Главная страница 1страница 2страница 3



Алтайское краевое Законодательное Собрание


Доклад

«О состоянии законодательства Алтайского края»

г. Барнаул, 2008 г.

Содержание


Введение……………………………………………………………....

С. 3-4

Глава I. Анализ законодательной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов в 2004-2007 годы……….......

С. 5-18


1. Количественная характеристика законодательства Алтайского края…………………………………………………………………….

С. 5-6


2. Активность субъектов права законодательной инициативы……

С. 6-13

3. Качественные показатели законодательной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов…………………

С. 13-16


4. Состояние законодательства Алтайского края по сферам правого регулирования……………………………………………….

С. 16-18


Глава II. Отдельные направления развития законодательства Алтайского края в 2008 году…………………………………………

С. 19-42


1. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере обеспечения граждан жильем…………......

С. 20-23


2. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере социальной защиты и мер социальной поддержки, защиты семьи и детства………………………………...

С. 24-28


3. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере образования………………………………

С. 29


4. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере здравоохранения……………………………

С. 29-30


5. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере земельных отношений и природопользования……………………………………………….....

С. 30-33


6. Отдельные направления правового регулирования в сфере местного самоуправления…………………………………………….

С. 33


7. Отдельные направления правового регулирования в сфере торговли, поддержки товаропроизводителей, предпринимательства и инвестиций…………………………………

С. 34-38


8. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере деятельности органов власти Алтайского края и институтов гражданского общества………………………....

С. 38-42


9. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере организации бюджетного процесса……....

С. 42


Глава III. Некоторые вопросы организации мониторинга и совершенствование законодательства Алтайского края…………...

С. 43-46


Заключение…………………………………………………………….

С. 47


Введение
Устойчивое социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации обеспечивается путем взаимодействия трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. По Конституции российской Федерации три ветви власти независимы друг от друга, однако их деятельность взаимосвязана единством целей и задач по защите конституционных прав и интересов граждан, общества и государства. Основой такой деятельности выступает законодательство. В разработке и принятии правовых актов, в вопросах правоприменения принимают участие все ветви власти. Особая ответственность возлагается на представительный орган, поскольку эффективная правоприменительная деятельность напрямую зависит от качества принимаемых законов и их актуальности. Это требует организации системной и постоянной работы по мониторингу принимаемых и действующих законов в целях совершенствования законодательства и планирования законотворческой работы. Результатом мониторинга является ежегодный доклад о состоянии регионального законодательства.

Настоящий доклад - продолжение доклада 2007 года, в котором сделана попытка реализации комплексного подхода к анализу состояния законодательства Алтайского края за период с 2004 по 2006 годы.

Доклад 2008 года посвящен анализу количественной и качественной стороны законодательного процесса, выявлению пробелов в действующей системе законов Алтайского края и выдвижению конкретных предложений по совершенствованию законодательства.

Доклад состоит из трех глав. Первая глава содержит количественные показатели деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов в 2004-2007 годах, анализ качества принятых законов. Вторая глава посвящена выявлению пробельности в системе краевого законодательства и выдвижению предложений по его совершенствованию. В третьей главе вносятся предложения по организации мониторинга в целях совершенствования законодательства Алтайского края, выявляются некоторые проблемы, связанные с систематизацией и актуализацией законодательства.

Доклад основан на анализе основных положений посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года, ежегодного Доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации».

Доклад адресован депутатам, Администрации Алтайского края, другим субъектам права законодательной инициативы, институтам гражданского общества.

Доклад подготовлен заместителем председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания Землюковым С.В. с участием постоянных комитетов и государственно-правового отдела Алтайского краевого Законодательного Собрания.

В подготовке доклада принимал участие Коняев А.В.



Глава I. Анализ законодательной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов в 2004-2007 годы
1. Количественная характеристика законодательства Алтайского края
В период с 2004 по 2007 год перед Алтайским краевым Советом народных депутатов стояли различные задачи, связанные с законодательным обеспечением реформирования социальной и административной сфер. В 2004 году стояла задача законодательно обеспечить монетизацию льгот на территории края и развивать реформу местного самоуправления. С конца 2005 года по 2007 год велась активная работа по принятию новых законов и приведению в соответствие законов Алтайского края с федеральным законодательством в связи с принятием 119-ого, 258-ого и 230-ого федеральных законов, связанных с совершенствованием разграничения полномочий. Эти процессы фактически привели к обновлению нашего регионального законодательства в 2005-2007 годах.

Депутатами четвертого созыва Алтайского краевого Совета народных депутатов за 2004 год, начиная с апреля, всего принято 75 законов, из них:

вновь принятые законы - 31 (41,3%);

законы о внесении изменений в действующие законы - 44 (58,7%).



За 2005 год всего принято 144 закона, из них:

вновь принятые законы - 50 (34,7%);

законы о внесении изменений в действующие законы - 78 (54,2%);

о признании утратившими силу законов - 16 (11,1%).



За 2006 год всего принято 155 законов, из них:

вновь принятые законы - 74 (47,7%);

законы о внесении изменений в действующие законы - 74 (47,7%);

о признании утратившими силу законов - 7 (4,5%).



За 2007 год всего принято 158 законов, из них:

вновь принятые законы - 63 (39,9 %);

законы о внесении изменений в действующие законы - 88 (55,7 %);

о признании утратившими силу законов - 7 (4,4 %).

В период с 2004 по 2007 годы принято 218 новых законов, или 41% от общего количества принятых за это время законов. Таким образом, количество новых законов составляет значительную долю от их числа. Это общее явление, которое указывает на сильную тенденцию к обновлению регионального законодательства. Последнее объясняется не только изменениями в федеральном законодательстве, но и внутренними процессами развития региональной правовой системы: усиление работы по повышению качества принимаемых законов, разработка и внедрение региональных стратегий в той или иной сфере социально-экономического развития, в соответствии с которыми формируется система правовых актов, наращивание собственного опыта и кадрового потенциала субъектов права законодательной инициативы и другие причины.

Согласно статистике наблюдается постоянное увеличение количества принимаемых законов: в 2007 году было принято в два раза больше законов, чем в 2004 году, но количество принятых законов в 2005-2007 годах оставалось примерно на одном уровне и составило в среднем 152 закона в год.


2. Активность субъектов права законодательной инициативы
Важным количественным показателем законотворческой деятельности является активность субъектов права законодательной инициативы. Под активностью субъектов права законодательной инициативы понимается уровень реализации такого права субъектами, закрепленными в статье 75 Устава (Основного Закона) Алтайского края. Другими словами, это интенсивность законотворческой деятельности того или иного субъекта в определенные промежутки времени.

В течение четвертого созыва АКСНД право законодательной инициативы реализовывалась субъектами следующим образом:



Субъект(ы) права законодательной инициативы

2004

2005

2006

2007




Кол.

принятых законов



В % к числу принятых

законов


Кол.

принятых законов



В % к числу принятых

законов


Кол.

принятых законов



В % к числу принятых

законов


Кол.

принятых законов



В % к числу принятых

законов


Принято всего законов, в том числе:

75

100%

144

100%

155

100%

158

100%

глава Администрации Алтайского края

46

61,3%

82

56,9%

110

71%

105

66,5%

постоянный комитет АКСНД

24

32%

58

40,3 %

41

26,5%

39

24,7%

постоянное депутатское объединение АКСНД

1

1,3%

1

0,7 %

1

0,6%

2

1,3%

депутат АКСНД

3

4%

-

-

1

0,6%

-

-

Совместные инициативы, в том числе:

























глава Администрации Алтайского края и постоянное депутатское объединение АКСНД

-

-

1

0,7 %

-

-

1

0,6%

глава Администрации Алтайского края и постоянный комитет АКСНД

-

-

1

0,7 %

-

-

3

1,9%

постоянные комитеты АКСНД совместно

-

-

1

0,7 %

1

0,6%

3

1,9%

постоянный комитет АКСНД и постоянное депутатское объединение АКСНД

-

-

-

-

-

-

4

2,5%

Избирательная комиссия Алтайского края

-

-

-

-

-

-

1

0,6%

Алтайский краевой суд

1

1,3%

-

-

-

-

-

-

Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае

-

-

-

-

1

0,6%

-

-

Согласно данным, приведенным в таблице, наибольшее число законопроектов было внесено главой Администрации Алтайского края и постоянными комитетами АКСНД.

За рассматриваемый период по инициативе главы Администрации Алтайского края принималось около 64% от общего количества законопроектов, внесенных на рассмотрение сессии АКСНД.

Наибольшую активность глава Администрации Алтайского края как субъект права законодательной инициативы проявлял в 2006 году. По данным статистики, он инициировал принятие 71% от общего количества всех внесенных проектов законов, что по сравнению со средним показателем его активности за 2004-2005 годы (59,1% от общего количества принятых законов) составило почти 12 процентных пунктов роста. Это связано с изменениями на федеральном уровне правового и управленческого характера, в том числе с увеличением количества переданных в 2005 году полномочий, а также с инициативами главы Администрации края по выработке глобальной стратегии социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочную перспективу, в реализации которой принимают участие органы исполнительной власти края (в частности, создание особых экономических зон, меры по преодолению кризиса в сельском хозяйстве и так далее).

Динамика внесения законов краевым Советом выглядит следующим образом: 37,5% (2004 год), 41,7% (2005 год), 28,4% (2006 год), 30,4% (2007 год), т.е. в среднем от АКСНД четвертого созыва внесено 34,5% от общего количества законов. Как видно из приведенных данных право законодательной инициативы краевого Совета четвертого созыва особенно активно реализовывалась в первые два года.

В целом можно отметить, что ситуация, когда исполнительная власть вносит больше половины всех проектов законов, отражает обычную мировую практику законотворческого процесса.

С другой стороны, некоторое падение активности АКСНД можно связывать с общими тенденциями, складывающимися в Российской Федерации в связи с интенсивной реализацией органами исполнительной власти приоритетных национальных проектов, региональных программ развития и связанных с ними законов, реализация которых находится в компетенции исполнительной власти.

Практически в полтора-два раза снизилась индивидуальная активность постоянных комитетов, но несколько активизировалась совместная работа постоянных комитетов друг с другом и с постоянными депутатскими объединениями АКСНД.

При этом необходимо отметить, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдается незначительный рост (на 1,1 процентных пункта) совместных инициатив, выдвинутых главой Администрации Алтайского края и краевым Советом. Совместная работа отражает рост конституционного партнерства между законодательной и исполнительной ветвями власти. Развитие такого партнерства является одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти в области законодательства, поскольку устраняет возможные спорные случаи и ускоряет процесс разработки и принятия законов, делает их более качественными.

Нельзя не обратить внимания на невысокую активность фракций как субъектов права законодательной инициативы. Они вносили 1-2 законопроекта в течение года, что практически не влияло на результативность работы краевого Совета народных депутатов в целом.

В среднем на депутатов приходилась 1 законодательная инициатива в год. Тем не менее, данный показатель заслуживает внимания, потому что в сравнении с результатами активности фракций это достойный результат, поскольку актуальный закон непросто разработать и внести даже коллективными усилиями.

Иные субъекты права законодательной инициативы, перечисленные в статье 75 Устава (Основного Закона) Алтайского края, практически не реализуют свое право по внесению законопроектов.

В первую очередь, не проявляют активности представительные органы муниципальных образований. За период с 2004 по 2007 гг. с законодательной инициативой выступила только Барнаульская городская Дума. Как правило, муниципалитеты ограничиваются подачей предложений в очередной план законотворческой и контрольной деятельности, которые, как правило, не отличаются тщательной проработкой концепции проекта закона.

Представительным органам местного самоуправления сложно вносить новые базовые законы на рассмотрение законодательного органа Алтайского края, но инициативы о внесении изменений и дополнений в действующие законы им вполне по силам. Также представляется достаточно эффективной формой осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления внесение поправок к законопроектам.

Следует использовать и другие формы реализации права законодательной инициативы. В частности, органы местного самоуправления могли бы ввести в практику коллективную законодательную инициативу от группы представительных органов местного самоуправления.

представляется наиболее ных образавоний.ию АКСНД с представителтьов АКСНД принимать во нимание ачестве. нередко

В этом аспекте необходимо проводить работу с представительными органами местного самоуправления по активизации их деятельности в качестве субъектов права законодательной инициативы, в том числе через Совет по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований. Для обсуждения вопросов по внесению законопроектов можно использовать возможности президиума Совета по взаимодействию как коллегиального органа руководителей представительных органов местного самоуправления. В рамках президиума можно организованно вырабатывать совместные подходы к совершенствованию краевого законодательства и через решения доводить их до местных депутатов и до депутатов АКЗС.



Активность постоянных комитетов, постоянных депутатских объединений и депутатов АКСНД в сопоставлении с результатами деятельности всех субъектов права законодательной инициативы АКСНД за период с 2004 по 2007 годы:

Комитет/ постоянное депутатское объединение/депутат

2004

2005

2006

2007

Кол-во принятых законов

В % к общему кол-ву

Кол-во принятых законов

В % к общему кол-ву

Кол-во принятых законов

В % к общему кол-ву

Кол-во принятых законов

В % к общему кол-ву

комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан

8

28,6%

20

33,3%

18


40,9%

10

20,8%

комитет по аграрной политике и природопользованию

2

7,1%

13

21,7%

7


15,9%

8

16,7%

комитет по местному самоуправлению

6

21,4%

9

15%

5

11,4%

4

8,3%

комитет по образованию, науке, культуре и молодежной политике

1

3,6%

6

10%

1

2,3%

4

8,3%

комитет по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности

6

21,4%

3

5%

1

2,3%

5

10,4%

комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике

1

3,6%

2

3,3%

1

2,3%

2

4,2%

комитет по охране здоровья и социальной защите населения

-

-

5

8,3%

8

18,2%

6

12,5%

«Единая Россия»

1

3,6%

-

-

-

-

1

2,1%

«За наш Алтай»

-

-

-

-

1

2,3%







«Объединенные депутаты»

-

-

1

1,7%

-

-

-

-

«Справедливая Россия»

-

-

-

-

-

-

1

2,1%

депутат

3

10,7

-

-

1

2,3%







комитет по охране здоровья и социальной защите населения и комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике

-

-

1

1,7%

-

-

-

-

комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан и комитет по местному самоуправлению

-

-

-

-

1

2,3%

2

4,2%

комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан и комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике

-

-

-

-

-

-

1

2,1%

комитет по охране здоровья и социальной защите населения и «Единая Россия»

-

-

-

-

-

-

3

6,3%

комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан и «Единая Россия»

-

-

-

-

-

-

1

2,1%

Всего:

28

100%

60

100%

44

100%

48

100%

Как видно из приведенной выше таблицы, наиболее активным, показывающим стабильно высокие результаты выступает комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан. В среднем за время четвертого созыва этот комитет ежегодно вносил 31% от общего количества законопроектов, внесенных от АКСНД. С 2004 по 2006 годы это количество неуклонно росло: с 28,6% законодательных инициатив в 2004 году до 40,9% в 2006 году. В 2007 году комитет внес 20,8% проектов законов, однако он занял первое место среди комитетов по внесению совместных инициатив.



Комитет по местному самоуправлению в 2004 году вносил 21,4% законодательных инициатив, в 2007 году было внесено 8,3% законодательных инициатив. Такая тенденция связана с увеличением количества проектов законов в сфере местного самоуправления, которые вносятся главой Администрации Алтайского края, в частности, законы о наделении отдельными государственными полномочиями и законы об установлении статуса и границ муниципальных образований. В связи с этим комитет проделал большую работу по прохождению проектов названных законов.

Комитет по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности в 2004 году внес почти 1/3 всех вопросов в повестку дня. В 2005 и 2006 годах количество инициатив, вносимых комитетом, 5% и 2,3% соответственно. В 2007 году деятельность комитета активизировалась: вносились изменения в закон об инвестиционной деятельности, в закон о размещении и организации деятельности игорных заведений, в закон о промышленной политике и обороте спирта в крае.

Деятельность комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике характеризовалась поступательностью: рост в 2,8 раза - с 3,6% от общего количества принятых законов в 2004 году до 10% в 2005, затем – спад активности до 2,3% законопроектов в 2006 году, и снова рост более, чем 3,5 раза (8,3%) в 2007 году.

Статистические данные показывают, что активность комитета по аграрной политике и природопользованию в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросла в 3 раза (с 7,1% до 21,7%) и оставалась достаточно стабильной в 2006 и 2007 годах году на уровне 16% от общего числа законодательных инициатив, внесенных на сессии комитетами АКСНД.

Положительная динамика наблюдается и в деятельности комитета по охране здоровья и социальной защите населения. Если в 2004 году самостоятельно комитет не инициировал ни одного законопроекта, то в 2005 году доля комитета составила 8,3%, а в 2006 году – уже 18,2%, в 2007 году – 12,5% от общего количества законодательных инициатив.

Стабильные результаты своей работы показывает комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике – в среднем 3,4% от общего количества внесенных в повестки сессий законопроектов. Процент законодательной активности бюджетного комитета незначителен, однако это объясняется спецификой сферы правового регулирования, в рамках которой строится деятельность комитета и полномочиями Администрации края в сфере бюджетного процесса.

При этом необходимо отметить, что в 2007 году наблюдались качественно новые подходы в организации работы комитетов АКСНД по внесению законопроектов на сессии. Заметно улучшилось сотрудничество между комитетами и взаимодействие комитетов с постоянными депутатскими объединениями АКСНД по разработке совместных законодательных инициатив. Прежде всего, это касается деятельности комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан, комитета по охране здоровья и социальной защите населения, комитета по местному самоуправлению и фракции «Единая Россия». Всего на эти четыре структурных подразделения приходится 14,7% внесенных и принятых законопроектов в 2007 году.

Таким образом, возможно совершенствовать работу законодательного органа по следующим направлениям:

развитие совместной деятельности по разработке и внесению законодательных инициатив комитетами, например, в сфере охраны здоровья, охраны природы и т.д.

организация более тесной работы между комитетами и отдельными депутатами путем оказания юридической, организационной и методической помощи депутатам при разработке законопроектов.

Думается, что показатели результативности работы комитетов и фракций приобретут прогнозируемость, выполнимость и стабильность в случае, если работа будет хорошо спланирована. Для этого необходимо более тщательно продумывать законодательную политику на стадии формировании проекта Плана законопроектной, контрольной и организационной деятельности. Следует наладить текущий анализ законодательства Алтайского края на предмет его пробельности для выдвижения конкретных, реализуемых на практике предложений в План законопроектных работ.


3. Качественные показатели законодательной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов
О качестве законодательной деятельности можно судить по трем показателям. Это результаты деятельности надзорных органов – прокуратуры и Минюста - по контролю за законностью правовых актов органов государственной власти края. Еще одним показателем выступает деятельность законодательного органа власти по внесению изменений и дополнений, которыми устраняются допущенные ранее ошибки или неточности при принятии законов.

Требования прокуратуры Алтайского края о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты (протесты, представления и заявления в суд на несоответствующие федеральному законодательству законы Алтайского края).

Протестные действия прокуратуры Алтайского края отражены в следующей таблице:







2004


2005

2006

2007

опротестовано всего

10

100%

25

100%

14

100%

9

100%

из них удовлетворено

8

80%

22

88%

10

71 %

8

88,9%

Сравнивая эти результаты, можно констатировать, что, во-первых, за предыдущие четыре года было оспорено не более 6% от общего количества действующих законов, которых насчитывается более восьмисот пятидесяти. Во-вторых, количество протестов и заявлений прокуратуры за последние два года снизилось на 64% (с 25 в 2005 году до 9 в 2007 году). В-третьих, прокуратура заявляет протесты в основном не по причине принятия законов, нарушающих права и интересы граждан Алтайского края, а в основном по причине несвоевременного реагирования на изменения федерального законодательства, которое, как известно, меняется довольно часто.

Однако при этом доля признанных полностью или частично обоснованными доводов прокуратуры самим краевым Советом или по решению суда остается высокой и составляет за рассматриваемый период в среднем почти 82% от общего количества заявленных претензий к качеству краевых законов.

Экспертные заключения отдела экспертизы законодательства и ведения регистров в Алтайском крае Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу.

Отдел экспертизы законодательства и ведения регистров в Алтайском крае Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу осуществляет правовую экспертизу всех действующих законов. По данным государственно-правового отдела АКСНД за период с 2004 по 2007 гг. из Минюста получены следующие результаты правовых экспертиз законов:







2004

2005

2006

2007

направлено экспертиз всего:

5

100%

14

100%

30

100%

19

100%

из них:

























несоответствие федеральному законодательству

3

60%

7

50%

22

73%

13

68,4%

нарушения правил юридической техники

1

20%

5

36%

3

10%

2

10,5%

нарушения порядка опубликования законов

-

-

1

7%

1

3%

-

-

иное

1

20%

1

7%

4

14%

2

10,5%

отклонены КСНД за необоснованностью

4

80%

4


29%

2

7%

2

10,5%

Из приведенных в таблице данных следует, что общее количество экспертиз законов, направленных в АКСНД отделом экспертизы законодательства и ведения регистров в Алтайском крае Управления Минюста с 2004 по 2007 годы, не превышает 8% от общего количества действующих законов.

В основном экспертные заключения содержат выводы о несоответствии законов Алтайского края федеральному законодательству и нарушении правил юридической техники (в среднем 62,8% и 19,2% соответственно).

Деятельность АКСНД по внесению изменений и дополнений в действующие законы на основании предложений субъектов права законодательной инициативы.

Доля законов об изменениях и дополнениях в 2004 году составила около 45% от общего количества принятых законов, в 2005 году – около 38% от общего количества принятых законов, в 2006 году – около 30% от общего количества принятых законов, в 2007 году – 56% от общего количества принятых законов. Таким образом, количество законов об изменениях и дополнениях составило в среднем около 42% от общего количества принятых за рассматриваемый период.

Деятельность по внесению изменений и дополнений в действующие законы является обычной практикой законодательного органа власти любого уровня и не всегда связана с устранением допущенных ранее ошибок или неточностей в тексте законов.

Основной причиной внесения законов об изменениях и дополнениях является необходимость корректировки действующей редакции закона в связи с изменениями федеральных законов или, реже, продиктовано необходимостью регулирования прекращающихся, изменяющихся или вновь возникающих правоотношений на территории края. Однако при обнаружении концептуальных неточностей изменения или дополнения должны быть внесены в любом случае.



Еще одним важным направлением в работе законодательного органа власти по совершенствованию законодательства является контрольная деятельность.

Полномочия законодательного органа власти по контролю за ходом выполнения того или иного закона установлены в ст. 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края. Это важнейшие полномочия Алтайского краевого Законодательного Собрания. Их реализация обеспечивает баланс между нормами права, выработанными законодателем и тем, насколько полно и точно исполняются нормы права, заложенные в законе.

В течение четвертого созыва с 2004 по 2007 годы было принято 16 постановлений о ходе выполнения законов Алтайского края.

Постановление о ходе выполнения закона в резолютивной части содержит предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в целях устранения пробельных норм или принятия дополнительных правовых актов для реализации обсуждаемого закона.

Предложения по изменению законодательства или принятию новых законов, сформулированные в данных постановлениях, не получают последующей реализации в Плане законопроектной деятельности на очередное полугодие. Поэтому необходимо при принятии очередного постановления о ходе выполнения закона Алтайского края одновременно вносить соответствующие изменения в полугодовой План. Во-первых, такой подход позволит конкретно обсудить целесообразность и содержание каждого предлагаемого изменения в законы и иные правовых акты, поскольку, как правило, постановление принимается в целом, а содержащиеся в нем предложения не обсуждаются по отдельности, во-вторых, внесение данных предложений в План повысит выполняемость принятого постановления, в-третьих, это позволит актуализировать План законопроектной деятельности, приспособив его к текущим потребностям правового регулирования.
4. Состояние законодательства Алтайского края по сферам правого регулирования
Выделение приоритетных направлений правого регулирования выступает важнейшей характеристикой тенденций развития законодательства.

Приоритеты нормативно-правового регулирования в 2004 и 2005 гг. были обусловлены, прежде всего, принятием 122-ФЗ и 199-ФЗ. Поэтому основная масса законов касалась регулирования отношений в социально-трудовой сфере, в области социальной защиты населения, в области здравоохранения (2004 г. – 31 закон, или 28% от общего количества; 2005 г. - 35 законов, или 24,3% от общего количества).

В 2006 г. в приоритетном порядке продолжалось принятие законов в социальной сфере и резко возросло количество законов, направленных на регулирование отношений в сфере обеспечения проведения реформы местного самоуправления (41 закон, или 26,5% от общего количества). Это связано с вступлением с 1 января 2006 года в силу 131-ого Федерального закона.

В 2007 году приоритетом законотворческой работы были сферы правового регулирования социальной поддержки, здравоохранения, труда и занятости населения, что составило 17,7% от общего количества принятых законов.

Вторым по важности направлением в 2004 году были вопросы местного самоуправления и муниципальной службы (10 законов, или 13,3% от общего количества)1.

На втором месте по количеству законов, принятых в 2005 году, находятся вопросы сельского хозяйства, охраны природы, земле- и недропользования (21 закон, или 14,6% от общего количества).

В 2006 году второе место заняли законы в области социальной поддержки, социальной помощи, здравоохранения и трудовых отношений (24 закона, или 15,5% от общего количества).



Вторым важным направлением в 2007 году были законы, регулирующие вопросы административно-территориального устройства Алтайского края. Принято 23 закона (или 14,6%) о статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований того или иного муниципального района.

Третий количественный показатель работы в 2004 году - вопросы организации и деятельности органов государственной власти, государственной службы и правотворчества (8 законов, или 10,7 % от общего количества).

Третье место в 2005 году заняли вопросы местного самоуправления и муниципальной службы (19 законов, или 13,2% от общего количества).

В 2006 году законодатель усилил блок законов в области сельского хозяйства, природопользования и землеустройства (19 законов, или 12,3% от общего количества), которые также на третьем месте среди общего количества рассмотренных вопросов.

В 2007 году третьим по важности направлением выступило правовое регулирование вопросов местного самоуправления и муниципальной службы, а также сельского хозяйства, охраны природы, земле- и недропользования (8,9%).

Таким образом, в течение четвертого созыва в центре внимания законодателя были вопросы социальной поддержки, социальной помощи, здравоохранения, трудовых отношений и блок вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления и вопросы сельского хозяйства, охраны природы, земельных отношений.

Кроме того, к наиболее востребованным направлениям законотворчества можно отнести:

в 2004 году – вопросы организации и функционирования органов власти Алтайского края, а также судебной системы, правоохранительной деятельности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (8 законов, или 10,7% от общего количества);

в 2005 году – вопросы бюджета и налогов (18 законов, или 12,5% от общего количества);

в 2006 году – судебная система, правоохранительная деятельность (17 законов, или 11% от общего количества);

в 2007 году – также судебная система, правоохранительная деятельность и защита от чрезвычайных ситуаций (13 законов, или 8,2% от общего количества).

На все остальные сферы правового регулирования в среднем приходится в 2004 году – 4,5%; в 2005 году – 5,1%; в 2006 году – 5,8% удельного веса от общего количества законов, принятых в соответствующих годах.

В отличие от предыдущих лет в 2007 году законодательно были равномерно охвачены все основные сферы правового регулирования:

наука, образование, культура – 7%;

бюджет и налоги - 6,3%;

вопросы семьи и детства - 6,3%;

организация и деятельность органов государственной власти, государственная служба и правотворчество - 5,7%;

промышленность, вопросы собственности и предпринимательства, инвестиции, инновационная деятельность - 5,7%.




следующая страница >>

Смотрите также:
Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края»
805.77kb.
3 стр.
Концепция современной модели образования алтайского края
240.11kb.
1 стр.
Алтайского края управление алтайского края по образованию и делам молодежи
60.15kb.
1 стр.
Администрация алтайского края управление алтайского края по строительству и архитектуре
1075.43kb.
6 стр.
Алтайского края управление алтайского края по образованию и делам молодежи
97.18kb.
1 стр.
Концепция информационного обеспечения молодежной политики Алтайского края
126.94kb.
1 стр.
Заместитель Губернатора Алтайского края
133.03kb.
1 стр.
Развития алтайского края
1836.08kb.
9 стр.
Муниципального образовани немецкий национальный район алтайского края
902.35kb.
7 стр.
Постановление №27 зато сибирский о мерах по профилактике проявлений экстремизма и национализма
35.27kb.
1 стр.
Сочинение-описание «Моя родина»
8.24kb.
1 стр.
Доклад «О состоянии законодательства Республики Алтай в 2011 году»
686.27kb.
7 стр.