Главная страница 1

- -

Фольклор - устное народное творчество
Устное народное творчество, народное искусство слова называется фольклором, за рубежом его называют ещё – народные знания либо народная мудрость. Фольклором называют словесное искусство, которое включает в себя пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и пр.
Произведения устного народного творчества возникли в далёкой древности, но и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая и не осознавая этого (поём частушки, рассказываем анекдоты, читаем сказки, загадываем загадки, говорим поговорки, поём народные песни, повторяем скороговорки и многое другое).
Народные скороговорки, песни, загадки, сказки, пословицы используют в своей речи взрослые люди и дети, подрастающая молодёжь и люди старческого возраста. Но мало кто явно представляет себе каким образом зарождается, живёт и существует устно-поэтическое народное творчество, и тем более ещё меньшее количество людей отдаёт себе отчет в ценности фольклора и знаком с его историей.
Ранее уже было замечено, что своё начало фольклор берет в глубочайшей древности. Он зарождался и следовательно возник, когда большинство человечества ещё не имело письменности, а если и имело, то было уделом единиц – образованных гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, других формах фольклора люди изначально выражали свои чувства, затем запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и как результат сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах (головах) своих будущих потомков.
Жизнь всегда была нелегка для большинства людей, таковой она и остаётся, так неизбежно будет всегда. Многим приходится тяжко, рутинно работать, зарабатывая себе лишь на малый хлеб, на сносное существование своё и своих близких. И люди издавна заприметили, что нужно отвлекать себя, окружающих, коллег по несчастью от каждодневно выполняемых трудов чем либо весёлым, либо отвлекающим внимание от злободневных будней и невыносимых условий тяжкого и низкооплачиваемого труда.

В современном мире нашего времени это место занимают всем известные средства общения, например знаменитая Аська, другие общеизвестные и популярные ресурсы, программы и прочее. А в былые времена, когда не было ещё современного прогресса, это были песни. Например, отдыхающий, либо шибко удачно работающий, М. Горький путешествуя по Руси записал слова знаменитой песни «Дубинушка»:


И эх-ма, бра-атцы, дюже жарко,

И эх-ма, никому-то нас не жалко!

О-ой, ду-бинушка,

У-ухнем!
А в ещё более древнем времени, когда люди не знали кого винить в своих несчастьях, были не образованными и даже не умели объяснять явления природы, они - первобытные люди верили в разных чудовищ, злых духов, различных нечистых. Они боялись их в голос обвинять в своём тяжёлом положении и старались задобрить их, умилостивить разными дарами, подарками, а у кого было нечем – словами и мыслями. Так и появились многочисленные обрядовые песни и заклинания. С ними наши далёкие предки радостно встречали весну, провожали лето, со страхом ждали зиму, и постоянно милостиво просили природу, наивно полагая, что это поможет им получить хороший урожай и выжить в суровое зимнее время.


Накопленный сельскохозяйственный опыт и добротная техника привели к тому, что старинные народные обрядовые песни утеряли своё изначальное магическое значение. Теперь они сохраняются среди народа как лирические, игровые, развлекательные. Но до сих пор первобытный страх, бессилие и заложенная на генетическом уровне наследственность отражается и в конце зимы, и при наступлении весны, в другие временные климатические отрезки, различными празднествами и весёлыми гуляниями.
В старые, но не первобытные времена, когда человек стал более сильным перед природой, он сразу стал одержим врагами и битвами за территории, предполагая, что это даст ему заветное счастье. В эти времена, времена великих предводителей и храбрых воинов, слагались, то ли как реклама, то ли в знак уважения многие песни о подвигах и могуществе воинов, их жизни, громких победах в битвах. Эти восхваляющие песни впоследствии получили название героические песни. По мере сложения и накопления этих произведений они соединялись певцами на основе определенного сюжета в эпос, восхваляющий подвиги героев. Так возникли поэмы «Одиссея», «Илиада» у Гомера, французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах», многие русские былины и многие другие произведения разных стран и народов. Часто в них восхвалялись не только военные подвиги, одновременно с этим велась и образовательная деятельность, т.е. передача накопленного опыта – как правильно возделывать землю, строить жильё, как человек научился добывать огонь, как ловить животных… и многая другая полезная информация была заложена в этих песнях и сказаниях.
Народные сказки тоже пустили свои корни в глубокой древности. В них ярко отразились мечты человека о победе над силами природы, наблюдения людей за жизнедеятельностью животных и организмов, их представления об окружающем мире – о мире наполненном неведомыми опасностями и невероятными чудесами, о непонятном и от этого ещё более страшном и ужасном неведомом мироздании и его закономерностях. Велись попытки объяснить явления природы: это сказки о Морозе, Ветре, Солнце, Хозяйке леса, о бессмертных духах – помощниках и врагах человека. Всегда, из спокон веков люди видя летающих насекомых, с завистью наблюдая за парящими в высоте птицами мечтали летать по воздуху и эти желания отразились в легенде о Фаэтоне, Дедале и его покойном сыне Икаре, в сказках о «ковре-самолёте», русской сказке «Летучий корабль» и т.д.
Никто уже, к сожалению, не узнает имён тех далёких творцов, сложивших замечательные сказки, занятные загадки, народные песни, нравоучительные пословицы и поговорки живущие уже на протяжении многих веков. Единственное что мы можем с уверенностью говорить, что автор фольклора вечно живой и развивающийся поэт, имя которого НАРОД. Именно народу мы обязаны в сохранении и совершенствовании всех народных сокровищ поэзии.
Живя вне времени, переходя от пращуров к потомкам, от одного сказочника, поэта, певца к другому, фольклорные произведения обогащались чертами современного мировоззрения, новыми чертами быта. В наше время продолжают жить уже обновленные древние сказки, а наряду с ними возникают (и всегда возникали) новые песни, анекдоты, рассказы, заговоры, пословицы, загадки и т.п. И вполне вероятно рождаются легенды, которые впоследствии будут считаться мифами.
Если взять весь мировой фольклор разных народов, и соединить воедино, то мы получим своеобразный достоверный исторический документ, прошедший свой многовековой путь и сохранившийся по ныне, вопреки эпохам, мировоззрениям, и влияниям со стороны заинтересованных в этом лиц и организаций. Эпические поэмы, сказки, песни, пословицы, анекдоты говорят нам об отношении народа к разным историческим деятелям, разным чинам, различным событиям. Они часто характеризуют такие стороны жизни различных слоёв общества, которые по понятным причинам не нашли и не сохранились в письменных документах, либо были позднее корыстно уничтожены во избежание позора и сокрытии неприятной правды.
Созданный народом фольклор раскрывает философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Извечные идеи фольклора для творчества всех без исключения народов, но в то же время каждый народ выражает общие идеи в своих национальных формах, складывавшиеся веками и отражающие особенности быта и его истории. Например, герой русских народных сказок Иванушка-дурачок, Емеля, персонажи народного театра русский Петрушка или Итальянский Пульчинелло всегда одерживают победу над своими врагами, важными чинами и званиями, зачастую побеждают даже саму, казалось бы, непобедимую смерть.
Огромное богатство представляемых образов, разнообразие изобразительных средств, выразительность языка, лаконизм – вот отличительные качества народного творчества. Так как даже очень умелый писатель не в состоянии поравняться с многообразной и разносторонней народной фантазией, и количеством разнообразных словес и их удачными хитросплетениями отточенными в веках. Шибко велико художественное и эстетическое значение фольклора.
Фольклор, его художественное совершенство, значительность содержательных форм, как мёдом привлекает к себе многочисленных композиторов, художников и писателей. Многим удалось вписать себя в историю своевременно и грамотно использовав фольклор в своих произведениях, бесплатно заимствуя и учась у народа художественному мастерству, не измеряемому опыту, количеству и качеству фантазии. Многим известны имена мастеров пера выросшие на подготовленной веками почве фольклора. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста», а датский сказочник Ганс Христиан Андерсен пересказал детям и взрослым много народных сказок. Любили обращаться к бескорыстной помощи фольклора и русские писатели А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, Максим Горький, Н.А. Некрасов и другие (очень многие).
Во времена, когда было трудно с письменностью, фольклор жил и передавался только в устной форме. Заимевшая образование Европа стала собирать и тщательно записывать фольклор примерно 350 лет назад, а изучать его стали еще позже – аж в конце XVIII века. Однако за последние 200 с небольшим лет успели опубликовать без сомнения замечательные книги. Такими книгами являются сборник немецких сказок братьев Гримм, и замечательный сборник русских народных сказок А.Н. Афанасьева, известный сборник русских народных пословиц Владимира Даля, множественные издания песен разных народов, собрания поговорок и загадок, анекдотов, заговоров и т.п.
В наши дни представлены отдельными книгами (за деньги), и сайтами (бесплатно), сборники сказок, сборники пословиц, поговорок, загадок, сказок разных народов мира. Появляются и живут разные фольклорные сборники произведений как печатные, так и цифровые: книжки для малышей, интересные сборники сказок, которые с удовольствие читают и взрослые и дети, песенники, коллекции анекдотов, былин, а бывает, выходят и научные издания.

Источник : http://www.liveinternet.ru/users/hyaenidae/



январь 2008 год


Смотрите также:
А. С. Пушкина муниципального образования Тимашевский район «Устное народное творчество (фольклор) Кубани: традиции, обряды, песни, игры, зимние забавы…» Урок
84.6kb.
1 стр.
Фольклор устное народное творчество
67.43kb.
1 стр.
Русское устное народное творчество
518.35kb.
3 стр.
Конспект лекций по курсу «Устное народное поэтическое творчество»
132.93kb.
1 стр.
Методические указания по изучению курса. Нальчик: Каб. Балк ун-т. 2008. 27 с. Издание содержит методические указания по изучению курса «Русское устное народное творчество»
812.08kb.
5 стр.
Лекция n 1 фольклор как предмет
2274.75kb.
9 стр.
Литература для чтения 6 класс обучения Устное народное творчество
16.55kb.
1 стр.
Устное народное творчество. «Колосок» (украинская народная сказка)
56.22kb.
1 стр.
Реферат меры длины на руси и устное народное творчество лизякин Андрей
150.77kb.
1 стр.
Литература  5 Т. Р. Винтоняк
68.27kb.
1 стр.
Приемные экзаменационные требования по специальности «Народное художественное творчество»
62.53kb.
1 стр.
Культура Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность. Древнерусская литература
291.98kb.
1 стр.