Главная страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ,

ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ,

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЫ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

Москва

2010

УДК

ББК

Разработка информационно-аналитических материалов осуществлены по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи. /Сост. З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. / Под общ. ред. Н.А. Шайденко. - М., 2010. – 134 с.

Информационно-аналитические материалы включают в себя анализ материалов о деятельности общественных объединений России по патриотическому воспитанию молодежи.

Адресовано педагогам, воспитателям, руководителям общественных объединений, организаторам патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

ISBN
 Министерство образования и науки Российской Федерации

 ФГНУ «ЦПВиСППДМ»



СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4

Система патриотического воспитания в России………………………………..7

Общественные движения и их социальные партнеры как субъекты реализации патриотического воспитания………………………………………………26

Содержание и направления деятельности общественных организаций в области патриотического воспитания…………………………………………….35

Технологии патриотического воспитания……………………………………..51

Заключение……………………………………………………………………….84

Литература……………………………………………………………………….89

Нормативно-правовые основы реализации программы………………………92

Приложение………………………………………………………………………93

ВВЕДЕНИЕ
В современных социальных условиях сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значимых изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений обусловлено появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий российских граждан, особенно молодежи. Одной из таких проблем является патриотическое воспитание, которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и реальное социально-педагогическое явление.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

В начале 1990-х гг. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. В молодежной среде на протяжении нескольких десятилетий разрушительные процессы преобладали над созидательной деятельностью, над позитивными переменами.

Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений. В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания.

В настоящее время патриотическое воспитание молодежи является первостепенной задачей современного общества и представляет собой важный компонент социального заказа. Оно призвано формировать патриотическое сознание российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Актуальность патриотического воспитания определяется наиболее острыми проблемами трансформации российского общества, системы и среды воспитания, общественного самосознания и культуры. Тип культуры, который сложился в России более чем за тысячелетний период ее существования, во многом отличается от культуры западной цивилизации. Россия с ее многонациональным населением не является ни азиатской, ни европейской страной и представляет собой культурный феномен, не имеющий аналогов в мире. Сегодняшние реформы, с их неизбежными следствиями коммерциализацией общества, снижением моральной планки, выстраиванием совершенно иной системы ценностей, являются реальной угрозой российской духовности. И чтобы обеспечить социально-экономическую стабильность в России, необходимо наряду с экономическими реформами постоянно расширять духовное пространство, постоянно поддерживать в людях такие качества, как человечность и духовность, благородство и порядочность. Все усилия должны быть направлены на становление гражданского общества, которое способно существовать лишь тогда, когда во главе угла будут находиться традиционные для России нормы жизни общества, идеи служения Отечеству, воспитания человека нравственного, ответственного, знающего, трудолюбивого, уважающего свою культуру и культуру других народов. Только тогда можно будет взрастить человека-гражданина, человека-патриота.

В настоящее время к ориентирам социальной и образовательной политики Российского государства отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Признано значение системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Констатируется наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания в России и неотложность их решения на государственном уровне.

По мнению ряда исследователей, о кризисном состоянии этой сферы свидетельствуют следующие моменты: падение уровня общественной морали, ослабление единства российского общества, разрушение механизмов его интеграции, разрыв культурной преемственности; утрата объединяющих общество ценностных ориентиров; низкий уровень полноценного включения российской молодежи в социальные отношения, несоответствие социальных ожиданий и возможностей самореализации молодых людей; возникновение деструктивной социально-воспитательной среды со сниженным уровнем коллективообразования, негативным восприятием общества и государственных институтов.

Названные моменты актуализируют необходимость совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи, как важнейшего социального института, возрождения отечественной традиции нравственного воспитания как приоритетной задачи образовательного учреждения.

Проведенный нами анализ свидетельствует, что эта проблема находится в фокусе внимания со стороны государственных органов, занимающихся молодежной политикой, и общества в целом. Государство продолжает определять общественную роль и социальный статус патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Государственный заказ на патриотическое воспитание личности присутствует в базовых законодательных актах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», Федеральной целевой программе «Молодежь России» на 2006-2010 гг., Стратегии государственной молодежной политике в РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в РФ, Программе развития воспитания в системе образования России и др.

СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
Основной целью патриотического воспитания, согласно положениям Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Задачами выступают следующие:

- продолжить создание системы патриотического воспитания;

- продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;

- шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;

- повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.

В современных условиях патриотическое воспитание детей и молодежи не может быть делом только государства, государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повышением её социальной мобильности и востребованности.

Вместе с тем до настоящего времени в Российской Федерации еще не сформировалась эффективная и целостная система патриотического воспитания детей и молодежи, отвечающая современным требованиям, а специалисты по работе с молодежью во многих случаях не владеют современными методами воспитательной работы.

Эффективность патриотического воспитания определяется наличием целостной системы, целенаправленным и закономерным процессом постоянного приобщения молодежи к духовно-нравственным ценностям общества. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации указывается, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.

Любая система есть совокупность элементов (компонентов), связанных между собой и образующих определенную целостность единств. Система патриотического воспитания является частью социальной системы (общества), учитывающей особенности ее развития.

Сущностными чертами любой воспитательной системы являются следующие:

- определенность мировоззренческих вопросов;

- качество создаваемых условий;



- культурологическое обоснование содержания патриотического воспитания;

- наличие социально значимой среды;

- инновации, развитие контактов (научных, творческих, методических и др.) с НИИ, вузами, другими учебными заведениями;

- наличие самоуправления;

- современное содержание воспитания.

Содержание воспитательной системы включает в себя:

- цели и задачи;

- основополагающие идеи;

- системообразующий вид деятельности;

- доминантный компонент;

- современное содержание воспитания;

- модели деятельности специалистов, занимающихся патриотическим воспитанием.

Большинство диссертационных исследований и научных работ сосредоточены на изучении отдельных, причем не самых важных, аспектов гражданско-патриотического воспитания, в то время как рассмотрение его в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этого направления, которое занимает все более приоритетное положение по сравнению с другими. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно ориентированных задач в отношении различных категорий современной молодежи.

Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии, заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско-патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко — в ущерб и противоположность друг другу. Причем сами эти составляющие, особенно первая из них — гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происходящих в социально-гуманитарных науках, в российском обществе в целом.

К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовая патриотическая работа, организуемая и осуществляемая государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленных на освещение проблем патриотического воспитания, формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Создание системы патриотического воспитания обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации как в центре, так и в регионах.

Исходя из основных положений Концепции патриотического воспитания граждан РФ, система патриотического воспитания должна включать в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государства. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определены следующие основные направления реализации системы патриотического воспитания:

1. Совершенствование процесса патриотического воспитания.

2. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.

3. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания.

4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.

5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании.

В настоящее время также появилась потребность в разработке и реализации таких направлений патриотического воспитания, как


  1. развитие системы патриотического просвещения,

  2. внедрение инновационных технологий в процесс патриотического воспитания;

  3. развитие Интернет-коммуникаций;

  4. расширение сети социального партнерства;

  5. активное привлечение волонтеров.

Субъектами патриотического воспитания молодежи выступает широкая социальная среда. Особую роль в системе патриотического воспитания молодежи сегодня играют общественные объединения. Стабильное развитие российского общества возможно только в условиях развертывания социального и гражданского потенциала вступающего во взрослую жизнь нового поколения. И именно общественные объединения для него выступают школой многогранного гражданского проявления.

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование физических лиц, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно статье 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Проводя анализ деятельности общественных объединений в области патриотического воспитания, мы руководствовались следующими нормативными актами и документами: государственными документами Российской Федерации – Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, федеральными программами. Перечислим эти документы:

Статья 70 Конституции РФ определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом».

Указы Президента Российской Федерации «О дне Государственного Флага Российской Федерации № 1714 от 15 апреля 1994 г.», «О знамени Победы» № 561 от 15 апреля 1996 г. регламентируют государственные символы Российского Федерации.

Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», а также федеральные Конституционные законы о днях воинской славы (победных днях) России от 10 февраля 1995 г.; о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г.; о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 марта 1995 г.; о Государственном Флаге Российской Федерации от 23 декабря 2000 г.; о Государственном гербе Российской Федерации от 25 декабря 2000 г.; о Государственном Гимне Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. формируют правовую базу историко-патриотического просвещения.

Общие вопросы государственной политики в области историко-патриотического просвещения определяют следующие Постановления Правительства РФ, государственные межведомственные программы и концепции:

– Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

– Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года.

- План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Более частные вопросы историко-патриотического просвещения определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России: Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; Приказ Минобразования РФ от 09.12.94 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании слушателей общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13; Приказ Министерства образования и науки РФ № 129 от апреля 2005 г. «О плане действий по реализации программы популяризации государственных символов».

При анализе направлений деятельности общественных объединений мы опирались на следующее определение патриотизма и патриотического воспитания:

Патриотизм - (от греч. patriotes - соотечественник - patris – родина, отечество), это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме также должно сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой можно обеспечить эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплотить в практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации отражены следующие принципы патриотического воспитания:

- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

- принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

- принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

- принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним,4 необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т. д.

В исследованиях отмечается, что для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все.

В некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания.

Сохраняется отрыв существенной части молодежи и общества в целом от базовых духовно-нравственных ценностей и традиций русской культуры, культуры других народов России, который сложился в предшествующий исторический период. В этом многие ученые усматривают главную причину современных трудностей в формировании гражданственности и патриотического сознания молодежи.

Социальные исследования последних лет показывают, что каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики и т.д.

Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Серьезной проблемой на сегодняшний день остается возможность распространения сферы патриотического воспитания на различные субкультурные и контркультурные молодежные течения и движения. Определенная часть молодежи в настоящее время вовлекается в различные суррогатные формы групповой активности на основе маргинальных форм молодежной субкультуры, религиозных культов деструктивной асоциальной и антигуманной направленности и т.п. Органичное включение этих течений и движений в государственную воспитательную систему, очевидно, невозможно. Весь смысл их самоопределения - это существование за пределами какой-либо системы. В то же время возможны непрямые культурные влияния и воспитательные воздействия через организованную социальную среду, возрождение и укрепление коллективистских структур, вовлечение молодежи в масштабные общественные проекты.

Исследователи отмечают, что некоторые молодые люди, получившие хорошее образование, выезжают за рубеж, где находят лучшие условия для самореализации, другие пополняют криминальные структуры и экстремистские организации. В аспекте гражданского становления личности это выражается в пренебрежительном отношении к стране, народу, базовым социальным институтам и социокультурным ценностям.

Это вызывает беспокойство за будущее России. Очевидно, что судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей.

Односторонность, чрезмерная специфика патриотического воспитания, слабая связь с другими направлениями воспитания существенно ограничивают его потенциал, особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценной социализации в важнейших сферах общественной и государственной жизни, без чего довольно сложно самореализоваться в достойном служении Отечеству в широком, а не в узко ограниченном смысле.

С другой стороны, в обществе наблюдается последовательная тенденция роста числа социальных инициатив, направленных на преодоление указанных кризисных явлений. Возникают и получают развитие общественные объединения, ориентированные в своей деятельности на патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи. Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации и молодежи, включения их в развивающие и социально полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность. Активизируется благотворительная деятельность частных лиц, предпринимателей во взаимодействии с общественными, молодежными, религиозными организациями для преодоления унижающей людей бедности, улучшения социального самочувствия населения, воспитания качеств патриотизма и гражданственности, духовно-нравственной культуры молодежи.

Рассмотрение представленной в Росвоенцентр информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению государственной Программы, ведомственных и региональных программ патриотического воспитания граждан в 2009 году свидетельствует о дальнейшей многогранной работе по совершенствованию действующей системы патриотического воспитания граждан российской Федерации, о заметном увеличении внимания государственных и общественных структур к вопросам патриотического воспитания граждан, числа проводимых мероприятий патриотической направленности, количества их участников, числа общественных объединений, привлекаемых к работе по патриотическому воспитанию, о существенном повышении уровня координации и взаимодействия между федеральными и региональными органами, муниципальными структурами и общественными объединениями в интересах организации работы по патриотическому воспитанию граждан (Обобщенный доклад о выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в 2009 году).

Полученная информация позволяет утверждать, что вопросы патриотического воспитания граждан становятся приоритетными для большинства государственных и общественных структур, решение которых позволяет более успешно обеспечивать преодоление многих ведомственных и региональных проблем, дальнейшее развитие общественной жизни государства.

Сегодня разрушительной стихии в социальной среде может противостоять только деятельность организованных гражданских структур. Социальная ситуация стимулирует активность отдельных социальных групп, энтузиастов, наиболее остро переживающих происходящее, сохранивших моральные и физические способности для конструктивных действий по улучшению сложившегося на сегодня положения. Чувство патриотизма, желание бескорыстно помогать согражданам, соотечественникам составляют психологическую основу формирования потребности человека, группы, общественного объединения, государственных органов и коммерческих организаций участвовать в решении острых социальных проблем. Важно искать и находить эффективные, в том числе новые по содержанию и формам модели, способы, педагогические средства гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания, и об актуальности этой работы.

С целью изучения и анализа опыта работы общественных объединений в области патриотического воспитания нами были проанализированы:


  • методические разработки (64 источника),

  • нормативные акты, документация (положения, программы, планы работы, проекты, отчеты) различных общественных объединений (более 150),

  • электронные ресурсы (более 200),

  • публикации в журналах (научные, ведомственные) – 6 источников,

  • публикации (статьи) в средствах массовой информации (более 170),

  • результаты социологических исследований и др.

Главным инструментом анализа и оценки состояния и результатов работы по патриотическому воспитанию служит система критериев и показателей. Определение реального состояния, уровня и оценки работы по патриотическому воспитанию, осуществляемой различными субъектами в различных условиях и сферах деятельности, ведомствах, регионах, с различными категориями граждан, - одна из нерешенных проблем. В то же время без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл, так как самое главное в нем – именно достижение поставленной цели и конкретных задач.

Применительно к оценке патриотического воспитания граждан критерий – это совокупность признаков его основных характеристик, параметров, степень их выраженности или уровень развития. Целостное понимание критериев работы по патриотическому воспитанию в их совокупности основывается на принципе единства патриотического сознания и патриотической деятельности.



следующая страница >>

Смотрите также:
Федеральное государственное научное учреждение
1782.9kb.
8 стр.
Государственное учебно-научное учреждение
162.02kb.
1 стр.
Онтологическая структура сознания как предмет философско-культурологического анализа
633.15kb.
3 стр.
Отчет фгу «саратовская мвл»
1914.5kb.
15 стр.
Диагностика, прогнозирование и тактика хирургического лечения билиарного сепсиса 14. 01. 17 хирургия
654.68kb.
4 стр.
Фармакологическая модуляция сигнальной функции na +,K + атфазы 14. 03. 06 фармакология, клиническая фармакология 03. 03. 01 физиология
652.74kb.
6 стр.
Азимшоев акрам марватшоевич лазерная фотодинамическая терапия гнойных ран с фотосенсибилизатором хлоринового ряда
275.7kb.
1 стр.
Федеральное Государственное Учреждение Здравоохранения цмсч №165 Федерального Медико-Биологического Агентства справочное методическое пособие
3275.41kb.
15 стр.
Федеральное государственное учреждение «администрация морского порта калининград»
815.13kb.
6 стр.
Обязательные постановления по морскому порту «большой порт санкт-петербург»
1258.64kb.
7 стр.
ФедеральноЕ государственное бюджетное
3196.28kb.
13 стр.
ФедеральноЕ государственное бюджетное
2118.43kb.
8 стр.