Главная страница 1
Доклад на научно-практической конференции
«Проблемы обеспечения безопасности, преодоления ксенофобии и предупреждения правонарушений на межэтнической и межрелигиозной почве в высших учебных заведениях Воронежской области»
ГУВД по Воронежской области,

Департамент образования, науки и молодёжной политики,

30 сентября 2010 г.
Тема: «Религиозные организации деструктивного толка: определение, признаки, классификация. Понятие толерантности: штрихи к определению»

Проблема деструктивного сектантства волновала общество во все времена. Религиозные идеи деструктивного характера имели место, как и до пришествия Христа, так и после образования христианской Церкви. Однако внешнее проявление таких идеологий изменялся со временем, приспосабливаясь к эпохе и культуре, в которой они существовали.

С распадом Советского Союза под прицелом религиозных организаций деструктивного характера (тоталитарных сект) оказалась и Российская Федерация, куда активно начали десантироваться сектантские миссионеры. Наряду с этим оживились и активизировались секты отечественного происхождения. Достаточно часто, начиная с девяностых годов прошлого века, приходилось нам слышать о тех или иных преступлениях, совершаемых сектантами. Однако очень скоро, благодаря отлаженному финансированию с Запада, появились и сектозащитные организации. Среди достижений последних и бытующее мнение о том, что понятие «секта» - это есть лишь обидный ярлык, приклеиваемый традиционной религией мелким оппозиционным группам. А разницу между ними сводят лишь к времени существования и количественному составу. Сектозащитники обвиняют всех противостоящих деструктивной религиозности в тенденциозном отношении, отсутствии толерантности. Однако допустима ли терпимость ко злу и что есть толерантность?

Для начала дадим определение понятию «тоталитарная секта». Конечно, однозначного отношения к данному явлению не существует, однако, обобщив различные трактовки данного термина, можно определить, что:

«Секта – это авторитарная иерархическая организация, которой свойственны следующие признаки:

– исповедание своей «богоизбранности» и «уникальности» в противостоянии традиционным религиям;

– создание собственной интерпретации смысла Библии вне толкований исторически сложившихся богословских школ;

– активное применение методов манипуляции сознанием своих членов с целью переориентации имеющихся у них основных жизненных ценностей на узкогрупповые ценности, исповедуемые данной организацией;

– создание психологической зависимости человека от организации и ее лидеров;

– сокрытие информации о своих вероучениях и практике, объясняемое их внутренней «сакральностью»1.

«Признаки секты – это обман при вербовке, психологическое насилие, контролирование всех аспектов жизни своих членов и наличие механизмов для такого контроля, различные уровни истины для различных уровней организации, обожествление наличествующего лидера либо самой организации и целый ряд других признаков, вполне узнаваемых и вполне конкретных»2.

По принципу самоопределения или имитации секты можно разделить на3:




  1. Псевдохристианские секты: мимикрируют под христианство. Для данного типа групп характерны: искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционно сложившимися богословскими школами, наличие собственных «откровений», обостренно негативное отношение к традиционному христианству, провозглашение собственных специфичных условий спасения.

Пример: «Поместная церковь» Уитнесса Ли, «Бостонское движение», «Семья» («Дети Бога»), «Движение веры», «Богородичный центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели Иеговы» и т.д.


  1. Псевдовосточные секты: приписывают себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости с христианским вероучением. Философия псевдоиндуистских сект полна заимствований из христианства, отсутствующих в оригинальной индийской философии, которые вводятся с целью создания более привлекательного имиджа секты в глазах людей, воспитанных в христианской культуре. Это приводит к формированию синкретических вероучений, исполненных внутренних противоречий. Пример: Брахма-Кумарис, культ Сатья Саи Бабы, Сахаджа Йога, культ Ошо Раджниша.




  1. Псевдонаучные секты: стилизация научности, «игра» в науку. При этом научные критерии решения проблем полностью отсутствуют. Главным критерием научности является экспериментальная доказуемость утверждаемых положений. Совокупность утверждений, противоречащих научным, т.е. экспериментально обоснованным выводам, можно считать лишь лженаукой. В подобных организациях есть лишь один критерий истинности любого утверждения – мнение лидера организации. Группы такого рода можно назвать наукообразными по форме и оккультными по содержанию.


4. Культы здоровья: общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия; утверждается, что именно на путях данного движения возможно их обретение. При этом либо обожествляется лидер, как в случае с Порфирием Ивановым, либо сакрализуется методика, или основателю секты приписывается пророческий дар, как, например, основоположнице движения «Христианская наука» Энн Морс Бейкер.

Пример: последователи Порфирия Иванова, христианская наука и т.д.
5. Оккультные направления: претендуют на обладание некими «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практикуют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъестественные способности, возможности нового видения и понимания устройства мира. Имеют развитую философию человекобожия.

Пример: агни-йога, теософия, антропософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, ФАсинтез, хиромантия и т.д.
6. Неоязыческие: возрождают языческие культы. По сути, неоязычество состоит из оккультной «начинки» и фольклорного «одеяния». Ради подтверждения исторической легитимности проводятся параллели между славянской и индийской мифологиями. Для того чтобы придать своему учению авторитет древности, называют получившийся суррогат сохраненным священным преданием древних славян, которое донесли до нас тайные адепты язычества. На основе всего вышесказанного сочиняют собственную «религию». Большинство современных неоязыческих сект в действительности не имеют никакой реальной исторической связи с древним язычеством.

Пример: «Веда», «Вервольф», «Вятичи», «Индеанисты» и т.д.

7. Коммерческие секты: все организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии. Коммерческая деятельность организаций данного типа окрашена в мистические тона. Провозглашается спасительная идея, например, спасение человечества от ожирения с помощью «чудо-продукта». Создается миф о необычном появлении «чудо-продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.

Пример: «Гербалайф».
Итак, мы определили, что есть деструктивная, или тоталитарная секта, сказали о том, что такая организация несёт разрушение на различных уровнях: личности, семьи, общества, государства. Однако, как только прозвучат слова критического анализа такой организации, тут же заявляется, что такой критике нет места, поскольку это «не толерантно». Но что такое «толерантность»?! Мы встречаем определение этого слова в сфере медицины: это отсутствие защиты организма перед болезнью…

Но по определению философской энциклопедии, толерантность «…является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного учения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»4.


Значит, для толерантного отношения к другой идеологии, мы должны быть открытыми и не бояться сравнения с другими точками зрения, рассматривать и изучать чужую идеологию. НО! Это возможно только при уверенности в себе и сознании надёжности своих собственных идейных позиций. Значит и решение проблемы толерантного отношения стоит начинать с определения российским обществом своих собственных идейных позиций, которые исторически основаны на Православном мировосприятии.



1 Питанов В.Ю «Введение в сектоведение». СПб., 2006 г. С. 10.

2 Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2001. С. 142.

3 В докладе приведена классификация сект по: Питанов В.Ю «Введение в сектоведение». СПб., 2006 г. С. 15.

4 Краткая философская энциклопедия. М., А/О Издательская группа «Прогресс», 1994.





Смотрите также:
Доклад на научно-практической конференции «Народный костюм: история и современность»
84.34kb.
1 стр.
Доклад на IV научно-практической конференции «Право и Интернет: теория и практика»
47.51kb.
1 стр.
Доклад до 7 минут, выступления в дискуссиях до 5 минут. Рабочий язык конференции русский, белорусский По итогам работы конференции предусматривается издание сборника докладов и тезисов
39.46kb.
1 стр.
Резолюция Первой Межведомственной научно-практической конференции
64.8kb.
1 стр.
Доклад в рамках Международной научно-практической конференции «Русская словесность как основа возрождения русской школы»
82.52kb.
1 стр.
Диакон Роман Алексеевский
144.23kb.
1 стр.
Положение о ХIХ научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»
102.34kb.
1 стр.
Доклад на научно-практической конференции
59.02kb.
1 стр.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзляковой на научно-практической конференции «Преемственность поколений: социально-демографические аспекты», состоявшейся 10 июня 2011 года в Екатеринбурге
30.63kb.
1 стр.
Доклад руководителя Центра национальной образовательной политики Федерального института педагогических измерений Ольги Ивановны Артеменко на Всероссийской научно-практической
108.19kb.
1 стр.
Сборник статей итоговой научно-практической конференции 11-12 марта 2010 г. Казань-2010
3603.48kb.
42 стр.
Программа международной научно-практической конференции «Русский дом: проблема обустройства»
29.11kb.
1 стр.