Главная страница 1страница 2страница 3



На пра­вах ру­ко­пи­си

СОКОЛЬНИКОВА Елена Владимировна
­­CЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ


Спе­ци­аль­ность 13.00.02 – теория и

методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
Ав­то­ре­фе­рат

дис­сер­та­ции на со­ис­ка­ние уче­ной сте­пе­ни

кан­ди­да­та педагогических на­ук
Мо­ск­ва – 2011

Ра­бо­та вы­пол­не­на в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» на кафедре дизайна



На­уч­ный ру­ко­во­ди­тель:

док­тор педагогиче­ских на­ук, про­фес­сор

Комарова Тамара Семеновна



Офи­ци­аль­ные оп­по­нен­ты:

док­тор педагогических на­ук, про­фес­сор



Ветрова Ирэн Борисовна




доктор педагогических наук, доцент

Гладилина Ирина Петровна






Ве­ду­щая ор­га­ни­за­ция:

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева








За­щи­та со­сто­ит­ся «08» июня 2011 г. в 12.30 ча­сов на за­се­да­нии дис­сер­та­ци­он­но­го Со­ве­та Д.212.136.06 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.


С дис­сер­та­ци­ей мож­но оз­на­ко­мить­ся в биб­лио­те­ке МГГУ им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

Ав­то­ре­фе­рат ра­зо­слан «05» мая 2011 г.



Уче­ный сек­ре­тарь

дис­сер­та­ци­он­но­го Со­ве­та,

кандидат педагогических наук, доцент





Геворгян Н.Р.



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Ак­ту­аль­ность ис­сле­до­ва­ния.

Современный дизайн – феномен художественной культуры, имеющий в своих лучших образцах непреходящее значение. Дизайн обретает полноту только при его комплексном исследовании в контексте формирующей его социокультурной среды. Становление графического дизайна как нового вида проектной деятельности происходило под влиянием совокупности сложных и неоднозначных процессов в развитии общества XX века: совершенствование технологий и эволюция способов коммуникации, изменивших характер отношений между людьми и структуру общества; экономические и политические преобразования, активизировавшие международный диалог и взаимопроникновение культур; поиск новых мировоззренческих и эстетических идеалов, соответствующих изменениям в других сферах общественной жизни.

При этом неравномерность и самобытность развития графического дизайна в социокультурном пространстве различных стран и регионов стала определяющим фактором формирования региональных и национальных особенностей дизайна, отражающих представления отдельных народов о национально-исторических ценностях и обуславливающих стилистическое разнообразие объектов графического дизайна. Вместе с тем, глобальные преобразования, которые одновременно затронули все человечество, стали критерием унификации графического языка, определяющим интернациональные тенденции развития дизайна.

Сегодня на российском рынке особо остро стоит проблема выработки методов и способов проектирования визуальных коммерческих коммуникаций, именно в рамках национальной и этнической культур. Подобный подход смог бы обеспечить более энергичную отдачу потребителя, а так же сформировать собственную современную школу, отражающую традиции профессионального графического дизайна и особенности развития национальной культуры.

В свете выше сказанного можно констатировать, что поиск методов, способствующих формированию у дизайнеров навыков работы с национальным компонентом графического дизайна, является актуальной и важной задачей.

Как известно, методика обучения дизайну является частью общей методики преподавания изобразительного искусства, поэтому она основана на общедидактических принципах, а также на общих подходах к обучению изобразительному искусству. В то же время методика обучения дизайну имеет свою специфику, выраженную в том, что она направлена на реализацию основополагающих принципов и средств дизайна, а также на решение проектных задач применительно к различным видам дизайн-объектов, определяющих степень функциональных ограничений проекта.

В процессе подготовки дизайнеров в вузе методика дизайнерского проектирования, включающая принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им методы создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве (определение Барсуковой Н.И.), конкретизируется в зависимости от направления подготовки (дизайн графический, дизайн среды и др.) и разделяется на частные методики преподавания специальных дисциплин («Проектирование», «История дизайна», «Компьютерная графика» и др.).

В настоящее время методика обучения дизайну является относительно молодым и интенсивно развивающимся направлением педагогической деятельности. Следует констатировать, что методика преподавания дизайна вообще и графического дизайна в частности развита пока довольно слабо, хотя практика весьма нуждается в ее разработке и научном обосновании. Определенно не­дос­та­точ­ное внимание уделяется использованию методов семиотического анализа и изучению национальных особенностей дизайна при подготовке дизайнеров в вузах.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена слабым отражением в методике преподавания дизайна особенностей знаковых пространств национальных культур. Выявленное противоречие послужило постановке проблемы исследования: как с помощью семиотического подхода обеспечить выявление национальной специфики графического дизайна в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров?

Степень научной разработанности проблемы.

Отдельные аспекты проблемы нашего исследования затрагивались рядом авторов. Например, национальная специфика различных сфер художественной культуры раскрыта в трудах культурологов (М.С. Каган, О.Н. Козлова, Э.С. Маркарян, Л.А. Рапацкая, Л.Э. Уайт и др.). Вопросы национальной специфики дизайна выявлены в искусствоведческих исследованиях Ж. Бодрияр, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, К.М. Кантора, Ф.А. Львовского, Т. Мальдонадо, С.М. Михайлова, К.И. Рождественского, Н.М.Сокольниковой и др.

Общие подходы к методике преподавания в высшей школе рассмотрены в трудах таких авторов, как С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Г.А. Бордовский, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, Г.П. Скамницкая, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др., а также в исследованиях в области организации и управления профессиональным образованием (Н.А. Бордовская, В.И. Загвязинский, И.И. Легостаев, А.К. Маркова, Н.К. Сергеев, А.А. Шаталов и др.).

Роль народного искусства в традиционной и современной культуре исследованы в искусствоведческих трудах А.В. Бакушинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко. В.С. Воронова, Н.И. Костомарова. М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова и др.

Теоретические основы и методы этнохудожественного образования раскрыты в исследованиях Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой, Т.С. Комаровой, С.К. Ткалич, Т.Я. Шпикаловой и др.

Проблемам графического дизайна посвящены диссертации Э.М. Глинтерник, Т.С. Игошиной, А.И. Кудрявцева, Т.А. Мазуриной, И.Е. Счетчикова, Е.В. Черневич и др.

Вопросы обучения графическому дизайну на разных уровнях системы образования рассмотрены такими исследователями, как Н.О. Постников, З.Р. Максимова, Д.В. Томбу и др.

Проблемам национального образования посвящены диссертации Д.М. Городенко, П.М. Тативского, Т.Ю. Быстровой и др.

Вопросы применения различных аспектов семиотики в дизайне и рекламе разработаны У.Эко, Е.В. Жердевым, О.В. Осетровой, Е.А. Елиной, И.Н. Стор и др.

В западной англоязычной литературе вопросам семиотики в применении к графическому дизайну уделяется большее внимание. Для нашего исслеования особенно значимы работы следующих авторов Дэвид Кроу (David Crow), Гюнтер Кресс (Gunther Kress), Жан-Мари Флоч (Jean-Marie Floch), Филипп Б. Мегс (Philip B.Meggs), Эллен Люптон (Ellen Lupton), Купер-Хьюит (Cooper-Hewitt), Адриан Фрутигер (Adrian Frutiger) и др. Однако они посвящены либо вопросам семиотики визуальных коммуникаций в целом, либо ее частным аспектам, таким как механизмы взаимодействия шрифта и изображения, влияние знаковых систем молодежных субкультур на графический дизайн и т.п.

Таким образом, анализ специальной литературы и диссертационных работ показал, что в настоящее время существует значительное число исследований, затрагивающих вопросы теории и практики графического дизайна, а также методов его преподавания в вузе; имеется ряд работ, освещающих вопросы национального и регионального компонента в образовании вообще, и в дизайн-образовании в частности, а также некоторое количество работ, посвященных семиотическому потенциалу графического дизайна. При этом вообще не рассмотрены вопросы методики применения семиотического подхода к анализу национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе.

Не­дос­та­точ­ная на­уч­ная раз­ра­бо­тан­но­сть по­став­лен­ной про­бле­мы, пре­до­пре­де­ли­ла те­му, объ­ект, пред­мет, цель и за­да­чи дис­сер­та­ци­он­но­го ис­сле­до­ва­ния.



Цель ис­сле­до­ва­ния: с помощью семиотического подхода исследовать графический дизайн для выявления механизмов формирования его национальных особенностей и оп­ре­де­лить их роль и место в профессиональной подготовке дизайнеров.

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки дизайнера в системе высшего образования.

Предмет исследования – выявление национальной специфики графического дизайна в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.

Научная гипотеза исследования. Выдвигается теоретическое положение, согласно которому выявление национальной специфики объектов графического дизайна, возможно на основе специально разработанной семиотической модели, рассматривающей семантический, синтаксический и прагматический аспекты шрифта и изображения, а также механизмы их взаимодействия. Использование в процессе обучения студентов-дизайнеров профессиональным дисциплинам («История дизайна», «Проектирование») семиотической модели для анализа объектов графического дизайна будет способствовать наиболее полному раскрытию национальных признаков, пониманию механизмов их формирования, а также поможет в применении полученных знаний в процессе проектирования.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

-обосновать необходимость семиотического подхода для исследования графического дизайна в целом и его национальной специфики в частности;

- исследовать графический дизайн как проектную деятельность и знаково-коммуникативную систему в парадигме национальной культуры; показать значимость национального аспекта в мировом графическом дизайне;

- дать теоретическое обоснование необходимости изучения национальной специфики графического дизайна в процессе преподавания специальных дисциплин (теория и история дизайна, проектирование, компьютерная графика);

- разработать модель семиотического анализа графического дизайна и методы ее использования для выявления национальных особенностей дизайнерских объектов (упаковка, плакат, фирменный стиль);

- исследовать на основе семиотического подхода (с точки зрения семантики, синтактики и прагматики) шрифт и изображение как основные компоненты визуальных коммуникаций, формирующие национальную специфику графического дизайна; определить типологию взаимодействия шрифта и изображения в графическом дизайне и выявить ее национальную специфику;

- разработать формы и методы применения семиотической модели для анализа национальной специфики фирменного стиля, упаковки и плаката в системе профессиональной подготовки дизайнеров в вузе.



Методы исследования.

Для ре­ше­ния по­став­лен­ных за­дач и про­вер­ки ис­ход­ных пред­по­ло­же­ний ис­поль­зо­ва­лась со­во­куп­ность взаи­мо­до­пол­няю­щих ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния, от­ра­жаю­щих диа­лек­ти­че­ское един­ст­во тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уров­ней по­зна­ния: ме­то­ды тео­ре­ти­че­ско­го ана­ли­за, изу­че­ния и обоб­ще­ния пе­ре­до­во­го пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ско­го опы­та, экс­пе­ри­мент, на­блю­де­ние, со­бе­се­до­ва­ния, са­мо- и взаимооценка, экс­перт­ная оцен­ка.

В основе методов исследования анализ и обобщение различных архивных материалов, литературных источников, монографий и публикаций, журналов по графическому дизайну. Основным базовым материалом для работы являются труды в области изобразительного искусства, теории и методологии дизайна, эстетики, культурологии и семиотики. Искусствоведческий анализ развития средств художественной выразительности шрифтовых систем и изображений в контексте их культурно-семиотических традиций.

Тео­ре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­че­ская ос­но­ва ис­сле­до­ва­ния.

Базовым материалом для нашего диссертационного исследования послужили труды в области фило­софии, эстетики, психологии, теории и методологии дизайн-проектирования Н.В. Во­ронова, А.А. Грашина, А.В. Иконникова, Т.А. Мазуриной, Ю.В. Наза­рова, С.О. Хан-Магомедова, Е.В. Черневич и др. А также Интернет-ресурсы, рекламных агентств, разрабатывающих фирменный стиль, рекламные плакаты, дизайн упаковки и этикеток.

Теоретическая база исследования основана на трудах основоположников семиологии как науки Г. Фреге, Ч. Пирс, Ф. Соссюр, Ч. Моррис, и представителей различных семиотических школ (Ж. Деррида, У. Эко, Ю.С. Степанова и др.).

Ме­то­до­ло­ги­че­ски­ми ори­ен­ти­ра­ми ис­сле­до­ва­ния вы­сту­пи­ли труды отечественных ученых, объединяемых идеями личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.С. Ильин, А.А. Леонтьев), индивидуально-творческого (О.С. Гребенюк, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов) подходов к исследованию проблем высшего профессионального образования.



На­деж­ность и дос­то­вер­ность ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ния обес­пе­чи­ва­лась: тео­ре­ти­че­ской обос­но­ван­но­стью ис­ход­ных пред­по­сы­лок ис­сле­до­ва­ния; ком­плекс­но­стью; аде­к­ват­но­стью его ло­ги­ки и ме­то­дов; ре­пре­зен­та­тив­но­стью вы­бор­ки, ис­поль­зо­ва­ни­ем ва­лид­но­го ин­ст­ру­мен­та­рия и ста­ти­сти­че­ской об­ра­бот­кой дан­ных с по­сле­дую­щей ин­тер­пре­та­ци­ей; по­зи­тив­ны­ми ре­зуль­та­та­ми опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ной ра­бо­ты, под­твер­див­шей пра­во­мер­ность по­ло­же­ний ис­сле­до­ва­ния; вне­дре­ни­ем обос­но­ван­ных ре­ко­мен­да­ций ав­то­ра в прак­ти­ку ра­бо­ты выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем внесены существенные дополнения в обоснование значимости национальной специфики графического дизайна для выявления национальной идентичности различных школ и их вклада в мировой процесс.

Разработана модель, позволяющая на основе семиотического подхода (с точки зрения семантики, синтактики и прагматики) выявить национальные особенности шрифта и изображения как основных компонентов визуальных коммуникаций.

Среди отечественных научных работ данное исследование является первым, в котором определена типология взаимодействия шрифта и изображения (разделение, фрагментация, замещение, смешение). Особенностью авторской позиции является рассмотрение этой типологии с точки зрения семантики и синтактики; а также выявление взаимосвязи между национальными графическими традициями и выбором способов взаимодействия шрифта и изображения в различных национальных культурах.

Внесены существенные дополнения в понимание типологии знаков в графическом дизайне: уточнена зависимость между степенью реалистичности изображения, его смысловым значением и типом знака на основе классификации Ч.Пирса (знак иконический, индекс, символ).



Теоретическая значимость исследования определяется следующим.

Расширены имеющиеся теоретические представления о семиотическом подходе к анализу произведений графического дизайна:

- в диссертации научно обоснована необходимость семиотического подхода для исследования национальной специфики графического дизайна;

- разработана модель семиотического анализа шрифта, изображения и механизмов их взаимодействия как основных компонентов определяющих национальную специфику произведений графического дизайна на основе трехкомпонентной структуры (семантика, синтактика, прагматика);

- научно обоснованы и определены методы применения семиотической модели анализа различных видов графического дизайна (плакат, упаковка, фирменный стиль) для выявления их национальной специфики.

Уточнено понятие национальной специфики графического дизайна. Она понимается как совокупность графических элементов и принципов их взаимодействия, несущих изобразительную и смысловую нагрузку, сформированную на основе традиционных визуальных кодов (цветовых и композиционных предпочтений, орнаментов, национальных образов и т.д.) принятых для той или иной национальной культуры (страны, региона) и отражающих особенности национального восприятия объектов графического дизайна.



Практическая значимость состоит в следующем:

- осуществление семиотического анализа произведений графического дизайна различных стран и регионов на основе разработанной модели позволяет наиболее полно выявить национальную специфику шрифта и изображения, а также механизмов их взаимодействия не только и не столько на визуальном уровне (определение графических техник, изобразительных и шрифтовых элементов, и принципов их взаимодействия), но и на концептуальном (выявление принципов формирования образно-содержательной стороны произведения), и на физиолого-психологическом уровне (рассмотрение механизмов восприятия графического послания);

- важно также, что благодаря выполненному исследованию стала возможной разработка методических рекомендаций для студентов-дизайнеров по применению разработанной семиотической модели при изучении профессиональных дисциплин (история дизайна, проектирование). Такой подход помогает определить тенденции формирования и взаимодействия национального и мирового уровней графического дизайна в процессе изучения студентами-дизайнерами истории графического дизайна, а также проведения ими предпроектного исследования, разработки концепции, самого процесса проектирования и итогового анализа разработанных ими объектов графического дизайна;

- выявление национальных особенностей объектов графического дизайна расширяет диапазон творческих возможностей дизайнера в проектировании с учетом этнокультурных особенностей конкретного региона бренд-айдентики – систем информационных и графических элементов, формирующих общее стилевое оформление объекта (упаковки, фирменного стиля и плакатов);

- использование семиотического подхода для комплексного анализа национальной специфики графического дизайна, позволяет выявить наиболее полную совокупность характерных черт дизайна отдельной страны или региона, а также систематезированно проводить сравнительный анализ национальных особенностей визуального языка различных стран на основе равнозначных параметров.

На за­щи­ту вы­но­сят­ся сле­дую­щие по­ло­же­ния:

- уточненная и дополненная характеристика национальной специфики объектов графического дизайна, которая понимается как совокупность графических элементов и принципов их взаимодействия, несущих изобразительную и смысловую нагрузку, сформированную на основе традиционных визуальных кодов (цветовых предпочтений, орнаментов, национальных образов и т.д.), принятых для той или иной национальной культуры (страны, региона) и отражающих особенности национального восприятия объектов графического дизайна;

- семиотическая модель анализа объектов графического дизайна с точки зрения трехкомпонентной структуры семиотики:

1) семантика определяет взаимосвязь знака шрифтовой системы и обозначаемого им звука/понятия (в зависимости от используемой шрифтовой системы), изобразительных графических элементов и обозначаемого ими понятия, а так же принципы их смыслового взаимодействия;

2) синтактика соотносит набор знаков шрифтовой системы и правила его использования в контексте системы записи, набор изобразительных элементов и правила их применения в контексте графического языка, а так же принципы их структурно-композиционного взаимодействия;

3) прагматика изучает механизмы восприятия знаков шрифтовой системы в контексте адресата текстового послания и изобразительных графических элементов в контексте адресата графического послания;

- применение созданной семиотической модели позволяет наиболее полно выявить совокупность компонентов графического дизайна, выражающих его национальную специфику;

- методика семиотического анализа национальной специфики на занятиях по истории дизайна и проектирования в процессе подготовки дизайнеров-графиков в высшей школе, которая основывается на применении разработанной модели при изучении истории дизайна, проведении пред проектного исследования, осуществлении процесса проектирования и оценке произведений графического дизайна (упаковки, фирменного стиля и плаката).



Эм­пи­ри­че­ская ба­за ис­сле­до­ва­ния. Дис­сер­та­ци­он­ное ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось с 2007 по 2011 гг. Ос­нов­ной ба­зой эм­пи­ри­че­ских ис­сле­до­ва­ний и раз­ви­ваю­ще­го экс­пе­ри­мен­та вы­сту­пил Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (факультет дизайна). Исследования также проводились в филиале МГГУ им. М.А.Шолохова (Сергиев Посад). Об­щая вы­бо­роч­ная со­во­куп­ность ис­сле­до­ва­ния со­ста­ви­ла 235 чел.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования: основные положения и выводы исследования, изложенные в публикациях автора, докладывались на научно-практических конференциях МГГУ им. М.А. Шолохова (2005—2008гг.), Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современного дизайна и искусства» (Ханты-Мансийск, 2007), Международной научно-практической конференции «Цвет и дизайн» (Москва, МГУКИ, 2008 г.), 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы современного дизайна» (Сочи, 2008); демонстрировались на Международном конкурсе студенческих работ на лучшую работу в области упаковки «Заводной апельсин» (Серебряный диплом за разработку фирменного стиля для Союзупак, 2004 г., Золотой диплом и гран-при 2005 г.), Международном конкурсе идей «Время в городе», Архитектурно-строительный центр «Дом на Брестской» г. Москва, 2005 г.; студенческом конкурсе-выставке «Упаковка: сделай шаг в чистый мир» (Первое место в номинации «Экологический знак на упаковку», 2006г.); Международном конкурсе-фестивале «Современное искусство и образование» (МГГУ им. М.А. Шолохова, I-ое место в номинации «Графический дизайн», 2007); 16-ой международной специализированной выставке «Упаковка/УпакИталия 2008» и др.

Материалы исследования систематически использовались в подготовке УМК и рабочих программ по истории дизайна, проектированию в графическом дизайне и компьютерной графике, при проведении лекций и практических занятий со студентами Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (МГГУ), участия в научных семинарах МГГУ. Диссертантка разработала учебно-методический комплекс «Компьютерные технологии» рассмотренный и рекомендованный к применению в учебном процессе Научно-методическим советом МГГУ им. М.А. Шолохова (Протокол № 3, от 16 ноября 2010 г.), в котором были учтены основные положения данного исследования.



следующая страница >>

Смотрите также:
Дизайнеров в вузе
425.96kb.
3 стр.
Оргкомитет: Санкт-Петербургский Союз дизайнеров
30.08kb.
1 стр.
Конкурс молодых модельеров и дизайнеров одежды «Донские зори 2011»
40.81kb.
1 стр.
Сборник тезисов и материалов XV межрегиональная учебно-методическая и научно-практическая конференция «Воспитательные и образовательные технологии в современном вузе»
1201.83kb.
7 стр.
Конкурса молодых модельеров-дизайнеров костюма «Печерcькі каштани»
67.7kb.
1 стр.
Конкурс молодых дизайнеров
103.21kb.
1 стр.
На чём печатается наружная реклама
160.52kb.
1 стр.
Конкурс молодых дизайнеров одежды «Креатив 2012»
22.29kb.
1 стр.
Идеологическая, воспитательная работа в вузе: формы, методы, технологии
97.56kb.
1 стр.
Исаева Наталья Алексеевна Дидактический потенциал управления качеством образования в техническом вузе
311.13kb.
1 стр.
Конкурс молодых дизайнеров и модельеров «подиум-2011» положение
108.5kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины моделирование учебного процесса преподавания иностранных языков в вузе
125.12kb.
1 стр.