Главная страница 1
Анализ учебника биологии 10-11 класс (базовый уровень) авторы А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина (материал 11 класса), учитель биологии 1 квалификационной категории Болотова Е.В.
Эксперимент проходил в классе гуманитарного профиля, где биология изучается 1 час в неделю на базовом уровне. В 11 классе согласно программе изучаются следующие темы: «Основы генетики и селекции», «Эволюционное учение», «Происхождение человека», «Основы учения о биосфере». Использовался материал 32 параграфов. Для диагностики результатов обучения проведена 1 контрольная работа. Применялась и такая форма работы, как письменные отзывы учащихся о содержании и доступности изложения материала нового учебника в сравнении с учебником Полянского Ю.И. Выводы:

- содержание данных параграфов по объёму соответствует проекту государственного стандарта.

- очень хорошо прослеживается межпредметная связь, особенно во вводных вопросах. Приводятся интересные примеры.

- в данном учебнике лучше раскрыты понятия: фенотипический радикал, альтернативные признаки, гибридологический метод, чистые линии, анализирующее скрещивание, биотехнология, трансгенные организмы, ограничивающий фактор, климатические факторы, смена биоценозов. Доступно даны понятия «экологический фактор», «сукцессия и её виды», гипотеза панспермии, дана схема важнейших очагов одомашнивания животных, вызывающая интерес учащихся.

-особенно хочется отметить ясность, точность и лаконизм изложения большей части учебного материала, четкость формулировок основных понятий, вопросов и заданий. - авторы использовали достаточно теоретического и, что особенно радует, практического материала. Это интересные, не однотипные, разного уровня сложности задачи по генетике. Их можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении изученного, в качестве домашнего задания, на лабораторной работе. Задачи помогают глубже понять материал, отработать навыки составления схем скрещивания, ориентироваться в терминологии.

- в учебнике много дополнительной информации, что позволяет дифференцированно подходить к обучению в зависимости от уровня знаний учащихся, авторы предлагают интересные творческие задания и темы сообщений, где прослеживается связь с другими науками.

-теоретический материал удачно подкреплён рисунками и схемами (жаль, что в черно-белом исполнении). В параграфах 46, 55 предложены интересные темы докладов для ребят, увлекающихся биологией, вводные вопросы учат наблюдательности. Авторы используют региональный компонент, связь с географией.

-творческие задания в виде тем для сообщений и список литературы для дополнительного чтения помогают организовать самостоятельную работу учеников. -деление учебного материала на параграфы соответствует поурочному планированию. - при подготовке к контрольной работе, при работе с терминами можно использовать предметный указатель в конце учебника..

Замечания и предложения:

- При изучении материала 11 класса запланировано 13 лабораторных работ. Хорошо бы иметь в конце учебника описание последовательности выполнения работы, её цели, обобщающие таблицы.

.

-В содержании учебника нет темы «Расы Критика расизма», в программе эта тема предусмотрена. - Распределение параграфов не всегда соответствует порядку прохождения тем по программе. Считаю, что материал параграфа 55 необходимо перенести в следующий раздел «Основы учения о биосфере», так как учащимся ещё не знакомы термины биоценоз, экологическая система, сукцессия, продуценты, используемые при изучении данного параграфа. - Ни в 25, ни в 27 параграфах нет четкой формулировки 3 закона Менделя;



- Материал 28 параграфа лучше использовать для ознакомительного чтения, чтобы не перегружать учащихся;

- В параграфе 30 на стр.107 в схеме допущена ошибка в процентах; в этом же параграфе можно было дать термин морганида, тем более, что само определение этого понятия уже есть.

- В параграфе 31 несколько сложный для восприятия учащихся язык изложения. Например: «…многие низкомолекулярные пептидные соединения, в том числе белки, образуются как продукты фрагментации длинных полипептидных цепей, синтезированных по матрице одной молекулы информационной РНК». Приходится буквально расшифровывать детям этот текст. Языковой материал не всегда соответствует уровню развития учащихся. Например, в параграфе 54 «…Более поздняя дивергенция, приведшая к появлению современных человеческих рас, коснулась только ограниченного числа второстепенных фенотипических особенностей и не сопровождалась возникновением сколько-нибудь устойчивых механизмов изоляции». Четыре сложных биологических термина в одном предложении делают текст недоступным для восприятия учащимися.

- Для изучения темы «Основы учения о биосфере» необходимо не 8, а 10 часов при условии сохранения 3 лабораторных работ из 5, предложенных авторами. Тему «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» лучше раскрыть не на лабораторной работе, а в процессе семинара на уроке. Тему «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» лучше вынести на экскурсию.

- В теме «Антропогенные сукцессии» отличия агроценозов от природных биоценозов четко не выделены, что делает материал сложным для запоминания.

- В теме «Круговорот веществ в биоцеозах» нет материала о круговороте элементов, хотя в программе он предусмотрен. Нужны так же иллюстрации к этой теме по круговороту химических элементов.

- Нужно добавить материал о типах экологических пирамид.

- К сожалению нет заданий на решение задач по экологии, на составление пищевых цепей, которые можно было бы задать на дом.

Сами ребята отзываются об изложении темы «Основы генетики и селекции» в данном учебнике положительно. Их привлекает лаконичность, четкость изложения, возможность использовать предметный и именной указатели. К сожалению, нет лабораторного практикума для выполнения лабораторных работ.
В результате проведенного анализа и апробации учебника в курсе 10-11 класса, можно сделать следующие выводы:

- учебник соответствует требованиям стандарта на базовом уровне;

- содержание материала позволяет дифференцированно подходить к обучению учащихся;

- четко прослеживаются межпредметные связи;

- деление учебного материала на параграфы соответствует тематическому планированию;

- язык изложения учебного материала не соответствует уровню учащихся, сложен для восприятия, перегружен терминами;

- последовательность изложения материала параграфов не вызывает эвристического интереса у учащихся;

- иллюстрации расположены неудачно, схемы сложны для восприятия (особенно в теме «Обмен веществ»)



Поэтому я выбрала альтернативный учебник «Общая биология» 10-11 класс Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, А.А.Каменского. Ребятам он тоже больше понравился.

Болотова Е.В.


Смотрите также:
Эксперимент проходил в классе гуманитарного профиля, где биология изучается 1 час в неделю на базовом уровне
43.58kb.
1 стр.
Рабочая программа первого вида по русскому языку Среднее общее образование 5 класс Количество часов 210. Базовый уровень. Учитель Мищенко М. В. Программа разработана на основе программы Е. А. Быстровой «Русский язык. 5 класс»
574.07kb.
3 стр.
Программа дополнительного образования
77.48kb.
1 стр.
Программа элективного курса "Издательское дело"
63.89kb.
1 стр.
Разработки уроков по экономике, 9 класс дмк и. В. Липсиц Раздел II. Спрос и предложение: рыночное равновесие. (5 уроков) учитель истории и обществознания моу «Каслинская сош №27»
328.54kb.
1 стр.
Программа элективного курса по химии в 9 классе «Химия в опытах и задачах» 1 час в неделю, 34 часа в год
60.07kb.
1 стр.
Программа курса «искусство» предмет «Мировая Художественная культура»
142.02kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебного предмета «Биология» в 2009/2010 учебном году
273.28kb.
1 стр.
«эксперимент»: вчера, сегодня, завтра… Избранное Под редакцией Б. А. Зельцермана Педагогический центр «Эксперимент»
2617.88kb.
20 стр.
Предлагаемая программа и поурочное планирование предназначены для углубленного изучения географии в профильных классах гуманитарного, в т ч. экономического, профиля
333.92kb.
1 стр.
Пояснительная записка Статус документа
292.81kb.
1 стр.
Пояснительная записка Статус документа
766.93kb.
14 стр.