Главная страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
Раздел №3.

Воспитание грамотного отношения к медико-профилактическим мерам

как средству сохранения здоровья человека.

Способы профилактики нарушений зрения, инфекционных и простудных заболеваний. Значение физических упражнений. Осанка. Стресс и выход из него. Прививки, их значение. Санация полости рта и др.

Формы работы:


      1. Встречи-беседы с медицинскими работниками.

      2. Занятия по коррекции незначительных отклонений.

      3. Конференции.

      4. Тестирование.

      5. Анкетирование.

      6. Обследование специалистами.

      7. Выпуск стенгазет, сабюллетеней, антирекламы.

Раздел №4.

Формирование отношения к этикету как норме жизни общества.

Искусство и этикет. Искусство как зеркало этикета и история его развития. Искусство как школа приобщения к этикету. Внешний облик художественного героя и этикет. Этикет общения с искусством. Этикет поведения в театре, на концерте, на художественной выставке. Этикет художественных оценок и бесед.

Спорт и этикет. Этикет об осанке, походке и пластичности человека. Спорт как средство формирования тела. Этикет спортивных занятий и спортивного костюма. Этикет поведения спортсмена. Этикет спортивных состязаний. Этикет спортивных побед и поражений.

Мужской этикет. Облик мужчины с точки зрения этикета. Внимание к женщине. Право на заботу о ней. Готовность к услуге. Понятие галантности, рыцарства. Правило этикета «Женщина всегда права». Рассмотрение этого правила. Границы проявления внимания к женщине. Благородство как неотъемлемое качество мужчины. Проблема физической силы как средства защиты.

Женский этикет. Внешний облик женщины. Роль этикета в формировании женственности. Строгие правила девочки, девушки, женщины. Роль зеркала в формировании облика женщины. Поведение женщины при нарушении мужского этикета.

Болезни и этикет. Этикет поведения больного. Этикет поведения окружающих больного. Запрет на вопросы о болезнях. Деликатный учет болезненного состояния больного. Соблюдение этикета как предотвращение болезни. Этикет больницы.

Природа и этикет. Природа как благо и ценность жизни человека и общества. Общение с природой: бережливость, уважение, защита. Элементы природы в доме человека. Цветы как знак внимания. Символика цветов. Этические правила вручения цветов. Правила букетов. Поведение человека на лоне природы.

Формы работы:



    1. Тренинг. Турнир. КВН.

Раздел №5.

Формирование навыков коллективной творческой деятельности.

КТД: предварительная подготовка, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, ближайшее последействие.

Формы работы:



  1. КТД в классе.

  2. Общешкольные праздники.

  3. Предметные недели.

  4. Научные общества.

  5. Творческие экзамены.

  6. Игровые экспресс-тесты, творческие вечера.



9-й класс.

Раздел №1.

Формирование отношения человека к обществу.

Мечта человека о справедливом обществе. Вечная проблема социализма. Исторический опыт создания справедливого общества. Исторические личности в движении за справедливое общество. Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им.



Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек? Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности.

Конкретное выявление общественной жизни в предметно вещном пространстве, в поведении людей, в материальном обеспечении, в уровне духовных запросов и заботе о духовной культуре. Равновесие материального и духовного как показатель культуры общества.

Поступок отдельного человека в контексте общественного развития. Функции профессионально-должностные и общественные. Виды общественной деятельности. Корыстность благотворительности коммерсантов.

Государство как регулятивный аппарат общественной жизни. Отношение человека к атрибутам государственной власти: праву, суду, армии, милиции, органам управления. Народ и государство. Демократическое государство как власть народа. Мечта человека о демократическом устройстве государства. Гражданин и мещанин – две позиции по отношению к государству. Способы взаимоотношений государства и граждан.

Пресса, радио, телевидение как выразители общественной и государственной жизни. Роль общественных коммуникаций в жизни отдельного человека.

Формы работы:



  1. «Круглый стол».

  2. Пресс-конференции.

  3. Диспут.

  4. Беседа.

  5. Акция.

  6. Клуб.

  7. Конкурс политиков.

  8. Игра «Что? Где? Когда?».

  9. Галерея исторических личностей.

  10. Встречи с государственными служащими.

  11. Телепередача.

  12. Радиогазета.

Раздел №2.

Формирование у подростка представления о самосознании

и его месте в самовоспитании.

Воспитатель объясняет подростку, что значит осознать свое «Я»: что думают и как относятся к нему близкие люди, члены классного коллектива, что такое «Я» - реальное, идеальное, динамическое.

В процессе учебной, внеклассной и внешкольной деятельности подросток учится правильно воспринимать свои способности, социальные роли, статус, образ «Я»: всесторонне анализировать свое отношение к учебе, общению, индивидуальный стиль работы (нравится или не нравится учеба или другой вид деятельности, в каких ситуациях получается наиболее удачно, в каких нет и почему, медленно или быстро удается войти в работу).

Подростка необходимо ознакомить с законами об образовании, о правах ребенка, с уставом школы и другими документами. Путем анализа разных ситуаций педагог учит ребенка выявлять свое отношение к близким, друзьям, одноклассникам и другим людям, включение в отношения с ними.

Ученик ведет дневник, в котором записывает события, происходящие с ним лично и в отношениях с людьми, использует для формирования самосознания произведения литературы, кино, телевидение.

Подросток наблюдает за поведением других людей и черпает в нем информацию для осознания своего «Я». Чтение и изучение специальной психологической литературы, рекомендованной воспитателем, поможет подростку применять психологические знания о человеке к самому себе и больше узнавать себя.


Раздел №3.

Овладение четвертым уровнем этикета:

«Будь естественным в соблюдении этикета».

Занятия в девятом классе проводятся на психологическом уровне. Психологический аспект диктуется возрастными особенностями. Ранняя юность – период требовательной самооценки, недовольства собой, мечтательного планирования будущей жизни, поиска путей самовоспитания. В этот период нельзя отказываться от поведенческого тренинга. Акцент при этом делается на психологический механизм поступка, на психологическое состояние индивидуума.

Когда-то Альберт Швейцер сказал: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Тезис великого человека является ключевым мотивом занятий со старшеклассниками.

Вопросы. Формирование индивидуального этикета. Инстинкт подражания и его роль в обучении этикету. Роль семейной среды как фактора развития личности. Поведенческий пример значимых лиц.

Психология и привычки как основа этикета. Умения и навыки, формирующиеся через многие операции. Контроль и упражнения – путь воспитания навыка.

Внешняя и внутренняя сторона этикета. Мотивы соблюдения этикета: корыстные и бескорыстные. Нравственная оценка этикета при его бескорыстном мотиве. Роль осознания нравственного смысла и назначения этикета при его соблюдении. «Этикет» в мире животных. Биологический механизм «этикета» у стадных животных. Отношение человека к животным. Элементы этикета в отношении к миру животных.

Техника самовоспитания этикета: самооценка, самовнушение, самоприказ, самоанализ, аутотренинг, саморегуляция, самостоятельные упражнения, самоподкрепление. Рекомендованная литература по вопросам этикета.

Этикет и духовное развитие личности. Этикет и бездуховность. Творческий характер этического развития личности. Этикет и такт. Такт как максимальный учет психологического состояния другого человека. «Запретные» темы и вопросы в общении с людьми. Поведение человека среди этически неразвитых людей: сохранение своего «Я» без нарушения взаимоотношений.

Поведение человека во время стрессов и аффектов. Роль этикета как сдерживающего начала. Юношеские настроения и этикет.

Способы обретения психологической свободы в трудных ситуациях. Юмористический взгляд на себя. Ориентация на содержание, а не на форму. Самовнушение. Комплименты окружающим. Забота о самочувствии окружающих. Парадокс обретения своего «Я» при забвении своего «Я».



Формы работы: психологические и этические тесты в помощь осознанию своего поведения в обществе; ситуационные упражнения.

Упражнения проводятся также как и в предыдущих классах, но производится более глубокий анализ. Внутреннего состояния играющих. Ситуации проигрываются неоднократно в целях их углубленного анализа: анализ мимики, жестов, интонации, лексики, стилистики речи, использования предметов.

Следует предлагать старшеклассникам самостоятельное разыгрывание ситуаций, подмеченных или пережитых ими в реальной действительности.

Ситуационные упражнения:


  • В комнату вошла женщина с заплаканными глазами…

  • В очереди: «Ой, мне не хватит клубники, а я хотела сыну в больницу!..»

  • В классе: входишь в пустой кабинет, там беспорядок…

  • Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!»…

  • «А ты знаешь, что говорят про твою подругу?..»

  • «Девушка, а девушка! А как вас зовут?»

  • Начинаешь выступление перед группой людей… заканчиваешь его…

  • Идешь по улице со спутницей, навстречу товарищ со своей подругой, девушки незнакомы…

  • Малознакомый юноша преподносит девушке дорогой подарок…

  • Входит гость и грязной обувью оставляет следы на полу…

  • Человек предложил вам услугу, а вы предполагаете, что мотивы у него корыстные…

Раздел №4.

Формирование представлений о здоровом образе жизни

как гарантии здоровья будущего потомства.

Гигиена девушки и юноши. Алкоголизм, наркомания, курение. Венерические заболевания.

Формы работы:


  1. Беседы.

  2. Лекции.

  3. Встречи со специалистами.


10-й класс.

Раздел №1.

Формирование идеала жизни.

Цивилизация как совокупность материальных ценностей и средств существования человека. Формирование отношения к материальным ценностям. «Вочеловечивание» как взгляд на предмет с позиции человеческой жизни. Забота о сохранности материальных ценностей как забота о благе человека. Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, который призван обеспечить защищенность каждого человека.



Добро – все то, что является благом для другого. Внимание к другому как исходное основание жизни по законам добра. Содеяние добра как усиление и творчество. Индивидуальный вариант поведения по закону добра.

Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни (истина – объективное, не зависящее от воли человека, познанное человеком). Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как ценности. Книга как символ истины и разума. Научная истина и «пошлый здравый смысл».

Ориентация на истину как путь к свободе. Свобода как характеристика достойной жизни.



Красота в жизни человека (красота – все то, что представляет собой гармонию формы и содержания). Красота, помогающая полюбить жизнь. Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человека. Красота человеческого лица («портреты красоты»).

Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте.

Красота мужская и красота женская. Красота детства, юности, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, семье, городе, селе.

Добро, истина и красота как характеристики жизни, достойной человека. Относительность этих понятий и бесконечность стремлений человечества к совершенству жизни.

Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиций добра, истины, красоты. Достойная и пошлая жизнь как антиподы; широкая палитра достойной жизни; многообразие видов пошлого существования.

Добро, истина и красота во взаимоотношениях мужчин и женщин: общечеловеческий аспект, половой аспект. Идеал мужчины и идеал женщины: исторические, социальные, психологические, физические представления.

Формы работы:


  1. Беседы:

    • «Красота истинная и искусственная».

Сравните несколько женских портретов, принадлежащих кисти разных художников. Объясните слова американского поэта Уитмена: «Молодые женщины красивы, пожилые – еще красивее», сравните портреты женщин в разном возрасте, написанные Рембрандтом, Репиным и др. Что характеризует красоту девочки, девушки, жещины-матери, пожилой женщины, женщины преклонных лет?

Как поэты в своих произведениях описывают красоту женщины в разном возрасте?



  • «Когда добро творит зло». Почему говорят: «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад»?

  1. Диспуты.

  2. Классный час «Эталон красоты в жизни и искусстве».Сравните высказывания. Какое из них справедливо, с вашей точки зрения:

  • «Когда величье поражает нас, уж красоту не видит глаз» (Дж. Байрон).

  • «То, что сегодня вызывает восхищение, завтра может вызвать зевоту» (Д. Дидро).

  • «Он красавец, она красавица, почему друг другу не нравятся?» (Поговорка).

Раздел №2.

Формирование готовности к активному самопознанию

и объективному самосознанию.

Увлечь всех воспитанников идеей начать систематическую работу над собой не просто.



Во-первых, необходимо узнать отношение самого подростка к самовоспитанию, выяснить, есть ли у него желание им заняться.

Во-вторых, педагогу потребуется помощь и поддержка родителей, близких, друзей воспитанника. Для привлечения семьи к формированию у подростков потребности в целенаправленном самовоспитании необходимо организовать педагогический всеобуч для родителей, цель которого – показать пути руководства самовоспитанием детей на разных этапах их работы над собой.

Тематика лектория для родителей:

  • «Единство воспитания и самовоспитания – важнейшее условие эффективности педагогического процесса в семье и в школе»;

  • «Личный пример родителей в работе над собой как необходимое условие успешного самовоспитания детей»;

  • «Педагогический такт родителей»;

  • «Оказание помощи детям в самоизучении и составлении программы самовоспитания»;

  • «Формируем идеал самовоспитания».

Начать работу по самопознанию необходимо с разъяснения культуры самопознания, с осознания подростком целевых установок при самонаблюдении. Педагог должен помнить, что процесс самопознания организуется в спокойной обстановке, причем педагог должен помогать словом, постоянно подбадривать воспитанника.

Воспитатель выполняет роль консультанта: рекомендует увеличить или уменьшить ход самонаблюдения, предлагает изложить первые впечатления и переживания в устной или письменной форме, проанализировать мнение друзей, родных, близких.

Педагогу следует часто разговаривать с воспитанником о его прошлом, заостряя внимание на значительных событиях, вспоминать мнения взрослых, родных, близких о подростке.

Если воспитанник отторгает идеал, предлагаемый педагогом, можно поручить ему составить свою «родословную» с этическими портретами предков. Необходимо приобщить учащихся к систематическому планированию собственной работы: изложить план на урок, на день, на неделю, на четверть. В основе деятельности педагога должно лежать уважительное отношение к воспитанникам, доверие к ним. Это поможет подросткам в начале работы над собой найти в себе хорошее и развить его. Психологи рекомендуют побольше мечтать с детьми о будущем, развивать их фантазию, играя в игры «Я в будущем», «Мой город в будущем», «Моя Родина в будущем».

Формы работы:


  1. Социально-психологические тренинги.

  2. Диагностические методы самопознания (анкета-тест «Познай себя», тестовая карта «Знаю ли я себя?», ориентировочно-диагностическая анкета интересов, «Уровень вашей общительности и т.д.).

  3. Психотренинг «Суггестивное самосовершенствование» (активизация резервных возможностей).

  4. Деловой тренинг общения: деловые игры-миниатюры.

Раздел №3.

Развитие творчества и самотворчества, самоуправления.

Что такое творческий процесс? Четыре стадии процесса творчества: подготовка, созревание, озарение, проверка. Качества творческой личности: чувство нового, интуиция, самокритичность, подвижность ума, смелость, независимость суждений, умение синтезировать и анализировать идеи. Что отличает творческую деятельность и высокий уровень мастерства? Эмоционально-эстетическая сторона творчества.

Формы работы:



  1. Творческие экзамены.

  2. Экспедиции.

  3. Деловой тренинг.

  4. Научные творчества.

  5. Кружки, секции, объединения по интересам.

  6. Праздники, мероприятия.

  7. Интеллектуальный марафон «Как стать изобретателем?».

  8. Конструкторское бюро.



11-й класс.

Раздел №1.

Формирование идеала человека, жизненной позиции.

Назначение человека в жизни – мыслить, содействовать благу других, созидать – как принципиальное отличие человека от животного.

Мир в его целостном восприятии. Гармония и единство мира, формирование вкуса к жизни в процессе его целостного восприятия. Общение с миром, как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на Земле.«Отстранение» действительности как способ ее познания и оценки. Общие закономерности человеческой жизни, отраженные в философских воззрениях на мир.



«Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений.

«Присвоение» мира и забота об устройстве жизни на Земле. Участие каждого человека в течение жизни, влияние его на судьбы окружающих. Позиция как дистанция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиций в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный.



Образ человека и образ жизни.

Смерть как прекращение жизни, ее итог как знак конечности жизни и фактор ее ценности. Понятия счастья, совести, долга, свободы как характеристики реальной жизни человека.

Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие этой способности в практической деятельности. Человека как философ: способность отдавать отчет в собственной жизни.

Формы работы:



  1. Беседы.

  2. Диспуты.

  3. Знакомство с жизнью замечательных людей.

Раздел №2.

Формирование навыков безопасного поведения.

Здоровый образ жизни: закаливание, нормальное питание, личная гигиена, хорошие бытовые условия и чередование труда с разумным отдыхом.

Коррекция поведения: разумное поведение в экстремальных ситуациях, в период болезней, физических перегрузок, умственного переутомления.

Саморегуляция чувств, эмоций, переживаний в стрессовых, конфликтных, драматических или трагических ситуациях.

Прогнозирование своей жизни и деятельности с учетом меняющихся обстоятельств, предвидение возможных трудностей, проблем: любые неожиданные травмы, события всегда сильнее разрушают нашу психику и здоровье, чем предвиденные.

Осмотрительность в знакомствах, связях и делах: свыше 90 % убийств, насилий являются следствием неразборчивости в выборе друзей, знакомых, неразборчивости способов и средств достижения цели.

Уход от вовлечения в различные политические кампании – демонстрации, митинги, голодовки: что допустимо для взрослого человека с устоявшимися политическими взглядами и целями, едва ли целесообразно для молодых людей, только вступающих в жизнь.

Формы работы:



  1. Беседы.

  2. Встречи со специалистами.

  3. Психотренинг «Суггестивное самосовершенствование».


Приложение к программе воспитания.
Калейдоскоп возможных форм работы с детьми.

Клубы:

  • «Познай себя».

  • «Здоровье».

  • «Совершенствуй свой разум».

  • «Хозяюшка».

  • «Мастера».

  • «Дедушкина мастерская».

  • «Марьюшка-искусница».

  • «Советы опытных школяров».

  • «Общение».

  • «Этикет».

  • «Юный политик».

  • Мое Отечество».

  • «Родное слово».

  • «Летопись».

  • «Я – житель планеты Земля».

  • «Человек и закон».

  • «Твои гражданские права».

Праздники:

  • «Славим руки матери».

  • «Праздник семейных династий».

Устные журналы:

  • «Очевидное – невероятное».

  • «Моя родословная».

  • «Семейные традиции».

Диспуты:

  • «Можно ли изменить свой характер?».

  • «Что значит владеть собой?».

  • «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

  • «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?».

  • «Можно ли стать красивым?».

  • «Что такое духовность человека?».

  • «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

  • «Если твоя правда несет зло…».

  • «Если твоя ложь несет благо…».

  • «Сеющий неправду пожнет беду».

  • «Разумное и нравственное всегда совпадают».

  • «Кому легче жить – культурному или некультурному человеку?».

  • «Кто счастливее – здоровый нищий или больной король?».

  • «Надо ли любить всех?».


Игры:

  • «Добро пожаловать!» (по ведению домашнего хозяйства).

  • «Школа, которую мы строим».

  • «Тайны вокруг нас».

  • «По каким правилам мы живем?».

  • «Твои гражданские права».

Игры-доказательства:

  • «Суд над пороками людей».

  • «Суд над наркоманией».

  • «Суд над алкоголизмом».

  • «Ложь на скамье подсудимых».

  • «Суд над воровством».


<< предыдущая страница   следующая страница >>

Смотрите также:
Целевая комплексная воспитательная
719.98kb.
6 стр.
Закон РФ «Об образовании»
409.9kb.
3 стр.
Паспорт программы наименование программы
1822.27kb.
12 стр.
Общим собранием коллектива гимназии №8 им. Н. Н. Боголюбова
657.99kb.
4 стр.
Программа развития моу гимназии №19 г. Королева Московской области
236.48kb.
1 стр.
Девятый Международный Форум «комплексная автоматизация промышленных предприятий и проектных организаций»
66.72kb.
1 стр.
Н. О. Фоминой Редакция литературы по биологии Федеральная целевая программа
7772.46kb.
32 стр.
Идеологическая, воспитательная работа в вузе: формы, методы, технологии
97.56kb.
1 стр.
Управленческие решения Целевая ориентация управленческих решений
125.03kb.
1 стр.
Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
761.94kb.
3 стр.
Комплексная медико-социальная оценка состояния здоровья работников государственной противопожарной службы 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение
352.62kb.
1 стр.
Комплексная программа инновационного развития
1574.47kb.
8 стр.