Главная страница 1страница 2 ... страница 9страница 10


РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР

В С Е М И Р Н А Я

И С Т О Р И Я

В СВЕТЕ АНТРОПОСОФИИ

КАК ФУНДАМЕНТ ПОЗНАНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА

GA233

9 лекции Дорнахе с 24. 12. по 01. 01. 1924 г.

во время собрания по случаю учреждения

Всеобщего Антропософского Общества

С О Д Е Р Ж А Н И Е


ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ, Дорнах 24 декабря 1923 г



История души человека в связи с развитием памяти

Прозрение в историю души человека проясняет всемирную историю. Современные представления и воспоминания, чувства, воля и их аналоги у доисторических народов Востока: вместо мыслеобразов - переживание головы, с которым связано переживание всей Земли; вместо чувственных переживаний - переживание пространства собственной груди и сердца, и с этим связано переживание непосредственного окружения Земли и Солнца; вместо индивидуального волеизъявления - переживание подвижности конечностей и связанного с этим отношения Земли к звездному миру. Развитие памяти: локализованная память, привязанная к внешним признакам; происхождение памятников. Ритмическая память, начавшаяся с миграции в Азию; происхождение поэтического искусства. Новейшая временная память, возникшая вместе с греческой культурой. Направление в сторону внутреннего.

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ, 25 декабря 1923 г

Уровни сознания и импульсы развития древних народов Азии

Переживание Вселенной в древние времена. Переживание земного окружения как нижней области четырехступенчатого единого в духовном отношении мирового целого. Дневное сознание: сон наяву, преобразующий впечатления мира в имагинации; переживание элементарных духов. Сон: смутное осознание мира третьей иерархии; углубление до мира второй иерархии. Сознание посвященных: предварение современного бодрственного сознания; чтение и письмо; переживание духовной оставленности; моральность; выравнивание через встречу с существами первой иерархии. Ход внешней истории в беспощадных завоевательных войнах. Заключенный в них импульс к дальнейшему развитию: взаимодействие юных народов со старыми ради обретения сознания и рассудительности с опорой на силы смерти у последних. Изменение ситуации у греков: перевес сил смерти над силами жизни; Троянская война - война страха.

ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ, 26 декабря 1923 г

Египетско-халдейская эпоха. Гильгамеш и Эабани

Двойственность человеческого "я"-сознания в третью послеатлантическую эпоху: начало погружения из духовно-душевного в эфирно-физическое. Гильгамеш и Эабани. Взаимодействие "древней" завоевательской силы Гильгамеша с "юной" ясновидческой силой Эабани, - также и за чертой смерти. Осознавание Гильгамешем всемирно-исторического перехода из внутреннего переживания, а не из принадлежности к азиатским космическим мистериям. Проблема бессмертия. Сознание связи между развитием человечества и развитием Земли. Последний отголосок азиатских космических мистерий в Эфесе; доступность для них эфирного мира. Перевоплощение Гильгамеша и Эабани как учеников Эфесских мистерий; уплотнение прошлых духовно-душевных переживаний в земную мудрость; выработка ясного сознания двойственной природы человека - его принадлежность к земному миру и к высшему духовному миру.

ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ, 27 декабря 1923 г

Мистерии Гибернии и Эфеса. Александр и Аристотель Помрачение сознания и развитие свободы. Подготовка и посвятительные переживания в мистериях Гибернии: способ вживания в Космос, в действие Солнца и Луны. Путь посвящения в Эфесских мистериях; вживание в мировой эфир через прозрение в существо речи; человеческая речь как отпечаток творческого мирового Логоса. Непосредственный отзвук современной духовности в Эфесе; отпечатки этого в греческой культуре. Аристотель и Александр. "Песнь об Александре" патера Лампрехта. Утрата и судьба многих сочинений Аристотеля. Его поучения ученику Александру о Земле и мировом эфире, об отношении человека к стихиям и родстве человека с Землею. Переживание Александром духовности и географической деятельности стихий; его поход на Восток из побуждений, равно привязанных к природному и моральному.

ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ, 28 декабря 1923 г

Особое положение мистерий Эфеса. Александр Великий Характер восточных мистерий: присутствие божественно-духовного; переживание связи природного и морального; переживание родства человека и растительного мира, освобождение от животного царства; зависимость откровения от пространства и времени. Характер греческих мистерий: переживание теневых образов божественно-духовного; независимость откровения от пространства и времени; его зависимость от подготовленности и зрелости отдельного человека. Эфес: отзвук непосредственной реальности духа, но уже вне зависимости от пространства и времени. Нисхождение Греции из "божественной" в чисто земную цивилизацию; начало письменной истории, Геродот; Эфес как последний центр духовной направленности. Значение совпадения даты рождения Александра и поджога Эфеса. Импульс Александра - основание духовного Эфеса. Учреждение академий в Египте и Азии; Александрия. Окончание восточной, воспринимаемой только в имагинациях истории вследствие восхода римского западного мира.

ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ, 29 декабря 1923 г

Связь между откровениями в древней Азии и современной историей влияния аристотелизма

Переходное время между Александром и Юлианом Отступником. Предшествующая культура - несомая импульсами мистерий; последующая - вытекающая из принципа личности. Связь между разделением мира на страну духов, мир душ и физический мир и классификацией всемирноисторических процессов. Трансформация способности памяти в личностную временную память; письменная история; традиция. Мистерия Голгофы и мистерии Гибернии. Продолжение импульса Аристотеля: через Александра духовное природоведение проникает на Восток, затем, только в средневековье, в ослабленном виде - на Запад; благодаря Теофрасту трактаты по логике достигают Запада. Характер Аристотелевой логики как духовного обучения. Продолжение Аристотелева духовного природоведения в потаенной народной мудрости. Парацельс, Беме и другие. Деградация духовного образования со времен Греции: гимнаст, ритор, доктор. Последние отголоски аристотелизма в XIX веке несут все же возможность присовокупления нового откровения к старому. Пожар Эфеса и пожар Гетеанума.

СЕДЬМАЯ ЛЕКЦИЯ, 30 декабря 1923 г

Утрата в новейшее время познания взаимосвязей человека с миром

Последний великий исторический прорыв: переход к эпохе души сознательной. Существовавшее еще в средневековье знание о соответствии микро- и макрокосма. Различие металлов в природе и в человеке. Тончайший вид обмена субстанциями между человеком и Космосом. Физический человек и силы Земли. Силы мирового окружения и эфирное тело; проявление этих сил в белке, поскольку тот является носителем размножения. Распознаваемость действия земных сил или сил окружения в человеческом облике: ноги, голова, руки. Астральное тело и силы по ту сторону пространства. Примеры проникновения земных сил в эфирные или в астрально-эфирные: размножение осы-орехотворки; отношение пчелы, цветка и строительства сот к образованию кристалла кварца. Необходимость обновленного прозрения во взаимодействие членов человеческого существа, связанного с царствами природы; основы нового лечебного искусства. Отношение "я"-организма ко всему минеральному; "я"-организм и тепло; трансформация всего твердого, жидкого, воздушного и теплотворного через их восприятие "я"-организмом.

ВОСЬМАЯ ЛЕКЦИЯ, 31 декабря 1923 г

Пожар Эфеса и пожар Гетеанума

Пожар Эфеса и дошедшая из древности молва о зависти богов. Мистерии как места встречи и "знакомства" людей и добрых богов. Зависть люциферических и ариманических богов. Событие Голгофы как деяние Бога, одаренного высочайшей любовью. Взаимодействие богов и людей становится в эпоху свободы делом физической человеческой жизни. Непритязательность, с которой божественная мудрость предстает на земном плане в средневековье. Указания розенкрейцерского мастера ученику: отношение физического, эфирного и астрального тел к Земле; их собственная принадлежность к иерархиям; особое отношение человека к теплоте. Язык нового духовного откровения в формах и живописи Гетеанума. Статуя богини в Эфесе; статуя Представителя человечества в Гётеануме. Пожар Гетеанума и зависть людей. Преображение страдания в преданность и деятельную силу в связи с духовным импульсом Гетеанума.

ДЕВЯТАЯ ЛЕКЦИЯ, 1 января 1924 г

Возлагаемая антропософией ответственность

Будущая цель антропософского стремления: предотвратить возможность того, чтобы исторически предопределенный человечеству переход Порога осуществился исключительно для материального мира через злоупотребление идейными возможностями. Задача Дорнаха – места, где должно открыто говориться о духовных реальностях. Необходимая бескомпромиссность и честность в отношении антропософского импульса в разных областях жизненной практики. О надежде, связанной с Рождественским собранием. Изречение Краеугольного Камня.



следующая страница >>

Смотрите также:
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия
888.55kb.
9 стр.
П. С. Гуревич философия человека
2313.01kb.
13 стр.
I республиканская научно-практическая конференция имени Г. Тукая Габдулла Тукай как переводчик
102.62kb.
1 стр.
Человеческого духа
1692.85kb.
10 стр.
Догматическое богословие
1647.76kb.
10 стр.
Доклад посвящён анализу мифологем, связанных с формированием постиндустриального общества, начиная от технократической утопии Т. Веблена и кончая концепцией постэкономического общества В. Иноземцева
42.84kb.
1 стр.
Лекция притягательная сила мысли
200.25kb.
1 стр.
Бердяев Н. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности
2000.1kb.
9 стр.
Парадоксы измерения человеческого капитала
676.08kb.
3 стр.
Энергетика, экономика, кризис Энергетика и развитие человеческого потенциала
341.93kb.
1 стр.
Общие положения национальной стратегии устойчивого человеческого развития в Кыргызской республике
68.56kb.
1 стр.
Великая Отечественная война- торжество воинского Духа
377.31kb.
1 стр.