Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5



На правах рукописи

ЯВОН СНЕЖАНА ВЛАДИМИРОВНА



ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ МОЛОДЕЖИ:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Москва – 2010

Диссертационная работа выполнена на кафедре «Социология и педагогика» ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»




Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Павленок Петр Денисович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Добрынин Владислав Владимирович

доктор социологических наук, профессор



Щукина Нина Петровна

доктор социологических наук, доцент



Вдовина Маргарита Владимировна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Защита состоится «_07_»_декабря__2010 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.150.07 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» по адресу: 141221, Московская обл., Пушкинский р-он, пос. Черкизово, ул. Главная, 99, каб. 1209, Зал заседаний советов.


С диссертационной работой можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».

Автореферат разослан «___»__________2010 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат социологических наук Архипов В.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Динамика современного общественного развития, влияющая на жизнь каждого конкретного человека, появление новых измерений хода общественных процессов обусловливают необходимость исследования проблемы социальной роли человека в мире. На каждом этапе исторического развития специфика общественных отношений диктует определенные цели и направления развития сознания молодого поколения. Современные процессы социально-экономических преобразований создают в сознании молодежи весьма противоречивую картину современного общества, нарушают устоявшиеся механизмы социальной регуляции, традиционного полоролевого баланса. Но вместе с тем в условиях демократизации существенно расширяются возможности выбора форм и способов жизненного самоопределения юношей и девушек. В сознании молодых людей формируется многомерное символическое пространство, определенная система координат, в рамках которой происходит их позиционирование во внешнем мире и определяются возможные направления движения в рамках этого сконструированного пространства. Подобная система координат складывается под воздействием множества факторов, таких как возраст, пол, территория проживания, ресурсы семьи, жизненные ориентации, образование и т. д.

Изменения охватывают все сферы жизни общества и выражаются в преобразованиях способа деятельности человека (культуры), форм отношений между людьми в ходе их деятельности (социальности). Особенно актуально переходное состояние (транзитивность) как молодости, так и гендерного пространства российского общества от ситуации относительной определенности к ситуации неопределенности. Кроме объективных элементов социокультурной среды, формирующих гендерное пространство человека, констатируется и огромная роль субъективной стороны этого феномена – конструирования гендера в процессе жизненного самоопределения, разных способов познания юношами и девушками, мужчинами и женщинами бытия, норм и ценностей, которые усваиваются и признаются как ценности свои собственные, что и объединяет их в единое целое.

Общественное развитие не имеет однозначной заданности, а социальное развитие молодежи, в принципе, альтернативно и многовариативно. Пространство молодости расширяется за счет увеличения сроков образования, переноса на будущее начала работы и самостоятельной жизни (ухода из родительской семьи), за счет более раннего включения в молодежные культуры (отсутствие работы не обязательно влечет за собой отсутствие собственного заработка или собственных денег) и более позднего выхода из них. Символическое пространство молодости распространяется на гендерное пространство современности. В настоящее время идеалы маскулинности/фемининности значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. Размываются границы социального пола. Но, как это ни парадоксально, поэтому возрастает значимость базовых понятий: мужского и женского гендера, молодости и зрелости. Они становятся одними из последних оплотов формирования непротиворечивой и более или менее целостной идентичности. Категория пола используется как фундаментальный критерий дифференциации, следовательно, создание гендера неизбежно. Социальным последствием категоризации по полу является распределение власти и ресурсов в домашней, экономической, политической сферах и на широкой арене межличностных отношений. Фактически в любой ситуации категория принадлежности по полу может оказаться релевантной, и поведение человека, принадлежащего к данной категории (т. е. гендер), может быть предметом оценки. Создание гендера придает статус нормальности и естественности социальным отношениям, основанным на категории принадлежности по полу, т. е. делает такие отношения легитимными способами организации социальной жизни. Таким образом, различия между мужчинами и женщинами, созданные процессом «делания гендера», могут быть представлены как базовые постоянные установки.

Молодежь – наиболее подвижная, адаптивная и одновременно инновационная часть общества, она быстро и остро реагирует на изменение социально-экономической и политической ситуации, в настоящее время все более усиливается ее роль во всех сферах общественной жизни. Изучение динамики социальной роли молодежи в гендерном измерении дает возможность глубже проникнуть в структуры ценностного пространства юношей/мужчин и девушек/женщин, проследить жизненную практику, расширить научные знания о данном возрастном периоде жизни человека и о социогендерных отношениях в различных сферах жизнедеятельности.



Состояние научной разработанности проблемы исследования. Современная социология располагает богатой теоретико-методологической базой в области изучения молодежи и ее проблем. Наиболее активно теории молодежи стали развиваться в XX веке, когда молодежь актуализировалась как социальный феномен. Выделяется, по крайней мере, три концептуальных направления: психофизиологическое (В. Гоффман, А. Залкинд, Г.С. Холл, З. Фрейд и др.)1, культурологическое (М. Мид, Т. Парсонс, Э. Шпрангер, Ш. Эйзенштадт и др.)2, функционалистское (Л.С. Выготский, И.М. Ильинский, И.С. Кон,
К. Манхейм и др.)3. Молодежь рассматривается, главным образом, как объект воздействия со стороны социальных структур и институтов. Исключение составляют «концепция поколений», предложенная
К. Мангеймом1 и «гуманистическая концепция молодежи»
И.М. Ильинского2, хотя можно заметить преувеличение динамического потенциала молодежи.

Особо следует отметить развитие молодежной проблематики в российской социологии 70-х – 90-х годов XX века, связанное с широкой практикой эмпирических исследований (Б.Г. Ананьев, И.М. Ильинский, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Ф. Левичева, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, Б.А. Ручкин, В.И. Чупров, А.И. Шендрик и др.)3. В последние годы повысился интерес к изучению общих связей и закономерностей функционирования молодого поколения, к рассмотрению молодежи как субъекта социальных отношений4; к исследованию социального статуса и эволюции ценностной сферы этой социально-демографической группы5; к определению субъектности молодежи в профессиональном самоопределении6. Исследование разнообразных видов социальной практики, как следствия различных значений и смыслов, значимых индивидуальных и групповых стратегий осуществляется в рамках концепции повседневности7. Данный подход является логическим продолжением концепции конструирования реальности молодежью в аспекте конкретизации субъектности этой группы. Теоретические и прикладные исследования молодежи в настоящее время ведут ряд научно-исследовательских центров Российской Федерации.

Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации в процессе жизненного самоопределения. Исследование жизненного самоопределения осуществляется в работах В.И. Чупрова1, который рассматривает его как меру и исходный пункт отношения молодежи к своему положению в обществе. В социально-философской литературе получили интенсивную разработку такие аспекты самоопределения молодежи, как выбор молодежью линий своего жизнеосуществления, соотношение профессионального самоопределения и жизненной перспективы, особенности ее формирования (Е.И. Головаха)2; жизненные пути и ориентации в процессе включения в общественную жизнь (М.Х. Титма, М.Е. Ашмане, А.А. Матуленис)3; соотношение субъективных и объективных факторов в жизнен­ном самоопределении (В.С. Пилипенко,
А.И. Вишняк, Е.А. Донченко)4. В работах этой группы авторов по-новому обозначена проблема роли субъективных факторов в процессе жизненного самоопределения молодежи, уточнены и конкретизированы такие понятия как жизненная перспектива, стиль жизни, смысл жизни, жизненная программа, ценностные ориентации. Проблема жизненного самоопределения личности и ее идентификации представляла и представляет интерес для многих известных психологов, представителей разных научных школ и направлений (З. Фрейд,
Х. Салливан, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, В.С. Агеев,
А.Г. Асмолов, М.Р. Гинзбург, А.В. Петровский, В.Ф. Сафин,
Д.И. Фельдштейн и др.)5.

На положения предлагаемого исследования оказали влияние идеи С.Л. Рубинштейна6 о том, что каждый этап жизни человека играет важную роль в жизненном пути личности; главным понятием в структуре жизни он обозначает жизненные отношения к миру, другим людям, самому себе, определяющие зависимость личности от жизни и, наоборот, зависимость жизни от личности. Представляются интересными взгляды


К.А. Абульхановой-Славской1, которая выделяет основные признаки стратегии жизни; Е.П. Авдуевской, Т.А. Араканцевой2, – объясняющие процесс самоопределения как процесс полоролевого самоопределения, профессионального выбора, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения (в самом широком его понимании).

Гендерные исследования в социологии также получили импульс к развитию в XX веке. Дифференцирование социальных ролей женщин и мужчин, обусловленные социальными, культурными и психологическими аспектами, разрабатывали Ш. Ортнер, Г. Рабин, А. Рич, Р. Уигер и др3. В результате разделения понятий биологического и социального пола возникло понятие «гендер». Важным результатом этих исследований представляется вывод, что гендер не является монолитной категорией, которая делает всех мужчин и женщин одинаковыми. Гендер выступает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в обществе через отношения власти и подчинения. Сущность и содержание понятий «гендер» и «гендерная система» изучались такими зарубежными авторами, как Г. Бок, И. Гофман, Д. Карен, де Лауретис, Д.Хорбер; в России – Н.Г. Абубикировой, П.В. Бабаевой, О.А. Ворониной,


С.И. Голодом, Е.А. Здравомысловой, А.И. Посадской, Г.А. Клименковой,
Л.Л. Рыбцовой, Г.Г. Силласте, А.В. Темкиной и др.

В России научные работы по гендерной тематике стали появляться в начале 90-х годов XX века. Целесообразно выделить несколько направлений гендерных исследований: анализ политического статуса и поведения, политических ориентаций, реализации политических прав и свобод мужчин и женщин4; исследование соотношения мужской и женской занятости в различных отраслях экономики, профессиональной реализации, карьеры и активности мужчин и женщин, безработицы и ее причин 5; изучение влияния взаимоотношений в семье и ближайшем социуме на развитие мальчиков и девочек, мужчин и женщин, а также трансформации института семьи, супружества, родительства1; выявление конструирования определенных гендерных идентичностей через политику репрезентации в идейно-значимых и ценностно-контролирующих сферах2. Определенное распространение получает в России теория социального конструирования гендера, в основе которой лежат концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана3 и теория гендерной социализации (теория половых ролей), представленная в работах Р. Бейлса,


М. Комаровски, Т. Парсонса4.

Несмотря на достаточно обширную базу идей и концепций, гендерная теория не имеет достаточно точек соприкосновения с теориями молодежи.

Ключевым понятием объединительной парадигмы исследования динамики социальной роли молодежи в гендерном пространстве общества является «гендерный хронотоп» как синергийный феномен, отражающий развивающееся ценностно-смысловое пространство человека с его прошлым, настоящим, будущим. Xронотоп – понятие, введенное А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем перешедшее (М.М. Бахтин) в гуманитарную сферу5.

Характер динамики трансформирующегося общества, социальной структуры в том числе и с точки зрения состояния и перспектив развития гендерных отношений стал предметом исследования З. Баумана, П. Бурдье,


Э. Гидденса, М.К. Горшкова, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, В.В. Ильина, Н.И. Лапина, Ю.А. Левады, Р.К. Мертона, Н.М. Римашевской, Р.В. Рывкиной,
Н. Смелзера, Ж.Т. Тощенко, Ф. Фукуямы, П. Штомпки, В.А. Ядова1 и др.

Анализ теоретических концепций и других научных разработок позволяет утверждать, что для решения поставленной исследовательской проблемы имеются теоретико-методологические предпосылки и эмпирические данные, позволяющие провести социологический анализ места и роли молодежи в гендерном пространстве в условиях трансформации российского общества.



Объект диссертационного исследования – социальная роль молодежи 14 – 30 лет.

Предмет исследования – гендерные аспекты динамики социальной роли современной молодежи (на примере Приволжского федерального округа).

Цель исследования – на основе социологического анализа проанализировать динамику социальной роли молодежи с применением гендерного подхода и сформировать перспективные направления исследования социальной сущности молодежи в гендерном пространстве общества.

В этой связи были определены основные задачи, объединенные в пять блоков.



Первая группа исследовательских задач, рассматривая молодежь в современном изменяющемся обществе, сосредоточивает внимание на таких вопросах:

  • молодежь в социокультурном контексте;

  • современная российская молодежь как субъект социальной реальности;

  • феномен жизненного самоопределения юношей и девушек;

  • молодежь в условиях трансформации социальной системы российского общества.

Второй блок исследовательских задач обращен к анализу социальной динамики гендерного пространства, для этого анализируются:

  • гендерные аспекты жизненного самоопределения;

  • концептуализация гендерного пространства;

  • социокультурные конструкты гендерного пространства развития общества.

Третий блок исследовательских задач рассматривает развитие молодых мужчин и женщин в аспекте социальных институтов российского общества (на основе вторичного анализа результатов социологических исследований российских социологов):

  • тенденции трансформации традиционных ценностей в молодежной среде;

  • гендерные отношения на рынке труда;

  • гендерное пространство российской молодой семьи;

  • динамика конструирования молодежной сексуальности.

Четвертая группа исследовательских задач на основе авторских социологических исследований анализирует динамику социальной роли молодежи регионального социума (Приволжского федерального округа) с применением гендерного подхода, для чего исследуются:

  • жизненные ориентации молодежи;

  • гендерные аспекты стратегий жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере;

  • гендерные отношения в семейной и сексуальной сферах.

Пятый блок исследовательских задач выявляет перспективы исследования динамики социальной сущности молодежи в гендерном пространстве общества, для чего автор разрабатывает:

  • концептуальную модель определения социальной роли молодежи в гендерном пространстве российского общества;

  • методику оценки параметров социологического исследования с использованием регрессионного анализа математического моделирования и оценки экспертов, осуществляющих анализ данных;

  • критерии эгалитарного мировоззрения личности на основе гендерного подхода.

Гипотезы исследования:

  1. Российское общество в период трансформации характеризуется распространением присущих молодежи форм поведения и мышления на взрослое население (феномен «инфантилизации», «омоложения» социума). Молодежь выступает активным субъектом социальной динамики. Зная характер тенденций взаимоотношений молодых людей с окружающей социальной средой, и принимая во внимание их предыдущее воспитание, можно с уверенностью прогнозировать определенную последовательность развития и достаточную стабильность поведения (их принципиальные позиции и образ жизни уже сформировались и не подлежат серьезной трансформации). В то же время в конкретных ситуациях во взглядах и поведении молодежи нередко обнаруживаются значительные изменения.

  2. Противоречия гендерного пространства современного общества, в основе которых лежат традиционно-патриархальные конструкции и практика репрезентации нового типа отношений полов, воздействуют на процесс жизненного самоопределения молодежи, что проявляется, с одной стороны, в большей консервативности гендерных представлений (стереотипов) у юношей/мужчин, а с другой стороны, в доминировании новых эгалитарных ориентаций у девушек/женщин. Данная тенденция позволяет констатировать увеличение потенциальных возможностей для женщин в освоении различных сфер жизнедеятельности общества.

  3. Наряду с общими чертами, присущими молодежи, группы юношей и девушек обладают своеобразными особенностями, которые выявляются все более отчетливо в условиях конкретного типа урбанизации (опосредованы территориальным фактором). Приверженность инновационному конструкту демонстрирует преимущественно городская часть молодого поколения.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составляют классические работы прошлого и современности, посвященные молодежи, социологические концепции молодежи, теоретические разработки в области процесса жизненного самоопределения и гендерной проблематики.

При рассмотрении молодежи автор исходит из определения сущностных моментов ее субъектности (И.М. Ильинский, К. Мангейм и др.). В изучении основополагающих факторов и основного механизма процесса жизненного самоопределения диссертант опирается на точку зрения В.А. Ядова, который понимает идентичность как состояние и идентификацию как процесс. В исследовании социального конструирования гендера в молодежной среде автор применяет концепцию П. Бергера и Т. Лукмана, которые определили социальный характер конструирования реальности, теорию социального конструирования детства С.Н. Щегловой и точку зрения И.С. Кона по вопросам половой идентификации и социализации. В диссертации используется концептуализация объединительного подхода к гендерным исследованиям, осуществленная такими авторами, как В. Ильин, Е. Здравомыслова, Р. Коннелл, А. Темкина.



Методологической основой диссертации служит междисциплинарный подход, затрагивающий ряд отраслей знания: социальную структуру, социальные институты и процессы, социологию молодежи, социальную философию, психологию, педагогику, историю, право, в силу чего методологический аппарат работы имеет интегральный, комплексный характер. Автор исходит из важнейшего методологического положения о противоречиях как источнике развития, а также из положения гуманизма, утверждающего ценность человеческого существования, независимо от пола, возраста и т. д. В диссертации использовались методологические принципы: объективность, комплексный подход к анализу объекта исследования, целостность или системность характеристик, вычленяемых в качестве предмета исследования, компаративный анализ, сопоставляющий различные сферы женского и мужского существования в обществе, синтезирующий принцип, дедуктивный принцип исследования и т. д.

Информационная и эмпирическая база исследования определяется:

  • использованием информационно-статистических данных, в которых содержатся демографические характеристики современной молодежи и выявляются тенденции их изменения (материалы министерства по вопросам семьи материнства и демографического развития Самарской области, комитета по делам молодежи мэрии г. о. Тольятти, г. о. Ульяновска, Федеральной службы по труду и занятости и т. д.);

  • анализом периодической литературы, посвященной данной тематике;

  • изучением многочисленных эмпирических работ, в которых содержатся результаты социологических исследований молодежи и гендерного пространства;

  • обращением к нормативно-правовым документам, связанным с анализом семейной политики и занятости молодежи, правовой регламентации сексуальных ориентаций;

  • анализом социологических исследований Комитета по делам молодежи мэрии г. о. Тольятти, проведенных с участием автора: «Молодежь Тольятти: сегодня и завтра»: 1995 г. (N = 600, 102 экспертов), 2000 г. (N = 600, 102 экспертов), 2002 г. (N = 600, 100 экспертов); «Город молодых» 2007 г. (N = 670, 100 экспертов);

  • проведением собственных социологических исследований среди молодежи 14 – 30 лет г. о. Тольятти:

    1. «Молодежь в современном обществе» – 2002 г., N = 1000, при отборе использовался метод квотной, маршрутной выборки и целевой аудитории;

    2. «Молодежь на рынке труда» – 2006 г., N = 300, квотная случайная выборка;

    3. «Жизненные сценарии раннего материнства» – 2007 г., методы: экспресс-опрос жителей г.о. Тольятти – N = 100, глубинное интервью с несовершеннолетними беременными и матерями до 18 лет (автобиография и интервью/беседа) – N = 10;

    4. «Правовая социализация в семейной сфере: гендерные аспекты» – 2008 г., N = 102 студента УРАО, очно-заочной формы обучения юридического факультета;

    5. «Актуальные проблемы защиты прав ВИЧ-инфицированных» – 2008 г., N = 100, целевая выборка;

    6. «Место и роль молодежи в современном обществе» – 2009 г.; г. о. Ульяновск, г. о. Тольятти, населенные пункты сельского типа Приволжского федерального округа (Ульяновской области, Самарской области); N = 3000 человек 14-30 лет, сегментированных на подгруппы по критерию гендерной принадлежности, возраста, территории проживания, занятости.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  • выявлены характерные черты современной молодежи в процессе субъективации и индивидуализации в обществе;

  • конкретизированы сущность и содержание жизненного самоопределения (ценностно-смысловые основания и поведенческие технологии);

  • определены базовые детерминанты моделей межполового взаимодействия жизненного самоопределения (гендерная идентификация и полоролевая социализация);

  • разработаны основные подходы к формированию концепции социального конструирования гендера в молодежной среде и рассмотрено гендерное пространство жизненного самоопределения молодежи на макро- , мезо- и микроуровнях;

  • дано авторское определение понятия «гендерное пространство общества» и обоснована необходимость его применения к анализу гендерных отношений в молодежной среде;

  • определены измерения гендерного пространства;

  • доказана возможность применения объединительной парадигмы при исследовании динамики социальной роли молодежи в гендерном пространстве (на основе использования «гендерного хронотопа»);

  • на основе эмпирических данных проанализирована динамика социальной роли молодежи в российском обществе с применением гендерного подхода: а) на уровне традиционных ценностей; б) на уровне рынка труда и занятости; в) на уровне семейных отношений; г) на уровне сексуальности;

  • на основе авторских социологических исследований раскрыта специфика развития молодежи в гендерном пространстве регионального социума (Приволжского федерального округа) и ее зависимость от гендерной принадлежности, возрастного ценза, типа поселения (территориально-производственного и социокультурного потенциала региона);

  • разработана концептуальная модель определения социальной роли молодежи в гендерном пространстве российского общества для прогнозирования развития социальных отношений;

  • предложена методика оценки параметров социологического исследования с использованием регрессионного анализа математического моделирования и оценки экспертов, осуществляющих анализ данных;

  • обозначены критерии эгалитарного ми­ровоззрения у молодежи на основе гендерного подхода.

следующая страница >>

Смотрите также:
Динамика социальной роли молодежи: гендерный подход 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы
868.31kb.
5 стр.
Карьерные стратегии студенческой молодежи в современном российском обществе 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы
351.02kb.
1 стр.
Специфика отношения учащейся молодежи россии к здоровью в социоструктурном контексте 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы
447.14kb.
3 стр.
Современные российские женщины в сфере труда и занятости 22. 00. 04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»
436.99kb.
2 стр.
Девиации в современных социальных институтах: особенности социального конструирования 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы
875.16kb.
4 стр.
Работа и семья в жизненных стратегиях российских женщин: региональный аспект 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы
372.46kb.
1 стр.
Сравнительный анализ социальной адаптации легальных трудовых мигрантов из вьетнама и узбекистана в санкт-петербурге 22. 00. 04. социальная структура, социальные институты и процессы
293.15kb.
1 стр.
Институализация и особенности функционирования информационных процессов в российском обществе 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы
891.17kb.
5 стр.
Социальная психология: Учеб. М.: Аспект Пресс, 2001. 378 с
41.33kb.
1 стр.
Социальная работа в условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений
3289.34kb.
14 стр.
Эффективная социальная политика в отношении молодежи, как условие развития социума в г. Ярославле. Кошелева Анна Владимировна
58.73kb.
1 стр.
Программа дисциплины "Социология труда и занятости" для направления
205.14kb.
1 стр.