Главная страница 1
Дети с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому для таких детей существуют специальные детские сады и школы.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.


Смотрите также:
Дети с нарушениями речи
18.05kb.
1 стр.
Дети с нарушениями речи
525.47kb.
3 стр.
Дети с нарушениями речи
67.01kb.
1 стр.
Дети с нарушениями речи
348kb.
1 стр.
Функциональное значение дефектолога в образовательном процессе дошкольного учреждения
21.52kb.
1 стр.
Программа коррекции психологического здоровья младших школьников с тяжелыми нарушениями речи Кайбицы,2011
204.06kb.
1 стр.
Дети с нарушениями слуха сурдопсихология как раздел специальной психологии
894.93kb.
5 стр.
Реабилитация особого ребенка: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее
1587.41kb.
10 стр.
Рассказывание по серии сюжетных картин Где же дети? 3 Пересказ простого текста (совместный)
79.03kb.
1 стр.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей
962.09kb.
4 стр.
«Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями»
105.96kb.
1 стр.
Психолингвистический аспект изучения внутренней речи Вопрос о внутренней речи в современной психолингвистике Особенности структуры и семантики внутренней речи
219.11kb.
1 стр.