Главная страница 1
Доклад

Реализация комплекса мер по модернизации общего образования Пензенской области

Региональная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.


Процесс оптимизации и реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных учреждений, направленный на обеспечение доступности качественного образования, в Пензенской области проходит достаточно активно. За период с 2009 года по 2011 год число дневных общеобразовательных учреждений сократилось с 632 до 470, т.е. на 162 учреждения. В 2011 году сокращено 104 учреждения, в том числе:

- закрыто 19 школ (1 – в городской местности и 18 – в сельской местности);

- реорганизовано 95 школ (9 – в городской местности, 86 – в сельской местности) путем присоединения к другим школам, понижения статуса или преобразования в филиалы (структурные подразделения).




Для реализации планов по модернизации на региональном уровне сформирован пакет нормативных документов, регламентирующий основные цели, задачи и механизмы проводимых в рамках модернизации мероприятий:

- разработан и утвержден комплекс мер по модернизации общего образования в 2011 году Пензенской области;

- утверждена рабочая группа по модернизации системы общего образования и повышения заработной платы учителей и положение о рабочей группе;

- утвержден Сетевой график по модернизации системы общего образования в Пензенской области в 2011 году;

- заключены Соглашения о взаимодействии Министерства образования Пензенской области и муниципальных образований Пензенской области при реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Пензенской области;

- создан Совет при Правительстве Пензенской области по вопросам модернизации региональной системы общего образования.

С целью информационной поддержки мероприятий Комплекса мер, а также привлечения внимания жителей области к вопросам модернизации региональной системы общего образования:

- ежедневно на официальных сайтах Правительства, Министерства образования области, ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», муниципальных органов управления образования, образовательных учреждений освещается ход реализации Проекта. На сайте Министерства организована «горячая линия» по вопросам повышения заработной платы учителям;

- в региональных и муниципальных СМИ публикуются и демонстрируются тематические сюжеты по вопросам модернизации общего образования;

- изготовлены и размещены банеры социальной рекламы «Модернизация системы образования. Пензенская школа: научить главному»;

- буклеты из опыта работы образовательных учреждений по раннему выявлению и сопровождению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


На реализацию проекта по модернизации системы общего образования Пензенской области в 2011 году израсходовано более 719 млн.рублей: из федерального бюджета - 213,824 млн.рублей, из бюджета Пензенской области - 330,3 млн.рублей, из муниципальных бюджетов – 175,2 млн. рублей.




На средства федерального бюджета осуществлена закупка учебного, спортивного, компьютерного оборудования, оборудование для школьных столовых, приобретены транспортные средства для перевозки обучающихся, прошло повышение квалификации руководителей и учителей. На денежные средства муниципальных бюджетов проведен ремонт школьных помещений с целью подготовки их для нового оборудования. Средства бюджета Пензенской области направлены, в основном, на достижение главной цели проекта – доведение заработной платы учителей до среднемесячной заработной платы по экономике региона.


Одной из главных целей реализации комплекса мер, начиная с 1 сентября 2011 года, является доведение средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации. Рост заработной платы учителей должен осуществляться путем повышения норматива финансирования. Это и было сделано в Пензенской области.

Средняя заработная плата учителей за 2010 год – 8516 руб.

По данным статистики среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере экономики Пензенской области, за 1 кв. 2011 года составила 14604,1 руб.

С 1 января 2011 года в результате перехода на нормативно-подушевое финансирование впервые фонд стимулирования довели до 30 %, а также проводили мероприятия по оптимизации расходов.

В результате средняя заработная плата учителей:

в 1 квартале – 10621 руб.;

во 2 квартале – 11138 руб.

С 1 сентября были добавлены средства на доведение средней заработной платы учителей до средней по экономике и средняя зарплата учителей была повышена:

в сентябре - 16347 руб.;

в октябре – 16915 руб.;

в ноябре – 16958 руб.;

в декабре – 17105 руб.

При этом по соглашению должны были достичь 14604,1 руб., т. е. взятые обязательства перевыполнены, в среднем, на 14,6 %.


Структура средней заработной платы учителей в ноябре сложилась следующим образом:

должностной оклад за часы нагрузки – 40,7 %;

выплаты за дополнительный объем (за работу, не входящую в должностные обязанности, но непосредственно связанную с образовательным процессом, и напряженность труда) – 22,3 %;

компенсационные выплаты – 1,6 %;

выплаты за работу в сельской местности – 4,5 %;

стимулирующие выплаты – 30,9 %.

70,5 % учителей получили в ноябре 2011 года заработную плату выше средней по экономике за 1 квартал 2011 года, т. е. выше 14604,1 руб.




Данные результаты были достигнуты за счет выполнения следующих мероприятий:

1. с 1 января 2011 года в результате перехода на нормативно-подушевое финансирование впервые фонд стимулирования довели до 30 %, а также проводили мероприятия по снижению неэффективных расходов.

Установлен коэффициент увеличения фонда оплаты труда на административно-управленческий аппарат в размере 1,35 по отношению к фонду оплаты учителей, что позволяет контролировать расходование средств на оплату труда учителей и прочего персонала.

Проведена большая работа по снижению неэффективных расходов в части оптимизации численности работников и, прежде всего, прочего персонала, что существенно повлияло на рост средней заработной платы учителей в 2011 году (3950 чел.).

Содержание ставок прочего персонала, не вошедших в число штатных единиц, финансируемых из средств субвенций бюджета Пензенской области на финансирование основных общеобразовательных программ, должно осуществляться из бюджетов муниципальных образований. Все сверхнормативные штатные единицы прочего персонала были сокращены или выведены в учреждения образования, осуществляющее обеспечение деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений (либо переданы их функции на аутсорсинг).

В 2011 году:

- осуществлялась передача котельных, ФОКов, бассейнов и других сооружений с баланса общеобразовательных учреждений на баланс других муниципальных учреждений;

- созданы муниципальные организации (учреждения), которые взяли на себя функцию централизованного обслуживания учреждений образования и выведены из штатных расписаний штатные единицы обслуживающего и хозяйственного персонала (все, что свыше 1,35).

Число учителей снизилось на 993 чел.

2. выделения дополнительных денежных средств на доведение средней заработной платы учителей до средней в экономике региона – 204,4 млн. руб.

По проведенным предварительным расчетам в 2011 году объем неэффективных расходов в сфере общего образования должен снизиться с 1206,8 млн. руб. в 2010 году до 495,2 млн. руб.


Итоги реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году системы общего образования Пензенской области следующие:






План

Факт

- Соотношение среднемесячной заработной платы учителей за IV квартал 2011 года и среднемесячной по экономике за I квартал 2011 г.

- средняя заработная плата учителей доведена до уровня средней заработной платы в экономике региона и превышена в 4 квартале 2011 г. (сентябрь – 16347 руб., октябрь – 16915 руб., ноябрь – 16958 руб., декабрь – 17105 руб.)



1,0

1,16

- Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников,

в т.ч.в начальном общем образовании



10,6

11,3

28,0

28,3

- Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей

20,0

20,0

- Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей

80,0

91,0

- Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений

3,0

3,2

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов,

в т.ч.:


положительная

положительная

доля образовательных учреждений, разработавших программу энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов, составила 82,5%;

доля общеобразовательных учреждений, в которых назначены ответственные за энергосбережение, составила 81,5%;

доля общеобразовательных учреждений, проводящих обучение и разъяснительную работу среди обучающихся по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности, составила 82%.
Эффектами реализации комплекса мер по модернизации общего образования стали:





а) рост продуктивности и качества педагогического труда;

На территории Пензенской области с 2009 года ЕГЭ прошёл в штатном режиме. Участие Пензенской области в ЕГЭ практически с самого начала федерального эксперимента позволило досконально отработать технологическую схему, добиться отсутствия нарушений и максимально создать благоприятную атмосферу выпускникам и их родителям в период государственной (итоговой) аттестации.

Включение в эксперимент по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме (далее - ГИА) стало логическим продолжением.

Результаты, показанные выпускниками школы на итоговой аттестации, как в форме ЕГЭ, так и в форме ГИА, позволяют дать оценку деятельности системы образования, особенностям организации образовательного процесса, качеству представляемой образовательной услуги, что крайне важно для планирования.

Средний возраст педагогов в 2010 году – 46 лет, в 2011 году – 43 года.


б) приток в систему образования молодых профессиональных педагогических кадров;

Благодаря различным формам государственной поддержки молодых специалистов (грантовая поддержка успешных выпускников вузов, начинающих работать в школе, молодых учителей со стажем работы от 2 до 5 лет; обеспечение жильем работающих в сельской местности молодых педагогов с заключением с ними соглашений об обязательстве отработать в школе не менее 5 лет; поддержка молодых специалистов в виде единовременных денежных выплат в течение первых трех лет работы в размере 35 тыс. руб. и 24 тыс. руб.) в Пензенской области прослеживается тенденция к увеличению молодых педагогов в образовательные учреждения по возрасту и по стажу.




в) повышение уровня инновационной активности и творческой инициативы учителей.

Благодаря проведению различных конкурсов профессионального мастерства среди учителей:



- конкурс «Педагогический Олимп». В 2011 году 100 лучших педагогических работников-победителей конкурса получили денежное вознаграждение в размере 50 тыс. руб.;

- конкурс «Лучший руководитель – лидер в образовании». В 2011 году 10 лучших руководителей-победителей конкурса получили денежное вознаграждение в размере 50 тыс. руб.;

- конкурсы грантовых проектов среди учителей и студентов. В 2011 году 55 победителей конкурса «Педагогическая инициатива» получили на реализацию проектов по 100 тыс. руб.;

- конкурс «К вершинам педагогического мастерства». В 2011 году 10 победителей получили на реализацию проектов по 50 тыс. руб.;

- отбор претендентов для замещения вакантных должностей в общеобразовательных учреждениях Пензенской области, включённых в федеральный банк вакансий молодых специалистов. 3 выпускника получили государственную поддержку по 500 тыс. руб,.

возросла инновационная активность и творческая инициатива учителей, в Пензенской области начали реализовываться инновационные проекты:

- «Обучение через предпринимательство», в рамках этого проекта осуществляется сотрудничество со шведским специалистом, руководителем программы Шведского фонда обучения через предпринимательство (SEED), автором книги «Обучение через предпринимательство» Матсом Йоханссоном, им проведены мастер-класс и практические занятия с педагогами области в 2011 г.;

- «Школа Архимеда», который предоставляет равные возможности получения современного физико-математического образования для всех детей, независимо от места их проживания;

- «Живая инновация»;

- «Робототехника»;

- совместный проект педагогов Пензенской области и Израиля «Компьютерные науки», который реализуется на 30 экспериментальных площадках школ Пензенской области с использованием дистанционных технологий.


г) широкое использование современных образовательных технологий;

Педагогами Пензенской области активно используются такие современные образовательные технологии как:



  • технология развития критического мышления (особенно активно учителями русского языка и литературы),

  • технология исследовательской деятельности (активное использование данной технологии приводит к росту участников научно-практической конференции «Старт в науку» (в 2011 г. – 359 участников).

  • технология обучения в сотрудничестве. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

  • технология проектной деятельности, в ходе которой учащиеся разрабатывают как учебные проекты, так и социальные.

Учителя начальных классов активно используют в своей работе гуманно-личностную технологию Ш.А.Амонашвили, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и Л.В.Занкова.

Всё большее распространение среди учителей Пензенской области получает технология «Дебаты», представляющая один из вариантов коммуникативных технологий и способствующая развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления и т.д. Технология «Кейс-стади» (основана на том, что учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, не предполагающую единственно верного решения, тем самым побуждая учащихся к обсуждению проблемы и поиску возможных путей её решения) находит всё больше приверженцев среди педагогов региона.

Обновляется система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений. К новым формам повышения квалификации относятся:

- повышение квалификации на базе стажировочных площадок образовательных учреждений региона;

- творческие лаборатории;

- система консультационных услуг, включая дистанционный консалтинг. В форме дис­танционного обучения уже повысили квалификацию 398 человек;

- научно-практические конференции, форумы, конкурсы;

- проектная деятельность, имеющая практико-ориентированную направленность, обеспечивающая рост профессионального мастерства педагогов и достижение реальных результатов в образовании.

В рамках проекта по модернизации системы общего образования Пензенской области количество учителей, прошедших повышение квалификации в 2011 году, составило 7072 чел. (72%).






д) повышение доступности качественных услуг общего образования независимо от места жительства;

В области активно внедряется Электронная система образования Пензенской области (ЭСО), охватывающая все аспекты образовательного процесса, обеспечивающая эффективность и качество образования, предоставляющей равные возможности населению в получении качественного образования вне зависимости от территориальной принадлежности.

Всем образовательным учреждениям предоставляется доступ к сети Интернет, управляемой системой контент-фильтрации, в зависимости от «статуса» образовательного учреждения на скорости от 256 Кб/с до 20 Мб/с (21,1% образовательных учреждений Пензенской области получают доступ к сети Интернет на скорости 20 Мб/с.).

С целью предоставления учащимся малокомплектных школ качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики; в 2011 году в 15-и общеобразовательных учреждениях реализуется экспериментальный проект по дистанционному обучению учащихся малокомплектных школ.


В качестве основной задачи на 2012 год рассматривается создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В 2012 году реализация проекта по модернизации образования будет продолжена на условиях финансирования из бюджетов различного уровня: федерального, регионального, муниципального.

Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Пензенской области в 2012 году включает следующие мероприятия:

а) приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное, оборудование для организации медицинского обслуживания и для школьных столовых);

б) приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

в) пополнение фондов школьных библиотек;

г) развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);

д) повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;

е) модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика).


Средства бюджета Пензенской области планируется направить, в первую очередь, на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений, которая не ниже средней заработной платы, фактически сложившейся в сентябре, октябре, ноябре 2011 года, а в 4 квартале 2012 года – не ниже средней заработной платы в экономике региона за 2011 год.

На денежные средства муниципального бюджета будет осуществляться реконструкция, а также ремонт школьных помещений, подготовка помещений для нового оборудования.

Для достижения цели образовательной политики Пензенской области на период до 2020 года необходимо решение следующих приоритетных задач:



  1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, включая:

- оптимизацию сети общеобразовательных учреждений, позволяющую предоставлять качественные образовательные услуги;

- расширение возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;

- создание в каждом образовательном учреждении адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

- создание системы выявления и поддержки, общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.



  1. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, включая:

- обновление содержания и технологий образования;

- создание инновационной инфраструктуры в сфере образования, формирование условий для ее активного развития, для расширения проектной деятельности образовательных учреждений, содействие в организации опытно-экспериментальных и научно-исследовательских разработок, для участия в конкурсах инновационных проектов;

- развитие сети учреждений, обеспечивающих реализацию стандартов нового поколения, в том числе формирование "школ ступеней", расширение дополнительных образовательных программ, создание на старшей ступени возможностей одновременно с освоением программ общего образования получить элементы профессионального образования;

- развитие вариативности образовательных программ;

- укрепление международных связей региональной системы образования, участие в международных образовательных проектах.


  1. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, включая:

- оптимизацию структуры коллективов образовательных учреждений и внедрение практики сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей педагогов, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;

- развитие практики привлечения в образовательные учреждения учителей, имеющих базовое непедагогическое образование, прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий в процессе консультационной поддержки вузов и Пензенского института развития образования;

- использование современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

4. Усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, включая:

- профилактику безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений как необходимую естественную составляющую деятельности образовательного учреждения;

- активный поиск и использование лучших моделей воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования детей и в общеобразовательных учреждениях;

- создание в образовательных учреждениях системы массовой физкультурно-оздоровительной работы, приобщающей учащихся и воспитанников к здоровому образу жизни; внедрение новых физкультурно-оздоровительных технологий и методик адаптивной физкультуры;

- реализацию комплекса профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни населения Пензенской области;

- тесное взаимодействие образовательных учреждений с семьями обучающихся и воспитанников;

- совершенствование системы организации питания учащихся.




  1. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, включая:

- создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;

- обеспечение участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.




  1. Развитие организационно-правовых механизмов управления образованием и усиление государственной и общественной поддержки системы образования, включая:

- участие общественности в управлении и контроле качества образования на уровне учреждений (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);

- обеспечение потребителей образовательных услуг и общественности регулярной информацией о деятельности учебных заведений;

- развитие системы общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития образования.


  1. Обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, включая:

- с 1.09.2012 года будет внедрен механизм нормативного подушевого финансирования в части реализации основных общеобразовательных программ, дошкольного обучения, а также на педагогическое сопровождение одаренных детей (победителей муниципальных, региональных, всероссийских, международных олимпиад по предметам);

-планируется разработка и введение в Методику нормативно-подушевого финансирования формулы расчета нормативов на повышение квалификации педагогических работников и, прежде всего, учителей.




Индикаторы результатов развития системы общего образования



на период до 2020 года




Наименование показателя

2015 год

2020 год

1

Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, от общей численности школьников, %

90

95

2

Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей, %

85

100

4

Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей, %

85



100

5

Доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора обучения, в том числе, дистанционно или в учреждениях профобразования, от общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, %

90

98


Смотрите также:
Доклад Реализация комплекса мер по модернизации общего образования Пензенской области
181.73kb.
1 стр.
Городской округ Серпухов План проведения мероприятий по модернизации общего образования города Серпухова в 2011 году Цель комплекса мер по модернизации общего образования городского округа Серпухов
117.16kb.
1 стр.
Информация «О мерах, принимаемых Министерством образования Пензенской области по модернизации учреждений образования»
73.79kb.
1 стр.
Закон Пензенской области «Об установлении региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности в Пензенской области на 2013 год»
339.57kb.
1 стр.
План действий по модернизации общего образования в Кашинском районе Тверской области, направленных на реализацию
284.4kb.
1 стр.
Информация о выполнении Плана по реализации мероприятий по модернизации общего образования
109.21kb.
1 стр.
Доклад о реализации национальной образовательной инициативы
1731.19kb.
9 стр.
План по реализации мероприятий по модернизации общего образования
123.11kb.
1 стр.
Отчет о выполнении Плана мероприятий по реализации модернизации общего образования в городском округе Орехово-Зуево в 2011 году
166.93kb.
1 стр.
Информация об исполнении Плана основных межведомственных мероприятий на 2011 год по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране их прав в Пензенской области
759.88kb.
3 стр.
Развитие торгово-экономических отношений Пензенской области с Федеративной Республикой Германия
62.62kb.
1 стр.
Образовательный стандарт основного общего образования по физике
98.62kb.
1 стр.