Главная страница 1
Эго психология Эрика Эриксона

Вопрос №9

Основные положения (и его отличия от классического психоанализа)

1 акцент на изменение, происходящее в течение всей жизни

2 упор на нормальное, здоровое начало в человеке

3 анализ чувства эго-идентичности (самоотождествления)

4 клинические наблюдения должны сочетаться с изучением культуры и исторических факторов

5 личность рассматривается как более рациональная и принимающая осознанны решения

Эпигенетический принцип:

А) личность развивается ступенчато

Б) развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно со стороны общества

В) каждая новая стадия развивается на предыдущей

Г) кризис развития личности – поворотный момент, определяющий уровень достижения психологической зрелости и уровень социальных требований, предъявляемых к индивиду

Основные стадии

1 младенчество (0-1 год) важное приобретение – доверие к миру , если нарушение – недоверие к миру ( все 3 стратегии к Карен Хорни)

2 раннее детство (год – 3) самостоятельность, если есть гиперопека – зависимость, стыд, сомнение

3 детство (3-6 года) инициативность, учится проявлять свои желания, поведения, иерархия мотивов, если подавлять – пассивность, апатия.

4 школьный возраст (6-12 лет) компетентность, уверенность – если подавлять – неполноценность (ты маленький и ничего не умеешь)

5 отрочество и юность (12-20 лет) эгоидентичность, общение со сверстниками приоритетная группа, если нарушение – эмоциональный и экзистенциональный вакуум

6 ранняя зрелость (20-25 лет) формирование близких отношений, если нет – изоляция

7 средний возраст (25-65 лет) продуктивность личности (творческое отношение к жизни), если нет – застой развития личности

8 поздняя зрелость (после 65 лет) мудрость (целостность личности)

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным

Нарушения идентичности:

1 диффузная идентичность – отсутствие цели, минимум ценностей, минимум социальных ролей

2 предрешенность со стороны родителей (фильм «блеск»)

3 мораторий на идентичность (не может понять чего хочет сам и сделать самостоятельный выбор)

3 сферы где проявляется кризис : в карьере, в группе сверстников, употребление нароктиков и алкоголя ( хочу я этого или нет)

Карен Хорни (первая женщина изучавшая медицину в Германии)

Социокультурная теория развития

Книги:

«Невротическая личность нашего времени», «невроз и личностный рост»



Одна из основательниц феминизма

Основные положения социокультурной теории:

1 разногласия с Фрейдом по поводу психологии женщин

2 влияние социума на развитие личности

3 клинические наблюдения должны рассматриваться в совокупности с культурологическими факторами

Нарушение функционирования личности – следствие нарушения межличностных отношений

2 потребности ребенка:

А) потребность в удовлетворении (биологические)

Б) потребность в безопасности

Ребенок испытывает чувство зависимости от родителей

Если родители удовлетворяют обе его потребности – ребенок развивается в неконфликтной среде

Если нет - то чувство негодования и обиду по отношению к родителям и оно вытесняется.

И перерастает во внутренний конфликт

С точки зрения Хорни этот конфликт перерастает в базальную тревогу и люди ищут способы компенсации базальной тревоги.

Стратегии компенсации:

1 потребность в любви и одобрении – я завишу от чужого мнения (похвали меня)

2 потребность в руководящем партнере – реши за меня

3 потребность в четких ограничениях – мне сделали план, я по нему живу

4 потребность во власти – доминирование над другими, презрительное отношение к слабости, то что я отвергаю в себе я переношу на других людей

5 потребность в эксплуатировании других людей – человек сам боится быть использованным другими (работа на опережение)

6 потребность в общественном признании – не только близкие, но и социум должен вас видеть

7 потребность в восхищении – маска важнее сути

8 потребность в самостоятельности и независимости – лучше быть одному

9 потребность в безупречности и неопровержимости (перфекционизм)

4 уровня существования личности

1 реальное (возможное) Я

2 идеальное (невозможное) Я

3 презренное Я (внутренняя самокритика)

4 актуальное Я (кто я в данный момент)

Здоровое развитие опирается на реальное Я и актуальное Я

Иначе это невротическое развитие личности

Сила реального Я – источник роста личности

Выбирая между миром, каким он должен быть и, каким он есть, невротик выбирает первое.

Теория Эрика Фрома (1900-1980) – Гуманистическая антропология, диалектический гуманизм, экзистенциальный гуманизм (душа человека, психоанализ и этика, и другие книги)

Не был медиком но был философом

Эмигрировал в Америку, но потом вернулся в Европу

Дал определение общества потребления.

Личность – социальное явление.

Социальный характер, экзистенциальные потребности.

Пытался сопоставить идеи Фрейда и идеи Маркса.

Свобода по Фрому – свобода ДЛЯ.

Базовое противоречие в человеке – между биологическим началом и социумом.

Потребности:

1 потребность в связи с другими (в привязанностях)

2 потребность в преодолении своей биологической сущности

3 потребность в укорененности (знание о предках)

4 потребность в идентичности

5 потребность в системе ориентации (взгляды, ценности)

5 типов социального характера (4 непродуктивны):

1 рецептивный характер – я пришел, а вы меня учите. (внутренняя пассивность) (хорошо для ребенка, плохо для взрослого), хорошие слушатели, сами не продуцируют новые идеи, не инициативны. Не активны. Проблемы: не умение возражать, не выражение своей позиции.

2 экспулативный тип личности – все благи во вне, использует других, более активны, агрессивны.

3 накопительский тип характера – все благи во вне, стремление копить, но не тратить.

4 человек рыночной ориентации – человек становится товаром (я – то, что я зарабатываю), перестает быть ценностью, как личность.

5 продуктивный - идеал гуманистической этики, самореализация, он предпочитает быть, а не иметь или казаться.

Человек становится личностью через бунт, когда отпочковывается от родителей. Нужно познавать мир самим, а не жить по предписанием.

В каждом человеке есть 2 тенденции: некрофильская тенденция и биофильская тенденция.

Некрофильская тенденция – (интересует не сама природа, а ее фотография). Преклонение перед силой, любовь к механическому, неорганическому, мы стремимся обладать. (виртуальное общение – некрофилия)

Биофильская тенденция – способность наслаждаться данным моментом, любовь к природе, к созиданию.

Виктор Франкл, логотерапия, понятие экзистенционального вакуума (12 впорос)

(книга – Человек в происках смысла)

(3 Венская школа)

Логотерапия – обнаружение смысла

Есть 3 пути обнаружения смысла:

1 совершая дело

2 переживая ценности

3 путь страдания

Путь развития личности – стремление к смыслу

При фрустрации смысла формируется экзистенциальный вакуум. (потеря смысла, нежелание его искать, безразличие, скука)

Совесть – орган смысла, ее можно определить, как способность тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации

Конфликт между тем как я могу реализовать свой смысл и чувством бессмысленности

Задать смысл невозможно, человек его должен обнаружить

Смысл терапии – в экзистенциальной беседе помочь человеку обрести свой смысл



(Для ребенка смыслом может быть игра или воображение)


Смотрите также:
Эго психология Эрика Эриксона
50.2kb.
1 стр.
Смыслы, ценности, цели и действия Мотивация при слушании Учения
1059.26kb.
7 стр.
Пояснительная записка. Требования к студентам
161.18kb.
1 стр.
Сыктывкар “Флинта” 2000 Бэндлер Р, Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона
3634.76kb.
18 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология развития. Возрастная психология специальность психология; опд. Ф. 19. Факультет: психология
712.86kb.
6 стр.
Интернет-ресурсы психолого-педагогического содержания
149.75kb.
1 стр.
Психология профессионального кризиса у безработных
618.52kb.
3 стр.
Психология правды и психология лжи (II часть) На чем основывается современная фальшивая психология?
49.15kb.
1 стр.
Системы и модели: границы интерпретаций
31.93kb.
1 стр.
Раннала наталия владимировна
44.18kb.
1 стр.
Специальность: 030301. 65 «Психология»
217.13kb.
1 стр.
1. Определение и содержание предмета возрастной психологии
536.99kb.
3 стр.