Главная страница 1
ЭКОНОМИКА

Преподаватель:



Гусев Игорь Владимирович

Развитие экономики и ее предмета

  1. Развитие экономики, как науки

  2. Предмет, методы и функции экономики

Экономика, как наука прошла длинный путь исторического развития. В ее развитии обычно выделяется три этапа.

  1. Этап: Наука называлась «Экономия»

  2. Этап: Наука называлась «Политическая экономия»

Economics (экономика) – наука получила от греческого слова «ойкономиа»:

  1. «Ойкос» – дом, хозяйство

  2. «Номос» - правила или закон

Правила (или законы) ведения домашнего хозяйства. Наука является ровесником сроков происхождения человека.

Аристотель (384-433 до н.э.) – первый экономист.

В рамках второго этапа вводится название «Политическая экономия».

Полит́ическая эконо́мия, политэконо́мия — одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием. 

Предметом политической экономии, как науки являются правила (законы) ведения хозяйственной жизни государства.



Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма - установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т.д. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Целью самой меркантилистской политики было не только удовлетворение интересов английских купцов и промышленников, но также сокращение массовой безработицы, борьба со спекуляциями продовольствием, увеличение поступлений в госбюджет и решение проблем национальной безопасности.

Ада́м Смит (англ. Adam Smith); крещён и возможно родился 5 июня (16 июня) 1723, Керколди — 17 июля 1790, Эдинбург) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории. Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов.

Предметом современной экономики является исследование проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в интересах удовлетворения потребностей людей.

Современная экономика прежде всего это рыночная экономика (не плановая).

Методы экономики.


  1. Исторический метод;

  2. Философский метод абстракции;

  3. Логический метод;

  4. Экономико-математический;

  5. Экономический эксперимент и др.




Функции экономики, как науки.

  1. Познавательная;

  2. Методологическая;

  3. Практическая.



Рынок, его возникновение и структура

  1. Сущность, причины возникновения и функции рынка;

  2. Структура и инфраструктура рынка.




  1. Рынок – это одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности, тогда простейший рынок представлял собой обычное место осуществления торговых операций.

По мере расширений товарообмена сфера рыночных отношений стала развиваться и сегодня рынок уже предстает не как обычное место ведения торговли, а как совокупность всех сделок по купле-продаже товара.

Причины возникновения рынка:

  1. Общественное разделения труда;

  2. Экономическая обособленность товаропроизводителя;

  3. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Идеи рынка

Впервые упоминается в 18 веке. Автором является Адам Смит, который сформулировал ее, как принцип «невидимой руки» рынка, она исходит из предпосылки о том, что если каждый человек будет преследовать свои личные экономические интересы, то это отразится на нем самом и на обществе в целом.

Углубленное понимание рынка требует учета его места в системе экономических отношений общества.

Производство




Распределение




Обмен




Потребление

Рынок – это обмен, организованный по законом товарного производства и обращения. Или иначе: это обмен, в котором связь производителей и потребителей осуществляется в форме купли-продажи.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В их качестве выступают:


  1. Домашнее хозяйство (семья);

  2. Предприятие (фирма);

  3. Государство.

Объектами рынка являются товары и деньги.

Функции рынка:

  1. Информационные;

  2. Посредническая;

  3. Регулирующая – посредством этой функции рынок отвечает на три вопроса:




    Командная экономика

    Рыночная Экономика

    Что?

    По приказу государства

    Те товары и услуги, которые пользуются спросом

    Как?

    Любой ценой

    С минимальными затратами ресурсов

    Для кого?

    Для общества

    Для потребителя: богатый слой 3-5%, средний слой 65%, бедный слой 30%

  4. Ценообразующая;

  5. Саннирующая функция (санитарная).



  1. Структура и инфраструктура рынка

Рынок развивается и видоизменяется. Современный рынок можно классифицировать по разным признакам, но наиболее глубинным является критерий объекта рыночных отношений. Соответственно этому критерию выделяют следующие элементы рынка:

  1. Товарный рынок – это главный регулятор движения товаров в экономике под воздействием спроса и предложения. Он состоит из двух частей:

А) Потребительский рынок, в который входят рынки продовольственных и непродовольственных товаров.

Б) Рынок средств производства – рынок продукции производственного назначения.



  1. Рынок услуг – это рынок, на котором в качестве предмета купли-продажи выступают самые разнообразные платные услуги: коммунальные, бытовые лечебные, образовательные и т.д.

  2. Рынок труда – это рынок, на котором рабочая сила продается, как товар, т.е. продается и покупается, в соответствии с законами рыночной экономики.

  3. Финансовый рынок – это главный регулятор движения финансов в экономике, под воздействием структурных и социально-экономических изменений в ней.

Рынок труда
Товар Рынок услуг


Финансовый рынок


Рынок формирует свою инфраструктуру.



Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов рынка, которая обслуживает и обеспечивает движение товаров и услуг, финансов и рабочей силы. Это:

  • Сеть коммерческих банков;

  • Товарные, фондовые биржи и биржи труда;

  • Оптово-посреднические фирмы;

  • Страховые компании;

  • Аудиторские фирмы;

  • Ярмарки, аукционы и т.д.



Теория спроса и предложения

  1. Спрос и закон спроса;

  2. Предложение и закон предложения;

  3. Взаимодействие спроса и предложения (механизм рыночного ценообразования).

Спрос – это представленная на рынке потребность товара, обеспеченная деньгами, т.е. это та сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им товары.

Спрос обозначают D,d.

Динамика спроса определяется законом спроса, который устанавливает взаимосвязь между ценой P (кол-вом или объемом спроса) и величиной спроса Qd. По мере роста цены на данный товар, величина спроса на него будет падать, т.е. P и Q – т.е. между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Это происходит по двум причинам:



  1. При снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода).

  2. Товар, при снижении цены на него дешевеет, относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).


Закон спроса не действует в ряде случаев:



  1. При ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

  2. Для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством накопления денег;

  3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (речь идет о взаимозаменяемых товарах).

Неценовой фактор.

Сам спрос может меняться под воздействием неценовых факторов:



  1. Изменение в денежных доходах населения;

вправо вверх

влево вниз

  1. Экономическая политика правительства: политика может быть правильной (+) или ошибочной (-);

  2. Изменение в структуре населения:

  • Дети

  • Молодежь (до 45 лет)

  • Средний возраст

  • Пенсионеры

  1. Мода.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства важно знать от чего зависит спрос на ее продукцию. Однако фирму интересуют не только направления, но и величина изменения спроса. Реакция величины спроса на изменение цены различна для разных товаров и обозначается понятием «ценовая эластичность спроса». Она показывает насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Ценовая эластичность спроса обозначается коэффициентом ценовой эластичности спроса. E – эластичность - ( - изменение спроса, - изменение цены).

Коэффициент ценовой эластичности может быть:









Относительно неэластичный спрос: т.е. в этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса, и выручка (доход) сократится.


Единичная эластичность спроса – в данном случае величина спроса изменяется пропорционально цене и выручка (доход) – не меняется.

Относительно эластичный спрос – здесь изменение цен приведет к большему изменению величины спроса и выручка (доход) возрастет.


Относительно неэластичный спрос

Совершенно неэластичный спрос



Совершенно эластичный спрос





  1. Предложение и закон предложения

Предложение – это то количество товаров, которое продавцы готовы предложить к продаже на рынке при данной цене.

Предложение S (supply)

Динамика (изменение) предложения определяется законом предложения. По мере роста цены на данный товар величина роста предложения будет увеличиваться. Это происходит по двум причинам:


  1. Фирмы, занятые в отрасли при повышении цены задействуют новые мощности, что приводит к увеличению производства и предложения;

  2. В случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще более увеличивает производство и предложение.



1

2

3

4



2

4

6

8





Предложение так же, как и спрос может меняться под воздействием неценовых факторов.

Неценовые факторы:


  1. Выход на рынок новых фирм;

  2. «Перелив капитала» в другие сферы (отрасли);

  3. Изменение в издержках производства (могут расти – производство, предложение падает; или падать – производство возрастает и предложение тоже);

  4. Природные катастрофы, войны.



  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (механизм рыночного ценообразования) - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рассмотренные в первом и втором вопросах графики спроса и предложения, взятые отдельно показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется, но на каком-то уровне цена должна установиться, ее координирует рынок – именно он уравновешивает те противоположности, которые не могут жить друг без друга:

  1. Продавцов и покупателей;

  2. Производителей и потребителей;

  3. Спрос и предложение.

Изобразив на одном графике линии спроса и предложения одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения, интересующего нас товара.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 4.1.

На рис. 4.1 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.



Рис. 4.1. Взаимодействие спроса и предложения

Точка Е называется точкой равновесия, в этой точке спрос количественно равен предложению (Qd=Qs) и цена выступает, как уравновешивающий: P – равновесия.

Цена равновесия – это та компромиссная цена, при которой покупатели согласны купить все количество товаров, которое производители согласны при такой цене предложить на рынке.



В экономике действуют следующие закономерности рыночного ценообразования:

  1. Цена всегда стремится к такому уровню, при котором спрос количественно равен предложению. Нужно знать

  • Спрос и Закон спроса

  • Предложение и Закон предложения

  • Рыночную цену (равновесие)

  • Конкуренция (покупателей или производителей)






  1. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении, или сокращение предложения, при неизменном спросе – цена повысится.






Смотрите также:
Экономика преподаватель: Гусев Игорь Владимирович Развитие экономики и ее предмета
126.57kb.
1 стр.
А. В. Ермолаев, И. В. Забаев
182.52kb.
1 стр.
Вопросы к зачету по курсу лекций «Операционные системы и оболочки»
42.36kb.
1 стр.
Кафедра Истории, экономики и права Вопросы для повторения по дисциплине Экономическая теория
49.18kb.
1 стр.
Развитие стратегии управления инновационной деятельностью предприятий в условиях модернизации экономики 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством
338.94kb.
1 стр.
Трудовой потенциал в системе региональной экономики: оценка и регулирование взаимодействия
470.34kb.
2 стр.
Игорь Шафаревич Будущее России Шафаревич Игорь Ростиславович
562.07kb.
6 стр.
Программа дисциплины история российской экономики: опыт институциональных реформ для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
205.33kb.
1 стр.
Формирование и развитие рынка сыра 08. 00. 14 Мировая экономика; 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством
389.66kb.
2 стр.
Тема 8 формирование и развитие речи в онтогенезе
38.6kb.
1 стр.
Тема 1 экономика: ее главная функция и структура § потребности общества и экономика главная функция экономики Экономика
3406.83kb.
12 стр.
Формирование и развитие инновационного мышления через проектно – исследовательскую деятельность обучающихся во внеурочное время в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики
41.89kb.
1 стр.