Главная страница 1
Доклад учащегося

«Роль витаминов в жизни человека»




Вступление

В обществе всё больше возрастает интерес к проблеме питания. Понять проблему питания – значит ответить на такие вопросы: «Что нужно есть?», «Какая пища полезна?». Витамины хотя и нужны организму в микроскопических количествах, но жить без них человек не может. Поэтому объектом изучения в данном проекте стал витамин С.


Объект изучения – витамин С: свойства, строение, содержание в продуктах питания, его влияние на здоровье человека. Кульминационным моментом является обнаружение большого количества витамина С в листьях хвойных деревьев, которыми богата Костромская область.

Далее научное исследование движется в направлении изучения вытяжки из хвои различных деревьев (методами лабораторного анализа). Сравнивая хвойные деревья и условия для максимального извлечения из них витамина С, учащиеся создают целебный витаминный напиток.

Учащиеся выбирают нужную часть информации в её большом потоке. Планируют и проводят химический эксперимент, по ходу дела разрешая возникшие затруднения. Производится обработка, анализ результатов и их осмысление.

Работа над проектом позволяет развивать у его участников аналитическое и творческое мышление, специальные (химические) и общеучебные умения. Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует их творчество, позволяет проявить себя.


Цели исследования:


• показать влияние биомолекул на здоровье человека на примере витамина С.

• привлечь внимание учащихся к богатству родной природы.

• воспитывать культуру питания как часть здорового образа жизни.

• формировать компетентности учащихся в познавательной деятельности, навыки работы в команде и работы со средствами компьютерных технологий.


Исследовательская работа групп

1 группа


Поиск информации в различных источниках по составу строению, свойствам, содержанию витамина С в различных продуктах питания.

Задачи исследования:

1. Найти, используя различные источники информации, и проанализировать исследования Лайнуса Полинга в области влияния витамина С на здоровье человека.

2. Собрать и представить материал по сбалансированному употреблению витамина С

3. Выяснить содержание витамина С в различных продуктах питания, обратив внимание на наличие витамина в листьях хвойных деревьев

4. Узнать состав витамина С

Нас интересовал вопрос «Как много витамина С должны потреблять люди?»

Познакомившись с научными трудами американского биохимика Лайнуса Полинга мы узнали, что «Потребляя больше витамина С, дешёвого и безопасного элемента питания, миллионы людей смогут улучшить своё здоровье». Полинг считал, что витамин С в состоянии укрепить организм, повысить его сопротивляемость инфекций, предотвратить одни простуды и облегчить течение других. В ходе анализа различных источников информации мы выделили симптомы дефицита витамина С (гиповитаминоз):

кровоточивость дёсен

выпадение зубов (цинга)

вялость

потеря волос

раздражительность

общая болезненность

суставная боль

депрессия

Симптомы гипервитаминоза: раздражение желудка, следствием чего может стать язва;

гемолиз – разрушение красных кровяных клеток;

угнетение функции инсулярного аппарата поджелудочной железы;

усиленное выделение витамина С через почки и потеря его с мочой;

способствует большему, чем положено всасыванию алюминия, который в избытке может быть токсичен;

может развиться диарея.



Суточные нормы потребности человека в витамине С Взрослый человек:

при средней затрате труда……………………70 мг

при тяжелом физическом труде и большом нервно-психическом напряжении…100-120 мг

беременные………………………………………100 мг

кормящие женщины……………………………120 мг

Дети:


до 1 года…………………………………………30 мг

от 1 года до 3 лет…………………………………40 мг

от 4 до 6 лет………………………………………50 мг

Подростки (от 13 до 15 лет)……………………70 мг

Юноши и девушки (от 16 до 22 лет)……………70 мг

Содержание витамина С в различных продуктах

Проведённые нами исследования позволили сделать следующие выводы:

Витамин С необходим для нормальной жизнедеятельности человека. Организм содержит около 5000 мг аскорбиновой кислоты, которая распределена по тканям различных органов, систем и участвует в обменных, синтетических и других процессах, а также положительно действует на центральную нервную систему, оказывает существенное влияние на реактивность организма, его защитные механизмы, сопротивляемость к инфекциям и устойчивость к тем или иным неблагоприятным факторам внешней среды.

Листья хвойных деревьев являются богатым источником витамина С – аскорбиновой кислоты. Водные вытяжки из них представляют собой почти всегда доступное средство для предупреждения и лечения цинги и других заболеваний, вызываемых нехваткой этого жизненно необходимого вещества. Поэтому объектом исследования были выбраны именно листья хвойных деревьев. Это ель сибирская, сосна обыкновенная и сосна сибирская.

2 группа


Определение содержания витамина С, нитрат-ионов и железа в листьях хвойных деревьев.

Задачи исследования:

• Познакомиться с физическими и химическими свойствами аскорбиновой кислоты.

• Оценить содержание витамина С, нитрат-ионов и общего железа в листьях различных хвойных деревьев.

• Изучить условия перехода витамина С в воду при различных условиях.

• Создать рецептуру витаминизированного напитка из хвои.

В своей работе мы использовали метод редоксиметрического титрования для количественного определения витамина С в листьях и водных вытяжках.

По результатам проведённого исследования мы выяснили, что самая высокая концентрация содержания витамина С (среди различных хвойных растений) в листьях сосны обыкновенной – 219,5 мг %

Проведя сопутствующее исследование по определению нитрат-ионов потенциометрическим способом мы установили, что для сосны обыкновенной этот показатель - 0,423 мг %.

Используя методику определения ионов железа мы установили их концентрацию в вытяжках хвойных растений. Для сосны обыкновенной этот показатель составил 0,0001 мг %.

Результаты сопутствующих исследований показали, что наличие содержания ионов железа недостаточно для использования хвои в качестве обогащения организма, а содержание нитрат-ионов находится ниже показателя предельно допустимой нормы.



Проведённые нами исследования позволили получить следующие результаты и сделать выводы:

• Определено содержание витамина С в листьях хвойных деревьев Костромской области. Максимальное содержание витамина С обнаружено в хвое сосны обыкновенной (до 328 мг%).

• Определено содержание нитратов и общего железа в хвое (листьях) ели сибирской, ели обыкновенной, сосны обыкновенной, можжевельника обыкновенного, пихты сибирской, кедра сибирского.

3 группа


Создание витаминизированного напитка

Проведя анализ различных источников информации мы выяснили, что организм человека не способен синтезировать витамин С и должен получать его в готовом виде. Витамин С является одним из витаминов, потребность в котором не покрывается за счёт пищевых продуктов. Это обстоятельство объясняется тем, что аскорбиновая кислота довольно легко разрушается при нагревании во время приготовления пищи, а также сезонной недостаточности свежих овощей и фруктов в весенние и первые летние месяцы. Применение для питания в больших количествах таких продуктов, как консервированные и сухие овощи, фрукты, мясо, рыба, в которых содержание витамина С понижено, также приводит к увеличению недостаточности этого витамина.

Хвойные растения занимают значительную часть растительного покрова Костромской области. Это ель сибирская, сосна обыкновенная и сосна сибирская. Водные вытяжки из них представляют собой почти всегда доступное средство для предупреждения и лечения цинги и других заболеваний, вызываемых нехваткой этого жизненно необходимого вещества.

Установлено, что хвоя этих растений содержит много витамина С – одного из важнейших водорастворимых витаминов, то есть могут служить альтернативным источником природного витамина С.

Выяснив в ходе исследования, что переход аскорбиновой кислоты в раствор осуществляется только в кислой среде при кипячении, мы создали рецепт витаминизированного напитка из хвои сосны обыкновенной.

Рецепт витаминного напитка из хвои

10 г хвои тщательно промыть, измельчить и поместить в кипящую воду (объёмом 200-250 мл), добавить 0,5 чайной ложки лимонной кислоты. Кипятить 20 минут. Затем раствор процедить, добавить, если есть желание, сахар и выпить в охлажденном или горячем виде. (Мы пили, это вкусно!)

В готовом напитке содержится 83,84 мг% природного витамина С, что составляет примерно 80% от его суточной нормы, 0,008 мг железа и 0,846 мг нитрат-ионов. Напиток является экологически чистым источником витамина С.

Результаты работы группы:

1. Определено время экстракции витамина С в водные растворы в кислой среде, при кипячении (20 минут).

2. Создан рецепт приготовления витаминизированного напитка из хвои сосны обыкновенной.

Выводы:


Проект имеет факультативный характер и позволяет учителю не ограничивать время учащимся для обдумывания и проработки различных идей.

В ходе данного проекта учащиеся активно поделились на группы, быстро поняли свои роли и объём работы. Они продемонстрировали сплочённую работу в командах. Каждому нравилось быть частью исследовательского коллектива. Участники проекта достигли всех целей, которые перед ними ставились. С огромным интересом команды создавали свои отчёты о работе с использованием средств компьютерных технологий.



Эта технология позволяет разнообразить деятельность учащихся без ограничений временных рамок. Результаты работы по проекту были представлены на городском Дне науки, где учащиеся получили 1 место. Выступая с проектом на Всероссийской научной конференции «Шаг в будущее» учащиеся получили поощрительный приз.

Перспективы:


Используя основу данного проекта в будущем возможно провести исследование по содержанию витамина С и арбутина в плодах и листьях брусники.

Источник — «http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_-_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8»


Смотрите также:
Доклад учащегося «Роль витаминов в жизни человека»
69.98kb.
1 стр.
Роль морали в жизни человека и общества
61.32kb.
1 стр.
Урок биологии и …технологии. Тема урока: "Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана." Цель
145.07kb.
1 стр.
Доклад «Содружество семьи школы как условие гармоничного развития личности учащегося»
214.95kb.
1 стр.
99011, Севастополь, а/я 105
63.52kb.
1 стр.
1. Предмет и задачи зоологии. Современная зоологическая классификация. Роль животных в жизни природы и человека
473.56kb.
3 стр.
1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей
1142.29kb.
5 стр.
Витаминно-минеральные комплексы
133.67kb.
1 стр.
Урока. Сообщение учащегося «Жизненный и творческий путь М. Осоргина». Сообщение учащегося «Постреволюционная действительность во
38.86kb.
1 стр.
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
459.25kb.
3 стр.
Реферате учащегося моу «Средней школы №20»
32.71kb.
1 стр.
Музыка Музыка в жизни человека
18.09kb.
1 стр.