Главная страница 1страница 2страница 3

На правах рукописи

ГРИШАНОВА Ирина Алексеевна


ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики


и образования

Автореферат



диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ижевск 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Глазовский государственный

педагогический институт им. В.Г. Короленко»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор


Веретенникова Людмила Кузьминична

доктор педагогических наук, профессор


Голованова Надежда Филипповна

доктор педагогических наук, профессор


Машарова Татьяна Викторовна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пермский государственный
педагогический университет»

Защита состоится «29» октября 2010 г. в 13.30 на заседании диссертационного совета ДМ 212.275.02 при ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 1, ауд. 003.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета (г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 2).
Автореферат разослан «___» __________ 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Э.Р. Хакимов

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.

Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, обладающая наибольшим развивающим потенциалом, то есть, ори­ентированная на создание гуманного социума, способного обеспечить гармо­нию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобще­ние к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация. Это обостряет научный интерес к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности.

Важнейшим звеном в системе непрерывного образования является на­чальная школа, так как от успеш­ности этого периода во многом зависит судьба человека, его личностное ста­новление. На начальном этапе обучения индивиду­альные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в ка­честве одной из основных задач начального образования рас­сматривается соз­дание опти­мальных условий для формирования мотивации достижения, ини­циативы, самостоятельности учащегося. Эта установка зачастую является дек­ларатив­ной, не имея достаточного научного обоснова­ния и условий реализации; проблема школьной адаптации остаётся одной из самых актуальных в совре­менной педагогике. По данным ряда исследовате­лей от 15 до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).

Теоретическими предпосылками решения указанной проблемы высту­пают исследования, связанные с современным пониманием многоаспектной природы общения, коммуникативных потребностей, способ­ностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин,


А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Г.С. Трофимова и др.); педагогики развития школьника в образовательной среде учебного заве­дения (Л.К. Веретенникова, Т.В. Машарова, Т.В. Поштарева, И.Н. Розина, Е.А. Ходырева и др.). Ведущей во многих исследованиях выступает идея адап­тации дидактического процесса к особенностям развития учащихся. Изуче­нием особенностей развития детей младшего школьного возраста за­нимались Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.Д. Забрамная, Л.В. Занков, И.С. Кон, В.И. Слободчиков, Г.И. Щукина и др. Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой и др. В литературе описаны и теоретически обоснованы способы преодоления трудностей уче­ния младших школьников, к которым относят стимулирова­ние познаватель­ной активности учащихся, коррекцию школьной тревожно­сти, создание си­туации успеха в учебной деятельности школьников, органи­зацию их само­стоятельной работы в процессе обучения (А.Ф. Ануфриев, А.С. Белкин, А.А. Востриков, В.В. Зайцев, С.Н. Костромина, Е.В. Коротаева, О.А. Яшнова и др.). В числе способов преодоления трудностей учения исследователи назы­вают организацию общения младших школьников. Данной проблемой занима­лись Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. Проблема организации общения младших школьников остаётся актуальной и на сегодняшний день, об этом свидетельст­вуют работы Л.Ю. Александровой, А.Б. Венецкой, В.Н. Коновальчук, Е.В. Коро­таевой, Л.Я. Лозован, О.Н. Мостовой, Н.А. Песняевой, Е.А. Хамраевой, Ф.В. Чарковой и ряда других исследователей, которые едины во мнении о том, что через межличностное взаимодействие формируется активное отношение младших школьников к учебной деятельности, реализу­ется личностный потенциал учащихся.

Анализ научной литературы показал, что, если вопросы общей подго­товки младших школьников к общению, вопросы формирования отдельных коммуникативных качеств личности, умений и навыков общения рассмотрены в педагогической науке достаточно детально, то проблема фор­мирования ком­муникативной успешности младших школьников в образовательной среде ос­таётся открытой для решения: не разработана теория целенаправленного взаи­модействия школьников с другими субъектами коммуникативной деятельно­сти. Проблема успешности коммуникативной деятельности изучается педаго­гической психологией. Вместе с тем собственно дидактический процесс обла­дает малореализованным потенциалом, что свидетельствует о возможном ре­шении проблемы формирования коммуникативной успешности средствами ди­дактики. Общая науч­ная концепция формирования коммуникативных качеств личности сред­ствами дидактики обоснована Г.С. Трофимовой, исследование которой посвящено проблеме формирования коммуникативной компетентности студентов в усло­виях образовательной среды вуза. Характеризуя состояние изученности вопроса применительно к младшему школьному возрасту, отме­тим, что проблема организации общения младших школьников традиционно решается путём проведения спе­циальных занятий, непо­средственно учебный процесс в педагогических публикациях редко обсуждается с точки зрения рас­крытия и реализации его потенциальных возможностей для приобретения уча­щимися опыта коммуникативной деятельности, обеспечивающего, в результате, коммуникативную успешность младших школьников. Отсут­ствуют теоретиче­ские исследова­ния, направленные на разработку дидактических основ форми­рования ком­муникативной успешности учащихся начальной школы.

Таким образом, изучение научно-педагогических публикаций позволило выявить противоречия:


  • между ростом числа младших школьников, испытываю­щих трудности общения, и отсутствием научно-обоснованной концепции формирования коммуникативной успешно­сти, которая бы охватывала систему начального образования;

  • между необходимостью выявления комплекса организационно-педа­гогических условий, обеспечивающих формирование комму­никатив­ной успешности младших школьников, и недостаточным использова­нием возможностей дидактического процесса, обладаю­щего значи­тельным потенциалом в силу своей коммуникативной природы.

Названные противоречия определяют проблему исследования: каковы концептуальные основы формирования коммуникатив­ной успешности младших школьников?

В качестве объекта исследования выступает образовательный процесс в современной начальной школе.



Предметом исследования является дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников.

Цель исследования заключается в разработке дидактической концепции формирования коммуникативной успешности млад­ших школьников как совокупности теоретико-методологических положений, лежащих в основе образовательной практики начальной школы.

Гипотеза исследования основана на том, что формирование коммуникативной успешности младших школьников будет осуществляться эффективно в условиях обучения в начальной школе при реализации совокупности теоретико-методологических положений, если:

  • коммуникативная успешность рассматривается как многоаспектное личностное образование, являющееся результатом положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, формирование которого осуществляется на основе концептуальной идеи о связи между обучением и общением;

  • механизм формирования коммуникативной успешности младших школьников функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха, стимулированию их коммуникативной деятельности и активизации компенсаторного способа устранения коммуникативных трудностей в контексте дидактического процесса;

  • разработана модель, отражающая влияние коммуникативной обра­зовательной среды на процесс формирования коммуникативной успешности младших школьников;

  • выявлены организационно-дидактические условия, способствую­щие переходу ребёнка с низкого на более высокий уровень комму­никативной успешности;

  • определены критерии и способ диагностики, позволяющие адекватно оценить коммуникативную успеш­ность младших школьников и, на этой основе, совершенствовать процесс её формирования.

Задачи исследования.

  1. Обосновать совокупность теоретико-методологических положений о форми­ровании коммуникативной успешности младших школьников.

  2. Определить сущность коммуникативной успешности младших школьников как многоаспектного личностного образования.

  3. Выявить и обосновать дидактический механизм формирования коммуникативной успешности младших школьников.

  4. Разработать модель процесса формирования коммуникативной успешности млад­ших школьников.

  5. Выявить организационно-дидактические условия формирования коммуникативной успешности младших школьников.

  6. Обосновать совокупность критериев сформированности и способ диагно­стики коммуникативной успешности младших школьников в условиях дидактического процесса.

Методологическая основа исследования определяет подход к обуче­нию как общению, ориентирующий на понимание дидактического процесса как процесса коммуникативного. Исследование базируется на системном подходе, обеспечивающем рассмотрение процесса формирования коммуни­кативной успешности как многоаспектного системного образования с выде­лением параметров, критериев, уровней; деятельност­ном подходе, предполагающем организацию коммуникативной деятельности вокруг предметной деятельности школьника; личностно-ориентированном подходе, обеспечивающем создание оптимальных условий, при которых обу­чающиеся реализуют свои способности к общению. Научно-аргументированная идея гуманизации, связанная с возможностью реализации в сфере дидактики идеалов развития коммуникативного потен­циала школьника; субъектности, – отражающая объективную зависимость процесса и результатов формирования коммуникативной успешности школь­ника от его собственной активности в образовательной среде; интеграции, – обусловливающая включение школьника в рамках образовательной среды во взаимодействие с группой, учителем, учебной информацией, способствуя приобретению опыта коммуникативной деятельности; принципы самоорганизации, сотрудничества, успешности деятельности в условиях преодоления коммуникативных трудностей, – являются общими положениями, взаимосвязь которых обеспечивает эффективность данного процесса, так как создаёт благоприятные условия для коммуникативного развития личности младшего школьника.

Теоретической основой исследования послужили: идея понимания обучения как общения, предложенная Б.Г. Ананьевым; теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой Л.С. Выготского; концепция гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.Б. Ворожцова, И.С. Якиманская и др.); теоретические положения об успешном, продуктивном общении (А.А. Бодалёв, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Л.А. Петровская и др.) теория функциониро­вания педагогических систем Н.В. Кузьминой, В.А. Якунина; концепция ин­тегра­тивной системы формирования коммуника­тивных качеств личности сред­ствами дидактики Г.С. Трофимовой; теория дея­тельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); концепция лично­стно-ориентиро­ванного образования (Ш.А. Амона­швили, Л.К. Веретенникова, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.); положения тео­рии развивающего обучения (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, В.В. Давы­дов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин и др.); теория коррекци­онно-разви­вающего обучения (Г.Ф. Кумарина, Р.В. Овчарова, С.Г. Шевченко и др.); исследования в области образовательных технологий (В.П. Беспалько,
Н.В. Бордовская, М.В. Кларин, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др.); теория мотивации (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Г.И. Щукина и др.); теория развития младшего школьника как субъекта учебной и социальной деятельности (Г.И. Вергелес, Н.Ф. Голованова,
В.Г. Казанская, Г.А. Цукерман, М.Г. Яновская и др.); концепция успешного обуче­ния школьников (А.С. Белкин, С.В. Данилов, Е.И. Казакова,
Е.К. Коротаева, Н.Е. Щуркова, О.А. Яшнова и др.); положения социальной педагогики о взаимодействии личности и среды (В.С. Кукушин, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Машарова, Л.В. Филиппова, Е.А. Ходырева, В.А. Ясвин и др.); положе­ния концепции раннего языкового образования
(М.З. Биболетова, М.К. Колкова, Е.И. Негневицкая, Н.В. Рыбакова, А.Н. Утехина и др.).

Общая концептуальная идея исследования заключается в том, что на основе понимания обучения как общения создаётся коммуникативная образовательная среда начальной школы, обеспечивающая функционирова­ние дидактического механизма, благодаря которому обучающиеся на основе собственного положительного опыта учебной коммуникативной деятель­ности поднимаются на более высокий уровень своего коммуникативного развития.

Данная концепция базируется на следующих концептуальных положениях, определяющих содержание исследования.



Первое концептуальное положение – о выявлении и реализации коммуникативного потенциала дидактического процесса в начальной школе для приобретения младшими школьниками положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, результатом которого становится их коммуникативная успешность.

Второе концептуальное положение – о создании коммуникативной образовательной среды в начальной школе как совокупности условий обучения, обеспечивающих выполнение младшими школьниками учебной коммуникативной деятельности на основе интеграции специально отобранных средств педагогической коммуникации и учебной информации, признания ведущей роли общения в развитии личности, а также связи между общением, обучением и воспитанием.

Третье концептуальное положение – о выявлении дидактического меха­низма формирования коммуникативной успешности младших школьни­ков, функционирующего благодаря включению учащихся в учебное общение на ос­нове создания ситуации успеха средствами дидактики; стимулированию учеб­ной коммуникативной деятельности учащихся путём включения в области предметно-практической деятельности, которые отвечают их воз­расту, потреб­ностям и интересам; активизации компенсаторного способа устранения комму­никативных трудностей через использование в процессе учебного взаимодейст­вия учащихся речевых моделей иностранного языка в игровой форме.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования.



Теоретические методы: социально-педагогический анализ применялся для выявления закономерностей в коммуникативном развитии ребёнка; ло­гико-исторический анализ, – в процессе определения тенденций в развитии совре­менной начальной школы; понятийно-терминологический и сравни­тель­ный анализ философской, психолого-педагогической литературы, – в ходе разра­ботки и систематизации понятийного аппарата концепции; теоре­тико-методо­логический анализ, – при изучении и представлении научных фактов, а также обосновании собственной точки зрения на сущность, струк­туру и со­держание формирования коммуникативной успешности младших школьни­ков; систем­ный метод, – как основа целостного рассмотрения про­блемы ис­следования; метод моделирования, – при построении модели фор­мирования коммуникатив­ной успешности младших школьников в образова­тельной среде; обобщение, – в процессе обоснования и представления результатов исследо­вания.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирова­ние, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический эксперимент.

Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в муниципальных образовательных учреждениях средних общеобразовательных школах №№ 49, 81 г. Ижевска. Отдельные положения проверялись в ряде образовательных учреждений Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Пермской, Кировской, Тюменской и Челябинской областей.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1999–2003 гг.) – концептуальный. На данном этапе определялись методологические подходы к изучению проблемы исследования, констатировалась коммуникативная природа дидактического процесса, разрабатывалась модель процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде.

Второй этап (2003–2006 гг.) – опытно-экспериментальный, в ходе которого осуществлялась апробация авторской концепции формирования коммуникатив­ной успешности младших школьников, её вне­дрение в педагогический процесс, а также разработка диагностических средств измерения ком­муникативной успешности.

Третий этап (2006–2010 гг.) – аналитический. На этом этапе проводи­лась систематизация полученных данных исследования и их классификация, публиковались результаты исследования в изданиях, включённых в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ, готовились и издавались моно­графии, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём:

  1. Впервые на научно-методологическом уровне определена сущность коммуникативной успешности младших школьников как многоаспектного личностного образования, являюще­гося результатом положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, решена проблема формирования коммуникативной успешности младших школьников дидактическими средствами, явившаяся предметом самостоятельного изучения в педагогике.

  2. Разработана целостная дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников, которая определяется совокупностью теоретико-методологических положений, связанных с коммуникативным потенциалом дидактического процесса в начальной школе, созданием коммуникативной образовательной среды, обеспечивающей функционирование дидактического механизма формирования коммуникативной успешности младших школьников, и основывается на взаимопроникновении и интеграции идей системного, личностно-ориентированного, деятельностного подхо­дов, а также подхода к обучению как к общению.

  3. Выявлен дидактический механизм формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде, который функционирует благо­даря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха (механизм ситуации успеха); стимулированию учебной ком­муникативной деятельности учащихся путём включения в области предметно-практической деятельности, которые отвечают их возрасту, потреб­ностям и интересам (механизм мотивации); активизации компенса­торного способа устранения коммуникативных трудностей через использование в процессе учебного взаимодействия учащихся рече­вых моделей иностранного языка в игровой форме (механизм компенсации).

  4. Разработана модель процесса формирования коммуникативной успешно­сти младших школьников в коммуникативной образовательной среде как совокупности условий обучения, обеспечивающих выполне­ние школь­никами учебной коммуникативной деятельности на основе интеграции специально отобранных средств педагогической коммуни­кации и учеб­ной информации, признания ведущей роли общения в раз­витии лично­сти, а также связи между общением, обучением и воспитанием.

  5. Выявлены организационно-дидактические условия формирования ком­муникативной успешности младших школьников, включающие много­аспектную представленность коммуникативной успешности с выделе­нием параметров, критериев, уровней; комплексное использование элементов дидактического процесса; освоение учащимся позиции активного субъекта учебной коммуникативной деятельности; реализа­цию программно-методического обеспечения дидактического процесса в начальной школе.

  6. Определена совокупность критериев сформированности коммуника­тив­ной успешности младших школьников по когнитивному, поведен­че­скому, эмотивному параметрам; установлен способ диагностики, позво­ляющий оценить коммуникативную успешность младших школьников и способствующий совершенствованию процесса её формирования.

Теоретическая значимость исследования.

Разработанная дидактическая концепция формирования коммуникатив­ной успешности младших школьников в образовательной среде вносит вклад в развитие педагогической науки, дополняет и конкретизирует существующую теорию обучения и воспитания детей в начальной школе.

Дополнены научные представления о коммуникативном развитии школьников в условиях обучения в начальной школе.

Раскрыто сущностное содержание понятия «коммуникативная успеш­ность младшего школьника», которая рассматривается в дидактическом аспекте, – как результат положительного опыта учебной коммуникативной дея­тельности, проявляющегося в стремлении учащегося включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности.

Разработан комплекс принципов, обеспечивающих эффективность процесса формиро­вания коммуникативной успешности младших школьников (самоорганизации, сотрудничества, успешности деятельности в условиях преодоления коммуникативных трудностей).

Категориальный аппарат педагогики расширен за счёт введения и обоснования в дидактическом аспекте понятия «коммуникативные трудно­сти» как препятствия, возникающие у учащихся при взаимодействии с дру­гими участниками учебного общения, разработана классификация коммуни­кативных трудностей младших школьников (трудности овладения знанием о собственных коммуникативных проблемах, трудности волевого и эмоцио­нального управления саморегуляцией в процессе коммуникативной деятель­ности), позволяющая всесторонне их анализировать.


В научный оборот введены понятия: «коммуникативно-педагогическая коррекция», понимаемая как совокупность различных педагогических аспек­тов коррекционной работы, в число которых входит устранение коммуника­тивных трудностей обучающихся; «коммуникативная образовательная среда», – как со­вокупность условий обучения, обеспечивающих выполнение школьниками учебной коммуникативной деятельности на основе интеграции специально ото­бранных средств педагогической коммуникации и учебной информации.

Результаты исследования позволяют расширить научные представ­ления о педагогических механизмах коммуникативного развития младших школьников.

Дана научно-обоснованная трактовка процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников, которая создаёт теоретические предпосылки качественно новой организации образования в начальной школе, позволяющей использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся.


следующая страница >>

Смотрите также:
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
668.12kb.
3 стр.
Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
374.95kb.
1 стр.
Народная игра как средство социально нравственного воспитания младших школьников и подростков (на материале традиционных игровых практик Кубани) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
491.44kb.
3 стр.
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
364.22kb.
2 стр.
Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
761.94kb.
3 стр.
Научно-образовательный потенциал художественной педагогики фрг 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
852.93kb.
4 стр.
Теория педагогической интеракции 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
885.81kb.
6 стр.
Развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
693.13kb.
3 стр.
Становление и развитие педагогического образования в зауралье во второй половине XIX начале XX вв. 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
396.14kb.
1 стр.
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
349.38kb.
1 стр.
Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
318.13kb.
1 стр.
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
349.27kb.
1 стр.