Главная страница 1

Глава 7. Цивилизация и природа




  1. История развития цивилизации

Мы привыкли к разделению искусственного и естественного. Например, камень, лежащий на дороге, - это естественное; одежда, которую носит человек, - это искусственное. Человек живет в двух мирах – в мире природы (естественного), и мире цивилизации (искусственное). Эти два мира кажутся очень разными и непохожими друг на друга, но так ли они различны? Ведь одежда делается из природных материалов, и цивилизация в конечном итоге невозможна без природы как по своему происхождению, так и в своем текущем существовании. Цивилизация и природа – это не два противоположные друг другу мира, это скорее один и тот же мир, выражающий себя в двух частях – цивилизации и природе. Они сложно взаимодействуют и влияют друг на друга, но ни одна из этих частей сегодня не может проигнорировать другую.

История цивилизации – это казалось бы история все большего выделения человека из природы. Вначале человек был практически одним из видов животных, и его существование мало чем отличалось от жизни других животных. Затем человек стал использовать орудия для охоты, орудия для земледелия, начал приручать животных, и так стала возникать дистанция между естественной жизнью животного и жизнью человека. Пытаясь избежать неблагоприятных условий климата, человек начал строить жилища. Стараясь обезопасить себя от голода, человек стал возделывать поля и разводить скот. Он сжигал леса, на их месте создавал пастбища и пашни, отводил реки. Так все больше человек начинал менять природу по своему усмотрению, создавая вокруг себя свой собственный мир, «вторую природу» - цивилизацию. Сегодня дело дошло до того, что городской житель может за всю свою жизнь не увидеть «первой» природы, родиться, вырасти и умереть в искусственном мире города. Таким образом, в человеке все время действует какая-то выталкивающая сила, которая все больше гонит его из естественной природы и заставляет создавать свой собственный мир, мир цивилизации. Именно эта сила выделила человека из животного мира, подняла его над природой и сегодня грозит совсем оторвать его от естественной среды обитания. Но было бы неправдой свести все развитие цивилизации только к действию этой выталкивающей силы. Все более выделяясь из природы, человек еще не улетел в космос и не вознесся на небо, он продолжает жить на своей родной планете и все более распространяет на ней сферу своего влияния. Выделяясь из природы, человек все больше распространяет себя на природу – в человеке действует не только выталкивание из природного мира, в нем столь же активно проявляет себя сила погружения в природу. Именно цивилизация дает человеку возможность не только изолироваться от животного, растительного и минерального царств, но и все более глубоко проникнуть в них, познать их законы, расширить поверхность соприкосновения этих царств с человеком. Мы знаем о природе сегодня гораздо больше, чем наши предки, - и это тоже связано с развитием цивилизации. Человек не просто все больше отрывается от природы, он делает это, чтобы все лучше проникнуть в нее и понять ее. Человек призван продолжить природу в формах цивилизации. Для этого ему нужно сначала выделиться из природы, чтобы затем вновь слиться с нею, взаимоподнимая себя и природу на уровень какого-то более мудрого и нравственного состояния цивилизации-природы. С этой точки зрения развитие отношений между природой и цивилизацией прошло пока этап, в котором преобладало разделение, преобладало утверждение цивилизации на своей собственной почве. Ребенок должен перестать держаться за маму, если он хочет научиться ходить, чтобы затем вновь придти к ней, прочно держась на двух ногах. Предшествующая история – это первые самостоятельные шаги цивилизации, когда она постепенно все больше отрывалась от матери-природы и училась ходить на своих собственных ногах. В последнее время в людях нарастает новое отношение к природе, они начинают свое великое возвращение к ней. Это выражается и в озабоченности экологическим кризисом, и в смягчении нравов по отношению к животным, и в рождении синтеза между естественными и гуманитарными науками. Все эти признаки в конце концов говорят о том, что цивилизация подходит к концу своего агрессивного противостояния с природой. Люди должны обрести новую мудрость и понять свою ответственность за тех, кого они приручили (А. де сент Экзюпери).

История цивилизации содержит в себе великую тайну. Если мы посмотрим на историю, мы увидим, как возникали в ней огромные цивилизации. Когда-то великим могуществом обладали цивилизации Вавилона и Египта, Греции и Рима, цивилизации народов Латинской Америки. Каждая из этих цивилизаций когда-то рождалась, достигала своего расцвета и рано или поздно начинала угасать, все более теряя силы и постепенно разлагаясь. Почему некогда могучие цивилизации пришли в упадок? Ученые-историки до сих пор спорят об этом и не могут найти окончательный ответ на этот вопрос. Например, могучая Римская империя, завоевавшая огромные территории, содержащая на своем вооружении великую армию, обладающая неисчерпаемыми по тем временам экономическими ресурсами, к началу нашего тясячелетия и в первые века после рождества Христова начинает все более терять какие-то внутренние силы и постепенно приходит в упадок. Известный русский историк Лев Николаевич Гумилев считал, что каждый народ обладает запасом некоторой внутренней энергии, которую он называл «пассионарностью». До тех пор пока запас пассионарности не исчерпан, будет происходить рост и развитие народа. Как только этот запас подходит к концу, народ сходит с исторической сцены, в людях развивается апатия и скептицизм, они не могут воодушевиться какой-то великой идеей и перестают стремиться к чему-то масштабному. Дух истории покидает этот народ, и он либо рассеивается, либо начинает играть второстепенную роль в истории, теряя свое былое величие. Когда из римской империи стал уходить заряд пассионарности, в Риме распространились нравственное падение, апатия, тяга к роскоши и чувственным удовольствиям, пришли императоры-изверги, такие как Калигула и Нерон. Чтобы обеспечивать боеспособность армии, римлянам приходилось все чаще привлекать на военные посты варваров, так как сами римляне уже теряли стойкость и твердость характера. Так из великого Рима уходила сила, и империя все быстрее двигалась к своему концу.

Близка к этой точке зрения и философия истории немецкого философа и историка Оствальда Шпенглера. Шпенглер считал, что история человечества – это история Культур. Каждая Культура – это большой исторический организм, включающий в себя один или несколько народов, объединенных единой исторической судьбой, общим мировоззрением, религией, экономикой. Каждая Культура проходит в истории свой жизненный цикл – от рождения до смерти, и средняя продолжительность жизни культуры составляет примерно 1000 лет. В мировой истории Шпенглер выделяет 8 Культур: 1)египетская, 2)индийская, 3)вавилонская, 4)китайская, 5)»аполлоновская» (греко-римская), 6)»магическая» (византийско-арабская), 7)»фаустовская» (западно-европейская), 8)культура народов майа. В своем развитии каждая Культура проходит стадии развития: 1)стадию зарождающейся культуры, 2)стадию ранней культуры, 3)стадию метафизико-религиозной высокой культуры, когда все формы Культуры достигают своего максимального развития, не теряя органического синтеза между собой, 4)стадию «цивилизации» – стадию старости и смерти культуры. Основными признаками стадии «цивилизации» Шпенглер считал: 1)развитие массовой культуры, 2)распространение прагматизма, потеря высшего смысла жизни, 3)вырождение творчества в спорт, 4)гипертрофия политики, 5)преобладание экстенсивного (количественного) над интенсивным (качественным), 6)распространение в сознании скептицизма и релятивизма. Проделав анализ западно-европейской культуры, Шпенглер сделал вывод о том, что она прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию «цивилизации» - стадию старости и смерти. Отсюда название главной работы О.Шпенглера – «Закат Европы».

Наконец, сходные взгляды на историю мы находим и в русской философии – в работах В.С.Соловьева, Л.П.Карсавина, С.Л.Франка, В.Ф.Эрна и др. Например, Владимир Францевич Эрн считал, что в истории чередуются периоды медленного количественного роста и резких качественных скачков. Такой характер исторического развития связан с тем, что в истории есть как бы два уровня – уровень высших исторических первообразов (исторических замыслов) и уровень их реализации в нашем чувственном мире. Двигают историю некоторые «жизненные силы», источником которых является высший уровень истории. Например, В.Ф.Эрн пишет: «И в жизни природы, и в истории мы знаем слишком много случаев, когда нарастание сил происходит только до определенного пункта, а затем силы идут на убыль. В Греции нарастали жизненные силы до 4 века до н.э., а потом началось всестороннее разложение; то же самое в более грандиозных формах прошло в Риме. Рим и внутренно и внешне возрастал приблизительно до 3 века, а затем началось разложение и упадок до полной дряхлости и старческого бессилия. Пришли варвары и заложили жизненные основы для нового нарастания исторических сил - общеевропейского» (В.Ф.Эрн «Идея катастрофического прогресса»//Литературная учеба,2/91. – с.133-141, с.134). От чего же зависит наличие или отсутствие «жизненных сил» в истории? История, согласно Эрну, - это выражение Высшего Начала в формах общественной жизни. Высшее Начало - это та цель, к которой движется история, которая наполняет историю смыслом и позволяет говорить о развитии в истории. Выражаясь в истории, Высшее Начало должно выразить себя в конкретных формах. Каждая такая форма конечна, и она не может вместить в себя всей бесконечной полноты Высшего Начала, но только какую-то ее «порцию». Вот эта «порция» и расходует себя в жизни конкретных исторических форм – Культур и цивилизаций. Когда «порция» Высшего Начала будет израсходована в рамках той или иной цивилизации, эта цивилизация угасает в истории и скачком уступает место новой цивилизации, несущей новую «порцию» «жизненных сил». Но эта смена цивилизаций происходит не автоматически, она может и не удаться, и тогда может придти конец Истории в целом.



Сегодня мы находимся на пороге очередной смерти старых исторических форм. Умирает великая цивилизация Анализа, главным принципом построения которой был принцип разделения истории на враждующие народы и культуры. «Жизненные силы» эпохи Анализа подходят к концу. Дальнейшее продолжение цивилизации возможно только на путях Синтеза и объединения ранее враждебных народов и культур. Сможет ли человечество впустить в себя новую «порцию» Высшего Начала, открыть для себя новые горизонты развития – это современная форма гамлетовского вопроса «быть или не быть» для всех нас сегодня...


  1. Знание и познание Природы

В течение всей предшествующей истории выталкивание человека из природы выглядело гораздо более практично, чем его включение в нее. Пока это включение выражалось либо чисто пространственно – в освоении новых природных пространств, либо преимущественно умозрительно – в форме все более глубокого познания природных процессов. Тем не менее, опыт познания природы – это уникальный опыт гармонии цивилизации и природы, пускай и на почве чисто интеллектуальной. Нельзя познать природу, если сознание ученого не настроено в резонанс с природными процессами и их законами. Природа позволяет познать себя лишь тому, кто сроднился с нею, кто ощущает токи ее бытия, и слил себя с нею. Когда Ньютон создавал великую теорию всемирного тяготения, он мог это делать только потому, что в момент творчества сам становился бесконечным пространством и временем, ощущал силу тяготения всех материальных тел друг к другу как силу Божественной любви. Когда Дарвин создавал теорию естественного отбора, он мог это делать только потому, что сам ощущал себя в этот момент в самом центре таинства биологической эволюции, в борьбе и стремлениях миллиардов живых существ. Природа может открыть свои тайны лишь тому, кому она доверяет, в ком она не чувствует чуждого себе начала. Главным условием всякого научного открытия является испытание трепета перед величием природы, преклонение перед ее совершенством и гармонией. Только этот трепет и позволял ученым всех времен и народов делать великие открытия, глубоко проникать в тайны природы. Но затем эта цепочка природного благочестия нарушалась, как только дело доходило до практического воплощения открытых знаний. Достижения науки использовались для покорения и насилия над природой. Тем не менее, до какого-то времени нельзя было обойтись без этого, и природа даже в ущерб себе позволяла цивилизации развивать и усиливать свою независимость. Выражением этой глубокой мудрости природы является развитие научного познания. Все более отрываясь от гармонии с природой на первых порах, научное познание все более начинает великое сближение природы и цивилизации в последнее время. Как говорил Ф.Бэкон, только малое знание удаляет человека от Бога, большое знание вновь сближает человека с Творцом. Не просто накопление знаний, но именно качественное развитие их, процесс познания, все более сегодня становится залогом нашего восстановления гармонии с природой. Развитие познания – это частный случай исторического развития, в котором также можно выделить периоды количественного роста и качественных скачков. Развивается только та область знания, в которой возникают качественные преобразования, в которой продолжает выражать себя Высшая Истина «порциями» своих приращений в новых научных открытиях и теориях. Простое количественное накопление знаний, в котором не происходит качественных преобразований, не может считаться развитием. В.Ф.Эрн писал: «Прежде всего что такое прогресс знаний? Конечно, не простое накопление их, не количественное только увеличение. Астрология существовала тысячи лет, в течение которых астрологические «знания», конечно, увеличивались и росли, почему же никто не станет утверждать, что в астрологии с халдейского периода до средних веков совершался прогресс? Конечно, потому, что простое количественное нарастание не есть качественное повышение. Качественное же повышение знаний бывает только тогда, когда в них нарастает познание» (В.Ф.Эрн «Идея катастрофического прогресса»//Литературная учеба,2/91. – с.133-141, с.135).


  1. 21 век – точка бифуркации

В развитии всякой сложной системы рано или поздно наступают такие моменты, когда система достигает точки выбора стратегий своего дальнейшего развития, и от сделанного выбора в этой точке бифуркации (раздвоения) зависит во многом все дальнейшее развитие системы. 21 век – одна из важнейших точек бифуркации в развитии человеческой цивилизации. В этом веке людям нужно будет окончательно определиться в своем будущем отношениии к природе и выбрать на многие века вперед свою дальнейшую судьбу. Цивилизация уже так сильна, что ей невозможно будет так же относиться к природе, как это было раньше – природа просто погибнет. С другой стороны, изменение отношения к природе нельзя добиться простым решением даже мирового правительства. Для этого нужно изменить тип человека, его мироощущение, и создать новые формы жизни человека в природе. Сможет ли цивилизация решить эту задачу, хватит ли у людей сил и способностей, гибкости и мудрости для выхода на новые уровни своего бытия в мире? Здесь нет готовых ответов и рецептов, более того – решение во многом будет зависеть от того, на что люди смогут решиться и насколько глубоко они осознают происходящие изменения.

Общая проблема дальнейших форм взаимоотношения цивилизации и природы включает в себя множество частных проблем. Это: 1)экологический кризис, необходимость создания нового типа глобального производства, согласование техногенных и биосферных потоков вещества и энергии, 2)демографические проблемы, связанные с продолжающимся ростом народонаселения, 3)проблемы возникновения постиндустриального (информационного) типа общества, связанного с развитием мировых коммуникационных сетей, компьютеризацией и возникновением феномена «мировой деревни», 4)сближение различных культур, формирование единой общепланетарной общности людей и нового синтетического мировоззрения, 5)сближение естественнонаучного и гуманитарного знания, и т.д.

Все эти и множество подобных им проблем в конечном итоге ставят перед человеческой цивилизацией одну задачу практического развития более согласованных с природой форм жизни. Превращаясь в геологическую силу, цивилизация уже не может слишком противоречить целостным законам биосферы без угрозы для ее существования (В.И.Вернадский).


  1. Ценности жизни

Современная цивилизация испытывает так много проблем, что часто говорят о ее кризисе. Основа этого кризиса – старая система ценностей, которая была пригодна для эпохи преимущественного выделения цивилизации из природы и перестает работать для новой эпохи преимущественного согласования цивилизации и природы.

Анализируя кризис современной цивилизации, известный немецкий философ Эдмунд Гуссерль пришел к выводу, что главной причиной этого кризиса является слишком большой отрыв современной культуры от мира обыденной жизни. Современная культура так специализирована, что для того чтобы добиться чего-то в жизни, человеку приходится слишком много энергии своего духа направлять в узком и специальном направлении (наука, искусство, политика, религия). Это приводит к возникновению абстракного сознания у человека, оторванного от ценностей обычной человеческой жизни. Нужно, полагал Гуссерль, вернуться к очевидности обыденной жизни. Человек живет во многих мирах опыта. Все эти миры могут быть разделены на маргинальные миры и мир медиальный. Маргинальные миры человеческого опыта – это миры науки, искусства, политики, религии. Они требуют специального обучения для своего освоения. Медиальный мир – это мир нашей обычной повседневной жизни, не требующий специальной подготовки и одинаковый для всех людей. Это мир общения с друзьями, бытовой жизни, общения с природой – животными и растениями. Все маргинальные миры произошли из медиального мира, когда-то выделились из него, но потом разошлись в разные стороны, специализировались и изолировались друг от друга. Поэтому отношения маргинальных и медиальных миров можно изобразить в следующем виде:




Основа кризиса современной цивилизации, считал Гуссерль, состоит в том, что маргинальные миры так гипертрофировались, что они стали разрушать и подавлять ценности медиального мира, из которого они произошли и силами которого они питаются. В итоге, разрушая мир повседневности, маргинальные миры разрушают и сами себя. Сила медиального мира – в его синтетичности. Слабость его – в изолированности от маргинальных миров. Гуссерль призвал вернуться к ценностям медиального мира («жизненного мира», «жизни»), но вернуться уже на новом уровне – на уровне синтеза с маргинальными мирами (в частности, с философией). Таким образом, проблема новых ценностей будущей цивилизации – это проблема синтеза старых ценностей – ценностей маргинальных миров (науки, искусства, религии, и т.д.) и ценностей обыденного мира человека. Должен возникнуть новый медиальный мир («жизненный мир»), в рамках которого обретут единое основание как старый медиальный мир, так и маргинальные миры человеческого опыта. С этой точки зрения развитие человеческой цивилизации можно представить в форме трех основных этапов:


В синтезе всех начал человеческой культуры видели выход из кризиса современной цивилизации и представители русской философии всеединства (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков и др.). В историческом развитии человеческого общества В.С.Соловьев выделял три этапа-силы: 1)первая сила – это сила недифференцированного синтеза всех начал человеческой культуры, 2)вторая сила – сила анализа и дифференциации культуры, переживаемая нами сегодня, 3)третья сила – сила дифференцированного синтеза, в котором должна найти свое объединение будущая цивилизация.


Смотрите также:
Цивилизация и природа История развития цивилизации
121.61kb.
1 стр.
Цивилизация. Сущность цивилизационного подхода 2 Особенности Российской цивилизации 8
217.88kb.
1 стр.
Лекция философия в системе культуры вопросы: Цивилизация и культура
1037.79kb.
9 стр.
Программа вступительных испытаний по истории
52.97kb.
1 стр.
Основные типы цивилизации. Природные сообщества
1007.46kb.
7 стр.
С. Г. Кара-Мурза Жизнеспособность России как цивилизации
386.34kb.
3 стр.
А урока Тема Дата урока по плану Факти-ческое проведе ние ( дата) Применение икт
136.57kb.
1 стр.
Программа по истории россии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
111.54kb.
1 стр.
Лекция первобытная культура
4210.47kb.
20 стр.
11 класс (11-летка) чог (Углубленный) Тема 10. Основные этапы становления и развития культуры античной Греции
149.34kb.
1 стр.
Программа предмет история Класс 5 «а» Образовательная область Обществознание
330.89kb.
1 стр.
Докладу Ранняя русская история понятия «цивилизация»
79.22kb.
1 стр.