Ионафан», «Притча о винограднике», «Отцелюбие римлянки». Метод непосредственного (истолкование и воспроизведение событий как «живых») и катарсического переживания позволил настроить на эмоциональное прочувствование красоты, представленной в искусстве, расширить границы чувственного восприятия («История искусства», «Психология музыки»). Процесс возникновения эмоций, чувств обеспечивался взаимопроникновением искусств (М.Лермонтов, М.Врубель, А.Рубинштейн – «Демон»). Использование импрессивного приема обеспечивало эмоциональный настрой аудитории на восприятие, получение впечатления от шедевра. С помощью экспрессивного приема стимулировалось переживание ценностей этого произведения и самовыражение студентов. Во внеаудиторной деятельности встречи с деятелями культуры и искусства (Н.Петиной, О.Бажановым, Е.Теняковой, А.Власенко, Ю.Рысухиным), представителями религий – носителями высоких духовных ценностей (схиархимандритом Сирафимом, главным муфтием Хазратом Бары). Самостоятельная работа студентов предусматривала сочинение-размышление о встрече с Другим; ответы на вопросы, требующие установления сходства и различия, содержащие культурную коллизию («Гамлет» У.Шекспира в прочтении режиссеров Г.Козинцева и Ф.Дзифирелли, актеров М.Гибсона и И.Смоктуновского). Результатом работы на первом этапе стало осмысленное знание студентами ценностного содержания духовной культуры (повысилось в среднем на 21,57 %) и понимание необходимости расширения этого знания.

На ценностно-смысловом этапе формирование духовной культуры студентов осуществлялось на учебных занятиях и в самостоятельной деятельности. Основными стали методы конституирования смысла, обеспечивающие построение иерархии личностных смыслов: глубинный диалог (высказывания о «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера («История искусства»)– осмысление позиции человека в мире и самооценки себя в возможной ситуации), полилог (рассуждения о представителях «Серебряного века», их противоречиях, исканиях, сравнение их ценностей с ценностями современной молодежи), метод художественно-педагогической драматургии (киноверсии произведений «Сельская учительница» (реж. М. Донской), «Уроки французского» (реж. Е. Ташков), «Республика ШКИД» (реж. Г. Полока), позволявшие осознавать духовную культуру педагогов и переносить в свой будущий профессиональный опыт) («Морфология искусств»), метод «погружения» в культуру (представить себя в качестве режиссера-постановщика оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» («Психология музыки») для того, чтобы почувствовать внутренний мир героев). Формы аудиторной деятельности обеспечивали единство познания и переживания, необходимое для интериоризации духовных ценностей. Дневниковое письмо (рассуждения о Пушкинских юбилеях в музее истории Оренбурга, в доме литераторов, о концертах «Романсы русских композиторов на стихи Пушкина») способствовало раскрытию личных взглядов на смыслы произведений («Музееведение»). Контрольным заданием стало сочинение-рассуждение по материалам дневниковых записей. По результатам второго этапа уровень духовной культуры студентов повысился на 21,6%.



Деятельностно-трансляционный этап был посвящён реализации ценностных установок в духовно-практической деятельности. Алгоритм «целеполагание – действие – поступок» в учебной деятельности и самостоятельной работе обеспечивал осмысленную экстериоризацию студентом духовных ценностей. Метод педагогических ситуаций использовался в игровых условиях в аудиторной работе («История искусства») для расширения представлений о духовно-воспитывающей функции педагога (ситуации на культурную коллизию, ситуации морального и нравственного выбора при создании сценариев внеклассных мероприятий). Метод взаимозависимой деятельности реализовывался в ходе работы студентов в творческих группах, стимулирующей чувство ответственности за свой труд и общее дело. Метод ролевой игры обеспечивал активное обсуждение и осмысление различных конфликтных и проблемных ситуаций духовно-нравственного характера («Суд войне» на основе произведений В. Серова, А. Пластова, Д. Шостаковича, П. Пикассо). Исполнительство, посещение концертов, самостоятельная концертная деятельность, творческие встречи, литературно-музыкальные вечера активизировали стремление к духовно-практической деятельности. Уровень духовной культуры студентов повысился на 24,6%. Полученный опыт духовного познания, переживания и творчества студенты реализовывали при подготовке и проведении уроков и воспитательных мероприятий на педагогической практике.

Таблица 2.



Динамика показателей констатирующего и контрольного этапов (%)





Показатели


Уровни

высокий

средний

низкий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

1

Культурная компетентность

23,36

55,5

22,9

32,9

28,0

37,3

46,8

45,2

30,43

7,16

31,3

18,56

2

Духовная направленность

20,33

51,3

18,3

30,66

39,3

32,3

35,6

41,0

40,3

13,3

42,6

28,3

3

Включенность в духовно-практическую деятельность

27,0

59,3

23,6

36,0

33,3

26,0

41,0

44,3

39,3

5,0

35,3

16,3




Средний балл

23,57

55,36

21,6

33,18

33,53

31,8

41,13

43,5

36,67

8,48

36,4

21,0

Условные обозначения:

ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа;

К1 – констатирующий этап; К2 – контрольный этап.

Сравнение качественных результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы показало, что у студентов экспериментальной группы значительно повысился уровень другодоминантности, расширился опыт применения духовных знаний в учебной деятельности и реальных жизненных условиях; студенты научились целеполаганию в сфере духовной жизни, приобрели знания, умения и опыт духовно-практической и культуротворческой деятельности, что говорит о сформированности основных компонентов духовной культуры будущего педагога.




следующая страница >>

Смотрите также:
Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
474.23kb.
2 стр.
Формирование гражданственности студентов в образовательном процессе педагогического вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
401.28kb.
3 стр.
Педагогические условия развития рефлексивной культуры курсантов в образовательном процессе военного вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
375.12kb.
1 стр.
Формирование экогуманистического мировоззрения студента как человека культуры в педагогическом вузе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
412.98kb.
2 стр.
Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
747.88kb.
4 стр.
Формирование ценностного сознания будущего учителя в аксиологическом педагогическом пространстве 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
735.77kb.
4 стр.
Формирование готовности студентов к художественному образованию учащихся (на материале татарского декоративно прикладного искусства) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
395.31kb.
1 стр.
Теория педагогической интеракции 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
885.81kb.
6 стр.
Становление и развитие педагогического образования в зауралье во второй половине XIX начале XX вв. 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
396.14kb.
1 стр.
Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах (XVIII первая половина ХХ вв.) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
442.82kb.
3 стр.
Развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
693.13kb.
3 стр.
Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета (на материале национального орнамента) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
447.31kb.
3 стр.