Главная страница 1страница 2страница 3



Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе – 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классе также по 35 часов в год.

Краеведческая проблематика может также изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся (например, курсы «История Урала», «География Челябинской области», «Экология Южного Урала и т.п.). Опыт организации эколого-краеведческого образования МОУ СОШ № 112 г. Челябинска представлен в сборнике из серии «Педагогическая мастерская», подготовленном кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, О. А. Борисова). При этом общеобразовательные учреждения вправе самостоятельно дополнить этот лимит учебного времени за счет занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в учебной программе практические работы и экскурсии могут проводиться во внеурочное время.



Обзор действующих учебно-методических комплектов (УМК)

В 2005-2008 гг. апробирована примерная программа курса краеведения на базе 123 общеобразовательных учреждений, утвержденных приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006 и от 21.09.2006 г. № 01-861. За это время был проведен отбор содержания краеведческого образования в 6-7 классах, осуществлялись повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей-предметников.

С учетом результатов апробации в 2008 г. издана вторая редакция программы «Краеведение» для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области под редакцией В. М. Кузнецова, которая включает общую характеристику инновационного интегрированного учебного предмета, содержание образования, скорректированный учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся. В программе определена следующая структура изучения курса:

6 класс – «Введение в краеведение Южного Урала».

7 класс – «Достопримечательности Южного Урала».

8 класс – «История и культура народов Южного Урала».

9 класс – «Челябинская область – субъект Российской Федерации».

В нормативных документах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой по краеведению. При формировании учебно-методического комплекса по краеведению администрации общеобразовательных учреждений и учителям необходимо учитывать, что разнообразные пособия и дополнительная литература должны проходить необходимую научно-педагогическую экспертизу. Издательством «Абрис» подготовлен ряд пособий, выпущенных в серии «Познай свой край», основанной в 1995 г. В 2007 году вышла в свет книга для чтения «Южноральская панорама событий и достижений», имеющая гриф «Допущено Министерством образования и науки Челябинской области» (А. В. Драгунов, А. П. Моисеев, М. С. Гитис). Все издания имеют положительные экспертные заключения и рекомендованы кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО (приложение 1).

Основой учебно-методического комплекта для 6 класса является учебник «Краеведение. Челябинская область» (В. В. Дерягин, М. С. Гитис). Учебник соответствует учебной программе, включает методический и справочный аппарат, богато иллюстрирован. Рекомендуется также использовать справочник «Географическое краеведение» (сост. М. С. Гитис, А. П. Моисеев) и пособие «Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах» (М. С. Гитис). Планируется издание практикума для учащихся к учебнику (А. С. Маркова), пособий по геологическому краеведению «Недра» (Т. И. Таранина) и спелеологическому краеведению «Пещеры» (С. М. Баранов).

В 6 классе 1 час учебного времени в неделю отводится для преподавания начального курса географии, 1 час в неделю передан на изучение интегрированного учебного предмета «Краеведение». Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем, краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых географических понятий и представлений.



Практические работы из федерального компонента государственного стандарта по географии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • организация наблюдений за температурой воздуха, видами осадков, облачностью, направлением ветра, другими явлениями; за высотой Солнца над горизонтом (в 20-х числах каждого месяца); за уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера;

  • описание маршрута по плану местности; ориентирование (на местности) по плану своего населённого пункта или его ближайших окрестностей, компасу, солнцу и местным признакам; определения направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек; глазомерная съёмка небольшого участка полярным способом; изображение по памяти взаиморасположения нескольких объектов, находящихся около школы или дома ученика;

  • определение горных пород (осадочных, магматических, метаморфических) в первую очередь распространенных в своей области; изучение и обозначение на контурной карте Челябинской области форм поверхности, а также характера залегания пород; определение механического состава местной почвы;

  • определение изменений температуры воздуха и атмосферного давления при подъёме на различную высоту; определение высоты по разнице в атмосферном давлении; обработка и анализ метеорологических наблюдений учащихся (составление графиков хода температур воздуха за месяц, диаграммы осадков, розы ветров, диаграммы, показывающей зависимость облачности или осадков от направления ветров, описание погоды за сутки и месяц); предсказания погоды по местным признакам; составление характеристик климата отдельных пунктов Челябинской области;

  • ознакомление и описание по плану, обозначение на контурной карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.

Экскурсии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление их особенностей, объяснение их взаимосвязей; определение высоты холма или другой формы рельефа (на глаз и с помощью нивелира); определение крутизны склона на глаз и с помощью эклиметра;

  • описание типичных природных комплексов своей местности; объяснение причин их различий; определение последствий влияния хозяйственной деятельности на разные компоненты рассматриваемых природных комплексов; маршрутная глазомерная съёмка.

В 2008 году издательством «АБРИС» начато издание новой серии пособий «Уроки краеведения + CD». Для преподавания краеведения в 6 классе рекомендуются пособия «Мир удивительных растений. Челябинская область» (Н. П. Строкова, С. Е. Коровин) и «Промысловые животные Челябинской области» (А. С. Матвеев). На компакт-дисках к пособиям представлен богатый визуальный ряд – фотографии растений и животных Южного Урала. Пособие А. С. Матвеева является приложением к зоогеографической карте Челябинской области, выпущенной в двух вариантах – настольном (для каждого ученика) и настенном (для оформления кабинета и фронтальной работы на уроке). Методические рекомендации по использованию данных пособий разработаны учителем краеведения и биологии МОУ СОШ № 112 г. Челябинска С. Н. Коплик. Указанные справочники и пособия могут быть использованы также на уроках краеведения в 7-9 классах, во внеурочной работе и преподавании других предметов – географии, биологии и т. д.

Следует подчеркнуть, что в 2009 году будет издан учебник для 7 класса «Достопримечательности Южного Урала». В качестве учебно-наглядного пособия рекомендуется использовать настенную карту «Челябинская область. Туристские ресурсы», которая сопровождается официальными символами Челябинской области и муниципальных образований с их краткой характеристикой, справочные материалы с иллюстрациями о достопримечательностях Южного Урала – Ильменском заповеднике и Аркаиме, национальных парках «Таганай» и «Зюраткуль», множестве других памятников природного и историко-культурного наследия. В издательстве «Абрис» издан краткий справочник «Историческое краеведение» (Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В. М. Кузнецов). Планируется также издание пособий «Беречь завещано. Историко-культурные памятники» и «Пещеры» в серии «Уроки краеведения + CD».

Для курса 8 класса «История и культура народов Южного Урала» будет издано пособие в серии «Уроки краеведения + CD» (В. М. Кузнецов). В качестве иллюстрированных краеведческих пособий по этнографии и декоративно-прикладному искусству рекомендуется использовать книги «Народное художественное творчество Южного Урала (Е. И. Артюшкина и др.), «Традиционные художественные ремесла и промыслы Южного Урала» (Н. М. Шабалина), «Легенды Южного Урала» (сост. И. А. Кириллова) и библиографический указатель «Костюм народов Южного Урала» (И. А. Бывалова).

Учебно-методический комплект по географическому краеведению (9 класс) дополнился выходом пособия для учителей «Уроки по изучению географии Челябинской области» (А. С. Маркова, Т. Н. Малышева, Н. М. Чистякова). Это методическое пособие к учебнику М. А. Андреевой и А. С. Марковой состоит из 10 тем (уроков). Все 10 тем в пособии имеют одинаковую структуру изложения, состоящую из 12 типовых пунктов. Предлагаемая структура пособия и выделение в нем основного и дополнительного материала позволят учителю более глубоко и дифференцированно работать с учащимися, учитывать их индивидуальные особенности.

Для изучения исторического краеведения в 10 – 11 классах рекомендуется использование УМК по истории Урала. В комплект входит программа и методическое пособие (Н. Н. Алеврас, Л. Д. Ибрагимова, В. М. Кузнецов, М. С. Салмина), учебник «История Урала в XI – XVIII в.» (Н. Н. Алеврас, А. И. Конюченко), учебное пособие «История Урала XIX в. – 1914 г. » (Н. Н. Алеврас, Т. А. Андреева, А. И. Конюченко, И. В. Нарский).

Особенно необходимо отметить, что для ряда муниципальных образований изданы и успешно проходят апробацию «Тетради юных краеведов» - учебно-методические пособия нового жанра по комплексному изучению района (города). Они включают исторические очерки, справочные материалы о природе, экономике и культуре территории, познавательные задания и контурные карты. Помимо ранее изданных пособий «Варненский район», «Брединский район», «Еткульской район», «Карталинский район», «Каслинский район», «город Усть-Катав», «Чесменский район», «Южноуральский городской округ», в 2009 г. изданы «Верхнеуральский район» (вторая редакция), «Озерский городской округ», «Троицкий район». Тетради выпускает издательство «АБРИС» с привлечением местных краеведов и педагогов. Эта работа будет более плодотворной при поддержке администраций муниципальных образований и местной общественности.



Особенности преподавания краеведения в 2009/2010 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении глава государства провозгласил: «Наша школа не должна быть ветхой!». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решением коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25.11.2008 г. № 5/3 общеобразовательным учреждениям рекомендовано включить в планы работы мероприятия по реализации Послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению президентских Посланий на учебных занятиях по предметам общественно-гуманитарного цикла.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2009/2010 учебного года является подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». С 1 сентября 2009 г. начинается апробация новых стандартов на ступени основного общего образования. Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Министерством образования и науки Челябинской области было проведено исследование показателя «Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса». Исследование проводилось в Чебаркульском городском округе, Ашинском, Нагайбакском, Октябрьском, Увельском и Уйском муниципальных районах Челябинской области. Исследование показало, что по 6 территориям Челябинской области доля школьников, обучающихся в современных условиях составила лишь 5,1 %. Было выявлено лишь 2 общеобразовательных учреждения, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса: МОУ СОШ № 3 г.Аши (924 учащихся) и Барсучанская СОШ Октябрьского района (78 учащихся). Один из показателей, по которым проводилось исследование – наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по истории или наличие лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из курсов истории и географии. Достигнутое значение по данному показателю в шести территориях Челябинской области составило лишь 59,3 % по истории и 61,5 %  по географии.

Обращаем внимание руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения краеведческого образования. Например, для преподавания курса краеведения в 7 классе учителям рекомендуется использовать фильмы о достопримечательностях Южного Урала. Прежде всего, это серия фильмов телеканала «ОТВ» «Чудеса Урала»: о природно-ландшафтном и историко-культурном заповеднике «Аркаим», национальных парках «Зюраткуль» (2 фильма) и «Таганай», озере Тургояк и острове Веры, Коелгинском месторождении мрамора и Коркинском угольном разрезе, памятнике индустриального наследия «Пороги».

Издательством «АБРИС» подготовлен комплект портретов и настенных карт по краеведению, например зоогеографическая карта Челябинской области. Необходимо также отметить комплект интерактивных наглядных пособий по истории и географии России издательства «Дрофа» (в том числе представлен материал по Уральскому региону). Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность:



  • увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения;

  • отображения на картах отдельных исторических эпизодов – планов, схем, фотографий или картин;

  • рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.

Рекомендации по составлению рабочих программ по краеведению

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов основного общего образования, на основе которого разработаны примерные программы основного общего образования.

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:



  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. С. 87–157.

Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин разработана примерная учебная программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы), рекомендованная Министерством образования и науки Челябинской области. Примерная программа по краеведению направлена на реализацию Концепции краеведческого образования в Челябинской области, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (приложение 2). Принципы построения вариативной части курса определяются самостоятельно учителем. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Электронный ресурс

«Образовательная программа Челябинской области» по краеведению

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, М. С. Гитис, Е. В. Андреева) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (М. С. Салмина) подготовлена электронная модель содержания образования по краеведению – составная часть Образовательной программы Челябинской области, рекомендованной к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлено содержание краеведческого образования, разработанное на основе Федерального компонента основного общего образования по истории, географии и биологии; а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия).

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по краеведению Южного Урала, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлен один вариант тематического планирования, составленный в соответствии с программой по краеведению (6-9 класс) под ред. В. М. Кузнецова, рекомендованной ЧИППКРО для основной школы. В тематическое планирование включен местный (школьный) компонент содержания краеведческого образования, практические работы, экскурсии, встречи с интересными людьми и интервью, определена система тематического и промежуточного контроля. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с условиями образовательного учреждения.

В электронной модели содержания образования представлен также образец элективного курса «История Урала» (10 – 11 классы) для средней (полной) школы (70 ч.), разработанный канд.ист.наук В. М. Кузнецовым (приложение 3).

Организация воспитательной и внеклассной работы по краеведению

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы общего образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране». В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов «второго поколения», на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием,  эффекты консолидации общества и формирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями.

Учителям краеведения в воспитательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о своем регионе. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что экономическая и социально-демографическая ситуация в России за последние несколько лет стала более стабильной и позволяет смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом. Полученные результаты подтверждают наличие у нашего народа большого потенциала развития, несмотря на все перенесенные трудности. Осознание этого факта, его подтверждение конкретными примерами, иллюстрация достоверными цифрами,  всё это чрезвычайно важно для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну, оптимистического взгляда в будущее, желания внести собственный вклад в ее развитие. В соответствии с рекомендациями ООН и мировыми стандартами, каждая страна должна проводить перепись населения примерно один раз в десять лет.

В октябре 2010 г. состоится следующая Всероссийская перепись населения. Успешное проведение очередной переписи будет напрямую зависеть от понимания важности и необходимости подобных мероприятий. Следует стремиться к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось осознанно-положительное отношение к переписи населения, социально обусловленная установка на активное участие в ней. Без ознакомления с данными переписей населения невозможно дать учащимся полноценные знания и организовать эффективную воспитательную работу по таким дисциплинам, как история России, всеобщая история, иностранный язык, обществознание, экономика, география, краеведение. Поэтому необходимо постоянное (ежегодное) включение переписной тематики в содержание учебных занятий и воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Для решения этой задачи реализуется специальная Программа информационно-разъяснительной работы по сопровождению и популяризации Всероссийской переписи населения «Узнай Россию!». Учителям краеведения рекомендуется использовать следующие издания:



  • Методические рекомендации для учителей истории, граждановедения, обществознания по включению в содержание учебных программ вопросов значимости переписи населения / Сост. Л. Д. Ибрагимова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2001. – 66 с.

  • Методические рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения 2002 года в общеобразовательных учреждениях. – М.: ЗАО «Компания развития общественных связей», 2003. – (Всероссийская перепись населения 2002 года). – 48 с.

  • Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. / Правительство Челяб. обл. [ред. совет: Н.М.Рязанов и др.]. – Челябинск, 2008. – 328 с.

В 2009 году торжественно отмечается 75-летний юбилей Челябинской области, исполняется 15 лет региональному парламенту – Законодательному Собранию Челябинской области. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ГОУ ВПО ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению доклада губернатора Челябинской области П. И. Сумина на заседании Законодательного Собрания (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 19 марта 2008 г. № 153). В 2010 году исполняется 20 лет провозглашения Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) издан сборник методических рекомендаций, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Главные праздники Современной России и Малой Родины», посвященных Дню России (12 июня), Дню Конституции РФ (12 декабря), Дню образования Челябинской области (17 января) и Дню города Челябинска (13 сентября).

Особое направление воспитательной работы учителей краеведения – формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.08.2006 г. № 201 утверждена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. В этом документе образование рассматривается как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – социокультурной трансформации, духовной консолидации многомерно сложного, многонационального народа России в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество. Государственная образовательная и языковая политика в условия полиэтничности России рассматривается в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2008. № 2).

Правительство Челябинской области уделяет вопросам этнокультурного образования особое внимание, поскольку рассматривает их как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые в свою очередь расцениваются как существенный аспект национальной безопасности страны. В программу интегрированного учебного предмета «Краеведение» включен раздел «История и культура народов Южного Урала». Учителям истории и краеведения рекомендуется проведение воспитательных мероприятий по данной тематике, например, интерактивного фестиваля «Мозаика народов», методическая разработка которого опубликована в журнале «Преподавание истории в школе» (2009. № 4). В сентябре 2009 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин планируется проведение семинара для учителей-предметников и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности по теме «История и культура народов Южного Урала».

В организации краеведческого образования активно используются экскурсии и походы. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районный (городской) краеведческий музей. В лучших разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, познавательные задания и листы «обратной связи», дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя. Правильно оформленная технологическая карта экскурсии предполагает также четко определенный маршрут движения, инструктаж по технике безопасности и организации работы на каждом пункте просмотра.

Учителям краеведения, других учебных предметов, классным руководителям необходимо предусмотреть в плане работы посещение с учащимися Челябинского областного краеведческого музея, в котором действует специальная детская экспозиция, рассчитанная на учащихся 1-6 классов. В музее открыты залы постоянной экспозиции, посвященные природе, археологии и истории народов Южного Урала. Регулярно проводятся различные тематические выставки, в том числе с экспонатами из фондов других музеев и хранилищ, частных собраний. На базе музея возможно проведение экскурсий и учебных занятий по следующим темам: «Природа Южного Урала», «Древние жители Южного Урала», «Культура и быт народов Южного Урала», «Горнозаводской Урал», «Дореволюционный Челябинск».

В апреле 2009 г. исполнилось 5 лет со дня открытия в с.Кундравы Чебаркульского района музея нашего великого земляка С. А. Герасимова. В музее представлены обстановка рабочего кабинета знаменитого режиссера, библиотека, картины и награды, огромное количество фотоматериалов, отражающих его многогранную деятельность. Особый интерес у юных посетителей вызывает трость, подаренная С. А. Герасимову Чарли Чаплиным. Учителям краеведения и мировой художественной культуры рекомендуется организовать экскурсии в музей С. А. Герасимова при изучении тем «Искусство Южного Урала».

В историко-культурном и природно-ландшафтном заповеднике «Аркаим» (Брединский район) реализуется детская программа, включающая серию специальных мероприятий для школьников, связанных со знаменательными датами российского календаря:


  • Международный день музеев (18 мая) – экскурсии об история аркаимских музейных площадок, «ночь музеев»;

  • Международный день защиты детей (1 июня) – бесплатные экскурсии для детей, лекция «Детство наших далеких предков»;

  • Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня) – лекция-экскурсия «Аркаим – место обитания редких животных и растений», экологический десант;

  • Иван Купала – мастер-класс «Плетение венков», костер, хоровод с традиционными обрядами;

  • День археолога (15 августа) – экскурсия-лекция «Профессия - археолог»;

  • День знаний (1 сентября) – «Живые уроки».

Большую роль в краеведческом воспитании детей играют школьные музеи. Так, в МОУ СОШ №65 Ленинского района г. Челябинска открыт «Музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей». В настоящее время музей насчитывает более 900 экспонатов, особую ценность представляют воспоминания бывших малолетних узников, фотоматериалы и документы челябинской городской организации Бывших малолетних узников. Несколько разделов экспозиции «Жертвы ненависти» посвящены жертвам Холокоста в годы войны. Экспозиция включает копии фотографий, документов Нюрнбергского процесса; перечень лагерей, тюрем, гетто, местам принудительного содержания гражданского населения на территории СССР; воспоминания бывших малолетних узников о содержании населения, прежде всего, еврейского, в концентрационных лагерях. Центральное место в экспозиции отведено макету концлагеря «Бухенвальд» и диораме «Лагерный барак». На базе музея проводятся учебные занятия, конференции, «уроки памяти», конкурсы стихов, рисунков, рефератов среди школьников, проходят встречи бывших малолетних узников с учащимися. За последние 5 лет в музее было проведено более 600 экскурсий для учащихся общеобразовательных учреждений города, воспитанников детских садов, ветеранов войны и труда, бывших малолетних узников, гостей школы.

Учителя краеведения активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. В журнале «Юный краевед» публикуются материалы, посвященные юбилейной тематике. В 2009/2010 учебном году рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Предстоящий 2009/2010 учебный год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Министерством образования и науки Челябинской области, Главным управлением молодёжной политики Челябинской области, Челябинским региональным отделением всероссийской общественной организации ветеранов, Челябинским областным отделением Российского детского фонда в октябре-ноябре 2009 г. будет проводиться областной смотр-конкурс музеев образовательных учреждений. В 2008/2009 учебном году ЧИППКРО были проведены областные научно-методические семинары, посвященные организации работы школьных музеев. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин рекомендован к обобщению и распространению в образовательных учреждениях Челябинской области опыт музейной работы педагогов МОУ СОШ № 154 г. Челябинска (З. А. Мамонова), МОУ СОШ № 6 г. Чебаркуля (Э. Н. Иванов), МОУ СОШ № 1 г. Сима им. И. В. Курчатова (Р. А. Кильдюшов и др.), МОУ СОШ № 35 г.Златоуста (О. В. Колокольцев), МОУ Степнинской СОШ Верхнеуральского района (В. А. Гусева). Особенно перспективным является опыт создания виртуальных музеев МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (Г. И. Кубрина, С. В. Нефедова, О. П. Столярова), МОУ Остроленской СОШ (В. Г. Леонтьева) и МОУ Фершампенуазской СОШ Нагайбакского района (А. М. Семенова).

Предметом особого внимания и заботы является задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В журнале «Вестник образования» сообщается, что для обсуждения этих вопросов создана Рабочая группа Российской академии образования и представителей традиционных религиозных конфессий России под председательством Президента РАО (2009. № 1). В результате совместной работы было принято решение предусмотреть в программах внеучебной деятельности, в программах воспитания и социализации школьников реализацию задач духовно-нравственного воспитания молодежи. Участниками Рабочей группы было достигнуто согласие в том, что изучение курсов духовно-нравственного содержания, таких как «История религий», «Православная культура» и др., возможно в вариативной части учебного плана школ по выбору родителей и самих обучающихся. Методические аспекты изучения истории религии рассматриваются в тематическом выпуске журнала «Преподавание истории в школе» (2008. № 5). Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) совместно с преподавателями, ведущими подготовку по специальности «Религиоведение» в ЧелГУ (А. И. Конюченко, Т. А. Чумаченко) был проведен семинар «Методика изучения религий в истории и искусстве». В программе семинара были предусмотрены также автобусная экскурсия «Купола над городом» по культовым зданиям Челябинска (православная церковь, мечеть и синагога), а также тематическая лекция в областном краеведческом музее «Библейские образы в искусстве».

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Масштабы этой работы в стране требуют системной общественной поддержки. В 2007 году, по инициативе ведущих ученых и педагогов из Москвы и ряда регионов России, была создана некоммерческая организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (Свидетельство о регистрации №1077799022070). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2008 г. № 03, перед Движением ставятся задачи развития сетевого взаимодействия образовательных и научных учреждений, педагогов и ученых в области реализации исследовательских проектов различного уровня; развития системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов; информационно-методической поддержки проектно-исследовательской деятельности. Программа работы Движения на 2009 – 2010 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru).

Движение имеет отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Руководителем организационного комитета Челябинского регионального отделения Движения творческих педагогов «Исследователь» является зав. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО, канд. ист. наук, доцент, руководитель и учитель высшей категории В. М. Кузнецов. Проведение организационной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся планируется 18 сентября 2009 г.

Краеведение представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2009/2010 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий краеведческой направленности для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приложение 4), что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»), получить навыки исследовательской деятельности. Информационная карта инновационного педагогического опыта по организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению учителя МОУ СОШ № 59 г. Челябинска М. С. Салминой опубликована в сборнике «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование"». Лучшие этнографические работы участников детского областного конкурса «Уральская слободка» публикуются в печатных сборниках.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по краеведению

Система оценки качества краеведческого образования продолжает разрабатываться. У многих учителей краеведения по-прежнему вызывает затруднения определение конкретных планируемых результатов обучения. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, А. С. Маркова, М. С. Гитис) подготовлены контрольно-измерительные материалы для проведения годовых контрольных работ по курсу краеведения в 6 и 7 классах, предполагающие выбор ответа, краткие и развернутые ответы, с включением проверки регионального и местного содержания образования (Письма ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243, от 18 мая 2009 г. № 336).

В качестве практических результатов инновационной деятельности по разработке содержания и учебно-методическому обеспечению интегрированного предмета можно рассматривать разработки учителей, присланные на областной конкурс методических проектов по курсу краеведения (6-8 классы), который проводился в соответствии Положением, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2007 г. № 01-292. В 2007 году на конкурс было представлено 212 разработок от 92 педагогов из 34 территорий Челябинской области, в 2008 году – только 36 разработок от 24 педагогов из 12 территорий, в 2009 году – 78 разработок от 43 педагогов из 23 территорий. Итоги конкурса ежегодно подводятся в приказе Министерства образования и науки Челябинской области. На основе отредактированных и дополненных разработок победителей конкурса подготовлены к изданию методические пособия по краеведению для учителей 6 и 7 классов. Конкурс будет продолжен в 2009/2010 учебном году в сроки с 1 января по 30 марта.

Подготовка учителей краеведения

Краеведение могут вести преподаватели географии, истории и другие учителя-предметники, имеющие документы о соответствующей квалификации. Подготовку учителей краеведения осуществляет кафедра общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) в разнообразных формах:



  1. межкурсовая подготовка без отрыва от производства – модульные семинары (1-3 дня, 6-8 – 24 часа) – сертификат на право преподавания курса краеведения сроком на 1 год;

  2. краткосрочные курсы (2 недели, 72 часа) – удостоверение с правом преподавания курса краеведения сроком на 3 года;

  3. профессиональная переподготовка (2 года, 540 часов) – свидетельство с правом преподавания учебного предмета "Краеведение" (6-9 классы) и организации краеведческого образования сроком на 5 лет.

Межкурсовая подготовка педагогов по краеведению без отрыва от производства предусматривает обучение на семинарах в течение одного-трех дней (6, 8 – 24 часа). Чаще всего такие семинары проводятся непосредственно в территориях Челябинской области по согласованию с муниципальными органами управления образованием на бюджетной и хозрасчетной основе. В 2006 – 2009 гг. были проведены семинары для педагогов Агаповского, Брединского, Варненского, Верхнеуральского, Карталинского, Каслинского, Кизильского, Нагайбакского, Троицкого, Уйского и Чесменского муниципальных районов, Озерского, Снежинского, Трехгорного и Троицкого городских округов, в которых приняли участие более 400 человек. Центральной частью таких семинаров становится презентация учебно-методического пособия для школьников нового жанра – «Тетради юного краеведа».

Традиционными стали областные семинары педагогов-краеведов, которые проводятся в ГОУ ДПО ЧИППКРО дважды в год. Количество участников таких семинаров обычно составляет 75 – 100 человек. Семинары приурочены к знаменательным датам регионального календаря – Дню основания города Челябинска (13 сентября) и Дню образования Челябинской области (17 января). Программа семинара в сентябре включает информационное сообщение об особенностях изучения краеведения в предстоящем учебном году и презентацию новинок краеведческой литературы с участием авторов – разработчиков учебно-методического комплекта «Краеведение. Челябинская область». Решением областного совещания учителей краеведения 16 января 2009 г. определены основные направления инновационной деятельности по реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области в 2009 году (Приложение 2).

Особенностью подготовки учителей краеведения является проведение выездных обучающих семинаров с целью непосредственного знакомства педагогов с природным и историко-культурным наследием Южного Урала и методикой его изучения. Программа такого семинара включает разнообразные экскурсии, посещение краеведческих и школьных музеев, знакомство с опытом работы местных учителей краеведения и педагогов дополнительного образования. В организации таких семинаров принимают участие ученые классического и педагогического университетов, академии культуры и искусства, специалисты областного центра дополнительного образования детей, краеведческого музея и центра народного творчества, экскурсоводы турбюро «Спутник».

В 2007 – 2009 гг. были проведены семинары «Изучение "Страны городов" Южного Зауралья в курсе краеведения» (заповедник «Аркаим»); «Изучение достопримечательностей горнозаводского Урала» (гг. Касли и Златоуст, Ильменский заповедник, Национальный парк «Зюраткуль», оз. Б. Аллаки, Сугомакская пещера); «Изучение истории и культуры народов Южного Урала» (музей С.А.Герасимова, г.Верхнеуральск, Нагайбакский район). Совместно с учёными вузов, специалистами Избирательной комиссии Челябинской области и Челябинского областного суда были проведены семинары «Челябинская область – субъект РФ», «Народное творчество южного Урала», «Изучение религии в истории и культуре Южного Урала». Материалы семинаров – разработки уроков, фотоколлекции и мультимедийные презентации распространяются в электронном виде на компакт-дисках, а также размещаются на сайте «Сеть творческих учителей» по адресу (http://www.org@it-n.ru). В 2009/2010 учебном году планируется проведение подобных выездных семинаров в Верхнем Уфалее (25 – 26 сентября) и в Катав-Ивановском районе с посещением Игнатиевской пещеры (2 – 3 октября).

По результатам обучения на семинарах участникам вручаются сертификаты о прохождении межкурсовой подготовки с правом преподавания курса краеведения сроком на 1 год. 17 педагогов, регулярно принимавшие участие в семинарах по теории и методике краеведческого образования, организованных ЧИППКРО в 2006-2009 гг., получили удостоверения о повышении квалификации по модульно-накопительной системе в объёме 72 ч.

Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО разработана и лицензирована программа дополнительного профессионально-педагогического образования «Методическое обеспечение обучения и воспитания на традициях этнонациональной культуры». Образовательная программа краткосрочных курсов повышения квалификации рассчитана на 72 часа аудиторных учебных занятий. Программа курсов включает следующие разделы: «Современные нормативно-правовые основы общего образования», «Теоретико-методологические и психолого-педагогические основы профессиональной деятельности учителя-предметника», «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности учителей краеведения»; «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности учителей краеведения». Курсы обогащают учителя новым содержанием образования. Программой предусматривается равное соотношение теоретических и практических форм реализации образовательной программы. На заключительном занятии проводится итоговая аттестация (междисциплинарный экзамен) слушателей в форме презентации методического проекта учебного занятия (внеклассного мероприятия) по краеведению. По результатам итоговой аттестации слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации с правом преподавания курса краеведения сроком на 5 лет.

С 2006 г. успешно реализуется программа профессиональной переподготовки учителей краеведения «Теория и методика краеведческого образования». Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения по очно-заочной системе (540 часов). Содержание образовательной программы включает три блока учебных дисциплин: общеобразовательные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины по выбору слушателей. В первый раздел включены две учебные дисциплины: «Возрастная психология и педагогика» и «Теория и технология опытно-экспериментальной работы в школе». Второй раздел предусматривает освоение слушателями следующих специальных учебных дисциплин: «Методика преподавания краеведения», «География Южного Урала», «История Южного Урала», «История краеведения», «Этнография народов Южного Урала», «Искусство и литература Южного Урала», «Музееведение и экскурсоведение Южного Урала». Третий раздел позволяет организовать изучение краеведческих курсов по выбору слушателей: «Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины», «Источниковедение» или «Архивоведение». Итоговая аттестация слушателей осуществляется в форме защиты аттестационной работы. По результатам итоговой аттестации выпускники программы профессиональной переподготовки получают диплом о присвоении дополнительной квалификации (см. приложение 3).

Теоретические проблемы и вопросы разработки содержания краеведческого и этнокультурного образования, различные модели культуросообразного образования, культурологический подход в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, инновационный педагогический опыт обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует ЧИППКРО. Материалы конференции опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией кандидатов ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 6 ноября 2009 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.

В 2009/2010 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей краеведения рекомендуется:


  • спланировать систему работы по мониторингу апробации интегрированного учебного предмета «Краеведение» и распространению опыта лучших учителей-предметников и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности в территории;

  • в рамках подготовки рабочих учебных программ провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях учебно-методических комплектов и календарно-тематического планирования на соответствие указанным в настоящем письме требованиям, обратив особое внимание на использование «Тетрадей юного краеведа», на проведение практических работ (6 класс), на разделы «Местные достопримечательности» (7 класс), «Традиционная культура народов Южного Урала» (8 класс) и «Экономика Челябинской области» (9 класс);

  • провести выездные научно-методические семинары по изучению местных достопримечательностей и практикумы по методике преподавания краеведения с использованием современных образовательных технологий, с обязательным участием дипломированных выпуск-




Приложение 1

Учебно-методическое обеспечение основного общего образования

Образовательная область «Обществознание»

Интегрированный курс «Краеведение». УМК издательства «АБРИС»

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

6

Кузнецов В.М., ред.

Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 6 класс (35 ч.). – Челябинск: АБРИС, 2008.



Дерягин В.В., Гитис М.С.

Краеведение. Челябинская область. 6 класс: Учебник. – Челябинск: АБРИС, 2009.



Драгунов А.В., Моисеев А.П.,

Гитис М.С.

Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007.



* Никонова М.А. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

Гитис М.С.

Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: Абрис, 2006.

Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: АБРИС, 2008. – 32 с.


Кузнецов В.М., Гитис М.С.,

Маркова А.С.

Контрольные работы по краеведению. 6-7 класс // Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243.



Учебно-методическое обеспечение среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

Элективный курс «История дореволюционного Урала». УМК Южно-Уральского книжного издательства

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

10

Кузнецов В.М. и др.

История дореволюционного Урала: Программа элективного курса: 10 класс [Эл. ресурс]. – Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, ООО «МатросСофт», 2008.



Алеврас Н.Н., Конюченко А.И.

История Урала (XI – XVIII вв.): учебник (10 – 11 классы). – Челябинск: ЮУКИ, 2000.



Алеврас Н.Н., Андреева Т.А.,

Конюченко А.И., Нарский И.В.

История Урала. XIX в. – 1914 г.: учеб. пособие. – Челябинск: ЮУКИ, 2008. – 640 с.: ил.



Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д.,

Кузнецов В.М., Салмина М.С.

История Урала (XI – XVIII вв.): Методическое пособие для учителя. учебник (10 – 11 классы). – Челябинск: ЮУКИ, 2000. – 120 с.



* Виноградов Н.Б., Гитис М.С.,

Кузнецов В.М.

Историческое краеведение. Справочное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: АБРИС, 2009.



* Гитис М.С.

Исторический атлас Южного Урала с контурными картами. – Челябинск: Абрис, 2009. (в печати)



Тестовые задания

// Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С.

История Урала (XI – XVIII вв.): Методическое пособие для учителя. учебник (10 – 11 классы). – Челябинск: ЮУКИ, 2000. – С. 55-56, 104-106.


следующая страница >>

Смотрите также:
Рабочая программа элективных курсов «Нормы русского языка» в 10 классе учителя Гафуровой Илоны Ивановны, II категории Рассмотрено
179.13kb.
1 стр.
Программа элективных курсов по информатике для учащихся 9, 10 классов
105.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке элективных курсов для специальности 050503 «Технология»
474.29kb.
5 стр.
«Роль элективных курсов в развитии личности детей»
158.52kb.
1 стр.
Программы элективных курсов по предметам технологического цикла саранск 2008
1214.74kb.
3 стр.
Планирование блока элективных курсов «Издательское дело и компьютерное делопроизводство»
54.45kb.
1 стр.
Инновационные методы проведения элективных курсов по английскому языку
31.18kb.
1 стр.
Элективных курсов
591.62kb.
3 стр.
Е. А. Тихомирова Роль элективных курсов в предпрофильном и профильном обучении в средней общеобразовательной школе
48.66kb.
1 стр.
Программная реализация корпоративных электронных учебных курсов в области автоматизированных информационно-управляющих систем и совершенствование методики разработки этих курсов
233.85kb.
1 стр.
Учебные дисциплины
96.86kb.
1 стр.
Информация об элективных курсах
575.87kb.
5 стр.